роль родителей в формировании гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 05.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогических условий развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет 6
1.1 Психолого-педагогические условия развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет 6
1.2 Роль семьи в экологическом воспитании детей 14
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет 19
2.1 Выявление уровня развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет 19
2.2 Выявление динамики в развитии гуманного отношения к природе у детей 5 - 6 лет 35
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 49
Игнат Р. высказал свое мнение: «У них склеились все перья, поэтому им трудно будет летать». Таким образом, на основании 5 диагностических заданий были определены критерии уровней развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе: высокий, средний и начальный.Высокий характеризуется пониманием ребёнком ценности природных объектов, имеющими представлениями у него о нормах отношения к животным, к объектам природы; наличием у ребенка практических навыков бережного отношения детей к объектам природы, а также навыков правильного распределения все действий людей по отношению к природе. Средний – дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности, показывают неполное, неглубокое понимание ценности природных объектов, не всегда могут аргументировать свою позицию, иногда используют односложные ответы. Умеют совершать позитивные поступки, но не умеют объяснять свое поведение в данной ситуации. Замечают нарушение правил поведения в природе, в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают, почему. В основном знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Практические навыки бережного отношения к объектам природы, навыки правильного распределения все действий людей по отношению к природе сформированы не полностью. Начальный – для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной гуманной направленности. Дети наряду с отдельными гуманными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают, почему. Практические навыки бережного отношения к объектам природы, навыки правильного распределения все действий людей по отношению к природе в большей мере не сформированы. По результатам 5 диагностических заданий нами была заполнена сводная таблица «Уровни развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет на констатирующем этапе».Таблица 7 – «Уровни развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет на констатирующем этапе»Высокий уровеньСредний уровеньНачальный уровень5 чел. (20%)13 чел. (55%)6 чел. (25%)На основе полученных данных можно сделать вывод, что 5 воспитанников данной группы (20%) по результатам диагностики можно отнести к высокому уровню развития гуманного отношения к природе; 13 детей (55%) – к среднему уровню развития гуманного отношения к природе; 6 детей (25%) – к низкому уровню. Анализ результатов показывает, что существует необходимость проведения работы по развитию гуманного отношения к природе у детей данного возраста.2.2 Выявление динамики в развитии гуманного отношения к природе у детей 5 - 6 летДля выявления динамики в развитии гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет был проведен контрольный срез. Для проведения контрольного среза использовались те же показатели и те же диагностические задания, что и на констатирующем этапе. Диагностическое задание 1 – анкетирование воспитателей. Цель: выявить динамику уровня компетенции воспитателей ДОУ в вопросах экологического воспитания и образования дошкольников. Результаты диагностики: 100% воспитателей ДОУ (16 чел.) обладают высоким уровнем компетенции в вопросах экологического воспитания и образования дошкольников. Все ответы респондентов отличались глубиной, точностью, пониманием важности экологического воспитания в дошкольном возрасте. Средний уровень компетенции не показал ни один воспитатель.Диагностическое задание 2 – анкетирование родителей. Цель: выявить уровень компетенции родителей в вопросах экологического воспитания детей. Результаты диагностики: – 73% родителей (16 чел.) характеризуются высоким уровнем компетенции в вопросах экологического воспитания детей. Они считают, что воспитание экологической культуры является одним из важных направлений работы по воспитанию детей; обладают определенной базой знаний по экологии; обучают своего ребёнка правильному взаимодействию с природой; принимают активное участие в проводимой в ДОУ работе по экологическому воспитанию дошкольников. – 18% родителей (4 чел.) характеризуются средним уровнем компетенции в вопросах экологического воспитания детей. Понимают необходимость экологического образования и воспитания детей, но недостаточно владению знаниями экологического воспитания дошкольников; считают, что в ДОУ достаточно хорошо проводится работа по экологическому воспитанию дошкольников, поэтому почти недостаточно проявляют внимания к экологическому воспитанию в своих семьях. – Только 9% родителей (2 чел.) характеризуются начальным уровнем компетенции в вопросах экологического воспитания детей. Они считают, что воспитание экологической культуры является одним из важных направлений работы по воспитанию детей, но не проявляют интереса к данному процессу; обладают только основными понятиями экологии; не принимают участие в проводимой в ДОУ работе по экологическому воспитанию дошкольников. Результаты диагностики уровня компетенции родителей в вопросах экологического воспитания и образования дошкольников на контрольном срезе представлен на рисунке 3.