Педагогические идеи Ильенкова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 32 32 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 16.11.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Философские основания педагогической концепции Э.В. Ильенкова. 5
Глава 2. Основные положения педагогической концепции Э.В. Ильенкова. 18
Заключение 29
Список литературы 31



Фрагмент для ознакомления

К концу года они применялидактильные слова заместоопределённых жестов. Первоначально воспитаннику предоставляют побуквенные названия предметов, феноменов и действий. После чего, в качестве его словарного запаса достигает несколько десятков слов, его обучают дактильному алфавиту. После заучивания дактильного алфавита, его обучают брайлевскому обозначению букв.В интернате поддерживался строгий режим дня, поскольку это самый важный фактор ориентировки воспитанника во времени. Если он спрашивал о том, когда будет обед, то ему перечисляли каждое действие из распорядка дня до обеда.Для ориентировки в пространстве поддерживали одинаковое расположение предметов вокруг детей, вещи каждый раз убирались на одинаковое место, чтобы их возможно было отыскать. Ребятаобучали ориентироваться, при ощупываниипредметов на пути палкой либо ногой.Программа обучения самым разным учебным предметам составлялась так, что в девять лет обучения входил объем знаний, по объему соответствующий начальным классам обычной школы. Программа подбиралась индивидуальным образомпри учете скорости обучения каждого учащегося.Воспитуемых учили говорить, для этого проводились специальные занятия, в которых они обучались механическим образом произносить самые разные звуки речи, повторяя за положением горловыхмышц и вибрацией педагога.Много внимания уделялось производственному труду, всех детейобучали лепить, мальчиков учили столярничать, девочек — шить. Ученики овладевали машинкой, которые печатали Брайлем, и «слепым» печатанием на обычной машинке.Кроме того,ученые разработали программу для старших классов, в которой учили каждому предмету кроме химии, поскольку предмет её исследования нельзяпродемонстрировать в тактильном плане. Именно воспитуемые Загорского интерната стали участниками эксперимента.За семь лет в интернате они изучили программу старших классов. Их принялив комсомол, и они вели активную общественную деятельность. В 1971 г. поступили на психологический факультет МГУ, сдав экзамены наравне с иными абитуриентами. Для обучения в институте им предоставили специфические условия: слепоглухие студенты ходили на лекции вместе с личными переводчиками, переводившими все слова лектора на дактильный язык. Кроме того, переводчики помогали им в освоении литературы, перепечатывая её на шрифт Брайля. Для общения на семинарах между собой и с зрячеслышащим семинаристом применялсятелетактор — прибор, в котором печатный текст мог переводиться в брайль и наоборот.Этот эксперимент был эффективно завершён, каждый участник проходил обучение за шесть лет, на год позже чем обычный студент. После окончания университета, некоторые продолжили научную карьеру.Э.В. Ильенков написал несколько работ, где пытался обосновывать, что даже слепой и глухой от рождения может со временем стать полноценным членомсоциума при надлежащем методе воспитания и обучения. С 1971 г. при участии Э.В. Ильенковареализовывался эксперимент по обучению на психологическом факультете МГУ четырёх слепоглухонемых учеников Мещерякова. После смерти Мещерякова в 1974 г.Э.В. Ильенков неофициально руководил обучением «четвёрки». Один из его учеников, слепоглухой А. В. Суворов, смог закончить психологический факультет МГУ и впоследствии защитить кандидатскую и докторскую диссертации.В том числе Э.В.Ильенков выявил наличие у слепоглухих детей внеречевого мышления, возникающего в процессе овладения ими простейшими действиями с предметами. ««Здесь можно наблюдать», — говорил он, — как бы под «лупой времени» весь ход психического развития ребенка от нуля — до самых высоких уровней».Правда нашлись те, кто критиковал эти эксперименты. Критика эксперимента была ориентирована против точки зрения Э. В. Ильенкова. Оппоненты обращали внимание на то, что участники эксперимента не были слепоглухими от рождения, и до потери слуха и зрения могли разговаривать. Иным фактором, на который ссылались критики, было то, что у С. А. Сироткина был остаточный слух, а у Н. Н. Корнеевой остаточное зрение, то есть они не были абсолютно слепыми и глухими. В связи с этим на основании этого эксперимента нельзя было сказать, что при обучении слепоглухого ребёнка навыкам человеческого владения предметами и речи возможно добиться полного формирования у него человеческой психики и вывести его на равный уровень со здоровыми детьми.Для прояснениясути педагогической концепции Э.В. Ильенковапроанализируем его монографию «Школа должна учить мыслить». Главная идея работы состоит в том, что воспитание в школах, применяя нерезультативные приёмы, мешает развитию в учащихся живого критичного ума. А педагогика, согласнофилософу, и является искусством учить мыслить. Он предлагает свои способы решения данной проблемы. Э.