Применение ПБУ 18/02

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовая отчетность
  • 30 30 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 07.11.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 3
1.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3
1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ РАБОТЫ 3
1.3 ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 3
1.4 ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 4
1.5 ПРИМЕНЯЕМЫЕ ФОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ 4
1.6 ПОРЯДОК ДОКУМЕНТООБОРОТА 5
1.7 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 5
1.8 КАССОВАЯ ДИСЦИПЛИНА 6
1.9 БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ПОРЯДОК ЕЕ СОСТАВЛЕНИЯ 7
1.10 ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ 7
1.11 ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ 7
1.12 ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ 7
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 8
2.1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА 8
2.2 НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ 11
2.3 МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ 13
2.4 УЧЕТ СПЕЦОДЕЖДЫ И СПЕЦОСНАСТКИ 15
2.5 УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ 16
2.6 КРЕДИТЫ И ЗАЙМЫ 17
2.7 ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ 18
2.8 КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ 19
2.9 УЧЕТ ДОХОДОВ 20
2.10 УЧЕТ РАСХОДОВ 22
2.10.1 ПРИЗНАНИЕ РАСХОДОВ 22
2.10.2 РАСХОДЫ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.10.3 ПРОЧИЕ РАСХОДЫ 23
2.10.4 УЧЕТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 24
2.11 ОЦЕНОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 24
2.11.2 РЕЗЕРВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ 26
2.13 РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ…………………………………………………………………….………………………29
Фрагмент для ознакомления

