История развития фотографии
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 21.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.История развития фотографии в западных странах 4
1.1.Изобретение фотоаппарата и начало развития фотографии 4
1.2.Известные персоналии в истории западной фотографии: фотография как искусство 8
1.3.Социальное неравенство и функционализм как ведущие тенденции в искусстве фотографии западных стран в 20 веке 12
Глава 2.История отечественной фотографии 18
2.1.История отечественной фотографии 18
2.2.Творческий путь С.М. Прокудина-Горского как ярчайшего представителя начального этапа развития русского искусства фотографии 21
Заключение 32
Список литературы 34
В 20 век Прокудин-Горский вступил с новой страстью, благодаря которой его ожидала поистине мировая слава – речь идет о цветной фотографии, передаче на снимке натуральных красок окружающего мира. В декабре 1902 г. на заседании V отдела ИРТО Прокудиным-Горским был сделан доклад о создании цветных диапозитивов по методу А. Мите, во время доклада ученый достаточно хорошо отозвался о своей работе под руководством Мите. И ученику было суждено превзойти учителя. Благодаря незаурядным познаниям в области химии, Прокудин-Горский создает собственный рецепт эмульсии, обеспечивший наиболее совершенную на тот момент цветопередачу, т.е. полную натуральность красок. В 1903 г. лучшими германскими фирмами «Гёрц» и «Бермполь» были выстроены по чертежам А. Мите для Прокудина-Горского специальные изделия для цветной съемки и проекции полученных цветных изображений. Уже тогда Прокудин-Горский получает возможность печати собственных цветных фотографий в весьма приличном качестве в виде открыток и книжных иллюстраций, но их подлинная красота и качество раскрывались только путем проекции изображения непосредственно с пластины на большом экране. Эти работы были продемонстрированы в Петербурге и Москве зимой 1905 г., после чего зрители удостоили Прокудина-Горского бурных оваций. Это событие носило поистине знаковый характер, оно ознаменовало наступление эпохи цветной фотографии в России.После получения необходимого оборудования и фотоматериалов, Прокудин-Горский мог осуществить свою давнюю мечту – запечатлеть красоты всей необъятной страны со всеми её многочисленными достопримечательностями и красивыми уголками.Точную дату начала цветных съемок Прокудина-Горского в Российской империи документально не установили, но можно с высокой степенью уверенностью утверждать, что первое путешествие с целью цветной фотосъемки было совершено уже в сентябре-октябре 1903 г., в ходе которого фотографу удалось запечатлеть осенние красоты таких мест, как Карельский перешеек, Сайменский канал и Сайменское озеро.Известно, что уже в апреле 1904 г. Прокудин-Горский посещает достаточно труднодоступный уголок европейской части России – речь идет о грозных дагестанских горах, где им была осуществлена съемка знаменитых аулов Гуниб и окрестных ущелий и селений, а также типов местных жителей. Летом 1904 г. Прокудин-Горский едет на Черноморское побережье (Гагры и Новый Афон), потом посещает малороссийские хутора в Курской губернии, снимает белоснежные зимние пейзажи у себя на даче под Лугой. Условий для съемки – почти никаких. Для смены кассет была сооружена самодельная походная палатка. Кроме того, постоянно не хватало финансовых средств для таких масштабных проектов. Весной 1905 г. Прокудин-Горский обращается к Общине Святой Евгении (петербургский Красный Крест) с проектом запечатлеть в цвете пол-России и издать эти снимки в виде первых в истории нашей страны цветных фотооткрыток. За короткий срок были сняты более 300 видов Петербурга, Киева, Курска, Севастополя (в т.