Художественный переплет в России к 19- н 20 века на примеры мастерской А.А. Шнель

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 30 30 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 10.10.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Русский художественный переплет: этапы становления, характерные особенности 10
1.1 История развития художественного переплета в России 10
1.2 Особенности художественного переплета в России в к.XIX – н.XX вв. 12
2. Художественные переплеты мастерской А.А. Шнель 17
2.1 Биография А.А. Шнель 17
2.2 Характерные особенности художественного переплета мастерской А.А.Шнеля 19
Заключение 23
Список использованной литературы 27

Фрагмент для ознакомления

В первую очередь за эту деятельность (сочетание недорого с художественным) мастерская получила высокие награды:• Большую золотую медаль Первой Всероссийской выставки печатного дела (Санкт-Петербург, 1895 г.);• Золотую медаль Всероссийской промышленной и художественной выставке (Нижний Новгород, 1896 г.).Мастерская Шнеля в Петрограде существовала еще до 1917 года.Неоднократно из уст старших товарищей я слышал, что на Урале у Шнель выращивались целые стада, и для переплетов бралась кожа телят, которые еще сосали молоко. Их кожа обладает особым свойством: она не пачкается ни маслом, ни чернилами, ни воском.Или еще: А.А. Шнель предпочитал клей из рыбьих костей осетровых и карповых и добавлял эмульсию из отваренных и перемолотых морских или лиманских мидий.В ходе своих поисков подтверждений этим легендам я не нашел. По поводу материалов можно привести слова Верещагина В.А.: «Для оформления книг использовались лучшие материалы: бархат, шелк, муар, различные виды кожи. В числе особым образом обработанных кож часто применялся сафьян, материалом для которого служат козьи или овечьи шкуры (лучший сафьян изготавливался из шкуры африканской козы). Лайковые переплеты делались из шкур ягнят или козлят. Изысканными считались переплеты, сделанные из опойка — шкуры новорожденного (не старше месяца) теленка. Всем известная, хотя бы по названию, шагреневая кожа (правильнее — шагрень) — особым образом обработанная шкура осла, реже лошади — отличалась относительной жесткостью и характерной фактурой.В особых экземплярах на внутреннюю сторону крышек книги, в качестве дополнительного украшения наклеивались так называемые дублюры (от французского doublure — подкладка) из шелка или кожи, дублирующие форзац. Первоначально они имели лишь технологическое значение. При украшении переплетов применялось ручное тиснение, не только блинтовое, дающее углубленное изображение, но и конгревное, со штампом и контрштампом, при котором изображение получалось рельефным.Нередко в оформлении переплета использовался металл — золото, серебро, бронза, даже платина, — а также кость. Иногда переплеты украшали разноцветными эмалями».В подарочных экземплярах важным дополнительным элементом книги был футляр-box, в котором издание подносилось членам Императорской семьи. Книга и футляр должны были составлять по стилю единое целое. И наконец, своеобразным произведением искусства можно считать лучшие образцы закладок для книг — ляссе (от французского laisser, имеющего много значений, в том числе «оставлять» и «закладывать»).ЗаключениеИскусство художественного переплета насчитывает многовековую историю. Возникнув одновременно с книгой и став ее составной частью, оно шло вслед за стилем большого искусства, привносившего в него в разные эпохи эстетику то декоративных барочных элементов с картушами, изысканными точечными линиями и «кружевными» тиснениями, то строгую упорядоченность и геометрическую выверенность пропорций и деталей классицизма, то виртуозную инкрустацию в стиле ар-нуво.За всю историю существования искусства переплета используемые мастерами материалы и техники были весьма многообразны. Однако в ходе проведенного исследования можно отметить, что на сегодняшний день художественный переплетконца XIX — начала XX века по-прежнему остается слабоизученной темой в исторической науке.