В. Ильенковполагает, что интеллект не является врождённым (наследственным) даром, а воспитывается в каждомчеловеке, обладающимбиологическ полноценным мозгом. Понятие «ум» в этом случае – освоенная (интериоризированная) интеллектуальная культура, своеобразная способность человекавыносить самостоятельное суждение по конкретному вопросу.Школьное обучение построено так, чтобыучащемуся предписывать выучить набор готовых понятий и правил, оперировать которыми учат на наглядныхпримерах, однако абстрактных. Но в воспитательную систему не входит фактор интереса и индивидуальности, по причине чего данная информация для учащегося во многих случаев является неинтересной и непонятнойпо причине собственной чуждости его чувственно-практической деятельности, её приходится зубрить, чему все ребята активно сопротивляются. По мнениюЭ.В. Ильенкова, подобная реакция является естественным индикаторомадекватности педагогического воздействия. Ведь это не каприз, а результат практичной организации мозга: «ненужная», точнее сказать не касающаяся насущной чувственно-практической деятельности информация опускается в глубины памяти, чтобы освободить уму «рабочее место» для мысли. Соответственно, забивание данного нужного места чуждыми фактами мешает когнитивной деятельности, делает её нерезультативной и, в итоге, невозможной.Кроме того, в корне неверным является то, что нечто, явившееся в науке грандиозным прорывом и разрешением длительных поисков, учащемуся преподаётся в отрыве от данного исторического контекста. В буквальном смысле это ответ без вопроса – а так он бессмысленнее (яркая метафора автора – заучивание ответов в конце задачника без прочтения самих задач).Вообще задалбливание истины, по мнению философа – яд для ума, и чем бесспорнее истины, тем опаснее. Ведь то, что неверно и встречает противоречия в жизни, в практической деятельности, неизбежно подвергнется пересмотру; если же истина не даёт такого повода – ум остаётся в бездействии и человек приучается всегда только отыскивать подтверждения выученному, а не разбираться самому, не вырабатывать способности выносить самостоятельное суждение. Вследствие получается ограниченный, догматичный ум, который впадает в истерику при встрече с противоречием.В свою очередь помощь в освоении правил, чаще всего, состоит в демонстрировании нескольких примеров, в которых оно работает. Но это потакает тому же догматизму, а отнюдь не учит это правило использовать, поскольку сама суть, принцип его работы остаются «за кадром».Рассмотрим каким же решаются все эти многочисленные проблемы с позицииЭ.В. Ильенкова.Во-первых, нужно обучать путем формирования проблемной ситуации, побуждающейучащегося применять все имеющиеся у него на актуальный момент знания, умения и навыки для решения данной задачи. Но решение должно предусматривать, кроме уже существующих навыков, какой-то новый шаг, своего рода маленький «инсайт», открытие, которое ученикунадо (и, что очень важно, может) сделать самому.В этом необходимо соблюдать принцип историчности: нужно задавать те вопросы, ответом на которые было это знание, использовать реальую историю его возникновения; тогда происхождение и собственно суть его будет понятным, живым и практичным для ребёнка. В таком случае исчезнет необходимость заучивать что-либо: открытия не забываются, а если и забываются, то, будучи совершены однажды, легко воссоздаются, и забытое правило или доказательство теоремы ребёнок легко выведет вновь.Также для воспитания ума необходимо приучать человека к проверке каждой новой истины в столкновении с жизнью, с фактами, особенно противоречащими ей. Ведь только так можно познать границы её адекватности и принцип работы. Это делает каждое знание предельно живым и конкретным (по Ильенкову, абстрактной истины не существуетвовсе), и именно это формирует самостоятельный, критичный ум.Очень важно научить правильно задавать вопросы – то есть самостоятельно и точно формулировать актуальные трудности, заключающие в себе границу уже известного, научить постановке проблемной ситуации, неразрешимой наличными или донаучными способами, и разрешению её путём конкретного рассмотрения действительности. Это – умение познавать, навык двигаться вперёд.При таком подходе, считает Э.В. Ильенков, ребёнок будет усваивать знания с жадным живым интересом, схватывать всё «на лету», и получать от процесса познания удовольствие.Таким образом, как писал В.В. Давыдов философские идеи Э.В.Ильенкова очень значимы при разработке современных проблем не только педагогики и психологии, но и иных гуманитарных наук. «В экспериментальных и теоретических работах по психологии, проводимых в настоящее время моей научной лабораторией, широко используются различные положения Э.В.Ильенкова, относящиеся к психическому развитию человека, к развитию его сознания и воображения». ЗаключениеМонография В.В. Давыдова о типах человеческого мышления «Виды обобщения в обучении» - разумном и рассудочном, соответствующих видах обобщения – теоретическом и эмпирическом наряду с работами Э.