Правовая система Дании
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 8 + 8 источников
- Добавлена 10.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Общая характеристика правовой системы Дании 5
1.1. Этапы развития 5
1.2. Место правовой системы на правовой карте мира 10
2. Источники права и отраслевая структура 15
2.1. Источники 15
2.2. Отраслевая структура 15
3. Правоприменение в Дании 21
3.1. Судебная система 21
3.2. Судебный процесс 25
Заключение 29
Список литературы 31
Государственные адвокаты имеют право отказаться от уголовного преследования, если считают его нецелесообразным. В низших судах выступают в качестве представителей стороны обвинения начальники полицейских участков – полицмейстеры, подчиняющиеся Министерству юстиции, либо адвокаты, получаюшие полномочия от одного из прокуроров перед каждым конкретным судебным заседанием. Как и в большинстве стран, расследование уголовных дел ведется сотрудниками полиции.Контроль за деятельностью гражданской и военной администрации государства осуществляет Омбудсман юстиции (Justitie-Ombudsmannen), служба которого учреждена в Дании Законом от 11 июня 1954 г. согласно Конституции 1953 г. В соответствии с последней (ст.55) Омбудсман назначается Фолькетингом. Срок полномочий - 4 года. Функции датского Омбудсмана несколько ограничены по сравнению с другими Скандинавскими странами: он надзирает за деятельностью государственных служащих, но не вмешивается в действия судей.Кроме судов общей юрисдикции в Дании действует Высокий суд Королевства, который включает не более 15 старейших по должности судей Верховного суда Королевства и равное им число судей, избираемых Фолькетингом на шестилетний срок в соответствии с принципом пропорционального представительства. Ни один депутат Фолькетинга не может быть избран судьей Высокого суда Королевства и ни один депутат Фолькетинга не может исполнять функции судьи Высокого суда Королевства.Если кто-либо из членов Верховного суда Королевства не может принимать участие в рассмотрении какого-либо конкретного судебного дела, от участия в рассмотрении дела отстраняется такое же число судей, избираемых Фолькетингом. Высокий суд Королевства избирает председателя из состава своих судей. Если на рассмотрении Высокого суда Королевства находится какое-либо дело, судьи, избранные Фолькетингом, сохраняют свои должности в Высоком суде Королевства на время рассмотрения дела в Суде и по истечении срока, на который они избраны Фолькетингом. Высокий суд Королевства рассматривает дела против министров по инициативе Короля или Фолькетинга.С согласия Фолькетинга и по инициативе Короля Высокий суд Королевства может рассмотреть дела по обвинению в преступлении других лиц, если совершенные ими преступления представляют, по мнению Короля, особую опасность для государства. Отправление правосудия осуществляется только на основании закона. Не допускается создание чрезвычайных судов для отправления правосудия.Помимо вышеперечисленных, в Дании существуют и специальные суды, к которым относится система военных судов и суд по трудовым спорам.Таким образом, судебная система Дании включает в себя Верховный суд, служащий не только как орган судебной власти, но и как орган законодательной власти, так как именно решения Верховного суда являются ориентирами для прецедентного права; суды восточных и западных земель, выносящие решения по апелляционным жалобам и рассматривающие дела не попадающие по подсудности в низшие суды, и, собственно, низшие суды, рассматривающие гражданские и уголовные дела на конкретной подведомственной территории. 3.2. Судебный процессПроцедура рассмотрения судебных дел, в частности в низших судах, не обременена соблюдением большого числа формальностей, и не имееткаких бы то ни было ограничений в представлении доказательств и критериями их оценки. Судебные решения и приговоры, вынесенные датскими судами, могут быть обжалованы, как правило, только один раз. При этом в вышестоящей инстанции дело, по существу, рассматривается заново. Лишь в исключительных случаях, с разрешения министра юстиции, Верховный суд может принять к производству дело о жалобе на решение или приговор низшего суда, уже рассмотренное судом второй инстанции.Таким образом судебные процессы в Дании не затягиваются на долгие годы в виду их постоянного обжалования, путем подачи апелляций и кассаций. Это экономит не только время, но и значительную долю государственной казны.Право защищать интересы в суде в качестве представителя одной из сторон по гражданским делам, либо выступать в качестве защитника по уголовным делам имеют только дипломированные юристы со значительным стажем работы и отвечающие ряду иных требований, строгость которых увеличивается по мере того, в каком из судов (низшего, судов восточных и западных земель или Верховного) адвокат желает быть представителем одной из сторон. Подобными вопросами в Дании ведает Министерство юстиции. Распространена практика назначения бесплатного защитника по уголовным делам, в том числе в ряде случаев уже на стадии предварительного следствия.