1. Использование метода проектов при обучении информатике младших школьников.
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 27.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования использования метода проектов при обучении информатике младших школьников 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности обучения младших школьников информатике 11
1.3. Возможности использования проектов при обучении информатике младших школьников 18
Глава 2. Практические аспекты исследования использования метода проектов при обучении информатике младших школьников 24
2.1 Диагностика IT-Компетентности у школьников 24
2.3 Разработка рекомендаций по использованию метода проектов при обучении информатике младших школьников 31
Основные требования к использованию метода проектов 31
Роль учителя при выполнении проекта. 33
Роль обучающихся в выполнении проекта 34
Заключение 35
Список использованных источников 38
- Что такое «компьютерная презентация»- Как называется первый слайд:-Как попасть в редактор презентаций?Скажите, ребята, можете ли вы теперь самостоятельно создать свою презентацию?Формулирование темы урока Работа над созданием проектаПостановка целей учителемСегодня я вас познакомлю с понятием «проекта», его этапами.Постановка целей учащимисяНа уроке мы будем учиться…стремиться…прилагать…внимательно слушать…высказывать …прислушиваться …Изучение нового материалаПроект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа; замысел (С.И.Ожегов). Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы.Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.Основные требования к проекту:Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – ПрезентацияУ каждого проекта есть-актуальность-проблема-гипотезаВся работа у вас сегоднябудет вестись вгруппах. Прослушайте текст:Весна, пожалуй, самое радостное время года. Природа возрождается после зимних морозов. Как только кое-где сходит снег, тут же к свету тянутся первые весенние растения: белые, желтые, розовые, голубые. Первоцветы - удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли. Одна из важнейших современных экологических проблем – сохранение разнообразия растений и животных на нашей планете.Ничего плохого в желании сорвать цветок вроде бы и нет, но ведь рвут первоцветы так, что их с каждым годом становится все меньше и меньше. Поэтому многие раннецветущие растения попадают в разряд охраняемых. В нашей области наиболее распространены такие первоцветы: ветреница, мать-и-мачеха, медуница, хохлатка, пролеска. И многие занесены в Красную книгу.В результате непродуманной деятельности человека уже исчезли и продолжают исчезать многие виды растений и животных. А ведь каждый из них уникален, и утрата его безвозвратна. На исправление ошибок, допущенных человеком, и создание нового природе могут потребоваться миллионы лет.Совсем ведь просто полюбоваться цветами. Именно любоваться, а не принести в дом охапку цветов. Это и есть проявление общечеловеческой культуры – культуры общения с природой.Вставь пропущенные слова.Актуальность:С каждым годом________________становится всё _________, поэтому их____________ ________________.Проблема:В результате ____________________________ деятельности ________________ уже исчезли и продолжают ________________ многие ________________________. Гипотеза: Если мы изучим _________________ и выявим уникальность этих_____________, то сможем найти пути их __________________.А где можно познакомиться с цветами, которые исчезают?«Красная книга» представляет собой сборник, в который занесены редчайшие животные, птицы, рыбы и цветы, их фото и описание.Всего в ней насчитывается 259 позвоночных животных, 21 вид пресмыкающихся, 65 видов млекопитающих, 123 вида рыб, 8 видов земноводных, населяющих даже самые отдалённые и суровые края.ФизкультминуткаНеуклюжий шёл пингвин Посреди холодных льдин. И по ледяной дорожке Прыгал он на правой ножке. А теперь подскок на левой И присел, согнув колени. Встал, присел И пять прыжков. Очень климат уж суров.Распределите роли в группах: режиссер, сценарист и ассистент. Работать над созданием проекта мы будем также и на следующем уроке. А конечная цель нашего проекта –показ своих проектов. Итак, за работу! 1 группа – создает проект «Цветы Красной книги»2 группа - создает проект «Животные Красной книги»3 группа – создает проект «Птицы Красной книги».Помните о правилах, будьте дружелюбны и внимательны друг к другу!Инструктаж по БЖРабота над проектамиУченики в группах приступают к выполнению своих работ. Учитель по необходимости консультирует их. По окончании работы ученики сохраняют созданное. Они продолжат эту работу на следующем уроке. Рефлексия деятельности. Задачи: оценить результаты работы группы, спланировать дальнейшуюработу над проектом создания проекта. Ученики вспоминают, что они задумывали, сравнивают с тем, что получилось и отвечают на вопросы: что удалось из задуманного, менялся ли сценарий по ходу работы, если да, то как именно, что пытались сделать, но не получилось, на что не хватило времени, что можно было бы доделать, как можно было бы улучшить работу, если бы было больше времени, Оцените работу своей группы! Домашнее задание. Составить кроссворд с главным словом ПРОЕКТ2.3Разработка рекомендаций по использованию метода проектов при обучении информатике младших школьниковМетод проектов активным образом вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии».Эта технологияодна из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в ходе социализации и повышению успеваемости обучающихся.Если школьник сможет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сможет планировать свою деятельность, ориентироваться в многообразных ситуациях, совместно работать с самыми разными людьми, использовать наиболее актуальные информационные технологии,точнее сказать приспосабливаться к меняющимся условиям. Основные требования к использованию метода проектов1. Наличие значимой в исследовательской, творческом плане проблемы/задачи, которая требует интегрированного здания, исследовательского поиска для ее решения.2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, сценарий школьного спектакля и т.