Анализ конкурентоспособности продукции

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономический анализ
  • 42 42 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 30.11.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и методические положения анлаиза конкурентоспособности продукции 5
1.1. Сущность конкурентоспособности продукции, характеристика факторов ее определяющих 5
1.2. Методы анализа конкурентоспособности продукции 8
Глава 2 Анализ конкурентоспособности продукции на примере ПАО МТС 13
2.1 Общая организационно- экономическая характерситика ПАО МТС 13
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности продукции ПАО МТС 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Фрагмент для ознакомления

/ месяцБезлимитный интернетЗвонки на все сетиБезлимитный интернетНастраиваемый пакет минут на все сети РоссииДома и в поездках по РоссииМой SmartОт 200 руб./ месяцНастраивай тариф по-своему!от 20 до 30 ГБот 500 до 1200 мин на все сетиплати за то, что выбрал самНаш Smart600 руб./ месяцИспользуйте самостоятельно или делитесь со своей семьей20 ГБ1200 мин на все сети1200 SMSделитесь с 5-ю дополнительными номерамиДомашний интернет и ТВДомашний интернет + Интерактивное ТВ + Мобильная связь800 руб./ месяцИнтернетСкорость доступа: 100 МбитСкорость доступа ночью: 100 МбитОборудование:Роутеры: Wi-Fi роутер МТС , цена аренды: 10 руб./мес., цена покупки: 1500 руб.Телевидение142 канала (28 HD и 4 UHD)Оборудование:ТВ-декодеры: Гибридная приставка Huawei DC300a , цена аренды: 0 руб./мес., цена покупки: 6500 руб.Тариф «Домашний интернет + Цифровое ТВ + Мобильная связь»600 руб./ месяцИнтернетСкорость доступа: 50 МбитСкорость доступа ночью: 50 МбитОборудование:Роутеры: Wi-Fi роутер МТС , цена аренды: 10 руб./мес., цена покупки: 1500 руб.Телевидение142 канала (28 HD и 4 UHD)Оборудование:ТВ-декодеры: HD-приставка EKT DCD2304/DCD4404 , цена аренды: 0 руб./мес., цена покупки: 2900 руб.ТВ-декодеры: ТВ-модуль CAM , цена аренды: 0 руб./мес., цена покупки: 1300 руб.Успешное осуществление управления качеством на этапе предоставления услуги создает значительные возможности для:- улучшения исполнения услуги и удовлетворения требований заказчика;- повышения производительности, эффективности и сокращения затрат;- расширения рынка.У потребителей вырабатываются ожидания услуги, основанные на прошлом опыте, на цене, которую они платили, и на других факторах. Здесь можно столкнуться с проблемой соотношения ожиданий и результата, так как каждый положительный опыт создает ожидание еще лучшего обслуживания в будущем. Требования к качеству услуги возрастают. Следовательно, шансы приятно удивить и удовлетворить потребителя снижаются по мере создания таких ожиданий, а шансы неприятно удивить и разочаровать – возрастают [1, с. 128].При проведении исследования была выбрана наиболее подходящая методика оценки качества услуг и конкурентоспособности предприятия с учетом специфики деятельности и особенностей регионального рынка, на котором оно функционирует – метод оценки конкурентоспособности на основе мотивационного комплекса оценки товарных систем (МКОТС), так как он является комплексным и, кроме оценки конкурентоспособности, позволяет оценить:- значимость для потребителя отдельных факторов;- составляющие конкурентоспособности фирмы и внимание, которое необходимо уделить каждой из них;- «акценты» рекламной политики организации (сравнительный критерий);- степень удовлетворенности клиентов предприятием в целом;- составляющие, которые необходимо корректировать в фирме;- эффективность мероприятий по корректированию составляющих фирмы.Оценка конкурентоспособности предприятия с помощью данного метода представляет собой поэтапный алгоритм.На первом этапе производится определение факторов для оценки потребностей клиентов данной организации. Для ПАО «МТС» такими факторами являются: качество продукции (связи), финансовое положение организации, цены на предоставляемые услуги, качество обслуживания в офисах компании, квалификация персонала.На втором этапе производится составление опросного листа (на основе полученных факторов для оценки) и, непосредственно, экспертный опрос потенциальных клиентов.Система опроса для оценки факторов конкурентоспособности ПАО «МТС» включала в себя: определение значимости каждого из предлагаемых к оценке факторов (качество предоставляемых услуг связи, финансовое положение организации, цены на предоставляемые услуги, качество обслуживания в офисах компании, квалификация персонала); на сколько баллов оператор связи, который использует респондент, оказывает необходимые услуги; оценку стабильности партнерских отношений с выбранным оператором связи; соответствие цены за оказанную услугу, предполагаемому респондентом ценовому диапазону; оценку качества обслуживания в офисах компании; уровень профессиональной подготовки персонала.В конце 2017 года в офисах ПАО «МТС» было опрошено 30 респондентов после чего на третьем этапе была произведена оценка веса (значимости) факторов. Для этого найден вес каждого фактора по формуле (10) [4, с. 142]:Wij = Σ ПБ / (Бmax х R), (10)где Wij - значимость (вес) фактора;Σ ПБ - сумма всех поставленных баллов;Бmax - максимальный балл по фактору;R - общее число респондентов.