Отрешение Президента РФ от должности: теоретические и практические проблемы.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 29.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Президент РФ: конституционно-правовой статус 4
1.1 Правовой статус и полномочия Президента РФ 4
1.2 Попытки отрешения Президента РФ от должности в истории 8
Глава 2. Отрешение Президента РФ от должности 11
2.1 Отрешение Президента РФ от должности: понятие, сущность 11
2.2 Порядок и основания отрешения Президента РФ от должности 15
2.3 Проблемы порядка отрешения Президента РФ от должности 18
Заключение 25
Список использованных источников 27
Следующая проблема, которую следует обозначить, является то, что рассмотренный порядок отрешения Президента РФ от власти на практике фактически не реализуем.Во-первых, для отрешения главы государства от должности необходимо решение четырех коллегиальных органов, каждый из которых является коллегиальным. Это сильно затягивает принятие решений.Во-вторых, нельзя забывать, что судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на эти должности по представлению Президента РФ и получают согласно его указам различные дивиденды. Возможно ли, что такие судьи позволят отрешить Президента РФ от должности? - ответ очевидно, нет.В подтверждение вышесказанного, можно просто вспомнить, что за все время существования Конституционного Суда РФ (второй модели) ни один акт Президента РФ не был признан некоституционным. Проблемой также является то, что процедура выдвижения обвинений против Президента РФ недостаточно подробно регламентирована. Например, существуют некоторые пробелы в законодательстве, в частности отсутствуют правовые нормы, которые обеспечивают явку на заседание Специальной комиссии и Государственной Думы приглашаемых ими лиц. Требования о явке на заседания должны считаться обязательными для всех граждан и должностных лиц. Более того, следует предусмотреть ответственность за их невыполнение в законе.В качестве доказательства значимости данной проблемы можно опять обратиться к истории и вспомнить, как решался вопрос об отрешении Президента РФ Б.Н. Ельцина от должности в Государственной Думе. Именно данное обстоятельство в итоге сыграло негативную роль. Многие лица, приглашенные на заседания Специальной комиссии и Государственной Думы, по разным причинам от явки уклонились.Следующая проблема, которую стоит отметить, это отсутствие в Уголовно-процессуальном кодексе РФ соответствующей процедуры дачи заключения Верховным Судом РФ заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. На сегодняшний день в уголовно-процессуальном кодексе такая правовая регламентация отсутствует. «Следовательно, Верховный Суд РФ, получив соответствующие материалы, не сможет их рассмотреть и дать заключение, пока в Уголовно-процессуальном кодексе не будут внесены нормы, регулирующие порядок дачи Верховным Судом РФ заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления». Несмотря на то, что законопроекты по данному вопросу вносились в Государственную Думу РФ неоднократно, ни один из них не был принят.Многие отмечают, что по большому счету о конституционной ответственности Президента РФ при нынешнем правовом регулировании можно говорить весьма условно. Поскольку, как уже было отмечено выше, нарушение Конституции РФ не является основанием для отрешения Президента РФ от должности, то это нельзя назвать конституционной ответственностью в чистом ее виде. Некоторые придерживаются мнения, что поскольку основанием привлечения Президента к данному виду ответственности является совершение тяжкого преступления, то это делает эту ответственность сродни уголовной. По сути, отрешение Президента РФ от должности – это есть ничто иное, как снятие неприкосновенности для привлечения к уголовной ответственности.Существует мнение, что смешение двух независимых понятий - политической ответственности главы государства и его уголовно-правовой, судебной ответственности в таком институте как отрешение главы государства делает процедуру импичмента неосуществимой. Высказывается мнение, что это было сделано специально составителями вышеупомянутого «президентского» проекта Конституции.Е.А. Быкова отмечает, что формулировка ст. 93 Конституции в определенном смысле вызывает удивление. Если толковать данную норму буквально, то получается, что если лицо, которое занимает должность Президента РФ, совершит преступление, хоть и не подпадает под признаки тяжкого преступления, но все-таки является уголовным преступлением, то оно не может быть отрешено от должности.Это заставляет нас сделать вывод, что уголовный преступник вправе оставаться на посту главы государства. «Очевидно, при грядущих конституционных реформах в России придется решить более четко и вопрос об основаниях отрешения Президента от должности, в частности Президент страны должен быть подвергнут уголовной ответственности, даже в случае неудавшегося импичмента, при наличии состава преступления, которое он совершил».Н.М. Колосова считает, что в России в скором времени возможно создать кодифицированный закон о конституционной ответственности. Однако для этого российского законодательство должно созреть и пройти определенные этапы.Г.А. Василевич также полагает, что вопросы конституционно-правовой ответственности следует решать в специальном законе, который должен «вобрать» в себя все существующие положения.Таким образом, порядок отрешения Президента РФ от должности не идеален, существуют как теоретические, так и практические проблемы. Представляется, что решать их необходимо в ближайшее время, поскольку, отчасти, именно неразвитость данного института привела к тому, что сегодня в России по оценкам многих ученых, сложилось суперпрезидентское государство (нередко высказывается мнение, что Россия и вовсе уже давно является авторитарным государством).ЗаключениеТаким образом, в заключение данного исследования можно сделать определенные выводы.Во-первых, Президент является главой государства, он определяет направления внешней и внутренней политики. Глава государства наделен огромными полномочиями.