п.3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.4. Выявление конечных целей совместных/специальных проектов.5. Выявлениебазовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).Применение исследовательских методов:· . Выявлениепроблемы, вытекающих из нее задач исследования.· Выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования.· Оформление конечных результатов.· Анализ полученных данных.· Подведение итогов, корректировка, выводы (применение в процессе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и т.п.)[11].Последнее в особенностизначимо, потому что относится, как бы к технологиям проектных методов. Не владея довольно свободно исследовательскими, проблемными методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея конкретными методами самых разных видов творческой деятельности, сложно говорить о возможности эффективной организации проектной деятельности обучающихся. Это как бы предварительное условие результативной работы по методу проектов. Также, нужно владеть и технологией проектного метода.Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Довольно результативно использованиемаленьких методических рекомендаций либо инструкций, в которых указана необходимые и дополнительныеисточники для самообразования, требования учителя к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. В некоторых случаях можно выделить алгоритм проектирования либо иное поэтапное разделение деятельности.Выбор тематики проектов в различных ситуациях может быть самым разным. Иногда данная тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В иных случаях, выдвигаться педагогами при учете учебной ситуации по собственному предмету, естественных профессиональных интересов и способностей обучающихся. Кроме того, тематику проектов можно предложить и самим учащимся, конечно же, ориентирующихся при этом на свои интересы, как чисто когнитивные, так и творческие, прикладные.Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания конкретныхобучающихся по данному вопросу, дифференцировать процесс обучения. Но обычно темы проектов, в особенности, рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и одновременно с этим, которые требуют привлечения знания обучающихся не по одному предмету, а из различных сфер, их творческого мышления, исследовательских навыков. Так, можно достичь вполне естественной интеграции знаний.Роль учителя при выполнении проекта.Самое сложное для педагога в процессе проектирования – это роль независимого консультанта. Сложно удержаться от подсказок, в особенности если учитель видит, что обучающиеся выполняют что-то неверно. Однако важно в процессе консультаций лишь отвечать на возникающие у ученика вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, которое возникает у значительного числа учеников.У обучающихся при выполнении проекта возникает собственные специфические трудности и их преодоление - это ведущая педагогическая цель метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, однако процесс этот реализуется в области неопределенности, и его необходимо организовывать, моделировать, так что обучающимся сложно:- намечать ведущие и текущие (промежуточные цели и задачи;- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;- реализовывать и аргументировать выбор;- предусмотреть последствия выбора;- действовать самостоятельно (без подсказки);- сравнивать полученное с требуемым;- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.При выполнении проектов качественно меняется роль педагога. Она разная на различных стадияхпроектирования [10].Роль обучающихся в выполнении проектаМеняется и роль обучающихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в команде. При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому сложно научиться при обычной «Урочной» форме обучения. У обучающихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это – не верно». Ученики свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что нужно делать.Кроме того, даже неудачно выполненный проект обладает большим положительным педагогическим значением. На стадии самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) педагог и обучающиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, т.к. именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Такая рефлексия дает возможность сформировать правильную оценку окружающего мира себя в данноммире [10].Таким образом, цель современной школы заключается в обучении проектированию в качестве некоторого общеучебного универсального умения, в качественекоторой компетентности.Реализация проектного обучения требует соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения.ЗаключениеРассмотрев психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста, можно сказать, чтоведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В нем определяются главные изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности добавляются психологические образования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников, которые является фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем этапе возраста.Проанализировав особенности обучения младших школьников информатике, можно сделать вывод, чтопод ИКТ-компетентностью младших школьников понимается способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачираспространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.Так как подлинное усвоение любого учебного материала невозможно без активной деятельности воображения, то применение ИКТ является очень эффективным средством для его развития. Исследования психологов показали, что при разной организации учебного процесса, в зависимости от разной методики и форм преподавания можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Все это определяет необходимость разработки новых систем методов обучения. На современном этапе развития органической основой должно стать использование ИКТ в начальной школе.ИКТ обладают преимуществами по сравнению с бумажными и другими техническими средствами обучения, а именно: мультимедийное предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме, что особенно эффективно на начальной стадии обучения, а навигация незаменима для решения задач и повторения при подготовке к контролю. Также ИКТ во многом заменяют оперативную реакцию (консультацию) преподавателя и необходимы при самообучении, а возможности коммуникации посредством сети обучающимися с преподавателем позволяют решать, не откладывая сложные учебные задачи.