Современное состояние и перспективы стратегического партнерства Российской Федерации и Республики Таджикистан
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 53 + 53 источника
- Добавлена 06.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Концептуальные и политические основы российско-таджикских отношений на современном этапе 9
1.1 Современное состояние внешнеполитической концепции Республики Таджикистан 9
1.2 Место Таджикистана и Центральной Азии во внешней политике Российской Федерации 19
Глава 2. Ключевые направления стратегического партнерства Российской Федерации с Республикой Таджикистан 35
2.1 Уровень развития политического партнерства и экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан 35
2.2 Вопросы безопасности в отношениях Российской Федерации и Республики Таджикистан 41
Глава 3. Перспективы укрепления стратегического партнерства Российской Федерации и Республики Таджикистан 52
3.1 Общие подходы Российской Федерации и Республики Таджикистан по актуальным вопросам мировой политики и взаимодействие в рамках региональных интеграционных структур 52
3.2 Перспективные формы сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан 59
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 77
Из-за водно-энергетического конфликта с соседним Узбекистаном Таджикистан не может полноценно использовать свой основной ресурс – гидроэнергетический. Ключевая отрасль промышленности страны – выплавка алюминия из импортируемых бокситов, причем для этого используется электричество, которого в стране не хватает для потребления населением.
Существуют высокие риски для частных инвестиционных вложений в Таджикистан из стран ЕАЭС. Связано это с рядом нерешенных проблем, в частности высоким уровнем коррупции, значительным превышением теневой экономики, которая по экспертным оценкам составляет около 60%. Кроме того, ситуация усугубляется низким уровнем экономических свобод, слабым институциональным развитием предпринимательства, неразвитой инфраструктурой, недостаточным профессиональным образованием населения.
Тяжелая экономическая ситуация является важным аргументом против вступления Таджикистана в ЕАЭС, однако этот вопрос можно рассмотреть и в другой перспективе. Например, есть точка зрения, согласно которой вступление Таджикистана в ЕАЭС может стать импульсом к проведению экономических реформ. Правда, для этого руководство республики должно продемонстрировать свою готовность двигаться в этом направлении и создавать условия для частных инвестиций из других стран ЕАЭС. В первую очередь следует устранить разницу между таможенными кодексами Таджикистана и ЕАЭС, так как 60% норм этих кодексов сегодня не соответствуют друг другу. Кроме того, инвестиционная привлекательность Таджикистана низка, а те российские и казахстанские предприниматели, которые вкладывали средства в эту страну, сталкивались затем с серьезными проблемам. Для того, чтобы существующая в Таджикистане экономическая система соответствовала стандартам ЕАЭС, Душанбе придется провести серьезные экономические реформы.
Вступление Таджикистана в ЕАЭС приведет также к снижению контролируемости миграционных потоков на национальном уровне в силу правил ЕАЭС. Прежде всего это будет иметь место в России. Между тем трудовая миграция, решая ряд проблем с нехваткой низкоквалифицированной рабочей силы, одновременно создает социальную и социокультурную напряженность в российском обществе. Усиление миграции содержит и потенциальные риски безопасности. На территорию стран ЕАЭС может усилиться проникновение лиц с уже сложившимися террористическими взглядами. Согласно данным МВД Таджикистана, воевать за ИГИЛ уехало 1640 граждан этой страны.
В случае вступления в ЕАЭС Таджикистан мог бы рассчитывать на получение поддержки по целому ряду направлений. Например, за счет средств ЕАЭС он может получать средства на поддержку систем сертификации продукции по образцу Киргизии. Важным стимулом для вступления является наличие «общего рынка» труда в ЕАЭС, что сделало бы Россию и Казахстан полностью открытыми для трудовой миграции из Таджикистана.
Вступление в ЕАЭС могло бы помочь решению проблемы подготовки профессиональных кадров для реального сектора экономики Таджикистана и повышению интеллектуального потенциала населения в целом. В свою очередь, это способствовало бы укреплению «мягкой силы» России.
На сегодняшний день в Таджикистане функционируют:
филиал МГУ им. М. В. Ломоносова, где осуществляется подготовка по направлениям «Международные отношения», «Государственное и муниципальное управление», «Реклама и связи с общественностью», «Химия, физика и механика материалов», «Геология», «Математика и компьютерные науки», «Лингвистика», «Гидрогеология и инженерная геология»;
филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (Московский институт стали и сплавов), ведущий подготовку по направлениям «Металлургия», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика»;
филиал Национального исследовательского университета «МЭИ» (Московский энергетический институт) – по направлениям «Гидроэлектростанции», «Электроснабжение».
Имеются перспективы для открытия филиалов казахстанских и белорусских высших учебных заведений.
Вступление в ЕАЭС также позволило бы несколько снизить сложившуюся высокую экономическую зависимость от КНР.
Определим «минусы» для Таджикистана. Так, в стране сейчас таможенные пошлины существенно ниже, чем в ЕАЭС. Вступление в Организацию приведет к значительному их повышению, а также к прекращению импорта дешевых товаров из Китая, Турции и Ирана, необходимых для бедных слоев населения. Это может спровоцировать социальный взрыв в стране, где ситуация в сфере безопасности и так не вполне благополучная. К тому же в Душанбе опасаются, что в случае вступления в ЕАЭС не исключено распространение на таджикскую экономику негативного эффекта антироссийских санкций.
Таджикистан заинтересован в сохранении так называемой многовекторной внешней политики, которая позволяет ему получать помощь от России, Китая, США, ЕС, Турции, государств Южной Азии, Персидского залива. У таджикского руководства есть опасения, что вступление в ЕАЭС уменьшит свободу маневра. В частности, важную роль в торможении интеграционных процессов играют опасения лишиться 251 млн. евро, выделенных Евросоюзом на период 2014-2020 гг. для развития и совершенствования систем здравоохранения, образования и сельского хозяйства. Есть опасения, что вступление в ЕАЭС может уменьшить объем оказываемой Таджикистану помощи со стороны Саудовской Аравии, Катара. Она оказывается с учетом имеющего место саудовско-иранского противостояния для противодействия влиянию Ирана в Таджикистане. В этом контексте необходимо отметить серьезное ухудшение таджикско-иранских отношений в последнее время. При этом Россия воспринимается по ряду направлений как союзник Ирана.
Еще одной проблемой геополитического характера на пути вступления Таджикистана в ЕАЭС является растущая зависимость страны от Китая. За предыдущие годы республика наладила весьма теплые отношения с КНР, что в конечном счете вылилось в определенную зависимость Душанбе от Пекина. В 2015 г. Китай вышел на первое место по прямым инвестициям с показателем в 1,5 млрд. долларов (Россия – 1,4 млрд. долларов). В планах Китая инвестировать 6 млрд. долларов.
