Формирование и развитие памяти
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 13.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС………………………………..4
1.1. Память и её филогенетическое раз-витие……………..…………………..4
1.2. Процессы памяти…………………………………………………………….7
1.3. Виды памяти…………………………………………………………………8
1.4. Формирование памяти в онтогенезе ………..……………………………12
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАМЯТИ…………………………………………………………………………15
2.1. Роль высших психических функций в процессах запоминания и воспроизведе-ния…………………………………………………………………15
2.2. Формирование специальных мнемических действий………………………………………………………………………….18
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25
Необходимо активнее использовать ассоциации для более эффективного функционирования процессов памяти. В связи с этим нужно опираться на специальный метод, который основан на развитии ассоциативного ряда. При условии, когда стоит задача повысить эффективность запоминания текста, либо доказательств теорем, либо повысить объем словаря иностранных слов, то нужно сделать следующее. Сначала произвести постановку дополнительной задачи– найти ответ на вопрос: «С чем это схоже?». Работая над материалом, нам надо последовательно отвечать наряд следующих конкретных вопросов: «Какие другие тексты, жизненные эпизодымне напоминают этот материал? Какие другие доказательства напоминают способы доказательств данных теорем?» При знакомстве с новыми словами, нам нужно ответить на такие, к примеру, вопросы: «Какие иные слова или события напоминают мне это слово?»Основным принципом, лежащимв ряду мнемотехнического метода, является использование образа, который связывает запоминаемоеи знак, а так же развитие специфического вида внутренней связив самом запоминаемом материале [2; 5]. 2.2.Формирование специальных мнемических действийВажное средствоповышения эффективности процессов памяти, на что указывает ряд исследований, выполненных отечественными психологами, является развитие специальногомнемического действия [22]. Его результатом является то, что субъект становится способенулучшить процесс запоминания предлагаемого ему материала за счет применения особого, сознательного организационного подхода в самом процессе познания материала, для того, чтобы его запомнить. Формирование подобного действия у субъекта, на что указывает ряд специальных исследований, включает три фазы. На первой фазеряд мнемических познавательных действийсубъекта организуют извне посредством объяснения всех важных опорных деталей. На второй фазе субъект уже способенк процессу самостоятельного распределения предметов, основываясь на их общих признакахв группы (принцип классификации), и это соответствующее действие выполняется пока в сфере внешней развернутости. На третьей фазе субъект уже способен к процессу полного овладенияэтим приёмом выполненияего в уме именно на данном материале. К примеру, овладение бухгалтерскими операциями и действиями.Есть и ограничения по времени в повышении эффективности процессов памяти. Чтобы лучше запомнить материал, рекомендовано повторить его перед сном, это примерно – 20-21 час. Это даёт возможность запоминаемому материалу не быть смешанным с рядом других впечатлений, накладывающихся друг на друга за день и тем самым мешающих их запомнить, что сделает процесс запечатления его более эффективным. Но надо знать, что из всего ряда предлагаемых субъекту приёмов – как улучшить память- любой прием хорошв том случае, если он подходит для данного человека, когда человек сам отобрал из всего списка приёмов, модернизировал, или сам изобрёл, опираясь на собственные вкусы и жизненный опыт [2].Результат эффективности запоминания может быть сниженза счёт интерференции, т.е. смешиваясь, одна информация и другая, одна схема припоминания и другая, наплывание их друг на друга парализуют весь процесс актуализации материала в рамках воспроизводства. Наиболее часто возникновение интерференции бывает в случае, если одно и то же воспоминание ассоциируется в памяти с одинаковым событием и его возникновение в сфере сознаниявызывает одновременность припоминания конкурирующего (интерферирующего) события. Процесс интерференциичасто возникает и в том случае, если на месте одних материалов заучиваются иные, в особенности на той фазе запоминания, когда ранее усвоенная информация ещё не забыта, а втораяпока слабо усвоена. К примеру, в случае процесса запоминания иностранных слов, которые еще слабо пока запечатлелись в долговременном хранилище, а ряд других в тот же момент уже начал субъект изучать.ВЫВОДЫ1.Организация и сохранение опыта, которые позволяют повторно его использовать в деятельности или возвращают в сознание – называется памятью.2. При изучении проблемы филогенеза были выдвинуты несколько теорий, и они взаимодополняют друг друга: свою концепцию развития памяти первым в этом вопросе предложил П.П. Блонский, свои взгляды в концепцию культурной и исторической направленности в развитии памяти оформил Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьевым разработано учение о развитии в запоминании непосредственных и опосредствованных видов. 3.В изучении проблемы онтогенеза памяти показано следующее. Усвоение нового знания активизирует виды развития памяти и более всего произвольного вида. Школьнику, по сравнению с дошкольником, нужно запомнить и воспроизвести не то, что вызвало у него интерес, а то, что есть в школьной программе. Воздействие школьного требования к запоминанию и воспроизведению вырабатывает их произвольность, память становится более активной, в связи с тем, что процесс обучения является комплексной системой тренировки памяти субъекта. Обучаясь, субъект научается постановке дифференцированной задачи - заучить учебный материал, тем самым им определяется его способ в заучивании и в воспроизведении материала.4. Память имеет несколько уровней по времени сохранения информации, ей свойственно иметь свои процессы – запечатление, сохранение, воспроизведение, она имеет свои виды, которые разнообразны по своим различным классификациям. 