Бизнес-план и оценка эффективности проекта
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 06.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1. Бизнес-план: понятие, цели составления и значение 4
1.2. Содержание и структура бизнес-плана 9
1.3. Методика разработки бизнес-плана 12
2. БИЗНЕС-ПЛАН ООО «АЛФА СЕРВИС» 15
2.1. Экономическая характеристика ООО «Алфа Сервис» 15
2.2. Анализ рынка сервисных услуг по ремонту бытовой техники 19
3. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛА-НА ОТКРЫТИЯ СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА 24
3.1. Резюме (вводная часть) 24
3.2. Общее описание компании 24
3.3. Анализ положения дел в отрасли 26
3.4. Анализ рынка 27
3.5. Сущность предлагаемого проекта (характеристика производимого фирмой «Алфа Сервис» продукта) 27
3.6. План маркетинга 28
3.7. Производственный план 29
3.8. Организационный план 32
3.9. Оценка рисков и эффективности проекта 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Продавец-кассир – наличие сертификата либо корочек, удостоверяющих образование продавца; пакета необходимых документов; наличие мед. карты; отсутствие судимости.
Таблица 9 - Количество работающих в сервисном центре ООО «Алфа Сервис»
Должность Число штат-
ных единиц Функции и обязанности Месячный должност-
ной оклад, руб. Фонд за-
работной платы в год, руб. Отчисления во внебюд-
жетные фон-
ды за год, руб. Директор 1 Управление сервисным центром, контроль за де-
ятельностью, ведение переговоров с постав-
щиками и крупными клиентами 17 000 204 000 61 200 Мастер по ремонту бы-
товой тех-
ники 4 Обслуживание клиен-
тов, диагностика и ре-
монт бытовой техники 12 000 576 000 172 800 Инженер по ремонту орг-
техники 2 Диагностика, ремонт оргтехники 12 000 288 000 86 400 Продавцы-кассиры 2 Прием заказов, денеж-
ных средств от клиентов 12 000 288 000 86 400 Итого: 1 356 000 406 800
Фонд заработной платы в год, руб.:
17 х 12 = 204 тыс. руб.
Отчисления во внебюджетные фонды за год, руб.:
204 х 30% = 61,2 тыс. руб.
В таблице 10 рассмотрим расходы от создания и деятельности центра:
Таблица 10 - Расходы на оборудование и оснащение сервисного центра в течение первого месяца
№ Статья расходов Сумма, тыс. руб. I. Капитальные (инвестиционные) затраты 1.1 Аренда помещения 15 1.2 Покупка оборудования 1 000 1.3 Покупка деталей, запасных частей и материалов 500 II. Текущие затраты 2.1 Заработная плата персонала с отчисления-
ми во внебюджетные фонды 98 2.2 Налоги, сборы, согласования 80 2.3 Реклама 7 Итого 1 700
В составе расходов не рассмотрена покупка автомобиля, необходимого для сервисного центра ООО «Алфа Сервис». Автомобиль имеется в первом филиале, который действует на настоящий момент. Пока одного автомобиля будет достаточно для работы в обоих филиалах – ныне действующего и вновь создаваемого.
3.8. Организационный план
Уставной капитал составляет 9 млн. руб. ООО «Алфа Сервис» создано физическими лицами. Учредителями ООО «Алфа Сервис» являются 3 собственника:
- Щербаков Николай Васильевич – генеральный директор – 50% Уставного капитала (4,5 млн. руб.).
- Демидов Валерий Иванович – начальник (заведующий) мастерских – 25% Уставного капитала (2,25 млн. руб.).
- Буторин Вячеслав Иванович - главный инженер - 25% Уставного капитала (2,25 млн. руб.).
Генеральный директор ООО «Алфа Сервис» руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью, неся ответственность за последствия принимаемых решений, финансово-хозяйственные результаты деятельности.
Заведующий мастерскими руководит работой по ремонту аудио-, видео- и бытовой техники.
