Логические, психологические, этические аспекты общения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 25 25 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 19.11.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика понятия общения. Логический аспект общения 5
1.1.Общение как процесс 5
1.2.Логический аспект общения 8
Глава 2.Характеристика психологического и этического аспектов общения 13
2.1.Психологический аспект общения 13
2.2.Этические аспекты общения 17
Заключение 21
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления

Более того, весьма желательным считалась также образованность.Но в 17-18 вв. лидером в области этикета становится Франция. Само слово этикет стало употребляться с эпохи правления Людовика XIV, на приемах которого гости получали карточки, где перечислялись правила поведения. Во Франции этикет обрел статус необходимого атрибута высокого происхождения, богатства и власти, так что долгое время вообще считалось, что этикет является чисто светским, придворным достоянием. Соответственно, исторически этикет возникает именно во дворцах, в аристократической культуре. Постепенно, по мере активизации международных отношений, стал развиваться и дипломатический этикет. То же касается и воинского этикета, основанного на высочайшей строгости правил поведения. Самый молодой вид этикета – деловой. Итак, различают несколько видов этикета, основными из которых являются:•придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;•дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;• воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;• общегражданский (светский) этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.Этикет (франц. etiquette) является сводом правил поведения, обхождения, которые приняты в определенном социальном кругу (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении под этикетом принято понимать форму поведения, обхождения, правила учтивости, которые приняты в обществе.Таким образом, можно говорить о существовании различных определений понятия этикета. А именно:•правила поведения (поведение — от «веды» — знание);•элементарные правила вежливости (вежливость — тоже от «ведать», знать);•правила приличия (приличия — от, «лика», «образа», лица человека);•культура поступков и манер.Что касается служебного этикета, то он является устойчивым порядком поведения специалиста в процессе выполнения его служебных функций. Важно заметить, что этикет всегда является также и выражением внешнего содержания моральных принципов, состоит из правил вежливого обхождения в обществе (речь идет о манерах, формах обращения и приветствия, одежде и др.).Этикет в деятельности обладает особой значимостью, поскольку требования этикета здесь представляют собой строго регламентированный церемониал, где «определенные официальные формы поведения не должны выходить за пределы жестко установленных рамок». Это, в особенности, система правил вежливости, умения четко классифицировать правила поведения с разными должностными лицами, поведения в разных кругах. Можно с уверенностью сказать, что высокая этическая и эстетическая профессиональная культура поведения определяется умением строго соблюдать правила служебного этикета. Многие виды деятельности связаны с общением с большим количеством людей, соответственно, могут возникать объективные сложности при выстраивании своего поведения с каждым из них. Конечно же, в практике приходится сталкиваться с разными обстоятельствами, которые существующие правила и нормы не охватывают. Тем не менее, можно выделить универсальные принципы поведения и общения, которые он должен взять за основу в своей профессиональной деятельности.А именно, речь идет о следующих этических нравственных принципах общения: -Порядочности, т. е. органичной неспособности к бесчестному поступку или поведению, которая основывается на качествах обостренной совести, постоянном стремлении к сохранению своей чести, умении держать себя одинаково учтиво с любым человеком, моральной устойчивости, обязательности, точности, ответственности, верности собственному слову. -Доброжелательности, т.е. органичной потребности делать людям добро. Вне всякого сомнения, любая профессиональная деятельность направлена на то, чтобы производить «полезное». Однако «доброжелательность» способствует расширению социальной жизнедеятельности человека, ибо без этого подхода он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что, собственно, он и получает зарплату). Принцип доброжелательности «побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может во имя блага людей, и за что он получает не зарплату, но лишь человеческую признательность и эмоциональную удовлетворенность».- Уважительности, т.е. уважении достоинства партнера по общению, которое реализуется посредством вежливости, деликатности, тактичности, учтивости, заботливости. Конечно же, этикет во много является результатом воспитания и самовоспитания личности. Как уже отмечалось ранее, этикет тесно связан, а точнее, является производной морали и этики. Точнее, этикет помогает человеку в ходе общения соблюдать основные принципы морали и этики.ЗаключениеТаким образом, общение должно основываться на коммуникативной культуре, тогда как коммуникативная культура является совокупностью умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия, способствующих взаимопониманию, эффективному решению задач общения.