Рисунок 3 – Уровни компетенции родителей в вопросах экологического воспитания и образования дошкольников на контрольном срезе (%)Диагностическое задание 3 – индивидуальная беседа с ребенком. (автор методики Н.Н. Кондратьева) Цель: выявить уровень понимания ценности природных объектов у детей 5-6 лет. Результаты диагностического задания. Результаты повторной диагностики показали, что все дети понимают ценность природных объектов. Своими ответами, полными или односложными, они стараются объяснить свою гуманную позицию по отношению к природе и ее объектам.Дети смогли ответить на все предложенные им вопросы, но не всегда полно и развернуто. Владислав и Виктория не часто, но просили помощи воспитателя. В ответах Авдея и Игната можно отметить некоторую бессистемность, хаотичность знаний, с данными детьми необходимо продолжать проводить коррекционную работу. Дмитрий показал высокий уровень, ответил на все вопросы правильно, сумев полно и развернуто аргументировать свои ответы. По результатам проведения контрольного эксперимента была заполнена сводная таблица 8 «Уровни понимания ценности природных объектов у детей 5-6 лет на контрольном срезе (%). Таблица 8 – «Уровни понимания ценности природных объектов у детей 5-6 лет на контрольном срезе»Высокий уровеньСредний уровеньНачальный уровень12 чел. (50 %)12 чел.(50 %)0 чел. (0 %)Таким образом, после комплекса мероприятий уровень развития навыков гуманного отношения к природе у детей повысился у всех детей, что свидетельствует о понимании ими ценностей природных объектов. Диагностическое задание 4 – работа с картинками. Цель: выявить уровень представлений о нормах отношения к животному у детей 5-6 лет.Результаты повторной диагностики показали, что все дети представляют нормы отношения к природе. Виктория и Дмитрий правильно распределили картинки в две группы: человек заботится о природе и человек развлекается на природе, а не помогает ей. Данных детей можно отнести к высокому уровню знаний норм отношений к природе. Степан, Владислав, Авдей и Игнат допустили по 1 – 2 ошибки, они посчитали, что ловля рыбы не относятся к развлечениям человека, они не видят в данных занятиях плохого отношения к природе. Авдей и Игнат не смогли определить, к какой группе отнести картинку с семейным пикником. По результатам проведения контрольного эксперимента нами была заполнена сводная таблица 9.Таблица 9 – «Уровни представлений о нормах отношения к животному у детей 5-6 лет на контрольном срезе»Высокий уровеньСредний уровеньНачальный уровень15 чел. (63 %)9 чел. (37 %)0 чел. (0%)Диагностическое задание 5 – наблюдение за отношением детей к объектам природы во время занятий и прогулок.Цель: выявить уровень позитивного отношения ребёнка к объектам природы. Результаты методики: После коррекционных мероприятий уровень развития навыков гуманного отношения к природе у детей повысился у всех детей экспериментальной группы, что свидетельствует об изменении характера отношения данных детей к объектам природы. В поведении всех детей группы можно отметить правильные по отношению к природе поступки. Дети пытаются, но не всегда четко могут объяснить свое поведение. В их поведении не замечены открытые негативные проявления. В целом, воспитанники проявляют к природе положительное отношение, замечают нарушение правил поведения в природе, в общих чертах понимают о недопустимости нанесения вреда природным объектам, но всегда могут объяснить, почему. По результатам проведения контрольного среза была заполнена сводная таблица 10.Таблица 10 – «Уровень позитивного отношения к объектам природы у детей 5-6 лет на контрольном срезе».Высокий уровеньСредний уровеньНачальный уровень9чел. (37 %)15 чел. (63 %)0 чел. (0%)Диагностическое задание 6 – наблюдение за ребенком в процессе ухаживания за обитателями уголка природы. Цель: выявить уровень практических навыков бережного отношения к объектам природы у детей 5-6 лет. Результаты диагностического задания. После коррекционных мероприятий уровень развития навыков гуманного отношения к природе повысился у всех детей: 2 респондента, имеющие на констатирующем этапе низкий уровень, показали высокий, 4 – средний, что свидетельствует об изменении характера отношения данных детей к объектам природы. В поведении всех детей можно отметить правильные по отношению к природе поступки. Виктория и Дмитрий достаточно быстро назвали все нарушения в живом уголке. Степан, Авдей, Игнат и Владислав так и не смогли назвать по 1 нарушению в аквариуме. Необходимо отметить, что все воспитанники справились с заданием о комнатных растениях, правильно определили растения, которые были пыльными и не политыми. Результаты повторной диагностики показали, что отношение детей к объектам живого уголка изменилось, воспитанники стали более внимательными и бережливыми к объектам природы.По результатам контрольного среза была заполнена сводная таблица 11.