Принцип правдивости и объективности в журналистике
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 14.09.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА ОБЪЕКТИВНОСТИ/ПРАВДИВОСТИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 4
2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОДЕКСЫ ОБ ОБЪЕКТИВНОСТИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
В Кодексе профессиональной этики российского журналиста в качестве основной профессиональной ценности названа объективность. Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое хотя бы частично искажено против его воли [5].
Однако следует признать, что это не согласуется с реальной практикой, когда востребованность СМИ определяется, прежде всего, его оперативностью. В условиях высокой степени конкурентности журналисты стремятся сообщать о событии или явлении, опередив при этом другие издания, нередко в ущерб принципу объективности.
Общеизвестно, что сегодня отсутствуют четкие границы между традиционными и новыми СМИ, между информацией и развлечением, журналистикой и обществом. На первый план выходит коммерциализация, сенсационность и конкуренция, которые подвергают сомнению объективность, выступающую в качестве миссии журналистики, представляющую цель и ценность для журналистов, которые работают в частных медиа изданиях. В этой связи интерес представляет такой факт: в кодексе Общества профессиональных журналистов в США понятие объективности было изъято как не соответствующее современности — эпохе новых медиа.
Ни в коем случае не отрицая важности принципа объективности, мы полагаем, что в условиях коммуникационной революции и глобализации объективность может быть достигнута путем открытости и прозрачности. К тому же, доверие общества к СМИ также определяется уровнем прозрачности журналистики. Под открытостью и прозрачностью журналистики мы подразумеваем открытость и доступ общества к информации о всех журналистских процессах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение исследования избранной темы позволило сделать следующие выводы.
1. Сегодня СМИ имеют существенную значимость в обществе. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что, освещая одно и то же явление или событие, различные источники апеллируют к разным фактам. Причиной этого не является то, что источники владеют разной степенью информированности, она состоит в том, кто имеет выгоду именно от такого преподнесения освещаемых фактов, явлений, событий. Известно, что фактически каждое издание и каждое СМИ имеет каких-либо спонсоров, чьи интересы должны соблюдаться в работе информационных агентств. Это и является причиной того, что одна и та же информация звучит по-разному в разных источниках.
2. Проблема объективности/правдивости в журналистике является полемической, поскольку данная проблема порождает многочисленные дискуссии в обществе. Люди не могут равнодушно относиться к проблемам, поднимаемым СМИ, потому что они напрямую или косвенным образом влияют на жизнь и жизнедеятельность членов общества. Журналист, освещающий ту или иную проблему, не может при этом не затрагивать интересы определенной части аудитории, которая вправе ожидать от него достоверной информации. Соблюдение принципа объективности, в связи с этим, приобретает существенную значимость в профессиональной деятельности журналиста.
3. Однако далеко не всегда опора на принцип объективности прослеживается в работе журналиста. И это происходит в силу ряда причин, одной из которых являются нарушения этических установок некоторыми изданиями (например, из-за условий коммерциализации), на которые работает тот или иной журналист. Это вызывает у социума опасение относительно возможного снижения стандартов правдивости и объективности в журналистике и заставляет задуматься, насколько реально существование понятия объективности в период массовой субъективности.
4. Журналист, являясь творческой личностью, в ходе профессиональной деятельности ощущает на себе влияние множества факторов, часто вовсе не обращая на них внимания. К такого рода факторам можно отнести авторитет редактора, который желает видеть освещение события или явления по-другому; традиции, закрывающие правду от журналиста, групповое внушение, в процессе которого задействован механизм конформизма. Получило даже распространение такого мнения, что журналистский материал в принципе не может быть объективным, что, прежде всего, объясняется наличием у журналиста индивидуальных качеств и субъективных позиций.
5. Правдивость и объективность с морально-этических позиций являются главными требованиями, предъявляемыми к журналисту и к его профессиональной деятельности. Это отражено во всех кодексах журналистов. И эти требования нельзя игнорировать — независимо от обстоятельств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста: учеб. для вузов. / Д.С. Авраамов. — М.: МГУ, 1991. — 272 с.
