Cоциальная работа с подростками в условиях социального приюта на примере ГБУ
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 23.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА 6
1.1. Подростки как объект социальной работы 6
1.2. Нормативно-правовая база социальной работы с подростками в условиях социального приюта 11
1.3. Формы и методы социальной работы с подростками в условиях социального приюта 14
2. ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ НА ПРИМЕРЕ ГБУ «ПЕТУХОВСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» 20
2.1. Опыт социальной работы с подростками 20
2.2. Пути совершенствования социальной работы с подростками 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Многие из специализированных учреждений стали создавать свои уникальные программы, технологии и модели социально-педагогической реабилитации.Важно отметить, что основная задача социальной реабилитации несовершеннолетних в приютах - сохранить для ребенка семью. В целях укрепления детско-родительских отношений в социальных приютах для детей и подростков должны постоянно проводиться совместные мероприятия для детей и родителей, однако, к сожалению, практика работы социальных приютов оказывает, что на сегодняшний день, организуемая работа направлена в большей степени только на личность подростка.Данный факт, по нашему мнению, должен быть изменен, в силу того что, в некоторых ситуациях сохранение семьи возможно и является наиболее благоприятным решением проблемы для личности подростка. При этом, в случае работы с семьей, все равно необходимо оценивать ее общее состояние, поведение и уровень обеспечения, а также учитывать мнение подростка и его пожелания по вопросам дальнейшей жизнедеятельности.Одним из возможных мероприятий, которое показывает эффективность - «детский день». Это день, в который для родителей и детей организуются совместные реабилитационные мероприятия, родители получают необходимые профессиональные консультации [16].Таким образом, важным направлением деятельности приюта должна быть разработка и реализация программ и проектов, направленных на профилактическую работу с родителями в условиях приюта. В качестве примера, приведем мероприятия, которые может быть реализовано в рамках профилактической программы «Семья - основа жизни»:- лектории для родителей,- круглые столы, - встречи родителей и детей со специалистами (психологи, специалисты по социальной работе, педагоги, медики), - экскурсии, - совместные игровые занятия с детьми и родителями. Таким образом, участники подобных программ получают практические знания и навыки по формированию внутрисемейных отношений и ценностей, поиску путей выхода из конфликтной ситуации [24].Помимо профилактического направления работы с семьей, мы считаем, что содержание программ деятельности учреждений в работе с подростками, должно быть разнообразным, а именно основными среди общего числа мы считаем следующие:- обеспечение раннего выявления неблагополучных семей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; - межведомственноепатронирование семей; - участие в определении направлений коррекционной работы; - организация летнеготрудоустройства несовершеннолетних;- оказание семьям разнообразных услуг в соответствии с их потребностями.Специализированные психолого-педагогические программы должны быть выстроены с учетом тех проблем в состоянии и развитии подростков, с которыми последние поступили в социальный приют (они должны быть на первом этапе работы с подростком). Среди таких проблем наиболее частыми являются следюущие:- посттравматический стресс, вызванный жестоким обращением,- замедлениепсихического развития как следствие социально-психологической депривации, - отклонения в поведении, - дефицит социальных навыков, - неразвитость необходимых для социализации видов деятельности - игры, познания, труда, общения[38].Поэтому программы социально-педагогической реабилитации в первую очередь должны быть направлены на снижение у подростков остроты психического напряжения, стрессового состояния, как следствия физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребывания в асоциальной среде. В них должен быть отражен поэтапный характер восстановленияпсихического равновесия детей; раскрыты методы, которые дают позитивный результат в психосоциальном восстановлении;акцентировано внимание на развитии трудовой, игровой, коммуникативной активности воспитанников.Включение воспитанников в различные виды труда и его сопровождение обеспечивают формирование у них не только трудовых (и профессиональных) навыков и умений, но и позитивных мотивации и установки на труд, в значительной мере обеспечивает успешность их социальной реабилитации и социальной адаптации в дальнейшей жизни. Другимисловами, в приюте должны быть организованы условия способствующие:- самореализации детей в общественно полезной деятельности и самоопределения; - коррекции отклонений в их развитии и поведении; - формированию коммуникативных и организаторских навыков,- появлению психологической и практической готовности к труду, что играет важную роль в профилактике подростковой безнадзорности.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам, в рамках поставленных задач:1. Подростки – это социальная группа, выделанная социологами по возрастному и социально – психологическому критерию. Подросткам как объекту социальной работы свойственны девиантное поведение, психические расстройства, акцентуации характера и др. Это связано, прежде всего, с особенностями психических процессов, которые свойственны подростковому возрасту.