Крещение Руси – свободный выбор Православия русским народом
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 07.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Крещение Руси как поворотный момент русской истории 5
Заключение 15
Список использованной литературы 17
На современном этапе развития взаимоотношений Церкви и государственной власти наблюдается проявление одновременно двух тенденций, которые можно определить как тенденцию к кооперационной модели и тенденцию к сепарационной модели. С одной стороны, в последние десятилетия наблюдается повышение роли Церкви в общественной жизни России. Помимо обычной канонической деятельности, Церковь также совершает практики, прежде запрещенные в СССР. Так, в обиход входят освящение церковным клиром светских объектов духовного и материального мира, организация института капелланов в Вооруженных Силах РФ, создание богословских отделений в светских университетах, функционирование церковных СМИ, проведение церковных церемоний и шествий, рост строительства культовых зданий и сооружений при поддержке государства и т. д. В 2017 г. губернатором г. Санкт-Петербурга была анонсирована передача РПЦ Исаакиевского собора, несмотря на то, что он с момента своей постройки не принадлежал Церкви, оставаясь во владении государства и то, что в 2015 г. РПЦ уже получала отказ от властей города в вопросе передачи собора по экономическим соображениям. Принятое положительное решение можно расценивать как шаг государственной власти по оформлению новых партнерских отношений Церкви и государства.На фоне политической борьбы, которая происходит в современном обществе, Церковь призывает к сотрудничеству людей и миру между ними. Церковь допускает возможность разных политических убеждений среди ее клира, епископата и мирян, кроме тех, которые откровенно ведут к действиям, которые противоречат христианским нормам и православному учению. Черты сепарационной модели в России носят переходный характер. Максимальное отдаление, совместно с подчеркнутой политикой невмешательства государственных и церковных властей по отношению друг другу, продиктовано необходимостью определиться со своим текущим статусом и положением, исходя из которых будут строиться последующие взаимоотношения. При этом можно утверждать, что сепарационные черты свойственны скорее отношению государства к Церкви, чем наоборот. В начале XXI в. Церковь объявила о духовной модернизации (вместе с курсом власти на модернизацию светскую), цель которой в преодолении социальной несправедливости, поиск собственных национальных основ, чья суть заключена в уважении ценностей земного мира и использовании их на пользу общества. ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена роль христианства в Древнерусском государстве.Исследователи в целом разделяют мнение об исключительной роли христианства в развитии русской национальной, духовной и политико-правовой культуры, однако полагают, что этот шаг способствовал изоляции Руси от Запада. Принятие восточного христианства определило специфику развития государственности и идеологии Киевской Руси. Сложились социальные, политические и культурные институты, схожие с византийскими: авторитарная государственная власть; использование религии как метода поучения человека. Восточное христианство оказало влияние на оформление восприятия властных отношений, которое основывалось на двух принципах. Согласно первому, источником власти является божественная воля, согласно второму – государь не может быть избран народом, а только дан свыше, что подрывало возможность укоренения демократических принципов в национальном самосознании. Также власть на Руси взяла на себя выполнение социальных функций, тогда как в Европе эти обязанности находились в ведении Церкви. С принятием христианства связано утверждение особой исторической миссии России, что впоследствии было закреплено в концепции «Москва – третий Рим». Монастыри и храмы после принятия христианства становятся центрами культуры, при них учреждаются школы и библиотеки. Непосредственно с принятием христианства связывают появление литературы и оформление славянской письменности. С появлением христианства начинается строительство храмов. С принятием православия изменилось мировоззрение и система ценностей, сформировались новые этические нормы, был упорядочен институт семейно-брачных отношений.Православие вместило в себя русскую национальную идею, которая обеспечила глубокое внутреннее единство русского народа, безотносительно социальной принадлежности и финансовой состоятельности. Устойчивость русской национальной идеи придавало и внутреннее единство государственной власти и религии.Согласно рассмотренным воззрениям Н. С. Трубецкого, характер православного сознания русского человека складывается в рамках национальной идеи. Так, именно православное вероисповедание, а не этнические признаки, определяли принадлежность к русскому народу. В рамках православного сознания, другие конфессии не воспринимались враждебно, если они не имели в своей основе Ветхий Завет, как, например, мусульманство. Однако религиозные доктрины, основанные на ветхозаветных преданиях, воспринимались как ересь.