Экологические проблемы крупнейших озер мира и их изучение в школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: География
  • 63 63 страницы
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 07.03.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
ГЛАВА 1. ОЗЕРА КАК ТРАДИЦИОННЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ 6
ГЛАВА 2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРУПНЕЙШИХ ОЗЕР И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 14
2.1. Влияние экономико-географического положения крупнейших озер на состояние их экосистемы 14
2.1.1. Озеро Байкал 15
2.1.2. Аральское море 18
2.1.3. Озеро Чад и озеро Виктория 20
2.1.4. Ладожское озеро 23
2.1.5 Каспийское море 24
2.2. Экологические проблемы крупнейших озер мира 26
2.2.1. Озеро Эри и система Великих озер 27
2.2.2. Озеро Байкал 29
2.2.3. Ладожское озеро 32
2.2.4 Каспийское море 33
2.3. Пути решения экологических проблем крупнейших озер мира 35
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КРУПНЕЙШИХ ОЗЕР В ШКОЛЕ 43
3.1. Методическая разработка урока «Экологические проблемы крупнейшего озера планеты – озера Байкал» для 8 класса 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Фрагмент для ознакомления

Однако для того, что понимание требований сформировалось в устойчивую норму поведения, необходимо целенаправленно с раннего возраста воспитывать чувство ответственности за окружающую природу, которое формируется только в системе всех форм и методов воспитания и образования личности. На настоящем этапе развития науки и общества, которое научно - технической революцией, общество активно, если нес казать агрессивно, взаимодействует и воздействует на природу, для в целях улучшения жизни человека, за счет удовлетворения базовых потребностей, и получения предметов роскоши. Но следствием данных односторонних отношений, является число нежелательных изменений в окружающей среде. Одна из причин такого положения дел — это экологическая неграмотность населения. А кто, как не школа, должна воспитывать у детей ответственное отношение к использованию природных ресурсов, чувство заботы о состоянии окружающей среды, и важности ее сохранения Отношение человека к окружающей среде проходит несколько взаимосвязанных этапов развития: Формирование готовности защищать среду; Формирование идеала отношения к окружающей среде; Развитиеспособности защищать окружающую среду. По мере протекания процесса у человека активно формируется опыт ценностных ориентаций по отношению к природной среде, и норма поведения по отношению к ней. В школьном курсе географии, на настоящем этапе, значительное место занимают вопросы взаимодействия общества и природы, а также рационального использования природных ресурсов[27]. Поэтому на уроках во время внеклассной работе рекомендуется уделять внимание общению с природой, для понимания протекающих в ней процессов и их взаимосвязи[27]. Тем более, что именно география имеет достаточно глубокую связь с экологией, за счет экологического содержания многих рассматриваемых вопросов[46, с. 8]. Усиление экологической составляющей в рамках географического образованиядостигается за счет следующих подходов к образовательному процессу: -реализация деятельностного подхода в школьном экологическом образовании; -отражение в содержании школьной географии национальных традиций природопользования; -развитие самостоятельной работы школьников в изучении проблем взаимодействия природы и общества; -оптимизация средств наглядности экологического содержания[27]. Что касается оптимизации средств наглядности, то они очень важны при формировании представлений об озерах и связанных с ними понятий. Так использование фотографических и видеоматериалов позволяет отразить существенные признаки объекта, и позволит более глубоко осмыслить масштаб экологической проблемы. Так же широко можно использовать различные факты, об изучаемых объектах, они могут, в некоторых случаях, являться базой для каких-либо выводов теоретического содержания. Так же факты дают возможность конкретизировать теоретические выводы при дедуктивном пути формирования понятий или закономерностей, или позволяют сложить полную картину об изучаемом предмете или явлении[23, с. 100].При изучении экологических проблем крупнейших озер, крайне важно рассматривать причинно-следственные связи, между объектами, событиями, и последствиями. Согласно Эдельштейну (2005), причинностью или причинно-следственной связью называют связь между одним событием, которое является причиной, и другим событием, которое называют следствием, что с необходимостью следует за первым. Принцип причинно-следственных связей позволяет выстроить процесс изучения экологических согласно дидактическому правилу «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому», и побудить учащихся к самостоятельной работе, и анализу известных им данных. Так же, по мнению Михайловой и др. (2017) в процессе изучения географии, важны умения учащихся, причем овладение ими, как правило, дается детям гораздо сложнее, чем сами знания. В процессе изучения внутренних вод и их экологических проблем, каждый школьник должен обладать рядом умений. Прежде всего это умение работать с географической картой, которое необходимо для нахождения озера. Кроме того, карта пригодится и при составлении характеристики объекта, это умение позволяет оценить сильные и слабые стороны физико-географического и экономико-географического положения озера, и связано с умением определять основные экологические проблемы водного объекта и пути их решения. Кроме того, учащемуся необходимо знать и понимать значение гидросферы в жизнедеятельности человека, обладать определенными навыками по защите и охране водных объектов, понимать причинно-следственные связи антропогенной деятельности и ее влияния на экосистемы озера и его водосборного бассейна.