В системе разделения властей Президент РФ занимает особое место.Во-вторых, история России знает попытки отрешения Президента РФ от должности. Попытка отрешить главу государства от должности предпринималась трижды – дважды в 1993 году и в 1999 году. Все три раза в отношении первого президента РФ Бориса Ельцина, и все три раза не увенчались успехом.В-третьих, отрешение Президента РФ - это мера конституционно-правовой ответственности главы государства за тяжкое преступление, реализуемое в форме принудительного отстранения лица, избранного Президентом РФ, от высокой должности и применяемая к нему компетентными органами государственной власти в надлежащем процессуально-правовом порядке с целью защиты конституционных ценностей.Отрешение президента от должности является мерой конституционно-правовой ответственности, которую не стоит путать с политической или уголовно-правовой ответственностью.В-четвертых, правовые основания отрешения Президента РФ от должности изложены во многих правовых актах.В-пятых, отрешение Президента от должности проходит в четыре этапа:-выдвижение обвинения Государственной Думой;-заключение Верховного Суда РФ относительно юридической квалификации представленных фактов;-заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения;-принятие решения Советов Федерации.В-шестых, порядок отрешения Президента РФ от должности не идеален, существуют как теоретические, так и практические проблемы. В частности, можно выделить следующие:-недостаточность оснований для отрешения главы государства;-назначение судей Конституционного и Верховного Судов по представлению Президента;-пробелы в законодательстве относительно регламентации процедуры;-необходимость внесения дополнений в УПК РФ (в части процедуры дачи Верховным Судом заключения).Список использованных источниковНормативно-правовые акты1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г//Консультант Плюс2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс3. Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001 № 12-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс4. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс6. Постановление от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс7. Постановление ГД ФС РФ от 19.06.1998 « 2636-II ГД «Об утверждении Положения о Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации»//СПС Консультант ПлюсУчебная и иная литература8. Авакьян С. А. Конституционное право России. - М., 2011-479 с.9. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – «Проспект», 2010//СПС Консультант Плюс10. Брежнев О.В. Судебный конституционный контроль при досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19.-С. 1411. Быкова Е.А. Особенности ответственности Президента Российской Федерации//Общество и право, 2011, № 4.-С.9512. Василевич Г.А. Конституционно-правовая ответственность - особый вид юридической ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран // под ред.Проф. С.А.Авакьяна. М, 2001. -С. 5313. Виноградов В. А. Конституционное право России. - М., 2010-398 с.Зиновьев А. В. Конституционная ответственность // Правоведение. 2003. № 4.- С. 414. Зыкова Н.С. Отрешение от должности Президента РФ и участие в этой процедуре Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 11. -С. 3015. Колосова Н.М. Особенности конституционной ответственности в России / / Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран под ред. Проф С.А.Авакьяна. М., 2001. -С. 9216. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы (29 апреля - 10 ноября 1993 г.): в20 т. М.: Изд-во «Юрид. лит.» Администрации Президента Российской Федерации, 1995-1996. Т. 19. С. 7917. Марино И. Отрешение Президента Российской Федерации от должности: разработки, концепции, позиции участников Конституционного совещания 1993года// Вестник Пермского университета. Юридические науки ,2010, № 2.-С. 7218. Мазуров А. В., Комментарии к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде РФ». М, 2006.- С. 35719. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М. 2009.-526 с.20. Окуньков, Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М.: Юристъ, 2005. - 218 с.21. Романова О.И. Институт отрешения Президента РФ от должности как мера конституционно-правовой отвественности// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2007, № 5-С. 6422. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. - М., 2001-221 с.23. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Г. Румянцева, В. И. Додонова. М., Инфо-М., 2008.- С. 348Электронные источники24. Коммерсантъ Сведения о результатах голосования депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ по вопросу о выдвижении обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности [электронный ресурс]https://www.kommersant.ru/doc/218468 (дата обращения 27.09.2018)
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г//Консультант Плюс
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс
3. Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001 № 12-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс
6. Постановление от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс
7. Постановление ГД ФС РФ от 19.06.1998 « 2636-II ГД «Об утверждении Положения о Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс
Учебная и иная литература
8. Авакьян С. А. Конституционное право России. - М., 2011-479 с.
9. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – «Проспект», 2010//СПС Консультант Плюс
10. Брежнев О.В. Судебный конституционный контроль при досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19.-С. 14
11. Быкова Е.А. Особенности ответственности Президента Российской Федерации//Общество и право, 2011, № 4.-С.95
12. Василевич Г.А. Конституционно-правовая ответственность - особый вид юридической ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран // под ред.Проф. С.А.Авакьяна. М, 2001. -С. 53
13. Виноградов В. А. Конституционное право России. - М., 2010-398 с.