Наряду с созданием и расширением совместных промышленных предприятий Пекин открывает для Душанбе доступные кредитные линии. Китайские банки только в 2015 г. открыли своп-линию на 500 млн. долларов для поддержки национальной валюты Таджикистана. Огромное влияние китайского бизнеса может привести к тому, что в случае вступления в ЕАЭС Таджикистан станет еще одной площадкой для экспансии китайских товаров, включая и контрабандный компонент (как это имело место в случае Киргизии).
Есть еще одна существенная причина противодействия вступлению страны в ЕАЭС. Либерализация связей со странами ЕАЭС приведет к тому, что доходы тех чиновников, которые контролируют соответствующие сферы, могут уменьшиться, тогда как увеличатся доходы других групп чиновников. Соответственно, произойдет перераспределение сфер влияния, а этого в руководстве республики опасаются.
У Таджикистана в рамках ЕАЭС может быть своя специализация. Целью интеграции являются углубление международного разделения труда, специализация и кооперирование производства. В рамках ЕАЭС Таджикистан мог бы специализироваться в выработке электроэнергии, производстве алюминия, цветных и редкоземельных металлов, продукции агропромышленного комплекса.
Энергетическое сотрудничество может стать ключевым моментом возможного членства Таджикистана в ЕАЭС. Таджикистан имеет большой и недостаточно используемый гидропотенциал. Вступление в ЕАЭС могло бы способствовать решению этой проблемы. Душанбе заинтересован в достройке Рогунской ГЭС (этому препятствует как позиция Узбекистана, так и недостаток средств у Таджикистана). Еще большие перспективы открываются при использовании гидроэнергетического потенциала реки Пяндж. Там возможно строительство двенадцати гидроэлектростанций, что, правда, вызовет негативную реакцию правительства Афганистана, опасающегося образования дефицита воды.
Существуют перспективы сотрудничества и в агропромышленной сфере. Таджикистан может стать важным производителем продуктов питания, а также хлопка и сырья для легкой промышленности стран ЕАЭС.
В перспективе, с учетом географического положения Таджикистана, есть возможности для прокладки Индо-Сибирской транспортной магистрали, которая станет самым коротким внутриматериковым путем из Сибири в Южную Азию.
Своя позиция есть государств ЕАЭС. Анализ внешнеэкономических связей Таджикистана на постсоветском пространстве показывает, что за годы независимости республика находилась в тесном сотрудничестве только с двумя странами ЕАЭС: Россией, которая является ее основным торговым и инвестиционным партнером, и соседом по региону Казахстаном, доля которого сравнительно высока в таджикском импорте. Соответственно, у других стран ЕАЭС нет существенного интереса к вступлению Таджикистана в Организацию.
И у России, и у Казахстана в целом положительная позиция касательно перспектив интеграции Таджикистана в ЕАЭС. Однако при этом есть и понимание, что это вступление, с учетом объективного состояния экономики страны, не должно форсироваться. Пример кризиса 2017 года в отношениях между Астаной и Бишкеком, когда вновь актуализировались не до конца решенные в процессе вступления Киргизии в ЕАЭС проблемы, показывает принципиальную возможность возникновения сходных проблем и в отношении Таджикистана. Экономические сложности, которые переживают члены ЕАЭС в настоящее время, также ограничивают их возможности для оказания экономической помощи новому и достаточно проблемному партнеру.
Россия в лице министра иностранных дел несколько раз заявляла о принципиальной возможности присоединения Таджикистана к ЕАЭС. В ходе визита в Душанбе в 2014 г. С.В. Лавров подчеркнул, что Россия открыта для таких «близких соседей», как Таджикистан. 20 ноября 2017 г. в ходе встречи в Дипломатической академии Азербайджана, отвечая на вопрос о Евразийском экономическом союзе, министр сообщил, что вопрос о членстве Таджикистана в ЕАЭС рассматривается.
В Казахстане имеются две конкурирующие точки зрения: одни полагают, что вступление Таджикистана в ЕАЭС вскоре последует; другие считают, что Таджикистан не проявляет серьезного интереса к вступлению и не проявит его в будущем.
В настоящее время позиция Таджикистана до конца не определена. Она заключается в том, что вопрос требует изучения и что необходимо дополнительно обдумать «плюсы» и «минусы» вероятного вхождения в ЕАЭС.
В Таджикистане давно ведутся дискуссии об интеграционном выборе. Анализ мнений о целесообразности вступления в Таможенный союз, а затем в ЕАЭС демонстрирует, что часть бизнес-сообщества, а также трудовые мигранты выступают за интеграцию. Многие из тех, кто «за», указывают на субсидии как основной мотив членства. Например, таджикский политик Рахматилло Зойиров утверждает, что из-за искусственного затягивания вступления в ЕАЭС республика только за последние два года потеряла 6 млрд. долларов. Вообще, вопрос об экономической помощи Таджикистану со стороны России достаточно сложен. Россия оказывает Таджикистану огромную, зачастую в финансовом отношении трудно исчисляемую, помощь. Без ее специальной инвентаризации непросто определить потери Таджикистана от невступления в ЕАЭС.
Кроме бизнеса, за вступление выступают трудовые мигранты и члены их семей. Для них это существенно облегчит поездки в Россию.
Среди тех, кто выступает против членства, распространена точка зрения, согласно которой мотивировка предложения Таджикистану вступить в ЕАЭС преимущественно геополитическая, а не экономическая. В связи с этим высказываются опасения в усилении зависимости от России, что снизит возможность взаимодействовать с другими великими державами. Так, критически настроенный эксперт Зафар Абдуллаев отмечает: «Москва хочет контролировать такие слабые экономики, как Таджикистан. Потому что России не нравится, что Китай и другие конкуренты инвестируют в экономику Таджикистана. Через привлечение в этот союз она хочет избавиться от инвестиций конкурентов. Москва прилагает все виды давления: политические и “мягкую силу”». Существует и точка зрения, согласно которой интеграция в Центральной Азии может служить для Таджикистана и других стран альтернативой интеграции с Россией.
В конце 2017 года Евразийский банк развития опубликовал исследование, в котором выявлено, что заинтересованность граждан Таджикистана к вступлению республики в ЕАЭС снижается. Несмотря на это, подавляющее большинство населения все еще – за вступление. Если в 2012 г. 76% населения Таджикистана выступало за присоединение к евразийскому интеграционному объединению, то в последующие годы этот показатель постепенно снижался, составив в 2017 г. 69%.
Возможное присоединение Таджикистана в ЕАЭС имеет «плюсы» и «минусы» – как для республики, так и для объединения в целом. С учетом того что у членов ЕАЭС имеется принципиальная готовность положительно рассмотреть заявку Таджикистана, Душанбе в конечном итоге самому предстоит решить вопрос о присоединении. Пока его позиция напоминает торговца на восточном рынке. В рамках многовекторной внешней политики Таджикистан пытается выторговать максимальную цену за свое членство и опасается продешевить.
