Малые и средние предприятия в мировой экономике.
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 28.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. Этапы становления малого бизнеса в России и мире
2. Место малого и среднего бизнеса в современной экономике
3.Малый и средний бизнес в экономике России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
К ним относятся нестабильность общеэкономических и правовых условий, частые и не всегда оправданные изменения законодательства, его противоречивость, в том числе на региональном уровне, недостаточный опыт и последовательность правоприменительной практики. В кризисный период обострились и имевшиеся ранее финансово-экономические проблемы функционирования малых предприятий, такие как инфляция, высокие и постоянно меняющиеся кредитные ставки, ненадежность коммерческих банков и других финансовых институтов. На прямую государственную поддержку малого и среднего бизнеса в 2009 году правительством было выделено почти 10,5 млрд руб., на кредитование малых предприятий еще 30 млрд руб.. Однако, по словам вице-президента Торгово-промышленной палаты России С. Катырина, только 1% МСП имеет доступ к формирующимся на базе этих средств дешевым кредитным ресурсам. Это связано с тем, что данные ресурсы по линии Внешэкономбанка идут в региональные отделения Российского банка развития (уже 2 искусственно созданных институциональных барьера), а затем в реальный сектор экономики. При этом кредиты со ставкой более 20% не доступны для подавляющего числа бизнесменов. В результате возможность получить «дешевые» деньги имеют только предприниматели, находящиеся в близких отношениях с местными органами власти или те, кто, буквально выкупит дешевый кредит у местных банков – распорядителей льготных средств.Неблагоприятный инвестиционный климат предопределяет концентрацию малых предприятий России в сфере торговли, перераспределения и обслуживания импортных товаров и отсутствие весомого вклада МСП в области производства и высоких технологий. В этом смысле показателен крайне низкий уровень инвестиций в основной капитал малых предприятий России. В 2008 году они составили, по данным Росстата, около 317,4 млрд руб. Инвестиции в основной капитал за аналогичный период в целом по стране, по оценке той же службы – 8, 76 трлн рублей. Таким образом, вклад малых предприятий в создание и обновление основных производственных фондов отечественной экономики находился на уровне 3,62%, в то время как износ основных фондов в различных отраслях промышленного производства оценивается в 40–60% и более. Для сравнения, вклад малых фирм в инвестиции в обрабатывающей промышленности большинства стран Евросоюза составляет минимум 10%. При этом в Италии и Португалии в 2002–2003 годах этот показатель находился на уровне 40% и выше, во Франции, Великобритании, Чехии и Швеции – 25–30% и более, а в Австралии, Польше и Австрии – около 20%. Негативные черты в развитии малого предпринимательства в промышленном производстве России неоднократно отмечались при проведении различных опросов бизнесменов. Индекс предпринимательской активности малых промышленных предприятий имел отрицательные значения даже в середине 2000-х годов, то есть наиболее благоприятный, с точки зрения общеэкономической конъюнктуры, период. На одного руководителя МП, который оценивал текущую ситуацию как благоприятную для развития, приходилось 2–3 негативно настроенных, тогда как в других странах создание и развитие малой фирмы в обрабатывающей промышленности привлекательно для коммерасантов. Наибольшая доля новых компаний и предпринимателей фиксируется в таких отраслях мировой экономики, как обрабатывающая промышленность, транспорт, связь и оказание коммунальных услуг. Естественно, что при таком подходе к определению привлекательных для бизнеса отраслей хозяйства, в России, по сравнению с развитыми странами, крайне низок уровень инноваций в сфере МСП. Например, доля малых предприятий в затратах фирм на НИОКР в обрабатывающей промышленности составляет около 2,1%, тогда как в развитых странах именно малый бизнес вносит существенный вклад в развитие инновационной экономики. Даже во Франции, стране, где инновационные направления производства традиционно поддерживались государством в крупных компаниях, этот показатель выше общероссийского в два раза (4,2%). В США, Германии и Италии – более 5%, Канаде, Великобритании, Испании и Финляндии – более 10%. Согласно промежуточному докладу «Предпринимательский потенциал российского общества: состояние, проблемы, возможности активизации», подготовленному по результатам реализации НИР Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации за 2007 год, приоритетную группу для всех стадий предпринимательства в России составляет торговля. Авторами исследования отмечалось, что производственные виды деятельности малозначимы в структуре предпринимательства. Бизнесмены практически не упоминают виды деятельности, которые относятся к инновационным, в том числе и не требующие значительных стартовых финансовых вложений информационные технологии и прикладные научные исследования представлены в таблице 1. Таблица 1Сравнительный анализ структуры различных стадий предпринимательства по видам экономической деятельностиВиды деятельности по ОКВЭДДоля предпринимателей, % потенциальныхраннихустоявшихсяСельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1,5 6,7 1,4 Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 4,6 1,6 1,3 Текстильное и швейное производство 0,0 1,6 5,7 Производство транспортных средств и оборудования 1,5 0,0 0,0 Обработка древесины и производство изделий из дерева 1,5 0,0 0,0 Производство машин и оборудования 1,5 0,0 0,0 Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграф деятельность 1,5 1,6 0,0 Прочие производства 4,6 3,3 2,9 Строительство 15,4 4,9 2,9 Оптовая и розничная торговля 36,9 44,3 54,3 Транспорт и связь 6,2 9,8 8,6 Гостиницы и рестораны 4,6 1,6 1,4 Здравоохранение и социальные услуги 3,1 3,3 2,9 Образование 0,0 0,0 1,4 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 9,2 3,3 8,6 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 6,2 13,1 8,6 Финансовая деятельность 1,5 4,9 0,0 Всего ответило предпринимателей: 100,0 100,0 100,0 Малый бизнес сегодня постепенно становится одним из приоритетов экономической политики России. По последним данным Федеральной Службы государственной статистики в 2010 году количество малых предприятий в России превысило миллион, и 60% из них относятся к сфере торговли и услуг. Но чтобы 70% россиян, как указано в стратегии развития страны до 2020 года, могли причислить себя к среднему классу, предприятий малого бизнеса должно стать вдвое-втрое больше, чем теперь.Еще 10 лет назад малый бизнес в России выполнял в основном социальную функцию, от него требовалось обеспечить людей работой и зарплатой.Малый бизнес имеет не только экономическое, но и политическое значение. Россия нуждается в серьезном обновлении экономики, и в этом нужно опираться на малый бизнес.ЗАКЛЮЧЕНИЕПри успешном функционировании МСП создаются благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция; создаются дополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал; лучше используются местные сырьевые ресурсы. При этом немалое значение уделяется способности малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, а также для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.В результате проделанной работы были получены следующие результаты:Преимущество малых организаций состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными к периодически возникающим кризисам. Сегодня в развитых странах существуют три модели развития малого предпринимательства:стабилизация объемов деятельности с последующим сохранением статуса малого бизнеса;медленное расширение деловой активности;быстрое развитие малых организаций и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.Малые организации стали своеобразным индикатором общего состояния экономики. Переход к малому бизнесу в различных странах имеет свои особенности. Япония менее всего подвержена воздействию мирового кризиса, поскольку широкая сеть единоличных, семейных и других малых хозяйств, функционирующих вокруг крупных японских компаний и подпитывающих их своей деятельностью, помогла последним выстоять, в то время как преобладающая крупная кооперативная собственность в Америке разрушалась под воздействием кризиса.Становление малого бизнеса России началось со второй половины 1980-х гг. и прошло несколько этапов.На первом этапе (1985-1992 гг.) он развивался в основном в виде кооперативов. Второй этап (1992-1994 гг.) характеризуется количественным ростом малых частных предпринимателей, являющихся полными собственниками своего дела, на основе малой приватизации сферы торговли и услуг. Третий этап развития малого бизнеса начался с 1995 г. - снижение темпов увеличения числа субъектов малого бизнеса.