После произведенных расчетов была определена значимость для клиентов отдельных факторов и затем они были проранжированы от более значимого фактора к менее значимому.                                                                  На четвертом этапе производится расчет удовлетворенности составляющими факторов по фирме в целом. Для этого найдем удовлетворенность для каждого фактора по формуле (11) [4, с. 142]:Uij = Σ ПБ / (Бmax х R),        (11)где Uij - удовлетворенность фактором;Σ ПБ - сумма всех поставленных баллов;Бmax - максимальный балл по фактору;R - общее число респондентов.Оценка удовлетворенности фирмой в целом характеризуется «критерием потребительской удовлетворенности» (КПУ), которая рассчитывается по формуле (12) [4, с. 142]:КПУ = Σ (Wij х Uij),   (12)где Uij - удовлетворенность фактором;Wij - значимость (вес) фактора.Представим рассчитанные показатели в табл.10.Таблица 11- Показатели оценки конкурентоспособности продукции и услуг ПАО МТСФакторWiUiКПУiКачество услуг связи0,820,720,5904Цены на услуги0,840,760,6384Качество обслуживания в офисах0,680,80,544Разнообразие тарифов0,570,840,4902Разнообразие дополнительных услуг0,470,850,3995Из данных таблицы 9 можно увидеть, что наибольшее значение для клиентов ПАО «МТС» имеют цены на предоставляемые услуги и качество этих услуг. А наиболее сильными сторонами ПАО «МТС» являются финансовое положение фирмы, качество обслуживания в офисах компании и квалификация персонала. Тем не менее, результаты расчетов указывают на необходимость развития остальных двух факторов: качество предоставляемых услуг связи и цены на услуги.КПУ имеет смысл анализировать только в сравнении с КПУ фирм-конкурентов, для определения рейтинга (позиции конкурентоспособности) по каждой фирме. Для этого было проведено исследование конкурентоспособности по методике МКОТС в ПАО «Билайн» и ПАО «Мегафон». В офисах этих кампаний было опрошено по 30 респондентов, используя тот же опросный лист.Результаты КПУ ПАО «Билайн» представлены в таблице 12.Таблица 12 - Показатели оценки конкурентоспособности продукции и услуг ПАО «Билайн»ФакторWiUiКПУiКачество услуг связи0,890,870,7743Цены на услуги0,880,780,6864Качество обслуживания в офисах0,430,830,3569Разнообразие тарифов0,670,720,4824Разнообразие дополнительных услуг0,510,830,4233Из сравнения показателей КПУ, полученных для ПАО «МТС» и ПАО «Билайн» (см. рис. 1), можно сделать вывод, что ПАО «МТС» имеет более высокие оценки по таким факторам, как финансовое положение организации, качество обслуживания в офисах компании и квалификация персонала, чем у ПАО «Билайн», однако уступает по качеству предоставляемых услуг связи и ценам на предоставляемые услуги.Но если сравнивать промежуточный показатель удовлетворенности фактором (Ui), то видно, что данные оценки практически по всем факторам, кроме «Финансовое положение организации», ниже, чем у конкурента, что говорит о необходимости проведения мероприятий по повышению данных характеристик в ПАО «МТС». Рисунок 2- Сравнение показателей КПУ ПАО «МТС» и ПАО «Билайн»Результаты КПУ ПАО «Мегафон» представлены в таблице 13.Таблица 13- Показатели оценки конкурентоспособности продукции и услуг ПАО «Мегафон»ФакторWiUiКПУiКачество услуг связи0,720,780,5616Цены на услуги0,810,840,6804Качество обслуживания в офисах0,60,830,498Разнообразие тарифов0,510,810,4131Разнообразие дополнительных услуг0,460,870,4002Из сравнения показателей КПУ, полученных для ПАО «МТС» и ПАО «Мегафон» (см. рис. 4), можно сделать вывод, что ПАО «МТС» имеет более высокие оценки потребителей, чем ПАО «Мегафон», по таким факторам как качество предоставляемых услуг связи, финансовое положение организации и качество обслуживания в офисах компании.Рисунок 3- Сравнение показателей КПУ ПАО «МТС» и ПАО «Мегафон»Но если сравнивать промежуточный показатель удовлетворенности фактором (Ui), то видно, что оценки по некоторым факторам ниже, чем у конкурента, что говорит о необходимости проведения мероприятий в ПАО «МТС» по повышению данных показателей.Данные по оценке конкурентоспособности, полученные методом МКОТС, могут быть представлены графически в виде векторов многоугольника конкурентоспособности. Накладывая многоугольники конкурентоспособности различных предприятий друг на друга, можно наглядно выявить сильные и слабые стороны одного предприятия по отношению к другому (рис. 5).Рисунок 4 - Многоугольник конкурентоспособности продукции и услуг ПАО МТС Результатом проведенной оценки конкурентоспособности на основе метода МКОТС, а также анализа деятельности предприятия стало выявление проблемных зон Публичного акционерного общества «Мобильные Телесистемы», таких как:- качество предоставляемых услуг связи;- цены на услуги;- разнообразие тарифов.ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременные качественные изменения в экономике свидетельствуют, что произошли существенные перемены в приоритетах факторов и условий производства, определяющих экономическое развитие.