Основные этические концепции происхождения морали

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этика
  • 18 18 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 12.11.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Сущность морали. Подходы к происхождению, определению сущности морали в ранней истории этики 4
Глава 2.Концепции происхождения и сущности морали Нового времени 17
Заключение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Кантом объективный принцип веления называет императивом. Выражение императивов осуществляется через долженствование. Однако здесь важно сказать о существовании нескольких типов императивов, в зависимости от того, каков характер их веления. Первым типом  императивов  являются гипотетические  императивы,  и  их два, второй - это  категорический   императив,  и  он один. Все императивы ведут человека к благому, однако посредством разных путей. Благодаря гипотетическим императивам человек ориентируется на определенную цель: возможная («технические правила умения»; действительная («прагматические советы благоразумия»).Таким образом, категорический   императив один, однако он выражается посредством различных формул. Особенно важны следующие три формулы, которые также характеризуются как практические принципы категорического императива.Согласно первому принципу, индивидуальная максима должна согласовываться с всеобщим законодательством: «Поступай только согласно такой максиме, относительно которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». То есть, Кантом выделяется универсальность в качестве фундаментальной характеристики нравственности. Человек поступает определенным образом по отношению к другому человеку, а значит и предполагает, что этот человек будет поступать также по отношению к нему. Благодаря второму практическому принципу действие категорического императива в определенной степени ограничивается. Для Канта человек – это единственная цель. Из этого принципа следует необходимость ориентированности морального поступка на человека, безотносительно к каким-либо внешним обстоятельствам или характеристикам. Благодаря третьему практическому принципу задается характер категорического  веления  и  статус законодательствующей воли. Нравственная воля проявляет себя не только в качестве законодательствующей воли, но  и  как воли, подчиняющейся закону.Есть теория происхождения морали от права. Рассмотрим этот аспект более подробно. Многие учеными связываются понятия морали и права в юридическом аспекте. Мораль же представляет собой систему исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, которые находят свое выражение в поступках людей, они регулируют их действия, исходя из позиций таких категорий, как добро и зло, справедливое и несправедливое, честное и бесчестное, поощряемое и порицаемое, благородство, совесть, порядочность и другие аналогичные нравственные критерии. С этой точки зрения возможно дать моральную оценку всем общественным отношениям, поступкам и действиям людей.Универсальные категории морали - «добро» и «зло», через которые осуществляется оценка других моральных понятий: чести, совести, порядочности.Соотношение между правом и моралью определить не просто, по этой причине анализ должен быть связан с рассмотрением таких элементов: единство, взаимодействие, различие, противоречие.Единство права и морали заключается в следующем:Право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, они имеют способность проникатьв разные сферы жизни общества;Право и мораль являются многомерными образованиями, о имеющими сложную структуру, которая представлена одинаковыми и взаимодействующими между собой элементами;Действие права и морали осуществляется в едином «поле» социальных отношений;Право и мораль направлены на достижение одной цели – а именно, речь идет о совершенствовании и упорядочении жизни в обществе, регулировании поведения людей, поддержании порядка, согласовании интересов личности и общества, обеспечении и возвышении человеческого достоинства;Право и мораль являются социальными регуляторами, имеющими отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за совершенные действия.Единство и взаимосвязь между правом и моралью являются определяющими в процессе их социального и функционального взаимодействия. Оно находит свое проявление в следующих аспектах.В первую очередь, право и мораль оказывают помощь в том, чтобы упорядочивать отношения в обществе, формировать у людей юридическую и нравственную культуру. Во-вторых, следует сказать о совпадении правовых и моральных требований, поскольку действия субъектов, которые право осуждает или поощряет, осуждает и поощряет также и мораль. Право обязывает к соблюдению законов, на это направлена и мораль.Взаимодействие между правом и моралью часто находит выражение в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств.Право и мораль выполняют функцию взаимной поддержки друг друга для достижения общей цели, для этого используются разные доступные им методы. В целом, правовые нормы – это проводники морали, фиксирующие и защищающие моральные ценности. Мораль – это ценностный критерий права. Нравственные нормы включены во все этапы формирования и социального действия права. Также нравственные нормы – это значимый фактор, способствующий совершенствованию системы права. Специфика соотношения между правом и моралью заключается в том, что некоторые нравственные нормы могут становиться правовыми, если они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени обретают этическое содержание.