Социально - педагогическая деятельность по адаптации ребенка инвалида в приемной семье с применением психолого педагогической диагностики
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 29.08.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по адаптации ребенка-инвалида в приемной семье с применением психолого-педагогической диагностики 6
1.1 Понятие социально-психологической адаптации ребенка-инвалида в приемных семьях 6
1.2 Особенности деятельности социального педагога с приемной семьей с применением психолого-педагогической диагностики 10
Глава 2. Программа социально-педагогической деятельности по адаптации ребенка-инвалида в приемной семье с применением психолого-педагогической диагностики «Мы - семья» 15
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение 30
Работа с семьей по запросу реализуется на каждом этапе сопровождения.Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг развития ребенка в семье дают возможность оценить успешность функционирования приемной семьи и динамики развития ребенка, который помещен в данную семью. После каждой диагностики, мониторинга либо консультации родителям даются психолого-педагогические рекомендации, которые направлены на улучшение внутрисемейных отношений, на решение проблем, которые заявлены приемным родителем, либо выявленных вследствие работы с семьей специалистами. По необходимости назначаются консультации специалистов. Результаты всех диагностик и мониторингов и в том числе заключения и рекомендации вкладываются в личное дело, помогая, тем самым, отследить динамику и вносить исправления в планы сопровождения. Итоговый.В связи с прекращением действия договора о создании замещающей семьи по достижении воспитуемымсовершеннолетия сопровождение замещающей семьи прекращается. Проводится итоговая диагностика, в которую, в частности, входит выявлениестепени готовности к самостоятельной жизни. После этого сопровождение ребенка, который остался без попечения родителей, передается в Службу постинтернатного сопровождения, в независимости от того, сохраняются или нет отношения между ребенком и замещающей семьей. Сохранение теплых отношений ребенка с или нет семьей, степень готовности к самостоятельной жизни дают возможность оценить результативность функционирования приемной семьи и работы специалистов службы сопровождения.Методы работы специалистов:Знакомство с личными делами воспитанников, готовящихся перейти в приемную семью.Анализ результатов диагностики и полученных данных.Плановое посещение замещающих семей. Диагностика семейно-родительских отношений. Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье. Оформление отчетной документации. Анализ работы специалистов и службы сопровождения в целом.Психологическая диагностика возрастных и личностных особенностей приёмных детей, психолого-педагогическая помощь.Оказание долговременной помощи приемным детям, их родителям, всесторонняя поддержка замещающих родителей и приемных детей.Экстренное посещение семей. Оказание помощи. Составление рекомендаций.Проведение индивидуальных бесед с детьми, проживающими в приемных семьях и с приемными родителями по запросам и в зависимости от ситуации.Индивидуальное консультирование по запросу.Разработка плана индивидуального развития ребенка.Составление и коррекция планов сопровождения замещающих семей.Составление карт обследования семей. Пополнение новой информацией папок с методическими материалами и рекомендациями для замещающих семей.Работа со специалистами образовательных заведений, в которых обучаются и воспитываются дети. Составление справок о посещении замещающих семей, ДОУ и школ, которые посещают ребята, которые проживают в приемных семьях. Образовательные заведения (ОУ и ДОУ) – место, в котором ребенок проводит большее количество времени, и взаимодействие между педагогами должно быть довольно тесным. Следует провести беседы с заведующей, социальным педагогом, педагогом-психологом и воспитателем группы, если общеобразовательная школа то с директором, педагогом-психологом, социальным педагогом школы и педагогом. Специалистам, которые работают с семьей, стоит предупредить педагогов образовательного заведения о возможных проблемах, которые могут возникать у этого ребенка при поступлении в новый коллектив, при общении с ровесниками, про пробелы в его развитии. Это помогает педагогам грамотно спланировать собственную работу с ребенком. Нужно учесть, что на этом работа со специалистами образовательных заведений не заканчивается, а продолжается на протяжении всего сопровождения. Это дает возможностьполностью отследить социализацию ребенка в детском коллективе, определить на ранних стадиях школьную дезадаптацию и принять профилактические либо коррекционные меры. Мониторинг всестороннего развития ребенка в семье, отслеживание школьной успеваемости и состояния здоровья и психологического комфорта.