Дебет счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» Кредит счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» - погашение отложенного налогового обязательства [14,с.65].
МСФО также вводит понятие срочных разниц: если доходы или расходы включаются в бухгалтерскую прибыль в одном отчетном периоде, а в налогооблагаемую прибыль - в другом. По ПБУ 18/02 в этом случае используется все то же понятие временных разниц.
Для понимания рассмотренных ситуаций проиллюстрируем с помощью примеров, как отражаются на счетах бухгалтерского учета объекты временных разниц («отложенных налогов»).
Пример 3. На балансе ООО «Zeta» с 01.01.2016 числится оборудование, первоначальная стоимость которого составляется 68 500 руб. Срок полезного использования по данному объекту ОС - 5 лет. Амортизация начисляется следующими способами:
а) в бухгалтерском учете - способом уменьшающего остатка;
б) в налоговом учете - линейным способом.
За 2016 г. сумма амортизационных отчислений в бухгалтерском учете - 41 100 руб., а в налоговом учете - 13 700 руб.
Таким образом, вычитаемая разница составит:
41 100руб. - 13 700руб. = 27 400руб.
Исходя из этого, сумма отложенного налогового
актива: 27 400 х 20% = 5 480 руб.
В данном случае бухгалтеру необходимо составить следующие бухгалтерские проводки:
Дебет счета 09 «Отложенные налоговые активы», Кредит счета 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» - формирование отложенного налогового актива в размере 5 480 руб.
По итогу отчетного периода данный объект основных средств выбыл, что отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 09 «Отложенные налоговые активы» - списан отложенный налоговый актив при выбытии оборудования в размере 5 480 руб.
Если бы данный объект не был списан по итогу отчетного периода, то бухгалтеру необходимо было бы отражать уменьшение отложенного налогового актива в счет уменьшения условного расхода (дохода) по налогу на прибыль:
Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит счета 09 «Отложенные налоговые активы».
Пример 4. В марте 2017 г. ООО «Zeta» приобретено оборудование, стоимостью 70 000 руб. В настоящее время в налоговом учете основные средства стоимостью не выше 100 000 руб. не признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость оборудования включается в состав материальных расходов. Следовательно, при исчислении налога на прибыль расходы на приобретение оборудования учитываются раньше, чем при формировании бухгалтерской прибыли (убытка). В связи с этим в периоде признания расходов для целей налогообложения (в марте) возникает налогооблагаемая временная разница (НВР), а в бухгалтерском учете - ОНО:
Дебет счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» - 14 000 руб. (70 000 хх 20%).
Дебет счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» Кредит счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» - погашение отложенного налогового обязательства по мере начисления амортизации в бухгалтерском учете с апреля месяца (сумма ежемесячных амортизационных отчислений умножается на ставку налога на прибыль).
Дело в том, что для целей бухгалтерского учета согласно требованиям ПБУ 6/01 «Учет основных средств» установлен иной стоимостной лимит отнесения активов к основным средствам - 40 000 руб.
Однако для сближения бухгалтерского и налогового учета расходов по приобретенному оборудованию в учетной политике для целей налогообложения можно закрепить способ равномерного ежемесячного погашения стоимости неамортизируемого имущества (специального оборудования) в течение срока полезного использования, а в бухгалтерском (финансовом) учете - ыбрать линейный способ расчета суммы амортизационных отчислений по соответствующему объекту.
Похожий пример по формированию постоянных и отложенных налоговых обязательств связан с начислением резервов на ремонт основных средств в налоговом учете, тогда как в бухгалтерском согласно требованиям ПБУ 6/01 «Учет основных средств» все фактические затраты на ремонт основных средств отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся (ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). На практике применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ведение регистров учета постоянных и временных разниц требуют от работников бухгалтерских служб профессионального знания бухгалтерского и налогового учета. Очевидно, что сближение требований бухгалтерского и налогового учета снижает трудоемкость учетных процедур [15,с.59].
В настоящее время на практике существуют два способа, как именно вести учет операций по налогу на прибыль, первый из которых заключается в том, что вести налоговый учет надо аналогично с бухгалтерским, параллельно с ним, на налоговом плане счетов, начиная с первичной учетной документации.
Второй же способ заключается в том, чтобы вести два учета как единое целое до того момента, как будут появляться разницы, после чего осуществляется раздельное ведение бухгалтерского (финансового) и налогового учета.
При выполнении контроля над этими операциями налоговым органам необходимы в первую очередь данные налогового учета и отчетности, а собственникам и инвесторам - данные управленческого учета, таким образом, данные финансовой отчетности находятся далеко не в приоритетной нише. Следует сказать, что сумма налога на прибыль, исчисленная по установленному Налоговым кодексом Российской Федерации порядку, начисляется всего лишь одной бухгалтерской проводкой, в то время как все последующие расчеты осуществляются за счет корректировок соответствующих сумм доходов и расходов организации. На рис. 1 представлены основные этапы расчетов по налогу на прибыль, что важно для правильного ведения учета и осуществления текущего контроля за данными операциями.
Если проанализировать уровень трудоемкости расчетов при сравнении рассматриваемого ПБУ и МСФО, то меньший уровень прослеживается именно в МСФО, поскольку в МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» отсутствует расчет несуществующих разниц и пообъектный учет разниц. Рассмотрим пример с вариантами учета операций и расчетами налога на прибыль согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».
Пример 5. Налоговая прибыль фирмы ООО «Zeta» составляет 1 500 тыс. руб., бухгалтерская прибыль - 700 тыс. руб. При исчислении суммы налога применяется ставка налога на прибыль в размере 20%. Также известно, что налогооблагаемая временная разница составляет 350 тыс. руб., а постоянная - 250 тыс. руб. Исходя из принципа осмотрительности, организация приняла решение признать только 150 тыс. руб. разницы (согласно МСФО).
Как видим из приведенных расчетов (табл. 1), прибыль ООО «Zeta» согласно МСФО составит: 700 тыс. руб. - 300 тыс. руб. - 30 тыс. руб. = = 370 тыс. руб.
При расчетах по правилам ПБУ 18/02 прибыль ООО «Zeta» составит:
700 тыс. руб. - 140 тыс. руб. - 50 тыс. руб. = = 510 тыс. руб.
Если ООО «Zeta» признает в качестве актива только 100 тыс. руб., то в этом случае прибыль по РСБУ будет завышена на 140 тыс. руб.
Следовательно, если при учете налога на прибыль применять правила ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», то данные действия скажутся и на величине чистых активов фирмы. А если организация является субъектом малого бизнеса и не применяет данное положение - чистая прибыль ООО «Zeta» уменьшится на 300 тыс. руб.

Рисунок 2.1 Основные этапы расчета налога на прибыль организации
Таким образом, расчет налога на прибыль является одним из самых сложных участков по налоговым расчетам, которые можно упростить при сближении требований налогового и бухгалтерского учета. Необходимо также учитывать, что рассмотренные разницы и возникающие в связи с ними объекты учета отражаются в нескольких формах бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно - отложенные налоговые активы и обязательства в бухгалтерском балансе, а их изменение, как и изменение постоянных налоговых активов и обязательств - в отчете о финансовых результатах.
В свете современных требований стандартов учета и отчетности контроль за классификацией постоянных и временных разниц, уточнением их типа (вычитаемые или налогооблагаемые), правильностью определения и документального оформления в первичных учетных документах и учетных регистрах является важной составляющей системы бухгалтерского (финансового) учета.

Заключение
Расхождения между БУ и НУ возникают из-за разных требований законодательных актов, регулирующих эти 2 вида учета, а также из-за различных подходов к учету, закрепленных в бухгалтерской и налоговой учетной политике.
Разницы между БУ и НУ отражаются в бухучете, что позволяет сопоставить условный расход (доход) по налогу на прибыль, начисленный от величины бухгалтерской прибыли, и текущий налог на прибыль, рассчитанный по правилам НУ.
Организации по отношению к необходимости применять ПБУ 18/02 делятся на три группы: обязанные его применять, не обязанные и имеющие право выбора. Принимая решение об отказе от применения положения, нужно взвесить все плюсы и минусы, а также предусмотреть все возможные последствия данного выбора.
Расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом возникают из-за разницы в подходах, предусмотренных законодательством по бухгалтерскому учету и НК РФ. В нашей статье содержится информация о видах таких расхождений, их причинах и учете.
В эпоху существования закона о налоге на прибыль — в далеких 90-х — жизнь бухгалтера была гораздо проще. С появлением главы 25 в Налоговом кодексе полностью изменился подход к формированию налогооблагаемой базы для целей исчисления налога на прибыль. Но требования к ведению бухгалтерского учета менялись не настолько существенно.
Законодатели постарались навести некоторый порядок в расхождениях бухгалтерского и налогового учетов, однако в течение 15 лет вопросов об отражениях в учете постоянных и временных разниц меньше не становится. Это один из самых непростых участков работы бухгалтера. Но грамотный подход к постановке учета, выбору программных средств для расчета и учета отложенных активов и обязательств может существенно облегчить задачу.


Список использованной литературы
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 29.07.2018)"О бухгалтерском учете"
Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018)"Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010)"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 03.08.2018)
Алборов, Р.А. Бухгалтерский управленческий учет (теория и практика) – М.: Дело и Сервис, 2017 – 224 с.
Баканов, М.И. Управленческий учет. Торговая калькуляция – М.: Юнити-Дана, 2015 – 256 с.
Богатин, Ю.В. Управленческий учет. Информационное обеспечение рациональных плановых решений фирмы – М.: Финансы и статистика, 2017. – 512 с.
Воронова, Е.Ю. Управленческий учет на предприятии. Учебное пособие – М.: ТК Велби, Проспект, 2015. – 248 с.
Врублевский, Н.Д. Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях экономики – М.: Бухгалтерский учет, 2016. – 376 с.
Горелик, О.М. Управленческий учет и анализ – М.: КноРус, 2017. – 256 с.
Горелик, О.М. Управленческий учет и анализ – М.: КноРус, 2015. – 256 с.
Глушков, И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Эффективная настольная книга бухгалтера – М.: КноРус, Экор-Книга, 2017. – 1056 с.
Дусаева, Е.М. Бухгалтерский управленческий учет. Теория и практические задания – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2016. – 288 с.
Ермакова, Н.А. Контрольно-информационные системы управленческого учета – М.: Экономистъ, 2017. – 304 с.
Иванов, В.В. Управленческий учет для эффективного менеджмента – М.: Инфра-М, 2015. – 208 с.
Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский учет – М.: Юристъ, 2017. – 618 с.
Каверина, О.Д. Бухгалтерский учет: системы, методы, процедуры – М.: Финансы и статистика, 2016. – 352 с.
Карпов, А. Постановка и автоматизация управленческого учета – М.: Результат и качество, 2015. – 504 с.
17 Керимов, В.Э. Управленческий учет. Учебник – М.: Дашков и Ко, 2015. – 416 с.
Керимов, В.Э. Бухгалтерский учет. Учебник – М.: Дашков и Ко, 2017. – 460 с.
Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет – М.: Инфра-М, 2016. – 720 с.
Кондраков, Н.П. Бухгалтерский управленческий учет – М.: Инфра-М, 2016. – 368 с.
Кондраков, Н.П. Бухгалтерский управленческий учет – М.: Инфра-М, 2015. – 368 с.
Кондраков, Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет – М.: ТК Велби, Проспект, 2015. – 448 с.
Кукукина, И.Г. Бухгалтерский учет – М.: Высшее образование, 2016. – 432 с.
Лысенко, Д.В. Бухгалтерский управленческий учет – М.: Инфра-М, 2015. – 480 с.
Лысенко, Д.В. Бухгалтерский управленческий учет – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.
Муравицкая, Н.К. Бухгалтерский учет. Финансовый учет. Управленческий учет. Финансовая отчетность. Учебное пособие – М.: КноРус, 2015. – 528 с.
Никандрова, Л.К. Бухгалтерский управленческий учет – М.: Логос, Университетская книга, 2015. – 184 с.
Николаева, О. Стратегический управленческий учет – М.: ЛКИ, 2015. – 304 с.
Палий, В.Ф. Учет издержек и доходов с элементами финансового учета – М.: Инфра-М, 2017. – 288 с. – ISB№ 5-16-002733-5.
Попова, Л.В. Управленческий учет и анализ с практическими примерами – М.: Дело и Сервис, 2016. – 224 с.
Пятов, М.Л. Бухгалтерский учет для принятия управленческих решений – М.: 1С-Паблишинг, 2015. – 268 с.
Рыбакова, О.В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование – М.: Финансы и статистика, 2016. – 464 с.
Саклакова, О.А. Бухгалтерский управленческий учет – М.: Феникс, 2015. – 288 с.
Соколов, А.Ю. Управленческий учет накладных расходов – М.: Финансы и статистика, 2017. – 448 с.
Соколов, Я.В. Бухгалтерский учет – М.: ТК Велби, Проспект, 2015. – 232 с.
Соколов, Я.В. Бухгалтерский учет для – М.: Проспект, 2016. – 232 с.
Суйц, В.П. Управленческий учет – М.: Высшее образование, 2015. – 384 с.
Хорнгрен, Ч. Управленческий учет – СПб.: Питер, 2015. – 1008 с.
Чая, В.Т. Бухгалтерский учет – М.: КноРус, 2016. – 528 с.
Шеремет, А.Д. Управленческий учет. Учебник – М.: ФБК-Пресс, 2015. – 344 с.