Для достижения поставленных целей современным предприятиям необходимо разработка и внедрение новых технологий, позволяющих, с одной стороны, повысить эффективность производства, конкурентоспособность, а с другой стороны, снизить издержки, связанные с затратами на сырье и материалы для производства продукции.В 2014-2016 гг. седьмой год подряд бренд ПАО «МТС» вошел в топ-100 самых дорогих брендов в мире в рейтинге BRANDZ™, опубликованном международным исследовательским агентством MillwardBrown, признан самым дорогим российским телекоммуникационным брендом, вошел в десятку крупнейших по стоимости мировых телекоммуникационных брендов.Таким образом, проведенный анализ показал, что в период становления рынка телекоммуникаций в России компания ПАО «МТС» занимала лидирующие позиции на рынке и опережала конкурентов по большинству параметров, но постепенно позиции компании стали ухудшаться.В ходе проведенного исследования было выявлено, что ПАО «МТС» располагает не достаточным количеством центров обслуживания. У ПАО «МТС» существуют проблемы с качеством услуг и зоной покрытия, особенно в отдаленных районах.Для удержания доли на рынке России телекоммуникационные компании прибегают к различным маркетинговым инструментам.ПАО «МТС» располагает сильные позиции на отечественном рынке и превосходит своих основных конкурентов. В задачи менеджмента в данной ситуации должно входить реализация мер по поддержанию конкурентоспособности. Основными конкурентными преимуществами ПАО «МТС» являются широкий ассортимент, оптимальная цена, высокое качество, своевременность отгрузки, высокое качество обслуживания. Для управления брендом через совершенствования организационной культуры ПАО «МТС» можно предложить следующие мероприятия:- повышение качества обслуживания клиентов ПАО «МТС».- обучение персонала ПАО «МТС».- проведение рекламной кампании ПАО «МТС».СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВеснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ООО «Издательство ЭЛИТ», 2014. – 560 с.Веханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент [текст]: учеб. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.: Экономистъ, 2012.-270 с. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учеб. М.: Экономиста, 2014. –143 с. Зуб А. Т., Локтионов М. В. Системный стратегический менеджмент. – 173 с.Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2011. – 320 с.Катькало В. С. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий. // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. № (4). 2014. С. 20-42.Коптев А.В. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе инновационных стратегий [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.02.06. -Екатеринбург, 2015. – 24 с.Корданская Н. Л. Управленческие решения: Учебник М.: ИНФРА-М.: 2011. – 124 c.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2013. – 207 с.Организационное поведение: от теории к практике / Дж. Гринберг, Р. Бэйрон. – М.: ООО «Вершина», 2014. – 912 с.Платонова, Н.А. Планирование деятельности предприятия / Н.А Платонова, Т.В. Харитонова. – М.: Дело и сервис, 2015. – 432 с.Петров А.Н. Стратегическое планирование: С-Пб.: «Знание», 2016. Экономика организации (предприятия) учебное пособие/ В.П.Грузинов, В.А. Кузьменко . Москва 2011.Экономика предприятия / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – 670 с.Экономика предприятия : учеб.для вузов / под ред. А. Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер. - СПб. [и др.] : Питер, 2012. - 461 с.Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 664 с.Экономический анализ. /Под ред. Войтоловского Н.В., М,: Высшее образование, 2013. - 513 с.Баринов, В. А. Развитие организации в конкурентной среде / В. А. Баринов, А. В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 1. С.10-15Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник для вузов / Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 736 с.Люкшинов, А. Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-дата, 2015. – 187 с.Мартынова, М. А. Конкурентоспособность российских предприятий / М. А. Мартынова. – М.: Научная Книга, 2015 г. – 126 с.Регламент ПАО МТС СТhttp://www.km.ru/referats/C500650D2E194D79894A327C17792B09[электронный ресурс]Официальный сайт МТС http://www.report2015.mts.ru/ru/governance.html [электронный ресурс] Официальный сайт МТС http://www.mts.ru [электронный ресурс]Янгилеев Д.П. Повышение конкурентоспособности организации путем совершенствования системы мотивации, 2017 год Солод О.В. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Мир красок», 2018 год Жилина Н.С. Инновационное развитие предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности, 2018 год Бондарчук Н., Чмышко Е., Лазарева О., Чмышко Е. Теория и практика оценки конкурентоспособности. Изд.: Агентство «пресса», 2013 год Быков В.А., Филосовова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. Изд.: Юнити – Дана, 2015 годСеменчук В.А. Пути и резервы повышения качества и конкурентоспособности продукции, 2018 год Шевченко М.В., Воронина А.В. Методики оценки конкурентоспособности различных субъектов: монография. Изд.: Московский университет им. С. Ю. Витте, 2015 годПриложения