Понятие проективной деятельности подразумевает предварительную разработку основных частей предстоящей деятельности обучающихся. Применение метода проектной деятельности способствует развитию личностных качеств младших школьников, помогает детям становиться личностью, которая умеет проявить собственные приобретенные интегративные качества.Во второй главе мы рассмотрели практические аспекты использования метода проекта при обучении информатике младших школьников. Для этого сначала мы провели диагностику ИКТ-компетентности у младших школьников. Для них была предложена анкета, состоящая из 10 вопросов, адаптированная под возрастные и психологические особенности испытуемых. По итогам исследования мы пришли к выводу, что современные обучающиеся начальных классов имеют высокий уровень ИКТ -компетенции, порой, даже значительно более высокий, чем у педагогов. Дети активно используют во всех сферах жизнедеятельности средства ИКТ, без которых современный ребенок просто не представляет уже не только досуга, но и учебной деятельности. Дети в таком юном возрасте уже на базовом уровне освоили все необходимые умения и навыки, необходимые при работе с компьютером и другой техникой. Но изучив уровень ИКТ-компетентности младших школьников и составив методическую разработку урока для начальной школы с использованием метода проекта, мы пришли к выводу, что формированию ИКТ-компетентности младших школьников на уроках информатики может мешать недостаточная компетентность самих педагогов в области использования проективного на уроках информатики в начальной школе.Значит, во многом формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках информатики зависит от исходного уровня ИКТ-компетентности детей, от частоты и интенсивности использования проективного метода на уроках информатики, а также уровня ИКТ-компетентности педагогов начальной школы, которую, безусловно, следует постоянно повышать, способствуя тем самым всестороннему развитию младших школьников.Таким образом, цель курсовой работы, заключавшаяся в исследовании исследование особенностей использования метода проектов при обучении информатике младших школьников, достигнута.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 347 с. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И. Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. М.: НФПК, 2007. 56 с. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. - Казань, 2004. – 212с.Информационные технологиив образовании / авт.-сост. О.А. Минич: Красико-Принт, 2008. – 134 с.Колесникова И. А. Педагогическое проектирование. - М: Академия, 2005. - 288 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. - 992 с.Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М. 2009. – 218 с. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. - 360 с. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. М., 2012. №2. С. 37-43. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.Слободчиков В.И. Психология образования человека. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. – 432 с. Хенер К.К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. М., 2004. № 12. С. 5-9. Яковлева Н.О.Педагогическое проектирование – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – 124 с.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 347 с.
4. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И. Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. М.: НФПК, 2007. 56 с.
5. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. - Казань, 2004. – 212с.
6. Информационные технологии в образовании / авт.-сост. О.А. Минич: Красико-Принт, 2008. – 134 с.
7. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование. - М: Академия, 2005. - 288 с.
8. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. - 992 с.
9. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М. 2009. – 218 с.
10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. - 360 с.
11. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. М., 2012. №2. С. 37-43.
12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
13. Слободчиков В.И. Психология образования человека. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. – 432 с.
14. Хенер К.К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. М., 2004. № 12. С. 5-9.
15. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – 124 с.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются теоретические аспекты использования метода проектов при обучении информатике младших школьников.
Какая психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста приводится в статье?
В статье приводится психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
Какие особенности обучения младших школьников информатике описываются в статье?
Статья описывает особенности обучения младших школьников информатике.
Возможно ли использование проектов при обучении информатике младших школьников?
Статья рассматривает возможности использования проектов при обучении информатике младших школьников.
Какие практические аспекты использования метода проектов рассматриваются в статье?
Статья рассматривает практические аспекты использования метода проектов при обучении информатике младших школьников.
Какой метод используется при обучении информатике младших школьников?
При обучении информатике младших школьников используется метод проектов.
Какие теоретические аспекты рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются теоретические аспекты использования метода проектов при обучении информатике младших школьников.
Какие особенности обучения информатике у младших школьников рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности обучения информатике у младших школьников.
В чем состоят возможности использования проектов при обучении информатике младших школьников?
Проекты при обучении информатике младших школьников позволяют расширить возможности обучения и развития детей в этой области.
Какие педагогические характеристики младшего школьного возраста рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста.