Лицензирование экспорта и импорта товаров на единой таможенной территории ЕАЭС

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное право
  • 31 31 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 23.09.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы лицензирования при ведении внешнеэкономической деятельности 5
Глава 2. Практика применения методов лицензирования экспорта и импорта товаров 16
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования механизма лицензирования экспорта и импорта товаров на единой таможенной территории ЕАЭС 22
Заключение 27
Список использованных источников 29

Фрагмент для ознакомления

В связи с введением в действие 10 октября 2014 года Договора о ЕврАзЭС, выдача лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками ТС в рамках ЕАЭс в торговле с третьими странами осуществляется в порядке, определенном Приложением №7 к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Основные положения по этому вопросу также можно найти в подпункте 6 пункта 2 статьи 13, статьях 24 и 30 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».Большое количество нормативных актов, регулирующих эту проблему, приводит к нарушению правил движения таких товаров участниками внешнеторговой деятельности.Поэтому необходимо систематизировать законодательную базу, касающуюся лицензирования во внешней торговле, которая будет действовать на всей территории ТС.Еще одна проблема, как показала практика, заключается в получении лицензии на перемещение шифровальной техники. Российские таможенники задерживают части на границе партии сотовых телефонов, потому что список товаров, подлежащих проверке, не является достаточно конкретным, он содержит такие фразы, как «оборудование и его части».При этом, у таможни появились подозрения, что крышка телефона может быть оборудована криптографией. Теперь эти средства - и многие типы оборудования оснащены возможностями шифрования - должны быть «уведомлены» в уполномоченном государственном органе соответствующей страны.В России около месяца в 2010 году выясняли, какая организация должна это делать.В начале февраля 2010 года новые процедуры (теперь импортер оборудования, содержащего криптографию, уведомившего ФСБ, этот отдел выносит заключение о возможности ввоза.) Министерство промышленности и торговли выдало лицензии на импорт криптографических устройств) были предписаны в инструкциях, и скопление на границе такого оборудования постепенно исчезло.Только список средств, импорт которых на территорию ТС ограничен, довольно расплывчат. В нем присутствуют формулировки вроде «телекоммуникационное оборудование и его части, имеющие функции шифрования». Например, крышка от телефона является частью телекоммуникационного оборудования. И что в нем нет функций шифрования - импортеру все равно придется это доказать. У должностных лиц таможни была веская причина задерживать товары и требовать от владельцев все новые документы.Чтобы импортировать запасные части, импортеры должны подробно описать импортированные запасные части и пояснительные примечания о том, что эти части не могут содержать шифры.В отсутствие лицензии ФСБ таможенные органы требуют от экспертов заключения о невозможности создания шифров с помощью той или иной детали. И кто может быть экспертом по этому вопросу, официальные документы не говорят. Специалистов ФСБ вряд ли хватит для всех подобных случаев. Таким образом, мы можем ожидать роста контрабанды на рынке электроники.В случае отсутствия таких ситуаций необходимо предписать список товаров, к которым применяются такие ограничения, без какой-либо двойной интерпретации. Законодательная база должна быть четкой и одинаково понятной как для участников внешней торговли, так и для таможенников.Общеизвестно, комиссия таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу должна быть упрощена.Процедура перемещения лицензионных товаров, а также оперативный и централизованный контроль за перемещением этих товаров - это довольно сложные операции, требующие много времени и усилий.Следовательно, можно сделать вывод, что упрощение этих видов деятельности посредством быстрого обмена электронными данными приведет к минимизации времени, затрачиваемого на осуществление этой деятельности.В этой связи такие сферы деятельности в области таможни как:-упрощение офисной работы и оборот документов во внешней торговле, в том числеосуществляемых при таможенном оформлении, с использованием современных технологий при формировании документов, а также широкой компьютеризации таможенного дела;-использование процедур для предварительного и последующего таможенного оформления экспорта и импорта;-широкое внедрение совместного пограничного и внеграничного таможенного оформления - может способствовать повышению эффективности как участников внешней торговли, так и таможенных органов, то есть эффективности внешней торговли в целом.В целях повышения эффективности контроля за перемещением товаров, ограниченных или запрещенных для импорта или экспорта через таможенную границу Таможенного союза, необходимо увеличить взаимодействие таможенных органов Российской Федерации (ТС) со странами импортеров и экспортеров. Необходимо также наладить сотрудничество с другими службами государственного контроля, ассоциациями и с участниками внешнеэкономической деятельности.Отсюда можно заключить, что механизм лицензирования в области экспорта и импорта не является идеальным и требует дальнейшего совершенствования.Совершенствование нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации предполагает его согласование с правилами и положениями ВТО, внесение изменений и дополнений в законодательную базу для упрощения процедур лицензирования и создание необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями своих прав и возможности продвижения российских товаров на мировой рынок.В случаях дискриминационных ограничений на экспорт российских товаров торговыми партнерами России действующее законодательство вводит изменения и дополнения, требующие ответных мер.ЗаключениеМеждународная торговля - это определенная система международных различных товарно-денежных отношений, которая складывается из определенной внешней торговли между государствами мира.Современная внешнеторговая политика - это система мер, направленных на защиту конкретного внутреннего рынка или активное стимулирование увеличения объема внешней торговли, значительное изменение ее структуры и ключевых областей товарных потоков.