Мораль и право постоянно взаимодействуют. Право не должно вступать в противоречие с моралью. Однако право также воздействует на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. Можно говорить о взаимном дополнении и обеспечении моралью и правом друг друга в процессе регуляции отношений в обществе. Право не в состоянии непосредственно выполнять функцию регуляции образа мыслей индивида, духовного мира человека, однако оно способно к изменению их в желаемом направлении через подачу в собственных нормативных предписаниях развернутой системы представлений о том, как надлежит себя вести, через демонстрацию тех отношений и порядков в обществе, социальных ценностей, принципов и идеалов общества, с которыми человеку приходится сталкиваться в его обыденной жизни. В процессе преломления через внутреннюю организацию личности, правовые нормы направлены на то, чтобы обуславливать объективную действительность и ее индивидуальный опыт, тем самым способствуя процессу перехода социального в индивидуальное. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Существует достаточно много концепций происхождения и сущности морали.В средневековой философии складывается новая система морали и нравственности. Мораль тесно связывается с любовью, с любовью к Богу, с верой в Бога, соблюдением всех христианских заповедей. Любовь же является как основой морали, так и основой общественной организации, общественных связей. Именно в этом качестве происходит ее возвышение до статуса универсальной нравственной связи. Она стремится к подчинению себе всех иных человеческих ценностей. Таким образом, следует отметить следующие два момента в христианской морали:1. Провозглашение любви в качестве ключевого нравственного принципа;2. Идея первичности основанной на любви морали по отношению к бытию.3.Вера в Бога и стремление к совершенствованию по Божественному образцу как залог нравственности и морали.Отождествление морали с любовью – это, конечно же, значительное отступление от античности, где мораль сводили в совокупности личных качеств и добродетелей. Идея примата морали перед бытием получила закрепление прежде всего в Библии. В качестве абсолютного источника нравственности и морали выступает Бог. Бог является как создателем, так и первоустроителем мира. Именно в Боге человек находит причину и цель своего бытия, норму своей деятельности, образец морали и нравственностиЧеловек - одно из творений бога. Вместе с тем он существо привилегированное. Бог создал человека по собственному образу подобию. Это выражается в том, что человек наделен свободной волей, однако он призвал служить Богу. Именно в той мере, в какой человек сам может выбрать Бога, он уподобляется Богу как абсолютной личности. И это же служение определяет степень моральности, нравственности человека.Те моральные законы, которые предписаны Богом, должны помочь человеку в его земном существовании приблизиться к Божественному, преодолеть зло в себе. Данная мысль очень ярко выражена в философских этических системах, предложенных Августином Блаженным, Фомой Аквинским, Ансельмом Кентерберийским, который полагал, что без веры в Бога ни о какой нравственности и морали говорить невозможно.В период позднего Средневековья наступает мировоззренческий переворот после наступления эпохи Ренессанса. В философской картине мира и искусстве эпохи Возрождения нашел свое отражение новый тип человека, а значит и новый тип личной и общественной морали. Идеалом человеческой личности являлся человек свободный, творческий, не подверженный церковным догмам, понимающий и осознающий свою уникальную роль в мироздании. Такая личность характеризуется ярко выраженной индивидуальностью, яркостью, внутренним богатством и стремлением к постоянному самосовершенствованию, богатыми творческими способностями. Сущность философии гуманизма заключалась не только в таких чертах, как антропоцентризм, воспевание добродетели и духовности человека, неограниченных возможностей его разума. Мораль отождествлялась с благородством, щедростью, творческими способностями человека. В эпоху Нового времени данные концепции были последовательно развиты.Список литературыАвгустин Аврелий // Католическая энциклопедия// http://www.ecat.francis.ru/index.htmlГорбачев В.Г. Основы философии/ В.Г. Горбачев. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - С. 64-65Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1999.http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/ehtika_i_ehstetika/gusejnov-apresyan-etika-uchebnikКант И. Критика практического разума.// http://lib.rus.ec/b/167271Кирилина Т.Ю. Сущность и структура морали.//Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 2. http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-moraliКоробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/korobk/index.phpНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. http://www.sno.pro1.ru/lib/nersesyanz_politicheskie_ucheniya_drevney_grezii/2.htmНовейший философский словарь./Сост. А.А. Грицанов. – Минск, 2009.// http://lib.rus.ec/b/193976Разин А.В. Структура морали.// http://iph.ras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/razin.htmlРазин А.В. Этика: история и теория. М., 2002. http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/razin_a_b_ehtika_uchebnik_dlja_vuzov/27-1-0-2829Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. - М., 1978.


