методы и подходы региональной экономики: классификация и обзор
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 29.08.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Понятие и основные методы анализа региона 5
1.2. Сущность и понятие экономического потенциала территории 7
1.3. Инвестиционная привлекательность региона 13
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ 18
2.1. Краткая характеристика региона 18
2.2. Анализ экономического потенциала Пермского края, выявление проблем 20
3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
По совокупности показателей финансовый потенциал региона низкий. Рассмотрим инвестиционный потенциал.Таблица 12Инвестиции в основной капитал, темп роста, %2010г2011г2012г2013г2014г2015г2016гРФ106,3110,8106,8100,898,589,999,1Пермский край101,7105,2104,6123,590,697,196,7 Данные приведены на рис.8.Рис.8. Инвестиции в основной капитал, темп роста, %В 2013 году темп роста превышал российский на 23%, далее темп роста снизился и также как и по стране не доходит до 100%.Таблица 13Инвестиции в основной капитал, доля в ВРП, %2010г2011г2012г2013г2014г2015г2016гРФ19,819,819,519,520,419,620,3Пермский край22,41818,924,921,321,622Данные приведены на рис.9.Рис.9.Инвестиции в основной капитал, доля в ВРП, %Доля инвестиций в ВРП превышает среднероссийские показатели.Инвестиционный потенциал выше среднего.Как выявил анализ экономических показателей, регион имеет низкий экономический потенциал. В Стратегии развития региона до 2026 года указаны следующие сильные стороны и угрозы региона.Таблица 14Возможности и угрозы регионаКонкурентные преимущества/возможностиОсновные угрозы/недостатки1. Сравнительно высокий уровень подготовки учащихся в системах общего и профессионального образования.2. Наличие опыта внедрения инноваций в сфере образования.3.Высокий уровень бюджетных доходов от добывающей промышленности в условиях высоких мировых цен на продукцию.4. Значительная обеспеченность природными ресурсами.5. Значительная обеспеченность энергетическими ресурсами.6. Выгодное территориальное расположение на пересечении транспортных коридоров.1. Сокращение численности населения Пермского края.2. Миграционный отток населения, рост числа квалифицированных кадров, покидающих Пермский край.3. Высокая зависимость экономики края от состояния сырьевых отраслей промышленности региона, как следствие, бюджета края - от конъюнктуры мировых рынков.4. Низкая доля инновационного продукта в структуре ВРП, недостаточный темп развития инновационной экономики. Проанализированные нами показатели подтверждают уровень угроз.К проблемам также можно добавить следующее:-снижение доходов населения, что усилило миграционный отток;-падение уровня промышленного производства.3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАСогласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» к 2020 году в России должно быть создано и модернизировано 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест. Для обеспечения новых рабочих мест рабочей силой в Пермском крае необходимо сделать следующее:-целевое обучение безработных граждан для конкретных предприятий;-переподготовка кадров;-обеспечение привлекательности региона для учащейся молодежи, для чего необходимо тесное сотрудничество ВУЗов и предприятий, предоставление выпускникам гарантированных рабочих мест.Снижение угрозы сокращения ИПП.Необходимо развивать стратегические для Пермского края отрасли промышленности.В Стратегии развития края приоритетные отрасли не выделены и сама стратегия не обновлялась с 2012 года. Здесь необходимы изменения на уровне Правительства края по актуализации стратегии с выделением приоритетных отраслей и планирования восстановления их роста.Как угроза указано - низкая доля инновационного продукта в структуре ВРП, недостаточный темп развития инновационной экономики.Выпуск инновационной продукции происходит, в основном, за счет средних и крупных предприятий. Слабо представлены малые предприятия – их инновационная активность сейчас всего порядка 2%. В рамках федеральной программы поддержки малого бизнеса, оказывается следующая помощь малому инновационному бизнесу (возмещение затрат действующим инновационным компаниям – до 15 млн. руб., предоставление грантов начинающим бизнесменам, имеющим подтвержденный экспертами инновационный проект – до 500 тыс. руб.).Данных мер недостаточно, так как инвестиции от инноваций имеют долгий срок возврата, малый бизнес должен получать для развития льготный период по налогообложению, который должен составлять не менее 5 лет. Такая льгота должна предоставляться малым инновационным предприятиям, которые создают инновационные проекты в вышеуказанных приоритетных отраслях.