40

-

Вопрос-ответ:

Что такое ПБУ 18 02 1?

ПБУ 18 02 1 - это Положение о бухгалтерской отчетности организации. Оно регулирует порядок и методику ведения бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности и другие аспекты финансового учета.

Как организовать учетную работу в соответствии с ПБУ 18 02 1?

Организация учетной работы в соответствии с ПБУ 18 02 1 предполагает соблюдение определенных требований и норм. Важно правильно организовать бухгалтерский учет, установить систему учета и контроля, а также обеспечить своевременное и точное составление бухгалтерской отчетности.

Какой план счетов используется в бухгалтерском учете согласно ПБУ 18 02 1?

В бухгалтерском учете согласно ПБУ 18 02 1 применяется единый план счетов. Он представляет собой унифицированную систему счетов, которая позволяет классифицировать хозяйственные операции и отражать их в бухгалтерской отчетности.

Каким образом осуществляется документооборот в бухгалтерии по ПБУ 18 02 1?

Документооборот в бухгалтерии по ПБУ 18 02 1 осуществляется в соответствии с установленными требованиями. Это включает в себя правильное оформление первичных учетных документов, их регистрацию, учет и контроль. Документы должны быть точными, полными и соответствовать действительным операциям организации.

Какие требования к кассовой дисциплине в ПБУ 18 02 1?

ПБУ 18 02 1 устанавливает требования к кассовой дисциплине. В соответствии с ними, кассовая дисциплина должна быть строго соблюдена, денежные средства должны быть правильно учетом, наличие денег на кассе должно быть постоянно контролируется, а также должны быть установлены правила работы с кассовыми ордерами и документами.

Какие основные положения регламентирует ПБУ 18 02 "Организационно-технические аспекты учетной политики"?

ПБУ 18 02 регламентирует такие основные положения, как организация учетной работы, план счетов бухгалтерского учета, порядок ведения бухгалтерского учета, применяемые формы первичных учетных документов, порядок документооборота, проведение инвентаризации активов и обязательств, кассовая дисциплина, бухгалтерская отчетность и порядок ее составления, а также порядок контроля хозяйственных операций.

Как организовывается учетная работа согласно ПБУ 18 02?

Организация учетной работы в соответствии с ПБУ 18 02 включает в себя определение структуры и порядка работы бухгалтерии организации, установление ответственности за ведение учета, утверждение учетной политики, разработку и согласование методик бухгалтерского учета и отчетности, контроль за правильным и своевременным проведением хозяйственных операций и составление бухгалтерской отчетности.

Какие формы первичных учетных документов могут использоваться по ПБУ 18 02?

По ПБУ 18 02 могут применяться различные формы первичных учетных документов, такие как кассовые ордера, накладные, акты приема-передачи, счета-фактуры, товарные чеки и др. Форма документа зависит от вида и особенностей хозяйственной операции, которую необходимо отразить в учете.