Влияние игры на эмоциональное развитие ребенка

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 24 24 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 08.09.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Характеристика игры как деятельности 3
2. Анализ понятий «эмоция», «эмоциональное развитие» 9
3. Влияние игры на эмоциональную сферу ребенка 17
Заключение 23
Литература 24


Фрагмент для ознакомления

Для хорошо организованной жизни детей необходимо разнообразие игр, так как только при этих условиях будет обеспечена детям возможность жить содержательной и интересной жизнью.Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника и всех психических процессов, которые наиболее значимы для этого возраста: творчества, воображения, социальных навыков, символического мышления, эмоций и так далее.В игре у ребёнка формируются его чувстваиум, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Она является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой. Через игру легче всего проникнуть в мир ребёнка, повлиять на него. В игре развиваются: детская любознательность, способность к эксперименту, наблюдательность и воля, способность к морально этическим оценкам себя и других. Эстетические вкусы и предпочтения, индивидуальная инициатива и готовность к коллективным действиям. В игре,как во всякой творческой деятельности, проявляется индивидуальность ребёнка, его осведомлённость, личные отношения, вкусы, интересы.Игра – это, прежде всего, общение, преподнесение нового в приемлемой для ребёнка форме, способ установить новые связи с миром. Это область «воображаемого», где решаются проблемы реальности. Игра оказывается своеобразным способом размышления ребёнка о действительности. В ней, экспериментируя, он строит свой, в чём - то новый образ мира.Дети, находясь в сложных отношениях, в которых переплетены симпатия, конкуренция, стремление взять реванш, возможность играть и, наконец, радость общения. В играх потребность в признании каждого ребёнка сталкивается с теми же потребностями остальных детей. Притязания на значимое место среди сверстников нормальны. Для того чтобы реализовать эти свои желания, ребёнок должен научиться чувствовать и верно оценивать других детей, он должен научиться рефлексии.В игре ребёнок творец и субъект собственной деятельности, собственных эмоций. В процессе игровой деятельности он контролирует процесс и моделирует себя таким, каким хотел бы быть. В процессе игры резко обостряются все эмоции, ребёнок переживает не только содержание, но и отношение к себе, он переживает деятельность, и, поскольку он включается, он перевоплощается, у него актуализируются, совершенствуются знания, подходы и формируется деятельность на более высоком уровне. Эмоциональное состояние, возникшее у ребёнка в игре, задерживается, продляется на длительный промежуток времени, так как дети внутренне ещё раз переживают эту игру.Развитие эмоционального отношения в находящемся окружающем мире в дошкольном возрасте, обретает форму установки. В следствии этого, дефект соответственного интереса к данному вопросу, ведет к тому, что учителя нередко упускают его из поля зрения собственной профессиональной работы или решают в недостаточной степени, беспорядочно. К признакам нарушений у дошкольников относят чувственную неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, это все всерьез осложняет отношения ребенка с окружающим его миром.Игра ребенка насыщена самыми различными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность применить игровую работу не только для становления и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики, и коррекции его психических состояний.Исследованием эмоциональной сферы детей занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как: Г. И. Батурина, П. К. Анохин, Л. М. Веккер, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, А. В. Запорожец, К. Изард, В. Г. Ильин, А. Г. Ковалев и другие.На современном рубеже вопросами эмоциональной сферы дошкольников занимаются: С. Н. Абрамова, Л. Ю. Васильева, Е. Е. Голагузова, Н. А. Зуева, Е. В. Короткая, Н. В. Коряковская, Л. Б. Мячина, О. В. Партина, Л. Ю. Проселкова.Правильно организованная психолого-педагогическая работа в предоставленном вопросе имеет возможность не только расширить эмоциональный навык дошкольников, но и изменить или значительно сократить дефекты в их личностном развитии. Одной из главнейших задач на этот момент считается, то что современные дети недостаточно эмоциональны. В настоящее время имеется повышение внимания по задаче психоэмоционального состояния детей. Поэтому, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников - актуальна для рассмотрения и изучения.Для достижения максимального эффекта игра на развитие эмоциональной сферы детей подбирается исходя из психологических особенностей конкретного ребенка.