Социальная работа с подростком - это сложная многоаспектная деятельность, направленная на усиление личностных резервов подростка.. Цель социальной работы - обеспечение личностного, гражданского и социального комфорта, подготовленности, конкурентоспособности и включенности в социальные нормы; поддержка субъектной роли подростка и его деятельного существования в дальнейшем жизненном пути. Исходное положение социальной работы с подростками - психологическая и социальная поддержка, затем - социальная защита с точки зрения профессиональной ориентации и обеспечения правовой поддержки.2. Социальные приюты – это воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненной проблемы. Их функции обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жесткости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей.Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежища в приюте до решения его дальнейшей судьбы.3. Основными направлениями деятельности с подростками в условиях приюта являются:– разработка индивидуальной программы социальной реабилитации ребенка;– снятие последствий психотравмирующих факторов, оказавших на него пагубное влияние;– обеспечение его адаптации в новых жизненных условиях;– поиск наиболее оптимальной формы жизнеустройства ребенка.Формы работы в приюте следующие: индивидуальная групповая (с другими подростками, с семьей), коллективная.Основными методами работы являются следующие:- диагностика социально-психологических условий индивидуального развития;- педагогические консилиумы;- игровые и арт-терапевтические приемы снятия психоэмоционального стресса и т.д.4. Анализируя опыт работы Государственного бюджетного учреждения«Петуховский социальный приют для детей и подростков», что оно является специализированным учреждением, которое предоставляет социально-реабилитационные услуги несовершеннолетним в возрасте от 4 до 18 лет.Проживание несовершеннолетних осуществляется с учетом половозрастного состава и с учетом родственных связей в комнатах секционного типа по 2-4 человека. Детям предоставляется 6 – разовое питание. Учащиеся дополнительно получают второй горячий завтрак в школе. Все воспитанники в полном объеме обеспечены одеждой, обувью, мягким инвентарем.При организации воспитательной работы особое внимание уделяется психологической поддержке воспитанников посредством мероприятий по стабилизации психоэмоционального состояния. Регулярно проводятся индивидуальные занятия, групповые тренинги различной направленности, занятия в сенсорной комнате, занятия по песочной терапии.Результаты социологического опроса в 2017 году свидетельствуют о высоком качестве предоставления услуг в исследуемом учреждения. Среди основных рекомендаций повышения эффективности деятельности были выделены следующие: улучшить сайт, наполнить его необходимой и дополнительной информацией, добавить на сайт и на информационные стенды информацию по порядку подачи жалобы.5. Анализируя возможные пути совершенствования социальной работы с подростками, мы пришли к выводу, что в условиях социального приюта должно уделяться больше внимания такой задаче, как сохранить для подростка семью. В целях укрепления детско-родительских отношений в социальных приютах для детей и подростков должны постоянно проводиться совместные мероприятия для детей и родителей, однако, к сожалению, практика работы социальных приютов оказывает, что на сегодняшний день, организуемая работа направлена в большей степени только на личность подростка.Помимо профилактического направления работы с семьей, мы считаем, что содержание программ деятельности учреждений в работе с подростками, должно быть разнообразным, а именно основными среди общего числа мы считаем следующие: - обеспечение раннего выявления неблагополучных семей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; - межведомственноепатронирование семей; - участие в определении направлений коррекционной работы; - организация летнего трудоустройства несовершеннолетних;- оказание семьям разнообразных услуг в соответствии с их потребностями.Таким образом, на основании вышеизложенного мы приходим к выводу о том, что цель исследования достигнута, а задачи полностью выполнены.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ14. Соломатова, В.В. Методика исследований в социальной работе [Текст]: Учеб.пособие. / В.В.Соломатова . — Тула: изд-во ТГПУ им Л.Н. Толстого, 2011 . — 100 с.Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье / Психолого-психологические очерки. – М., 2007. – 236 с.Буркова З.В. Из опыта психокоррекционной работы психолога в социальном приюте для детей и подростков // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 2017. – 210 с. Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. – М., 2005. – 186 с.Вместе против наркотиков // Социальная работа. – 2005. – № 4. – С. 46.Воронова Е., Келасьев В., Курганова Г. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа. – 2013. – № 4. – С. 44-48.Габиани А.Л. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социс. – 2006. – № 9. – С. 90.Гордеева М. Государство и дети // Социальная работа. – 2015. – № 4. – С. 2-5.Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. – 2015. – № 10. – С. 10-13.Зарипова Э.А. Обучение будущих специалистов социальной сферы технологиям социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних / Э.А. Зарипова // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 1. – С 13-17.Захарова Ж. Патронаж замещающей семьи // Социальная работа. – 2015. – № 4. – С. 20.Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 2015. – № 2. – С. 32.Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 2015. – № 2. – С. 32.Иващенко Г.М. Проблема взаимодействия специалистов разного профиля в специализированном учреждении для детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 2017. – 115 с.Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 2009. – 215 с.Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. – М., 2006. – С 12-14.Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной: Учеб.пособие. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. — 92 с.Маликов Л.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи: Монография. - Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2016. – 115 с. Мухаметзянова Г.В., Мухаметзянова Ф.Ш. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект / Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова. - Казань: Изд-во Казанск ун-та, 2004. -284 с.Нестерова, Г.Ф. Технология и методика социальной работы: Учеб.пособие. - 1-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 208 c.Ничипурук Т.В. Социально-правовая защита детей, помещенных в приют // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 2017. – 97 с.Орлов В. Молодежь нужно поддерживать // Социальная работа. – 2015. – № 4. – С. 64.Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 368 с.Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб.пособие. - 8-е изд. — М.: Дашков и К, 2009 . — 568 с.Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. – 2010. – №9. – С. 94.Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. – 2016. – № 9. – С. 94.Петрова, А. Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: Практическое руководство. - 2-е изд. — М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ» , 2011. — 152 с.Программа групповых занятий с подростками, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психологический театр; автор-составитель: И.Ш. Урманчеева - Казань. - 2010. - 94 с.Программа социально-трудовой реабилитации воспитанников социальных приютов методом формирования навыков предпринимательского мышления; автор-составитель: Н.Н. Исланова, Э.А. Маврина. - Казань. - «Веда». - 2008 - 124 с.Сафонова Т.Я., Цымбая Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. - М., 2015. – 178 с.Социальная работа / Под общ.ред. проф. В.И. Курбатова. Учебное пособие. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 20105. – 480 с.Технологии социальной работы: Учебник / Под ред. В. И. Жукова. — М.: Изд-во РГСУ, 2011 . — 388 с.Технология социальной работы: Учеб.пособие. /Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.Тихомирова А. Трудно ли быть подростком? // Социальная работа. – 2015. – № 4. – С. 27.Торхова В. А. Комплексная диагностика детей в реабилитационном учреждении // Семья в России. - 2017. - №1. – С. 21-23Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. – 2002. – № 7. – С. 44.Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учебник. — М.: Юрайт, 2012. — 455 с. Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учеб.пособие. . - 3-е изд. — М.: Дашков и К, 2012. — 272 с.Шеляпин В. Человек под защитой социальных служб // Социальная работа. – 2013. – № 4. – С. 25. Государственное бюджетное учреждение ПЕТУХОВСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://petpriut.kurg.socinfo.ru/ (Дата обращения 18.10.2018)ПРИЛОЖЕНИЯ
2. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье / Психолого-психологические очерки. – М., 2007. – 236 с.
3. Буркова З.В. Из опыта психокоррекционной работы психолога в социальном приюте для детей и подростков // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 2017. – 210 с.
4. Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. – М., 2005. – 186 с.
5. Вместе против наркотиков // Социальная работа. – 2005. – № 4. – С. 46.
6. Воронова Е., Келасьев В., Курганова Г. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа. – 2013. – № 4. – С. 44-48.
7. Габиани А.Л. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социс. – 2006. – № 9. – С. 90.
8. Гордеева М. Государство и дети // Социальная работа. – 2015. – № 4. – С. 2-5.
9. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. – 2015. – № 10. – С. 10-13.
10. Зарипова Э.А. Обучение будущих специалистов социальной сферы технологиям социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних / Э.А. Зарипова // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 1. – С 13-17.
11. Захарова Ж. Патронаж замещающей семьи // Социальная работа. – 2015. – № 4. – С. 20.
12. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 2015. – № 2. – С. 32.
13. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 2015. – № 2. – С. 32.
14. Иващенко Г.М. Проблема взаимодействия специалистов разного профиля в специализированном учреждении для детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 2017. – 115 с.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 2009. – 215 с.
16. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. – М., 2006. – С 12-14.
17. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной: Учеб. пособие. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. — 92 с.
18. Маликов Л.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи: Монография. - Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2016. – 115 с.
19. Мухаметзянова Г.В., Мухаметзянова Ф.Ш. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект / Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова. - Казань: Изд-во Казанск ун-та, 2004. -284 с.