Среди положительных моментов вступления для Таджикистана:
обретение возможности свободного передвижения рабочей силы, легализация трудовых мигрантов на общем рынке труда Казахстана, России и Белоруссии позволит гарантировать легальную и безопасную работу таджикских трудовых мигрантов;
получение субсидий и других видов экономической помощи от ЕАЭС и России, в частности, Таджикистан особенно заинтересован в импорте из России субсидируемых горюче-смазочных материалов без ограничений;
привлечение в страну региональных инвесторов;
дополнительные возможности для развития энергетики, транспорта, сельского хозяйства;
участие в ЕАЭС приведет к сокращению таможенных издержек при пересечении экспортными товарами нескольких границ, что актуально при экспорте из Таджикистана в Россию;
Таджикистан в перспективе может стать не только транзитным узлом, соединяющим страны Центральной Азии и СНГ с Юго-Восточной Азией, но и выйти к международным торговым путям;
усиление стратегического взаимодействия с Россией, что важно с учетом роста угроз безопасности на афганской границе; обеспечение политической безопасности и экономической стабильности.
Среди негативных сторон интеграции для Таджикистана:
необходимость повышения таможенных пошлин, что приведет к проблемам для наименее обеспеченной части населения страны;
опасение потенциальных геополитически мотивированных ограничений на получение помощи от других государств мира, в частности стран Запада, стран Персидского залива (Саудовской Аравии, Катара), а также в будущем – теоретически – и Китая (что особенно важно для Душанбе в силу того, что сейчас именно Пекин за счет инвестиционных и торговых связей играет доминирующую роль в экономике республики);
возможность распространения негативного эффекта антироссийских санкций.
Среди положительных сторон для ЕАЭС и, в частности, России:
стратегически важное положение Таджикистана как с экономической точки зрения (например, налаживания транспортных контактов с Южной Азией), так и с точки зрения военно-политической (обеспечение безопасности Центральной Азии и «южного фланга» России);
Таджикистан, граничащий с нестабильным Афганистаном, является своеобразным форпостом ОДКБ на пути непрекращающегося наркотрафика и экспорта джихадизма;
республика – важное звено в обеспечении контроля за стационарной околоземной орбитой;
страна обладает уникальными запасами природных ископаемых, в том числе таких стратегически важных, как золото, серебро, уран, редкоземельные металлы.
Среди отрицательных сторон присоединения Таджикистана для ЕАЭС и, в частности, России:
необходимость увеличения помощи Душанбе, что непросто с учетом экономических сложностей в странах ЕАЭС;
высокий риск невыполнения соглашений со стороны Таджикистана;
снижение контролируемости миграционных потоков на национальном уровне в силу правил ЕАЭС; трудовая миграция, решая ряд демографических проблем, одновременно создает социальную и социокультурную напряженность в принимающих странах, прежде всего в России;
активизация миграционных процессов содержит риски безопасности: с одной стороны, на территорию стран ЕАЭС может усилиться проникновение лиц с уже сложившимися террористическими взглядами; с другой – отторжение и неприятие принимающим сообществом мигрантов, а также коррупция среди правоохранительных структур толкают мигрантов в руки вербовщиков экстремистских организаций;
с учетом того, что через Таджикистан идет основной поток транзита наркотиков по «северному маршруту» из Афганистана, возможно усиление этого потока;
для уже вступившей в ЕАЭС Киргизии может возникнуть ряд экономических и социальных проблем: может усилиться конкуренция на «фруктовых рынках» ЕАЭС, которые пытается завоевать Бишкек, кроме того, может усилиться этническое напряжение между киргизами и выходцами из Таджикистана, которые работают на базарах на юге этой страны.
Уменьшить риски и увеличить положительные следствия интеграции как для Душанбе, так и для стран ЕАЭС могло бы ускорение экономических реформ в самом Таджикистане. В первую очередь следует устранить существенные противоречия между таможенными кодексами Таджикистана и ЕАЭС. Провести эти реформы необходимо еще до вступления в союз, так как, с учетом сложной социально-экономической ситуации в республике, процесс адаптации к нормам ЕАЭС должен быть длительным и постепенным.
В целом же налицо как позитивные, так и негативные моменты, связанные с возможным присоединением Таджикистана к ЕАЭС. Тщательная подготовка существенно уменьшит риски вступления. Окончательное решение будет зависеть от того, как власти этой страны и власти России и других государств-членов ЕАЭС будут разрешать существующие противоречия и проблемы.
Заключение
Россия и Таджикистан занимают особое положение во внешнеполитических стратегиях друг друга. В исследовании было показано, что для внешней политики РФ постсоветское пространство, к которому относится и РТ, остается сферой ключевых интересов, что отражено в концептуальных документах по внешней политике страны. Таджикистан традиционно считается одним из наиболее верных и надежных геополитических союзников России на пространстве СНГ.
Для Таджикистана развитие взаимоотношений с российской стороной отвечает национальным интересам, что особо подчеркивается в Концепции внешней политики РТ 2015 года. В названном документе также говорится, что именно РФ способствует поддержанию регионального мира и безопасности.
Анализ уровня развития политического партнерства между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан показывает, что отношения двух стран имеют статус стратегического партнерства. Стороны заинтересованы укреплять контакты по разнообразным направлениям.
Между Россией и Таджикистаном на данный момент заключено более 230 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, почти 30% которых обладают статусом действующих межгосударственных договоров и соглашений, а 20% касаются вопросов военного присутствия России на территории РТ, военного и военно-технического сотрудничества двух стран.
Россия и Таджикистан имеют двусторонние межгосударственные договоренности и в других сферах: экономики; информационного обмена; образования и науки; гражданства и трудовой миграции; реструктуризации задолженности; дипломатических отношений; транспорта; борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.
В российско-таджикских отношения наиболее обсуждаемыми являются следующие темы: региональные конфликты и проблемы разрешения кризисов на постсоветском пространстве; военное и пограничное сотрудничество; сотрудничество в областях международной и региональной политики; противодействие международному терроризму и наркоугрозе; влияние ситуации в Афганистане на центрально-азиатский регион; вопросы защиты южной границы Таджикистана; сотрудничество в сферах энергетики, промышленности, транспорта и коммуникаций; увеличение товарооборота РФ и РТ; совместные инвестиционные проекты; реализация соглашений в области развития гидроэнергетики и цветной металлургии; строительство гидроэлектростанции «Сангтуда-1» и проектирование Рогунской гидроэлектростанции; сотрудничество в сферах науки, образования и культуры; трудовая миграция; гуманитарные вопросы.
Кроме двусторонних встреч президенты РФ и РТ регулярно встречаются и обсуждают вопросы российско-таджикского и многостороннего сотрудничества в рамках рабочих поездок и различных международных форумов, в частности, на заседаниях Совета глав государств-участников СНГ, Высшего евразийского экономического совета ЕАЭС, заседаниях Совета коллективной безопасности государств-участников ОДКБ, саммитах Шанхайской организации сотрудничества.