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ООО «Издательство ЭЛИТ», 2014. – 560 с.
2. Веханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент [текст]: учеб. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.: Экономистъ, 2012.-270 с. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учеб. М.: Экономиста, 2014. –143 с.
3. Зуб А. Т., Локтионов М. В. Системный стратегический менеджмент. – 173 с.
4. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2011. – 320 с.
5. Катькало В. С. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основ¬ных идей и понятий. // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. № (4). 2014. С. 20-42.
6. Коптев А.В. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе инновационных стратегий [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.02.06. -Екатеринбург, 2015. – 24 с.
7. Корданская Н. Л. Управленческие решения: Учебник М.: ИНФРА-М.: 2011. – 124 c.
8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2013. – 207 с.
9. Организационное поведение: от теории к практике / Дж. Гринберг, Р. Бэйрон. – М.: ООО «Вершина», 2014. – 912 с.
10. Платонова, Н.А. Планирование деятельности предприятия / Н.А Платонова, Т.В. Харитонова. – М.: Дело и сервис, 2015. – 432 с.
11. Петров А.Н. Стратегическое планирование: С-Пб.: «Знание», 2016.
12. Экономика организации (предприятия) учебное пособие/ В.П.Грузинов, В.А. Кузьменко . Москва 2011.
13. Экономика предприятия / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – 670 с.
14. Экономика предприятия : учеб. для вузов / под ред. А. Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер. - СПб. [и др.] : Питер, 2012. - 461 с.
15. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 664 с.
16. Экономический анализ. /Под ред. Войтоловского Н.В., М,: Высшее образование, 2013. - 513 с.
17. Баринов, В. А. Развитие организации в конкурентной среде / В. А. Баринов, А. В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 1. С.10-15
18. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник для вузов / Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 736 с.
19. Люкшинов, А. Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-дата, 2015. – 187 с.
20. Мартынова, М. А. Конкурентоспособность российских предприятий / М. А. Мартынова. – М.: Научная Книга, 2015 г. – 126 с.
21. Регламент ПАО МТС СТ http://www.km.ru/referats/C500650D2E194D79894A327C17792B09 [электронный ресурс]
22. Официальный сайт МТС http://www.report2015.mts.ru/ru/governance.html [электронный ресурс]
23. Официальный сайт МТС http://www.mts.ru [электронный ресурс]
24. Янгилеев Д.П. Повышение конкурентоспособности организации путем совершенствования системы мотивации, 2017 год
25. Солод О.В. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Мир красок», 2018 год
26. Жилина Н.С. Инновационное развитие предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности, 2018 год
27. Бондарчук Н., Чмышко Е., Лазарева О., Чмышко Е. Теория и практика оценки конкурентоспособности. Изд.: Агентство «пресса», 2013 год
28. Быков В.А., Филосовова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. Изд.: Юнити – Дана, 2015 год
29. Семенчук В.А. Пути и резервы повышения качества и конкурентоспособности продукции, 2018 год
30. Шевченко М.В., Воронина А.В. Методики оценки конкурентоспособности различных субъектов: монография. Изд.: Московский университет им. С. Ю. Витте, 2015 год

