Развитие туризма в Красноярском крае в пост-кризисной среде
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 25.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты развития туристической деятельности 5
1.1 Роль и значение сферы туризма 5
1.2. Органы государственной власти в сфере развития туристической отрасли 8
Глава 2. Особенности развития отрасли туризма в Красноярском крае в посткризисной среде 11
2.1. Нормативно-правовое обеспечение развития туристической деятельности Красноярского края в посткризисной среде 11
2.2. Ключевые направления туристкой отрасли Красноярского края 13
2.3. Мероприятия государственных программ и подпрограмм развития туристкой сферы 17
Глава 3. Анализ проблемных аспектов и возможностей по развитию сферы туризма Красноярского края в посткризисной среде 23
3.1. Проблемы и ограничения туристкой сфере Красноярского края 23
3.2. Возможные мероприятия по развитию туристической отрасли края в посткризисной среде 29
Заключение 39
Список источников 40
Одной из выявленных причин проблемы является низкая популярность программ подготовки высшего и среднего профессионального образования по направлению «Туризм».несовершенство системы статистического учета внутреннего туристскогопотока.3.2. Возможные мероприятия по развитию туристической отрасли края в посткризисной средеНа сегодняшний день программно-целевой метод является наиболее популярным и эффективным в государственном управлении Российской Федерации. В целях реализации социально-экономической политики в Красноярском крае также используется программный подход, в том числе и для управления отраслью туризма.Однако в ходе анализа действующей подпрограммы развития туризма в Красноярском крае было выявлено, что она не в полной мере соответствует методическим указаниям и недостаточно эффективна для достижения заявленных целей.Результативность действия программы по обозначенным в ней целевым индикаторам можно проверить с помощью оценки эффективности реализации мероприятий, сравнив фактически достигнутые индикаторы и целевые индикаторы.Оценка эффективности реализации мероприятий подпрограммы определяется по формуле (3.1):E Tf i 100iTNi(1)гдеEi–эффективностьреализацииi-гомероприятияподпрограммы (процентов);Tfi– фактический индикатор, отражающий реализацию i-го мероприятия подпрограммы, достигнутый в ходе ее реализации;TNi– целевой индикатор, отражающий реализацию i-го мероприятия, предусмотренныйподпрограммой.Так, оценивая результаты по целевому показателю количества специалистов из числа работающих в туриндустрии, проинформированных о туристско-рекреационных возможностях, туристских продуктах, мерах поддержки, формах обслуживания на территории Красноярского края, за фактический индикатор примем индикатор, который был достигнут в 2017 году, за целевой индикатор – индикатор, предусмотренный подпрограммой по ее достижении, таким образом, получим равенство (3.2).E 107100 48 , 9 278(2)Так, эффективность проведения мероприятия по информированию специалистов из числа работающих в туриндустрии о туристско- рекреационных возможностях, туристских продуктах, мерах поддержки, формах обслуживания на территории Красноярского края на 2017 год оценивается в 48,9%.Соответствующим образом проведем оценку эффективности по другим мероприятиям подпрограммы (таблица 9).Таблица 9 – Оценка эффективности мероприятий подпрограммы «Развитие внутреннего и въездного туризма»Мероприятия подпрограммыФактический индикатор к 2017 годуЦелевой индикатор, предусмотренный подпрограммой,к 2020 годуЭффективность мероприятия, процентКоличество специалистов из числа работающих в туриндустрии, проинформированных о туристско- рекреационных возможностях, туристских продуктах, мерах поддержки, формах обслуживания на территории Красноярского края, чел.16433548,9 %Количество лиц, проинформированных о туристско- рекреационных возможностях и туристских услугах на территории Красноярского края, тыс. чел.677,31516,344,6 %Таким образом, за три года шестилетнего срока реализации подпрограммы (описанные целевыми индикаторами) в среднем выполнено 46,75 %, что говорит о вероятном достижении целевыхиндикаторов.Однакосами целевые индикаторы, как выяснилось в ходе анализа подпрограммы, являются недостаточными для всецелой оценки реализации подпрограммы по каждому из мероприятий, поскольку охватывают лишь незначительную их часть.Предложим некоторые показатели результативности, которые позволили бы наиболее полно оценить ход выполнения подпрограммы.Организация туристско-рекреационных зон на территории муниципальных образований Красноярского края – не менее 1 вгод.Данный целевой индикатор относится к мероприятиям по предоставлению субсидий бюджетам муниципальныхобразований.Онможетвключатьвсебясозданиеиобновлениеобъектовтуристскойинфраструктуры,втомчислеразличныхсистемкоммуникаций–водо-,тепло-,газо-, электроснабжения, связи; обустройство автомобильных стоянок и парковок в туристских местах; обустройство пляжей и береговой инфраструктуры; создание или совершенствование системы туристской навигации – указателей, знаков на улицах, внутри и снаружи зданий, автомобильных дорогах; а также обеспечение транспортной доступности кобъектам туристского притяжения.