на выбор из предложенных в файле

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 21.11.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Воспитание детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии: общие положения 6
Глава 2. Современная система воспитания детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии 7
2.1 Общая характеристика и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья 7
2.2 Подходы к организации семейного воспитания детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии 14
2.3 Формы и методы воспитания детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии в образовательных учреждениях 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 31

Фрагмент для ознакомления

Одним из приоритетных направлений в развитии социальной и образовательной политики в развитых странах, включая Российскую Федерацию, является инклюзивное образование.Основной целью инклюзивного образования является избегание социальной сегрегации детей с ограниченными возможностями здоровья и возможности их участия в жизни образовательного учреждения, а также общества. Более конкретно данная цель может прозвучать следующим образом: обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия специальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [17].Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, где создаются специальные условия [13].В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся, определены:–      использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального использования;–      предоставление услуг помощника (тьютора), необходимой технической помощи;–      проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;–      обеспечение доступа в организации, осуществляющие образовательную деятельность;–      другие требования, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [1].Выше перечисленные условия актуализируют инклюзивное образование, которое:–      во-первых, подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми коррекционно-педагогическая работа была начата на ранней стадии (с момента выявления нарушения в развитии);–      во-вторых, ребенок с нарушениями развития, обучающийся вместе с развивающимися сверстниками, не перестает нуждаться в удовлетворении его особых образовательных потребностей со стороны специалистов и должен оставаться под покровительством системы специального образования;–      в-третьих, инклюзия не может носить массовый характер, поскольку в контексте «включенного образования» ребенок с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с необходимостью овладеть государственным образовательным стандартом наравне с нормотипичными сверстниками. Как правило, это возможно для детей с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме [2].Прогрессивное движение за качественное обновление образовательных требует создания оптимальных условий в инклюзивной образовательной среде, где акцент делается не только на образовательный процесс, но и организацию воспитательной деятельности, результатом которой является эффективная адаптация, в динамично меняющейся жизни детей с особыми образовательными потребностями.Воспитательная деятельность – система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения.Из обозначенного определения следует необходимость создания воспитательной среды способной объединить имеющиеся интеллектуальные, материальные и технологические ресурсы образовательного учреждения.Основной целью воспитательной деятельности в образовательном учреждение является развитие общечеловеческих ценностей, на основе гуманизации  и гуманитаризации образования, воспитания культурного и нравственного гражданина, уважающего свою семью,  Родину, умение жить достойно в существующем обществе [7].Воспитательная деятельность включает в себя реализацию комплекса организационно-педагогических задач, решаемых педагогом, для обеспечения оптимального развития личности обучающегося, выбора форм и методов его обучения в соответствии с задачами и процессом их реализации. Эта работа включает организацию совместных мероприятий педагогов и обучающихся, а также предусматривает регулирование отношений социальных институтов, оказывающих значительное влияние на развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [8].В рамках данного исследования, рассмотрена воспитательная работа в образовательной школе, где основным направлением в инклюзивном образовании является взаимодействие и сотрудничество всех без исключения субъектов образовательного процесса. Значимой средой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является социокультурная среда, где: происходит саморазвитие и самоопределение, накопление личного опыта; создается специально реабилитационное пространство для оптимального развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, его адаптации в обществе и социализации [6].В рамках анализа практики работы образовательных учреждений по вопросам воспитания детей с нарушениями в развитии была разработана примерная программа воспитательной деятельности в условиях инклюзивного образования, направленная на:–      организацию целостного воспитательного пространства, сочетающего внутренние и внешние требования воспитания обучающихся, доброжелательной атмосферы, взаимоотношения между членами микрогрупп;–      формирование самоуправления учащихся, предоставление им возможности участия в организационно-управленческих, культурно-досуговых и творческих мероприятиях;–      содействие развитию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;–      привлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения их самореализации;–      формирование условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских объединений, повышения активности родительского сообщества; вовлечение родительской общественности к участию в соуправленииобразовательным учреждением и т.д.Также на основе теоретического анализа литературы и изучения практики работы образовательных учреждений нами разработаны и предложены психолого-педагогические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях инклюзивного образования. Назовем некоторые из них:–      повышение качества воспитательного процесса и профессионального мастерства педагогов посредством совместной деятельности взрослых и детей;–      создание в детском коллективе доброжелательной атмосферы для свободного выражения своих мыслей и чувств;–      расширение ролевого репертуара социального педагога, направленного на обеспечение полноценного развития и оказания поддержки обучающимся с ОВЗ и их семьям;–  использование личностно-ориентированного, антропологического, экологического и гуманистического подходов в процессе воспитания обучающихся, в частности с ОВЗ.В приложениях 1 и 2 отражены основные рекомендации по организации работы педагогов с детьми с ОВЗ и их семьями, а также рекомендации родителям по организации воспитания детей в семье.ЗаключениеНа основании результатов исследования в итоговой дипломной работе, мы пришли к следующим выводам:1. Воспитание детей с ограниченными возможностями представляет собой комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера, основной целью которого является максимально полноценная интеграция в общество. 2. Для организации воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, крайне важно знать особенности конкретного дефекта, его психолого-педагогическую характеристику. В настоящей работе мы рассмотрели различные классификации детей с ограниченными возможностями, в своей практической работе, мы придерживаемся следующей классификации, предложенной Т. В. Егоровой в основу которой, заложена локализация нарушений в какой-либо из систем организма. Автор различает следующие виды:• телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);• сенсорные нарушения (слух, зрение);• нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).3. Рассмотрев особенности семейного воспитания детей с различными нарушениями, мы выявили, что на сегодняшний день, существует ряд проблем из-за отсутствия компетентности и психолого-педагогической готовности к воспитанию таких детей у родителей.Наиболее важным в данном вопросе мы считаем следующее:- родителям важно воспитывать в ребенке принятие себя и своих проблем со здоровьем (словами и действиями подчеркивать, что он любим и дорог такой, какой есть, что он не одинок и у него есть те, кто всегда поможет справиться с трудностями; создавать атмосферу полноценной жизни, в которой ребенок тоже принимает участие); ‒ воспитывать у ребенка адекватное восприятие других людей (ребенок должен гулять, общаться с другими детьми и взрослыми, читать книги, смотреть телепрограммы или слушать музыку, познавая окружающий мир; ребенок должен принимать как данность существование детей и взрослых без подобных ему проблем). Также важно организовывать сопровождению таких семей в вопросах воспитания детей с ограничениями здоровья. Большую роль в данной деятельности выполняет социальный педагог образовательных и реабилитационных учреждений. Основу его деятельности должен составлять комплексный подход.4. В образовательных учреждениях также нет четко разработанной системы воспитательной работы с детьми с ОВЗ. В настоящее время, большое значение уделяется условиям инклюзивного образования, в данной связи, нами были разработаны и предложены рекомендации по организации воспитательной работы в условиях инклюзивного образования. –      повышение качества воспитательного процесса и профессионального мастерства педагогов посредством совместной деятельности взрослых и детей;–      создание в детском коллективе доброжелательной атмосферы для свободного выражения своих мыслей и чувств;–      расширение ролевого репертуара социального педагога, направленного на обеспечение полноценного развития и оказания поддержки обучающимся с ОВЗ и их семьям;–  использование личностно-ориентированного, антропологического, экологического и гуманистического подходов в процессе воспитания обучающихся, в частности с ОВЗ.Список использованной литературыФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Консультант ПлюсАкатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2013. – 368 с. Алёшина А. В. Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Алёшина, О. А. Поворознюк // Молодой учёный. 2016. № 9. 245 с..Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения /Велиева С.В.//Детский сад от А до Я.-2009.-№3. – С. 32-36.Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М.: Академкнига, 2015. - 247 с.Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2012. - 80 с.Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С.Д. Забрамная. - М., 2013. – 115 с.Карпенкова, И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И.В. Карпенкова // Внешкольник. - 2011. - №2. – С. 11-14.Лебединский В. В. Нарушение психического развития. М.: Педагогика. 2004. - 306 с.Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. и др. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учебник/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. 7-е изд., стер. М.: Академия, 2013. – 209 с.Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академии», 2010. - 208 с.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/ Под.ред. В.И.Селиверстова. М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2013. – 187 с.Приходько О.Г. и др. Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья: Метод, материалы для специалистов сопровождения: руководителей и специалистов ПМПК. М.: МГЛУ, 2014. – 108 с.Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 160 с. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2007. – 115 с.Ткачева, В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология.2099. - №3. – С. 15 – 18.Шелудько О.С. Организационно-правовые основы социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья: региональный анализ // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Сб. IV Междунар. науч.-практ. конференции. – Уфа, 2015. – С. 375–376. Приложения

