Роль контекста в реализации и функционировании значений слов
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 27.09.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие контекста в лингвистике 5
2. Значение контекста в реализации и функционировании значений слов 11
Заключения 17
Список использованной литературы 19
Таким образом, макроконтекст представляет собой анекдот как речевой жанр.
В макроконтексте, так же как и в микроконтексте, могут быть выделены аванконтекст – расположенная до языковой игры часть текста; постконтекст – расположенная после языковой игры часть текста.
Таким образом, контекст и значение слова имеют диалектические отношения. При этом значения слов порождают контексты, тогда как сами контексты также являются факторами порождения новых значений и их оттенков.
При рассмотрении взаимодействий контекста и значения слова необходимо разделять лингвистический и стилистический контекст. Так, стилистический контекст, в частности, в художественном тексте, способен порождать новые значения, а также эмоциональную и экспрессивную окраску.
Также при анализе значений слов и контекстов возможно опираться на следующие понятия:
микроконтекст – ближайшее языковое окружение определённого слова;
макрокотнекст состоит из микроконтекста и метатекста;
метатекст.
Заключения
В первой части исследования были рассмотрены теории о контексте как лингвистическом понятии.
Понятие контекста в лингвистике имеет различные трактовки. В самом общем понимании контекстом обозначается любой фактор, который влияет на интерпретацию лингвистических знаков. Ряд лингвистов настаивают на том, что контекст является отнюдь не факультативным явлением, и, напротив, должен восприниматься как неотъемлемая часть текста, так как любой текст не мыслим без контекста.
В наиболее распространённых классификациях контекст разделяют на лингвистический и экстралингвистический. Помимо этого, относительно лингвистического контекста выделяют типы переменного и постоянного контекста. В лингвистическом контексте выделяют такие элементы, как:
семантически реализуемое слово;
ключевое слово, или индикатор;
модель лексической сочетаемости;
модель синтаксической сочетаемости.
Во второй части было исследовано значение контекста в процессе реализации и функционирования значений слов.
Контекст и значение слова имеют диалектические отношения. При этом значения слов порождают контексты, тогда как сами контексты также являются факторами порождения новых значений и их оттенков.
При рассмотрении взаимодействий контекста и значения слова необходимо разделять лингвистический и стилистический контекст. Так, стилистический контекст, в частности, в художественном тексте, способен порождать новые значения, а также эмоциональную и экспрессивную окраску.
Также при анализе значений слов и контекстов возможно опираться на следующие понятия:
микроконтекст – ближайшее языковое окружение определённого слова;
макрокотнекст состоит из микроконтекста и метатекста;
метатекст.
Список использованной литературы
Азимова С.Р. Фраземы как единицы постоянного контекста // Ученые записки. – 2015. - №24. – С. 154-159.
Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. – Л., 1963. – 208 с.
Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык:учебник для вузов / науч. ред. П.Е. Бухаркин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.
Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография: избр. труды / АН СССР, Отд-ние лит. и яз.; [отв. ред. В.Г. Костомаров]. – М.: Наука, 1977. – 310 с.
Виноградов, В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове: учеб. пособие для вузов / МГУ. – М.; Л.: Учпедгиз, 1947. – 784 с.
Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. — М., 1960. — Т. 1. — С. 299-309.
Иванова О.Е. Контекст: слово в языке и в словаре // Русская речь. – 1994. - №3. – С. 39-43.
Кечкеш И. Слово, контекст и коммуникативное значение // Вестни РУДН. Серия Лингвистика. – 2014. - №1. – С. 7-18.
Колесникова К.А. К вопросу о роли контекста в процессе смыслового становления значений языковых единиц // Филологические науки. Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/17_APSN_2013/Philologia/3_141406.doc.htm (дата обращения: 28.08.2018).
Колшанский Г.В. Контекстная семантика. – М.: Либроком, 2010. – 152 с.
Колшанский Г.В. О формализации контекста // Машинный перевод и прикладная лингвистика. – 1961. - №5. – С. 45-58.