1. Августин Аврелий // Католическая энциклопедия// http://www.ecat.francis.ru/index.html
2. Горбачев В.Г. Основы философии/ В.Г. Горбачев. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - С. 64-65
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1999.http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/ehtika_i_ehstetika/gusejnov-apresyan-etika-uchebnik
4. Кант И. Критика практического разума.// http://lib.rus.ec/b/167271
5. Кирилина Т.Ю. Сущность и структура морали.//Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 2. http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-morali
6. Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/korobk/index.php
7. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. http://www.sno.pro1.ru/lib/nersesyanz_politicheskie_ucheniya_drevney_grezii/2.htm
8. Новейший философский словарь./Сост. А.А. Грицанов. – Минск, 2009.// http://lib.rus.ec/b/193976
9. Разин А.В. Структура морали.// http://iph.ras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/razin.html
10. Разин А.В. Этика: история и теория. М., 2002. http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/razin_a_b_ehtika_uchebnik_dlja_vuzov/27-1-0-2829
11. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. - М., 1978.

Вопрос-ответ:

Какие есть подходы к происхождению и определению морали в ранней истории этики?

В ранней истории этики были предложены различные подходы к происхождению и сущности морали. Одним из них является подход, основанный на религии, согласно которому мораль является руководством для благополучной жизни, предписанным высшей силой. Другой подход заключается в том, что мораль формируется на основе общественных норм и ценностей.

Какие концепции происхождения и сущности морали существуют в Новое время?

В Новое время появилось несколько концепций происхождения и сущности морали. Одной из них является концепция утилитаризма, согласно которой мораль основывается на принципе удовлетворения наибольшего числа людей. Еще одной концепцией является конструктивизм, который утверждает, что мораль создается в процессе социального конструирования и является результатом соглашения.

Каким образом Кант объяснял происхождение и сущность морали?

Кант объяснял происхождение и сущность морали через понятие объективного принципа веления, который называет императивом. Он считал, что моральные законы существуют независимо от нашей воли и диктуют нам, что мы должны делать. Кант утверждал, что основной императив заключается в том, чтобы поступать так, чтобы принятые нами принципы руководства действия могли быть справедливыми для всех.

Как можно объяснить различные типы императивов при рассмотрении морали?

Различные типы императивов в морали можно объяснить исходя из их характера веления. Например, есть категорический императив, который выражает безусловное веление без ссылки на какие-либо условия. Также есть гипотетический императив, который выражает веление с указанием на какие-то условия. Такие различия в типах императивов позволяют более точно определить характер моральных велений.

Какие основные подходы к происхождению и сущности морали существуют в этике?

В этике существуют различные подходы к происхождению и сущности морали. Один из них - эмоциональный подход, согласно которому мораль базируется на эмоциональных реакциях людей. Другой подход - рациональный, который утверждает, что мораль основывается на разумных принципах и аргументах.

Какие подходы к происхождению и определению сущности морали существовали в ранней истории этики?

В ранней истории этики существовали различные подходы к происхождению и определению сущности морали. Некоторые философы считали, что мораль происходит от божественного откровения, другие видели происхождение морали в природе человека или объясняли ее социальными условиями.

Какие концепции происхождения и сущности морали развивались в Новое время?

В Новое время развивались различные концепции происхождения и сущности морали. Например, Кант считал, что мораль основана на объективном принципе веления, который он называл императивом. Другие философы рассматривали мораль как результат общественных договоров или эволюции общества.

Какие типы императивов существуют в морали?

В морали существуют различные типы императивов в зависимости от характера их веления. Например, есть категорический императив, который выражает абсолютное и бескомпромиссное правило поведения. Также существуют гипотетические императивы, которые зависят от определенных условий и мотивов действия.

Какие подходы к происхождению морали предлагались в ранней истории этики?

В ранней истории этики существовали различные подходы к происхождению морали. Некоторые философы считали, что мораль происходит от божественного откровения, то есть является божественным законом. Другие видели происхождение морали в природе человека, считая, что она базируется на инстинктах и врожденных наклонностях. Также были те, кто объяснял мораль социальными условиями, считая ее результатом общественного развития и взаимодействия.

Какие концепции происхождения и сущности морали разрабатывались в Новое время?

В Новое время разрабатывались различные концепции происхождения и сущности морали. Например, Кант предложил концепцию, основанную на объективном принципе веления, который он называл императивом. Согласно этой концепции, моральное поведение должно быть основано на общепринятых нормах и правилах, которые должны быть применимы ко всем без исключения. Другие философы рассматривали мораль как результат общественных договоров, эволюции общества или индивидуального выбора.

Какие есть подходы к происхождению и определению сущности морали в ранней истории этики?

В ранней истории этики существует несколько подходов к происхождению и определению сущности морали. Один из таких подходов предполагает, что мораль происходит от религии и основывается на божественных заповедях. Другой подход говорит о том, что мораль формируется обществом и зависит от социокультурных условий. Также есть подход, согласно которому мораль является врожденным свойством человека и определяется его внутренним чувством справедливости и эмпатией.

Каковы основные концепции происхождения и сущности морали в Новое время?

В Новое время появились новые концепции происхождения и сущности морали. Например, концепция социализации говорит о том, что мораль формируется через общение с другими людьми и принятие социальных норм и ценностей. Концепция эволюции морали предполагает, что мораль развивается и прогрессирует вместе с развитием общества. И в концепции кантианского подхода, сущность морали связана с объективным принципом веления, который является источником долженствования и выражается через императивы.