Главный инженер ООО «Алфа Сервис» определяет техническую политику и направления технического развития, пути реконструкции и технического перевооружения, уровень специализации и диверсификации производства на перспективу.
История сервисного центра ООО «Алфа Сервис» началась в 2007 году с отдела из 3-х человек, сформированного внутри торговой компании. В 2008 году отдел был трансформирован в автономное предприятие, на базе которого и был организован сервисный центр ООО «Алфа Сервис».
На протяжении всего периода деятельности сервисный центр ООО «Алфа Сервис» динамично развивался.
Ежемесячно удавалось достигать роста главного показателя работы ООО «Алфа Сервис» - количества предоставляемых услуг. Если в начале этот показатель составлял 30 шт. в месяц, то теперь сервисный центр оказывает в среднем 430 услуг в месяц.
Также ООО «Алфа Сервис» с 2009 года занимается продажей запчастей, установкой и подключением оборудования.
В ООО «Алфа Сервис» в работе используются оригинальные запасные детали и труд высококвалифицированных специалистов, работающих на оборудовании, соответствующем требованиям производителей.
Специалисты ООО «Алфа Сервис» проводят ремонт бытовой техники, такой, как ремонт стиральных машин, ремонт холодильников, ремонт посудомоечных машин и другой крупно- и средне- габаритной техники любой сложности.
3.9. Оценка рисков и эффективности проекта
Риск, связанный с реализацией проекта, можно разделить на следующие группы:
1. Инвестиционный риск (связанный со капитальными вложениями):
- увеличение срока строительства по сравнению с расчетным сроком;
- увеличение затрат по сравнению с плановыми затратами;
2. Специальный риск (связанный с нормальным функционированием обслуживающих систем):
- перебои в снабжении электроэнергией, топливом и т.п.;
- сбои в работе обслуживающего сервиса;
3. Общий риск:
- природные (пожар, ураган и т.п.) риски;
- ограбление;
- политические (изменение законодательства, власти).
Можно выделить следующие виды рисков «Алфа Сервис»:
- изменения рыночной конъюнктуры;
- противодействие конкурентов ООО «Алфа Сервис»;
- высокий уровень инфляции;
- чрезвычайные обстоятельства;
- риски финансовых вложений.
В таблице 11 представлены риски, с которыми может в своей деятельности столкнуться сервисный центр ООО «Алфа Сервис», и методы страхования возможных рисков:
Таблица 11 - Риски и методы их страхования
Риск Степень риска Метод страхования № Характерис-
тика № Характеристика метода 1 изменения рыночной ко-
нъюнктуры Возможный 1 Регулярные маркетинговые иссле-
дования рынка сервисный услуг по ремонту бытовой техники 2 противо-
действие кон-
курентов Вероятный 2 Наблюдения за конъюнктурой рын-
ка, использование маркетинговых исследований 3 высокий уро-
вень инф-
ляции Неизбежный 3 Ценообразование на основе цен на рынке сервисных услуг и учета уровня инфляции 4 чрезвычай-
ные обстоя-
тельства Возможный 4 Страхование 5 риски фи-
нансовых вложений Неизбежный 5 Страхование, анализ и прогнози-
рование
Кроме выше рассмотренных, руководство сервисного центра ООО «Алфа Сервис» приняло следующие дополнительные меры по минимизации возможных рисков:
- при необходимости дополнительного финансирования бизнес-проекта ООО «Алфа Сервис», оговорены условия предоставления кредита банком «Альфа Банк»;
- все расчетные сроки сделаны с запасом;
- инженерные коммуникации продублированы.