Подвижные игры на развитие эмоций для активного ребенка«Угадай настроение». Цель игры – распознавание эмоций, их выражение через движения. Дети играют роль пчелок. У каждой пчелки – свое настроение. По команде «Пчелки полетели!» ребенок или группа детей выражают эмоции и настроение в движениях. По команде «Пчелки приземлились!» малыши замирают. Ведущий (один из детей) поочередно подходит к каждой «пчелке» и называет, в каком настроении она была. В ответ «пчелка» может рассказать свою историю (что с ней случилось, и почему было такое настроение). Это поможет детям определять эмоции точнее.Ролевая игра «Скульптура». Один или несколько детей выбираются на роль «глины». Остальные – «скульпторы». Цель скульпторов – «слепить» такую фигуру или композицию, которая выражает определенные эмоции детей. Например, фигуру ребенка, который потерял маму и плачет. Или композицию из двух малышей (один якобы ударился, другой его успокаивает). Варианты могут быть самые разные. Помимо развития эмоций, эта игра способствует формированию такого социального навыка, как умение договариваться. Дети испытывают положительные переживания от сотрудничества в группе.«Человек и отражение». Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. Если детей много, их можно разбить на пары. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка «человека». Затем участники меняются ролями.О необходимости развития эмоциональной сферы детей говорится и в таких государственных документах как, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от «17» октября 2013 г. № 1155) включает задачи «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие».Для наиболее полной реализации воспитательных возможностей игровой деятельности и развития эмоциональной сферы детей, педагогу необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть конкретными приёмами организации игры.Эмоциональное отношение ребёнка к игровому персонажу важно для воспитания у него нравственных качеств личности. Воспроизводя в игре отдельные стороны жизни людей и их взаимоотношения, дошкольник активно овладевает нравственными нормами поведения, проникается благородными чувствами и стремлениями.Наблюдение за игрой даёт возможность определить, как складываются отношения со сверстниками: рады дети совместной игре или нет, принимает партнёр инициативу своего товарища или сопротивляется ей, какие конкретно эмоции при этом испытывает ребёнок.Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребёнка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру. Раскрывая разнообразное содержание, способы и приёмы ведения игры, воспитатель тем самым устраняет почву, на которой возникают конфликты, непонимание.Однако большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя определённую роль, взрослый косвенно управляет игрой, незаметно выводя детей из конфликтных ситуаций и предупреждая их.Таким образом, игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и так далее. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.ЗаключениеИтак, игра – это работа, эмоционально насыщенная, требующая от детей определенного душевного состояния и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже выработавшиеся у ребенка образы и привычки эмоционального реагирования, с иной, складываются новые качества поведения, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.Игра – важнейший вид деятельности дошкольников, ей принадлежит значимая роль в развитии и формирования личности ребенка дошкольного возраста. Игра, являясь эффективным средством обучения и воспитания дошкольников, всегда привлекала внимание психологов и педагогов, ведь, по их мнению, игра – «единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена. Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания и для воздействия на ребенка, является, конечно, игровая форма».Анализируя сущность детской игры, следует в первую очередь отметить, что в игре находят свое выражение детское стремление к самостоятельности и их потребность в познании окружающего мира, потребность в общении и эмоцианальном развитии.ЛитератураНемов Р.С. Психология. Учебник/Р.С. Немов. - М.: Кно-Рус.2014, 720 с.(Серия Бакалавриат)Смирнова, Е. О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений обучающихся по спец. ,,Дошкольная педагогика и психология,,/ Е. О. Смирнова. – М. :Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2012. – 368с. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания/ Б. Г. Ананьев, Избранные педагогические труды, -М:институт практической психологии, Воронеж, НПО ,,МОДЭК,,1996.-384Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, Спб,:Питер,2008.-400сВыготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – М. 2002Выготский, Л. С.Педагогическая психология/Л/С.Выготский, М, Педагогика-Пресс, 1996, -536сВыготский, Л. С.Собрание сочинений /Л.С.Выготский, В 6-ти т.- М, Педагогика 1982, -84сЛеонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1, М.: Периодика, 1983.-320Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 2, М.: Периодика, 1983.-320Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб., Евразия 2001. - 478 с.Маркова А.К. Формирование мотивации учение/А.К.Маркова, -М, просвещение, 1990, -205Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. /Под ред.В.В Давыдова, - М., Педагогука, 1989.-544сЭриксон Э. Теория личности/психология личности, В 2-х т.Самара 1996., Т.1.с-305