Православие в рамках русской национальной идеи тесным образом переплеталось с понятием государственной власти, которая наделялась божественным происхождением. Так, царь являлся одновременно и представителем нации перед Богом и искупителем её грехов, поэтому царствование приравнивалось к нравственному подвигу. На современном этапе совместная модернизация сообщает новой модели взаимоотношений государственной власти и Церкви черты современной «византийской симфонии». Демонстрация совместных действий и взаимного уважения государственных и церковных властей способствует повышению уровня доверия к этим институтам со стороны общества. Несмотря на различную природу церковной и государственной властей, важно понимание того, что в конечном итоге их общей целью является благо. Естественно, невозможно в современных условиях повторить симфонию властей, которая, до некоторой степени, была порождением своего времени, однако принцип равновесности может и должен быть достижим в наши дни. Таким образом, значение христианства в Древнерусском государстве можно оценивать не только как поворотный момент в истории Руси, затронувший все стороны жизни общества, но и как выбор определенной модели его развития. Более того, выбор православия лег в основу русской национальной идеи, на основе которой в дальнейшем развивалось особый способ мировидения. Неслучайно, князь Владимир, отказавшись от язычества и обратившись к христианству, искал, в первую очередь, надежный способ сплотить разрозненный прежде народ. Также необходимо обратить внимание, что в масштабах истории, принятие русским народом христианства произошло практически единовременно и единодушно, несмотря на сохранение отдельных языческих традиций преимущественно в сельских областях. Такой в целом мирный переход к новой вере свидетельствует о глубинном внутреннем родстве духовных оснований православия и русских национальных традиций. Выбор русским народом православия определил вектор его дальнейшего духовного развития, который сохранялся в явной или скрытой (в неспокойные времена) формах, направляя и определяя путь русской национальной культуры.Список использованной литературыАлексеев А. В. Исторический аспект церковно-государственных взаимоотношений в России / А.В. Алексеев // Власть. – 2012. - № 9. – С. 140-143.Антология мировой философии : в 8 т., т. 1., ч. 2. – Москва : Наука, 1960. – 935 с.Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? / А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. – Москва : Новое издательство, 2005. – 708 с.Гумилев Л. Н. От Руси до России / Л.Н. Гумилев – Москва : АСТ, 2003. – 336 с.Исакиевский собор накануне перемен [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал. – 2017. - № 1 (319). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4871&level1=main&level2=articles (Дата доступа: 05.10.2018).Карташев А. В. Очерки по Истории Русской Церкви / А.В. Карташев. – Москва : Изд-во Сретенского ставропигиального мужского монастыря, 2009. – 704 с.Катин В. И. Взаимоотношения Церкви и российского государства: статус-кво и перспективы / В.И. Катин // Теория и практика общественного развития. – 2013. - № 1. – С. 277-282.Кручинин С. В. Историческая судьба России: возвращение к истокам православия / С.В. Кручинин // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - № 6. – С. 290-294.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. – Москва : Художественная литература, 1997. – 376 с.Луговой В. Н. Особенности формирования религиозной ментальности средневековой Руси / В.Н. Луговой // Известия Тульского государственного университета. – 2008. - № 1. – С. 16-22.Петрушко В. И. Курс лекций по истории русской церкви [Электронный ресурс] / В.И. Петрушко URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/kurs-lektsij-po-istorii-russkoj-tserkvi/ (Дата обращения: 05.10.2018).Пивоваров Ю. С. Политическая культура и политическая система России: от принятия христианства до петровских реформ / Ю.С. Пивоваров // Мир России. Социология. Этнология. – 1993. - № 1. – С. 184-212.Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. – № 1. – С. 1-18.Полищук В. И. История российского образования: традиции воспитания «нового человека» / В.И. Полищук // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. - № 3. – С. 65-67.Тальберг Н. Д. История Русской Церкви / Н.Д. Тальберг – Москва : Изд-во Сретенского ставропигиального мужского монастыря, 2009. – 960 с.Трубецкой Н. С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока / Н.С. Трубецкой // Европа и Евразия. – Москва : Алгоритм, 2014. – С. 106-140.
1. Алексеев А. В. Исторический аспект церковно-государственных взаимоотношений в России / А.В. Алексеев // Власть. – 2012. - № 9. – С. 140-143.
2. Антология мировой философии : в 8 т., т. 1., ч. 2. – Москва : Наука, 1960. – 935 с.
3. Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? / А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. – Москва : Новое издательство, 2005. – 708 с.
4. Гумилев Л. Н. От Руси до России / Л.Н. Гумилев – Москва : АСТ, 2003. – 336 с.
5. Исакиевский собор накануне перемен [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал. – 2017. - № 1 (319). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4871&level1=main&level2=articles (Дата доступа: 05.10.2018).
6. Карташев А. В. Очерки по Истории Русской Церкви / А.В. Карташев. – Москва : Изд-во Сретенского ставропигиального мужского монастыря, 2009. – 704 с.
7. Катин В. И. Взаимоотношения Церкви и российского государства: статус-кво и перспективы / В.И. Катин // Теория и практика общественного развития. – 2013. - № 1. – С. 277-282.
8. Кручинин С. В. Историческая судьба России: возвращение к истокам православия / С.В. Кручинин // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - № 6. – С. 290-294.
9. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. – Москва : Художественная литература, 1997. – 376 с.