Исследование особенностей взаимодействия Российской Федерации и Республики Таджикистан в рамках региональных интеграционных структур продемонстрировало особый характер стратегического партнерства сторон – интересы РФ и РТ пересекаются особенно сильно в рамках таких организаций как ОДКБ и ШОС, стороны поддерживают инициативы друг друга в противодействии вызовам и угрозам региональной безопасности и стабильности.
Проведенное исследование российско-таджикских отношений доказывает их поступательный дружественный характер, стороны сегодня имеют много общего по вопросам мировой политике, а также по борьбе с вызовами и угрозами региональной безопасности, и предпринимают усилия по укреплению своего стратегического партнерства.
Список использованных источников и литературы
Источники
Законодательные акты:
Закон Республики Таджикистан №378 от 31 августа 1991 г. «Об изменении названия Таджикской Советской Социалистической Республики и внесении изменений в Конституцию (Основной Закон) Таджикской ССР» // Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. 1991. №18. С. 226.
Конституция Республики Таджикистан (на таджикском и русском языках). Душанбе: Нашриёти Ган, 2016.
Концепция внешней политики Республики Таджикистан (Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан №332 от 27 января 2015 года).
Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г. // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Правовая база «КонсультантПлюс».
Договоры и соглашения:
Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. // URL: http://www.tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/Pages/Dogovor_26021999.aspx
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // URL: http://www.evrazes.com/docs/view/3
Протокол по политическим вопросам от 18 мая 1997 г. // URL: http://www.tajikistan.turkestan.ru/tj/konflikt/documents/k.html
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан, от 25 мая 1993 года // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=26841
Выступления первых лиц государства:
Рахмон Э. Послание Парламенту страны от 20 апреля 2012 года // Народная газета. 2012. №17 (19830) от 25 апреля.
Рахмон Э. Послание Парламенту страны от 24 апреля 2010 года // Народная газета. 2010. №17 (19726) от 28 апреля.
Статистические данные:
Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан // URL: https://www.stat.tj/ru/
Федеральная таможенная службы России // URL: http://www.customs.ru
Литература
Монографии:
Годы, которые изменили Центральную Азию. Под ред. И.Д. Звягельской. М.: ИВ РАН, ЦСПИ, 2009.
Гусев Л.Ю. Основные направления политического и экономико-энергетического развития Казахстана. М.: Директ-Медиа, 2016.
Зарифи. Серия: Внешняя политика Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2009.
Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2008.
Махмадов А.Н., Хопёрская Л.Л. Современный Таджикистан: диалектика независимости и интеграции (политико-правовой анализ). Душанбе: Дониш, 2016.
Мендкович Н.А. На пути к Евразийскому экономическому чуду. Россия и интеграция на постсоветском пространстве. М.: ООО ТД Алгоритм, 2015.
Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Том 1. Душанбе: Ирфон, 2006.
Новая страница таджикской дипломатии. Под общ. ред. Х. Зарифи. Душанбе: Ирфон, 2013.
Саидов З.Ш. Основные внешнеполитические интересы Таджикистана на рубеже веков. Душанбе: Контраст, 2011.
Диссертации:
Мещеряков К.Е. Эволюция внешней политики Российской Федерации в центральной Азии в 1991–2012 гг. Дисс. д.и.н. СПб., 2014.
Статьи:
Бондарец Л.М. Внешнеполитический фактор конфликтной ситуации в Центральной Азии // Материалы международной конференции «Будущее государств Центральной Азии», 26-28 июня 2001 г. Бишкек, 2001.
Боришполец К.П., Чернявский С.И. Среднесрочный прогноз развития ситуации в регионе Центральной Азии // Вестник МГИМО-Университета. 2010. №4. С. 28-32.
Гусев Л.Ю. Водно-энергетические проблемы Центральной Азии и возможные пути их разрешения // Вестник МГИМО Университета. 2013. №6. С. 34-41.
Гусев Л.Ю. Россия – Центральная Азия: перспективы отношений // Обозреватель – Observer. 2005. №12. С. 64-68.
Дадабаева З.А. Республика Таджикистан в процессах евразийской интеграции // Архонт. 2017. №1. С. 37-42.
Дадабаева З.А. Таджикистан – Таможенный союз: возможности и перспективы взаимодействия // Проблемы постсоветского пространства. 2015. №1. С. 35-57.
Селезнев И.А. Роль институциональных структур в процессе евразийской интеграции // Социально-гуманитарные знания. 2016. №6. С. 209-219.
Сергеев В.М., Кузьмин А.С., Алексеенкова Е.С., Казанцев А.А. Москва и Санкт-Петербург как центры притяжения социальных сетей // Полис. 2007. №2. С. 31-43.
Старчак М.В. США vs Россия в сотрудничестве с Таджикистаном в военно-политической сфере // Центральная Азия и Кавказ. 2009. №3 (63). С. 20-35.
Шаймергенов Т. Проблемы и перспективы реализации центрально-азиатской стратегии НАТО: роль Казахстана // Центральная Азия и Кавказ. 2008. №2 (56).
Ресурсы Интернет:
Абдулхасанов Ш. Таджикистан и ЕАЭС, есть ли совместное будущее? // URL: http://polit-asia.kz/index.php/ru/analytics/2132-tadzhikistan-i-eaes-est-li-sovmestnoe-budushchee
Боронин О. Растерянные приоритеты. Что делать России в Центральной Азии? // URL: http://www.intertrends.ru/two/013.htm
Возможно ли вступление Таджикистана в ЕАЭС? // URL: https://rus.azattyq.org/a/tajikistan-eaes-vozmozhnost-vstuplenia/28877387.html
Джураева Ш. Амнистия для трудовых мигрантов из Таджикистана – игра с тенью // Ритм Евразии. 2017. 10 апреля // URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2017-04-10--amnistia-dlja-trudovyh-migrantov-iz-tadzhikistana-igra-s-tenju-29494
ЕАЭС Евразийский экономический Союз. Общая информация // URL: http://www.eaeunion.org/#about
Евсеев В. Таджикистан: внешний периметр российской границы // URL: http://politcom.ru/8726.html
Индийская компания рассмотрит вопрос о строительстве трех ГЭС в Таджикистане // URL: http://avesta.tj/2016/12/19/indijskaya-kompaniya-rassmotrit-vopros-o-stroitelstve-treh-ges-v-tadzhikistane/
Интерес падает: присоединение Таджикистана к ЕАЭС // URL: uz.com/world/20180126/7353322/prisoedinenie-tadjikistana-k-eaes.html
Медведев О. Российско-таджикский саммит // URL: https://www.kommersant.ru/doc/48914
Павловец Ю. Участие Таджикистана в ЕАЭС – реальность или далекая перспектива? // URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2016-08-01--uchastie-tadzhikistana-v-eaes-realnost-ili-dalekaja-perspektiva-24983
Парамонов В. Двустороннее сотрудничество России и Таджикистана в военной сфере // URL: http://www.easttime.ru/analitic/3/5/536.html
Попов Д.С. Трудовая миграция из Таджикистана в цифрах // Российский институт стратегических исследований. 2015. 29 мая // URL: http://riss.ru/analitycs/17465/
Попов Н, Содиков М., Шарипов С. Шанхайская организация сотрудничества и ее взаимодействие с Республикой Таджикистан // URL: http://www.bagsurb.ru/about/journal/o-zhurnale/POPOV,%20SODIKOV,%20SHARIPOV.pdf
Посольство Российская Федерация в Республике Таджикистан: Торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.rusemb.tj/ru
Россия перебросит 70 миллиардов к Афганистану // URL: https://www.kommersant.ru/doc/2699992
Саркорова А. Кризис на Украине: реакция стран Центральной Азии // URL: https://www.bbc.com/russian/international/2014/08/140806_ukraine_crisis_central_asia_reaction
Таджикистан зовут в ЕАЭС, республика тянет и теряет деньги // URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/11/22/tadzhikistan-zovut-v-eaes-respublika-tyanet-i-teryaet-dengi
Таджикистан-Россия: дружбе быть // URL: http://news.tj/ru
Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации с Туркменистаном // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/tm/tm_ru_relations/tm_ru_trade/
Фасхутдинов Г. Таджикистан: ВТО и Таможенный союз – два вектора и два подхода // URL: http:dw.de/p/148Od
Бондарец Л.М. Внешнеполитический фактор конфликтной ситуации в Центральной Азии // Материалы международной конференции «Будущее государств Центральной Азии», 26-28 июня 2001 г. Бишкек, 2001.