Кроме того, несмотря на серьезность изучаемых вопросов, нельзя забывать, что учащиеся это прежде всего дети. Поэтому их необходимо заинтересовать и увлечь предметом, что достигается за счет введения нестандартных подходов к обучению и творческих заданий. Михайловой и др. (2017), предлагается использовать следующие виды творческих заданий: сочинения, мозговые штурмы, викторины, блиц-опросы, интерактивные путешествия, презентации, экологические акции и групповые проекты. Kimaryo (2011) так же рекомендует мозговой штурм, при поиске ответов на критические вопросы, в таком случае учащиеся учатся быстро осознавать проблему и ее масштаб, и из нескольких вариантов ответов выбирать один лучший. Этот метод развивает навык критического мышления, и учит брать на себя ответственность.Проектному методу, по мнению Ридигер (2002), необходимо уделять особое внимание в процессе изучения экологических проблем. Так как такая работа позволяет не только задействовать творческие стороны учащихся, но и в процессе самостоятельной работы позволяет школьникам осознать масштаб проблемы, узнать про нее что-то такое, что возможно позволит пробудить в них экологическое сознание[28]. Обучающиеся, в процессе работы над проектом, будут развивать навыки поиска знаний об окружающей среде, и различных процессах в ней происходящих, как результат, они будут развивать бережное отношение к окружающей среде, уметь принимать ответственные решения по отношению к своей и чужой деятельности касающейся природы, кроме того будут прорабатываться социальные отношения и уверенность в себе. Такой подход к обучению позволяет научиться анализировать различные ситуации, предлагать практические решения и принимать соответствующие меры по их реализации[46, с. 52]. Данный подход оправдывает себя, так как, многие педагоги склонны считать, что воспитать бережное отношение к природе, опираясь только на технические, экономические, правовые аспекты знаний. Необходимо помочь человеку перевести эти знания в личностные ориентиры, способствовать становлению его нравственно-этических принципов. И конечно, деятельность, а не созерцание помогут в реализации своего «я» любой личности[28]. Главным результатом занятий по изучению экологических проблем крупнейших озер мира, должно стать экологическое мышление, сформированное на базе полученных знаний о водных ресурсах. Кроме того, учащиеся должны сформировать умения: - прогнозировать изменения водной среды под влиянием антропогенной деятельности; - моделировать рациональное природопользование водных объектов.3.1. Методическая разработка урока «Экологические проблемы крупнейшего озера планеты – озера Байкал» для 8 классаПланируемые УУД (таб. 3.1).Таблица 3.1 Планируемые универсальные учебные действияПланируемые УУДЛичностныеосознание учащимися роли экологического сознания и культурывыработка понимания, что даже крупные природные объекты подвержены загрязнению, и вмешательство человека никогда не проходит бесследноориентация в социальных действиях с точки зрения экологической безопасностиРегулятивныеспособствовать воспитанию нравственных качеств личностивоспитание у учащихся уважения и ответственности за окружающий мирКоммуникативныепродолжение работы над выработкой умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенноПознавательные обобщение знаний об экологической проблеме, выделение ее причин, проявлений, последствий и необходимых условий для ее решенияМетапредметный результат:формирование умений по систематизации полученных знаний, и применению их на практике;умение рассуждать и аргументировать свои ответы;развитие общеучебных умений и навыков (работа с текстом, выделение главного, умение анализировать и делать выводы, сотрудничество и работа в группе);самостоятельно определять и формулировать задачи урока.План урока:I. Постановка и решение учебных задач:1. Физико-географическое и экономико-географическое положение оз. Байкал.2. Экологические проблемы озера Байкал вытекающие из его положения.3. Пути решения экологических проблем оз. Байкал.II. Подведение итогов и домашнее задание.I. Постановка и решение учебных задач:Цели и задачи урока: – познакомить учащихся с особенностями физико-географического и экономико-географического положения оз. Байкал;– формировать умения и навыки учащихся работать с географической картой и дополнительным материалом по теме;– воспитывать у учащихся сознания о бережном отношении к природе нашей Родины.Оборудование: физическая карта РФ, карта оз. Байкал, фотографии оз. Байкал, компьютер, электронная презентация с наглядным материалом (в приложении), для сопровождения урока.Тип урока: Урок-лекция с самостоятельной работой в группахПри решении учебных задач, необходимо придерживаться последовательности:а) географическое положение.б) экономическое положение.в) человек и озеро Байкал.г) пути выхода из ситуации.В процессе объяснения новой темы, необходимо вскрыть проблемы взаимодействия уникального природного комплекса озера и человека, с его потребностями и нуждами.Учащимся предлагается подготовить небольшие выступления об экологических проблемах оз. Байкал, данный прием направлен на формирование у учащихся умения работы с дополнительным материалом.Темы выступлений:1. Влияние человека на флору оз. Байкал. 2. Влияние человека на фауну оз. Байкал.3.Влияние туризма на состояние оз. Байкал. 4. Как человек уничтожает оз. Байкал?1. Физико-географическое и экономико-географическое положение оз. Байкал Озеро Байкал - это озеро тектонического происхождения, которое расположено в южной части Восточной Сибири. Байкал - крупнейший в мире природный резервуар пресной воды, и самое глубокое озеро на планете. По величине водного зеркала, это крупнейшее озеро в РФ, и 7 по величине на планете (прил. 1, рис. 1). Вода в оз. Байкал уникальна. Только здесь она насыщена кислородом от поверхности до самых глубин, что придает ей уникальный ярко-голубой цвет. И такая чистая, что даже сквозь байкальский лед можно видеть дно,там, где оно близко (прил. 1, рис. 2).Байкал расположен на территории Республики Бурятия и Иркутской области. Наиболее населенная часть озера - южная часть озера, она и испытывает ежегодно возрастающие антропогенные нагрузки. 