ММ Сперанский о власти у правлении
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 0 + 0 источников
- Добавлена 03.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Краткая биография Сперанского до опалы 3
Глава 2. Направления мысли Сперанского 6
2.1 «Патриархальная теория» или «теория договора». 6
2.2. Записка «О коренных законах государства» 9
2.3 Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России 13
Заключение 21
Основной принцип предлагавшейся Сперанским политической реформы состоял в строгом разделении компетенции верховной власти на законодательную и исполнительную: «Государственным установлениям, без связи и порядка ныне существующим, дабы дать некоторое между собою отношение, должно, во-первых, разделить предметы их на два главные рода: к одному отнести все то, что касается до части законодательной, к другому - все, что принадлежит к власти исполнительной». Сперанский подчеркивает их зависимый от самодержавной власти характер: «обе власти сии, соединяясь в лице государя, не иначе как его волею действовать могут, а потому места, для каждой из них установляемые, в разуме настоящей государственной конституции не сами собою, но силоюсамодержавною существовать могут» . Соответственно, все то, что относится к постановлению, усовершенствованию и охране государственного закона будет входить в первое «сословие», а все то, что относится к постановлению временных учреждений и исполнению уже существующих законов, будет входить во второе сословие. Первое сословие получает у Сперанского наименование Сената законодательного, второе - Сената исполнительного (по факту – министерства). Почему Сперанский настаивает на именовании министерства Сенатом исполнительным? Во-первых, необходимость общего соображения дел, превышающих власть отдельного министра. В частности, к поводам соединенного действия министров Сперанский относит. Во-вторых, соединенное действие министров в сфере управления способно сообщить больший авторитет принимаемым им мерамВ окончательном варианте проекта Сенат исполнительного разделяется Сперанским на два отделения: первое - Сенат управляющий и второе - Сенат судный.Что касается Законодательного Сената, он формируется из сенаторов по назначениюгосударя и заседает два дня в неделю. Важнейший принцип, предлагаемый Сперанским, сейчас бы назвали невозможностью совмещения депутатского мандата с какой-либо должностью в правительстве: член Законодательного Сената не мог быть членом Исполнительного.Функции Законодательного Сената: Во-первых, разработка проектов новых законов. Притом, начинается новый закон с неизвестного Исполнительному Сенату случая, который он не может разрешить на основании действующих законов, а утверждается самодержцем.Во-вторых, к функциям законодательного сената относится усовершенствование действующего законодательства, для чего формируется комиссия о составе уложения, которая состоит из возглавляющего ее сенатора и четырех юрисконсультов. Через представление Сената судного Законодательный Сенат также осуществляет толкование законов.В-третьих, к ведомству данного учреждения относится то, что на данный момент входит в ведение Конституционного суда: проверка законов на соответствие «коренным законам» или Конституции, а также (уже отдельно) проверка деятельности министров. Таким образом, Сенат законодательный рассматривает и выносит решения: 1) по делам, поступающим, из Сената судного, касающимся пробелов в законодательстве либо его неясности; 2) по делам комиссии о составе уложения – кодификация; 3) о всех мерах Сената управляющего;4) по жалобам на министров, от государя в Сенат поступающих;5) по ежегодным отчетам министров. Сперанский подчеркивает отсутствие какого-либо политического значения законодательного Сената: он «не есть корпус внешний политический, но отделение государева кабинета, в коем он всегда почитается присутствующим». Отсутствие политического значения данного учреждения гарантируется тем, что «никакого внешнего акта сенат законодательный издать не может» . Само же издание актов находится в ведении исполнительного СенатаРассматривая Сенат исполнительный Отделение управления Сената исполнительного формируется исключительно из министров. Он так же, как и Сенат законодательный заседает два дня в неделю. Главной его функцией, по мысли Сперанского, должно было стать коллегиальное контролирование текущей деятельности министров.Кроме того, в его функции входило все, что традиционно входит в функции правительства: издание указов, определение чиновников, производство в чины, хранение всех государственных архивов.Таким образом, Сенат управляющий рассматривает поступающие от министров все новые постановления «на рассуждение», обнародует решения судного сената и исполняет все указы императора.Сенат исполнительный, должен иметь, в представлении Сперанского, два рода ответственности - перед законодательным сенатом и государем. Кроме того, Сперанский полагал, что данной системе управления дополнительной возможностью ответственности министров может быть открытость их деятельности: «чтобы все его деяния были публикованы». Эта ответственность носила бы не юридический или дисциплинарный характер, но была бы ответственностью перед общественным мнением, что четко отражает дух эпохи.