На сегодняшний день существует две ключевые системы внешней торговой политики: протекционизм и свободная торговля. Государство использует различные инструменты для регулирования внешнеэкономической деятельности.Особое место в ряде нетарифных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности занимает лицензирование.Лицензирование в области внешнеэкономической деятельности в таможенном союзе осуществляется на основании Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года.В соответствии с этим соглашением выдача лицензий осуществляется в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками Таможенного союза в рамках ЕАЭС. Правовые основы для прямого применения лицензирования в Евразийском экономическом союзе можно назвать международно-правовыми актами, различными национальными нормами стран-участниц. Прежде всего, лицензирование всегда осуществляется в строгом соответствии с положениями Договора об Евразийском экономическом союзе.Он был подписан в Астане 29 мая 2014 года, а именно Приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования для третьих стран.Также, существует также ряд наднациональных документов, которые регулируют лицензирование современных нормативно-правовых документов. Существуют три основных типа лицензий, которые применяются в ЕАЭС, а именно: разовые; генеральные; исключительные.Сегодня наиболее распространенной формой регулирования является генеральная лицензия.Она предоставляет любому лицу определенное право импортировать обозначенные продукты в течение длительного периода времени, без ограничений, непосредственно в отношении количества и страны происхождения или только из этих стран.Еще более свободная, а также относительно новая форма регулирования современной внешнеторговой деятельности представлена ​​автоматическим лицензированием.Сегодня возможно выделить ряд проблем лицензирования в условиях функционирования ЕАЭС.Очевидна проблема нормативно-правового регулирования этого вопроса.Следующая проблема заключается в признании отсутствия единообразия в применении этой меры на всей территории ЕАЭС.Третью проблему можно назвать влиянием определенного человеческого фактора непосредственно при принятии различных решений о выдаче лицензий. Для решения этих проблем необходима долгосрочная скоординированная политика всех стран-членов ЕАЭС.Список использованных источниковНормативно-правовые акты1.Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) 2.«Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» (Заключено в г. Москве 09.06.2009) 3.Соглашение Правительств государств – членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 (ред. от 22.06.2011) «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» 4.Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132 (ред. от 16.08.2012) «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Российская газета. 2009. № 227. 5.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (ред. от 15.11.2016) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» 6.Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2010 № 1567-р (ред. от 18.03.2014) «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных приложениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами» 7.Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2014 № 1277-р (ред. от 09.10.2014) «Об утверждении перечня организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии» Учебники и учебные пособия8.Арустамов Э.А. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. М.: КНОРУС, 2011. 168 с. 9.Бондаренко А.О. Лицензирование как мера нетарифного регулирования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №11-10. С. 96-101. 10.Борисова И.И. Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Издательство Нижегородский государственный университет, 2010. - 72 c. - ISBN 11.Гурова Е.С., Безуглов Д.А. Категорирование товаров при лицензировании экспортно-импортных операций // Фундаментальные исследования. 2016. № 11-2. С. 373-377. 12.Дмитриева М.А. Применение методов нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. №5. 13.Дмитрикова Е.А. Особенности лицензирования внешней торговли товарами // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №2. С. 130-133. 14.Мансуров Т.А. Евразийская экономическая интеграция: опыт и перспективы: учебное пособие. М.: Издательство ИПЦ «Русский раритет», 2015. – 29 с. - ISBN 978-5-7034-0301-3; 15.Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Таможенное дело: учебник. М.: Юрайт. 2014. 408 с. 16.Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др. М.: Издательство «Омега-Л»,2015. – 831 с. - ISBN 978-5- 370-01882-4;17.Райзберг Б.А. Большой экономический словарь. М.: Эксмо. 2011. 712 с. 18.Трофимов А.В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 25-1. С. 77-80. 19.Трошкина Т.Н. Нетарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации // Реформы и право. 2010. № 4. С. 34-42. 20.Шульга М.Г. Нетарифные методы регулирования во внешнеэкономических отношениях // Проблемы законности. 2011. № 117. Диссертации и авторефераты диссертаций21.Сорокина, М. Н. Таможенная пошлина: Проблемы нормотворчества и правоприменения. автореф. дисс. ... канд. юрид. наук.: 08.00.10 / М. Н. Сорокина. – Саратов, 2009. – 26 с; 22.Ратушняк Е.С. Формирование единого экономического пространства в рамках ЕАЭС.: автореф. дисс. канд. эк. наук. М., 2014. – 12 с; 23.Хапилин С.А. Развитие Евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования: дисс. канд. эк. наук. Ростов-на-Дону, 2015. - 281 с;Периодические издания24.Егиазарова В.П. Проблемы правовового регулирования таможенных процедур / В.П. Егиазарова // Налоговый вестник. – 2011. – №1. – С. 28–30.25.Ершова И.В. Лицензирование как способ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. 2013. № 2. С. 221.26.Щебарова Н.А Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. // МЭ и МО. – 2010. - №3. – С. 70.Электронные ресурсы27.14-е заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20733:1 4-&catid=40:2011-01-24-15-02-45 28.15-е заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?id=21260: 15&option=com_content&view=article 29.17-ое заседания Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http://sktu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=494219& Itemid=13 30.18-е заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2016/04/05/0004