2. Экологические проблемы озера Байкал вытекающие из его положения.Уникальная природа озера и его водосборной территории притягивает огромные толпы туристов. В итоге рекреационная нагрузка на территорию год от года только растет.Для сообщения между разными частями озера используются водные суда, загрязняющие воду нефтепродуктами и балластными водами. Богатые охотничьи и рыболовные ресурсы притягивают огромное количество браконьеров, несмотря на наличие ООПТ (учащимся представляется или подборка фотографий с последствиями перечисленных видов деятельности, это могут быть горы мусора после туристов, сливы нечистот и т.д. Пример слайда с картинками в прил. 2, рис. 3. Или слайд с перечислением экологических проблем. Пример в прил. 2, рис. 4).Ежегодно, на огромной площади водосборного бассейна Байкала сводятся леса, часть древесины идет на экспорт. Часть на внутренний рынок. А часть на нужды целлюлозно-бумажной промышленности, являющейся основной причиной загрязнения вод уникального озера. Расположение на берегах подобного рода производство обусловлено наличием одновременно чистой воды и леса.Другой причиной загрязнения воды являются стоки и сбросы из населенных пунктов расположенным по берегам Байкала, и промышленных предприятий. Значительную долю загрязнений приносят реки и ручьи, впадающие в озеро, наибольшее количество загрязняющих веществ несет река Селенга.Гидроэнергетика так же является ударом по уникальному водоему, из-за колебания уровня воды, неизбежного при работе ГЭС, происходит размывание берегов озера. 3. Пути решения экологических проблем озера Байкал.Нами были рассмотрены проблемы взаимодействия человека и уникальной экосистемы озера Байкал. Эти проблемы вызывают тревогу и ведут к уничтожения уникального озера, попробуем найти пути решения этих проблем.II. Подведение итогов и домашнее заданиеДля подведения итогов учащимся предлагается заполнить столбцы таблицы (табл. 3.2) разделившись на группы, проведя мозговой штурм.Таблица 3.2. Экологические проблемы оз. Байкал пути их решения Экологическая проблемаПричиныПути решенияУничтожение растений и животныхВырубка лесовОграничение вырубки, обязательные лесовосстановительные мероприятияРасселение новых видов растений и животныхКарантинЛесные пожарыУжесточение противопожарного режимаРазрушение береговРаспашка земельЗагрязнение воды стоками и нефтепродуктамиЗасорение озера и водосборной территорииЗарастание озера водорослямиД/З: §0; на стр.000 вопросы №1–n,устно.Для дополнительного изучения экологических проблем оз. Байкал, обучающимся предлагается разделиться на группы, и провести исследовательскую работу, с оформлением её в виде проекта. С последующим вступлением перед своими одноклассниками. Темы групповых проектов:Экологические проблемы оз. Байкала и пути их решения.Флора и фауна оз. Байкала и их сохранение.Спирогира – угроза благополучию оз. Байкал.Основные источники загрязнения оз. Байкал.Последствия работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината для уникального оз. Байкал.Таким образом, изучение экологических проблем крупнейших озер мира в школе, направлено прежде всего на воспитание экологического сознания учащихся. Главным результатом подобного рода занятий, должно стать экологическое мышление, сформированное на базе полученных знаний о водных ресурсах. Кроме того, учащиеся должны сформировать умения по пониманию взаимосвязи антропогенной деятельности и экологических проблем, а такжепонимать принципы рационального водопользования. ЗАКЛЮЧЕНИЕЧеловек издавна селился поближе к воде, сначала она нужна была для пищевых и бытовых нужд, полива огородов. С развитием науки и техники, а также ростом городов на берегах озер стали расти города и заводы. Для своих нужд люди стали вырубать лес, изменять рельеф территории, и запруживать реки, растущие сельскохозяйственные угодья стали требовать все больше воды для орошения. Однако большие размеры озера всегда символизировали его незыблемость, возможно по этой причине люди до последнего не принимают никаких мер по защите водоема, а только год от года усугубляют ситуацию.Озеро является внутренним природным водоемом суши со стоячей или малопроточной водой в замкнутой котловине или впадине без двусторонней (взаимной) связи с океаном, с уникальными для каждого озера условиями жизненной среды и специфичными организмами. Классификация озер опирается на различные параметры, начиная от происхождения и трофности, заканчивая морфометрическими показателями, например, площадью водного зеркала. Но стоит помнить, что именно малопроточность озер, является причиной специфических экологических проблем этого типа водоемов. Основными экологическими проблемами крупнейших озер мира является засорение берегов и акватории отходами производства и потребления, высокая рекреационная нагрузка, сброс сточных и балластных вод, разрушение дна и берегов, эвтрофикация, снижение биоразнообразия, внесение инвазивных видов, уменьшение уровня воды в озере (уменьшение размеров озера). Стоит отметить, что каждая экологическая проблема тянет за собой другую. Так в озере, загрязненном стоками, непременно начнется процесс эвтрофикации, который приведет к снижению биоразнообразия. Примером является озеро Байкал, которое загрязнено стоками сточных вод, вследствие чего в озерной воде увеличилась популяция водоросли спирогиры, ответом на данное явление стала гибель эндемичной байкальской губки.Первопричиной большинства экологических проблем является изначально экстенсивный путь экономического развития прилегающих к озеру территорий. Изначально производства размещались на берегу, так как озеро является источником чистой воды для производственных нужд, и точкой слива стоков. Так, например, целлюлозно-бумажные комбинаты изначально размещались на озерах, около которых есть хорошие запасы леса, например, Ладожское, Байкал. Об экологической составляющей вопрос как правило не поднимался, учитывались только логистика и экономическая эффективность, то есть удешевление производства.