Основные этапы развития Российской конституции
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 13.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Становление и развитие конституционного законодательства в советский период 5
1.1.Конституция РСФСР 1918 года 5
1.2.Конституции РСФСР до 1993 года 11
Глава 2.Развитие конституционного строя России в постсоветский период 14
2.1.Предпосылки создания Конституции России 1993 года 14
2.2.Основные особенности Конституции России 1993 года 20
Заключение 27
Список использованных источников 30
Этим фактом можно гордиться, поскольку он говорит о высокой эффективности, жизнеспособности и качестве Конституции Российской Федерации.Характерно также, что Конституция 1993 года была первым конституционным актом в истории нашей страны, который, вопреки многочисленным инициативам, не изменился с приходом нового лидера в 2000 году.Как подчеркнул Президент Российской Федерации Владимир Путин на встрече с судьями Конституционного Суда Российской Федерации 12 декабря 2012 года: «Основной закон… это живой инструмент, но в то же время нужно очень бережно относиться к его основам. Основной закон должен быть стабильным. В этом, в его стабильности, значительная часть стабильности самого государства и основных прав и свобод граждан Российской Федерации». Как ясно продемонстрировал опыт последних десятилетий двадцатого века, реальная свобода возможна только в том случае, если существует эффективно функционирующее государство и стабильная Конституция. Сегодня, практически во всех успешно развивающихся странах, активное творчество в области права и политики сочетается с неизменностью действующего Основного закона.[18]Самое значительное число изменений в Конституции было сделано в отношении статьи 65 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 137 Конституции, поправки к статье 65 Конституции Российской Федерации, определяющие состав Российской Федерации, принимаются на основании федерального конституционного закона о вступлении в Российскую Федерацию и формирования в ней нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционного и правового статуса субъекта Российской Федерации.В случае изменения названия республики, региона, города федерального значения, автономной области, автономного округа, новое наименование субъекта Российской Федерации включаются в статью 65 Конституции Российской Федерации.Итак, первые изменения в Конституцию были внесены уже в начале 1996 года и касались они положений статьи 65. Тогда сменить официальное название приняла решение республика Ингушетия, а в след за ней и Северная Осетия – Алания. Через пять лет также сменила свое название и республика Чувашия. Позднее, в 2003 году также поменял свое название и автономный округ Ханты- Мансийск. В период с 2004 по 2007 года статья 65 Конституции РФ изменялась пять раз в связи с изменением либо правового положения субъекта – вхождение или объединение с иными субъектами, либо со сменой названия. Последние подобные изменения были внесены в марте 2014 в связи в присоединением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Более существенные изменения коснулись Конституции РФ только лишь в 2008 году. Выступая 5 ноября 2005 года с ежегодным посланием к Федеральному собранию, занимающий пост Президента РФ в то время Дмитрий Медведев предложил увеличить сроки полномочий президента с четырех до шести лет, а Государственной Думы с четырех до пяти лет. Свое предложение Д. Медведев обосновал необходимостью заканчивать начатую политику в рамках одного срока правления Президента, потому как иначе, не успевая выполнить задуманное предыдущим Президентом, после выборов страна берет направление на курс политики нового главы государства, что приводит к непоследовательности политики в стране и дезорганизации ее граждан.[15]Кроме того Д. Медведевым тогда же было предложено выступать Государственной Думе в свою очередь с аналогичным ежегодным отчетом по результатам ее деятельности. Государственная Дума не только одобрила предложения, но и внесла свое предложение об увеличении сроков полномочий Президента по указанным выше причинам не до шести ,а аж до семи лет, но с одновременным ограничением полномочий главой государства одним сроком и соответствующим его переименованием в Верховного правителя государства. Подобные предложения были отклонены по причине диктаторской направленности. Последующие существенные поправки были внесены лишь в 2014 году, когда в связи с реорганизацией судебной системы был упразднён Высший арбитражный суд, а его полномочия были переданы Верховному суду. Необходимость подобной реорганизации была обоснована самим Президентом В.В. Путиным, который одновременно является и автором подобного предложения. По мнению Президента, подобное упразднение благотворно отразится на укреплении единства судебной системы и поможет унифицировать судебной практику в целом. К тому же, Высшим Арбитражным судом рассматривался только лишь один вид правонарушений - экономические споры, в то время как Верховному суду были подсудны остальные виды правонарушений – гражданских, уголовных и административных. Подобное объединение подсудности в руках Верховного суда по мнению Президента В.В. Путина позволит разрешать споры граждан и организаций, а также органов власти при помощи единообразных подходов в решении вопросов, а также сведет к нулю отказы в судебной защите по причине неправильной подведомственности дела. Верховный Суд потому и носит таковое название, что разрешает любые споры по любым делам и потому наличие отдельно стоящего Арбитражного Суда в какой-то мере умаляло сам принцип верховности Верховного Суда. После принятия законопроекта, Высший арбитражный суд был упразднён, а Верховный суд был реорганизован и переехал в Санкт- Петербург, куда из Москвы уже перевели Конституционный суд.