В. Ильенкова по сей день остается наиболее фундаментальным и систематическим изложением теории конкретно-всеобщего. Впрочем, Давыдов и Ильенков не просто излагали эту теорию, они создали ее современный вариант. Поэтому на данный момент можно говорить о существовании единой логико-психологической концепции мышления Э.В.Ильенкова – В.В.Давыдова.В свою очередь, философ живо интересовался всем, чем занимается психолог, его единомышленники и коллеги. И не только интересовался – принимал в этом самое активное участие. Знаменитые давыдовские методологические семинары конца 70-х – начала 80-х гг. в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне – Психологический институт РАО), которые трудно представить без выступлений Э,В.Ильенкова, остались в памяти нескольких поколений гуманитариев.В целом, психология, равно как и педагогика, выступала своеобразным лейтмотивом научной и личностной биографии Э.В. Ильенкова. Даже личной биографии: супруга О. И.Салимова, философ по образованию, -крупнеший специалист в области зарубежной педагогики, международный эксперт, профессор, ныне член-корреспондент РАО. В своих работах он неоднократно обращался к анализу собственно психологических проблем (и проблем, "стыковых" для психологии и философии. Это – проблемы сознания, личности, воображения, мышления и его развития в обучении и др. Профессионально ориентируясь в психологических материалах, Ильенков не просто обобщал их в виде «суммы примеров» для иллюстрации тех или иных диалектико-логических положений (будучи ярым противником позитивистской трактовки философии как лишь обобщения наличных, готовых данных, полученных «частными» науками, где утеривается специфический предмет философского разумения, а формально приведенные к «общему знаменателю» специально-научные знания с неизбежностью утрачивают свою самоценность). Он стремился «поднять» эти материалы до уровня их категориального осмысления, вписать их в общую картину самостановящегося мира человека и его культуры. В ряде случаев – высветить всеобщее значение психологической теории и феноменологии для комплекса наук о человеке, включая сюда и философию. Такова, например, оценка Э.В. Ильенковым результатов уникального эксперимента коллектива И.А.Соколянского – А.И.Мещерякова по формированию психики слепоглухонемых детей в Загорском детском доме, который он считал испытательным полигоном для общественных наук. Аналогичным образом он оценивал и результаты поисков лаборатории Давыдова.Логико-психологический анализ мышления сопровождался поиском путей его экспериментального формирования в образовательных процессах. Итогом этих поисков стало создание концепции учебной деятельности как варианта теории развивающего обучения, основы которой В.В. Давыдов заложил вместе со своим учителем Д.Б.Элькониным. Эта теория формулировалась как альтернатива традиционной парадигме учения и изначально отличалась от любой другой философской проработанностью.Список литературыГалкина Ю.В. ФГОС и система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. [Электронный ресурс] URL: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/inoe/99056-fgos-i-sistema-razvivajuschego-obuchenija-dbj.htmlГорбов С.В., Новлянская З.Н., Ломакович С.В. Основные положения образовательной системы Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова в свете требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. - № 3, 2010. – С. 33-42.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (книга - диалог). // под ред. В.И. Толстых.Ильенков Е.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса. – М.: Ленанд, 2017. – 288 с. Ильенков Е.В. Ильенков Е.В. Идеальное. И реальность. 1960 - 1979. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2018. – 528 с. Ильенков Е.В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? – М.: Либроком, 2017. – 128 с. Ильенков Е.В. Философия и культура. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – 464 с. Лобастов Г.В.Э.В. Ильенков: философия и педагогика. [Электронный ресурс] URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1123Мареев С.Н. Э. В. Ильенков. Жить философией. – М.: Трикста, 2015. – 336 с.Митасова. Выход из темноты: история одного эксперимента / «Со-единение», фонд поддержки слепоглухих. — Москва: Эксмо, 2016. — 252 с.Пущаев Ю. В. История и теория Загорского эксперимента: была ли фальсификация? // Вопросы философии. - № 10, 2003. - С. 3-16.Развивающее образование. Том I. Диалог с В.В. Давыдовым. - М.: Academia, 2002. - 254 с.Суворов А. В. Уроки Загорского эксперимента в контексте тифлосурдопсихологии // Дефектология. — 2015. — № 6. — С. 3-16.Э.В. Ильенков и проблемы образования. Материалы XVII Международнойнаучной конференции «ИЛЬЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» (Москва, 27-28 марта 2015года). М., Изд-во СГА, 2015. // Под общей редакцией доктора философских наук, проф. Е.В.Мареевой. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. — 291 с.Эвальд Васильевич Ильенков. // под ред. В.В. Толстых. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. – 432 с.