По рассматриваемой в данной работе проблеме нет каталогов и словарей, не выявлена основная масса подписных русских переплетов того периода, нет методик определения места и времени их изготовления. Однако следует заметить, что внимание нового поколения библиофилов к переплету как антикварной, так и современной отечественной книги является одним из серьезных стимулов дальнейших исследований в этой области.Как уже нами отмечалось искусство художественного переплета насчитывает многовековую историю. Однако из всех рассмотренных этапов развития интерес для нас представляет конец XIX- начало XX вв. Отмечая особенности развития художественного переплета в это время, то стоит выделить следующее: - появились характерные для стиля модерн новые пропорции, асимметричность, изогнутые линии, символизм; - размещение основных декоративных элементов не на внешней поверхности крышки (она часто оставалась вообще без украшений), а на внутренней — дублюре, которую выполняли особенно тщательно; - стремление к переплету, соответствующего по стилю времени редкого издания;- исторический подход в оценке явлений и ретроспективное художественное мышление; - использование необычных для переплетного ремесла материалов: резное дерево, фанеру, коралл, перламутр, кость, папье-маше, целлулоид, гипс и многое другое;- в украшении переплета первостепенную роль играла работа золотых и серебряных дел мастера, резчика или, например, рисовальщика; - в оформлении книг использовались золотное шитье, счетная вышивка по холсту, мережки;- среди технологических новшеств следует отметить, например, конструкции переплетных крышек — гибкие тонкие при гладком корешке или, наоборот, очень толстые и тяжелые, с фасками — при корешке бинтовом и т.д.Большую популярность в период конца XIX – начала XX вв. приобретает мастерская А.А. Шнеля, вошедшая в историю художественного переплета своими дорогими переплетами.Александр Александрович Шнель – знаменитый книжный переплётчик, один из известнейших петербургских мастеров конца XIX – начала XX века. Шнель переплетал книги Императорской библиотеки, выполнял заказы известных литераторов, библиофилов и простых любителей владельческого переплёта. Современники единодушно признавали А. Шнеля одним из лучших переплётчиков России. Все виды переплёта – от роскошных, «подносных» вариантов до дешёвых картонных тиражных – мастер исполнял с неизменным качеством и вкусом.Одним из главных преимуществ мастерской можно отметить позиционирование себя как сосредотачивающее дешевое производство с художественным.В целом можно сказать, что, так же как при жизни А.А.Шнеля, его клиентами могли быть рядовые любители книг или высокопоставленные особы королевских кровей и состоятельные магнаты (например, сам Император Николай и члены его семьи), так и ныне владельцами переплетов его работы могут быть и весьма обеспеченные, и обычные библиофилы, которых объединяет одно: любовь к книге и наслаждение ароматом книжного переплета.Для большинства художественных переплетов А.А. Шнеля характерно соответствие внутреннего декаораего внешнему рисунку. Большинство переплетов мастера имеют дублюру, выполненную из кожи, цвет которой эффектно сочетается с цветом переплета и обрамлен широким или узким бордюром. В большинстве случаев дублюра и бордюр украшались золотым тиснением и инкрустацией в виде мотивов растительного и геометрического орнаментов. В редких случаях наряду с тиснением и инкрустацией мастер прибегал к приему ручной раскраски. Нередко в оформлении переплета использовался металл — золото, серебро, бронза, даже платина, — а также кость. Иногда переплеты украшали разноцветными эмалями».В подарочных экземплярах важным дополнительным элементом книги был футляр-box, в котором издание подносилось членам Императорской семьи. Книга и футляр должны были составлять по стилю единое целое. И наконец, своеобразным произведением искусства можно считать лучшие образцы закладок для книг — ляссе (от французского laisser, имеющего много значений, в том числе «оставлять» и «закладывать»).Список использованной литературыАнисимов В.И. Книжный переплет: краткий конспект по истории и технике переплетного дела, с рисунками на отдельных листах. - СПб., 1921.Баландин М.В, Переплетное дело: пособие для школ фабзавуча и бригадного ученичества. - М., 1926. -140 с.Брылов Г.