ч. броненосец Потемкин!), почти весь Крым, Новороссийск, Сочи, Гагры. На очереди - съемка Москвы, Одессы, Харькова, Риги, Ревеля, Пскова. И тут фотограф получает известие, которое полностью перечеркнуло его планы – по причине финансового кризиса в стране Община Святой Евгении не сможет оплатить его работу, соответственно, Договор был расторгнут. Это известие дополнилось полным исчезновением большей части уже отснятого материала. На какое-то время Прокудину-Горскому пришлось прекратить фотоэкспедиции. В 1906-1908 гг. он активно продвигал собственные технические достижения в области цветной фотографии, принимал участие в научных конгрессах, занимался преподаванием и издательской деятельностью, редактировал журнал «Фотограф-любитель». Прокудину-Горскому удалось совершить выезд в Европу, где в 1906 г. им были сделаны качественные цветные снимки Италии этюдного характера. Важный этап в его раннем творчестве – это поездка в Туркестан в декабре 1906-январе 1907 г., совершенная с целью сфотографировать солнечное затмение с экспедицией Русского географического общества. Густая облачность помешала сделать цветные снимки, однако Прокудин-Горский с увлечением делал фотографии старинных памятников Бухары и Самарканда, колоритных местных типов. Весной 1908 г. Прокудин-Горский реализует свою идею изготовления цветного фотопортрета писателя Льва Толстого, который отмечал свой 80-летний юбилей. Прокудин-Горский все чаще стал получать приглашения для показа собственных чудесных проекций на вечера, где собирались представители высшего общества. Осенью 1908 г. Прокудиным-Горским по приглашению императрицы Марии Фёдоровны была совершена поездка на виллу Романовых в пригороде Копенгагена. А затем… на аудиенцию его приглашает сам Государь Император. 3 мая 1909 г. состоялась судьбоносная встреча с царем, подробно описанная фотографом в своих воспоминаниях 1932 г. Император был очарован снимками Прокудина-Горского, соответственно, он предоставил все транспортные средства и дал разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все главные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего запланировано за 10 лет сделать 10.000 снимков. Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский хотел использовать, прежде всего, для целей народного просвещения – установления в каждом училище проектора и показа на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению всего богатства и красоты бескрайней страны. Этот новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение».Первая экспедиция пролегала по Мариинскому водному пути от Петербурга почти до самой Волги, съемка приурочена к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Осенью того же 1909 г. была сделана съемка северной части промышленного Урала. В 1910 г. Прокудиным-Горским было совершено два путешествия по Волге, запечатлев её от самых истоков до Нижнего Новгорода. Летом состоялась съемка южной части Урала.Особое внимание уделим снимкам, сделанным Прокудиным-Горским в Кыштыме. Среди отснятых сюжетов было около полутора десятков видов Кыштымского завода и его окрестностей. К сожалению, оригиналы наиболее интересных снимков этого города относятся к пропавшей части коллекции и известны нам лишь по черно-белым контрольным отпечаткам.Из уцелевших цветных изображений наиболее интересен снимок с подписью "Вид с балкона "Ближней дачи" около Кыштыма".На нём легко узнать храм Рождества Христова, который каким-то чудом сохранился до наших дней в неизменном виде.Кроме Верхне-Кыштымского, был еще и Нижне-Кыштымский завод, который Прокудин-Горский не фотографировал.Фотография «Вид на Кыштымский завод и Господский дом. 1909»: В центре фотографии - Господский дом (называемый также Белым домом). Этот большой каменный дом в стиле классицизма, расположенный в центре поселения, резко выделяется на фоне преимущественно деревянной застройки. Первоначальный дом Демидовых был перестроен для Л.И.Расторгуева в первой половине XIX в. Справа от дома расположен сад, окруженный оградой. Одна из башен ограды (большая, восьмиугольная) видна на фотографии. Чуть левее башни видна верхняя часть ворот сада в виде трех арок с остроконечными завершениями.Белый дом сохранился до нашего времени. Сейчас в нем размещен музей. Сохранились также башня и ворота.«Вид на Кыштымский завод»: В правой части фотографии видны два храма, возвышающиеся над поселением. Ближе к нам пятиглавая Троицкая церковь, построенная в 1848 г. Вдали церковь Сошествия Святого Духа - самый старый храм Кыштыма, освященный в 1765 г.