Усвоение категории рода существительных с детьми дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 28 28 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 12.10.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Речевое развитие в онтогенезе 6
Глава 2. Категория рода существительных в лингвистике 13
Глава 3. Усвоение рода существительного в дошкольном возрасте. 19
Заключение 25
Список литературы 26


Фрагмент для ознакомления

«Детский язык» отличается от взрослого в словесном звучании и значении. Состав звуков первых слов малыша резким образом отличается от состава звуков слов взрослых. В некоторых случаях совершенно не похожие на слова взрослых звукосочетания (например «адика», «капа», «гилига»), иногда обломки наших слов («па» — упала; «бо-бо» — больно; «ка» — каша и т. д.), в некоторых случаях сильно искаженные слова взрослых, однако сохраняющие их ритмический рисунок. Однако в каждом случае это не словесное воспроизведение взрослого, а изобретение собственных звукосочетаний [1]. Иная словесная особенность дошкольника заключается в своеобразии их значения. Ни одно из слов детской речи нельзя адекватно переведено на человеческий язык, т.к. ребята видят и обозначают предметы совершенно по-иному. Период автономной детской речи существует в развитии всех детей. В данный период невозможно сказать, имеется у малыша речь либо нет, поскольку у него нет речи во «взрослом» смысле слова, и одновременно с этим он уже говорит. Следующая стадия речевого развития дошкольника характеризуется появлением его первых настоящих слов. Выявить точную дату появления первых слов малыша очень сложно. Есть ребята, которые уже в 11–12 месяцев говорят более ста слов, а случается, когда до трех лет малыш упорно молчит, хотя психическое развитие его вполне нормально. Сроки и темпы овладения речью в большей степени зависят от индивидуальных особенностей малыша и от того, по какому пути происходит его развитие речи. Речевое развитие обладает двумя основными направлениями: пассивным владением словом (осознание речи) и активным (говорение). Часто пассивная речь опережает последнюю. До конкретного времени количество осознаваемых слов значительным образом превосходит число активно произносимых. И у некоторых ребят данное время сильно затягивается. Малыш может вплоть до 2-х лет, хорошо осознавая всё, что говорит ему взрослый, не произносить ни одного слова — или вообще молчать, или объясняться посредством лепета. И все же, одновременно с этим, если дошкольник живет в нормальных условиях, его речь развивается. Часто у подобных ребят переход к активной речи протекает внезапно. Если малыш осознает обращенную к нему речь, если родители создают все необходимые условия для его нормального развития, значит, он рано либо поздно заговорит. Дошкольники начинают говорить, потому что слово — это, в главную очередь, знак, точнее говоря, заместитель иного предмета, что означает то, что за любым словом должен стоять некий предмет, который оно обозначает, точнее говоря его значение. Если подобного предмета нет, если родитель и малыш до 1,5 лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много с ним ни разговаривали и как бы хорошо малыш ни воспроизводил родительские слова. В свою очередь, если родитель играет с малышом в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом либо содержанием их коммуникации. Но, если малыш увлеченно играет с предметами, однако предпочитает это делать в одиночестве, активные слова дошкольника также будут задерживаться: у него не возникнет потребность назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить собственные впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает следующие главные условия: потребность в коммуникации со взрослыми; потребность в предмете, который необходимо назвать [2]. Соблюдение этих условий по отдельности к слову не ведет. И лишь ситуация предметного сотрудничества малыша с взрослым либо содержательного, делового общения с ним может создать потребность назвать предмет и потому произнести собственное слово. В связи с этим, основное — это не просто говорить, однако играть с малышом и разговаривать по поводу совместной игры, для чего подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и м. др. предметы, с которыми можно заниматься совместно. Сначала у дошкольника нет никакой необходимости словесно называть предмет. Подобная необходимость должна появиться, и передать ее может лишь взрослый. В ходе словесного овладения выделяются следующие основные стадии, каждый из которых обладает своим смысловым центром для малыша. На первой стадии подобным центром является предмет, к которому дошкольник тянется, сопровождая собственные попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями. На второй стадии центром ситуации становится взрослый, обращаясь к которому, малыш пробует многообразные речевые и невербальные средства. За место стремлений достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение (дай-дай-дай) и иные способы воздействия. Подобное поведение ориентировано на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на собственные попытки. Но, если взрослый «не сдается» и ожидает необходимого слова, дошкольник в конце концов пробует его произнести. На третьей стадии центром ситуации становилось как раз слово. Дошкольник начинает, как смотреть на взрослого, так и сосредотачиваться на его губах, присматриваться к артикуляции. Пристальное рассматривание «говорящих», шевелящихся губ явно говорит о том, что дошкольник как слышит, так и видит необходимое слово. В связи с этим, разговаривая с малышами, важно отчетливо артикулировать все звуки, чтобы было понятно, как они производятся. После чего часто появляются первые попытки произнести слово. Без достаточно развитой потребности в коммуникации с взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут. Ребята начинают активным образом произносить слова лишь под воздействием настойчивых влияний взрослого, превращающего слово в предмет внимания малыша. В связи с этим очень важно в данном возрасте больше разговаривать с дошкольником, обсуждать обыденные действия, рассказывать и читать детские стишки, потешки и т. п. Первые активные слова ребенка появляются во второй половине 2-го года жизни. В данном возрасте происходит «речевой взрыв», проявляющийся в резком нарастании словаря и повышенном интересе малыша к речи. Третий год жизни отличается резко возрастающей речевой активностью малыша. Малыши уже как могут слушать и осознавать обращенную к ним речь, так и прислушиваться к словам, к детям не обращенных. Дошкольники уже осознают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в озвучке взрослого. Ребята с легкостью могут запоминать небольшие стихотворения и сказки и воспроизводить их с большой точностью. Дети уже делают попытки рассказать взрослому о собственных впечатлениях и о предметах, отсутствующих в непосредственной близости [5]. Таким образом, в речевом развитии детей раннего дошкольного возраста ведущая роль принадлежит взрослому: воспитателям — в детсаде, родителю и близкому человеку — в семье. От речевой культуры взрослого, от того, как он говорит с малышом, сколько внимания уделяет речевой коммуникации с ребенком, в большей степени зависит результат дошкольника в языковом усвоении. Нужно, чтобы речь взрослого соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности. Специальное внимание нужно обратить на звуковую сторону речи, потому что ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, к примеру, недочеты словоупотребления. Кроме того, очень важно для своевременного развития речи малыша как к нему относиться взрослый. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных позитивных эмоций и многообразных реакций. Без чего нельзя установить с малышом тесного контакта и развить его речь. Воспитательные воздействия следует проводить непрерывно и направлять на каждую сторону нервно-психического развития ребят. Лишь при всестороннем развитии у дошкольников будет своевременно формироваться речь [7].ЗаключениеЛюди, в течение всей жизни, пытаясь доводить до совершенства свою речь, овладевает языковыми богатствами, и все возрастные рубежи вносят нечто новое в их речевое развитие. Через родной язык малыши входят во взрослый мир, получая широкие возможности коммуникации с окружающими людьми. Речь способствует пониманию друг друга, формированию взглядов и убеждений и в том числе познанию мира, в котором они живут.Развитие связной речи - это центральная задача речевого воспитания ребят, что обусловлено, в главную очередь, ее социальной важностью и место в личностном формировании. Как раз в связной речи осуществляется главная, коммуникативная, языковая и речевая функция. Связная речь является высшей речевой формой мыслительной деятельности, определяющей степень речевого и интеллектуального развития дошкольника. Правильное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение развернуто отвечать на вопросы, самостоятельным образом излагать собственные суждения и иные учебные действия требуют достаточной степени развития связной речи, что можно объяснить тем, что сама речь рассматривается в качестве приема формирования и формулирования идеи, средства коммуникации и воздействия на других.В особенности очень сложна для дошкольников усвоения категория рода существительных.Ее понимание затормаживает отсутствие представлений о так называемом «естественном» поле живых существ.В главную очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением. В речи дошкольника в одинаковое времявозникают как грамматическиесредства выражения конкретного содержания, так и лексические, точнее сказатьстоит говорить о формировании функционально-семантических или понятийных полей.Список литературыБеккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981. - 500 с.Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1984. С. 307..Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф.Седова. – М., 2004.Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.:АСТ: Астрель, 2005. 689 с.Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. - Челябинск, 1974. – 213 с.Козырева Л.М Развитие речи. Дети до 5-ти лет. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 121 Лекант. П. А. Современный русский литературный язык. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности “Филология” /Под редакцией П. А. Леканта. 4-е — Москва: 1999.- 200–202 с. Леонтьев, А.А Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. С. 314..25Логопедия. // под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 2012. - 364 c.Сафина Л. А. Развитие речи детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 35-37.Сенина Н. А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10–11-й классы/ Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева; под ред. Н. А. Сениной.- Изд.3-е, перераб.- Ростов н/Д: Легион, 2016.- 240 с.-Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях. // под ред. Дибровой Е. И. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 43–47 с. Хайрутдинова Г.А. Категория рода Существительных в зеркале типологии языковых знаков. // Журнал. Филология и культура. - № 1(39), 2015. – С. 101-105. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.Ширяева С. Н. Категория рода имени существительного // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 594-597.

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981. - 500 с.
2. Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1984. С. 307..
3. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф.Седова. – М., 2004.
4. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.:АСТ: Астрель, 2005. 689 с.
5. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. - Челябинск, 1974. – 213 с.
6. Козырева Л. М Развитие речи. Дети до 5-ти лет. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 121
7. Лекант. П. А. Современный русский литературный язык. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности “Филология” /Под редакцией П. А. Леканта. 4-е — Москва: 1999.- 200–202 с.
8. Леонтьев, А.А Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. С. 314..25
9. Логопедия. // под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 2012. - 364 c.
10. Сафина Л. А. Развитие речи детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 35-37.
11. Сенина Н. А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10–11-й классы/ Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева; под ред. Н. А. Сениной.- Изд.3-е, перераб.- Ростов н/Д: Легион, 2016.- 240 с.-
12. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях. // под ред. Дибровой Е. И. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 43–47 с.
13. Хайрутдинова Г.А. Категория рода Существительных в зеркале типологии языковых знаков. // Журнал. Филология и культура. - № 1(39), 2015. – С. 101-105.
14. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.
15. Ширяева С. Н. Категория рода имени существительного // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 594-597.

Вопрос-ответ:

Какой возраст относится к дошкольному?

Дошкольный возраст обычно определяется как период с 3 до 7 лет.

В чем отличие детского языка от взрослого языка?

Детский язык отличается от взрослого языка как в словесном звучании, так и в значении. Состав звуков первых слов малыша может значительно отличаться от состава звуков слов взрослых. Звукосочетания в детском языке могут быть совершенно не похожими на слова взрослых.

Что такое категория рода существительных?

Категория рода существительных — это одна из грамматических категорий, которая определяет, к какому роду принадлежит данное существительное: мужскому, женскому или среднему.

Как дети усваивают категорию рода существительных?

Усвоение категории рода существительных у детей дошкольного возраста происходит постепенно. Сначала дети начинают узнавать и использовать род существительных, основываясь на звуковом сходстве со словами взрослых. Постепенно они начинают понимать правила, по которым существительные относятся к определенному роду, и могут правильно использовать род в речи.

Какие исследования были проведены в области усвоения рода существительных детьми дошкольного возраста?

В разделе "Список литературы" приведены ссылки на исследования, которые были проведены в области усвоения рода существительных детьми дошкольного возраста. Эти исследования рассматривают как процесс усвоения рода существительных детьми, так и факторы, которые могут влиять на этот процесс.

Какие особенности имеет детский язык?

Детский язык отличается от взрослого в словесном звучании и значении. Состав звуков первых слов малыша резко отличается от состава звуков слов взрослых. В некоторых случаях звукосочетания ребёнка совершенно не похожи на слова взрослых.

В чем заключаются особенности категории рода существительных?

Категория рода существительных в лингвистике имеет свои особенности. Существительные в русском языке классифицируются на мужской, женский и средний род. Категория рода включает в себя различные формы склонения и специфические правила согласования с другими словами в предложении.

Как происходит усвоение категории рода существительных у детей дошкольного возраста?

Усвоение рода существительных у детей дошкольного возраста происходит постепенно. Сначала дети начинают распознавать и использовать существительные, относящиеся к конкретному роду, затем они усваивают правила склонения и согласования существительных с другими словами в предложении.

Какие выводы можно сделать на основе описанного исследования?

На основе описанного исследования можно сделать вывод, что дети дошкольного возраста начинают усваивать категорию рода существительных уже в раннем возрасте. Однако полное и грамматически правильное использование рода существительных развивается со временем и требует дальнейшей практики и усилий со стороны родителей и педагогов.