Мотивы учебной деятельности учащихся

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 33 33 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 11.10.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Мотивы учебной деятельности младших школьников 5
1.1.Понятие о мотивах, типы мотивации 5
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 11
1.3.Место различных мотивов в системе мотивации учения младших школьников 14
Глава 2. Методы формирования учебной мотивации младших школьников 19
2.1.Изучение формирования и развития учебной мотивации 19
2.2.Приемы и методы создания мотивации 25
Заключение 32
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Однако следует иметь в виду, что ученики начальной школы плохо владеют способностью устанавливать цели. Дети обычно ставят на первое место цель, связанную с учебной деятельностью. Они знают об этой цели. Тем не менее, они не понимают конкретных целей, ведущих к этому, они не видят средств для достижения этой цели.Для трансформации целей в мотивы-цели очень важно, чтобы ученик осознавал свои успехи, продвижение вперед.С этой целью учителя, например, работающие под руководством М.В.Матюхиной [8] при введении новой темы, составляют вместе с детьми специальную таблицу, в которой четко представлены состав предметных знаний и список навыков, которыми должны овладеть ученики.В таблице есть специальный график, где сами дети отмечают, что они уже знают, чего они не знают, в чём сомневаются. Естественно, сначала дети не могут адекватно оценить себя, но постепенно привыкают к этому. Результатом систематической работы такого рода является не только увеличение толчка поставленных целей, но и формирование способности оценивать их успехи, видеть конкретные недостатки.2.2. Приемы и методы создания мотивацииРассмотрим приемы и методы создания мотивации.Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Прием второй: создание проблемной ситуации.Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому[5]Третий прием: ролевой подход и деловая игра.В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.Пятый прием: игры и конкурсыВсем известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера. Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках: игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методаммотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Интегрированный урок – это находка для учителя осуществить межпредметную связь. Проведенные исследования показали, что формирование мотивации прямым образом зависит от содержания обучения.Преимущества деятельностной теории состоят в следующем:Во-первых, основу содержания обучения составляют базовые (инвариантные) знания.Во-вторых, в обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы (способы) работы с этими базовыми знаниями. Усвоение того и другого открывает перед ребенком огромные возможности для самостоятельного движения в данной области. Он способен самостоятельно построить ориентировочную основу действий любой частной ситуации, основанной на усвоенных базовых знаниях. Это и служит источником положительной познавательной мотивации.В-третьих, процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение. Как мы видели, на всех этапах процесса усвоения вводятся задачи. Решая эти задачи, ученик одновременно усваивает и знания, и умения. В результате обучение идет без заучивания, но в то же время обеспечивает прочное запоминание. Это еще один источник положительной мотивации.[6]В-четвертых, важное значение имеют коллективные формы работы, используемые при данном подходе. Особенно важно сочетание сотрудничества и с учителем, и с учащимися.Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации. Некоторые из перечисленных условий имеют место в учебном процессе и учителей-новаторов. В силу этого проблема мотивации учения решается успешно.Мы рассмотрели пути, которые предназначены для всего класса.Но каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. А.К.Маркова [16] выделила следующие уровни развития учебной мотивации у школьников.1.Отрицательное отношение к учителю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания, объяснение своих неудач внешними причинами, неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.2.Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, не уверенности.3.Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.4.Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.5.Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.6.Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества вучебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.[7]Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определенной организации учебной деятельности большинство учеников с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у школьника сложилась отрицательная мотивация, то задача учителя - обнаружить ее и найти способы коррекции.Диагностика мотивации. Для установления уровня мотивации существуют специальные методики. Не рассматривая всех, остановимся только на тех из них, которые учитель может использовать для обнаружения первых двух уровней мотивации: а)отрицательное отношение к учению, мотивация избегания неприятностей; б)нейтральное отношение к учению, мотивируют внешние результаты учения.Для выявления учеников, имеющих указанные уровни мотивации, следует использовать наблюдение. Учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускать уроки под благовидным предлогом. Они небрежно выполняют домашнее задание, не задают вопросы учителю.Учитель может использовать беседу с учеником во время проверки домашних заданий. В ходе беседы учитель спрашивает, какие задания вызвали интерес у ученика, какие задания были для него трудны и т.д.Третий метод - создание ситуации выбора. Например, учитель предлагает ученику вместо занятий, если он хочет, пойти отнести пакет в соседний детский сад. При этом добавляет, что пакет можно отнести и после уроков. Используют также и такой прием: предлагают школьнику составить такое расписание на неделю, которое больше всего его устраивает.