Осуществим анализ инвестиционного риска с помощью метода сценариев:
Таблица 12 - Сценарии реализации проекта ООО «Алфа Сервис»
Показатели Обозна-чение Сценарии наихудший с вероятностью 0,25 (NPV1) вероятный с вероятностью 0,50 (NPV2) наилучший с вероятностью 0,25 (NPV3) Денежный поток, тыс. руб. ДП 1 750 7 333,2 11 000 Амортизация, тыс. руб. А 200 200 200 Налог на прибыль, % Н 20 20 20 Норма дисконта, % r 12 12 12 Срок проекта, лет n 5 5 5 Начальные инвестиции, тыс. руб. IC 1 700 1 700 1 700 Чистые денежные поступления, тыс. руб. CF 1440 5907 8840
Чистая приведенная стоимость рассчитывается по следующей формуле:
,
где CFt – приток денежных средств в t-м году, t = 1,2,…..,n;
n - срок действия проекта (горизонт расчета), годы;
t – конкретный год проекта;
r - ставка дисконта (относительные единицы);
- сумма первоначальных затрат, т.е. сумма инвестиций на начало проекта.
Коэффициент называется коэффициентом дисконтирования.
Условия принятия инвестиционного решения на основе данного критерия сводятся к следующему:
- если NPV > 0, то проект следует принять;
- если NPV < 0, то проект принимать не следует;
- если NPV = 0, то принятие проекта не принесет ни прибыли, ни убытка.
NPV1 = (864 / 1,12) + (1440 / 1,122) + (1440 / 1,123) + (1440 / 1,124) + (1440 / 1,125) – 1700 = 2976 тыс. руб.
NPV2 = (4608 / 1,12) + (5907 / 1,122) + (5907 / 1,123) + (5907 / 1,124) + (5907 / 1,125) – 1700 = 18433 тыс. руб.
NPV3 = (7536 / 1,12) + (8840 / 1,122) + (8840 / 1,123) + (8840 / 1,124) + (8840 / 1,125) – 1700 = 29002 тыс. руб.
Далее определим среднее ожидаемое значение NPV:
NPV = 2976 х 0,25 + 18433 х 0,5 + 29002 х 0,25 = 17 211 тыс. руб.
Затем рассчитаем стандартное (среднее квадратическое) отклонение:
Таким образом, исходя из предположения о нормальном распределении случайной величины с вероятностью около 80% можно утверждать, что значение NPV будет находиться в диапазоне:
17211 ± 7282 тыс. руб.
Для определения степени риска инвестиционного проекта исчисляется коэффициент вариации (V):
V = 7282 / 17211 = 0,42 (или 42%).
Таким образом, в проекте рассмотрена идея создания филиала по ремонту бытовой, аудио, видео и оргтехники. В данном проекте рассмотрены положительные и отрицательные моменты, связанные с созданием филиала. Исходя из всего рассмотренного можно сделать вывод о том, что создание данного предприятия вполне реально и что оно будет приносить прибыль, а значит проект является вполне эффективным. Риск проекта составляет 42%.
Прогнозные расходы от деятельности сервисного центра за один месяц составят (таблица 13):
Таблица 13 - Ежемесячные расходы от деятельности сервисного центра ООО «Алфа Сервис»
Статья доходов Сумма, тыс. руб. Заработная плата персонала 113 Отчислениями во внебюджетные фонды 33,9 Реклама 7 Транспортные расходы 9 Расходы на содержание зданий, помещений, оборудования и инвентаря 1 Арендная плата 15 Итого: 178,9
Прогнозные доходы от деятельности сервисного центра за один месяц составят (таблица 14):
Таблица 14 - Ежемесячные доходы от деятельности сервисного центра «Альфа Сервис»
Статья доходов Сумма, тыс. руб. 1. Ремонт телевизоров, аудио- и видео- аппаратуры 137 2. Ремонт кухонной техники 130 3. Ремонт стиральных машин 120 4. Ремонт др. бытовой техники 110 5. Диагностика и ремонт оргтехники 190 6. Продажа запчастей для бытовой и оргтехники 103 Итого: 790
Прогнозная прибыль от деятельности сервисного центра за один месяц составит (таблица 15):
Таблица 15 - Ежемесячная прибыль от деятельности сервисного центра
Статья доходов Сумма, тыс. руб. Доходы 790 Расходы 178,9 Прибыль до налогообложения 611,1 Налог на прибыль 122,2 Чистая прибыль 488,9
Следовательно, проект создания сервисного центра окупится за 3,5 месяца:
1 700 тыс. руб. / 488,9 тыс. руб. = 3,5 мес.
