Проблемы реорганизации дет домов и домов интернатов на примере Санкт-Петербурга

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 28 28 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 13.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Содержание 2
Список сокращений 3
Введение 4
1. Теоретико-правовые основы реорганизации детских домов и домов интернатов 6
1.1. Социально-правовая защита детей оставшихся без попечения родителей 6
1.2. Основные теоретические подходы к реорганизации детских домов и домов интернатов 8
1.3. Правовые основы реорганизации детских домов и домов интернатов на федеральном и региональном (Санкт-Петербурге) уровне 11
Глава 2. Оценка деятельности по реорганизации детских домов и домов интернатов на примере Санкт-Петербурга 14
2.1. Анализ реорганизации детских домов и домов интернатов в Санкт-Петербурге 14
2.2. Характеристика существующих проблем реорганизации 18
2.3. Совершенствование процесса реорганизации детских домов и домов интернатов 22
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Г. указала, что нарушены нормы трудового законодательства, так как она долгое время работала в детском доме, затем после реорганизации и увольнении ее в связи с этим, уведомлениео расторжении трудового договора не вручалось, что является нарушением ч. 1 ст. 71 ТК РФ. Кроме того, в центре содействия ей предложена другая должность и с испытательным сроком, тогда как она проработала долгое время в детском доме и ее квалификация подтверждается стажем работы[17].Таким образом, в ходе исследования проблем реорганизации детских домов и домов-интернатов был выявлен ряд проблем:проблема отложенного риска в виде вторичного сиротства, с каждым годом количество отказов от детей в приемных семьях, как в России, так и в Санкт-Петербурге растет; не сформирована система компетенций специалистов при реорганизации, фактически специалистов устранили от их непосредственной работы, в том виде как это было раньше, это ведет к снижению участия психологов, педагогов в решении проблем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;большое количество безработных, особенно остро эта проблема имеет место быть в силу кризисных явлений.2.3. Совершенствование процесса реорганизации детских домов и домов интернатовВ русле существующих проблем необходимо применить интегрированный подход, который позволит сформировать эффективную модель реорганизации. Прежде всего, необходимо решить проблему вторичного сиротства в условиях реорганизации.Прежде всего, необходимо наладить серьезную работу с приемными родителями в плане подготовки их к взятию в семью ребенка, необходимо организовать проведение обязательных курсов, которые предполагают обучение родителей основам воспитания, правовым основам, а также решениям проблем с трудными детьми и только после этого передавать детей. При этом, отсутствие расширенной базы работы с приемными родителями в том числе и социальных педагогов и психологов, подтверждает тот факт, что государство снимает с себя ответственность за данных детей. Главное передать в семью, то есть вопрос в настоящее время решается в количестве, а не в качестве приемных семей.Кроме того после введения данных курсов, необходимо принять единый федеральный закон, регламентирующий существующую область социальных взаимоотношений, который бы предусмотрел ответственность приемных родителей за возвращение детей обратно в детские дома. К примеру, обязать приемных родителей, принявших решение вернуть ребенка вторично выплачивать алименты на его содержание. Подобным способом, нанесенный ущерб в неукоснительном порядке, по малой мере в валютном эквиваленте, должен быть возмещен ребенку-сироте в виде компенсации морального вреда.Этот способ отпугнет некоторых алчных претендентов на приемные родители, которые, замаскировавшись под приличных людей, преследуют лишь материальную выгоду. В результате довольно отчетливо станет понятно, что те родители, которые все-таки решились на такой шаг, берут ребенка не ради наживы, с мыслью, что в любой момент имеют все шансы его вернуть. Также необходимо сформировать систему новых компетенций специалистов при реорганизации, в решении проблем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также при закрытии учреждений необходимо позаботиться о специалистах, которые утрачивают работу.Данные проблемы требуют активизации и консолидации усилий и ресурсов со стороны органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, руководителей организаций и профессиональных коллективов организаций. Таким образом, в рамках совершенствования необходимо разработать эффективную модель реализации процессов реорганизации детских домов и домов-Интернатов, которая предполагает на современном этапе, подробную выработку методики работы с приемными семьями, а также создание полноценной системы компетенций специалистов, работающих в новых центрах содействия семейного воспитания.