После того как учитель будет иметь объективные факты, говорящие об отрицательном или нейтральном уровне учебной мотивации школьника, встает вопрос о причинах этого. Прежде чем говорить о них, отметим, что учитель должен обеспечить гуманные, доброжелательные отношения с учеником.[8]Полученные данные об ученике не должны быть предметом обсуждения в классе. Ученику нельзя ставить в упрек его низкий уровень учебной мотивации. Надо установить причины такого положения вещей. Как показали исследования, довольно часто причиной является неумение учиться. Это, в свою очередь, приводит школьника к плохому пониманию изучаемого материала, слабым успехам, неудовлетворенности результатом и в итоге к низкой самооценке.Пути коррекционной работы. Коррекционная работа должна быть направлена на устранение причины, которая привела к низкому уровню мотивации. Если это неспособность учиться, то исправление должно начинаться с идентификации слабых звеньев. Поскольку эти навыки включают как общие, так и конкретные навыки, необходимо проверить оба.Для устранения слабых звеньев необходимо провести поэтапное развитие. В то же время обучение должно быть индивидуальным, а учитель включен в процесс выполнения упражнений, заданий с интересной историей. В процессе работы учитель должен отмечать успехи ученика, демонстрируя его прогресс. Если учитель восхваляет ученика за решение простой проблемы, для решения которой он не приложил никаких усилий, это может оскорбить его. Для ученика это будет служить низкой оценкой его способностями учителя. Напротив, если учитель празднует свой успех в решении трудной проблемы, это внушит ему уверенность в себе.[9]Приобретение необходимых средств обучения учащимся позволит ему лучше понять материал, успешно выполнить задачи. Это приводит к удовлетворению их работой. У учащегося будет желание снова испытать успех на этом этапе работы. Важно дать школьнику нестандартные задания.Так, например, при коррекции математических навыков необходимо предложить небольшую книгу задач. Ученик должен организовать обложку, написать свое имя в качестве автора книги, а затем приступить к задачам соответствующего типа. Учитель оказывает необходимую помощь.Задачи, составленные учеником, могут использоваться при работе в классе. Как правило, такая работа учителя позволяет изменить отношение ученика к предмету, к обучению в целом. Конечно, мотивация не всегда будет внутренней. Но позитивное отношение к этому вопросу, безусловно, появится.В некоторых случаях необходимо использовать игровые действия, чтобы сформировать учащихся, не имеющих средств обучения. Этот метод используется, когда ребенок еще не стал ведущей деятельностью и не приобрел никакого личного значения.[10,11]Таким образом, целенаправленное и систематическое применение различных форм и методов для развития учебной мотивации при выполнении различных задач для младших школьников укрепляет стремление детей приобретать знания и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.ЗаключениеУчебная деятельность занимает практически все годы формирования личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях.Получение образования является непременным требованием для любого человека, поэтому проблема мотивации к обучению является одной из центральных в педагогике и психологии.Для младшего школьного возраста характерно первичное вхождение ребенка в учебную деятельность, овладение основными видами учебных действий. Тем не менее, учебная деятельность не предоставляется ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована.В то же время есть трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения.Мотив учебной деятельности понимается как все факторы, определяющие проявление учебной деятельности: потребности, цели, отношения, чувство долга, интересы и т. д.Учебная деятельность школьника побуждается не одним мотивом, а целым комплексом различных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенной взаимосвязи между собой. Мотивы обучения формируются в процессе обучения. Формирование мотивов происходит постепенно.Искусство воспитания заключается в том, чтобы создать правильное сочетание «понимаемых» мотивов и «реально действующих» мотивов и, в то же время, способность придавать более высокую ценность успешному результату действий, чтобы обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов.Список литературы1.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. [Текст] / В.Г. Асеев – М.: Мысль, 2006. – 158с.2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.3.Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М: Просв-е 2011.4.Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск «Пеленг», 2012.5.Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие — М.: Академия, 2002. — 138 с.6.Зимняя А.А. Педагогическая психология. - М., 2004.7.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Лич- ность / А.Н. Леонтьев. М., 2005. 352 с8.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 2004.9.Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ёё воспитание у школьников. - М., 2013.10.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. - М., 2013.11.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. [Текст] / А.К. Маркова – М., Просвещение, 2014. – 192с.12.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном инте- ресе / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 2009. 262 с. 15. 13.Мотивация учения [Текст] / Под ред. М. В. Матюхиной – М.: Московский психолого- социальный институт, 2001. – 285с.14.Пиаже Ж. Избранные труды. - М., 2009.15.Практическая психология для педагогов и родителей/ Под ред. проф., М.К. Тутушкиной. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2010.16.Психология и педагогика: методика и проблемы практического применении: сборник материалов ХLI Международной научно — практической конференции /Под общ. ред. С. С.Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС,2014. — 174 с.17.Практикум по возрастной и педагогической психологии. - М., 2010.18.Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. М.: Новая школа, 2001. 880 с.