А. Обложка книги и издательский переплет// Книга о книге. - Вып. 2. - Л., 1929. - С. 143 - 155.Данилова-Нитусова О.Л. Проблемы историко-книговедческого изучения и букинистической оценки русского книжного издательского переплета XIX в.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - M., 1980.-21 с.Данилова-Нитусова О.Л. Русский художественный переплет и его букинистическая классификация // Книжная торговля. Исследования и материалы. - Сб. 5. - М., 1978. - С. 202 - 206Ермилов Н. Как переплетать книги: общепонятное краткое руководство к переплетному делу. - М., 1925. -88 с.Золотова М.Б. Русский индивидуальный художественный переплет XIX – начала XX вв. /Золотова М.Б.// Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. —№ 4 (26). — 2005. — С. 116–125Золотова М. Б. Декоративные сорта бумаги в индивидуальных русских переплетах конца XIX - начала XX в. / М. Б. Золотова // Румянцевские чтения. Роль библиотек в развитии и укреплении семейных ценностей, и решении демографических проблем. - М.: Пашков дом, 2008. - С. 210-216.Казанцев И.А. Рассказ об интересном человеке с нелегкой судьбой. [Из воспоминаний Казанцевой (Тимофеевой) Василисы Васильевны о своей маме Тимофеевой (Шнель) Марии Александровне]. – Режим доступа: www.url. http://pandia.ru/text/78/071/81971.php 07.02.2016 (дата обращения 06.09.2018)Калугин В.В. «Указ о художестве книжного переплета» как источник по технике и специальной лексике книжного дела в Древней Руси // Литература Древней Руси: источниковедение : сб. науч. тр. / АН СССР, Ин-т рус. лит-ры (Пушкинский дом). - М., 1988. - С. 164 – 176Калугин В.В. Вопросы описания древнерусских обиходных переплетов: словарь специальной переплетной техники // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей, хранящихся в СССР. - Вып. 3. - С. 201 -245Клепиков С.А. Из истории русского художественного переплета// Книга. Исследования и материалы. - Сб. 1.-М., 1959.- С. 98-166Куприянова Т.Г. Переплетное дело на Печатном дворе // Печатный двор при Петре I. - М., 1999. - С. 82 - 105. Полонская И.М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. // Книга. Исследования и материалы. - Сб. 38. - М., 1979. - С. 152 - 161Сеславинский М.В. Аромат книжного переплета: отечественный индивидуальный переплет XIX—XX веков: альбом-каталог. М.: Астрель, 2008. — 496 с.Симони П.К. Собрание изображений окладов на русских богослужебных книгах XII - XVIII столетий. - Вып. 1: Древнейшие церковные оклады XII - XIV вв. - СПб., 1910Скурлов В.В., Иванов А.Н. Поставщики Высочайшего двора. - СПб, 2002.Соболева Е.С. Немецкие фирмы — поставщики оборудования для петербургского музея антропологии и этнографии в начале ХХ века. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. - Режим доступа: www.url. http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-176-3/ 05.02.2016 (дата обращения 06.09.2018)Тараканова О.Л. Внешняя форма книги в букинистической оценке: учебное пособие по курсу «Организация букинистической торговли и основы ценообразования на букинистическую книгу». - М., 1984. - 31 с.Тараканова О.Л. Книжные переплеты в букинистической оценке // Букинистическая торговля: учебник для студентов вузов / под ред. A.A. Говорова и A.B. Дорошевич. - М., 1990. - С. 63 – 65Тараканова О.Л. Материалы к словарю русских переплетчиков // Букинистическая торговля и история книги.-Вып. 6.-M., 1997.- С. 102-104Художественные переплеты и другие мозаичные работы, исполненные ручным способом в переплетной мастерской А. Шнель. - СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1905. - 12 с.Чехов А. П. Письмо Лаврову В. М., 29 января 1896 г. Петербург // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983. - С. 119—120.Шилов Ф. Г. Записки старого книжника. - М.: Книга 1990 – С. 38, 82Шнель А.А. Памятник прошлому [воспоминания] - СПб., 2000. - Режим доступа: www.url. http://exam-ans.ru/voennoe/23037/index.html 07.02.2016 (дата обращения 06.09.2018)Шнель А.А. Переплетная. 1914. Календарь и памятка:[Образцы бумаг для любительских переплетов и снимки художественных переплетных работ]. - СПб.,1913. - 24 с.Шустов А. С. Альбом участников Всероссийской Промышленной и Художественной Выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. - СПб., 1896.