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2013. – 368 с.
3. Алёшина А. В. Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Алёшина, О. А. Поворознюк // Молодой учёный. 2016. № 9. 245 с..
4. Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения /Велиева С.В.//Детский сад от А до Я.-2009. - №3. – С. 32-36.
5. Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М.: Академкнига, 2015. - 247 с.
6. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2012. - 80 с.
7. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С.Д. Забрамная. - М., 2013. – 115 с.
8. Карпенкова, И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И.В. Карпенкова // Внешкольник. - 2011. - №2. – С. 11-14.
9. Лебединский В. В. Нарушение психического развития. М.: Педагогика. 2004. - 306 с.
10. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. и др. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учебник/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. 7-е изд., стер. М.: Академия, 2013. – 209 с.
11. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академии», 2010. - 208 с.
12. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/ Под.ред. В.И.Селиверстова. М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2013. – 187 с.
13. Приходько О.Г. и др. Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья: Метод, материалы для специалистов сопровождения: руководителей и специалистов ПМПК. М.: МГЛУ, 2014. – 108 с.
14. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 160 с.
15. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2007. – 115 с.
16. Ткачева, В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология.2099. - №3. – С. 15 – 18.
17. Шелудько О.С. Организационно-правовые основы социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья: региональный анализ // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Сб. IV Междунар. науч.-практ. конференции. – Уфа, 2015. – С. 375–376.