Выбранный индикатор позволит проверить, насколько эффективноиспользуются выделенные муниципальным образованиям субсидии.Также в подпрограмме следовало бы обозначить максимальный размер субсидии по одной заявке. В 2016 году были выделены субсидии только 4 муниципальным образованиям, причем, больше половины годового финансирования мероприятия была направлено в один муниципальный район. Таким образом, большее количество муниципальных образований имело бы возможность получения субсидии.На сегодняшний день для организации туристских зон на территории Красноярского края внедряется система кластерного подхода. Кластеры представляют собой укрупненные инвестиционные проекты, включающие ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитального строительства в туристской сфере. Создание туристских кластеров способно благоприятно повлиять на общую экономическую ситуации на территории их обоснования, так как оно обеспечивает приток инвестиций, инновационное развитие, развитие инфраструктуры, стабильную занятость населения.Концепция развития туризма в Красноярском крае определяет следующие территории, приоритетные для развития туризма, в качестве основы для создания кластеров:г. Енисейск, Большемуртинский, Казачинский, Енисейскийрайоны;Ермаковскийрайон;Шарыповский район;Балахтинский, Краснотуранский и Новоселовскийрайоны;г. Красноярск, г. Дивногорск, Манский, Березовский, Сухобузимский районы;г. Минусинск, Шушенский, Минусинский, Курагинскийрайоны;г. Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий, Туруханский, Эвенкийскийрайоны.Создание туристских кластеров и, следовательно, туристско- рекреационных зон, возможно реализовать посредством государственно- частного партнерства. Государственно-частное партнерство в сфере туризма предусматривает эффективное взаимодействие органов власти, субъектов туристской деятельности, научных и общественных организаций в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности регионов, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов.Благодаря внедрению государственно-частного партнерства в сферу туризма возможна реализация проектов по созданию туристско-рекреационных зон, многофункциональных туристских центров, туристских маршрутов и комплексов,объектов инфраструктуры (средств коллективного размещения, общественного питания, спортивных объектов, пунктов торговли и др.).Участие в международных, общероссийских, межрегиональныхтуристских форумах, выставках и иных мероприятиях – не менее 8 ежегодно.Данный целевой индикатор относится к мероприятиям по информационному обеспечению туризма и продвижению региональныхтуристских возможностей и продуктов Красноярского края.Событийный туризм является одним из приоритетных видов туризмов в Красноярском крае, и участие в мероприятиях межрегионального, российского и международного масштабов повышает степень узнаваемости Красноярского края.В 2015-2017 гг. в Красноярском крае было проведено 21 мероприятие, соответствующее заданному масштабу (в том числе всероссийский фестиваль народной культуры «Сибирская масленица» – посетили 11 тыс. чел,праздник«Енисейской ухи» – 5 тыс. чел., фестиваль «Высоцкий и Сибирь» – 4,5 тыс. чел., международная туристическая выставка «Енисей» – 5 тыс. чел., Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири» – 34 тыс. чел., Августовская ярмарка – 20 тыс. чел., Пасхальная ярмарка – 2 тыс. чел. и такдалее).Таким образом, в целом в среднем в год в Красноярском крае проводится7 соответствующих по масштабу мероприятий. Для увеличения туристского потока, увеличения инвестиционных доходов,а также повышения информированности населения и субъектов туристской деятельности целесообразно увеличить количество проводимых на постоянной основе туристских мероприятий.Также информационное обеспечение туризма осуществляется в первую очередь посредством изготовления полиграфической продукции (карт, календарей событий, каталогов), размещением информации и рекламы в средствах массовой информации (печатных, телевизионных, электронных), изготовлением сувенирной продукции. В 2017 году Министерством культуры Красноярского края был разработан наглядный календарь событий, который представлял полную информацию об основных туристских событиях региона всероссийского, регионального и местного масштаба. На 2018 год такой календарь не разработан, что является упущением в рамках информационного оснащения сферы туризма.Содействие информационному обеспечению может оказать также участие в общероссийских и межрегиональных конкурсах: конкурсе Национальной премии в области событийного туризма «Russianeventawards» 2018, всероссийском конкурсе «Туристический бренд России». Участие во всероссийских конкурсах может помочь в позиционировании Красноярского края как туристского региона и заявить о нем на уровне федерации.