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1.Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017)
2.«Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» (Заключено в г. Москве 09.06.2009)
3.Соглашение Правительств государств – членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 (ред. от 22.06.2011) «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами»
4.Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132 (ред. от 16.08.2012) «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Российская газета. 2009. № 227.
5.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (ред. от 15.11.2016) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»
6.Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2010 № 1567-р (ред. от 18.03.2014) «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных приложениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами»
7.Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2014 № 1277-р (ред. от 09.10.2014) «Об утверждении перечня организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии»

Учебники и учебные пособия

8.Арустамов Э.А. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. М.: КНОРУС, 2011. 168 с.
9.Бондаренко А.О. Лицензирование как мера нетарифного регулирования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №11-10. С. 96-101.
10.Борисова И.И. Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Издательство Нижегородский государственный университет, 2010. - 72 c. - ISBN
11.Гурова Е.С., Безуглов Д.А. Категорирование товаров при лицензировании экспортно-импортных операций // Фундаментальные исследования. 2016. № 11-2. С. 373-377.
12.Дмитриева М.А. Применение методов нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. №5.
13.Дмитрикова Е.А. Особенности лицензирования внешней торговли товарами // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №2. С. 130-133.
14.Мансуров Т.А. Евразийская экономическая интеграция: опыт и перспективы: учебное пособие. М.: Издательство ИПЦ «Русский раритет», 2015. – 29 с. - ISBN 978-5-7034-0301-3;
15.Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Таможенное дело: учебник. М.: Юрайт. 2014. 408 с.
16.Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др. М.: Издательство «Омега-Л»,2015. – 831 с. - ISBN 978-5- 370-01882-4;
17.Райзберг Б.А. Большой экономический словарь. М.: Эксмо. 2011. 712 с.
18.Трофимов А.В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 25-1. С. 77-80.
19.Трошкина Т.Н. Нетарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации // Реформы и право. 2010. № 4. С. 34-42.
20.Шульга М.Г. Нетарифные методы регулирования во внешнеэкономических отношениях // Проблемы законности. 2011. № 117.