На протяжении последних десятилетий малый и средний бизнес играет важную роль в мировой экономике, чему в немалой степени способствуют процессы глобализации и развития сферы высоких, в том числе информационных, технологий. Мелким предприятиям свойственны гибкость в принятии решений, умение находить малые ниши на рынке и быстро внедрять новшества, изобретения. Но у мелких предприятий есть и свои проблемы: разорение в конкурентной борьбе, недостаток своего капитала для финансирования развития предпринимательской деятельности, отсутствие стратегического планирования и недостаточные сведения о рынке, не лучшие кадры. Главным критерием отнесения предприятий к категории «малые и средние» во всем мире по-прежнему остается численность занятых на них сотрудников. Наиболее распространенное пороговое значение, определенное для большинства государств-членов Евросоюза – 250 человек. Дополнительным критерием для определения предприятия в качестве МСП в странах ЕС служит ежегодный товарооборот, который не должен превышать 40 млн евро. В России выручка для микропредприятий не должна превышать значения в 60 млн руб., для малого предприятия находиться в промежутке от 60 до 400 млн руб., и верхняя граница, установленная для средних предприятий составляет 1 млрд руб. Основой стратегией малого и среднего бизнеса в наиболее развитых странах стало максимальное сужение специализации и выход на узкие, в товарном и производственном отношении, сегменты рынка, которые не отличаются высоким уровнем рентабельности для крупных компаний. В силу своей специфики подавляющее количество малых предприятий в Российской Федерации создается в следующих трех основных сферах деятельности: торговля, посредничество и сфера услуг. Роль малых и средних предприятий в экономике России кардинальным образом отличается от западных стран. Малый бизнес России отличается снижением жизнеспособности из-за нестабильности общеэкономических и правовых условий, частых и не всегда оправданных изменений законодательства, его противоречивости, в том числе на региональном уровне, недостаточного опыта и последовательности правоприменительной практики. Неблагоприятный инвестиционный климат предопределяет концентрацию малых предприятий России в сфере торговли, перераспределения и обслуживания импортных товаров и отсутствие весомого вклада МСП в области производства и высоких технологий. Россия нуждается в серьезном обновлении экономики, и в этом нужно опираться на малый бизнес.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПостановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008 года № 536 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для категории субъектов малого и среднего предпринимательства».Доклад «Предпринимательский потенциал российского общества: состояние, проблемы, возможности активизации» // www.nisse.ru (национальный институт исследований проблем предпринимательства).Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: Инфра- М, 2006. – 560 с.Усачев Ю.В. Проблемы развития малого бизнеса в мировой экономике. – М.: Научная книга, 2007. – 148 с.Бляхман Л. Предпринимательство в России. // Общество и экономика.- 2006.- №12.- С.47-69.Глисин Ф. Малые предприятия в условиях кризиса (по результатам опросов руководителей малых предприятий) // Экономист. - 2009. - №7. - С. 28-42.Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса // ЭКО. - 2009. - №1. - С.174-187.Ширабон Н.В. Государственная поддержка малого предпринимательства. // Экономика и управление. - 2007. - №2. - С. 129-132.http://www.gks.ru/ - официальный сайт Федеральной Службы Государственной статистики.
1.Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008 года № 536 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
2.Доклад «Предпринимательский потенциал российского общества: состояние, проблемы, возможности активизации» // www.nisse.ru (национальный институт исследований проблем предпринимательства).
3.Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: Инфра- М, 2006. – 560 с.
4.Усачев Ю.В. Проблемы развития малого бизнеса в мировой экономике. – М.: Научная книга, 2007. – 148 с.
5.Бляхман Л. Предпринимательство в России. // Общество и экономика.- 2006.- №12.- С.47-69.
6.Глисин Ф. Малые предприятия в условиях кризиса (по результатам опросов руководителей малых предприятий) // Экономист. - 2009. - №7. - С. 28-42.
7.Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса // ЭКО. - 2009. - №1. - С.174-187.