Курилович Е. Заметки о значении слова. Очерки по лингвистике. – М. : Изд-во иностр. лит., 1962. – 410 с.
Переверзева Н.А. О разных подходах к изучению контекста в лингвистике // Вестник Вятского государственного университета. – 2017. – С. 52-56.
Соколова, Н.К. Изучение разных уровней поэтического текста при контекстологическом анализе // Лингвистический анализ в школе и вузе: межвуз. сб. науч. тр. / Воронеж. гос. ун-т; отв. ред. И.П. Распопов. – Воронеж, 1983. – С. 45-60.
Устинова Т.В. Роль контекста в неконвенциальном смыслоообразовании: случай читательской рецепции креатем поэта // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2015. – С. 75-84.
Шафф, А. Введение в семантику / А. Шафф; пер. с пол. М.Я. Головинской, Н.Г. Комлева, В.Ф. Коновой; ред. А.А. Якушева. – М.: Изд-во иностр. лит., 1963. – 376 с.
Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 720 с.
Кечкеш И. Слово, контекст и коммуникативное значение // Вестни РУДН. Серия Лингвистика. – 2014. - №1. – С. 8.
Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – С. 264.
Переверзева Н.А. О разных подходах к изучению контекста в лингвистике // Вестник Вятского государственного университета. – 2017. – С. 54.
Колшанский Г.В. Контекстная семантика. – М.: Либроком, 2010. – С. 137.
Колшанский ГВ. О формализации контекста // Машинный перевод и прикладная лингвистика. – 1961. - №5. – С. 46.
Переверзева Н.А. О разных подходах к изучению контекста в лингвистике // Вестник Вятского государственного университета. – 2017. – С. 55.
Курилович Е. Заметки о значении слова. Очерки по лингвистике. – М. : Изд-во иностр. лит., 1962. – С. 241-245.
Переверзева Н.А. О разных подходах к изучению контекста в лингвистике // Вестник Вятского государственного университета. – 2017. – С. 54.
Там же.
Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. – Л., 1963. – С. 119.
Шафф, А. Введение в семантику / А. Шафф; пер. с пол. М.Я. Головинской, Н.Г. Комлева, В.Ф. Коновой; ред. А.А. Якушева. – М.: Изд-во иностр. лит., 1963. – С. 55.
Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография: избр. труды / АН СССР, Отд-ние лит. и яз.; [отв. ред. В.Г. Костомаров]. – М.: Наука, 1977. – С. 178.
Виноградов, В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове: учеб. пособие для вузов / МГУ. – М.; Л.: Учпедгиз, 1947. – С. 245.
Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. — М., 1960. — Т. 1. — C. 303.
Кечкеш И. Слово, контекст и коммуникативное значение // Вестни РУДН. Серия Лингвистика. – 2014. - №1. – С. 10.
Колесникова К.А. К вопросу о роли контекста в процессе смыслового становления значений языковых единиц // Филологические науки. Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/17_APSN_2013/Philologia/3_141406.doc.htm (дата обращения: 28.08.2018).
Колесникова К.А. К вопросу о роли контекста в процессе смыслового становления значений языковых единиц // Филологические науки. Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/17_APSN_2013/Philologia/3_141406.doc.htm (дата обращения: 28.08.2018).
Соколова, Н.К. Изучение разных уровней поэтического текста при контекстологическом анализе // Лингвистический анализ в школе и вузе: межвуз. сб. науч. тр. / Воронеж. гос. ун-т; отв. ред. И.П. Распопов. – Воронеж, 1983. – С. 47
Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык:учебник для вузов / науч. ред. П.Е. Бухаркин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2002. – С. 110.
Устинова Т.В. Роль контекста в неконвенциальном смыслоообразовании: случай читательской рецепции креатем поэта // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2015. – С. 80.
3
1. Азимова С.Р. Фраземы как единицы постоянного контекста // Ученые записки. – 2015. - №24. – С. 154-159.
2. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. – Л., 1963. – 208 с.
3. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык:учебник для вузов / науч. ред. П.Е. Бухаркин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.
4. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография: избр. труды / АН СССР, Отд-ние лит. и яз.; [отв. ред. В.Г. Костомаров]. – М.: Наука, 1977. – 310 с.
5. Виноградов, В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове: учеб. пособие для вузов / МГУ. – М.; Л.: Учпедгиз, 1947. – 784 с.
6. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. — М., 1960. — Т. 1. — С. 299-309.
7. Иванова О.Е. Контекст: слово в языке и в словаре // Русская речь. – 1994. - №3. – С. 39-43.
8. Кечкеш И. Слово, контекст и коммуникативное значение // Вестни РУДН. Серия Лингвистика. – 2014. - №1. – С. 7-18.
9. Колесникова К.А. К вопросу о роли контекста в процессе смыслового становления значений языковых единиц // Филологические науки. Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/17_APSN_2013/Philologia/3_141406.doc.htm (дата обращения: 28.08.2018).
10. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. – М.: Либроком, 2010. – 152 с.
11. Колшанский Г.В. О формализации контекста // Машинный перевод и прикладная лингвистика. – 1961. - №5. – С. 45-58.
12. Курилович Е. Заметки о значении слова. Очерки по лингвистике. – М. : Изд-во иностр. лит., 1962. – 410 с.
13. Переверзева Н.А. О разных подходах к изучению контекста в лингвистике // Вестник Вятского государственного университета. – 2017. – С. 52-56.
14. Соколова, Н.К. Изучение разных уровней поэтического текста при контекстологическом анализе // Лингвистический анализ в школе и вузе: межвуз. сб. науч. тр. / Воронеж. гос. ун-т; отв. ред. И.П. Распопов. – Воронеж, 1983. – С. 45-60.
15. Устинова Т.В. Роль контекста в неконвенциальном смыслоообразовании: случай читательской рецепции креатем поэта // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2015. – С. 75-84.
16. Шафф, А. Введение в семантику / А. Шафф; пер. с пол. М.Я. Головинской, Н.Г. Комлева, В.Ф. Коновой; ред. А.А. Якушева. – М.: Изд-во иностр. лит., 1963. – 376 с.
17. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 720 с.
Вопрос-ответ:
Что такое контекст в лингвистике?
В лингвистике контекст - это совокупность слов, предложений, выражений и других элементов, окружающих выражение, которые помогают определить его значение и смысл.
Какой ролью обладает контекст в реализации значения слов?
Контекст играет важную роль в реализации значения слов, так как он помогает определить, какое именно значение слова используется в данном контексте. Контекст может включать в себя фразы, предложения, общую тему разговора и другие факторы, которые влияют на толкование значения слова.
Как контекст влияет на функционирование значений слов?
Контекст определяет, какие значения слова наиболее подходящие и соответствующие в данной ситуации. Он может уточнять или ограничивать возможные значения слова, а также помогать интерпретировать его значение с учетом контекстуальных факторов.
Какие части текста можно выделить в макроконтексте?
В макроконтексте можно выделить аванконтекст - часть текста, расположенную до языковой игры, и постконтекст - часть текста, расположенную после языковой игры. Эти части могут также влиять на функционирование и реализацию значений слов в данном тексте.
Как связаны контекст и значение слова?
Контекст определяет и влияет на значение слова, помогая интерпретировать его значение в данной ситуации. Значение слова может меняться в разных контекстах, и контекст помогает определить, какое именно значение следует применить в данном случае.
Что такое контекст в лингвистике?
В лингвистике контекст - это совокупность слов и выражений, которые окружают данное слово или предложение и влияют на его толкование и понимание.
Какое значение имеет контекст в реализации значений слов?
Контекст играет важную роль в понимании значения слова, так как он определяет, в каком конкретном смысле слово используется в данном контексте. Контекстное значение может отличаться от лексического значения.
Каковы различия между микроконтекстом и макроконтекстом?
Микроконтекст - это непосредственное окружение слова или предложения, включающее соседние слова и фразы. Макроконтекст - это более широкий контекст, который включает весь текст или дискурс, в котором находится данное слово или предложение.