Особое внимание необходимоуделить информационному оснащению электронных и Интернет-ресурсов. Visitsiberia.info позиционируется какглавный туристско-информационный портал Красноярского края, на немсодержится информация о крае, муниципальных образованиях, туристических маршрутах, инфраструктуре, однако фактически полностью отсутствует информация о событиях края, как предстоящих, так и прошедших. Своевременное наполнение сайта актуальными текстовыми и мультимидийными материалами о событийном туризме в крае позволит повысить уровень информированности потенциальных посетителей мероприятий.Удельный вес численности квалифицированных работников в общей численности работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности – до 25%.Данный целевой показатель можно отнести к мероприятиям по повышению качества туристских услуг.В Красноярском крае наблюдается существенный дефицит квалифицированных кадров в сфере туризма. В ходе анализа туристской отрасли Красноярского края было выявлено, что лишь 21 % населения, занятого в сфере туризма, имеют профильноеобразование.Квалифицированный кадровый состав имеет особое значение для формирования качественного и эффективного туристского продукта, поэтому необходимо задаться целью увеличения доли квалифицированных работников в сфере туризма, в том числе за счет повышения привлекательности профильного туристского образования.Повышение качества оказываемых на территории края услуг возможно за счет курсов повышения квалификации для субъектов туристского рынка по направлениям: «Организация туристского бизнеса», «Менеджмент туризма»,«Менеджмент гостиничного обслуживания», «Организация туров» «Менеджмент и техника продаж туристских услуг», с ориентацией на внутренний туристский рынок Красноярского края и с учетом особенностей развития туризма на его территории.Для государственных и муниципальных служащих возможныобучающиесеминары по тематике: «Обучение муниципальных служащих в сферетуризма»,«Паспортизация рекреационных ресурсов» (так как не во всех муниципальных образованиях разработаны туристские паспорта).Реализация образовательных программ возможна на базе Сибирского Федерального Университета, Красноярского института экономики, Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры. Также как и при создании кластеров возможно привлечение частных инвестиций, то есть проведение обучающих семинаров и курсов на базе туристических агентств и операторов.Объем платных туристских услуг, оказанных населению туроператорами и турагентами Красноярского края, работающих на внутреннем рынке.Данный целевой индикатор можно отнести к мероприятиям по предоставлению субсидий субъектам туристской деятельности Красноярского края на формирование и реализацию туристского продукта в области краеведения и социального туризма на территории Красноярскогокрая.В 2017 году в Красноярском крае было оказано туристских услуг на общую сумму 2 129,1 млн руб. По сравнению с предыдущими годами данный показатель значительно снизился – на 34 % по сравнению с 2012годом.Поскольку на рынке внутреннего туризма работает лишь незначительная часть туристских организаций (экскурсионную деятельность осуществляет 11 организаций) и работа по данному направлению не столь прибыльна, нежели по выездному туризму, субъектам туристской деятельности стоит оказывать дополнительное стимулирование в виде субсидирования.Так, в 2017 году субсидии получили 6 организаций, в том числе туристические компании «Альтамира», «Золотая Сибирь» и «Меридиан».Выбранный индикатор поможет проследить, насколько эффективным является распределение субсидий субъектам туристской деятельности в целях формирования и реализации туристского продукта в области краеведения и социального туризма на внутреннем туристском рынке Красноярского края, ипроконтролировать рациональность использования предоставленных государством средств.Таким образом, была оценена эффективность действия подпрограммы, целевые показатели которой, вероятно будут достигнуты, однако которые не отображают действия подпрограммы в полной мере. В связи с этим также были предложены целевые показатели, которые позволят всецело оценить действие и результативность программы по обозначенным в ней мероприятиям, и меры по улучшению действия подпрограммы.ЗаключениеТуризмв современном мире является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики. Развитие туристской отрасли необходимо рассматривать как один из способов стабилизации социально-экономического положения, повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований на региональном уровне, снижения уровня безработицы, увеличе- ния денежных поступлений в местный бюджет, а, следовательно, и повышения качества жизни населения.