5. Практические разработки для повышения эффективности процессов памяти опираются связь памяти со всеми высшими психическими функциями. Так, осмысленность ставится во главу списка предлагаемых способов улучшения памяти. Тот материал, ряд объектов, один объект, что мы сможем выражать словом, нами будет запомнен более легко и более тщательнее, чем тот, что сможет быть воспринят исключительно зрительным или слуховым анализатором без опосредования словом. И при условии, когда слова не только являются вербальной заменой воспринятых предметов, но и выступают как результат осмысленности, когда слова не только выполняют назывательную функцию, а слова являются понятием, содержащим в себе в единое целое связанные предмет и мысли о нем. Но, избирая свой способ улучшения функции памяти, человек должен опираться и на индивидуальные особенности своих анализаторов и всего ряда психических функций, а так же проявлять активность в изобретении личных способов. ЗАКЛЮЧЕНИЕНесмотря на то, что проблемы памяти начали изучаться самыми первыми в истории психологии и исследовались и до сих пор изучаются широко и активно, однако проблема памяти для её окончательного понимания остаётся до сих пор открытой. Интенсивно память и её процессы, виды изучались Эббингаузом Г., Блонскиим П.П., Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н., Лурией А.Р., Зинченко Т.П., Смирновым А.А., Клацки Р., П. Фрессом, Ж. Пиаже, Херманном Д., Хофманом И. и мн. др. Мы наметили и достигли цель нашей работы - теоретически изучили вопросы формирования и развития памяти. Нами были поставлены и выполнены следующие задачи:1) теоретически изучили вопросы памяти как психического процесса;2) проанализировали вопросы развития памяти в филогенезе и в онтогенезе;3) дали анализ психологическим основам совершенствования памяти. Предметом исследования являлась память, а объектом –её формирование и развитие.Таким образом, цель и задачи теоретического исследования выполнены, и подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие общие выводы. 1. Психологическая наука располагает множеством теоретических концепций, которые объясняют её суть, природные особенности, ряд механизмов и её функционирование как структуры. Вместе с тем, много вопросовна настоящий момент не разрешено, несмотря на самый большой вклад психологии в разработку этой функции и длительность периода изучения её в истории психологии. Вопросы и проблемы памяти - спорные и актуальные. Им требуются дальнейшее изучениеи в сфере психологического знания, и в сфере смежных научных исследований.2. Память отвечает за накопление, сохранениеи последующее использование опыта личности, и опыта общества, это хранение знаний, умений и навыков. Весь спектр психических процессовможет быть осуществлён в сопряжении непосредственного участия памяти. Каждой психической функции свойственно иметь своюмнемическуючасть.3. Развитие памяти связано с наличием необходимой целой воспитательной системы. Воспитываются положительные свойства памяти. Они-то и значительносодействуют процессу рационализацииеё процессов. Это достигается планированием, самоконтролем, использованиеминдивидуальных и общих мнемических средств повышения эффективности процессов памяти. Усвоение нового знания активизирует виды развития памяти и более всего произвольного вида.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАсмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов// Учебно-методическое пособие / А.Г. Асмолов. М., 1985. – 188 с.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. М., 1980.- 320 с.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. Т.1, 2. М., 1979. – 542 с.Большой психологический словарь //Под. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 632 с.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 сГальперин П.Я. Введение в психологию. Ростов н./Д.: Феникс, 2014. - 342с. Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник . М., 2002. – 120 с.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. - М., 1996.- 210 c.Зинченко В.П. Живое знание / В.П. Зинченко. Самара, 1998.- 216 с.Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии/ Т.П. Зинченко.- М., 2002. - 608 с.Истомина З.М. Развитие памяти// Учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. М., 1978. – 214 с.Клацки Р. Память человека. Структура и процессы / Р. Клацки. - М., 1978. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983. – 320 с. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=jnzv&from=yandex.ruЛиндсей П. Переработка информации у человека / П. Линдсей, Д. Норман. - М., 1974. – 216 с.Лурия А.Р. Нейропсихология памяти / А.Р. Лурия. - М.: Педагогика, 1974. – 264 с.Лурия А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. - М.,1975. -320 с.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - М., МГУ, 1968. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=7adi&from=yandex.ruЛяудис В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1976. – 320 с.Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c. Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - 814 с. Роговин М.С. Проблемы теории памяти / М.С. Роговин. - М.: Высшая школа, 1977. – 284 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: "Питер", 2015. - 720с. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н./Д.: Феникс, 2014. - 672с.Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. М., 1966. – 220 с.Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. - М., 1996. – 366 с. Соколов Е.Н. Механизмы памяти / Е.Н. Соколов . - М.МГУ, 1969. – 268 с.Фресс П.Экспериментальная психология. Научение и память / П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып 4.. - М.: Прогресс, 1973. – 286 с. Херманн Д. Язык памяти / Д. Херманн. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 256 с.Хофман И. Активность памяти / И. Хофман. - М.: Прогресс, 1986- 308 с.Черемошкина Л.В. Психология памяти// Учеб. пособие для вузов / Л.В. Черемошкина. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов// Учебно-методическое пособие / А.Г. Асмолов. М., 1985. – 188 с.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. М., 1980.- 320 с.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. Т.1, 2. М., 1979. – 542 с.
