Искусство задавать вопросы
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 21.09.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Раздел I. Интервью как вид общения. Виды интервью 5
Раздел II. Мастерство подготовки вопросов ипроведения интервью: основные задачи интервьюера 12
Заключение 23
Список литературы 24
Также следует сказать о необходимости соответствия типов и композиции вопросов, которые используются в интервью, типам и композиции, используемым в анкетном опросе.В бланке интервью содержится введение (где кратко обозначены цель исследования, возможности использования его результатов, приведены сведения о том, кем проводится опрос, указана значимость участия данного лица в опросе), основная часть (вопросы по теме исследования), паспортичка (это вопросы, касающиесястатуса личности и ее демографических характеристик). В конце опросного листа являются уместными вопросы, дающие возможность оценки качества проведенного интервью респондентом, а также предоставление информации о времени начала и окончания интервью, самом интервьюере и подтверждение интервьюером того, что все требования инструкции в проведении интервью точно использованы. 2) Организация и проведение собственно интервью – этот процесс связан с определением места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующей подготовленностью, опытом интервьюера – с другой.Как уже отмечалось ранее, интервьюер имеет особый статус, это активное, деятельностное, мобильное лицо, проводящее беседу по определенному плану. Соответственно, от того, насколько качественно он выполнит свою работу, проявит чуткость, терпение и профессионализм, зависит то, в какой мере получаемая информация будет качественной и надежной. Поэтому особое внимание следует обратить наличность интервьюера, систему технических приемов, обеспечивающих чистоту процедуры интервью и точность получения данных. Проведение интервью требует организационной подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. Интервью может проводиться:на дому (по месту жительства) – это наиболее оптимальный вариант, т.к. сама обстановка располагает к более искреннему общению, а респондент чувствует себя более защищенным; по месту работы (что создает определенные трудности, связанные с выбором свободного времени и соответствующего места для беседы: не рекомендуется брать интервью в обеденный перерыв, нельзя отнимать и рабочее время респондента, следовательно дата и время интервью оговариваются с потенциальным респондентом, чтобы выбрать наиболее оптимальный для него период; место проведения Интервью должно быть также подготовлено заранее и обеспечивать конфиденциальность и рабочую атмосферу); на улице (это, как правило, блиц-опросы). Работа интервьюера связана с осуществлением таких целей:1). Установить контакт с респондентом; 2) правильно поставить вопросы интервью; 3) правильно фиксировать ответы. Задача интервьюера заключается в организационнойподготовке интервью, поиске соответствующих выборке респондентов, наконец, интервьюеру предстоит убедить потенциальных респондентов принять участие в интервью. И это крайне не простая задача.На протяжении всего времени общения с респондентом интервьюер обеспечивает социально-психологическое взаимодействие, способствует созданию дружеской атмосферы, в которой далее будет проходить беседа.Так, вся процедура интервью, начиная с появления интервьюера и с первых его слов, должна предусматривать для опрашиваемых мотивы, побуждающие давать искренние ответы. Интервьюер лично, непосредственно взаимодействует с респондентом: он лично задает ему вопросы (соответственно опросному листу), лично регистрирует ответы. Он ведет беседу, направляет ее. В связи с этим интервьюер должен точно формулировать вопрос; задавать все вопросы, находящиеся в опросном листе и строго в той последовательности, в которой они в нем зафиксированы; точно фиксировать полученные ответы. В ходе опроса ничего не должно меняться – опрос должен быть одинаковым для всех по условиям проведения, по формулировкам и последовательности задаваемых вопросов. Интервьюеру запрещается вступать в дискуссии с опрашиваемыми, прерывать их, подчеркивать личную заинтересованность в результатах исследования. В процессе интервьюирования интервьюер должен занимать нейтральную позицию по отношению к предмету исследования. Во время интервью интервьюер может потребовать от респондента добавочной информации, уточнения и пояснения своей мысли; имеет право указать на обнаружившиеся в ходе беседы противоречия в ответах опрашиваемых.