В ходе данной работы были рассмотрены теоретические и нормативно- правовые основы туристской деятельности, исследована сфера туризма в Красноярском крае и выявлены проблемы ее развития, а также проанализирована программа развития туризма в Красноярском крае с целью разработать рекомендации по усовершенствованию ее действия в условиях посткризисной среды. Красноярский край, обладая высоким туристским потенциалом, все же характеризуется низким уровнем развития въездного и внутреннего туризма. В ходе работы были выявлены основные проблемы, ограничивающее его развитие:недостаточно эффективная программа развитиятуризма;нехватка квалифицированных кадров в муниципальных образованиях края и на предприятиях туристскойиндустрии;несовершенство системы статистическогоучета.Сфера туризма в Красноярском крае в посткризисной среде способна выйти на новый уровень развития при использовании эффективной государственной поддержки и принятия всех необходимых мер для решения выявленных проблем, как то:совершенствование программы развитиятуризма;совершенствование статистического учета в сферетуризма;- и т.д.Список источниковФедеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011–2018 годы)», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644.Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р.Арсланова Г.Х. Влияние импортозамещения на развитие индустрии туризма в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 12. – С. 39-43.Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние импортозамещения в индустрии туризма на социально-экономическое развитие отрасли туризма и гостеприимства // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 4-2. – С. 5-8.Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние индустрии туризма на социально-экономическое развитие региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 3. – С. 89-92.Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Проблемы развития предпринимательской деятельности в индустрии туризма и гостеприимства // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 5-2. – С. 942-944.Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Роль государства в развитии индустрии туризма и гостеприимства // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Сборник материалов конференции. – Прага: World press s.r.o., 2015. – 263 с. – С. 18-18.Асташкина М.В. География туризма. - М.: ИНФРА-М – 2012, 378 с.Биржаков М.Б. Специальные виды туризма. - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2011. - 70 с.Боголюбов B.C. Экономика туризма. - СПб.: Академия, 2012. – 359 с.Боголюбов В.С. Организация специальных видов туризма. - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2010. - 116 с.Вашуров М.В., Хисматуллин М.М. Городской и сельский туризм в аспекте дестинационного развития туристско-рекреационного потенциала // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2014. – Т. 9. – № 2. – С. 5-10.Воскресенский В.Ю. Туризм. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2012. – 447 с.Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Безопасность жизнедеятельности российских туристов: проблемы и перспективы // Вестник НЦБЖД. – 2014. – № 1. – С. 19-21.Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Стратегия развития сферы туризма и гостеприимства// Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2014. – № 1. – С. 90-94.Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Стратегия развития сферы туризма и гостеприимства // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2014. – № 1. – С. 90-94.Гельман В.Я. Статистика туризма: учебник для студентов вузов. - М.: ИЦ АКАДЕМИЯ,2010. – 692 с.Дашкова Т.Л. Маркетинг в туристическом бизнесе. - М.: Дашков и Ко, 2010. – 576 с.Долинская Л.М. Информационное обеспечение туризма// "Законы России: опыт, анализ, практика", N 4, апрель 2010 г. – 17 с.
1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011–2018 годы)», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р.
3. Арсланова Г.Х. Влияние импортозамещения на развитие индустрии туризма в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 12. – С. 39-43.
4. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние импортозамещения в индустрии туризма на социально-экономическое развитие отрасли туризма и гостеприимства // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 4-2. – С. 5-8.
5. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние индустрии туризма на социально-экономическое развитие региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 3. – С. 89-92.
6. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Проблемы развития предпринимательской деятельности в индустрии туризма и гостеприимства // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 5-2. – С. 942-944.
7. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Роль государства в развитии индустрии туризма и гостеприимства // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Сборник материалов конференции. – Прага: World press s.r.o., 2015. – 263 с. – С. 18-18.
8. Асташкина М.В. География туризма. - М.: ИНФРА-М – 2012, 378 с.