Согласно исследованию, Пермский край имеет средний инвестиционный потенциал, его можно усилить при помощи создания при Правительстве края проектного офиса для реализации программ с привлечением механизма ГЧП.Общая структура проектного офиса приведена на рис.10.Проектный офис должен взаимодействовать с Агентством развития инвестиций для обмена опытом и поиска инвесторов. Комитеты в министерствах должны предлагать проекты для инвестирования.Рис.10. Структура работы проектного офисаОпишем схему работы проектного офиса:1.Отраслевые комитеты при Министерствах края создают перечень инвестиционных проектов, по которым возможно финансирование по схеме ГЧП и передают в Проектный офис. Перечень проектов формируется ежегодно, в конце отчетного года. Проектный офис получает перечень проектов, подлежащих финансированию в следующем году.2.Проектный офис при содействии агентства по развитию инвестиций производит поиск инвесторов под конкретный проект (организации любых форм собственности).3.Потенциальным инвесторам предоставляется полная информация о проекте: схема финансирования, форма участия, существующая инфраструктура, перспективы проекта, сроки реализации. 4.С инвесторами проводятся встречи с целью детальной проработки схемы сотрудничества и достижения соглашения по спорным вопросам.5.Происходит заключение договора о сотрудничестве по одной из форм ГЧП.6.Проектный офис сопровождает проект весь период его реализации, контролирует бюджет и сроки исполнения.ЗАКЛЮЧЕНИЕИменно экономический потенциал как обобщающее определение, выступает материальной основой региональной и национальной экономики. В этой связи проблемы величины экономического потенциала и методики их определения являются актуальными как для научных исследований, так и с точки зрения формирования инструментария для проведения практического анализа. Величина экономического потенциала региона выступает как показатель, позволяющий оценивать конкурентоспособность регионов и государства в целом, инвестиционную привлекательность, возможности различных секторов экономики и степень капитализации предприятий.Для оценки региона в работе составлена система показателей на основе работ других исследователей. В оценку включены только основные показатели, по которым доступны данные статистики. Оценка экономического потенциала разделена на структурные составляющие: трудовой, хозяйственный, инвестиционный, инновационный и финансовый потенциалы.Рассмотренный в работе Пермский край имеет природно-географические и ресурсные преимущества, но рейтинг среди других регионов низкий. Анализ экономического потенциала показал ряд проблем:-снижение численности населения;-низкий инновационный потенциал;-снижение доходов населения, что усилило миграционный отток;-падение уровня промышленного производства.Для улучшения экономического потенциала дан ряд предложений:-по улучшению обеспеченности рабочей силой;-по коррекции стратегии региона;-по улучшению инновационного и инвестиционного развития.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКБляхман, А.А. оценка социально-экономического потенциала региона. Автореферат дисс. Кандэк.наук. СПб.,2009.-С.6Илларионова, Е.А. Экономический потенциал региона: содержание, оценка, предпосылки сбалансированного развития.диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Старый Оскол,2015.- С.18Рохчин, В.Е., Неустроев С.С. Стратегиче-ский анализ экономического потенциала республики Саха (Якутия) и концептуальные предложения по его развитию// Известия СПбУЭФ. 2012. № 2(74).С. 27- 31Селишева, Т.А. Региональная экономика: учебник/Т.А. Селищева. – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. – С. 27-28.Слепнева, Л.Р. Теория и методология оценки экономического потенциала региона как основы для развития продовольственного комплекса (на примере республики Бурятия). – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. – С. 5 – 13.Салькаева, Д.Ф. Инфраструктурный потенциал в системе социально- экономического потенциала региона -http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2014/02/2.-STATYA_SALKAEVA-D.F.pdfКозина, Е.В. , Гостева С.В Проблемы определения и оценкиэкономического потенциала региона -http://naukovedenie.ru/PDF/99EVN516.pdfРА Эксперт - https://raexpert.ru/ratings/regions/conceptХамадеева А.Р. Оценка инвестиционного климата региона и пути его улучшения Электрон. -http://novainfo.ru/article/2965Шурупова А.С. Оценка и мобилизация экономического потенциала в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях -http://www.science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010_2/shurupova_ocenka.htmВиноградова К.О., Ломовцева О.А. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;-https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9620Новости края -http://zvzda.ru/articles/3d0509ba9e01РИА Рейтинг -http://riarating.ru/regions/Региональная экономика. Конспект лекций - https://www.kgasu.ru/upload/iblock/d3c/22.-eios_konspekt-lektsiy_regionalnayaekonomika.pdfО СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ ДО 2026 ГОДА (с изменениями на: 06.12.2012)-http://docs.cntd.ru/document/430522243http://www.permkrai.ru/government/activity/strategiya-razvitiya-kraya/Топсахалова Ф.М., Лепшокова Р.Р., КойчуеваД.А.Современное состояние и оценка эффективности использования инвестиционных ресурсов в аграрном секторе - http://www.monographies.ru/45