Боришполец К.П., Чернявский С.И. Среднесрочный прогноз развития ситуации в регионе Центральной Азии // Вестник МГИМО-Университета. 2010. №4. С. 28-32.
Боронин О. Растерянные приоритеты. Что делать России в Центральной Азии? // URL: http://www.intertrends.ru/two/013.htm
Годы, которые изменили Центральную Азию. Под ред. И.Д. Звягельской. М.: ИВ РАН, ЦСПИ, 2009.
Гусев Л.Ю. Водно-энергетические проблемы Центральной Азии и возможные пути их разрешения // Вестник МГИМО Университета. 2013. №6. С. 34-41; Гусев Л.Ю. Россия – Центральная Азия: перспективы отношений // Обозреватель – Observer. 2005. №12. С. 64-68.
Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2008.
Мещеряков К.Е. Эволюция внешней политики Российской Федерации в центральной Азии в 1991–2012 гг. Дисс. д.и.н. СПб., 2014.
Селезнев И.А. Роль институциональных структур в процессе евразийской интеграции // Социально-гуманитарные знания. 2016. №6. С. 209-219.
Шаймергенов Т. Проблемы и перспективы реализации центрально-азиатской стратегии НАТО: роль Казахстана // Центральная Азия и Кавказ. 2008. №2 (56).
Джураева Ш. Амнистия для трудовых мигрантов из Таджикистана – игра с тенью // Ритм Евразии. 2017. 10 апреля // URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2017-04-10--amnistia-dlja-trudovyh-migrantov-iz-tadzhikistana-igra-s-tenju-29494
Евсеев В. Таджикистан: внешний периметр российской границы // URL: http://politcom.ru/8726.html
Махмадов А.Н., Хопёрская Л.Л. Современный Таджикистан: диалектика независимости и интеграции (политико-правовой анализ). Душанбе: Дониш, 2016.
Медведев О. Российско-таджикский саммит // URL: https://www.kommersant.ru/doc/48914
Саидов З.Ш. Основные внешнеполитические интересы Таджикистана на рубеже веков. Душанбе: Контраст, 2011.
Старчак М.В. США vs Россия в сотрудничестве с Таджикистаном в военно-политической сфере // Центральная Азия и Кавказ. 2009. №3 (63). С. 20-35.
Парамонов В. Двустороннее сотрудничество России и Таджикистана в военной сфере // URL: http://www.easttime.ru/analitic/3/5/536.html
Попов Д.С. Трудовая миграция из Таджикистана в цифрах // Российский институт стратегических исследований. 2015. 29 мая // URL: http://riss.ru/analitycs/17465/
Абдулхасанов Ш. Таджикистан и ЕАЭС, есть ли совместное будущее? // URL: http://polit-asia.kz/index.php/ru/analytics/2132-tadzhikistan-i-eaes-est-li-sovmestnoe-budushchee
Дадабаева З.А. Республика Таджикистан в процессах евразийской интеграции // Архонт. 2017. №1. С. 37-42; Дадабаева З.А. Таджикистан – Таможенный союз: возможности и перспективы взаимодействия // Проблемы постсоветского пространства. 2015. №1. С. 35-57.
Мендкович Н.А. На пути к Евразийскому экономическому чуду. Россия и интеграция на постсоветском пространстве. М.: ООО ТД Алгоритм, 2015.
Павловец Ю. Участие Таджикистана в ЕАЭС – реальность или далекая перспектива? // URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2016-08-01--uchastie-tadzhikistana-v-eaes-realnost-ili-dalekaja-perspektiva-24983
Попов Н., Содиков М., Шарипов С. Шанхайская организация сотрудничества и ее взаимодействие с Республикой Таджикистан // URL: http://www.bagsurb.ru/about/journal/o-zhurnale/POPOV,%20SODIKOV,%20SHARIPOV.pdf
Фасхутдинов Г. Таджикистан: ВТО и Таможенный союз – два вектора и два подхода // URL: http:dw.de/p/148Od
Рахмон Э. Послание Парламенту страны от 20 апреля 2012 года // Народная газета. 2012. №17 (19830) от 25 апреля.
См.: Закон Республики Таджикистан №378 от 31 августа 1991 г. «Об изменении названия Таджикской Советской Социалистической Республики и внесении изменений в Конституцию (Основной Закон) Таджикской ССР» // Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. 1991. №18. С. 226.
Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня. В двух томах. Том 1. Под общ. ред. Хамрохона
Зарифи. Серия: Внешняя политика Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2009. С. 12.
См.: Конституция Республики Таджикистан (на таджикском и русском языках). Душанбе: Нашриёти Ган, 2016. С. 71-72.
Там же. С. 107.
См.: Саидов З.Ш. Основные внешнеполитические интересы Таджикистана на рубеже веков. Душанбе:
Контраст, 2011. С. 13.
Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Том 1. Душанбе: Ирфон, 2006. С. 155.
Саидов З.Ш. Основные внешнеполитические интересы Таджикистана на рубеже веков. Душанбе:
Контраст, 2011. С. 14.
Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Том 1. Душанбе: Ирфон, 2006. С. 40.
Рахмон Э. Послание Парламенту страны от 24 апреля 2010 года // Народная газета. 2010. №17 (19726) от 28 апреля.