9. Биржаков М.Б. Специальные виды туризма. - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2011. - 70 с.
10. Боголюбов B.C. Экономика туризма. - СПб.: Академия, 2012. – 359 с.
11. Боголюбов В.С. Организация специальных видов туризма. - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2010. - 116 с.
12. Вашуров М.В., Хисматуллин М.М. Городской и сельский туризм в аспекте дестинационного развития туристско-рекреационного потенциала // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2014. – Т. 9. – № 2. – С. 5-10.
13. Воскресенский В.Ю. Туризм. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2012. – 447 с.
14. Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Безопасность жизнедеятельности российских туристов: проблемы и перспективы // Вестник НЦБЖД. – 2014. – № 1. – С. 19-21.
15. Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Стратегия развития сферы туризма и гостеприимства// Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2014. – № 1. – С. 90-94.
16. Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Стратегия развития сферы туризма и гостеприимства // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2014. – № 1. – С. 90-94.
17. Гельман В.Я. Статистика туризма: учебник для студентов вузов. - М.: ИЦ АКАДЕМИЯ,2010. – 692 с.
18. Дашкова Т.Л. Маркетинг в туристическом бизнесе. - М.: Дашков и Ко, 2010. – 576 с.
19. Долинская Л.М. Информационное обеспечение туризма// "Законы России: опыт, анализ, практика", N 4, апрель 2010 г. – 17 с.
Вопрос-ответ:
Каковы основные теоретико-правовые аспекты развития туризма в Красноярском крае?
Одним из основных аспектов является роль и значение сферы туризма для развития региона. Также важным аспектом является регулирование туристической деятельности органами государственной власти.
Какие органы государственной власти отвечают за развитие туристической отрасли в Красноярском крае?
За развитие туристической отрасли в Красноярском крае отвечают органы государственной власти, которые формируют политику и регулируют деятельность туристических компаний и предпринимателей в области туризма.
Как развивается туристическая отрасль в Красноярском крае в посткризисную среду?
В посткризисную среду Красноярскому краю необходимо обеспечить нормативно-правовое обеспечение развития туристической деятельности и определить ключевые направления развития, учитывая особенности региона.
Какое нормативно-правовое обеспечение существует для развития туристической деятельности в Красноярском крае?
Для развития туристической деятельности в Красноярском крае существуют различные нормативные акты, которые регулируют деятельность туристических компаний и обеспечивают правовую защиту туристов.
Какие ключевые направления развития туризма в Красноярском крае определены в посткризисную среду?
В посткризисную среду в Красноярском крае определены ключевые направления развития туризма, такие как развитие экологического, культурного и спортивного туризма, а также создание туристической инфраструктуры и привлечение инвестиций в туристическую отрасль.
Каковы основные аспекты развития туризма в Красноярском крае в посткризисной среде?
В посткризисной среде развитие туризма в Красноярском крае основывается на теоретико-правовых аспектах, роли и значении сферы туризма, а также деятельности органов государственной власти в отрасли.
Какую роль играет сфера туризма в развитии Красноярского края?
Сфера туризма играет важную роль в экономическом развитии Красноярского края, способствуя увеличению доходов региона и созданию новых рабочих мест. Туризм также способствует привлечению инвестиций и развитию инфраструктуры региона.
Какие органы государственной власти занимаются развитием туристической отрасли в Красноярском крае?
В развитии туристической отрасли Красноярского края участвуют различные органы государственной власти, включая региональное министерство туризма и краевую администрацию. Они осуществляют контроль и регулирование деятельности туристических организаций, проводят маркетинговые исследования и разрабатывают программы развития туризма.
Какое нормативно-правовое обеспечение существует для развития туризма в Красноярском крае?
Для развития туристической деятельности в Красноярском крае в посткризисной среде существуют нормативные акты, включающие федеральные законы, постановления правительства и местные нормативные акты. Эти документы регулируют права и обязанности туристических организаций, процедуры лицензирования и сертификации, а также условия предоставления субсидий и грантов в сфере туризма.
Какие ключевые направления развития туризма в Красноярском крае в посткризисной среде?
Основные направления развития туризма в Красноярском крае в посткризисной среде включают развитие экотуризма, культурного туризма, спортивного туризма и туризма на природных объектах. Красноярский край богат разнообразными природными и культурными ресурсами, которые привлекают туристов со всего мира.