При отправлении правосудия суды должны быть всегда независимы от исполнительной власти.Суды, отправляющие правосудие, имеют право рассматривать любой вопрос, касающийся объема полномочий органов исполнительной власти. Лицо, оспаривающее такие полномочия, не вправе уклоняться, подав соответствующий иск в суд, от исполнения распоряжений органов исполнительной власти до того, как суд вынесет по этому вопросу решение.Вопросы об объеме полномочий органов исполнительной власти могут быть переданы законом под юрисдикцию одного или большего числа административных судов. Апелляции на решения административных судов могут подаваться в Верховный суд Королевства. Процедура рассмотрения указанных дел устанавливается законом.При исполнении своих полномочий судьи руководствуются не только законом, но и правом прецедента. Судьи не могут быть смещены с должности иначе как по обвинительному приговору, они не могут быть переведены без их согласия на другие должности, за исключением случаев реорганизации судебных органов. В указанных случаях судьи, достигшие 65 лет, могут быть отправлены в отставку с сохранением прежнего заработка до достижения предельного возраста пребывания в должности. Правосудие должно по возможности осуществляться открыто и гласно.Любое лицо, взятое под стражу, должно предстать перед судьей в течение 24 часов. Если лицо, взятое под стражу, не может быть незамедлительно освобождено, судья должен дать мотивированное заключение в судебном приказе, который должен быть принят как можно быстрее, но не позже трех дней, о том, что лицо подвергается тюремному заключению либо освобождается от тюремного заключения под залог на условиях и в размере, установленных в судебном приказе. Закон может ограничить применение указанного правила, изъяв из его действия территорию Гренландии, если такое изъятие будет сочтено необходимым с учетом местных обстоятельств.Решение судьи может быть оспорено обвиняемым посредством апелляции в вышестоящий суд.Ни одно лицо не должно подвергаться тюремному заключению за преступление, за которое назначается наказание в виде штрафа или условного заключения.Помимо уголовных дел, законность лишения свободы по решению несудебных органов, а также лишение свободы иностранцев в порядке, установленном законом, могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции либо иным судебным органом по ходатайству лица, лишенного свободы, либо его представителя. Правила указанной процедуры устанавливаются законом.Таким образом, судебный процесс в Дании определяет следующие аспекты отправления правосудия: обжалование вынесенного решения возможно только один раз, исключение может составлять жалоба, поданная в Верховный суд после ее рассмотрения во второй инстанции;только дипломированные юристы с определенным стажем работы могут быть представителями сторон в судебном разбирательстве;судьи не могут быть лишены занимаемой должности, исключение составляет обвинительный приговор в отношении судьи или реорганизация судебного органа;правосудие в Дании осуществляется гласно;лицо не может находиться под стражей более 24 часов, по истечению этого времени он обязан предстать перед судьей или быть отпущенным;лицо не может быть подвергнуто тюремному заключению, если за совершенный проступок полагается штраф или условное наказание.ЗаключениеПо итогам написания данной работы можно сделать вывод о том, что поставленная цель достигнута, а задачи выполнены. Рассмотрев в ходе работы этапы становления правовой системы Датского Королевства, был сделан вывод, что развитие права в Дании проходило обособлено. Отсутствие влияния принципов законотворчества континентальной Европы и Римского права, создали из правовой системы Скандинавских стран особую, отличную от иных правовых семей, конструкцию. Изучая место правовой системы Дании на мировой арене также можно сделать вывод о том, что она стоит особняком по отношению к другим государствам. Но ввиду мировой глобализации и создания межгосударственных и межнациональных союзов, законодательство Дании претерпело серьезные изменения, необходимые для успешной интеграции в мировое сообщество. Пойдя на определенные жертвы, Дания вошла в Европейский союз и закрепила свое положение в мире, тем самым став не только государством, на которое может влиять сообщество, но и страной, которая может диктовать свои условия миру.