4. Большой психологический словарь //Под. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 632 с.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Ростов н./Д.: Феникс, 2014. - 342с.
7. Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник . М., 2002. – 120 с.
8. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. - М., 1996.- 210 c.
9. Зинченко В.П. Живое знание / В.П. Зинченко. Самара, 1998.- 216 с.
10. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии/ Т.П. Зинченко.- М., 2002. - 608 с.
11. Истомина З.М. Развитие памяти// Учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. М., 1978. – 214 с.
12. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы / Р. Клацки. - М., 1978.
13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983. – 320 с. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=jnzv&from=yandex.ru
14. Линдсей П. Переработка информации у человека / П. Линдсей, Д. Норман. - М., 1974. – 216 с.
15. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти / А.Р. Лурия. - М.: Педагогика, 1974. – 264 с.
16. Лурия А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. - М.,1975. -320 с.
17. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - М., МГУ, 1968. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=7adi&from=yandex.ru
18. Ляудис В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1976. – 320 с.
19. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c.
20. Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - 814 с.
21. Роговин М.С. Проблемы теории памяти / М.С. Роговин. - М.: Высшая школа, 1977. – 284 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: "Питер", 2015. - 720с.
23. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н./Д.: Феникс, 2014. - 672с.
24. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. М., 1966. – 220 с.
25. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. - М., 1996. – 366 с.
26. Соколов Е.Н. Механизмы памяти / Е.Н. Соколов . - М.МГУ, 1969. – 268 с.
27. Фресс П.Экспериментальная психология. Научение и память / П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып 4.. - М.: Прогресс, 1973. – 286 с.
28. Херманн Д. Язык памяти / Д. Херманн. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 256 с.
29. Хофман И. Активность памяти / И. Хофман. - М.: Прогресс, 1986- 308 с.
30. Черемошкина Л.В. Психология памяти// Учеб. пособие для вузов / Л.В. Черемошкина. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
Вопрос-ответ:
Какие процессы формируют память?
Формирование памяти зависит от ряда процессов, таких как восприятие, запоминание, сохранение и восстановление информации.
Какие виды памяти существуют?
Существуют несколько видов памяти, включая сенсорную, кратковременную и долговременную память, а также эпизодическую и процедурную память.
Какова роль высших психических функций в формировании и воспроизведении памяти?
Высшие психические функции, такие как внимание, мышление и воображение, играют важную роль в процессах запоминания и воспроизведения памяти.
Как происходит формирование памяти в онтогенезе?
Формирование памяти в онтогенезе происходит постепенно и связано с развитием нервной системы и мозга. У детей формируется сенсорная память, затем кратковременная и долговременная память.
Как филогенетическое развитие влияет на память?
Филогенетическое развитие влияет на память, поскольку с развитием вида возникают новые способы запоминания и передачи информации, что обеспечивает его выживаемость и адаптацию к окружающей среде.
Каковы особенности формирования и развития памяти?
Формирование и развитие памяти связаны с филогенетическим и онтогенетическим развитием человека. Память формируется постепенно, начиная с раннего детства, и проходит через несколько стадий развития. Она зависит от развития высших психических функций и процессов запоминания и воспроизведения.
Какие процессы происходят в памяти?
В памяти происходят такие процессы, как запоминание, сохранение информации, воспроизведение и забывание. Запоминание - это процесс приобретения и сохранения информации. Воспроизведение - это процесс вытеснения ранее запомненной информации. Забывание - это потеря информации из памяти.
Какие виды памяти существуют?
Существует несколько видов памяти. Основные виды памяти включают кратковременную память, долговременную память и эпизодическую память. Кратковременная память используется для хранения небольших объемов информации на короткое время. Долговременная память отвечает за хранение информации на длительный срок. Эпизодическая память позволяет запоминать определенные события и ситуации.
Как формируется память в онтогенезе?
Память формируется в онтогенезе, начиная с раннего детства. На начальных стадиях развития детей память основана на ощущениях и восприятии внешнего мира. Постепенно развивается способность к запоминанию и сохранению информации, а также к воспроизведению уже запомненных фактов и событий. Формирование памяти в онтогенезе связано с развитием высших психических функций и активного использования памятных процессов.