1. Анисимов В.И. Книжный переплет: краткий конспект по истории и технике переплетного дела, с рисунками на отдельных листах. - СПб., 1921.
2. Баландин М.В, Переплетное дело: пособие для школ фабзавуча и бригадного ученичества. - М., 1926. -140 с.
3. Брылов Г.А. Обложка книги и издательский переплет// Книга о книге. - Вып. 2. - Л., 1929. - С. 143 - 155.
4. Данилова-Нитусова О.Л. Проблемы историко-книговедческого изучения и букинистической оценки русского книжного издательского переплета XIX в.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - M., 1980.-21 с.
5. Данилова-Нитусова О.Л. Русский художественный переплет и его букинистическая классификация // Книжная торговля. Исследования и материалы. - Сб. 5. - М., 1978. - С. 202 - 206
6. Ермилов Н. Как переплетать книги: общепонятное краткое руководство к переплетному делу. - М., 1925. -88 с.
7. Золотова М.Б. Русский индивидуальный художественный переплет XIX – начала XX вв. /Золотова М.Б.// Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. —№ 4 (26). — 2005. — С. 116–125
8. Золотова М. Б. Декоративные сорта бумаги в индивидуальных русских переплетах конца XIX - начала XX в. / М. Б. Золотова // Румянцевские чтения. Роль библиотек в развитии и укреплении семейных ценностей, и решении демографических проблем. - М.: Пашков дом, 2008. - С. 210-216.
9. Казанцев И.А. Рассказ об интересном человеке с нелегкой судьбой. [Из воспоминаний Казанцевой (Тимофеевой) Василисы Васильевны о своей маме Тимофеевой (Шнель) Марии Александровне]. – Режим доступа: www.url. http://pandia.ru/text/78/071/81971.php 07.02.2016 (дата обращения 06.09.2018)
10. Калугин В.В. «Указ о художестве книжного переплета» как источник по технике и специальной лексике книжного дела в Древней Руси // Литература Древней Руси: источниковедение : сб. науч. тр. / АН СССР, Ин-т рус. лит-ры (Пушкинский дом). - М., 1988. - С. 164 – 176
11. Калугин В.В. Вопросы описания древнерусских обиходных переплетов: словарь специальной переплетной техники // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей, хранящихся в СССР. - Вып. 3. - С. 201 -245
12. Клепиков С.А. Из истории русского художественного переплета// Книга. Исследования и материалы. - Сб. 1.-М., 1959.- С. 98-166
13. Куприянова Т.Г. Переплетное дело на Печатном дворе // Печатный двор при Петре I. - М., 1999. - С. 82 - 105.
14. Полонская И.М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. // Книга. Исследования и материалы. - Сб. 38. - М., 1979. - С. 152 - 161
15. Сеславинский М.В. Аромат книжного переплета: отечественный индивидуальный переплет XIX—XX веков: альбом-каталог. М.: Астрель, 2008. — 496 с.
16. Симони П.К. Собрание изображений окладов на русских богослужебных книгах XII - XVIII столетий. - Вып. 1: Древнейшие церковные оклады XII - XIV вв. - СПб., 1910
17. Скурлов В.В., Иванов А.Н. Поставщики Высочайшего двора. - СПб, 2002.
18. Соболева Е.С. Немецкие фирмы — поставщики оборудования для петербургского музея антропологии и этнографии в начале ХХ века. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. - Режим доступа: www.url. http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-176-3/ 05.02.2016 (дата обращения 06.09.2018)
19. Тараканова О.Л. Внешняя форма книги в букинистической оценке: учебное пособие по курсу «Организация букинистической торговли и основы ценообразования на букинистическую книгу». - М., 1984. - 31 с.
20. Тараканова О.Л. Книжные переплеты в букинистической оценке // Букинистическая торговля: учебник для студентов вузов / под ред. A.A. Говорова и A.B. Дорошевич. - М., 1990. - С. 63 – 65
21. Тараканова О.Л. Материалы к словарю русских переплетчиков // Букинистическая торговля и история книги.- Вып. 6.-M., 1997.- С. 102-104
22. Художественные переплеты и другие мозаичные работы, исполненные ручным способом в переплетной мастерской А. Шнель. - СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1905. - 12 с.
23. Чехов А. П. Письмо Лаврову В. М., 29 января 1896 г. Петербург // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983. - С. 119—120.
24. Шилов Ф. Г. Записки старого книжника. - М.: Книга 1990 – С. 38, 82
25. Шнель А.А. Памятник прошлому [воспоминания] - СПб., 2000. - Режим доступа: www.url. http://exam-ans.ru/voennoe/23037/index.html 07.02.2016 (дата обращения 06.09.2018)
26. Шнель А.А. Переплетная. 1914. Календарь и памятка: [Образцы бумаг для любительских переплетов и снимки художественных переплетных работ]. - СПб.,1913. - 24 с.
27. Шустов А. С. Альбом участников Всероссийской Промышленной и Художественной Выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. - СПб., 1896.