Необходимо сказать и про судебное отделение исполнительного Сената – Сперанский выделяет принцип независимости судебной власти, в данном случае, в отличие от законодательной и исполнительной, и от императора тоже. Исключительное осуществление верховной судебной власти Сенатом Сперанский рассматривает как основную составляющую правильной монархии, построить которую он и стремится. Ключевой момент также состоит в том, что Сперанский настаивает на том, что преобразование всех частей управления должно происходить одновременно согласно начертанному им плану, так как только тогда, во всей своей совокупности, преобразования будут полезны. В ином же случае – принесут лишь вред.Таким образом, предложенная программа изменений, сформулированная Сперанским, в основном была направлена не на введение новых учреждений в административную систему, а нареформирование действующей системы, прежде всего Сената. Достоинством своего плана Сперанский считал то, что этот план не ущемляет абсолютизма «самодержца» - ни законодательный, ни исполнительный Сенат не имеют силы, преобладающей над императорской властью.Государственный строй, который мог быть установлен в результате данной реформы, Сперанский рассматривал как первый шаг на пути превращения России из монархии самодержавной в «идеальную» монархию, развитие страны в соответствии с европейскими державами.При этом, Сперанский прекрасно осознает, что монархия в его проекте не «правильная», а лишь видимая, в то же время, формирования правильной же можно добиться только через просвещение и освобождения народа. При переходе к этой «идеальной системе» необходимо будет только изменить порядок формирования законодательного Сената, вопрос лишь в том, каким образом он видел это изменение: описанным в пути формирования «высшего класса» или же выборным путем. Однако безотносительно к дальнейшим перспективам данного плана преобразований Сперанский полагает, что благодаря этому плану систематизируется и значительно усовершенствуется сама работа органов власти и управления страной.Таким образом, мы видим, что свои идеи, значительно более обширно проявляющиеся в относительно «негласных» документах, лишь частично нашли свое отражение в проекте текущем, злободневном, что довольно логично, однако даже этот либерально-«куцый» проект значительно более демократичен, чем можно себе представить, оглядывая общим взором положение России начала XIX века – разделение властей (пусть и при сохранении «деспотичной» монархии»), независимость суда, появления ответственности министров – все это характеризует Сперанского как, на наш взгляд применимо данное описание – «практика от просвещения», либерального деятеля, четко понимающего как базовые конституционные принципы, так и реалии, в которых он пытается их создать. ЗаключениеЧто необходимо в первую очередь сказать в заключение. Тема политической мысли Сперанского невероятно обширна и, вероятно, в данной работе нам удалось раскрыть лишь небольшую толику его рассуждений. В то же время, мы постарались ответить на поставленные в начале работы вопросы и выявили, что первичные идеи Сперанский приобрел благодаря своему происхождению из духовного сословия и обучению в семинариях, позже перейдя на гражданскую службу и параллельно освоив труды просветителей. Возможно, именно совмещение духовного образования и более «гражданских» по своей сути работ Монтескье, Руссо и пр. привело к формированию в сознании Сперанского особой патриархальной теории, имеющей в своей основе многие постулаты теории договора, в то же время, постулирующей неправильность подхода к союзу народа через само понятие договора.И, наконец, рассмотрев Записку о коренных законах и Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России, мы выяснили, что большая часть идей Сперанского состояла в устройстве государства по принципу конституционной монархии, с условием разделения властей, выделением исполнительной, законодательной и судебной власти, при крайне своеобразном пути формирования законодательной власти, и плавного перехода государства от «деспотии» к «правильной монархии».Личность Сперанского оставила неизгладимый след на политическом сознании будущих русских мыслителей и реформаторов, и недаром его трудами руководствовались многие тогда, и многие сейчас. Список литературыСперанский М. М. Проекты и записки / Под ред. С. Н. Валка. М., 1961Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского. - М.: Молодая гвардия, 1991Томсинов В.А. Сперанский М.М., серия: ЖЗЛ - М.: Молодая гвардия, 2006 г.Трофимов Ю. П. М. М. Сперанский об общественном договоре // Идея государственности в истории политической мысли России: Сб. Ст. Барнаул, 1996Сперанский М.М. Четыре «беседы» с наследником престола // Правоведение. 1997. №4. Общая теория государства и права. В 3-х т. / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко - 4-e изд.М.:Юрайт, 2014
1. Сперанский М. М. Проекты и записки / Под ред. С. Н. Валка. М., 1961
2. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского. - М.: Молодая гвардия, 1991
3. Томсинов В.А. Сперанский М.М., серия: ЖЗЛ - М.: Молодая гвардия, 2006 г.