Озера, располагающиеся на границах субъектов или даже стран, как правило своим бедственным состоянием обязаны политическим разногласиям. Так, например, проблемы Каспийского моря, спровоцированные добычей нефти, до сих пор остаются нерешенными, из-за отсутствия консенсуса между странами Прикаспийского региона. Таким образом, можно сделать вывод, что экономико-географическое положение озера определяет вектор экологических проблем озер. Для озер территория которых богата природными ресурсами, это прежде всего загрязнение промышленными стоками. Если территория вокруг водоема давно обжита людьми, или опять же высока плотность промышленных предприятий, то к промышленным стокам добавляются бытовые стоки, плюс идет накопление отходов производства и потребления. Мусор остается и после посещения озер туристами, кроме того большой их поток создает высокую рекреационную нагрузку на экосистемы. Приграничное же положение водоема, несколькими государствами порождает сложности в решении насущных экологических проблем из-за недостигнутых договоренностей, и сложностей внешней и внутренней политики государств.Однако решение экологических проблем, вне границ международных и федеральных нормативных актов все же дело местных органов власти. И представляется наиболее возможным способом преодоления и недопущения экологического кризиса путем ужесточения наказаний за нерациональное водопользование. Подкрепленным мероприятиями по ограничению сброса сточных вод, акциями по уборке мусора, созданием экологических троп, если озеро интересный в туристическом плане объект, и т.д.Однако стоит помнить и о том, что многих проблем бы не было, если бы люди понимали важность своих поступков. То есть речь идет об экологическом воспитании населения, в частности школьников. Именно школа должна воспитывать у детей ответственное отношение к использованию природных ресурсов, чувство заботы о состоянии окружающей среды, и важности ее сохранения. Поэтому на уроках географии важно изучать экологические проблемы крупнейших озер мира, на примере творческих заданий и проектной деятельности, а не просто по типу урока-лекции. Так, как только глубокое погружение в проблему, позволит развивать и формировать навыки поиска знаний об окружающей среде, и различных процессах в ней происходящих. Результатом такого подхода к обучению, должно являться понимание необходимости бережного отношения к окружающей среде, умение принимать ответственные решения по отношению к своей и чужой деятельности касающейся природы. Параллельно у учащихся будут прорабатываться социальные отношения и уверенность в себе. Такой подход к обучению позволяет научиться анализировать различные проблемные ситуации, и предлагать практические решения и принимать соответствующие меры по их реализации.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАладин Н.В., Гонтарь В.И., Жарова Л.В., Плотников И.С., Смуров А.О. Прошлое и будущее Аральского моря// Озера Евразии: проблемы и пути их решения. Материалы 1-й Международной конференции (11–15 сентября 2017 г.). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2017. 648 с., С. 23-28., с. 24-25.Аральское море скоро может исчезнуть! [Электронный ресурс] URL: http://ecology-of.ru/water/aralskoe-more/ (дата обращения 22.09.2018). Африканское озеро Чад может исчезнуть с лица земли через считанные годы [Электронный ресурс]. URL: http://ecoportal.su/news.php?id=49007 (дата обращения 20.09.2018).Барабанщиков Д. А., Сердюкова А. Ф. Экологические проблемы озера Байкал // Молодой ученый. 2017. №25. С. 104-107.[Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/159/44715/ (дата обращения: 07.09.2018). Бирюзовые льды Байкала [Электронный ресурс] URL: http://www.catsmob.com/cool/4227-biryuzovye-ldy-baykala-22-foto.html (дата обращения 26.09.2018). Боришполец К.П. Водно-энергетические проблемы Центральной Азии и сравнительные возможности ЕврАзЭС и ШОС в деле их решения // Вестник МГИМО. 2011. №2. С. 31-37.Вейл Д. «Смерть и жизнь Великих озер»: об экологии и не только [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mychicagonews.com/book-review-great-lakes/ (22.09.2018).Верхозина Е.В., Верхозина В.А., Протасова Л. Е. Экологические проблемы в сфере водопользования Байкальского региона // Вестник ИрГТУ. 2011. №1 (48). С. 237-241.Волчек А.А., Дашкевич Д.Н., Дмухайло Е.И. Защита озер от эвтрофикации [Электронный ресурс] URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/17895/1/007.pdf (дата обращения 26.09.2018).Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. - М.:Лгар. - 424 с.. 1999. [Электронный ресурс]URL: http://texts.news/obschaya-ekologiya/hu5-ekologicheskie-problemyi-presnovodnyih-25381.html (дата обращения 11.09.2018).Глава 1. Крупнейшие озера рифтовых областей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.limno.org.ru/publ/hd1.pdf (дата обращения 25.09.2018).Гунин П.Д., Бажа С.Н., Балданов Б.Ц., Басхаева Т.Г., Дробышев И.Ю., Дугаржав Ч., Концов С.В., Убугунов В.Л., Убугунова В.И., Хадбаатар С., Цыремпилов Э.Г. Обезлесение – одна из важнейших экологических проблем бассейна озера Байкал// Экосистемы: экология и динамика. 2017. №3. Т.1. С. 38-92.Гурбанпур Ш. Б. Экологические проблемы Каспийского моря // Молодой ученый. 2010. №5. Т.1. С. 128-131. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/16/1471/ (дата обращения: 25.09.2018).Давыдов Л.К., Дмитриева А.А., Конкина Н.Г. Общая гидрология Л.: Гидрометеоиздат, 1973. - 463 с. (Учебник для географических факультетов университетов).Драбкова В.Г., Измайлова А.В. Изменение состояния вод крупнейших озер и водохранилищ России //География и природные ресурсы. 2014. №4. С. 22-29.Зубанова С.Г. Экологические проблемы пресноводных озер [Электронный ресурс]. URL: https://info.wikireading.ru/252857 (дата обращения 07.09.2018).Ибадулла А., Амербеков Е.У., Ибраев Т.Н., Дуйсенова С.С., Каримсаков К.Е., Ержигит А.