В рамках мер совершенствования норм о реорганизации, необходимо внести изменения в Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423(ред. от 30.12.2017) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»в котором предусмотреть отдельную главу, регулирующую вопросы подготовки приемной семьи к принятию ребенка, обязательному прохождению психологической и иной подготовки, предусмотреть срок данной подготовки в течении 1 месяца и условия передачи ребенка после подготовки родителей. В частности, следует предусмотреть Правила подготовки приемной семьи к принятию ребенка в семью:обязательность подготовки приемной семьи к принятию ребенка (ввести обязательность подготовки родителей до передачи ребенка из центра содействия воспитанию в приемную семью);виды подготовки приемной семьи к принятию ребенка (предусмотреть следующие виды подготовки: психологическая, педагогическая, гигиена и физиология);условия передачи в приемную семью (предусмотреть, что передача осуществляется только после сдачи определенного теста на подготовку родителей приемной семьи, по результатам которого принимается решение).ЗаключениеОсновными итоговыми выводами явились следующие. Государство на современном этапе развития, гарантирует социально-правовую защиту детям, оставшимся без попечения родителей. Данные гарантии установлены как в Конституции РФ, так и в специальных нормах федеральных законов, а также законов субъектов РФ. Для наилучшей реализации социальной политики правовое регулирование постоянно совершенствуется. Одним из таких направлений совершенствования является процесс реорганизации детских домов и домов интернатов. Реорганизация детских домов и домов-интернатов предполагает прекращение деятельности в том виде, в котором они были организованы, что предполагает новый статус данных организаций как «временного жилья» для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Реорганизация на сегодняшний день, вызвала множество споров, мнения о данном процессе разделились: одни исследователи поддерживают реорганизацию, другие против, отмечая серьезные последствия, наряду с декларируемыми положительными чертами реорганизации.На сегодняшний день, процесс реорганизации имеет соответствующую нормативно-правовуюосновуи осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Региональное законодательство в связи с реформой было приведено в соответствие с федеральным законодательством, в рамках утверждения конкретного Плана мероприятий. Данный План обеспечивает целостный и единообразный подход к реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Санкт-Петербурге.В Санкт-Петербурге в рамках проводимой реформы реорганизовано несколько детских домов. В настоящее время, в Санкт-Петербурге действуют центры содействия семейному воспитанию. Проживание детей в организациях для детей-сироторганизовано по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, которые формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, братьев и сестер, детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье.В ходе исследования проблем реорганизации детских домов и домов-интернатов был выявлен ряд проблем:проблема отложенного риска в виде вторичного сиротства, с каждым годом количество отказов от детей в приемных семьях, как в России, так и в Санкт-Петербурге растет; не сформирована система компетенций специалистов при реорганизации, фактически специалистов устранили от их непосредственной работы, в том виде как это было раньше, это ведет к снижению участия психологов, педагогов в решении проблем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;большое количество безработных, особенно остро эта проблема имеет место быть в силу кризисных явлений.В рамках совершенствования необходимо разработать эффективную модель реализации процессов реорганизации детских домов и домов-Интернатов, которая предполагает на современном этапе, подробную выработку методики работы с приемными семьями, а также создание полноценной системы компетенций специалистов, работающих в новых центрах содействия семейного воспитания. В частности, предлагается внести ряд изменений в законодательство в части введения обязательной подготовки приемных родителей к приему детей в приемную семью.Список использованных источников и литературыНормативно-правовые актыКонвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных договоров СССР выпуск XLVI, 1993Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).//Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481» //СЗ РФ 2014. № 22. ст. 2887.Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423(ред. от 30.12.2017) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // СЗ РФ 2009. № 21. ст. 2572.