Диссертации и авторефераты диссертаций

21.Сорокина, М. Н. Таможенная пошлина: Проблемы нормотворчества и правоприменения. автореф. дисс. ... канд. юрид. наук.: 08.00.10 / М. Н. Сорокина. – Саратов, 2009. – 26 с;
22.Ратушняк Е.С. Формирование единого экономического пространства в рамках ЕАЭС.: автореф. дисс. канд. эк. наук. М., 2014. – 12 с;
23.Хапилин С.А. Развитие Евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования: дисс. канд. эк. наук. Ростов-на-Дону, 2015. - 281 с;

Периодические издания

24.Егиазарова В.П. Проблемы правовового регулирования таможенных процедур / В.П. Егиазарова // Налоговый вестник. – 2011. – №1. – С. 28–30.
25.Ершова И.В. Лицензирование как способ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. 2013. № 2. С. 221.
26.Щебарова Н.А Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. // МЭ и МО. – 2010. - №3. – С. 70.

Электронные ресурсы

27.14-е заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20733:1 4-&catid=40:2011-01-24-15-02-45
28.15-е заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?id=21260: 15&option=com_content&view=article
29.17-ое заседания Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http://sktu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=494219& Itemid=13
30.18-е заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2016/04/05/0004

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы рассматривает книга "Лицензирование экспорта и импорта товаров на единой таможенной территории ЕАЭС"?

В книге рассматриваются теоретические основы лицензирования при ведении внешнеэкономической деятельности на единой таможенной территории ЕАЭС.

Что включает в себя практика применения методов лицензирования экспорта и импорта товаров?

Практика применения методов лицензирования включает в себя основные принципы и методы регулирования экспорта и импорта товаров на единой таможенной территории ЕАЭС.

Какие проблемы и пути совершенствования механизма лицензирования экспорта и импорта товаров рассматривает книга?

Книга рассматривает проблемы и пути совершенствования механизма лицензирования экспорта и импорта товаров на единой таможенной территории ЕАЭС, включая улучшение системы регулирования, снижение бюрократии и повышение прозрачности процесса.

Какие источники были использованы при написании книги "Лицензирование экспорта и импорта товаров на единой таможенной территории ЕАЭС"?

В книге приведен список использованных источников, включающий академические статьи, законы и положения, аналитические отчеты и другую специализированную литературу по теме лицензирования экспорта и импорта товаров на единой таможенной территории ЕАЭС.

Какой период охватывают данные в книге "Лицензирование экспорта и импорта товаров на единой таможенной территории ЕАЭС"?

Данные в книге охватывают период с введения в действие Договора о Евразийском экономическом союзе 10 октября 2014 года и последующих изменений в законодательстве ЕАЭС.

Что такое лицензирование экспорта и импорта товаров?

Лицензирование экспорта и импорта товаров - это процесс, который контролирует государство и регулирует перемещение товаров через границу. Лицензии требуются для определенных видов товаров, их важности для национальной безопасности или соображений политики.

Какие основные принципы лицензирования при ведении внешнеэкономической деятельности?

Основные принципы лицензирования при ведении внешнеэкономической деятельности включают: соблюдение правил и норм законодательства, защиту интересов государства, стимулирование развития экспорта и импорта, обеспечение гарантий выполнения договорных обязательств.

Какие методы лицензирования экспорта и импорта товаров применяются в практике?

В практике применяются разные методы лицензирования экспорта и импорта товаров, такие как лицензии на товары с двойным назначением, лицензии на товары, связанные с защитой окружающей среды, контрольные списки товаров и технологий, разрешительные документы и т. д.

Какие проблемы могут возникнуть при лицензировании экспорта и импорта товаров на единой таможенной территории ЕАЭС?

При лицензировании экспорта и импорта товаров на единой таможенной территории ЕАЭС могут возникнуть проблемы, связанные с отсутствием единого подхода к лицензированию, несоответствием правилам и требованиям, сложностью получения лицензий, а также фальсификацией документов.

Какие пути совершенствования механизма лицензирования экспорта и импорта товаров на ЕАЭС?

Пути совершенствования механизма лицензирования экспорта и импорта товаров на ЕАЭС включают установление единых стандартов и правил, упрощение процедур получения лицензий, повышение надежности и прозрачности системы, а также сотрудничество между государствами-участниками.