П., Мырзахметова А.Ж. Экологические проблемы Каспийского моря и пути их решения [Электронный ресурс] URL: http://files.scienceforum.ru/pdf/2017/35347.pdf (дата обращения 25.09.2018).Изучаем водоемы: как исследовать озера и пруды. Вологда: ВГПИ, издательство «Русь», 1994. — 148 с.Каспий. Проблемы Каспия, решения проблем Каспия на современном этапе. [Электронный ресурс] URL: https://ecoteco.ru/library/magazine/zhurnal-111/ekologiya/kaspiy-problemy-kaspiya-resheniya-problem-kaspiya-na-sovremennom-etape (дата обращения 25.09.2018).Кононов И.В. Конец восьмой в истекшие 5000 лет регрессии Аральского моря (анализ файла NASA со снимком Аральского моря) // ГПИМО. 2014. №1 (35). С. 108-114.Летний семинар школы «Открытое Симорон Пространство» сила трёх миров путешествие в Явь, Навь и Правь. Байкал, 30 июля-12 августа 2006г. [Электронный ресурс] URL: http://simoron.ppole.ru/start/leto2006.html (дата обращения 24.09. 2018).Махамат Ю. Али Природно-климатические и социально-экономические условия развития АПК Республики Чад // ИВД. 2012. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prirodno-klimaticheskie-i-sotsialno-ekonomicheskie-usloviya-razvitiya-apk-respubliki-chad (дата обращения: 04.09.2018).Михайлова В.С., Вага Т.В. Изучение внутренних вод на уроках географии// Озера Евразии: проблемы и пути их решения. Материалы 1-й Международной конференции (11–15 сентября 2017 г.). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2017. 648 с., С. 98-103.Озеро Виктория: за шаг от гибели. [Электронный ресурс]. URL: http://abc-24.info/ozero-viktoriya-za-shag-ot-gibeli/ (дата обращения 22.09.2018).Поздняков Ш.Р., Румянцев В.А. Причины и пути разрешения острых социально-экологических проблем Ладожского озера// Озера Евразии: проблемы и пути их решения. Материалы 1-й Международной конференции (11–15 сентября 2017 г.). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2017. 648 с., С. 124-131.Прозрачность байкальских вод. [Электронный ресурс] URL: http://fotokto.ru/photo/view/5643563.html (дата обращения 25.06.2018).Редькина Е.Н. Изучение экологических проблем на уроках географии/ Е.Н. Редькина. [Электронный ресурс] URL: http://mucro.goruno-dubna.ru/wp-content/uploads/2017/11/Izuchenie-ekologicheskih-problem-na-urokah-geografii-.pdf (дата обращения 20.09.2018).Ридигер О.Н. Проблемы школьного экологического воспитания// Биология. 2002. № 28. [Электронный ресурс]. URL: http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200202810. Румянцев В.А., Драбкова В.Г., Измайлова А.В. Великие озера мира – СПб: Лема, 2012. – 370 с.Румянцев В.А., Кудерский Л.А. Ладожское озеро: общая характеристика, экологическое состояние // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. №1. С. 171-182.Румянцев В.А., Сорокин А.И., Маркова Е.Г. Байкал и Ладога - крупнейшие озера как непрерывно возобновляемые сокровища России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. №2. С. 216-221.Саббатовская А. К. Международное сотрудничество и разработка комплекса мер по защите экосистемы Каспийского региона // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2010. №4.С. 30-37.Сатункин И.В., Соболин Г.В., Хилько Л.Н., Прядкин А.А. Водообеспеченность территории России и стран СНГ // Известия ОГАУ. 2006. №10-1. С. 119-123.Список крупнейших по площади озер [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8_%D0%BE%D0%B7%D1%91%D1%80 (дата обращения 12.09.2018).Среди водных объектов выделяют реки, озера, пруды, водохранилища [Электронный ресурс]. URL: http://kz3.fatwords.org/safia/sredi-vodnih-obektov-videlyayut-reki-ozera-prudi-vodohranilish/main.html (дата обращения 22.09.2018).Тайны Аральского моря. [Электронный ресурс] URL: http://facestyle24.ru/tajny-aralskogo-morya/ (дата обращения 24.09.2018).Чеботарев А.И. Общая гидрология (воды суши)Учебное пособие. — 2-е изд. — Л.: Гидрометеоиздат, 1975. — 530 с.Шигапов И.С. Особенности формирования и развития малых озер урбанизированных территорий (на примере города Казани): дис. на соиск. уч. степ. к.г.н. (25.00.36). М.: 2014. 170 с.Шимановский А. Системы великих озер. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/29515315-Glava-4-sistemy-velikih-ozer.html (дата обращения 21.09.2018).Шубаев Л.П. Воды суши [Текст]. М.: Высшая школа, 1961. — 160 с.Эдельштейн К. К. Гидрология материков. М.: ИЦ «Академия», 2005. 304 сЭкологические проблемы Каспийского моря [Электронный ресурс] URL: https://ecoportal.info/ekologicheskie-problemy-kaspijskogo-morya/ (дата обращения 25.09.2018).Экология Байкала: проблемы загрязнения большого озера [Электронный ресурс]. URL: https://ruslo.info/ekologiia/ekologiia-baikala-problemy-zagryazneniya/ (дата обращения 10.09.2018).Aral Sea 'one of the planet's worst environmental disasters' [Электронный ресурс] URL: https://www.telegraph.co.uk/news/earth/earthnews/7554679/Aral-Sea-one-of-the-planets-worst-environmental-disasters.html (датаобращения 25.09.2018).Bomford A. Slow death of Africa's Lake Chad [Электронныйресурс]. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/4906692.stm (дата обращения 230.09.2018). Kimaryo, Lydia A. Integrating environmental education in primary school education in Tanzania: teachers’ perceptions and teaching practices / Lydia A. Kimaryo. – Åbo : Åbo Akademi University Press, 2011. Diss.: Åbo Akademi University. P. 227. [Электронныйресурс]. URL: http://www.doria.fi/bitstream/handle/10024/67481/kimaryo_lydia.pdf. Pope C.T. Vanishing Lake Chad — A Water Crisis in Central Africa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.circleofblue.org/2008/world/vanishing-lake-chad-a-water-crisis-in-central-africa/ (дата обращения 23.09.2018).ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Рисунок 1.Оз. Байкал на географической карте[21]АБРисунок 2. Чистый байкальский лед и синева воды из оз. Байкал: А – лед[5], Б- вода[26]Приложение 2Рисунок 3. Пример слайда по экологическим проблемам БайкалаРисунок 4. Пример слайда по экологическим проблемам Байкала