Список литературы

1. Галкина Ю.В. ФГОС и система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. [Электронный ресурс] URL: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/inoe/99056-fgos-i-sistema-razvivajuschego-obuchenija-dbj.html
2. Горбов С.В., Новлянская З.Н., Ломакович С.В. Основные положения образовательной системы Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова в свете требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. - № 3, 2010. – С. 33-42.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
4. Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (книга - диалог). // под ред. В.И. Толстых.
5. Ильенков Е.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса. – М.: Ленанд, 2017. – 288 с.
6. Ильенков Е.В. Ильенков Е.В. Идеальное. И реальность. 1960 - 1979. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2018. – 528 с.
7. Ильенков Е.В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? – М.: Либроком, 2017. – 128 с.
8. Ильенков Е.В. Философия и культура. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – 464 с.
9. Лобастов Г.В. Э.В. Ильенков: философия и педагогика. [Электронный ресурс] URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1123
10. Мареев С.Н. Э. В. Ильенков. Жить философией. – М.: Трикста, 2015. – 336 с.
11. Митасова. Выход из темноты: история одного эксперимента / «Со-единение», фонд поддержки слепоглухих. — Москва: Эксмо, 2016. — 252 с.
12. Пущаев Ю. В. История и теория Загорского эксперимента: была ли фальсификация? // Вопросы философии. - № 10, 2003. - С. 3-16.
13. Развивающее образование. Том I. Диалог с В.В. Давыдовым. - М.: Academia, 2002. - 254 с.
14. Суворов А. В. Уроки Загорского эксперимента в контексте тифлосурдопсихологии // Дефектология. — 2015. — № 6. — С. 3-16.
15. Э.В. Ильенков и проблемы образования. Материалы XVII Международнойнаучной конференции «ИЛЬЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» (Москва, 27-28 марта 2015года). М., Изд-во СГА, 2015. // Под общей редакцией доктора философских наук, проф. Е.В.Мареевой. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. — 291 с.
16. Эвальд Васильевич Ильенков. // под ред. В.В. Толстых. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. – 432 с.




Вопрос-ответ:

Что такое педагогические идеи Ильенкова?

Педагогические идеи Ильенкова - это концепция обучения и воспитания, разработанная известным философом Э. В. Ильенковым. Она основывается на его философских принципах и предполагает активное участие ученика в образовательном процессе, развитие его мышления и творческого потенциала.

Какие основные положения педагогической концепции Э. В. Ильенкова?

Основные положения педагогической концепции Э. В. Ильенкова включают в себя активное участие ученика в образовательном процессе, развитие его мышления и творческого потенциала, учет различия индивидуальностей каждого ученика, преодоление пассивности и механического запоминания, а также создание условий для самостоятельного познания и открытия нового знания.

Каким образом применяются дактильные слова в педагогической концепции Ильенкова?

В педагогической концепции Ильенкова дактильные слова используются для обучения и развития ученика. Сначала воспитаннику предоставляют побуквенные названия предметов, феноменов и действий. После этого его словарный запас достигает нескольких десятков слов, и его обучают дактильному алфавиту. Такой подход позволяет ученику лучше запоминать и ассоциировать знания.

Какие философские основания лежат в основе педагогической концепции Ильенкова?

Педагогическая концепция Ильенкова основывается на его философских принципах, таких как материализм и диалектический подход к познанию. Он считает, что развитие мышления и познания происходит через активное взаимодействие с окружающим миром и постановку новых проблем для самостоятельного решения.

Сколько слов достигает словарный запас ученика в педагогической концепции Ильенкова?

В педагогической концепции Ильенкова словарный запас ученика достигает несколько десятков слов. Сначала воспитаннику предоставляют побуквенные названия предметов, феноменов и действий, а затем он обучается дактильному алфавиту. Это позволяет ученику лучше запоминать и ассоциировать знания, а также развивать его мышление и творческий потенциал.

Что представляет собой педагогическая концепция Ильенкова?

Педагогическая концепция Ильенкова - это совокупность идей и принципов, разработанных Э. В. Ильенковым и направленных на развитие педагогического процесса.

Какие философские основания лежат в основе педагогической концепции Ильенкова?

Философские основания педагогической концепции Ильенкова связаны с диалектическим материализмом и общественным развитием личности.

Что представляют собой дактильные слова в педагогической концепции Ильенкова?

Дактильные слова - это слова, состоящие из жестов рук, которые используются для обучения ребенка коммуникации.

Как происходит обучение дактильному алфавиту по педагогической концепции Ильенкова?

Сначала воспитаннику предоставляются побуквенные названия предметов и действий. После этого он обучается дактильному алфавиту.

Какое значение имеет словарный запас в педагогической концепции Ильенкова?

Словарный запас играет важную роль в развитии коммуникативных навыков ребенка по педагогической концепции Ильенкова. Сначала ребенок овладевает несколькими десятками слов, после чего его обучают дактильному алфавиту.