Обособленность правовой системы следует из источников датского права. Первостепенным и основным источником, безусловно, является Конституция, но вторым по значимости считается судебный прецедент. Так же не последнее место в отправлении правосудия в Дании является право традиции, или, как его еще называют, право обычая. Эти три аспекта формируют определенную, не похожую ни на какие другие, систему права, которая лишь совсем недавно начала движение в сторону интеграции с правовой системой Европы. Хотя право Дании считается относительно индивидуальным, отрасли, на которые подразделяется право, все-таки, не сильно отличаются от тех, что приняты в большинстве светских государств. Здесь так же право делится на публичное и частное, как его здесь чаще называют – гражданское. Но, в отличии от некоторых стран, здесь нет кодификации законов по отраслям права. Лишь уголовное право является исключением. В остальных случаях отправление правосудия осуществляется на основании обобщенных норм, которые могут более или менее свободно трактоваться судьями.Судебная власть Датского Королевства представлена Верховными судами, судами восточных и западных земель и низшими судами. У каждого суда своя юрисдикция. Так низшие суды рассматривают дела на подведомственной им территории, за исключением дел с значительным размером наказания. Такие дела рассматриваются уже судами восточных и западных земель в зависимости от подсудности, так же они рассматривают апелляционные жалобы на решения низших судов. Высшим судебным органом является Верховный суд. Он рассматривает дела в апелляционной и кассационной инстанции и осуществляет законотворческую деятельность, путем признания вынесенных им решений прецедентами. Судебный процесс в Королевстве так же явно выделяется на фоне других государств. Основной его особенностью является то, что обжалование вынесенного судом решения возможно лишь один раз, за исключением подачи жалобы в Верховный суд. Так же в Дании действует принцип невозможности лишения судьи должности за исключением случаев вынесения в отношении судьи обвинительного приговора или реорганизации судебной организации. Ввиду всего вышеизложенного можно сделать вывод, что правовая система Датского Королевства является обособленной, своеобразной и отличной от большинства правовых систем мира. Исторически сложившиеся события создали достаточно интересный объект для исследования культурных и законодательных аспектов правовой системы Скандинавского государства.Список литературыНормативные правовые акты1.Конституция Дании.http://denmark.dk/en/society/government-and-politics/2. Кодекс короля Кристиана V. http://denmark.dk/en/society/government-and-politics/3. Закон о правосудии. http://denmark.dk/en/society/government-and-politics/4. Закон о продаже товаров. http://denmark.dk/en/society/government-and-politics/5. Закон о потребителях. http://denmark.dk/en/society/government-and-politics/Учебная литература1.Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2016. – 455 с.2. Сизько И.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебно-практическое пособие/ И.А. Сизько, Н.М. Чепурнова — М.: МЭСИ, 2017. – 357 с.Научная литература1.Болдырева, Е.Л. Политическая система стран Северной Европы [Электронный ресурс], – www.gf-sut.ru/student/doc/boldyreva1.doc2. Гайдидей Ю.М. Правовая система: понятие и признаки.[Электронный ресурс], – https://cyberleninka.ru/article/v/pravovaya-sistema-ponyatie-i-priznaki3. Дания: анализ избирательного законодательства в контексте соблюдения общедемократических стандартов и прав человека [Электронный ресурс], - //http://www.cmdp-kvorum.org/democratic-process/674. Исаев М. А. Основы конституционного права Дании. / М.А. Исаев. – М.: Муравей, 2016. – 144 с.5. Патракова Е.А. Скандинавская (нордическая) правовая семья. [Электронный ресурс], – https://cyberleninka.ru/article/v/skandinavskaya-nordicheskaya-pravovaya-semya-16. Рассказов Л.П. Правовые системы скандинавских стран: общее и особенное. / Л.П. Рассказов // Философия права. – 2016. – №6. – С. 71-757. Стельникова Н.А. Делегированое законодательство в правовой системе Европейского союза. – Проспект, 2018. – 175 с.8. Шабанов П.Н., Тарасова Я.О. Опыт построения судов высшего звена в странах Скандинавии. / П.Н. Шабанов, Я.О. Тарасова // Судебная власть и уголовный процесс. – 2016. – №1. – С. 201-206
Нормативные правовые акты
1.Конституция Дании.http://denmark.dk/en/society/government-and-politics/
2. Кодекс короля Кристиана V. http://denmark.dk/en/society/government-and-politics/
3. Закон о правосудии. http://denmark.dk/en/society/government-and-politics/
4. Закон о продаже товаров. http://denmark.dk/en/society/government-and-politics/
5. Закон о потребителях. http://denmark.dk/en/society/government-and-politics/
Учебная литература
1.Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2016. – 455 с.
2. Сизько И.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебно-практическое пособие/ И.А. Сизько, Н.М. Чепурнова — М.: МЭСИ, 2017. – 357 с.