8.Ширабон Н.В. Государственная поддержка малого предпринимательства. // Экономика и управление. - 2007. - №2. - С. 129-132.
9.http://www.gks.ru/ - официальный сайт Федеральной Службы Государственной статистики.
Вопрос-ответ:
Какие этапы становления малого бизнеса можно выделить в России и мире?
Становление малого бизнеса проходит через несколько этапов. Первый этап - появление и развитие индивидуальных предпринимателей. Затем они объединяются в кооперативы и ассоциации. Дальнейший этап - создание малых предприятий с хозяйственной самостоятельностью. В конечном итоге, малые предприятия превращаются в средний бизнес.
Какое место занимают малые и средние предприятия в современной экономике?
Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике. Они являются источником новых рабочих мест, способствуют развитию регионов, повышают конкурентоспособность экономики в целом. Кроме того, они способствуют инновационному развитию и представляют собой основу для создания крупных компаний.
Какова роль малого и среднего бизнеса в экономике России?
Малый и средний бизнес играют важную роль в экономике России. Они являются основным источником создания новых рабочих мест и способствуют развитию региональной экономики. Кроме того, они стимулируют инновационное развитие и представляют собой основу для развития крупных предприятий.
Какие факторы мешают развитию малого и среднего бизнеса в России?
Развитию малого и среднего бизнеса в России мешают различные факторы. Некоторые из них включают нестабильность общеэкономических и правовых условий, частые и не всегда оправданные изменения в законодательстве, противоречивость законодательства на региональном уровне, недостаток опыта и непоследовательность правоприменительной практики.
Какие преимущества имеет малый и средний бизнес?
Малый и средний бизнес имеют несколько преимуществ. Во-первых, они способствуют развитию экономики и созданию новых рабочих мест. Во-вторых, они обладают большей гибкостью и адаптивностью к изменяющимся условиям рынка. В-третьих, они способствуют инновационному развитию и конкуренции, что способствует повышению качества товаров и услуг.
Какие этапы прошло малое предприятие в России и мире?
Становление малого бизнеса в России и мире прошло несколько этапов. Изначально малые предприятия возникали как единичные и обычно маломасштабные предпринимательские инициативы. Постепенно, с развитием рыночной экономики, стали формироваться малые и средние предприятия, которые получили законодательное обеспечение. В настоящее время, малое и среднее предпринимательство играют значительную роль в экономике страны и мира.
Какое место занимает малый и средний бизнес в современной экономике?
Малый и средний бизнес имеют важное место в современной экономике. Они являются основой для развития инноваций и новых технологий. Благодаря гибкости и быстроте реагирования на изменения рыночных условий, малые и средние предприятия способствуют повышению конкурентоспособности экономики в целом. Они также создают рабочие места и способствуют росту налоговых поступлений.
В чем заключаются проблемы малого и среднего бизнеса в России?
Проблемы малого и среднего бизнеса в России многогранны и сложны. К ним относятся нестабильность общеэкономических и правовых условий, частые и не всегда оправданные изменения законодательства, его противоречивость, в том числе на региональном уровне. Также отмечается недостаточный опыт и последовательность правоприменительной практики. Эти факторы создают неблагоприятную среду для функционирования и развития малого и среднего предпринимательства в России.
Какие этапы становления малого бизнеса существуют в мире?
В мире существуют несколько этапов становления малого бизнеса. Первый этап - это возникновение предпринимательской деятельности в масштабах одного человека или небольшой команды. Второй этап - это развитие малых предприятий, появление конкуренции и формирование рыночных отношений. Третий этап - это укрепление и стабилизация малых предприятий, повышение их роли в экономике и обществе.
Какое место занимают малые и средние предприятия в современной экономике?
Малые и средние предприятия занимают важное место в современной экономике. Они являются движущей силой экономического роста и развития. МСП создают новые рабочие места, стимулируют инновации, способствуют разнообразию предложения товаров и услуг. Также они являются основой для развития предпринимательства и повышения конкурентоспособности экономики в целом.