Основной компонент коммуникативной культуры – культура речевого общения. Основой речевого поведения и этики общения для человека должны быть вежливость и корректность. Вежливость предполагает прежде всего приветствие, которое представляет собой особую форму взаимного уважения. Первичное правило приветствия состоит в том, что в любой ситуации оно должно показывать вашу расположенность и доброжелательность. На характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.Речь должна основываться на соблюдении языковых норм, знании этикетных формул, должна быть логичной. Она не должна быть перегруженной средствами языковой выразительности, речевыми оборотами и т.п., поскольку это снижает ее коммуникативные качества Специалистами вполне обоснованно выделяются такие коммуникативные качества речи, важные для реализации логического аспекта общения: 1. Правильность. 2. Разнообразие (богатство). 3. Чистота. 4. Точность. 5. Логичность. 6. Выразительность. 7. Уместность. 8. Доступность (понятность). 9. Действенность. Конечно же, в общении должны участвовать минимум два человека. Каждый из них является активным, каждый стремится к донесению собственных целей, намерений, настроений до другого, одновременно индивиды стараются понять друг друга. Этот процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга характеризуется как перцепция, перцептивный компонент общения, и он играет большую роль в успешном контакте людей. Перцепция, или восприятие своего собеседника, происходит как наблюдение и анализ внешних особенностей человека, его поведения и жестов, интонации и манеры говорить. Посредством отслеживания данных проявлений, каждый партнер по общению может составить общее впечатление одругом, вникнуть в его мотивы, изменить и подстроить под него свое поведение. Получается, что перцептивная сторона общения дает возможность понимания друг друга, достижения согласия, возможности совершения каких-либо совместных действий.Перцептивный аспект общения характеризуется таким образом: это другой в моих глазах и «Я» глазами других.Это взаимное восприятие не ограничивается только наблюдением за собеседником.Реализация этического аспекта общения невозможна без этикета, особенно это касается делового общения. В любом национальном речевом этикете и деловой этике предъявляются собственные требования, здесь есть свои особенности. Тем не менее, в речевом этикете разных народов также есть и общие черты, при существовании различий в формах реализации деловых этических норм.Сегодня имеет место универсализация правил и норм этики и делового этикета во всем мире, и проблемы коммуникации представителей различных культур уже не стоят так остро. Однако все равно особенности национального менталитета оказывают влияние на процесс общения. Этика в сфере деловых взаимодействий является частью общей делового этики, с одной стороны. С другой стороны, она включает в себя как принципы этики, используемого всеми людьми, так и принципы, характерные исключительно для делового сообщества.Одной из основ коммуникации является вербальная коммуникация. Вербальная коммуникация представляет собой систему использования языковых знаков и экстралингвистического контекста. При анализе литературы оказалось, что при описании делового этикета частым является использование таких терминов, как коммуникативная культура, культура общения. Несложно догадаться, что фактором, объединяющим все эти понятия, является отсылка к культурным ценностям. Этика общения основана на принципах доброжелательности, уважения к окружающим, строгом соблюдении речевых норм.Список литературыАндреева Г.М. Социальная психология.// http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htmВведенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. – М.: КноРус, 2014.Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2007. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. – М.: Наука, 2006. Денисов А.А. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Денисов А.А.— Электрон.текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014.— 210 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32795. — ЭБС «IPRbooks»Крысин Л. Современная литературная норма и её кодификация./Л Крысин//Гуманитарное образование в школе: теория, практика. № 6, 2004. Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 4. — С. 157-159.Перцептивная сторона общения. http://kak-bog.ru/perceptivnaya-storona-obshcheniyaПлатонов Ю. П. Психология конфликтного поведения. — СПб.: Речь, 2009. http://knigi.link/sotsialnaya-konfliktologiya_1346/interaktivnyiy-aspekt-obscheniya-43405.htmlПсихология общения. Энциклопедический словарь / Под общ.ред. А. А. Бодалёва. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. — 672 с.Резник С. Репутация и имидж. Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1382/Itemid,118/Семчук Е. В. О понятии «общение» // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 260-261. — URL https://moluch.ru/archive/159/44857/ (дата обращения: 18.10.2018).Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д, 2009. Чапаева П. О. Актуальные проблемы психологии общения // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 137-141. — URL https://moluch.ru/archive/198/48853/ (дата обращения: 18.10.2018).