Предусмотрен переходный период — на упразднение ВАС было дано полгода. Кроме того, обновился и сам состав Верховного суда. В него вошли 170 судей. Как следует из закона, отбором кандидатов на должности судей занималась Специальная квалификационная коллегия из 27 членов. В коллегию вошли представители президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов. Ещё 24 члена коллегии были избраны советами судей субъектов федерации из числа членов этих советов. Кандидаты на должность судей должны были сдать квалификационный экзамен Специальной экзаменационной комиссии. Затем коллегия представила Президенту кандидатуры на должность судей Верховного суда, и глава государства назначил судей. Также Президентский закон предложил расширить полномочия главы государства. После принятия соответствующих поправок, Президент смог назначать и увольнять прокуроров субъектов федерации. До этого этот вопрос находился в ведении Генерального прокурора. Таким образом, проанализировав все внесенные поправки к Конституции, можно сделать вывод о том, что все они были необходимы в связи с развитием правового государства, а не кардинальной сменой направления осуществления государственной политики внутри страны, как это было в ранних Конституциях России. Следовательно, наше государства приобрело некоторую стабильность в своем политическом и правовом направлении построения развитого конституционного государства и с течением времени лишь упрочняет его.[18]ЗаключениеАнализ этапов конституционного развития России позволяет сделать следующие выводы. Конституция РСФСР 1918 года установила главный принцип большевиков, пришедших к власти: вся власть Советам, принимая во внимание большевизацию Советов, которая исключила саму идею партийного представительства в Советах от иных партий, кроме правящей.Схема конституционного устройства государства была основана на триединстве власти ВЦИК, СНК и Съезда Советов. В то же время абсолютные ограничения были наложены на значительную часть «нетрудящегося» населения страны в отношении избирательных прав. Конституция была исключительно политизирована и выразительно окрашена, призывала к ненависти к эксплуататорам, врагам народа и их уничтожению.Фактически, Конституция 1918 года вызвала глубокий экономический и политический кризис, который России пришлось пережить в первые послереволюционные годы.Последовательный анализ конституций России с 1918 по 1978 год позволяет сделать вывод о том, что в течение многих десятилетий нормы конституционного права развивались в направлении их дальнейшего регулирования.Политическое значение норм Конституций о правах и свободах человека и гражданина изменилось - они увеличились в объёмах и поднимались «выше» в тексте Конституций. Нельзя не отметить трансформацию институтов государственного управления в сторону «социалистической» демократии.От экспрессивности и революционного романтизма первой Конституции 1918 года идеологическое содержание Конституций усложнилось в направлении выверенного стиля, который решительно утверждал природу власти и необходимость единой идеологии социализма и коммунизма.В то же время как первая Конституция 1918 года, так и последняя Конституция 1978 года оставались конституцией с идеологией классового государства, с идеологией господства рабочего класса. Экономические основы государства, основанного на государственной собственности, также остались неизменными.Не было никаких гарантий альтернативных свободных выборов. Федерализм был основан на жесткой централизации власти в руках правящей партии. Не было частной собственности и свободы рыночных отношений. Конституция Российской Федерации 1993 года стала закономерным правовым явлением.Её принятие было вызвано объективными причинами политического, экономического, социального и правового характера.Путь к принятию Основного закона страны был сложным и противоречивым, он был принят в условиях острого политического кризиса. Поэтому первым смыслом Конституции Российской Федерации 1993 года является стабилизация политической и правовой сферы, формирование правовых основ для нового государственного управления.Этот документ нельзя считать преемником традиций конституций советского периода, хотя формулировка отдельных норм о правах и свободах личности, федерализма и законодательного процесса формально схожа.Главное и принципиальное различие между советской и постсоветской конституциями - это мера свободы идеологии, признание основы развития общества основных человеческих ценностей, признание свободы труда, включение в мировое сообщество.Конституция РФ должна сохранять свое значение как гаранта против развития авторитарных тенденций в государстве, формализма в разделении власти, сокращения фактического объема политических прав и свобод граждан.Она должна обеспечить развитие экономического потенциала страны, способствуя поддержанию здорового режима конкуренции и защите прав хозяйствующих субъектов от незаконных действий государственных органов.Список использованных источниковНормативно-правовые акты1 Конституция Российской Федерации 1993 г. (с попр.) М., 2017.2.Конституция РСФСР 1918г.. Электронный ресурс – сайт Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/chapter/16/#block_4800 3.Конституция РСФСР 1925 года // Электронный ресурс – сайт Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/chapter/16/#block_4800 4.Конституция РСФСР 1937 года // Электронный ресурс – сайт Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/chapter/16/#block_4800 5.Конституция РСФСР 1978 года // Электронный ресурс – сайт Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/chapter/16/#block_4800 6.Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии Проект народного депутата СССР, академика А.Д.Сахарова // Электронный ресурс – сайт Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/chapter/16/#block_48007.Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий" (постатейный) (2-е издание, измененное и дополненное) рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев. науч. ред. Ю.И. Скуратов. "Статут", 2015 / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online Литература8.Анисимов А.П., Мелихов А.И. Проблемы разграничения совместных предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов "Конституционное и муниципальное право", 2016, N 1 9.Ализода З. К вопросу о понятии и признаках парламентаризма "Конституционное и муниципальное право", 2015, N 5. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online 10.Денисов С.А. Конец этапа контрреформ в государственном праве России? "Конституционное и муниципальное право", 2014, N 3. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online 11.Михалева Н.А. "Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование. "ЮРКОМПАНИ", 2013. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online 12.Митин Г.Н. Уставы политических партий и решения их руководящих органов как источники конституционного права России ."Конституционное и муниципальное право", 2015, N 4 / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online 13.Осипян Б.А.Принцип функциональной целесообразности закона "Государственная власть и местное самоуправление", 2014, N 6 / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online 14.Постников А.Е. Конституционно-правовые основы взаимодействия политических партий и государства. "Журнал российского права", 2015, N 5. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online 15.Семитко А.П. Идея федерализма в России: прошлое и настоящее "Российский юридический журнал", 2016, N 1 16.Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online 17.Шустров Д.Г. Государство как объект конституционно-правового регулирования. "Конституционное и муниципальное право", 2014, N 2/ / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online 18Чернобель Г.Т. Конституция и ее конкретизация. "Журнал российского права", 2015, N 3. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации 1993 г. (с попр.) М., 2017.
2.Конституция РСФСР 1918г.. Электронный ресурс – сайт Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/chapter/16/#block_4800
3.Конституция РСФСР 1925 года // Электронный ресурс – сайт Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/chapter/16/#block_4800
4.Конституция РСФСР 1937 года // Электронный ресурс – сайт Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/chapter/16/#block_4800
5.Конституция РСФСР 1978 года // Электронный ресурс – сайт Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/chapter/16/#block_4800
6.Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии Проект народного депутата СССР, академика А.Д.Сахарова // Электронный ресурс – сайт Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/chapter/16/#block_4800
7.Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий" (постатейный) (2-е издание, измененное и дополненное) рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев. науч. ред. Ю.И. Скуратов. "Статут", 2015 / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
Литература
8.Анисимов А.П., Мелихов А.И. Проблемы разграничения совместных предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов "Конституционное и муниципальное право", 2016, N 1
9.Ализода З. К вопросу о понятии и признаках парламентаризма "Конституционное и муниципальное право", 2015, N 5. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
10.Денисов С.А. Конец этапа контрреформ в государственном праве России? "Конституционное и муниципальное право", 2014, N 3. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
11.Михалева Н.А. "Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование. "ЮРКОМПАНИ", 2013. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
12.Митин Г.Н. Уставы политических партий и решения их руководящих органов как источники конституционного права России ."Конституционное и муниципальное право", 2015, N 4 / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
13.Осипян Б.А.Принцип функциональной целесообразности закона "Государственная власть и местное самоуправление", 2014, N 6 / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
14.Постников А.Е. Конституционно-правовые основы взаимодействия политических партий и государства. "Журнал российского права", 2015, N 5. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
15.Семитко А.П. Идея федерализма в России: прошлое и настоящее "Российский юридический журнал", 2016, N 1
16.Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
17.Шустров Д.Г. Государство как объект конституционно-правового регулирования. "Конституционное и муниципальное право", 2014, N 2/ / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
18Чернобель Г.Т. Конституция и ее конкретизация. "Журнал российского права", 2015, N 3. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
Вопрос-ответ:
Какие основные этапы развития Российской конституции?
Основные этапы развития Российской конституции: становление и развитие конституционного законодательства в советский период, и развитие конституционного строя России в постсоветский период.
Какие конституции были в РСФСР до 1993 года?
В РСФСР до 1993 года были следующие конституции: Конституция РСФСР 1918 года и другие конституции, действовавшие в период с 1918 по 1993 год.
Какие предпосылки привели к созданию Конституции России 1993 года?
Предпосылками создания Конституции России 1993 года были сложный политический период после распада СССР и необходимость установления новых основ государственного устройства России.
Какие особенности имеет Конституция России 1993 года?
Основные особенности Конституции России 1993 года: признание России демократическим федеративным правовым государством, определение принципов организации государственной власти, защиту прав и свобод человека и гражданина, установление принципа разделения властей.
Почему можно гордиться фактом становления и развития конституционного законодательства в России?
Факт становления и развития конституционного законодательства в России говорит о постепенном развитии гражданских прав и свобод, о стремлении общества к законодательному укреплению демократических принципов и принципа верховенства права, что является важным показателем зрелости и стабильности государства.
Какие основные этапы развития Российской конституции можно выделить?
Основные этапы развития Российской конституции включают становление и развитие конституционного законодательства в советский период, а также развитие конституционного строя России в постсоветский период.