1. Бляхман, А.А. оценка социально-экономического потенциала региона. Автореферат дисс. Канд эк.наук. СПб.,2009.-С.6
2. Илларионова, Е.А. Экономический потенциал региона: содержание, оценка, предпосылки сбалансированного развития. диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Старый Оскол,2015.- С.18
3. Рохчин, В.Е., Неустроев С.С. Стратегиче- ский анализ экономического потенциала республики Саха (Якутия) и концептуальные предложения по его развитию// Известия СПбУЭФ. 2012. № 2(74).С. 27- 31
4. Селишева, Т.А. Региональная экономика: учебник/Т.А. Селищева. – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. – С. 27-28.
5. Слепнева, Л.Р. Теория и методология оценки экономического потенциала региона как основы для развития продовольственного комплекса (на примере республики Бурятия). – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. – С. 5 – 13.
6. Салькаева, Д.Ф. Инфраструктурный потенциал в системе социально- экономического потенциала региона -http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2014/02/2.-STATYA_SALKAEVA-D.F.pdf
7. Козина, Е.В. , Гостева С.В Проблемы определения и оценки экономического потенциала региона -http://naukovedenie.ru/PDF/99EVN516.pdf
8. РА Эксперт - https://raexpert.ru/ratings/regions/concept
9. Хамадеева А.Р. Оценка инвестиционного климата региона и пути его улучшения Электрон. -http://novainfo.ru/article/2965
10. Шурупова А.С. Оценка и мобилизация экономического потенциала в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях -http://www.science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010_2/shurupova_ocenka.htm
11. Виноградова К.О., Ломовцева О.А. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
- https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9620
12. Новости края -http://zvzda.ru/articles/3d0509ba9e01
13. РИА Рейтинг -http://riarating.ru/regions/
14. Региональная экономика. Конспект лекций - https://www.kgasu.ru/upload/iblock/d3c/22.-eios_konspekt-lektsiy_regionalnayaekonomika.pdf
15. О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ ДО 2026 ГОДА (с изменениями на: 06.12.2012)- http://docs.cntd.ru/document/430522243
16. http://www.permkrai.ru/government/activity/strategiya-razvitiya-kraya/
17. Топсахалова Ф.М., Лепшокова Р.Р., Койчуева Д.А.Современное состояние и оценка эффективности использования инвестиционных ресурсов в аграрном секторе - http://www.monographies.ru/45
Методы обучения, классификация и особенности
Методы обучения, классификация и особенности
Это совокупность конкретных методов и приемов образования, труда и обучения. Существует два крайних типа технологий обучения, между которыми находится остальной спектр: знания суммирующие и интеллект в стадии разработки технологии (в дальнейшем просто суммирующие и развивающие технологии). Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний, во втором конкретные знания являются средством формирования системы знаний. В суммирующих технологиях процесс формирования интеллекта не отслеживается. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);б) визуальные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);) практические методы (учащиеся получают знания и развивать навыки, выполняя практические действия). Методы, используемые: 1. убеждение, 2.положительный пример, 3.упражнение (приучение), 4.одобрение-осуждение, 5.требование управления. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия делятся на устные, письменные, графические и обучения рабочей силы. Лабораторные работы-это проведение учащимися по команде учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических устройств. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
Средства воспитания —это конкретные мероприятия работы (беседы, вечера), виды деятельности уч-ся (олимпиады, кружки, конкурсы), а также предметы (картины, фильмы, спектакли), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Новые средства обучения — с помощью современных информационных и образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и ИНТЕРНЕТ...
Сущность и содержание воспитания