Что касается продолжительности интервью, то, как правило, нет строгого лимита времени. Крайне нежелательно торопить респондента следует дать ему возможность подумать над ответом. Темп интервью зависит от темы исследования, уровня образовательного и культурного развития респондента; возраста респондента. Если изучаемая проблема является слишком сложной, то интервью может проходить в более медленном темпе. Важно избегать крайностей – речь идет о чрезмерно долгом обдумывании ответов, это может стать причиной искажения информации. Чтобы снизить проблему восприятия вопросов респондентами и социально-психологических проблемы опроса, следует по возможности использовать стандартизированные вопросы, учитывать особенности респондента (речь идет об образовании, поле, возрасте и др.). Регистрируются данные в зависимости от вида интервью. Если проводится глубинное или свободное интервью, то возможно использование стенографии, записи в бланк интервью или аудиозаписи, если на то есть разрешение респондента. Также возможно использование записи по памяти, однако в случае, если вопросов не слишком много. При этом, кто бы ни проводил опрос (профессиональный социолог или специально обученный для исполнения этого рода деятельности человек), интервьюер должен изначально обладать набором качеств, потенциально облегчающих его работу в этой роли. Речь идет о коммуникабельности, внимательности, добросовестности, честности, интеллектуальных способностях, культуре поведения, поставленной дикции.Следует также обратить внимание на проблему метода, которая имеет отношение к личности самого интервьюера. Речь идет о так называемом «эффекте интервьюера». Это проявляется на уровне вербального и невербального общения интервьюера и респондента. Такое влияние может быть осознанным (в случае, если интервьюер пытается навязать респонденту ту или иную точку зрения) или бессознательным. Средства нейтрализации «эффекта интервьюера» – правильный подбор и подготовка интервьюеров, а также контроль за результатами их деятельности. Указанные проблемы метода ориентируют на оптимизацию методики проведения и организации интервью. Необходимость совершенствования метода вызвана актуальностью и целесообразностью использования именно интервью в социологической практике».В целом, необходимо заметить, что проведение интервью является достаточно сложной задачей. Во-первых, интервьюеру приходится общаться в разных местах с разными людьми, на различные темы, оперативно реагировать на ответы и реакции респондентов. В большинстве случаев респонденты неохотно соглашаются отвечать на вопросы, а значит, крайне важно сразу же установить контакт, заинтересовать респондента, убедить его, что опрос значим, также значимы мнения и оценки самого респондента. Как отмечалось выше, надо правильно выбрать обстановку проведения интервью. Для проведения интервью следует выбирать уединенное место, чтобы «третьи лица» не оказывали влияния на респондента, чтобы респондент мог открыться.Таким образом, место интервью по возможности следует выбирать особенно тщательно с целью минимизации факторов, препятствующих установлению контакта с интервьюируемым. В интервью важное значение имеет не только вербальное общение, но и невербальное. Интервьюеру следует хорошо владеть невербальными средствами общения. Таким образом, крайне важно, чтобы интервьюер обладал коммуникабельностью, был хорошим психологом, умел установить контакт с респондентом. Необходимо выстраивать беседу таким образом, чтобы респондент чувствовал себя комфортно. В этом случае есть шанс получить правдивые и подробные ответы на интересующие вопросы. ЗаключениеИдеальное интервью (будь оно формализованное или напротив – свободное) – это искусство задавать вопросы, это достаточно оживленная и непринужденная беседа двух увлеченных этим разговором людей. Однако интервьюеру – человеку, который задает вопросы, нужно помнить, что он выступает в качестве профессионального исследователя, имитирует роль и статус равноправного собеседника. Конечно же, искусство задавать вопросы предполагает, что интервьюер умеет их презентовать, а для этого нужны коммуникативные, а возможно и актерские способности. От грамотности вопросов зависит реакция респондентов. Искусство задавать вопросы несопоставимо с качествами нерешительности, стеснительности и растерянности. Вне всякого сомнения, для построения вопросов нужно иметь психологические способности, чтобы найти подход к респонденту, поскольку респонденты обладают различным характером, стилем жизни и социальным статусом. Очевидно, что в ходе интервью у опрашиваемого появляется ощущение, что ему «лезут» в душу, угрожают его личному пространству, как результат, происходит рождение защитной реакции. В таких случаях респонденты могут начинать фантазировать, врать в ответах, что, конечно же, недопустимо, если есть цель получения достоверной информации. Список литературыАверьянов, Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработан.и дополненное. - М., 1998. – 188 с. Белановский, С.А. Методика и техника фокусированного интервью. - М.: Наука, 1993. – 245 с.Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2002. – 208 с.Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Фундаментальная социология. < http://nashaucheba.ru/v36365> Журавлев, В.Ф. Интервью в качественном социологическом исследовании: автореферат дис. ... кандидата социологических наук. - М., 1994. – 18 с.Никандров, В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с.Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 416 с.Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с. [Ресурс локального доступа: диск]Экман, П. Психология лжи. [Текст] – СПб.: Питер, 1999. – 272 с. [Ресурс локального доступа: диск]Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Добросвет, 1998. – 229 с.