Троицкая церковь уничтожена в советское время. Святодуховская церковь была закрыта в 1936 г., но здание сохранилось. В 2000 г. оно возвращено церкви.Фотография «Памятник в память освобождения крестьян. Кыштым. 1909»: Памятник из серого уральского мрамора находился на центральной площади. Он был поставлен в 1885 г. на средства мастеровых. Был уничтожен в советское время. Прокудиным-Горским были сделаны фотографии, сделанные в окрестностях Кыштыма - в основном на Ближних дачах, в 2 верстах от селения, на берегу озера, в очень живописной местности. Здесь были большая и богатая оранжерея, естественный сосновый парк и сад, выходящий на запруду, в котором было несколько дач. Вход в сад был свободный, и Ближние дачи были любимым местом для гуляний местных жителей.Летом 1911 г. осуществлялась съемка многочисленных памятников старины в Костроме и Ярославской губернии. К предстоящему юбилею 1812 г. Прокудин-Горский снимает места вокруг Бородино. Весной и осенью 1911 г. фотограф успевает дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан, где впервые в истории им была опробована цветная киносъемка.1912 г. был достаточно насыщенным – с марта по сентябрь Прокудин-Горский совершил путешествие на Кавказе, им была снята Муганьская степь, предпринята грандиозная поездка по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, совершено проведение обширных съемок местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – Малоярославец, литовская Вильна, сделаны фотографии Рязани, Суздаля, строительства Кузьминской и Белоомутовской плотин на Оке.Однако проект был прерван по невыясненным причинам. Скорее всего, у фотографа закончились финансовые средства. С 1913 года Прокудин-Горский все большее внимание стал уделять развитию своей предпринимательской деятельности, искал средства для фотопроектов у крупных капиталистов. В январе 1913 г. им было учреждено товарищество на вере под фирмою «Торговый дом С.М.Прокудин-Горский и К0». В марте 1914 г. состоялась организация Акционерного общества «Биохром» (услуги по цветной фотографии и по печатанию фотографий) с основным капиталом в 2 миллиона рублей, была передана собственность «Торгового дома». Прокудин-Горский был членом правления. В 1915 г., в условиях войны, Прокудин-Горский вдруг возвращается к «делу всей своей жизни», как он называл цветную фотографию. Он хотел массово выпускать недорогие диапозитивы со снимков своей коллекции. Однако коммерческого успеха не удалось достичь. В 1915 г. Прокудин-Горский создает фотопортреты великого русского певца Федора Шаляпина, который был запечатлен в сценических костюмах Мефистофеля и Бориса Годунова. Летом 1916 г. Прокудиным-Горским была совершена последняя фотоэкспедиция по России, снимает только что отстроенный южный участок Мурманской железной дороги, в том числе лагеря австро-германских военнопленных. После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский ещё несколько месяцев продолжал вести активную деятельность в России: вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, в марте 1918 г. демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешколькного отдела Наркомпроса РСФСР. Со вступительным словом перед показом выступил сам нарком Луначарский, который оказался большим знатоком и ценителем цветной фотографии. Прокудинская типография на Б. Подъяческой, 22 теперь получала заказы от советских властей. Например, в том же 1918 г. издательство «Коммунистъ» заказывало там клише для книги В. М. Величкиной «Швейцария». В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Начинавшаяся в стране гражданская война делала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию. В мае 1919 г. Прокудину-Горскому удалось собрать в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями. Поэтому в сентябре 1919 г. он перебрался из Норвегии в Англию, где продолжил работу по созданию цветного кино. С 1921 г. и до самой смерти в 1944 г. Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-25 гг. из России перебрались члены его семьи. Последними, в марте 1925 г., из СССР выехали его первая жена и дочь Екатерина со своим сыном Дмитрием. В 1920 г. Сергей Михайлович женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной; в 1921 г. у них родилась дочь Елена. Работа по созданию цветного кино к 1923 г. окончательно потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но по какой-то причине она осталась нереализованной (возможно, из-за болезни Сергея Михайловича). Ученому-эмигранту оставалось только заняться со своими сыновьями привычным фоторемеслом, чтобы хоть как-то прокормиться в чужой стране.До 1936 г. Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки, в том же году он опубликовал свои воспоминания о встрече со Львом Толстым в Ясной Поляне.Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 г. в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Его могила находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.ЗаключениеТаким образом, история развития фотографии весьма длительна. Как уже отмечалось ранее, изобретением фотографии мы обязаны техническому прогрессу.Постепенно фотография обрела статус искусства. В 20 веке стали появляться отдельные персоналии, которые занимались созданием высокохудожественных фотографий, имеющих огромное эстетическое и социальное значение. В частности, речь идет о Стиглице и других представителях фотожурналистики, фотодокументалистики.В западных странах фотография рассматривалась в том числе и как средство освещения, репрезентации социальных проблем. В частности, речь идет о проблеме социального неравенства, которая заняла особое место в искусстве фотографии западных стран 20 века.В России огромный прогресс фотографии (технический и эстетический) связан с именем С. Прокудина-Горского. В истории отечественной и мировой культуры С. М. Прокудин-Горский известен преимущественно в качестве создателя «Коллекции достопримечательностей России». Еще в 1911 году Прокудин-Горский был назван «создателем истинного родиноведения». Актуальность изучения этого материала объясняется тем, что он отличается поистине новаторским подходом в отечественной фотографии. Прокудин-Горский организовал новаторские фотомеханические мастерские, где занимался выпуском цветных видовых фотографических открыток (кстати, первых в России). Деятельность Прокудина-Горского, как уже отмечалось ранее, носила весьма разнообразный характер: ему не только удалось открыть первые в России общедоступные фотографические курсы, но и опубликовать многие практические пособия.На сегодняшний день фотография также стремительно развивается. Появились и продолжают появляться различные технические новшества, формируются новые жанры фотоискусства.Список литературыАнгарский П. История фотографии в России. http://www.rosphoto.com/history/istoriya_fotografii_v_rossii-408Гаранина С. Прокудин-Горский С. Выдающийся деятель фотографии (памяти С. М. Прокудина-Горского) // Фотография. — 1994. — № 4. — С. 29—31.Гаранина С. Обзор источников творческого наследия С. М. Прокудина-Горского (1863—1944) // Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности: Сборник статей. Вып. 2. — Политехнический музей, 2001. — С. 141—171.История фотографии: Социал-идеалисты с камерой./Электронный ресурс//http://photo.far-for.net/Ковалева А. Жизненная фотография./А. Ковалева//Фотожизнь. Фотоклуб. № 11, 2008.Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М.: «Тримедиа Контент», 2014. — С. 11—28Литвинова Е. Конструктивизм./Е. Литвинова// Профессионально о фотографии. 09.10.2009.Лунин В. Документальная фотография./В. Лунин//Профессионально о фотографии. 15.02.2010.Ляпин А. Серебряные зеркала Йозефа Судека./А. Ляпин//Всё о фотографии. 16 марта, 2010.Наследие С.М. Прокудина-Горского. http://www.prokudin-gorsky.org/rightpages.php?fname=bioОфициальный сайт фотографа В. Соколаева.// http://sociophoto.narod.ru/Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством. — СПб: Клаудберри, 2014. — 712 с. Смелзер Н. Социология. – М., 1994. Сонтаг С. О фотографии/ Пер. Викт. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с.
1. Ангарский П. История фотографии в России. http://www.rosphoto.com/history/istoriya_fotografii_v_rossii-408
2. Гаранина С. Прокудин-Горский С. Выдающийся деятель фотографии (памяти С. М. Прокудина-Горского) // Фотография. — 1994. — № 4. — С. 29—31.
3. Гаранина С. Обзор источников творческого наследия С. М. Прокудина-Горского (1863—1944) // Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности: Сборник статей. Вып. 2. — Политехнический музей, 2001. — С. 141—171.
4. История фотографии: Социал-идеалисты с камерой./Электронный ресурс//http://photo.far-for.net/
5. Ковалева А. Жизненная фотография./А. Ковалева//Фотожизнь. Фотоклуб. № 11, 2008.
6. Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М.: «Тримедиа Контент», 2014. — С. 11—28
7. Литвинова Е. Конструктивизм./Е. Литвинова// Профессионально о фотографии. 09.10.2009.
8. Лунин В. Документальная фотография./В. Лунин//Профессионально о фотографии. 15.02.2010.
9. Ляпин А. Серебряные зеркала Йозефа Судека./А. Ляпин//Всё о фотографии. 16 марта, 2010.
10. Наследие С.М. Прокудина-Горского. http://www.prokudin-gorsky.org/rightpages.php?fname=bio
11. Официальный сайт фотографа В. Соколаева.// http://sociophoto.narod.ru/
12. Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством. — СПб: Клаудберри, 2014. — 712 с.
13. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.
14. Сонтаг С. О фотографии/ Пер. Викт. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с.
Вопрос-ответ:
Как началось развитие фотографии в западных странах?
История развития фотографии в западных странах началась с изобретения фотоаппарата и первых попыток создания фотографий в 19 веке. Одним из первых изобретателей фотоаппарата был Жозеф Ниепс, который в 1826 году сделал первую известную фотографию. Это открытие стало отправной точкой для дальнейшего развития фотографии.
Кто были известные персоналии в истории западной фотографии?
В истории западной фотографии есть много известных персоналий. Одним из них является Анри Картье-Брессон, французский фотограф, считающийся одним из основателей жанра уличной фотографии. Его работы отличаются моментальностью и характерным зрительным решением. Еще одной известной фотографкой является Энни Лейбовиц, американская фотожурналистка и портретист. Она известна своими яркими и экспрессивными фотографиями знаменитостей.
Какое значение имела фотография как искусство в западных странах?
Фотография в западных странах имела большое значение как искусство. Она стала одним из главных видов искусства в 20 веке и была признана полноценной художественной формой самовыражения. Фотографы использовали различные техники и стили, чтобы передать свои мысли и эмоции через изображения. Одни фотографы уделяли внимание социальным проблемам и использовали фотографию в качестве средства протеста, другие же искали красоту в повседневной жизни.
Какие были ведущие тенденции в искусстве фотографии западных стран в 20 веке?
В 20 веке в западных странах в искусстве фотографии две ведущие тенденции были связаны с социальным неравенством и функционализмом. В основе социального неравенства лежало стремление фотографов показать проблемы и неравенство общества через свои работы. Функционализм, в свою очередь, подразумевал использование фотографии для передачи информации и повышения практической ценности изображений.
Кто изобрел фотоаппарат?
Фотоаппарат был изобретен Жозефом Ниепсом в 1816 году.
Кто были известные персоналии в истории западной фотографии?
Известные персоналии в истории западной фотографии включают Анри Картье-Брессона, Ансель Адамс, Альфред Стиглиц и других.
В чем состоял творческий путь С.М. Прокудина-Горского?
С.М. Прокудин-Горский был известен своими пионерскими исследованиями в области цветной фотографии и использованием трехцветного процесса.
Какие тенденции в искусстве фотографии западных стран можно выделить в 20 веке?
В 20 веке в фотографии западных стран преобладали социальное неравенство и функционализм, которые были ведущими тенденциями в искусстве.
Какова история отечественной фотографии?
История отечественной фотографии начинается во второй половине XIX века и включает много ярких творческих личностей и событий.
Кто изобрел фотоаппарат?
Изобретение фотоаппарата приписывается нескольким изобретателям. Однако, самым известным из них является Луи Дагер, французский художник и изобретатель. В 1829 году он создал первый функционирующий фотоаппарат, который назывался "дагеротип".