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет конкурентоспособность продукции?

Конкурентоспособность продукции имеет огромное значение для предприятия, так как от нее зависит способность компании конкурировать на рынке и обеспечить себе устойчивую позицию. Высокая конкурентоспособность позволяет привлекать больше клиентов, увеличивать объемы продаж и получать высокую прибыль.

Какие факторы определяют конкурентоспособность продукции?

Конкурентоспособность продукции зависит от множества факторов, включая качество продукции, цену, технические характеристики, дизайн, удобство использования, степень инноваций, сроки поставки и многое другое. Все эти факторы влияют на восприятие потребителем и его готовность приобрести данный продукт.

Какие методы используются для анализа конкурентоспособности продукции?

Для анализа конкурентоспособности продукции применяются различные методы, включая сравнительный анализ с конкурентами, анализ рыночной доли, анализ ценовой политики, анализ качества продукции, анализ стратегий маркетинга и другие. Каждый из этих методов позволяет оценить разные аспекты конкурентоспособности и выявить сильные и слабые стороны продукции.

Какие особенности имеет ПАО МТС?

ПАО МТС — одно из крупнейших телекоммуникационных предприятий России. Оно предоставляет услуги связи на территории России и в нескольких странах ближнего зарубежья. Компания активно инвестирует в инновации и развитие сетей связи, что позволяет ей быть на передовой позиции в отрасли.

Каким образом проводится анализ и оценка конкурентоспособности продукции ПАО МТС?

Анализ и оценка конкурентоспособности продукции ПАО МТС проводится с помощью различных методов, таких как сравнительный анализ с конкурентами, анализ ценовой политики, анализ качества предоставляемых услуг, анализ отзывов клиентов и другие. Эти методы позволяют выявить преимущества и недостатки продукции компании и определить ее конкурентоспособность на рынке.

Что такое конкурентоспособность продукции?

Конкурентоспособность продукции - это способность товара или услуги выдерживать конкуренцию на рынке и обеспечивать удовлетворение потребностей клиентов в большей степени, чем аналогичные товары или услуги конкурентов.

Какие факторы определяют конкурентоспособность продукции?

Конкурентоспособность продукции определяется комплексом различных факторов, включая качество товара, цену, уровень обслуживания, инновационность, уникальность дизайна и бренда, эффективность производства и др.

Какие методы анализа используются для изучения конкурентоспособности продукции?

Для анализа конкурентоспособности продукции применяются различные методы, включая SWOT-анализ, анализ позиционирования на рынке, анализ конкурентов, анализ спроса и предложения, анализ стоимости и т.д.

Какие характеристики имеет ПАО МТС?

ПАО МТС - это крупная телекоммуникационная компания, предоставляющая услуги связи. Она имеет широкую сеть обслуживания, высокий уровень технологической оснащенности, разнообразные продукты и услуги, а также большую клиентскую базу.

Как проводится анализ и оценка конкурентоспособности продукции ПАО МТС?

Анализ и оценка конкурентоспособности продукции ПАО МТС проводится на основе изучения рынка связи, анализа конкурентов, измерения удовлетворенности клиентов, оценки инновационных решений, анализа качества и др.

Какие методы анализа используются для определения конкурентоспособности продукции?

В статье рассматриваются различные методы анализа конкурентоспособности продукции, такие как метод сравнительного анализа, метод экспертных оценок, метод маркетинговых исследований и другие.

Какие факторы определяют конкурентоспособность продукции?

Конкурентоспособность продукции определяется рядом факторов, таких как качество продукта, цена, бренд, уровень обслуживания, инновационность, эффективность производства и др.