Новая страница таджикской дипломатии. Под общ. ред. Х. Зарифи. Душанбе: Ирфон, 2013. С. 65.
См.: Концепция внешней политики Республики Таджикистан (Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан №332 от 27 января 2015 года).
См.: Концепция внешней политики Республики Таджикистан (Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан №332 от 27 января 2015 года).
Индийская компания рассмотрит вопрос о строительстве трех ГЭС в Таджикистане // URL:
http://avesta.tj/2016/12/19/indijskaya-kompaniya-rassmotrit-vopros-o-stroitelstve-treh-ges-v-tadzhikistane/
Концепция внешней политики Республики Таджикистан (Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан №332 от 27 января 2015 года).
Концепция внешней политики Республики Таджикистан (Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан №332 от 27 января 2015 года).
См.: Мендкович Н.А. На пути к Евразийскому экономическому чуду. Россия и интеграция на постсоветском пространстве. М.: ООО ТД Алгоритм, 2015.
Махмадов А.Н., Хопёрская Л.Л. Современный Таджикистан: диалектика независимости и интеграции (политико-правовой анализ). Душанбе: Дониш, 2016. С. 121.
Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г. // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
Годы, которые изменили Центральную Азию. Под ред. И.Д. Звягельской. М.: ИВ РАН, ЦСПИ, 2009. С. 10.
Шаймергенов Т. Проблемы и перспективы реализации центрально-азиатской стратегии НАТО: роль Казахстана // Центральная Азия и Кавказ. 2008. №2 (56). С. 58.
Бондарец Л.М. Внешнеполитический фактор конфликтной ситуации в Центральной Азии // Материалы международной конференции «Будущее государств Центральной Азии», 26-28 июня 2001 г. Бишкек, 2001. С. 65.
Там же.
Бондарец Л.М. Внешнеполитический фактор конфликтной ситуации в Центральной Азии // Материалы международной конференции «Будущее государств Центральной Азии», 26-28 июня 2001 г. Бишкек, 2001. С. 67.
Там же.
Там же. С. 68.
Боронин О. Растерянные приоритеты. Что делать России в Центральной Азии? // URL: http://www.intertrends.ru/two/013.htm
Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации с Туркменистаном // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/tm/tm_ru_relations/tm_ru_trade/
Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2008. С. 138.
Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. // URL: http://www.tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/Pages/Dogovor_26021999.aspx
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // URL: http://www.evrazes.com/docs/view/3
ЕАЭС Евразийский экономический Союз. Общая информация // URL: http://www.eaeunion.org/#about
Посольство Российская Федерация в Республике Таджикистан: Торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.rusemb.tj/ru
Таджикистан-Россия: дружбе быть // URL: http://news.tj/ru
Федеральная таможенная службы России // URL: http://www.customs.ru
Там же.
Там же.
Попов Д.С. Трудовая миграция из Таджикистана в цифрах // Российский институт стратегических исследований. 2015. 29 мая // URL: http://riss.ru/analitycs/17465/
Джураева Ш. Амнистия для трудовых мигрантов из Таджикистана – игра с тенью // Ритм Евразии. 2017. 10 апреля // URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2017-04-10--amnistia-dlja-trudovyh-migrantov-iz-tadzhikistana-igra-s-tenju-29494
Медведев О. Российско-таджикский саммит // URL: https://www.kommersant.ru/doc/48914
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан, от 25 мая 1993 года // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=26841
Евсеев В. Таджикистан: внешний периметр российской границы // URL: http://politcom.ru/8726.html
Мещеряков К.Е. Эволюция внешней политики Российской Федерации в центральной Азии в 1991–2012 гг. Дисс. д.и.н. СПб., 2014. С. 371.
Парамонов В. Двустороннее сотрудничество России и Таджикистана в военной сфере // URL: http://www.easttime.ru/analitic/3/5/536.html
Протокол по политическим вопросам от 18 мая 1997 г. // URL: http://www.tajikistan.turkestan.ru/tj/konflikt/documents/k.html
Медведев О. Российско-таджикский саммит // URL: https://www.kommersant.ru/doc/48914
Старчак М.В. США vs Россия в сотрудничестве с Таджикистаном в военно-политической сфере // Центральная Азия и Кавказ. 2009. №3 (63). С. 20-35.
Россия перебросит 70 миллиардов к Афганистану // URL: https://www.kommersant.ru/doc/2699992
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Правовая база «КонсультантПлюс».
Саркорова А. Кризис на Украине: реакция стран Центральной Азии // URL: https://www.bbc.com/russian/international/2014/08/140806_ukraine_crisis_central_asia_reaction
Цит. по: Саркорова А. Кризис на Украине: реакция стран Центральной Азии // URL: https://www.bbc.com/russian/international/2014/08/140806_ukraine_crisis_central_asia_reaction
Попов Н, Содиков М., Шарипов С. Шанхайская организация сотрудничества и ее взаимодействие с Республикой Таджикистан // URL: http://www.bagsurb.ru/about/journal/o-zhurnale/POPOV,%20SODIKOV,%20SHARIPOV.pdf
См.: там же.
Боришполец К.П., Чернявский С.И. Среднесрочный прогноз развития ситуации в регионе Центральной
Азии // Вестник МГИМО-Университета. 2010. №4. С. 28-32.
Гусев Л.Ю. Россия – Центральная Азия: перспективы отношений // Обозреватель – Observer. 2005. №12. С. 64-68.
Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан // URL: https://www.stat.tj/ru/
Сергеев В.М., Кузьмин А.С., Алексеенкова Е.С., Казанцев А.А. Москва и Санкт-Петербург как центры притяжения социальных сетей // Полис. 2007. №2. С. 31-43.
Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан // URL: https://www.stat.tj/ru/
Гусев Л.Ю. Водно-энергетические проблемы Центральной Азии и возможные пути их разрешения //
Вестник МГИМО Университета. 2013. №6. С. 34-41.
См,: Павловец Ю. Участие Таджикистана в ЕАЭС – реальность или далекая перспектива? // URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2016-08-01--uchastie-tadzhikistana-v-eaes-realnost-ili-dalekaja-perspektiva-24983
См.: Селезнев И.А. Роль институциональных структур в процессе евразийской интеграции // Социально-гуманитарные знания. 2016. №6. С. 209-219.
Дадабаева З.А. Республика Таджикистан в процессах евразийской интеграции // Архонт. 2017. №1. С. 37-42.
Дадабаева З.А. Таджикистан – Таможенный союз: возможности и перспективы взаимодействия // Проблемы постсоветского пространства. 2015. №1. С. 35-57.
Гусев Л.Ю. Основные направления политического и экономико-энергетического развития Казахстана.
М.: Директ-Медиа, 2016. С. 63.
Возможно ли вступление Таджикистана в ЕАЭС? // URL: https://rus.azattyq.org/a/tajikistan-eaes-vozmozhnost-vstuplenia/28877387.html
Там же.