Чистая прибыль сервисного центра за первый год с начала осуществления проекта составит:
488,9 х (12-3,5) = 4 156 тыс. руб.
Чистая прибыль за второй год составит:
488,9 х 12 = 5 867 тыс. руб.
Рассмотрим, следует ли принять данный проект:
Подставим в формулу значения, характерные для данного проекта:
- n = 5 лет (проект рассчитан на 5 лет);
- 5710 тыс. руб. (денежный поток в первый год);
- 7333,2 тыс. руб. (денежные потоки во второй и последующие годы);
- r = 12% (0,12) (ставка дисконта);
- I0 = 1 700 тыс. руб. (начальные затраты).
А – амортизация (стоимость оборудования равна 1 млн. руб.; срок эксплуатации = 5 лет; амортизация рассчитывается линейным способом; следовательно, норма амортизации за год = 1 млн. руб. / 5 лет = 200 тыс. руб. в год).
NPV = (((5710-200)х0,8+200) / 1,12) + (((7333,2-200)х0,8+200) / 1,122) +
+ (((7333,2-200)х0,8+200) / 1,123) + (((7333,2-200)х0,8+200) / 1,124) + (((7333,2-200)х0,8+200) / 1,125) – - 1 700 = 20183 – 1 700 = 18433 тыс. руб.
Если NPV > 0, то проект следует принять.
У нас получается соотношение:
NPV = 18433 тыс. руб. > 0.
Следовательно, проект следует принять.
Определение точки безубыточности:
Х х (Цена ед. продукции – Переменные расходы на ед. продукции) –
– Совокупные постоянные расходы = 0 (точка безубыточности)
Х х (1500 – 1280) – 87000 = 0
Х = 395 услуг (точка безубыточности).
Таким образом, в проекте рассмотрена идея создания филиала по ремонту бытовой, аудио, видео и оргтехники. В данном проекте рассмотрены положительные и отрицательные моменты, связанные с созданием филиала. Исходя из всего рассмотренного можно сделать вывод о том, что создание данного предприятия вполне реально и что оно будет приносить прибыль, а значит проект является вполне эффективным. Риск проекта составляет 42%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ООО «Алфа Сервис» работает в сфере услуг и торговли, осуществляя ремонт бытовой техники и продажу запасных частей. ООО «Алфа Сервис» функционирует эффективно, так как наблюдается рост почти всех качественных показателей как в относительных, так и в абсолютных величинах: растет выручка, прибыль от продаж, чистая прибыль. Негативным моментом в деятельности организации является падение производительности труда, что говорит о необходимости пересмотреть на предприятии стратегию управления трудовыми ресурсами, использовать мотивационные рычаги управления.
ООО «Алфа Сервис» функционирует эффективно, так как в анализируемом периоде предприятие получало только прибыли, убытки отсутствовали. Предприятие является финансово устойчивым.
Ремонт бытовой техники не является высококонкурирующей сферой бизнеса, поэтому вход в данную сферу бизнеса не затруднен. Филиал ООО «Алфа Сервис» будет функционировать на рынке монополистической конкуренции. Главными конкурентами ООО «Алфа Сервис» являются ООО «Фаворит» и РТЦ «Нива».
В ООО «Алфа Сервис» существует одна мастерская по ремонту бытовой техники. Предприятие планирует открыть вторую сервисную мастерскую. Целью инвестиционного проекта является обоснование финансово-экономической целесообразности создаваемого филиала ООО «Алфа Сервис».
Резервом повышения эффективности деятельности ООО «Алфа Сервис» является открытие нового филиала – сервисного центра по ремонту бытовой и оргтехники. Клиентами сервисного центра преимущественно будут физические лица, а так же организации (юридические лица).