1. Аладин Н.В., Гонтарь В.И., Жарова Л.В., Плотников И.С., Смуров А.О. Прошлое и будущее Аральского моря// Озера Евразии: проблемы и пути их решения. Материалы 1-й Международной конференции (11–15 сентября 2017 г.). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2017. 648 с., С. 23-28., с. 24-25.
2. Аральское море скоро может исчезнуть! [Электронный ресурс] URL: http://ecology-of.ru/water/aralskoe-more/ (дата обращения 22.09.2018).
3. Африканское озеро Чад может исчезнуть с лица земли через считанные годы [Электронный ресурс]. URL: http://ecoportal.su/news.php?id=49007 (дата обращения 20.09.2018).
4. Барабанщиков Д. А., Сердюкова А. Ф. Экологические проблемы озера Байкал // Молодой ученый. 2017. №25. С. 104-107. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/159/44715/ (дата обращения: 07.09.2018).
5. Бирюзовые льды Байкала [Электронный ресурс] URL: http://www.catsmob.com/cool/4227-biryuzovye-ldy-baykala-22-foto.html (дата обращения 26.09.2018).
6. Боришполец К.П. Водно-энергетические проблемы Центральной Азии и сравнительные возможности ЕврАзЭС и ШОС в деле их решения // Вестник МГИМО. 2011. №2. С. 31-37.
7. Вейл Д. «Смерть и жизнь Великих озер»: об экологии и не только [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mychicagonews.com/book-review-great-lakes/ (22.09.2018).
8. Верхозина Е.В., Верхозина В.А., Протасова Л. Е. Экологические проблемы в сфере водопользования Байкальского региона // Вестник ИрГТУ. 2011. №1 (48). С. 237-241.
9. Волчек А.А., Дашкевич Д.Н., Дмухайло Е.И. Защита озер от эвтрофикации [Электронный ресурс] URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/17895/1/007.pdf (дата обращения 26.09.2018).
10. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. - М.:Лгар. - 424 с.. 1999. [Электронный ресурс]URL: http://texts.news/obschaya-ekologiya/hu5-ekologicheskie-problemyi-presnovodnyih-25381.html (дата обращения 11.09.2018).
11. Глава 1. Крупнейшие озера рифтовых областей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.limno.org.ru/publ/hd1.pdf (дата обращения 25.09.2018).
12. Гунин П.Д., Бажа С.Н., Балданов Б.Ц., Басхаева Т.Г., Дробышев И.Ю., Дугаржав Ч., Концов С.В., Убугунов В.Л., Убугунова В.И., Хадбаатар С., Цыремпилов Э.Г. Обезлесение – одна из важнейших экологических проблем бассейна озера Байкал// Экосистемы: экология и динамика. 2017. №3. Т.1. С. 38-92.
13. Гурбанпур Ш. Б. Экологические проблемы Каспийского моря // Молодой ученый. 2010. №5. Т.1. С. 128-131. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/16/1471/ (дата обращения: 25.09.2018).
14. Давыдов Л.К., Дмитриева А.А., Конкина Н.Г. Общая гидрология Л.: Гидрометеоиздат, 1973. - 463 с. (Учебник для географических факультетов университетов).
15. Драбкова В.Г., Измайлова А.В. Изменение состояния вод крупнейших озер и водохранилищ России //География и природные ресурсы. 2014. №4. С. 22-29.
16. Зубанова С.Г. Экологические проблемы пресноводных озер [Электронный ресурс]. URL: https://info.wikireading.ru/252857 (дата обращения 07.09.2018).
17. Ибадулла А., Амербеков Е.У., Ибраев Т.Н., Дуйсенова С.С., Каримсаков К.Е., Ержигит А.П., Мырзахметова А.Ж. Экологические проблемы Каспийского моря и пути их решения [Электронный ресурс] URL: http://files.scienceforum.ru/pdf/2017/35347.pdf (дата обращения 25.09.2018).
18. Изучаем водоемы: как исследовать озера и пруды. Вологда: ВГПИ, издательство «Русь», 1994. — 148 с.
19. Каспий. Проблемы Каспия, решения проблем Каспия на современном этапе. [Электронный ресурс] URL: https://ecoteco.ru/library/magazine/zhurnal-111/ekologiya/kaspiy-problemy-kaspiya-resheniya-problem-kaspiya-na-sovremennom-etape (дата обращения 25.09.2018).
20. Кононов И.В. Конец восьмой в истекшие 5000 лет регрессии Аральского моря (анализ файла NASA со снимком Аральского моря) // ГПИМО. 2014. №1 (35). С. 108-114.
21. Летний семинар школы «Открытое Симорон Пространство» сила трёх миров путешествие в Явь, Навь и Правь. Байкал, 30 июля-12 августа 2006г. [Электронный ресурс] URL: http://simoron.ppole.ru/start/leto2006.html (дата обращения 24.09. 2018).
22. Махамат Ю. Али Природно-климатические и социально-экономические условия развития АПК Республики Чад // ИВД. 2012. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prirodno-klimaticheskie-i-sotsialno-ekonomicheskie-usloviya-razvitiya-apk-respubliki-chad (дата обращения: 04.09.2018).