Фасхутдинов Г. Таджикистан: ВТО и Таможенный союз – два вектора и два подхода // URL: http:dw.de/p/148Od
Таджикистан зовут в ЕАЭС, республика тянет и теряет деньги // URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/11/22/tadzhikistan-zovut-v-eaes-respublika-tyanet-i-teryaet-dengi
Возможно ли вступление Таджикистана в ЕАЭС? // URL: https://rus.azattyq.org/a/tajikistan-eaes-vozmozhnost-vstuplenia/28877387.html
Интерес падает: присоединение Таджикистана к ЕАЭС // URL: uz.com/world/20180126/7353322/prisoedinenie-tadjikistana-k-eaes.html
Абдулхасанов Ш. Таджикистан и ЕАЭС, есть ли совместное будущее? // URL: http://polit-
asia.kz/index.php/ru/analytics/2132-tadzhikistan-i-eaes-est-li-sovmestnoe-budushchee
4
Источники
Законодательные акты:
1. Закон Республики Таджикистан №378 от 31 августа 1991 г. «Об изменении названия Таджикской Советской Социалистической Республики и внесении изменений в Конституцию (Основной Закон) Таджикской ССР» // Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. 1991. №18. С. 226.
2. Конституция Республики Таджикистан (на таджикском и русском языках). Душанбе: Нашриёти Ган, 2016.
3. Концепция внешней политики Республики Таджикистан (Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан №332 от 27 января 2015 года).
4. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г. // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
5. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Правовая база «КонсультантПлюс».
Договоры и соглашения:
6. Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. // URL: http://www.tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/Pages/Dogovor_26021999.aspx
7. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // URL: http://www.evrazes.com/docs/view/3
8. Протокол по политическим вопросам от 18 мая 1997 г. // URL: http://www.tajikistan.turkestan.ru/tj/konflikt/documents/k.html
9. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан, от 25 мая 1993 года // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=26841
Выступления первых лиц государства:
10. Рахмон Э. Послание Парламенту страны от 20 апреля 2012 года // Народная газета. 2012. №17 (19830) от 25 апреля.
11. Рахмон Э. Послание Парламенту страны от 24 апреля 2010 года // Народная газета. 2010. №17 (19726) от 28 апреля.
Статистические данные:
12. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан // URL: https://www.stat.tj/ru/
13. Федеральная таможенная службы России // URL: http://www.customs.ru
Литература
Монографии:
14. Годы, которые изменили Центральную Азию. Под ред. И.Д. Звягельской. М.: ИВ РАН, ЦСПИ, 2009.
15. Гусев Л.Ю. Основные направления политического и экономико-энергетического развития Казахстана. М.: Директ-Медиа, 2016.
16. Зарифи. Серия: Внешняя политика Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2009.
17. Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2008.
18. Махмадов А.Н., Хопёрская Л.Л. Современный Таджикистан: диалектика независимости и интеграции (политико-правовой анализ). Душанбе: Дониш, 2016.
19. Мендкович Н.А. На пути к Евразийскому экономическому чуду. Россия и интеграция на постсоветском пространстве. М.: ООО ТД Алгоритм, 2015.
20. Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Том 1. Душанбе: Ирфон, 2006.
21. Новая страница таджикской дипломатии. Под общ. ред. Х. Зарифи. Душанбе: Ирфон, 2013.
22. Саидов З.Ш. Основные внешнеполитические интересы Таджикистана на рубеже веков. Душанбе: Контраст, 2011.
Диссертации:
23. Мещеряков К.Е. Эволюция внешней политики Российской Федерации в центральной Азии в 1991–2012 гг. Дисс. д.и.н. СПб., 2014.
Статьи:
24. Бондарец Л.М. Внешнеполитический фактор конфликтной ситуации в Центральной Азии // Материалы международной конференции «Будущее государств Центральной Азии», 26-28 июня 2001 г. Бишкек, 2001.
25. Боришполец К.П., Чернявский С.И. Среднесрочный прогноз развития ситуации в регионе Центральной Азии // Вестник МГИМО-Университета. 2010. №4. С. 28-32.
26. Гусев Л.Ю. Водно-энергетические проблемы Центральной Азии и возможные пути их разрешения // Вестник МГИМО Университета. 2013. №6. С. 34-41.
27. Гусев Л.Ю. Россия – Центральная Азия: перспективы отношений // Обозреватель – Observer. 2005. №12. С. 64-68.
28. Дадабаева З.А. Республика Таджикистан в процессах евразийской интеграции // Архонт. 2017. №1. С. 37-42.
29. Дадабаева З.А. Таджикистан – Таможенный союз: возможности и перспективы взаимодействия // Проблемы постсоветского пространства. 2015. №1. С. 35-57.
30. Селезнев И.А. Роль институциональных структур в процессе евразийской интеграции // Социально-гуманитарные знания. 2016. №6. С. 209-219.
31. Сергеев В.М., Кузьмин А.С., Алексеенкова Е.С., Казанцев А.А. Москва и Санкт-Петербург как центры притяжения социальных сетей // Полис. 2007. №2. С. 31-43.
32. Старчак М.В. США vs Россия в сотрудничестве с Таджикистаном в военно-политической сфере // Центральная Азия и Кавказ. 2009. №3 (63). С. 20-35.
33. Шаймергенов Т. Проблемы и перспективы реализации центрально-азиатской стратегии НАТО: роль Казахстана // Центральная Азия и Кавказ. 2008. №2 (56).