1. Андреева Г.М. Социальная психология.// http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm
2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. – М.: КноРус, 2014.
3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2007.
4. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. – М.: Наука, 2006.
5. Денисов А.А. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Денисов А.А.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014.— 210 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32795. — ЭБС «IPRbooks»
6. Крысин Л. Современная литературная норма и её кодификация./Л Крысин//Гуманитарное образование в школе: теория, практика. № 6, 2004.
7. Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 4. — С. 157-159.
8. Перцептивная сторона общения. http://kak-bog.ru/perceptivnaya-storona-obshcheniya
9. Платонов Ю. П. Психология конфликтного поведения. — СПб.: Речь, 2009. http://knigi.link/sotsialnaya-konfliktologiya_1346/interaktivnyiy-aspekt-obscheniya-43405.html
10. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. — 672 с.
11. Резник С. Репутация и имидж. Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1382/Itemid,118/
12. Семчук Е. В. О понятии «общение» // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 260-261. — URL https://moluch.ru/archive/159/44857/ (дата обращения: 18.10.2018).
13. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д, 2009.
14. Чапаева П. О. Актуальные проблемы психологии общения // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 137-141. — URL https://moluch.ru/archive/198/48853/ (дата обращения: 18.10.2018).

Вопрос-ответ:

Что такое общение?

Общение - это процесс передачи информации или идей между двумя или более людьми. Оно может происходить как на вербальном (устном или письменном), так и на невербальном уровне (жестами, мимикой). Общение играет важную роль в нашей жизни, позволяя нам устанавливать контакт с другими людьми, совместно решать проблемы и обмениваться мыслями.

Какие логические аспекты связаны с общением?

Логический аспект общения включает в себя процесс мышления, логику рассуждений и способность анализировать информацию. Он позволяет нам организовывать свои мысли, выявлять логические ошибки и составлять аргументированные рассуждения. Логический аспект общения является основой для передачи информации и понимания других людей.

Какой ролью обладает психологический аспект общения?

Психологический аспект общения включает в себя эмоции, мотивацию, психологические состояния и способность понимать и чувствовать других людей. Он играет важную роль в установлении эмоциональной связи, создании доверия и понимании между людьми. Психологический аспект общения помогает нам лучше понять себя и других, адаптироваться к различным ситуациям и эффективно взаимодействовать с окружающими.

Какие этические аспекты связаны с общением?

Этические аспекты общения связаны с нормами и правилами поведения, справедливостью, уважением и ответственностью по отношению к другим людям. Они определяют, как мы ведем себя в обществе, как относимся к чужим правам и интересам, как проявляем чувство справедливости и ответственности в общении. Этические аспекты играют важную роль в создании гармоничных и устойчивых отношений между людьми.

Какие страны вели в области этикета?

В 17-18 веках Франция стала лидером в области этикета. В этот период особое значение придавалось правилам и нормам поведения в обществе, особенно в аристократических кругах. Французский этикет стал основой для многих современных этикетных правил, которые используются во многих странах.

Что такое общение?

Общение - это процесс передачи информации и взаимодействия между людьми, который осуществляется с помощью языка и невербальных средств коммуникации.

Какие аспекты включает логический аспект общения?

Логический аспект общения связан с языковыми и логическими средствами передачи информации, такими как логика и рациональное мышление.

Что включает психологический аспект общения?

Психологический аспект общения включает факторы, связанные с психологией личности, эмоциями, мотивацией, психологическими характеристиками коммуникантов и их взаимодействием.

Какие этические аспекты связаны с общением?

Этические аспекты общения связаны с правилами морального поведения, уважением к другим, этикой общения, достоинством и справедливостью.