1. Немов Р.С. Психология. Учебник/Р.С. Немов. - М.: Кно-Рус.2014, 720 с.(Серия Бакалавриат)
2. Смирнова, Е. О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений обучающихся по спец. ,,Дошкольная педагогика и психология,,/ Е. О. Смирнова. – М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2012. – 368с.
3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания/ Б. Г. Ананьев, Избранные педагогические труды, -М:институт практической психологии, Воронеж, НПО ,,МОДЭК,,1996.-384
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, Спб,:Питер,2008.-400с
5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – М. 2002
6. Выготский, Л. С.Педагогическая психология/Л/С.Выготский, М, Педагогика-Пресс, 1996, -536с
7. Выготский, Л. С.Собрание сочинений /Л.С.Выготский, В 6-ти т.- М, Педагогика 1982, -84с
8. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1, М.: Периодика, 1983.-320
9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 2, М.: Периодика, 1983.-320
10. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб., Евразия 2001. - 478 с.
11. Маркова А.К. Формирование мотивации учение/А.К.Маркова, -М, просвещение, 1990, -205
12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. /Под ред.В.В Давыдова, - М., Педагогука, 1989.-544с
13. Эриксон Э. Теория личности/психология личности, В 2-х т.Самара 1996., Т.1.с-305

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказывает игра на эмоциональное развитие ребенка?

Игра способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. В процессе игры дети испытывают разнообразные эмоции, учатся управлять своими эмоциональными состояниями, выражать свои чувства. Умение эмоционально регулировать себя является важной частью эмоционального развития.

Что такое игра и как она связана с эмоциональным развитием?

Игра - это деятельность, которая осуществляется по собственной воле ребенка с целью достижения определенных результатов. В процессе игры дети могут выражать свои эмоции, испытывать радость, горе, страх, смех и другие чувства. Игра позволяет детям развиваться эмоционально, осваивать различные типы эмоций и учиться контролировать их.

Какие понятия связаны с эмоциональным развитием и как они анализируются в статье?

В статье анализируются понятия эмоция и эмоциональное развитие. Эмоция - это коротковременное эмоциональное состояние, которое сопровождается физиологическими и психологическими изменениями. Эмоциональное развитие - это процесс формирования и развития эмоциональных навыков, умений и способностей у ребенка.

Как игра влияет на эмоциональную сферу ребенка?

Игра имеет положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка. В процессе игры дети могут выражать и осознавать свои эмоции, учатся контролировать их, развивают свою эмоциональную интеллектуальность. Игра также способствует развитию эмоциональной устойчивости и умению справляться с негативными эмоциями.

Почему для детей важно иметь разнообразие игр?

Для хорошо организованной жизни детей необходимо разнообразие игр. Только при таких условиях дети смогут жить содержательной и интересной жизнью. Разнообразные игры способствуют развитию различных навыков, умений и способностей у детей, включая эмоциональное развитие. Они помогают расширять кругозор, стимулируют творческое мышление и учат работать в команде.

В чем заключается влияние игры на эмоциональное развитие ребенка?

Игра имеет огромное значение для эмоционального развития ребенка. Во время игры дети свободно выражают свои эмоции, учатся контролировать их, развивают эмоциональный интеллект. Они научаются распознавать и понимать эмоции других людей, а также эмоции свои, что помогает им в общении и взаимодействии с окружающими.

Какие понятия связаны с эмоциональным развитием ребенка?

Эмоция - это особое состояние психической активности человека, сопровождающее его осознанное отношение к какому-либо объекту или событию. Эмоциональное развитие - это процесс приобретения ребенком опыта в ощущении, понимании и выражении эмоций. Важными аспектами эмоционального развития являются эмоциональная осведомленность, эмоциональная регуляция и эмоциональная компетентность.

Как игра влияет на эмоциональную сферу ребенка?

Игра помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства, осваивать их, изучать их различия и особенности. В игре дети могут рассказывать истории, имитировать события, эмоции и поведение других людей. Это позволяет им развивать эмпатию и понимание чужих эмоций. Игра также помогает ребенку учиться регулировать свои эмоции, адаптироваться к новым ситуациям, обучаться социальным навыкам и развивать свою личность.