23. Михайлова В.С., Вага Т.В. Изучение внутренних вод на уроках географии// Озера Евразии: проблемы и пути их решения. Материалы 1-й Международной конференции (11–15 сентября 2017 г.). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2017. 648 с., С. 98-103.
24. Озеро Виктория: за шаг от гибели. [Электронный ресурс]. URL: http://abc-24.info/ozero-viktoriya-za-shag-ot-gibeli/ (дата обращения 22.09.2018).
25. Поздняков Ш.Р., Румянцев В.А. Причины и пути разрешения острых социально-экологических проблем Ладожского озера// Озера Евразии: проблемы и пути их решения. Материалы 1-й Международной конференции (11–15 сентября 2017 г.). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2017. 648 с., С. 124-131.
26. Прозрачность байкальских вод. [Электронный ресурс] URL: http://fotokto.ru/photo/view/5643563.html (дата обращения 25.06.2018).
27. Редькина Е.Н. Изучение экологических проблем на уроках географии/ Е.Н. Редькина. [Электронный ресурс] URL: http://mucro.goruno-dubna.ru/wp-content/uploads/2017/11/Izuchenie-ekologicheskih-problem-na-urokah-geografii-.pdf (дата обращения 20.09.2018).
28. Ридигер О.Н. Проблемы школьного экологического воспитания// Биология. 2002. № 28. [Электронный ресурс]. URL: http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200202810.
29. Румянцев В.А., Драбкова В.Г., Измайлова А.В. Великие озера мира – СПб: Лема, 2012. – 370 с.
30. Румянцев В.А., Кудерский Л.А. Ладожское озеро: общая характеристика, экологическое состояние // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. №1. С. 171-182.
31. Румянцев В.А., Сорокин А.И., Маркова Е.Г. Байкал и Ладога - крупнейшие озера как непрерывно возобновляемые сокровища России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. №2. С. 216-221.
32. Саббатовская А. К. Международное сотрудничество и разработка комплекса мер по защите экосистемы Каспийского региона // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2010. №4.С. 30-37.
33. Сатункин И.В., Соболин Г.В., Хилько Л.Н., Прядкин А.А. Водообеспеченность территории России и стран СНГ // Известия ОГАУ. 2006. №10-1. С. 119-123.
34. Список крупнейших по площади озер [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8_%D0%BE%D0%B7%D1%91%D1%80 (дата обращения 12.09.2018).
35. Среди водных объектов выделяют реки, озера, пруды, водохранилища [Электронный ресурс]. URL: http://kz3.fatwords.org/safia/sredi-vodnih-obektov-videlyayut-reki-ozera-prudi-vodohranilish/main.html (дата обращения 22.09.2018).
36. Тайны Аральского моря. [Электронный ресурс] URL: http://facestyle24.ru/tajny-aralskogo-morya/ (дата обращения 24.09.2018).
37. Чеботарев А.И. Общая гидрология (воды суши) Учебное пособие. — 2-е изд. — Л.: Гидрометеоиздат, 1975. — 530 с.
38. Шигапов И.С. Особенности формирования и развития малых озер урбанизированных территорий (на примере города Казани): дис. на соиск. уч. степ. к.г.н. (25.00.36). М.: 2014. 170 с.
39. Шимановский А. Системы великих озер. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/29515315-Glava-4-sistemy-velikih-ozer.html (дата обращения 21.09.2018).
40. Шубаев Л.П. Воды суши [Текст]. М.: Высшая школа, 1961. — 160 с.
41. Эдельштейн К. К. Гидрология материков. М.: ИЦ «Академия», 2005. 304 с
42. Экологические проблемы Каспийского моря [Электронный ресурс] URL: https://ecoportal.info/ekologicheskie-problemy-kaspijskogo-morya/ (дата обращения 25.09.2018).
43. Экология Байкала: проблемы загрязнения большого озера [Электронный ресурс]. URL: https://ruslo.info/ekologiia/ekologiia-baikala-problemy-zagryazneniya/ (дата обращения 10.09.2018).
44. Aral Sea 'one of the planet's worst environmental disasters' [Электронный ресурс] URL: https://www.telegraph.co.uk/news/earth/earthnews/7554679/Aral-Sea-one-of-the-planets-worst-environmental-disasters.html (дата обращения 25.09.2018).
45. Bomford A. Slow death of Africa's Lake Chad [Электронный ресурс]. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/4906692.stm (дата обращения 230.09.2018).
46. Kimaryo, Lydia A. Integrating environmental education in primary school education in Tanzania: teachers’ perceptions and teaching practices / Lydia A. Kimaryo. – Åbo : Åbo Akademi University Press, 2011. Diss.: Åbo Akademi University. P. 227. [Электронный ресурс]. URL: http://www.doria.fi/bitstream/handle/10024/67481/kimaryo_lydia.pdf.
47. Pope C.T. Vanishing Lake Chad — A Water Crisis in Central Africa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.circleofblue.org/2008/world/vanishing-lake-chad-a-water-crisis-in-central-africa/ (дата обращения 23.09.2018).