Дэннис Э., Мэрилл Дж. Беседы о Масс-Медиа: учеб. / Э. Деннис, Джон Мэрилл. — М.: Вагриус, 1997. — 384 с.
Дерябина, А.С. Правдивость, объективность и гуманизм в восприятии журналистов различных СМИ // Медиаскоп. 2016. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/2133
Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения: учеб. / М.Н. Ким. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2001. — 320 с.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста (Кодекс принят Конгрессом Союза Журналистов России 03.06.1994 г.). Электронный ресурс. Режим доступа: https://finlit.online/pr/kodeks-professionalnoy-etiki-rossiyskogo.html.
Кольцова, Е. Враги объективности / Е. Кольцова // Отечественные записки. — 2003. — №4. URL: http://magazines.russ.rU/0z/2003/4/2003_4_28-pr. html.
Корконосенко, С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. — М.: Аспект Пресс, 2004.
Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. для вузов / Г.В. Лазутина. М.: «Аспект Пресс», 2001. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text6/39.htm.
Международная Декларация принципов поведения журналистов, принятая Конгрессом Международной федерацией журналистов в 1954 году (поправки внесены в 1986 году). Электронный ресурс. Режим доступа: https://lektsii.org/8-8480.html.
Пронина Е.Е. Живой текст»: четыре стилевых признака Net-мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2001. — № 6. — С. 74−80.
Пронина Е.Е. Профессиональная идентичность в условиях трансформации СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 2016. № 1. — С. 46−74.
Профессиональная этика журналистов. Документы и справочные материалы. — М., 1999.
Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики. Учеб. пособие - М.: Изд-во МГУ, 1995.
Сидоров В.А. Познание как сущность общественного бытия журналиста / В.А. Сидоров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. — 2003. — № 2 (10). — С. 110-120.
Смолярова, А.С. Творческие и когнитивные ограничения в реализации принципа объективности в журналистике / А.С. Смолярова // Журналистский ежегодник. — 2014. —
Соколов-Митрич Д. Глаголом разожги // Взгляд. 21 февраля 2014. URL: http://vz.rU/c0lumns/2014/2/21/673791.html.
Стровский, Д. Объективность информации как необходимое условие журналистского познания // RELGA. — № 8 [98]. — 26 августа 2004 г. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=237&leveli=main&level2=articles.
Третьякова, О.В. Правовая культура общества и правовая культура журналиста: условия и результаты взаимодействия / О.В. Третьякова // Право и образование. — 2010. — № 12. — С. 130-143.
Хартия телерадиовещателей // Телевидение и радио: пособие. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 543 с.
19
2. Дэннис Э., Мэрилл Дж. Беседы о Масс-Медиа: учеб. / Э. Деннис, Джон Мэрилл. — М.: Вагриус, 1997. — 384 с.
3. Дерябина, А.С. Правдивость, объективность и гуманизм в восприятии журналистов различных СМИ // Медиаскоп. 2016. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/2133
4. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения: учеб. / М.Н. Ким. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2001. — 320 с.
5. Кодекс профессиональной этики российского журналиста (Кодекс принят Конгрессом Союза Журналистов России 03.06.1994 г.). Электронный ресурс. Режим доступа: https://finlit.online/pr/kodeks-professionalnoy-etiki-rossiyskogo.html.
6. Кольцова, Е. Враги объективности / Е. Кольцова // Отечественные записки. — 2003. — №4. URL: http://magazines.russ.rU/0z/2003/4/2003_4_28-pr. html.
7. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. — М.: Аспект Пресс, 2004.
8. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. для вузов / Г.В. Лазутина. М.: «Аспект Пресс», 2001. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text6/39.htm.
9. Международная Декларация принципов поведения журналистов, принятая Конгрессом Международной федерацией журналистов в 1954 году (поправки внесены в 1986 году). Электронный ресурс. Режим доступа: https://lektsii.org/8-8480.html.