Контроль над сохранностью закрепленного жилого помещения за несовершеннолетними. Оказание содействия по взысканию пенсий и элементов с родителей несовершеннолетних.Оказание помощи при взаимодействии с кровными родственниками приемного ребенка.Изучение литературы по социальным и психолого-педагогическим проблемам.Участие в собраниях педагогического коллектива, и в педагогических советах детского дома.Публичный отчет деятельности службы на педагогическом совете детского дома.Каждый вид деятельности, необходимый в рамках сопровождения определенной замещающей семьи, отображаются в индивидуальном плане сопровождения и в отчетной документации.Информация, которую получают специалисты Службы сопровождения из различных источников, помогает наиболее точно оценить ситуацию в семье, предотвратить кризисные моменты и наиболее точно составить план результативного сопровождения приемного ребенка и семьи, которая взяла его на воспитание.Каждый вид деятельности по сопровождению приемной семьи, отражены в плане работы Службы сопровождения приемных семей (приложения 5).Виды сопровождения приемных семей.Служба сопровождения подразумевает следующие виды сопровождения: 1. Мониторинговое сопровождение. Этот вид сопровождения применим к приемным семьям, которые имеют стаж совместного проживания не менее 2-х лет, отношения в которых сформированы, дети приняты в семью. Психологический климат благополучный.2. Активное сопровождение применимо к семьям, чей стаж менее 2-х лет, однако выраженных проблем на этот момент не наблюдается. Психологический климат в семье благополучный. Активное сопровождение отличается от мониторингового большей частотой взаимодействия семей со специалистами Службы сопровождения семей. Эти виды сопровождения реализуются по графику, который выстраивается в соответствии со стадиями сопровождения, и по запросу со стороны приемных семей.3. Кризисное сопровождение реализуется в семье при появлении выраженных проблем самой разной этиологии, которые впоследствии могут привести к распаду приемной семьи. Стаж совместного проживания значения не имеет. Частота взаимодействия с семьей обусловлена необходимостью (критерии см. в приложении 6).Критерии эффективности программы:Положительная динамика развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития).Удовлетворенность ребенка и замещающей семьи.Уменьшение возвратов детей из приемных семей.Способы отслеживания эффективности Диагностика и мониторинг детско-родительских отношений, эмоциональной и личностной сферы ребенка и приемных родителей. Диагностика готовности к самостоятельной жизни (приложение 4). Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье (приложение 3).Беседы, анкетирование, наблюдение (приложение 4).Показатели школьной успеваемости.Результаты медицинских комиссий и заключения врачей.ЗаключениеСемья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные.В психологической энциклопедии приемная семья трактуется в качестве группы людей с близкими социальными либо личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей.В «Словаре терминов по теории социальной работы» приемная семья определяется в качестве малой группы, создаваемой в целях воспитания детей, которые остались без попечения родителей, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.В словаре по социальной педагогике приемная семья трактуется в качестве малой социальной группы, члены которой связаны договорными отношениями, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.К сожалению, в последнее время наблюдается бурный рост инвалидизации населения и не только в России, но и по всему миру. В частности, увеличивается количество врожденных и приобретенных заболеваний. А, кроме того, среди самих инвалидов наблюдаются частые проявления психогений связанных с их переживаниями собственной недееспособности. Инвалидность – это физическое или психическое состояние человека, который в силу некоторых обстоятельств на протяжении длительного времени или всей жизни ограничен либо полностью лишен трудоспособности.Люди много лет страдающие тем или иным дефектом психологами относятся к группе риска по части формирования у них различных психопатологических и невротических проявлений, которые проявляются в результате ослабления барьера психической адаптации. В это связи значительная роль отводится социально-психологической деятельности по адаптации детей-инвалидов.Социальную адаптацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности».На сегодняшний день направления социально-педагогическойдеятельности отражают изменения, которые происходят в социуме, скоторыми связан увеличивающийся спрос на самые разные виды социальной защиты.Социально-педагогическаядеятельность предоставляет возможность решать самый широкий круг задач социальной защиты населения. На сегодня основные направления социальной деятельности отражают изменения, происходящие в обществе, отличающегося возрастающим спросом на оказание различных видов социальной помощи.Список использованных источниковАндреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.Василькова Ю.В. Социальный педагог. Педагогически опыт и методы работы. – М.: Academia, 2010. – 208 с. Зелинская Д. И., Балева Л. С. Детская инвалидность. — М.: Медицина, 2001. – 136 с.Калимуллина Э. Р. Проблемы социальной защиты детей-инвалидов в условиях современного российского общества: автореф.... канд. соц.наук. — Уфа, 2007. – 151 с.Камаев И. А., Позднякова М. А. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. — Нижний Новгород: НГМА, 2004. – 320 с.Козлов В.В. Социальная психология XXI столетия, Том 2. - Ярославль: МАПН, 2005 – 336 стр.Кручкова Я. А. Адаптация детей-инвалидов в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 334-337. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.Мардахаев Е.В. Основы социальной педагогики. – М.: Юрайт, 2016. – 376 с.Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2013. - 200 с.Осадчих А., Лебедев И., Лысенко А. Проблемы инвалидности и инвалидов: современные подходы// Социальное обеспечение. - №4, 2008. - С. 30 – 32.Психология инвалидности. // Сост. Н.А. Соловьева. – Ярославль, 2004. 47 с.Соколова О.В. Семья с ребенком-инвалидом - модель медико-социального обслуживания. – дисс. канд. социолог. наук.- Нижний Новгород, 2003.- 181 с.Социальная педагогика. // под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Юрайт, 2015. – 450 с.Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001.- 600 с.Технология социальной работы. / / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: ВЛАДОС, 2002. -240 с.Приложение
2. Василькова Ю.В. Социальный педагог. Педагогически опыт и методы работы. – М.: Academia, 2010. – 208 с.
3. Зелинская Д. И., Балева Л. С. Детская инвалидность. — М.: Медицина, 2001. – 136 с.
4. Калимуллина Э. Р. Проблемы социальной защиты детей-инвалидов в условиях современного российского общества: автореф.... канд. соц.наук. — Уфа, 2007. – 151 с.
5. Камаев И. А., Позднякова М. А. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. — Нижний Новгород: НГМА, 2004. – 320 с.
6. Козлов В.В. Социальная психология XXI столетия, Том 2. - Ярославль: МАПН, 2005 – 336 стр.
7. Кручкова Я. А. Адаптация детей-инвалидов в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 334-337.
8. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.
9. Мардахаев Е.В. Основы социальной педагогики. – М.: Юрайт, 2016. – 376 с.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2013. - 200 с.
11. Осадчих А., Лебедев И., Лысенко А. Проблемы инвалидности и инвалидов: современные подходы// Социальное обеспечение. - №4, 2008. - С. 30 – 32.
12. Психология инвалидности. // Сост. Н.А. Соловьева. – Ярославль, 2004. 47 с.
13. Соколова О.В. Семья с ребенком-инвалидом - модель медико-социального обслуживания. – дисс. канд. социолог. наук.- Нижний Новгород, 2003.- 181 с.
14. Социальная педагогика. // под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Юрайт, 2015. – 450 с.
15. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001.- 600 с.
16. Технология социальной работы. / / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: ВЛАДОС, 2002. -240 с.
Вопрос-ответ:
Что такое социально-психологическая адаптация ребенка инвалида в приемных семьях?
Социально-психологическая адаптация ребенка инвалида в приемных семьях - это процесс, в ходе которого ребенок инвалид, находящийся под опекой или приемной заботой приемной семьи, приспосабливается к новым социальным и психологическим условиям жизни в семье.
Какие особенности деятельности социального педагога с приемной семьей с применением психолого-педагогической диагностики?
Особенности деятельности социального педагога с приемной семьей включают разнообразные психолого-педагогические диагностики, чтобы оценить уровень развития ребенка инвалида, его проблемы и потребности. На основе результатов диагностики педагог разрабатывает индивидуальный план работы с ребенком и проводит специальные занятия для его адаптации.
Какие методы психолого-педагогической диагностики используются в работе социального педагога с приемной семьей?