20. Нестерова, Г.Ф. Технология и методика социальной работы: Учеб. пособие. - 1-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 208 c.
21. Ничипурук Т.В. Социально-правовая защита детей, помещенных в приют // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 2017. – 97 с.
22. Орлов В. Молодежь нужно поддерживать // Социальная работа. – 2015. – № 4. – С. 64.
23. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 368 с.
24. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. - 8-е изд. — М.: Дашков и К, 2009 . — 568 с.
25. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. – 2010. – №9. – С. 94.
26. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. – 2016. – № 9. – С. 94.
27. Петрова, А. Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: Практическое руководство. - 2-е изд. — М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ» , 2011. — 152 с.
28. Программа групповых занятий с подростками, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психологический театр; автор-составитель: И.Ш. Урманчеева - Казань. - 2010. - 94 с.
29. Программа социально-трудовой реабилитации воспитанников социальных приютов методом формирования навыков предпринимательского мышления; автор-составитель: Н.Н. Исланова, Э.А. Маврина. - Казань. - «Веда». - 2008 - 124 с.
30. Сафонова Т.Я., Цымбая Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. - М., 2015. – 178 с.
31. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. Учебное пособие. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 20105. – 480 с.
32. Технологии социальной работы: Учебник / Под ред. В. И. Жукова. — М.: Изд-во РГСУ, 2011 . — 388 с.
33. Технология социальной работы: Учеб. пособие. /Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
34. Тихомирова А. Трудно ли быть подростком? // Социальная работа. – 2015. – № 4. – С. 27.
35. Торхова В. А. Комплексная диагностика детей в реабилитационном учреждении // Семья в России. - 2017. - №1. – С. 21-23
36. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. – 2002. – № 7. – С. 44.
37. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учебник. — М.: Юрайт, 2012. — 455 с.
38. Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учеб. пособие. . - 3-е изд. — М.: Дашков и К, 2012. — 272 с.
39. Шеляпин В. Человек под защитой социальных служб // Социальная работа. – 2013. – № 4. – С. 25.
40. Государственное бюджетное учреждение ПЕТУХОВСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://petpriut.kurg.socinfo.ru/ (Дата обращения 18.10.2018)
Вопрос-ответ:
Какие объекты социальной работы с подростками существуют в социальном приюте?
В социальном приюте объектами социальной работы с подростками могут быть как сами подростки, нуждающиеся в социальной поддержке и адаптации, так и их семьи.
Какая нормативно правовая база регулирует социальную работу с подростками в условиях социального приюта?
Социальная работа с подростками в условиях социального приюта регулируется законодательством о социальной защите населения и оздоровлении детей, а также нормативными актами, устанавливающими порядок и принципы работы социального приюта.
Какие формы и методы социальной работы используются с подростками в условиях социального приюта?
В социальном приюте используются такие формы и методы социальной работы, как индивидуальные консультации, психологическое сопровождение, групповые занятия, творческие и спортивные мероприятия, участие в образовательных программ и профориентационных мероприятиях.
Какими путями можно совершенствовать социальную работу с подростками в условиях социального приюта?
Для совершенствования социальной работы с подростками в условиях социального приюта можно использовать различные пути, включая обновление и развитие профессиональных компетенций социальных работников, сотрудничество с другими специалистами и организациями, а также анализ и адаптацию лучших практик работы с подростками.
Какие объекты социальной работы с подростками существуют в ГБУ "Петуховский социаль"?
В ГБУ "Петуховский социаль" объектами социальной работы с подростками являются подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной поддержке и помощи.
Какой объект социальной работы рассматривается в статье?
В статье рассматривается объект социальной работы с подростками в условиях социального приюта.
Какова нормативно-правовая база социальной работы с подростками в условиях социального приюта?
Нормативно-правовая база включает законы и нормативные акты о защите прав и интересов детей, о социальной работе и организации социального приюта для несовершеннолетних.
Какие формы и методы социальной работы с подростками используются в условиях социального приюта?
В условиях социального приюта используются такие формы и методы социальной работы, как индивидуальные и групповые консультации, психологическая поддержка, сотрудничество с родителями и другими специалистами.
Какой опыт и какие пути совершенствования социальной работы с подростками рассматриваются на примере ГБУ "Петуховский социаль"?
На примере ГБУ "Петуховский социаль" рассматривается опыт применения различных методов работы с подростками, таких как арт-терапия, спортивные занятия, профориентационная работа. Также рассматриваются пути совершенствования работы с помощью модернизации материально-технической базы и повышения компетенции специалистов.