1. Аверьянов, Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработан.и дополненное. - М., 1998. – 188 с.
2. Белановский, С.А. Методика и техника фокусированного интервью. - М.: Наука, 1993. – 245 с.
3. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2002. – 208 с.
4. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Фундаментальная социология. < http://nashaucheba.ru/v36365>
5. Журавлев, В.Ф. Интервью в качественном социологическом исследовании: автореферат дис. ... кандидата социологических наук. - М., 1994. – 18 с.
6. Никандров, В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с.
7. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 416 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с. [Ресурс локального доступа: диск]
9. Экман, П. Психология лжи. [Текст] – СПб.: Питер, 1999. – 272 с. [Ресурс локального доступа: диск]
10. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Добросвет, 1998. – 229 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет мастерство подготовки вопросов и проведения интервью?
Мастерство подготовки вопросов и проведения интервью очень важно, так как от этого зависит качество полученной информации. Когда интервьюер хорошо подготовлен, он может задавать точные и информативные вопросы, что позволяет получить полные и объективные ответы от респондента.
Какие основные задачи стоят перед интервьюером при подготовке и проведении интервью?
Основные задачи интервьюера - это сбор максимально полной и точной информации, предоставление удобного и комфортного для респондента интервью, сохранение объективности и нейтральности в ходе интервью, а также установление доверительных отношений с респондентом и создание атмосферы открытого общения.
Каким образом интервью может быть использовано?
Интервью может быть использовано в различных сферах исследований, а также в журналистике и маркетинге. Оно позволяет получить глубокие и детальные ответы от респондента, провести качественный анализ собранной информации и выделить ключевые моменты для дальнейшей работы.
Какие типы и композиции вопросов используются в интервью?
В интервью используются разные типы вопросов, такие как открытые, закрытые, альтернативные и провокационные. Композиция вопросов может быть логической, прогрессивной или случайной. Выбор типов и композиции вопросов зависит от целей исследования, характера респондента и других факторов.
Почему важно соответствие типов и композиции вопросов в анкетном опросе и интервью?
Соответствие типов и композиции вопросов в анкетном опросе и интервью важно для обеспечения консистентности и надежности данных. Если типы и композиция вопросов в этих методах различаются, то ответы респондентов могут быть неоднозначными или несопоставимыми, что затрудняет анализ и интерпретацию результатов.
Зачем нужно задавать вопросы при проведении интервью?
Задавая вопросы, интервьюер получает необходимую информацию от собеседника. Это позволяет углубиться в тему исследования, выявить мнения и точки зрения, а также собрать фактические данные.
Какие задачи ставит перед собой интервьюер при подготовке вопросов?
Интервьюер должен определить цель исследования, а также выяснить, какую информацию ему необходимо получить от собеседника. Он также должен учитывать разные типы и композицию вопросов, чтобы составить максимально эффективный список вопросов.
Какова роль введения в интервью?
Введение в интервью содержит краткое описание цели исследования, а также объясняет, какие результаты могут быть получены из интервью. Это помогает собеседнику понять, почему его мнение важно и как он может помочь в достижении цели исследования.