В работе социального педагога с приемной семьей используются различные методы психолого-педагогической диагностики, такие как наблюдение, беседы с ребенком и его приемными родителями, тестирование, интервьюирование. Важно определить особенности ребенка и его потребности для разработки индивидуального подхода к работе с ним.
Какова роль социального педагога в адаптации ребенка инвалида в приемной семье?
Социальный педагог играет важную роль в адаптации ребенка инвалида в приемной семье. Он определяет проблемы и потребности ребенка, разрабатывает индивидуальный план работы, проводит специальные занятия и оказывает психологическую поддержку как ребенку, так и его приемным родителям. Он также осуществляет контроль и оценку результатов адаптации и вносит необходимые корректировки в работу.
Какая роль социального педагога в адаптации ребенка инвалида в приемной семье?
Социальный педагог играет важную роль в адаптации ребенка инвалида в приемной семье. Он оказывает психологическую, педагогическую и социальную поддержку как ребенку, так и приемным родителям. Он помогает ребенку приспособиться к новой семье, развивает его коммуникативные и адаптивные навыки, а также помогает приемным родителям преодолевать трудности, связанные с воспитанием и уходом за ребенком инвалидом.
Какие особенности имеет социально-психологическая адаптация ребенка инвалида в приемной семье?
Социально-психологическая адаптация ребенка инвалида в приемной семье имеет свои особенности. Ребенку может быть сложно приспособиться к новой семье, новому режиму и новым правилам. Он может испытывать чувство неполноценности и отверженности, которые могут повлиять на его самооценку и поведение. Поэтому важно обеспечить ребенку психологическую поддержку и поддерживать положительный климат в семье.
Какие инструменты и методы психолого-педагогической диагностики используются в работе социального педагога с приемной семьей?
В работе социального педагога с приемной семьей используются различные инструменты и методы психолого-педагогической диагностики. Это могут быть опросники, наблюдения, беседы, анкеты, тесты, проективные методики и другие. Психолого-педагогическая диагностика позволяет выявить особенности ребенка, его потребности и проблемы, а также определить эффективные методы работы с ним и приемными родителями.
Какие задачи ставит перед собой социальный педагог при работе с приемной семьей, воспитывающей ребенка инвалида?
Социальный педагог, работающий с приемной семьей, воспитывающей ребенка инвалида, ставит перед собой несколько задач. Он помогает ребенку адаптироваться к семейной жизни, развивает его социальные и коммуникативные навыки, помогает преодолеть психологические трудности. Он также поддерживает и консультирует приемных родителей, помогая им справляться с воспитанием и уходом за ребенком с особыми потребностями.
Какие задачи решает социально педагогическая деятельность по адаптации ребенка инвалида в приемной семье?
Социально педагогическая деятельность по адаптации ребенка инвалида в приемной семье направлена на обеспечение его успешного социально-психологического развития и адаптации. Задачи включают оказание помощи в решении проблем образования и воспитания, формирование навыков самообслуживания и социальной компетентности, поддержку в процессе коммуникации и взаимодействия с другими, а также создание условий для поддержания физического и психического здоровья ребенка.
В чем заключаются особенности деятельности социального педагога с приемной семьей?
Социальный педагог, работая с приемной семьей, должен учитывать особенности ребенка инвалида, его потребности и возможности. Он должен быть внимателен к эмоциональному состоянию всех членов семьи, помогать разрешать конфликты и создавать спокойную атмосферу. Социальный педагог также должен оказывать поддержку и консультационную помощь семье, адаптировать программы образования и воспитания под индивидуальные потребности ребенка, проводить психолого-педагогическую диагностику для определения эффективности адаптации и получения рекомендаций по ее улучшению.
Каково понятие социально-психологической адаптации ребенка инвалида в приемных семьях?
Социально-психологическая адаптация ребенка инвалида в приемной семье означает процесс приспособления ребенка к новой семейной среде, ее правилам и требованиям. Это включает адаптацию к социальным взаимодействиям, формированию навыков самообслуживания и соблюдения режима, развитию эмоциональной и психологической устойчивости. Важна также адаптация семьи к потребностям ребенка, его особенностям и требованиям. Этот процесс требует терпения, понимания и поддержки как со стороны семьи, так и со стороны социального педагога.