Научная литература
1.Болдырева, Е.Л. Политическая система стран Северной Европы [Электронный ресурс], – www.gf-sut.ru/student/doc/boldyreva1.doc
2. Гайдидей Ю.М. Правовая система: понятие и признаки.[Электронный ресурс], – https://cyberleninka.ru/article/v/pravovaya-sistema-ponyatie-i-priznaki
3. Дания: анализ избирательного законодательства в контексте соблюдения общедемократических стандартов и прав человека [Электронный ресурс], - //http://www.cmdp-kvorum.org/democratic-process/67
4. Исаев М. А. Основы конституционного права Дании. / М.А. Исаев. – М.: Муравей, 2016. – 144 с.
5. Патракова Е.А. Скандинавская (нордическая) правовая семья. [Элек-тронный ресурс], – https://cyberleninka.ru/article/v/skandinavskaya-nordicheskaya-pravovaya-semya-1
6. Рассказов Л.П. Правовые системы скандинавских стран: общее и осо-бенное. / Л.П. Рассказов // Философия права. – 2016. – №6. – С. 71-75
7. Стельникова Н.А. Делегированое законодательство в правовой системе Европейского союза. – Проспект, 2018. – 175 с.
8. Шабанов П.Н., Тарасова Я.О. Опыт построения судов высшего звена в странах Скандинавии. / П.Н. Шабанов, Я.О. Тарасова // Судебная власть и уголовный процесс. – 2016. – №1. – С. 201-206
Вопрос-ответ:
Какая судебная система существует в Дании?
В Дании существует трехуровневая судебная система, которая включает в себя районные суды (byretter), окружные суды (landretter) и Верховный суд (Højesteret).
Какие этапы развития прошла правовая система Дании?
Правовая система Дании прошла несколько этапов развития: средневековая правовая система, право Дании-Норвегии до 1814 года, право Дании после 1814 года и право после принятия новой конституции в 1953 году.
Какие источники права существуют в Дании?
К основным источникам права в Дании относятся законы, конституция, судебные прецеденты и обычное право. Также значимую роль играют международные договоры и решения Европейского суда по правам человека.
Каковы особенности судебного процесса в Дании?
Судебный процесс в Дании отличается открытостью и прозрачностью. Судьи независимы и неприкосновенны, а участие общественности в правосудии считается важным. Отличительной особенностью является также государственная адвокатура, которая имеет право отказаться от уголовного преследования, если считает его нецелесообразным.
Каково место правовой системы Дании на мировой правовой карте?
Правовая система Дании относится к континентальной правовой системе, которая основана на кодификации законов. Дания также является членом Европейского суда по правам человека, что подчеркивает ее важность и международное признание.
Какова общая характеристика правовой системы Дании?
Правовая система Дании основывается на принципах конституционной монархии, где законодательная власть принадлежит парламенту (Фолькетингу), исполнительная власть — правительству. Важной чертой датской правовой системы является соблюдение прав граждан и принципов демократии.
Какие этапы развития прошла правовая система Дании?
Правовая система Дании прошла несколько этапов развития. В начале своей истории она была основана на традиционных северных обычаях и законах. Затем она претерпела влияние христианского права, а затем — романского права. Важный этап в развитии правовой системы Дании произошел в 19 веке, когда были приняты новые конституционные законы и создана судебная система в ее современном виде.
Какое место занимает правовая система Дании на правовой карте мира?
Правовая система Дании относится к семье континентального права, также известного как континентально-европейское право. Эта система имеет свои особенности и отличается от англо-американской системы common law. Однако, в целом, датская правовая система считается одной из самых развитых и современных в мире.
Какие источники права существуют в Дании?
Основными источниками права в Дании являются конституция, законы, международные договоры, судебные прецеденты и обычаи. Конституция является основным законом страны и устанавливает основные положения о правах и свободах граждан, органах власти и т. д.
Какова структура отраслей права в Дании?
Отраслевая структура права в Дании включает такие области, как гражданское право, уголовное право, административное право, трудовое право, налоговое право и другие. Каждая отрасль имеет свои особенности и регулируется соответствующими законами и правилами.
Какие этапы развития имела правовая система Дании?
Правовая система Дании прошла несколько этапов развития. Начиная с средневековья, когда в качестве основного источника права выступало обычное право, она постепенно эволюционировала и включала в себя также писаное законодательство, прецедентное право и нормы международного права.
Какие источники права существуют в Дании?
В Дании источниками права являются: конституция, законы, прецеденты, правила международных договоров, а также обычное право. Конституция является высшим правовым актом и имеет первостепенное значение перед всеми другими нормативными актами.