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. [Текст] / В.Г. Асеев – М.: Мысль, 2006. – 158с.
2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
3.Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М: Просв-е 2011.
4.Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск «Пеленг», 2012.
5.Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие — М.: Академия, 2002. — 138 с.
6.Зимняя А.А. Педагогическая психология. - М., 2004.
7.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Лич- ность / А.Н. Леонтьев. М., 2005. 352 с
8.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 2004.
9.Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ёё воспитание у школьников. - М., 2013.
10.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. - М., 2013.
11.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. [Текст] / А.К. Маркова – М., Просвещение, 2014. – 192с.
12.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном инте- ресе / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 2009. 262 с. 15.
13.Мотивация учения [Текст] / Под ред. М. В. Матюхиной – М.: Московский психолого- социальный институт, 2001. – 285с.
14.Пиаже Ж. Избранные труды. - М., 2009.
15.Практическая психология для педагогов и родителей/ Под ред. проф., М.К. Тутушкиной. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2010.
16.Психология и педагогика: методика и проблемы практического применении: сборник материалов ХLI Международной научно — практической конференции /Под общ. ред. С. С.Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС,2014. — 174 с.
17.Практикум по возрастной и педагогической психологии. - М., 2010.
18.Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. М.: Новая школа, 2001. 880 с.

Вопрос-ответ:

Что такое мотивы учебной деятельности?

Мотивы учебной деятельности - это внутренние или внешние стимулы, которые побуждают учащихся к обучению и достижению учебных целей.

Какие типы мотивации существуют?

Существуют внутренняя и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация основана на личных интересах и желании саморазвиваться, внешняя мотивация возникает от внешних факторов, таких как похвала, награда или стремление избежать наказания.

Какова психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста?

Дети младшего школьного возраста (6-9 лет) находятся на стадии первичного обучения и формирования основных навыков учения. Они активно интересуются окружающим миром, любопытны и мотивированы учиться. Однако, их мотивация может быть влиянии семьи, друзей и окружения.

Где место различных мотивов в системе мотивации учения младших школьников?

Мотивы учебной деятельности младших школьников могут быть различными и занимать разное место в системе мотивации. Они могут быть связаны с саморазвитием, социальной идентификацией, стремлением получить похвалу или избежать наказания. Важно помочь учащимся определить свои внутренние мотивы и развивать их.

Какие методы помогают формировать учебную мотивацию у младших школьников?

Для формирования учебной мотивации у младших школьников могут использоваться различные методы. Например, игровые формы обучения, постановка интересных задач, создание положительного обучающего окружения и поощрение достижений. Важно поддерживать учащихся и помогать им найти индивидуальные мотивы к обучению.

Какие мотивы учебной деятельности могут быть у младших школьников?

У младших школьников мотивы учебной деятельности могут быть разнообразными: желание получить хорошие оценки, интерес к предмету, стремление удовлетворить любознательность, желание угодить учителю или родителям и другие.

Какие типы мотивации существуют у младших школьников?

У младших школьников можно выделить различные типы мотивации: интрамотивация (мотивация, основанная на собственных интересах и потребностях), экстрамотивация (мотивация, основанная на внешних поощрениях и наградах), социальная мотивация (мотивация, связанная с желанием угодить другим и соответствовать социальным ожиданиям) и другие.

Какие психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста влияют на их мотивацию к учебной деятельности?

Дети младшего школьного возраста обладают особенностями, которые могут влиять на их мотивацию к учебной деятельности. Например, они часто ориентированы на внешние поощрения и награды, имеют высокую степень любознательности, а также нуждаются в положительном внимании и поддержке со стороны родителей и учителей.

Каким образом различные мотивы влияют на учебную мотивацию младших школьников?

Различные мотивы могут влиять на учебную мотивацию младших школьников по-разному. Например, если у ребенка преобладает мотивация получения хороших оценок, он может стараться и прилагать усилия в учебе. Если же у ребенка преобладает мотивация угодить учителю или родителям, его мотивация может быть связана больше с внешними поощрениями, такими как похвала или награда.

Какие методы можно использовать для формирования учебной мотивации у младших школьников?

Для формирования учебной мотивации у младших школьников можно использовать различные методы и приемы. Например, можно создавать интересные и эмоционально насыщенные уроки, поддерживать положительную обратную связь, предлагать разнообразные возможности для самореализации и успеха, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности каждого ребенка.

Какие мотивы учебной деятельности могут быть у младших школьников?

У младших школьников могут быть различные мотивы учебной деятельности, например, желание получить хорошие оценки, интерес к предмету, стремление удовлетворить потребности ребенка в самореализации и достижении успеха.