10. Пронина Е.Е. Живой текст»: четыре стилевых признака Net-мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2001. — № 6. — С. 74−80.
11. Пронина Е.Е. Профессиональная идентичность в условиях трансформации СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 2016. № 1. — С. 46−74.
12. Профессиональная этика журналистов. Документы и справочные материалы. — М., 1999.
13. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики. Учеб. пособие - М.: Изд-во МГУ, 1995.
14. Сидоров В.А. Познание как сущность общественного бытия журналиста / В.А. Сидоров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. — 2003. — № 2 (10). — С. 110-120.
15. Смолярова, А.С. Творческие и когнитивные ограничения в реализации принципа объективности в журналистике / А.С. Смолярова // Журналистский ежегодник. — 2014. —
16. Соколов-Митрич Д. Глаголом разожги // Взгляд. 21 февраля 2014. URL: http://vz.rU/c0lumns/2014/2/21/673791.html.
17. Стровский, Д. Объективность информации как необходимое условие журналистского познания // RELGA. — № 8 [98]. — 26 августа 2004 г. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=237&leveli=main&level2=articles.
18. Третьякова, О.В. Правовая культура общества и правовая культура журналиста: условия и результаты взаимодействия / О.В. Третьякова // Право и образование. — 2010. — № 12. — С. 130-143.
19. Хартия телерадиовещателей // Телевидение и радио: пособие. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 543 с.
Вопрос-ответ:
Какой принцип является основной профессиональной ценностью согласно Кодексу профессиональной этики российского журналиста?
В Кодексе профессиональной этики российского журналиста в качестве основной профессиональной ценности названа объективность. Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно.
Что означает принцип объективности в журналистике?
Принцип объективности в журналистике означает, что журналист должен представлять информацию без предвзятости и односторонности. Он должен нейтрально и полно передавать факты, предоставлять мнения разных сторон и давать читателям возможность самостоятельно сформировать свою точку зрения.
Что предполагает принцип правдивости в журналистике?
Принцип правдивости в журналистике предполагает, что журналист должен сообщать только достоверную информацию. Он не должен искажать факты, недостоверно цитировать искривлять смысл высказываний или публиковать ложные сведения. Журналист должен быть ответственным за то, что он пишет, и нести последствия в случае распространения ложных или ошибочных сведений.
Какие профессиональные кодексы регулируют принципы объективности в журналистике?
Профессиональные кодексы, такие как Кодекс профессиональной этики российского журналиста, регулируют принципы объективности в журналистике. Эти кодексы устанавливают стандарты профессиональной этики и требуют от журналистов соблюдения принципов объективности, честности и добросовестности в своей работе.
Что означает ответственность журналиста за достоверность и объективность информации?
Ответственность журналиста за достоверность и объективность информации означает, что он несет ответственность за свои публикации перед своими читателями и обществом в целом. Журналист должен проверять источники информации, предоставлять точные и проверенные факты, а также предоставлять разные точки зрения и мнения. В случае распространения ложной или недостоверной информации, журналист может потерять доверие своей аудитории и подвергнуться правовой и профессиональной ответственности.
Что такое принцип правдивости и объективности в журналистике?
Принцип правдивости и объективности в журналистике подразумевает обязательное соблюдение журналистами их профессиональной этики, которая включает в себя передачу достоверной информации без искажений и предвзятости.
Какие профессиональные кодексы регламентируют принципы правдивости и объективности в журналистике?
В журналистике существует несколько профессиональных кодексов, которые регулируют принципы правдивости и объективности. Например, в России действует Кодекс профессиональной этики российского журналиста, который призывает журналистов быть объективными и предоставлять только достоверную информацию.
За что отвечает журналист в контексте принципа правдивости и объективности?
Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью или под его псевдонимом. Это означает, что журналист обязан предоставлять только правдивую информацию и избегать предвзятого подхода при освещении событий.