Научно-теоретические основы изучения нарушений связной речи у дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 30.09.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования связной речи у детей с общим недоразвитием речи.........................................................................................5
1.1. Понятие связной речи в лингвистике и психолингвистике.…………….5 1.2. С Формирование связной речи у детей в онтогенезе…………………..7
1.3. Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи ……12
Глава 2. Исследование состояния связной речи у детей с общим недоразвитием речи …………………………………………………………… 19
2.1. Организация исследования ………………………………………………19
2.2. Характеристика детей, участвовавших в констатирующем эксперименте…………………………………………………………………….20
2.3. Содержание методики исследования связной речи у детей с общим недоразвитием ………………………………………………..………………..22
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………..…………………………………………………….29
Отсутствует смысловая целостность. Оценка – 1 балл. V уровень низкий - отсутствие рассказа. Вместо рассказа – ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения. Оценка – 0 баллов. Уровни языкового оформления текстаI уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Оценка – 4 балла. II уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. Оценка – 3 балла. III уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. Оценка – 2 балла.IV балла (ниже среднего): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. Оценка – 1 балл.V уровень (низкий): а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа – 1-2 предложения. 2. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.Материалом исследования служат серии из 3-4 картинок- Серия из 3-х сюжетных картинок «Верный друг»: 1. Мальчик едет с горы на лыжах и у него с руки падает варежка. 2. Он останавливается и ищет ее. 3. Собака приносит варежку. Процедура исследования. Перед ребенком выкладывается серия сюжетных картинок в беспорядке (для серии «Верный друг» - 2,1,3). Инструкция: «Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке». Если ребенок неправильно раскладывает картинки, экспериментатор говорит: «Ты их тоже разложил картинки неправильно. Посмотри, в каком порядке их надо разложить». Далее картинки раскладываются в правильной последовательности, после чего дается инструкция: «А теперь внимательно рассмотри эти картинки и составь рассказ, который будет называться… (Верный друг).Прежде всего, оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок. Правильное выполнение задания по серии из 3-х картинок оценивается в 2 балла. Неправильное выполнение задания оценивается в 0 баллов. Далее оценивается характер составления рассказа. Критерии оценок и уровни выполнения задания по составлению рассказа аналогичны представленным ранее критериям и уровням выполнения задания.3. Составление рассказа по сюжетной картинке. Материалом исследования служит сюжетная картинка «Дети на прогулке».Процедура и инструкция. Ребенку предлагается сюжетная картинка и дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться…. (Дети на прогулке). Рассказ оценивается по представленным выше критериям и уровням выполнения задания, как и в предыдущем разделе по баллам. 4. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинокМатериалом исследования служит серия из 3-х сюжетных картинок и устный текст. Рассказ «Котенок». На улице шел дождь. Маленький, одинокий котенок сидел на асфальте около двери в подъезд. Девочки шли домой. Они увидели мокрого котенка и пожалели его. Девочки принесли бедного котенка домой, и накормили его молоком. Процедура и инструкция. Вначале ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ и покажу картинки. А ты внимательно слушай рассказ и приготовься его пересказать. Рассказ называется «Котенок». Далее выкладывается первая картинка и читается соответствующий фрагмент текста. Затем выкладывается вторая картинка и т.д. После прочтения последней фразы текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется «Котенок». Картинки не убираются. Критерии оценок. Рассказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации (наличие искажений, добавлений); целостности (наличие всех смысловых звеньев, правильная их последовательность); полноты пересказа (наличие пропусков); характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений, наличие связующих элементов между предложениями); способа выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора). Рассказ оценивается в баллах, уровень выполнения определяется аналогично представленным выше оценкам и уровням.5. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок. Материалом исследования служат серии из 4-5 сюжетных картинок и устный текст сказки «Лиса и журавль». Процедура и инструкция. Вначале ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я расскажу тебе сказку «Лиса и журавль». А ты внимательно слушай и приготовься ее пересказать». Экспериментатор читает сказку и одновременно выкладывает перед ребенком соответствующие содержанию картинки. «Лиса с журавлем подружилась. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости. - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши, - и размазала ее по тарелке. Подала ее и потчует: -Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу – так все сама и съела. Говорит лисица журавлю: -Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем! -Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: -Кушай кумушка! Не стыдись, голубушка! Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак! И лизнет его, и понюхает; толку все нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел. - Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем! Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла голодная. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь». После прочтения сказки дается инструкция: «А теперь перескажи эту сказку. Она называется «Лиса и журавль». Картинки не убираются. Критерии оценок и уровни выполнения задания аналогичны выше приведенным баллам в приведённом разделе.6. Пересказ короткого текста с опорой на сюжетную картинку. Материалом исследования служит сюжетная картинка «Три медведя» и устный текст. «Три медведя». «В домике жили три медведя. Один медведь был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше. А третий был маленький медвежонок. Звали его Мишутка».Процедура и инструкция. Вначале ребенку дается следующая инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ и покажу картинку к этому рассказу. А ты внимательно слушай и приготовься его пересказать. Рассказ называется… (Три медведя). Перед ребенком выкладывается картинка и зачитывается текст. После прочтения рассказа дается инструкция. «А теперь перескажи мне подробно то, что ятолько что тебе прочитала».7. Пересказ текста без опоры на наглядность. Материалом исследования служат короткие и длинные тексты. Короткий текст «Катя и Маша» и более длинный текст «Галка и кувшин». «Катя и Маша». «Пошла Катя утром за грибами в лес и взяла с собой Машу. А Маша была маленькая. На пути была речка. Катя взяла Машу к себе на спину и перенесла через речку». «Галка и кувшин». «Было жарко. Галка захотела пить. А воды поблизости не было. На дворе она увидела кувшин. В кувшине была вода. Галка попробовала попить воды, но не могла достать. Вода была на самом дне, а кувшин был узкий. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднималась все выше и выше. И галка смогла напиться». Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно его слушай и приготовься пересказать». Затем прочитывается текст. После прочтения текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется … (Катя и Маша.Галка и кувшин)». Критерии оценок и характер оценки рассказов аналогичны выше представленным.8. Исследование самостоятельного рассказа. Ребенку дается следующая инструкция: «Расскажи какой-нибудь мультфильм». Кроме критериев, использованных при оценке рассказа по серии сюжетных картинок, пересказов, при оценке самостоятельного рассказа учитывается и критерий степени понятности текста. С учетом этого критерия рассказ оценивается по 3-бальной системе: восприятие текста значительно затруднено – 1 балл, текст в основном понятен, но имеются затруднения при понимании отдельных деталей текста – 2 балла; текст полностью понятен – 3 балла.Выводы: 1.В методы исследования в констатирующем эксперименте входили теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования изучение анамнестических данных; изучение педагогической, медицинской, психологической документации, наблюдение, беседа. Мы теоретически изучали методику исследования связной речи была Р.И. Лалаевой,изучали по медкартам анамнез, психолого-педагогическую документацию детей, которые участвуют в нашем исследовании, беседовали с родителями и педагогами, наблюдали и на основании собранных данных смогли дать характеристику данного контингента детей с ОНР III уровня.2. Особенности общего и речевого развития детей, которые участвуют в нашем исследовании, в целом укладываются в картину, описанную в научной литературе по проблеме изучения специфики детей с ОНР III уровня. Заключение Мы поставили и достигли цели нашей работы - проанализировали научно-теоретические основы изучения нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Объектомнашей работы являлись научно-теоретические основы изучения нарушений связной речи, а предметом - научно-теоретические основы изучения особенностей нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.Мы поставили и решили следующие задачи:1) изучить лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по вопросам связной речи, её формирования у детей в онтогенезе, её особенности у детей с общим недоразвитием речи;2) поставить цель, определить задачи, методы и методику исследования состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР; 3) дать характеристику детей, участвовавших в констатирующем эксперименте. Мы предположили и подтвердили следующее: выполненный намианализ научно-теоретических основ изучения нарушений связной речи у дошкольников позволил определить критерии выбора методики для исследования особенностей нарушения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Подводя итог работы можно сделать следующие общие выводы: 1.Рядом научно-теоретических предпосылок методики изучения нарушений связной речи у дошкольников являются положения современных психолингвистических представлениий о структурах речевой деятельности. 2.Процессом порождения речевого высказывания является многоуровневая динамичная структура, имеющая сложное иерархическое взаимоотношение её компонентов. Исходя из психолингвистического подхода, исследование в рамках этой методики производит анализ не изолированного высказывания, а текста как готового продукта речеобразования, а сам этот процесс. 3.Теоретической базой в исследовании является онтолингвистическая основа, позволяющая характеризовать формирование связной речи в онтогенезе. На дошкольном возрастном этапе дети овладевают особенностями контекстной речи. И теоретическими основами изучения являются логопедические современные теории, которые касаются особенностей связной речи у детей с ОНР. Нарушенность связной речи зависит от недоразвития компонентной структуры языка, от недостаточности сформированности произносительного и смыслового аспектов речи.Список литературы1.Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология". - 2-е изд., - М..: Просвещение, 1981.- 288с.2.Воробьева В. К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией// Нарушение речи и голоса у детей. - М., 1995.3.Выготский Л.С. Мышление и речь./Собр. соч. -5-е изд., испр.- М., Изд-во "Лабиринт", 1999.4.Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань., 2003. 656 с.5.Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24.6.Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР .- 2-е изд., испр., и доп. - М.: АРКТИ, 2004.7.Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1981.8.Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей. М.: Педагог, 2004 .9.Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.:Эксмо, 2011 .10.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.11.Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982.-128 с.12.Кольцова Л.Н. Ребенок учится говорить.-Москва: Просвещение, 1974.13.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004. 14.Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958.15.Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.:Лань, 2003. - 287с.16.Логопедия: Учебник для студентов дефектологического фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л. С, Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2002. -680с.17.Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1956. -96с.18.Мельникова И. И. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.19.Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников.- Москва: ВЛАДОС, 2004.20.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.21.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Т.В. Волосовец. -М.: "Академия", 2000. -200 с.22.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / под общ. Ред. Т. В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. -256 с.23.Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001.24.Правдина О.В. Логопедия. Учеб.пособие для дефектолог. фак. Пед-вузов - М.: "Просвещение", 1969. -310с.25.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1978. -223 с.26.Река Л.О занятиях по развитию речи. / Дошкольное воспитание 1990г №3,- 126с.27.Синцова А.А. Занятия по развитию речи. Москва: Чистые пруды, 2006.28.Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: "Просвещение", 1976.29.Тихеева Ю. Е. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста):Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд.,- М.: Просвещение, 1981. -159 с.30.Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. - 11231.Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М.: Просвещение, 1977. -239 с.32.Филичева Т. Б. и др. основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-товпо спец. "Педагогика и психология (дошк.)"/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223с.33.Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. - 2-е изд. -М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. -416 с.
1.Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология". - 2-е изд., - М..: Просвещение, 1981.- 288с.
2.Воробьева В. К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией// Нарушение речи и голоса у детей. - М., 1995.
3.Выготский Л.С. Мышление и речь./Собр. соч. -5-е изд., испр.- М., Изд-во "Лабиринт", 1999.
4.Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань., 2003. 656 с.
5.Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24.
6.Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР .- 2-е изд., испр., и доп. - М.: АРКТИ, 2004.
7.Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1981.
8.Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей. М.: Педагог, 2004 .
9.Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.:Эксмо, 2011 .
10.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
11.Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982.-128 с.
12.Кольцова Л.Н. Ребенок учится говорить.-Москва: Просвещение, 1974.
13. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004.
14.Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958.
15.Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.:Лань, 2003. - 287с.
16.Логопедия: Учебник для студентов дефектологического фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л. С, Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2002. -680с.
17.Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1956. -96с.
18.Мельникова И. И. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
19.Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников.- Москва: ВЛАДОС, 2004.
20.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
21.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Т.В. Волосовец. -М.: "Академия", 2000. -200 с.
22.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / под общ. Ред. Т. В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. -256 с.
23.Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001.
24.Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. Пед-вузов - М.: "Просвещение", 1969. -310с.
25.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1978. -223 с.
26.Река Л.О занятиях по развитию речи. / Дошкольное воспитание 1990г №3,- 126с.
27.Синцова А.А. Занятия по развитию речи. Москва: Чистые пруды, 2006.
28.Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: "Просвещение", 1976.
29.Тихеева Ю. Е. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста):Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд.,- М.: Просвещение, 1981. -159 с.
30.Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. - 112
31.Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М.: Просвещение, 1977. -239 с.
32.Филичева Т. Б. и др. основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)"/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223с.
33.Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. - 2-е изд. -М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. -416 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические аспекты изучения связной речи у детей с общим недоразвитием речи рассматривает статья?
Статья рассматривает понятие связной речи в лингвистике и психолингвистике, формирование связной речи у детей в онтогенезе, а также особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Что такое связная речь и как она формируется у детей?
Связная речь - это способность выражать свои мысли и идеи последовательно и логически связано. У детей связная речь формируется в процессе их развития, поэтапно: от произнесения отдельных слов к построению простых предложений, затем к созданию цельного текста.
Какие особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи рассматривает статья?
Статья рассматривает особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Например, это могут быть затруднения в построении структуры текста, слабая логическая связность, нарушения в использовании союзов и других лексико-грамматических средств связи.
Какие теоретические основы изучения связной речи у детей предлагает статья?
Статья предлагает изучать связную речь у детей, опираясь на понятия связной речи в лингвистике и психолингвистике, а также учитывая ее формирование в онтогенезе. Такой подход позволяет лучше понять особенности и причины нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Не могли бы вы подробнее рассказать о разделе "Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи" в статье?
В разделе "Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи" статьи рассматриваются затруднения, которые могут возникнуть у детей с общим недоразвитием речи в построении структуры текста, в логической связности рассказа, в использовании союзов и других средств связи. Также обсуждаются возможные причины таких нарушений и подходы к их коррекции.
Какие теоретические основы используются при изучении нарушений связной речи у дошкольников?
Для изучения нарушений связной речи у дошкольников используются теоретические основы из лингвистики и психолингвистики.
Как формируется связная речь у детей в онтогенезе?
Связная речь у детей формируется в процессе их онтогенеза.
Какие особенности связной речи могут быть у детей с общим недоразвитием речи?
Дети с общим недоразвитием речи могут иметь особенности в связной речи.
Какое понятие связной речи используется в лингвистике и психолингвистике?
В лингвистике и психолингвистике используется понятие связной речи.
Что такое связная речь?
Связная речь - это речевая деятельность, характеризующаяся последовательностью связанных и смысловых высказываний.