Вопрос-ответ:

Какие озера являются крупнейшими в мире?

В мире есть несколько крупных озер, которые выделяются своими размерами. Некоторыми из них являются озеро Байкал в России, Аральское море в Казахстане и Узбекистане, озеро Чад в Центральной Африке, озеро Виктория в Восточной Африке, Ладожское озеро в России и Финляндии, и Каспийское море, расположенное между Россией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном.

Какое влияние экономико-географического положения имеют крупнейшие озера на состояние их экосистемы?

Экономико-географическое положение крупнейших озер имеет значительное влияние на состояние их экосистемы. Например, озеро Байкал находится на восточном побережье Сибири и является крупнейшим и самым глубоким пресноводным озером в мире. Его экосистема подвергается воздействию промышленных и сельскохозяйственных загрязнений, а также изменений климата. Аральское море, расположенное в центральной Азии, стало жертвой экономической деятельности, в результате чего оно значительно уменьшилось в размерах и стало соленым. Это лишь некоторые примеры, которые демонстрируют важность изучения и охраны экосистем крупных озер.

Какие проблемы связаны с озером Байкал?

Озеро Байкал, расположенное в России, стало объектом внимания из-за ряда экологических проблем. Одной из основных проблем является загрязнение озера из-за промышленных и сельскохозяйственных деятельностей в округе. Это влечет за собой ухудшение качества воды и гибель многих видов рыб и других организмов, которые живут в озере. Также озеро Байкал подвержено изменениям климата, что может влиять на его экосистему. В связи с этим, проводятся мероприятия по очистке и охране озера, а также научные исследования для изучения его экологического состояния.

Какие крупнейшие озера в мире изучаются в школе?

В школе изучаются такие крупнейшие озера мира, как Байкал, Аральское море, Чад, Виктория, Ладожское озеро и Каспийское море.

Какое влияние имеет экономико-географическое положение крупнейших озер на состояние их экосистем?

Экономико-географическое положение крупнейших озер имеет значительное влияние на состояние их экосистем. Например, в случае озера Байкал, близость к индустриальным центрам и транспортным магистралям создает угрозу загрязнения его воды и нарушения природного баланса.

Какие экологические проблемы существуют у крупнейших озер мира?

У крупнейших озер мира существует ряд экологических проблем. Например, озеро Байкал страдает от загрязнения и уменьшения уровня воды, Аральское море подверглось серьезному экологическому кризису из-за ирригационных проектов, а Чад и Виктория также испытывают проблемы из-за загрязнения и неуправляемого рыболовства.

Чем изучение экологических проблем крупнейших озер мира полезно для школьников?

Изучение экологических проблем крупнейших озер мира позволяет школьникам понять, как важно сохранять природу и беречь окружающую среду. Это также помогает им осознать влияние человека на экосистемы и природные ресурсы, а также научиться искать пути решения экологических проблем.

Какими путями можно решить экологические проблемы крупнейших озер мира?

Для решения экологических проблем крупнейших озер мира можно применять различные подходы. Например, необходимо контролировать загрязнение воды и воздуха, разрабатывать схемы устойчивого использования природных ресурсов, проводить регулярные мониторинговые исследования и принимать меры по охране природных территорий.

Какие проблемы возникают из-за экологического положения крупнейших озер мира?

Из-за экологического положения крупнейших озер мира возникают различные проблемы, такие как загрязнение воды, сокращение рыбных запасов, уничтожение экосистем, изменение климата и деградация береговой зоны.

Какие крупнейшие озера мира страдают от экологических проблем и как они решаются?

Одним из примеров крупнейших озер мира, страдающих от экологических проблем, является озеро Байкал. Для решения этих проблем проводятся мероприятия по очистке воды, контролю загрязнения, регулированию рыболовства и сохранению береговой зоны.

Что происходит с озером Аральское море?

Озеро Аральское море страдает от серьезных экологических проблем, таких как высыхание и сокращение площади озера, что приводит к уничтожению экосистемы, ухудшению качества воды и появлению пылевых бурь. Для решения этих проблем проводятся международные проекты по восстановлению водообеспечения и охране природы.

Какие проблемы с экологией связаны с озером Чад и озером Виктория?

Озеро Чад и озеро Виктория страдают от проблем, связанных с ухудшением качества воды и уничтожением экосистемы. Эти проблемы возникают из-за загрязнения воды, перегрузки водных ресурсов, а также из-за сокращения рыбных запасов. Для их решения проводятся работы по очистке воды, контролю рыболовства и сохранению биоразнообразия.