Вопрос-ответ:

Какие этапы становления художественного переплета были в России?

В России развитие художественного переплета можно выделить на несколько этапов: средневековый период, конец 17-18 веков, 19 век и начало 20 века.

Какие особенности характеризуют художественный переплет в России в XIX-XX веках?

Художественный переплет в России в XIX-XX веках отличается разнообразием стилей и техник, использованием роскошных материалов, а также ручным декорированием переплета.

Кто был А.А. Шнель?

А.А. Шнель был российским мастером художественного переплета, активно работавшим в конце XIX - начале XX века.

Какие особенности художественного переплета мастерской А.А. Шнеля?

Художественные переплеты мастерской А.А. Шнеля отличаются изысканным использованием драгоценных материалов, лицевым и внутренним декором, а также применением техник высокого мастерства, таких как стамповка и резьба по коже.

За что была известна мастерская А.А. Шнеля?

Мастерская А.А. Шнеля была известна своими изысканными художественными переплетами, привлекавшими внимание своим качеством и оригинальностью исполнения.

Какие этапы были в развитии художественного переплета в России?

Художественный переплет в России прошел несколько этапов развития. Это периоды средневекового переплета, барокко, классицизма, романтизма, модерна и авангарда. Каждый этап отличался своими характерными особенностями и стилем исполнения.

Какие особенности художественного переплета в России в XIX-XX веках?

Художественный переплет в России в XIX-XX веках характеризовался использованием роскошных материалов, таких как кожа, бархат, металл. Он был украшен драгоценными камнями, перламутром, золочением. Также характерными особенностями были изящные узоры и переплетные техники.

Кто такой А.А. Шнель?

А.А. Шнель был российским художником-переплетчиком, мастером художественного переплета. Он работал в XIX-XX веках и стал одним из самых известных мастеров своего времени. Его работы отличались высоким качеством исполнения и оригинальным стилем.

Какие характерные особенности имели художественные переплеты мастерской А.А. Шнеля?

Художественные переплеты мастерской А.А. Шнеля отличались богатством и изысканностью декоративных элементов. Он использовал разнообразные материалы, такие как кожа, металл, натуральные ткани. Особенностью его работ были яркие цвета, сложные узоры и орнаментика, а также высокое качество исполнения.

За что была известна работа мастерской А.А. Шнеля?

Мастерская А.А. Шнеля была известна своим высоким профессионализмом и оригинальным стилем. Работы мастерской часто использовались для переплета драгоценных и редких книг. Они привлекали внимание своей красотой и оригинальностью исполнения, что делало их ценными коллекционными предметами.

Какие этапы можно выделить в становлении русского художественного переплета?

Становление русского художественного переплета можно выделить следующие этапы: первобытные и средневековые формы переплета, художественный переплет XVIII-XIX веков, зарождение и расцвет мастерских по производству художественного переплета в XIX-XX веках.

Какие особенности можно отметить в художественном переплете в России XIX-XX веков?

В художественном переплете в России XIX-XX веков особенно выделяются следующие особенности: использование цветной и золотой фольги, применение орнаментов, изображение различных сюжетов на обложках, использование кожи и металла в качестве материала для переплета.