Таблица 11 – «Уровни практических навыков бережного отношения к объектам природы у детей 5-6 лет на контрольном срезе»Высокий уровеньСредний уровеньНачальный уровень13 чел. (55 %)11 чел. (45 %)0 чел. (0%)Диагностическое задание 7 – игра «Правильно – неправильно» Цель: определить уровень гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет. После коррекционных мероприятий уровень развития навыков гуманного отношения к природе повысился у всех детей: 3 респондента, имеющие на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень, показали высокий, 3 – средний, что свидетельствует о правильном отношении данных детей к поступкам людей в природе. Виктория, Владислав, Игнат быстро и абсолютно правильно распределили все действия людей по отношению к природе верно. Степан, Авдей и Дмитрий при распределении картинок допустили по 1 ошибки. Так, Степан не смог объяснить, почему приклеенное объявление на дереве может принести ему вред. Авдей и Дмитрий ответили, что нельзя подходить к бездомным собакам и кормить их, им не разрешают этого делать родители. Результаты по данной диагностике показали, что дети имеют представления о том, когда человек относится к природе правильно, а когда нет. Задание выполняли с интересом все дети. По результатам контрольного среза была заполнена сводная таблица 12 и выполнен рисунок 4.Таблица 12 – «Уровни гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет на контрольном срезе»Высокий уровеньСредний уровеньНачальный уровень18 чел. (75 %)6 чел. (25 %)0 чел. (0%)На этапе контрольного среза были получены следующие результаты. Высокий уровень развития гуманного отношения к природе выявлен у 15 детей (63%). Высокий уровень характеризовался пониманием ребёнком ценности природных объектов, имеющими представлениями у него о нормах отношения к животным, к объектам природы; наличием у ребенка практических навыков бережного отношения детей к объектам природы, а также навыков правильного распределения все действий людей по отношению к природе. Средний уровень развития гуманного отношения к природе выявлен у 9 детей (37%). Средний уровень характеризовался неглубоким пониманием ценности природных объектов, умением совершать позитивные поступки, но отсутствием умения объяснять свое поведение в данной ситуации неустойчивостью практических навыков бережного отношения к объектам природы, навыков правильного распределения все действий людей по отношению к природе. Начальный уровень развития гуманного отношения к природе выявлен у 0 детей (0%). Низкий уровень характеризовался неустойчивым отношением к животным и растениям без выраженной гуманной направленности, проявлением к объектам природы небрежности, и даже агрессивности. В таблице 13 представлены результаты всех пяти диагностик до и после проведенных коррекционных мероприятий. Таблица 13 – Сравнительные результаты уровня развития гуманного отношения к природе детей 5-6 лет по пяти диагностикам на констатирующем и контрольном экспериментахКол-во детейВысокий уровеньСредний уровеньНачальный уровеньконстатирэксперимконтр. эксперимконстатирэксперимконтр. эксперимконстатирэксперим.контр. эксперим2451513960100%20%63%55%37%25%0%Из таблицы 13 видно, что после коррекционных мероприятий уровень у всех респондентов повысился, у 2 воспитанников он повысился с низкого до высокого. Низкий уровень выявлен не был.Динамика уровня развития гуманного отношения к природе по 5 методикам у детей 5-6 лет на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен на рисунке 4.Рисунок 4 – Динамика уровня развития гуманного отношения к природе по 5 методикам у детей 5-6 лет на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (%)Таким образом, проанализировав полученные результаты в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать, что представленный комплекс мероприятий по развитию гуманного отношения к природе детей 5-6 лет – эффективен. В связи с тем, что наблюдаем значимые изменения по данным показателям, можно сделать вывод, что в процессе проводимых занятий были решены поставленные задачи. Экспериментальная работа показала, что развитие гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет протекает более успешно при реализации разработанных психолого-педагогических условий: – учтены возрастные и психолого-педагогические особенности детей этого возраста; – игровые упражнения будут выполняться в комплексе; –осуществляется тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса. Таким образом, выдвинутая нами в начале работы гипотеза доказана.ЗаключениеОсуществив анализ научной литературы по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам. Гуманное отношение к живой природе является первоэлементом экологического поведения людей, их поступков, которые связаны с пользованием и охраной природы. Изучение вопроса развития гуманного отношения к природе у детей дошкольного возраста в настоящее время необходимо, так как в 5-6 лет закладывается основа гуманного отношения детей к природе, осознание природы как исключительной важности. Мы определили актуальность нашего исследования необходимостью в установлении психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе. В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты психолого-педагогических условий развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет. Вторая глава посвящена анализу данных исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Для изучения выделенных показателей мы осуществили подборку диагностических заданий и провели констатирующий эксперимент для выявления уровня развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе. Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что 5 воспитанников данной группы (20%) по результатам диагностики можно отнести к высокому уровню развития гуманного отношения к природе; 13 детей (55%) – к среднему уровню развития гуманного отношения к природе; 6 детей (25%) – к низкому уровню. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения работы по развитию навыков гуманного отношения к природе детей 5-6 лет.Динамика развития гуманного отношения к природе детей была определена на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что после контрольного эксперимента уровень у всех 6 респондентов, имеющих низкий уровень по результатам констатирующего эксперимента, повысился, у 2 воспитанников он повысился с низкого до высокого. Проанализировав полученные результаты в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать, что представленный комплекс мероприятий по развитию гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет продуктивен. Данные занятия способствуют повышению гуманного отношения к природе детей, увеличению знаний детей о природе, об экологии, учат, как проявлять заботу к объектам природы, побуждают у детей интерес к совместной экологической деятельности. Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждениеСписок литературыАлябьева, Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. 3-е изд., доп. и испр. [Текст] / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 160 с. Бельтюкова, М.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н.Бельтюкова // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции; сост. Минчинская М.В. – Томск: ТОИПКРО, 2016. – 207 с. – С.15 – 16.Гончарова Е. В. Теория и методика экологическогообразованиядетейдошкольноговозраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2008. – 326 с.Григорян Д. Л., Симонян Г. С. Рольсемьи и школы в формировании экологической культуры подрастающего поколения // Наука, образованиеикультура. – Иваново: Изд-во журнала «Наука, образованиеикультура» – №8 (23) – 2017. – 2 с.Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьиввоспитаниидошкольника/Е. С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.Жерневская Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологическоговоспитаниядошкольников/Т. В. Жерневская, Л. А. Мальтнова // Управление дошкольнымобразовательнымучреждением. – 2007. – №3. – С. 87-94.Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.Кожокарь, С. Играющий в прятки. Как комнатные растения получили свои бытовые названия [Текст] / С. Кожокарь // Дошкольное воспитание. – 2016. №6 – С.15 – 24. Комарова, Т.С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет [Текст] / Е.Е.Крашенинников, О.Л.Холодова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.Кудряшова, Т.А. Роль совместных походов и прогулок в экологическом воспитании детей [Текст] / Т.А.Кудряшова // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции; сост. М.В. Минчинская– Томск: ТОИПКРО, 2016. – 207 с. – С.31 – 33.Леонтьева, Е.Л. Формирование основ экологической безопасности детей через сюжетно-ролевые игры в условиях ФГОС ДО [Текст] / Е.Л. Леонтьева // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, сост. Минчинская М.В. – Томск: ТОИПКРО, 2016. – 207 с. – С.46 – 49.Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа [Текст] / Н.В. Лободина, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Волгоград: Учитель, 2015. – 399 с. Миронова, Н. Как оживает природа на страницах книг К.Г.Паустовского [Текст] / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №5 – С. 44 – 50. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: 2010. – 84 с. Николаева, С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам [Текст] /С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 112 с. Полякова И. П. Взаимодействие с семьямивоспитанниковпоэкологическомувоспитаниюиобразованиюдетейдошкольноговозраста. – Ангарск, 2015. – 7 с.Рыжова, Н.А. Наш дом – природа. Программа по экологическому образованию дошкольников [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017. – 224 с. Серебрякова О. В. Семья в системе формирования экологической культуры российской молодёжи: Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. – Новочеркасск: НИМИ им. А. К. Кортунова, 2014. – 131 с.Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа [Текст] / О.А.Соломенникова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с. Экологическаяпедагогика: организация экологическоговоспитанияиобразования, формирование экологическойкультуры: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: О. М. Дорошко (гл. ред.) [и др. ]. – Гродно: ГрГУ, 2011. – С. 190-207.Экологическоеобразованиевдошкольномучреждении: из опыта инновационной работы ДУ № 28 г. Новополоцка. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2012. – 49 с.Ягушевская, В.Л. Формирование эмоциональной сферы дошкольников через ознакомление с природой [Текст] / В.Л. Ягушевская// Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции // сост. Минчинская М.В. – Томск: ТОИПКРО, 2016. – 207 с. – С.109 – 111.Chawla, L., & Flanders Cushing, D. (2007). Education for strategic environmental behaviour. EnvironmentalEducationResearch, 13(4), 437–452.Cohen, Stewart & Horm-Wingerg, D. (1993). Children and the environment: Ecological awareness among preschool children. EnvironmentandBehavior, 25(1), 103-120Wilson, Ruth A. (1996). Starting Early Environmental Education During the Early Childhood Years (ERIC Digest). Columbus, OH: ERIC Clearinghouse for Science, Mathematics and Environmental Education (ERIC Identifier ED 402147).Приложения
2. Бельтюкова, М.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н.Бельтюкова // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции; сост. Минчинская М.В. – Томск: ТОИПКРО, 2016. – 207 с. – С.15 – 16.
3. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2008. – 326 с.
4. Григорян Д. Л., Симонян Г. С. Роль семьи и школы в формировании экологической культуры подрастающего поколения // Наука, образование и культура. – Иваново: Изд-во журнала «Наука, образование и культура» – №8 (23) – 2017. – 2 с.
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е. С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
6. Жерневская Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т. В. Жерневская, Л. А. Мальтнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – №3. – С. 87-94.
7. Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.
8. Кожокарь, С. Играющий в прятки. Как комнатные растения получили свои бытовые названия [Текст] / С. Кожокарь // Дошкольное воспитание. – 2016. №6 – С.15 – 24.
9. Комарова, Т.С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
10. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет [Текст] / Е.Е.Крашенинников, О.Л.Холодова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
11. Кудряшова, Т.А. Роль совместных походов и прогулок в экологическом воспитании детей [Текст] / Т.А.Кудряшова // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции; сост. М.В. Минчинская– Томск: ТОИПКРО, 2016. – 207 с. – С.31 – 33.
12. Леонтьева, Е.Л. Формирование основ экологической безопасности детей через сюжетно-ролевые игры в условиях ФГОС ДО [Текст] / Е.Л. Леонтьева // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, сост. Минчинская М.В. – Томск: ТОИПКРО, 2016. – 207 с. – С.46 – 49.
13. Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа [Текст] / Н.В. Лободина, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Волгоград: Учитель, 2015. – 399 с.
14. Миронова, Н. Как оживает природа на страницах книг К.Г.Паустовского [Текст] / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №5 – С. 44 – 50.
15. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: 2010. – 84 с.
16. Николаева, С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам [Текст] /С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 112 с.
17. Полякова И. П. Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. – Ангарск, 2015. – 7 с.
18. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа. Программа по экологическому образованию дошкольников [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017. – 224 с.
19. Серебрякова О. В. Семья в системе формирования экологической культуры российской молодёжи: Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. – Новочеркасск: НИМИ им. А. К. Кортунова, 2014. – 131 с.
20. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа [Текст] / О.А.Соломенникова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
21. Экологическая педагогика: организация экологического воспитания и образования, формирование экологической культуры: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: О. М. Дорошко (гл. ред.) [и др. ]. – Гродно: ГрГУ, 2011. – С. 190-207.
22. Экологическое образование в дошкольном учреждении: из опыта инновационной работы ДУ № 28 г. Новополоцка. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2012. – 49 с.
23. Ягушевская, В.Л. Формирование эмоциональной сферы дошкольников через ознакомление с природой [Текст] / В.Л. Ягушевская // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции // сост. Минчинская М.В. – Томск: ТОИПКРО, 2016. – 207 с. – С.109 – 111.
24. Chawla, L., & Flanders Cushing, D. (2007). Education for strategic environmental behaviour. Environmental Education Research, 13(4), 437–452.
25. Cohen, Stewart & Horm-Wingerg, D. (1993). Children and the environment: Ecological awareness among preschool children. Environment and Behavior, 25(1), 103-120
26. Wilson, Ruth A. (1996). Starting Early Environmental Education During the Early Childhood Years (ERIC Digest). Columbus, OH: ERIC Clearinghouse for Science, Mathematics and Environmental Education (ERIC Identifier ED 402147).
Строительно-конструктивная игра как средство формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
2.3 Сравнительный анализ результатов
Введение
Работа мощный воспитатель, в педагогической системе воспитания.
Работа-это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание-это совместная работа воспитателя и детей, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и продуктов.
Работы и умение работать не дается от природы, она воспитывается с детства.
Актуальность исследования будут трудовые отношения, образование и игры.
В дошкольном детстве игра - основной вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд и игра возникают из предмет деятельности детей, они тесно связаны между собой, хотя есть и различия.