10. Луговой В. Н. Особенности формирования религиозной ментальности средневековой Руси / В.Н. Луговой // Известия Тульского государственного университета. – 2008. - № 1. – С. 16-22.
11. Петрушко В. И. Курс лекций по истории русской церкви [Электронный ресурс] / В.И. Петрушко URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/kurs-lektsij-po-istorii-russkoj-tserkvi/ (Дата обращения: 05.10.2018).
12. Пивоваров Ю. С. Политическая культура и политическая система России: от принятия христианства до петровских реформ / Ю.С. Пивоваров // Мир России. Социология. Этнология. – 1993. - № 1. – С. 184-212.
13. Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. – № 1. – С. 1-18.
14. Полищук В. И. История российского образования: традиции воспитания «нового человека» / В.И. Полищук // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. - № 3. – С. 65-67.
15. Тальберг Н. Д. История Русской Церкви / Н.Д. Тальберг – Москва : Изд-во Сретенского ставропигиального мужского монастыря, 2009. – 960 с.
16. Трубецкой Н. С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока / Н.С. Трубецкой // Европа и Евразия. – Москва : Алгоритм, 2014. – С. 106-140.
Вопрос-ответ:
Как проходило Крещение Руси?
Крещение Руси проходило в 988 году по инициативе князя Владимира Святославича. Он признал христианство и принял крещение вместе со своими военачальниками и приближенными. После этого крещения крещеные князем Владимиром пошли в реку и приняли крещение. Это событие считается одним из ключевых в истории Руси и привело к постепенному распространению христианства на всей территории страны.
Каким образом Крещение Руси повлияло на историю русского народа?
Крещение Руси стало поворотным моментом в истории русского народа. После крещения Русь приняла христианство и стала входить в европейскую цивилизацию. Это способствовало появлению и развитию письменности, образования, культуры и искусства в России. Крещение Руси также помогло сформировать русскую национальную идентичность и укрепить единство народа.
Какие тенденции взаимоотношений Церкви и государственной власти наблюдаются на современном этапе развития?
На современном этапе развития взаимоотношений Церкви и государственной власти наблюдается проявление двух тенденций. С одной стороны, роль Церкви в общественной жизни России повышается. Она активно участвует в решении социальных и моральных проблем, проводит благотворительные акции, оказывает влияние на общественное мнение. С другой стороны, наблюдается стремление к разделению Церкви и государства. Это проявляется в сокращении государственной поддержки религиозных организаций и в установлении секулярного характера государства.
Какова роль Церкви в общественной жизни России?
Церковь играет важную роль в общественной жизни России. Она проводит духовно-нравственное воспитание, предоставляет помощь и поддержку нуждающимся, оказывает влияние на общественное мнение. Церковь также активно участвует в решении социальных проблем, проводит благотворительные акции, ведет социальную работу. Ее деятельность направлена на создание духовного и нравственного центра в обществе и воспитание верующих людей.
Какое значение имело Крещение Руси для русского народа?
Крещение Руси было поворотным моментом русской истории. Оно означало принятие православия как основной религии и культуры русского народа. Крещение Руси стало символом формирования русской национальной идентичности и укрепления государственности.
Какие тенденции можно выделить в отношениях Церкви и государства в современной России?
На современном этапе развития взаимоотношений Церкви и государственной власти наблюдается проявление двух тенденций. С одной стороны, повышается роль Церкви в общественной жизни России. С другой стороны, наблюдается стремление Церкви сохранить свою независимость от государства.
Какова роль Церкви в современной России?
В последние десятилетия Церковь играет все более важную роль в общественной жизни России. Она активно участвует в решении социальных, моральных и культурных вопросов. Церковь также имеет значительное влияние на политические процессы в стране.
Каким образом Церковь и государство сотрудничают в современной России?
Церковь и государство сотрудничают в различных сферах, включая религиозную пропаганду, образование, благотворительность, патриотическое воспитание и сохранение культурного наследия. Они также поддерживают диалог по вопросам общественной морали и этики.
Какие преимущества и недостатки кооперационной и сепарационной моделей отношений между Церковью и государством?
Кооперационная модель отношений между Церковью и государством может способствовать укреплению моральных ценностей, воспитанию патриотизма и поддержанию стабильности в обществе. Однако она может приводить к ущемлению свободы вероисповедания и независимости Церкви. Сепарационная модель, с другой стороны, обеспечивает независимость Церкви, но может привести к утрате ее влияния на общество и потере моральных ориентиров.
Почему крещение Руси было свободным выбором Православия русским народом?
Крещение Руси было свободным выбором Православия русским народом, потому что князь Владимир, принимая решение о крещении, провел собственный выбор после изучения различных религий. Он отправил послов в разные страны, чтобы изучить вероисповедания, и в результате выбрал Православие, считая его наиболее подходящим для русского народа. После этого крещения на Руси Православие стало государственной религией, но каждый индивидуально мог принять ее или остаться при своей вере.