Зиновьев А. В. Конституционная ответственность // Правоведение. 2003. № 4.- С. 4
14. Зыкова Н.С. Отрешение от должности Президента РФ и участие в этой процедуре Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 11. -С. 30
15. Колосова Н.М. Особенности конституционной ответственности в России / / Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран под ред. Проф С.А.Авакьяна. М., 2001. -С. 92
16. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы (29 апреля - 10 ноября 1993 г.): в20 т. М.: Изд-во «Юрид. лит.» Администрации Президента Российской Федерации, 1995-1996. Т. 19. С. 79
17. Марино И. Отрешение Президента Российской Федерации от должности: разработки, концепции, позиции участников Конституционного совещания 1993года// Вестник Пермского университета. Юридические науки ,2010, № 2.-С. 72
18. Мазуров А. В., Комментарии к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде РФ». М, 2006.- С. 357
19. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М. 2009.-526 с.
20. Окуньков, Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М.: Юристъ, 2005. - 218 с.
21. Романова О.И. Институт отрешения Президента РФ от должности как мера конституционно-правовой отвественности// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2007, № 5-С. 64
22. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. - М., 2001-221 с.
23. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Г. Румянцева, В. И. Додонова. М., Инфо-М., 2008.- С. 348
Электронные источники
24. Коммерсантъ Сведения о результатах голосования депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ по вопросу о выдвижении обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности [электронный ресурс] https://www.kommersant.ru/doc/218468 (дата обращения 27.09.2018)
Вопрос-ответ:
Каков конституционно-правовой статус Президента РФ?
Конституционно-правовой статус Президента РФ закреплен в Конституции Российской Федерации и предусматривает для него особые полномочия и ответственность перед государством и народом.
Были ли в истории попытки отрешить Президента РФ от должности?
Да, в истории России были попытки отрешить Президента РФ от должности. Например, в 1993 году в ходе конституционного кризиса в стране, Президент Борис Ельцин был временно отстранен от исполнения своих полномочий.
Что означает отрешение Президента РФ от должности?
Отрешение Президента РФ от должности означает прекращение его полномочий и уход с поста Президента на основании определенных процедур, предусмотренных Конституцией РФ.
Каков порядок и основания отрешения Президента РФ от должности?
Порядок и основания отрешения Президента РФ от должности определены в Конституции РФ. Основаниями могут быть грубые нарушения Конституции или федеральных законов, а порядок отрешения предусматривает участие Государственной Думы, Совета Федерации и Конституционного Суда РФ.
Какие проблемы могут возникнуть при порядке отрешения Президента РФ от должности?
При порядке отрешения Президента РФ от должности могут возникнуть различные проблемы, например, возможность политического вмешательства, неоднозначность и интерпретация норм Конституции, судебные споры и другие сложности, связанные с процедурой отрешения.
Какой конституционно-правовой статус имеет Президент РФ?
Президент РФ имеет высокий конституционно-правовой статус, его полномочия и обязанности определены Конституцией РФ. Он является главой государства и гарантом Конституции.
Какие полномочия и права имеет Президент РФ?
Президент РФ имеет широкий набор полномочий и прав. Он назначает премьер-министра, вносит законопроекты в Государственную Думу, принимает федеральные законы, осуществляет назначения на руководящие должности и т.д.
Были ли случаи попыток отрешения Президента РФ от должности в истории?
Да, в истории России были случаи попыток отрешения Президента РФ от должности. Например, в 1993 году была попытка отрешить Президента РФ Бориса Ельцина путем проведения импичмента, но эта попытка была неудачной.
Что подразумевается под отрешением Президента РФ от должности?
Отрешение Президента РФ от должности означает его прекращение исполнения президентских полномочий и уход с поста главы государства. Это процедура, при которой Президент лишается своего положения в результате определенных оснований, установленных Конституцией РФ.
Какие проблемы связаны с процедурой отрешения Президента РФ от должности?
Процедура отрешения Президента РФ от должности может вызывать различные проблемы, например, определение оснований для отрешения, установление порядка проведения процедуры, обеспечение справедливости и прозрачности процесса и т.д.
Какой статус и полномочия у Президента РФ?
Президент РФ имеет конституционно-правовой статус и обладает значительными полномочиями. Он является главой государства, гарантом Конституции, руководителем исполнительной власти, командованием Вооруженных Сил, представителем России в международных отношениях.
Какие случаи отрешения Президента РФ от должности происходили в истории?
В истории России происходили попытки отрешения Президента РФ от должности. Например, в 1993 году в ходе конституционного кризиса была предпринята попытка отстранить Президента Б. Н. Ельцина от должности. Однако, эта попытка была неудачной и Ельцин оставался на посту.