В проекте рассмотрена идея создания предприятия по ремонту бытовой, аудио, видео и оргтехники. Создание данного предприятия вполне реально и что оно будет приносить прибыль, а значит проект является вполне эффективным. Риск проекта составляет 42%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бизнес-план инвестиционного проекта. Отечественный и зарубежный опыт / Под общ. ред. академика В.М. Попова. - М.: ФиС, 2016. – 312 с.
Бизнес-план: методические материалы / Под ред. проф. Маниловского Р.Г. - М.: Финансы и статистика, 2013. – 421 с.
Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 286 с.
Бринк И.Ю. Бизнес-план предприятия: Теория и практика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 373 с.
Виленский П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика. – М.: Дело и сервис, 2014. – 832 с.
Иванов И.H. Методы принятия решений бизнес-плана. М.: Приор, 2018. – 391 с.
Курочкина А. А., Климова Р. Н., Сорокина М. В. Методические указания по разработке бизнес-плана торгового предприятия. - СПб.: Нива, 2015. – 310 с.
Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. - М.: Дело ЛТД, 2015. – 241 с.
Липсиц И.В. Инвестиционный проект. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 174 с.
Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план. Учебно-практическое пособие. - М.: Экономика, 2013. – 357 с.
Макаревич Л.М. Бизнес-план для инвестора. - М.: Финпресс, 2017. – 177 с.
Маркова В.Д. Бизнес-планирование. – Новосибирск: Экор, 2012. – 311 с.
Прокопенко В.В. Бизнес-план для вашей фирмы. – М.: Фора, 2015. – 305 с.
Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: Тандем, 2015. – 283 с.
Уткин Э.А., Кочетова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.: Акалис, 2016. – 213 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
2
4
Анализ и оценка конъюнктуры
рынка сбыта, спроса, объемов продаж
Рынок
Продукт
Деньги
инвестора
Деньги
инвестора
Идея предпри-
нимателя
б) финансовое оздоровление
а) развитие
- действующему
- новому
По бизнес-линиям (про-
дукция, работы, услуги)
По предприятию:
Бизнес-план
Экономичес-
кая идея
Капитал ин-
вестора
Предприятие
Прибыль инвестора
Прибыль предприятия
Капитал предприятия
Ресурсы прибыли
2015г. 2016г. 2017г.
Мастерская по ремонту бытовой техники
производственного подразделения
Распределение об-
щей прибыли
всего пред-
приятия
Общая прибыль
Общий капитал
Разработка бизнес-плана
Проблема осущест-
вимости идеи
Мастерская по ремонту аудио- и видео- техники
Эффективность
сделки
Характеристики продуктов,
товара, услуг, предоставляемых
потребителю
Ресурсное обеспечение
сделки
Деньги предпри-
нимателя
Заведующий мастерскими
Секретарь-референт
Технический отдел
Хозяйствен-ный отдел
Отдел рекла-мы, снабжения и сбыта
Бухгалте-рия
Управляющий делами
Главный
инженер
Коммерческий
директор
Главный бухгалтер
Генеральный
директор
Обобщенное резюме,
основные параметры и
показатели бизнес-плана
План (программа)
действий и
организационные меры
Цели и задачи
предпринимательской сделки
1. Бизнес-план инвестиционного проекта. Отечественный и зарубежный опыт / Под общ. ред. академика В.М. Попова. - М.: ФиС, 2016. – 312 с.
2. Бизнес-план: методические материалы / Под ред. проф. Маниловского Р.Г. - М.: Финансы и статистика, 2013. – 421 с.
3. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 286 с.
4. Бринк И.Ю. Бизнес-план предприятия: Теория и практика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 373 с.
5. Виленский П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика. – М.: Дело и сервис, 2014. – 832 с.
6. Иванов И.H. Методы принятия решений бизнес-плана. М.: Приор, 2018. – 391 с.
7. Курочкина А. А., Климова Р. Н., Сорокина М. В. Методические указания по разработке бизнес-плана торгового предприятия. - СПб.: Нива, 2015. – 310 с.
8. Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. - М.: Дело ЛТД, 2015. – 241 с.
9. Липсиц И.В. Инвестиционный проект. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 174 с.
10. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план. Учебно-практическое пособие. - М.: Экономика, 2013. – 357 с.
11. Макаревич Л.М. Бизнес-план для инвестора. - М.: Финпресс, 2017. – 177 с.
12. Маркова В.Д. Бизнес-планирование. – Новосибирск: Экор, 2012. – 311 с.
13. Прокопенко В.В. Бизнес-план для вашей фирмы. – М.: Фора, 2015. – 305 с.
14. Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: Тандем, 2015. – 283 с.
15. Уткин Э.А., Кочетова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.: Акалис, 2016. – 213 с.
Вопрос-ответ:
Что такое бизнес план и почему он важен?
Бизнес план - это документ, который содержит описание бизнес-идеи, цели, стратегии и методы ее реализации. Он является основой для принятия решений о создании или развитии предприятия. Бизнес план позволяет определить финансовые и экономические показатели проекта, оценить его эффективность, привлечь инвестиции и привести бизнес к успеху.
Какова структура бизнес плана?
Бизнес план обычно состоит из следующих разделов: введение, описание компании, описание продукта или услуги, анализ рынка, маркетинговая стратегия, организационная структура, финансовый план, риски и возможные проблемы, заключение. Каждый раздел содержит подробную информацию и анализ, необходимые для оценки проекта.
Как разработать бизнес план?
Разработка бизнес плана начинается с исследования рынка и определения потребностей и требований клиентов. Затем следует провести анализ конкурентов и сделать прогноз спроса на продукт или услугу. После этого необходимо разработать маркетинговую стратегию, определить организационную структуру и составить финансовый план. Все эти компоненты должны быть связаны и логически обоснованы.
Какой бизнес план у ООО Алфа Сервис?
Бизнес план ООО Алфа Сервис включает экономическую характеристику компании, анализ рынка сервисных услуг по ремонту бытовой техники, описание преимуществ и конкурентных преимуществ компании, маркетинговую стратегию, организационную структуру, финансовый план и прогноз прибыли. Все эти компоненты детально изучены и обоснованы.
Почему важно обосновать экономическую эффективность бизнес плана?
Обоснование экономической эффективности бизнес плана позволяет оценить финансовую стабильность и конкурентоспособность проекта. Это дает возможность привлечь инвесторов, получить кредиты или инвестиции для развития бизнеса. Кроме того, обоснование эффективности помогает определить потенциальные риски и проблемы, а также разработать стратегию для их преодоления.
Что такое бизнес план и каково его значение?
Бизнес план - это документ, который содержит план действий и стратегию развития предприятия на определенный период времени. Он описывает основные аспекты бизнеса, такие как цели, задачи, рыночная стратегия, финансовые показатели и т.д. Бизнес план является важным инструментом для оценки эффективности проекта и привлечения инвестиций.
Какова структура бизнес плана?
Структура бизнес плана может немного варьироваться в зависимости от конкретного проекта, но в общем виде она включает в себя следующие разделы: введение (пояснение целей и задач), описание бизнеса (идея, продукты/услуги, рынок), маркетинговая стратегия, операционная стратегия (производственный процесс, поставщики, штат сотрудников и т.д.), финансовый план (прогнозы продаж, доходы и расходы, инвестиции), а также риски, контроль и оценка эффективности.
Как разрабатывается бизнес план?
Разработка бизнес плана включает в себя несколько этапов. Сначала необходимо провести исследование рынка и оценить потенциал бизнеса. Затем следует определить цели и задачи, разработать маркетинговую стратегию, определить финансовые показатели и провести оценку эффективности проекта. Кроме того, бизнес план должен быть составлен в соответствии с требованиями банков и инвесторов, если необходимо привлечение дополнительных средств.