Ресурсы Интернет:
34. Абдулхасанов Ш. Таджикистан и ЕАЭС, есть ли совместное будущее? // URL: http://polit-asia.kz/index.php/ru/analytics/2132-tadzhikistan-i-eaes-est-li-sovmestnoe-budushchee
35. Боронин О. Растерянные приоритеты. Что делать России в Центральной Азии? // URL: http://www.intertrends.ru/two/013.htm
36. Возможно ли вступление Таджикистана в ЕАЭС? // URL: https://rus.azattyq.org/a/tajikistan-eaes-vozmozhnost-vstuplenia/28877387.html
37. Джураева Ш. Амнистия для трудовых мигрантов из Таджикистана – игра с тенью // Ритм Евразии. 2017. 10 апреля // URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2017-04-10--amnistia-dlja-trudovyh-migrantov-iz-tadzhikistana-igra-s-tenju-29494
38. ЕАЭС Евразийский экономический Союз. Общая информация // URL: http://www.eaeunion.org/#about
39. Евсеев В. Таджикистан: внешний периметр российской границы // URL: http://politcom.ru/8726.html
40. Индийская компания рассмотрит вопрос о строительстве трех ГЭС в Таджикистане // URL: http://avesta.tj/2016/12/19/indijskaya-kompaniya-rassmotrit-vopros-o-stroitelstve-treh-ges-v-tadzhikistane/
41. Интерес падает: присоединение Таджикистана к ЕАЭС // URL: uz.com/world/20180126/7353322/prisoedinenie-tadjikistana-k-eaes.html
42. Медведев О. Российско-таджикский саммит // URL: https://www.kommersant.ru/doc/48914
43. Павловец Ю. Участие Таджикистана в ЕАЭС – реальность или далекая перспектива? // URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2016-08-01--uchastie-tadzhikistana-v-eaes-realnost-ili-dalekaja-perspektiva-24983
44. Парамонов В. Двустороннее сотрудничество России и Таджикистана в военной сфере // URL: http://www.easttime.ru/analitic/3/5/536.html
45. Попов Д.С. Трудовая миграция из Таджикистана в цифрах // Российский институт стратегических исследований. 2015. 29 мая // URL: http://riss.ru/analitycs/17465/
46. Попов Н, Содиков М., Шарипов С. Шанхайская организация сотрудничества и ее взаимодействие с Республикой Таджикистан // URL: http://www.bagsurb.ru/about/journal/o-zhurnale/POPOV,%20SODIKOV,%20SHARIPOV.pdf
47. Посольство Российская Федерация в Республике Таджикистан: Торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.rusemb.tj/ru
48. Россия перебросит 70 миллиардов к Афганистану // URL: https://www.kommersant.ru/doc/2699992
49. Саркорова А. Кризис на Украине: реакция стран Центральной Азии // URL: https://www.bbc.com/russian/international/2014/08/140806_ukraine_crisis_central_asia_reaction
50. Таджикистан зовут в ЕАЭС, республика тянет и теряет деньги // URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/11/22/tadzhikistan-zovut-v-eaes-respublika-tyanet-i-teryaet-dengi
51. Таджикистан-Россия: дружбе быть // URL: http://news.tj/ru
52. Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации с Туркменистаном // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/tm/tm_ru_relations/tm_ru_trade/
53. Фасхутдинов Г. Таджикистан: ВТО и Таможенный союз – два вектора и два подхода // URL: http:dw.de/p/148Od
Вопрос-ответ:
Какие концептуальные и политические основы лежат в основе российско-таджикских отношений?
Российско-таджикские отношения основываются на принципах взаимного уважения, доверия и взаимовыгодного сотрудничества. Ключевыми направлениями сотрудничества являются политика, секурити, экономика и гуманитарное сотрудничество.
Какое место занимает Таджикистан и Центральная Азия во внешней политике Российской Федерации?
Таджикистан и Центральная Азия являются приоритетными направлениями внешней политики Российской Федерации. Россия стремится укрепить свои партнерские отношения с этими странами в области политики, экономики и безопасности.
В чем заключается стратегическое партнерство между Россией и Таджикистаном?
Стратегическое партнерство между Россией и Таджикистаном охватывает множество сфер сотрудничества. Это включает в себя взаимодействие в политической сфере, вопросы безопасности, экономическое сотрудничество, включая торговлю и инвестиции, а также гуманитарное сотрудничество в области образования, культуры и туризма.
Какое значение имеет Таджикистан для России и насколько важно развивать партнерство с этой страной?
Таджикистан имеет стратегическое значение для России, особенно в контексте обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии. Развитие партнерства с Таджикистаном также позволяет России укрепить свои интересы в этом регионе и повысить свою геополитическую важность.
Какие перспективы открываются перед российско-таджикским стратегическим партнерством в будущем?
Перспективы российско-таджикского стратегического партнерства включают в себя дальнейшее развитие сотрудничества в различных сферах, таких как политика, экономика и безопасность. Это также предполагает создание новых проектов и инициатив, которые способствуют развитию обеих стран.
Каково современное состояние и перспективы стратегического партнерства России и Таджикистана?
Современное состояние стратегического партнерства между Россией и Таджикистаном характеризуется тесными и доверительными отношениями, сотрудничеством в различных сферах. За последние годы были достигнуты значительные успехи в экономической, политической и культурной сферах. В перспективе стратегическое партнерство России и Таджикистана может укрепиться и развиться еще больше. Обе стороны имеют общие интересы в борьбе с терроризмом и криминалом, развитии экономики, поддержке стабильности в регионе.
Какие концептуальные и политические основы лежат в основе российско-таджикских отношений на современном этапе?
Основными концептуальными и политическими основами российско-таджикских отношений являются принципы равноправия, взаимовыгодного сотрудничества, уважения интересов и суверенитета другой страны. Обе стороны стремятся к дальнейшему развитию и укреплению доверия между двумя государствами. Также важными факторами являются борьба с транснациональной преступностью и терроризмом, урегулирование конфликтов, сотрудничество в сфере обороны и безопасности.
Какое место Таджикистан и Центральная Азия занимают во внешней политике России?
Таджикистан и Центральная Азия играют важную роль во внешней политике России. Россия рассматривает регион как приоритетное направление своей внешней политики. Это связано с геополитическим положением региона, ростом экономического потенциала и значимостью для обеспечения своих интересов в Средней Азии. Россия активно сотрудничает с Таджикистаном и другими странами Центральной Азии в различных сферах, включая экономику, энергетику, транспорт, безопасность и культуру.
Каково современное состояние стратегического партнерства России и Таджикистана?
Современное состояние стратегического партнерства России и Таджикистана характеризуется тесными и дружественными отношениями между двумя странами. Российская Федерация является главным экономическим партнером Таджикистана, обеспечивая значительные инвестиции и помощь в развитии различных секторов экономики. Также существует военное сотрудничество между двуми странами, в рамках которого Россия наделяет Таджикистан военной техникой и обучает его военнослужащих.
Какие концепции внешней политики преследует Республика Таджикистан?
Республика Таджикистан придерживается многополюсной внешнеполитической концепции, основанной на уровновешивании интересов с различными мировыми державами. Таджикистан проводит активную дипломатическую политику, участвуя в различных международных организациях и инициативах. Основными целями таджикской внешней политики являются поддержка национальных интересов, обеспечение стабильности и безопасности региона, а также развитие экономического сотрудничества со странами СНГ и другими государствами.
Какое место занимает Таджикистан во внешней политике России?
Таджикистан занимает важное место во внешней политике Российской Федерации, особенно в контексте стратегического партнерства. Россия рассматривает Таджикистан как важного союзника и ключевого партнера в Центральной Азии. Обе страны сотрудничают во многих сферах, включая политическое и военное сотрудничество, экономическое развитие и культурные связи. Россия также поддерживает Таджикистан в решении многочисленных внутренних и внешних вызовов и помогает обеспечить стабильность и безопасность в регионе.
Каковы причины и основные положения внешнеполитической концепции Республики Таджикистан на современном этапе?
Основные причины внешнеполитической концепции Республики Таджикистан на современном этапе включают обеспечения национальной безопасности, развития экономики и повышения международного престижа. Основными положениями этой концепции являются мир, стабильность, устойчивость и взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами.