Курсовая работа

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 37 37 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 04.10.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты диагностики памяти у детей с РАС и нормально развивающихся дошкольников 7
1.1 Понятие памяти, ее виды 7
1.2. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте 11
1.3 Особенности развития памяти у детей с РАС 15
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование памяти у детей дошкольного возраста и у детей с РАС 20
2.1 Этапы исследования. Характеристика выборки 20
2.2 Методы и методики исследования 20
2.3 Результаты исследования и их анализ 22
Выводы по второй главе 30
Заключение 32
Библиографический список 34
Фрагмент для ознакомления

Если за отведённое время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор зачитывает очередное слово или выражение.2.3 Результаты исследования и их анализСначала проходило обследование памяти детей дошкольного возраста. Для исследования особенностей памяти у детей дошкольного возраста мы использовали методику «Заучивание 10 слов»А.Р.Лурия. (таблица 1).Таблица 1 – Результаты по методике «Заучивание 10 слов»А.Р.Лурия.УровеньИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятинизкий5%3%1%1%средний3%2%4%4%высокий1%1%9%8%Представим полученные результаты графически (рисунок 1).Рисунок 1 - Анализ результатов по методике «Заучивание 10 слов»А.Р.ЛурияТаким образом, анализ результатов методики «Заучивание 10 слов»А.Р.Лурия наглядно демонстрирует, чторазвитие кратковременной памяти у детей дошкольного возраста находится на высоком уровне. Для исследования особенностей памяти у детей дошкольного возраста мы использовали метод Г.Мюллера и Ф.Шумана на определение типа памяти. (таблица 2).Таблица 2 – Результаты по метод Г.Мюллера и Ф.Шумана.УровеньСлуховой тип памятиЗрительный тип памятиМоторный тип памятиКомбинированный тип памятинизкий1%5%1%3%средний4%3%4%2%высокий9%1%8%1%Представим полученные результаты графически (рисунок 2).Рисунок 2 - Анализ результатов по методуГ.Мюллера и Ф.Шумана.Таким образом, анализ результатов по методуГ.Мюллера и Ф.Шумана наглядно демонстрирует, чторазвитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста находится на высоком уровне.Таблица 3. – Результаты по методике «Диагностика опосредованной памяти»УровеньОпосредованная памятьНизкий10%Средний30%Высокий60%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 3. – Анализ результатов по методике «Диагностика опосредованной памяти».Таким образом, полученные результаты анализа уровня опосредованной памяти у дошкольников позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня опосредованной памяти. Это свидетельствует о том, что у старших дошкольников высокий уровень опосредованной памяти, что может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.Далее проводилась диагностика памяти у детей с РАС с использованием тех же методик, что и на прошлом этапе исследования. Результаты диагностики представлены в таблицах 4, 5 и 6. Таблица 4 – Результаты по методике «Заучивание 10 слов»А.Р.Лурия.УровеньИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятинизкий--1%1%средний1%2%3%3%высокий8%4%10%9%Представим полученные результаты графически (рисунок 4).Рисунок 4 - Анализ результатов по методике «Заучивание 10 слов»А.Р.Лурия.Таким образом, анализ результатов методики «Заучивание 10 слов»А.Р.Лурия наглядно демонстрирует, чтоу детей с РАС наблюдаются искажения слов.Таблица 5 – Результаты по метод Г.Мюллера и Ф.Шумана.УровеньСлуховой тип памятиЗрительный тип памятиМоторный тип памятиКомбинированный тип памятинизкий3%1%3%4%средний7%1%2%1%высокий4%10%8%1%Представим полученные результаты графически (рисунок 5).Рисунок 5 - Анализ результатов по методуГ.Мюллера и Ф.Шумана.Таким образом, анализ результатов по методуГ.Мюллера и Ф.Шумана наглядно демонстрирует, чторазвитие зрительной памяти у детей с РАС находится на высоком уровне.Таблица 6. – Результаты по методике «Диагностика опосредованной памяти»УровеньОпосредованная памятьНизкий60%Средний30%Высокий10%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 6).Рисунок 6. – Анализ результатов по методике «Диагностика опосредованной памяти».Таким образом, полученные результаты анализа уровня опосредованной памяти у дошкольников с РАС позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня опосредованной памяти. Это свидетельствует о том, что у старших дошкольников с РАС низкий уровень опосредованной памяти.Далее проведем сравнительный анализ особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с РАС.Рисунок 7. - Сравнительный анализ показателей по методике «Заучивание 10 слов»А.Р.Лурия.Рисунок 8. - Сравнительный анализ показателей по методуГ.Мюллера и Ф.Шумана.Рисунок 9. - Сравнительный анализ показателей по методике «Диагностика опосредованной памяти».Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза была подтверждена.Выводы по второй главе1. Изучение литературы посвященной проблеме развития опосредованной памяти у дошкольников позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия и метод Г.Мюллера и Ф.Шуманаметодика «Диагностика опосредованной памяти».2. Далее нами было проведено диагностическое исследование уровня развития опосредованной памяти у старших дошкольников с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровень развития уровня опосредованной памяти у старших дошкольников и детей с РАС по методике «Диагностика опосредованной памяти», мы сделали выводы, что у аутистов в отличие от нормально развивающихся сверстников низкий уровень развития опосредованной памяти.5. Определив уровень развития уровня опосредованной памяти у старших дошкольников и детей с РАС по методике Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, мы сделали выводы, что у аутистов в отличие от нормально развивающихся сверстников наблюдаются частые искажения слов.6. Определив доминирующий тип памяти у старших дошкольников и детей с РАС по методике Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, мы сделали выводы, что у аутистов в отличие от нормально развивающихся сверстников доминирует зрительный тип памяти, а у тех - слухоречевой.7. Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили выдвинутую гипотезу.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование особенностей памяти у детей дошкольного возраста и у детей с РАС.Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной гипотезы были решены следующие задачи:1. Изучить понятие памяти, ее виды.2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам особенностей развития памяти в дошкольном возрасте.3. Рассмотреть психолого-педагогическую литературу по проблемам особенностей развития памяти у детей с РАС.4. Провести эмпирическое исследование особенностей развития памяти в дошкольном возрасте.Таким образом, в первой главе было изучено понятие памяти и ее виды, проанализирована психолого-педагогическая литература по проблемам особенностей развития памяти в дошкольном возрасте и у детей с РАС. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Память является сложным познавательным процессом, за счет которого осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение человеком своего прошлого опыта.2. Память старшегодошкольника развивается в двух направлениях ‒ произвольности и осмысленности. Дети неосознанно запоминают учебный материал, вызывающий их интерес, представляя в игровой форме, связанные с преимуществами или яркие образы, воспоминания, и др. Но, в отличие от младших школьников, они не способны специально произвольно запоминать материал.3. Механическая память у ребят с РАС обычно хорошая, а часто и превосходная, что в особенности верно по отношению к зрительной памяти, однако большинство детей с Рас с легкостью запоминают в том силе события и последовательности событий, свидетелями либо участниками которых они были, запоминают последовательности слов, чисел и т.д.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование особенностей развития памяти в дошкольном возрасте, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика «Диагностика опосредованной памяти», методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия и метод Г.Мюллера и Ф.Шумана.Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей развития памяти в дошкольном возрасте с использованием вышеописанных методик. Далее в связи с полученными результатами исследования были разработаны рекомендации по развитию памяти детей младшего школьного возраста.Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу,основанную на предположения о том, чтоу детей с РАС по сравнению с детьми дошкольного возраста преобладает зрительный тип памяти; у детей старшего дошкольного возраста по сравнению с детьми с РАС преобладает слухоречевой тип памяти; у детей с РАС отмечаются частые искажения слов.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Библиографический списокАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Багрий Я. Т., Бураго А. С., Вайсерман А. М. Цунами детского аутизма. Медицинская и психолого-педагогическая помощь. – М.: Гнозис, 2017. – 392 с. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. - СПб.: Питер, 2011. – 560 с.Бартлетт Ф. Человек запоминает // Психология памяти. Хрестоматия по психологии. М., 2000. - С. 292-303.Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. – Минск: Харвест, 1999. – 1408 с.Блонский П. П. Память и мышление. - М.: Издательство ЛКИ , 2007. - 208 с.Блонский, П.П. Очерк истории проблемы памяти // Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - С.6-29Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте //собр. соч.: В6 т. – Т. 2. - Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982. -С. 386-395.Выготский Л.С., ЛурияА.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психологи. – Спб.: Педагогическое общество, 2009. – 300 с. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб.:, 2001. – 400 с.Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология (11 издание) – СПб., 2004. – 1166 с.Колосков А.Р., Горбунов Л.Л. Аутистическое расстройство и новые методы его коррекции. - Воронеж, 2002. – 300 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - 5-е изд. - М. : изд-во УРАО, 1999. – 175 с.Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2009. 414 с.Леонтьев А.Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций М. - Л.: Учпедгиз, 1931. - 278 с.Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – М.: Эко-Вектор, 2014. – 336 с. Мухина В. С. М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.:Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 800 с.Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000. – 519 с.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.Никольская О.С., Баенкская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская А.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теренфинф, 2011. – 224 с. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000.Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999, — 192 с.Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.:Наука,1973. – 237 с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.Рубинштейн С.Л. Основы психологии. СПб: Питер, 2012. 800 с.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. – М: Издательский центр «Академия», 2009. – с. 336Цыпин Г.М. Через понимание к запоминанию. Пути и способы оптимизации мнемических процессов в исполнительской деятельности учащихся - музыкантов», 2008. - с. 202- 206.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, 2007. – с. 240Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский и др. М.: Просвещение, 2008. 432 с.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Багрий Я. Т., Бураго А. С., Вайсерман А. М. Цунами детского аутизма. Медицинская и психолого-педагогическая помощь. – М.: Гнозис, 2017. – 392 с.
3. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. - СПб.: Питер, 2011. – 560 с.
4. Бартлетт Ф. Человек запоминает // Психология памяти. Хрестоматия по психологии. М., 2000. - С. 292-303.
5. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. – Минск: Харвест, 1999. – 1408 с.
6. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: Издательство ЛКИ , 2007. - 208 с.
7. Блонский, П.П. Очерк истории проблемы памяти // Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - С.6-29
8. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте //собр. соч.: В6 т. – Т. 2. - Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982. -С. 386-395.
9. Выготский Л.С., ЛурияА.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
10. Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психологи. – Спб.: Педагогическое общество, 2009. – 300 с.
12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
13. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.
14. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.
15. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб.:, 2001. – 400 с.
16. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология (11 издание) – СПб., 2004. – 1166 с.
17. Колосков А.Р., Горбунов Л.Л. Аутистическое расстройство и новые методы его коррекции. - Воронеж, 2002. – 300 с.
18. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - 5-е изд. - М. : изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
20. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2009. 414 с.
21. Леонтьев А.Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций М. - Л.: Учпедгиз, 1931. - 278 с.
22. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – М.: Эко-Вектор, 2014. – 336 с.
23. Мухина В. С. М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.:Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
24. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 800 с.
25. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000. – 519 с.
26. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
27. Никольская О.С., Баенкская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская А.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теренфинф, 2011. – 224 с.
28. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000.
29. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999, — 192 с.
30. Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.:Наука,1973. – 237 с.
31. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. СПб: Питер, 2012. 800 с.
33. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. – М: Издательский центр «Академия», 2009. – с. 336
35. Цыпин Г.М. Через понимание к запоминанию. Пути и способы оптимизации мнемических процессов в исполнительской деятельности учащихся - музыкантов», 2008. - с. 202- 206.
36. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, 2007. – с. 240
37. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.
38. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.
39. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский и др. М.: Просвещение, 2008. 432 с.

Вопрос-ответ:

Что такое память и какие бывают ее виды?

Память - это психологический процесс, отражающий способность человека запоминать, хранить и восстанавливать информацию. Виды памяти включают процедурную, эпизодическую и семантическую память.

Какие особенности развития памяти наблюдаются у детей дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте наблюдается постепенное развитие памяти. Дети начинают лучше запоминать и восстанавливать информацию, развивается эпизодическая память и способность к запоминанию последовательностей.

Чем отличается развитие памяти у детей с рассеянным аутизмом от нормально развивающихся детей дошкольного возраста?

У детей с рассеянным аутизмом наблюдаются определенные особенности развития памяти. Они могут иметь проблемы с запоминанием и восстановлением информации, а также с организацией памяти. Также у них часто наблюдаются нарушения в работе эпизодической памяти и сектора внимания.

Какие этапы были включены в эмпирическое исследование памяти у детей дошкольного возраста и у детей с рассеянным аутизмом?

В исследование были включены следующие этапы: характеристика выборки, выбор методов и методик исследования, получение и анализ результатов исследования.

Какие результаты были получены в ходе исследования памяти у детей дошкольного возраста и у детей с рассеянным аутизмом?

Результаты исследования показали, что дети с рассеянным аутизмом имеют более низкие показатели по сравнению с нормально развивающимися детьми в памяти и внимании. Они испытывают трудности в запоминании и восстановлении информации, а также в удержании внимания. Однако, были выявлены различия в зависимости от степени выраженности рассеянного аутизма.

Какие виды памяти рассматриваются в главе 1 курсовой работы?

В главе 1 курсовой работы рассматриваются различные виды памяти, такие как оперативная память, долговременная память, эпизодическая память и процедурная память.

Какие особенности развития памяти в дошкольном возрасте описываются в главе 1 курсовой работы?

В главе 1 курсовой работы рассматриваются особенности развития памяти в дошкольном возрасте, такие как постепенное увеличение ее объема и длительности у детей, развитие оперативной памяти и эпизодической памяти.

Какие особенности развития памяти у детей с РАС описываются в главе 1 курсовой работы?

В главе 1 курсовой работы рассматриваются особенности развития памяти у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), такие как нарушение организации и структурирования памяти, сложности в запоминании информации и сниженная производительность оперативной памяти.