4. Трофимов Ю. П. М. М. Сперанский об общественном договоре // Идея государственности в истории политической мысли России: Сб. Ст. Барнаул, 1996
5. Сперанский М.М. Четыре «беседы» с наследником престола // Правоведение. 1997. №4.
6. Общая теория государства и права. В 3-х т. / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко - 4-e изд. М.:Юрайт, 2014
Вопрос-ответ:
Какие идеи выделяются в направлениях мысли Сперанского?
В направлениях мысли Сперанского выделяются две основные идеи: патриархальная теория или теория договора, идея о необходимости разделения верховной власти на законодательную и исполнительную.
Чем отличается патриархальная теория от теории договора?
Патриархальная теория предполагает, что власть в государстве проистекает от Бога и передается путем наследования. Теория договора же утверждает, что власть основывается на договоре между правителями и народом.
О чем говорит записка Сперанского "О коренных законах государства"?
Записка "О коренных законах государства" говорит о необходимости установления четкой системы правовых норм и укрепления государственной власти в России. Сперанский предлагает внести изменения в основной закон страны, чтобы обеспечить более справедливое и эффективное управление.
Что предлагает Сперанский в записке "Об устройстве судебных и правительственных учреждений в России"?
В записке "Об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" Сперанский предлагает провести реформы в системе судопроизводства и государственного управления. Он призывает к созданию независимых судов и прозрачности в деятельности государственных учреждений.
В чем состоял основной принцип политической реформы, предлагаемой Сперанским?
Основной принцип политической реформы, предлагаемой Сперанским, состоял в строгом разделении компетенции верховной власти на законодательную и исполнительную. Он считал, что это способствует более эффективному управлению и защите прав граждан.
Какой была краткая биография Сперанского до опалы?
Сперанский родился в 1772 году в городе Тобольске в семье представителей мещанского сословия. В 1783 году поступил в Петербургскую академию наук и успешно окончил ее в 1791 году. После окончания академии Сперанский был приглашен на государственную службу, где занимал различные должности, в том числе министра юстиции. Однако, после падения Наполеона в 1814 году, Сперанский попал в политическую опалу и был вынужден уйти в отставку.
Какие направления мысли выделяются в работах Сперанского?
Сперанский представил несколько направлений мысли в своих работах. Одним из них была патриархальная теория, согласно которой власть передается по наследству и является божественной. Другим направлением была теория договора, согласно которой власть основывается на соглашении между правителями и подданными. Также, Сперанский высказывал свои мысли по поводу устройства судебных и правительственных учреждений в России.
В чем заключается основной принцип политической реформы, предлагаемой Сперанским?
Основной принцип предлагаемой Сперанским политической реформы заключается в строгом разделении компетенции верховной власти на законодательную и исполнительную. Сперанский считал, что такое разделение позволит избежать произвола и коррупции, а также обеспечить более эффективное управление государством.
Какие работы Сперанского рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются следующие работы Сперанского: "Записка О коренных законах государства", "Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России".
Какие должности занимал Сперанский на государственной службе?
Сперанский занимал различные должности на государственной службе, в том числе министра юстиции.