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: СанПиН 2.4.3259-15 // СПС Консультант плюс 2018Научная литератураАлламярова Н.В. Организация медико-социальной помощи детям, воспитывающимся в специализированных домах ребенка Московской области // В сборнике: Экология и здоровье человека на Севере Сборник материалов IV-го конгресса с международным участием. ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова», Медицинский Институт; Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Лига «Женщины-Ученые Якутии»; Якутский Научный Центркомплексныхмедицинских проблем СО РАН. 2013. С. 51-55.Байматов П.Н. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: модели реализации // Государство и право. 2015. № 3. С. 111-115.Бакалдина Е.С. Основы социальной политики – Орел, 2015.Калашников С.В. Становление социального государства в России – М., 2014. Каракчиева И.В., Южакова Т.А. Положительные эффекты и возможные риски вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 г. « О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей оставшихся без о попечения родителей « // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 490-492.Кухливский А.А. Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей // Проблемы совершенствования прокурорского надзора 2015. С. 31-38.Кынова А.В. Социальная проблема возвратов детей-сирот из приемных семей в России // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 149-152.Леонова Е. Е. Социально-педагогические проблемы возврата детей из замещающих семей // Известия Саратовского университета 2017. Т. 6. № 3. С.283-285. Семья Г.В., Зайцев Г.О. Зайева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование 2016. Т. 21. № 1. С. 67-82.Трегубова Е.В., Коридзе М.Т. Понятие социальная защита граждан в российском праве // Ямальский вестник. 2015. № 4 (5). С. 85-87.Филина О. Дела семейные // Огонек 2015. № 27. С. 26.Материалы судебной практикиОпределение Верховного Суда РФ от 18.09.2018 № 5-КГ18-196 // СПС Консультант плюс 2018Определение Московского городского суда от 10 октября 2016 г. № 4г.- 106016 // СПС Гарант 2018Электронные ресурсыБессчетнова О.В.Социальная политика и социальная защита в России: сущность и перспективы развития // [Электронный ресурс]: http://www.lib.csu.ru/vch/094/150.pdfИнформация о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Санкт-Петербурга за 2017 год // Правительство Санкт-Петербурга данные Комитета по социальной политике https://www.gov.spb.ru/gov/admin/Детский дом, перезагрузка // [Электронный ресурс]: https://ria.ru/disabled_position/20160317/1391554490.html

Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных договоров СССР выпуск XLVI, 1993
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).// Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
3. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481» //СЗ РФ 2014. № 22. ст. 2887.
4. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 30.12.2017) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // СЗ РФ 2009. № 21. ст. 2572.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: СанПиН 2.4.3259-15 // СПС Консультант плюс 2018

Научная литература

6. Алламярова Н.В. Организация медико-социальной помощи детям, воспитывающимся в специализированных домах ребенка Московской области // В сборнике: Экология и здоровье человека на Севере Сборник материалов IV-го конгресса с международным участием. ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова», Медицинский Институт; Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Лига «Женщины-Ученые Якутии»; Якутский Научный Центр комплексных медицинских проблем СО РАН. 2013. С. 51-55.
7. Байматов П.Н. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: модели реализации // Государство и право. 2015. № 3. С. 111-115.
8. Бакалдина Е.С. Основы социальной политики – Орел, 2015.
9. Калашников С.В. Становление социального государства в России – М., 2014.
10. Каракчиева И.В., Южакова Т.А. Положительные эффекты и возможные риски вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 г. « О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей оставшихся без о попечения родителей « // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 490-492.
11. Кухливский А.А. Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей // Проблемы совершенствования прокурорского надзора 2015. С. 31-38.
12. Кынова А.В. Социальная проблема возвратов детей-сирот из приемных семей в России // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 149-152.
13. Леонова Е. Е. Социально-педагогические проблемы возврата детей из замещающих семей // Известия Саратовского университета 2017. Т. 6. № 3. С.283-285.
14. Семья Г.В., Зайцев Г.О. Зайева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование 2016. Т. 21. № 1. С. 67-82.
15. Трегубова Е.В., Коридзе М.Т. Понятие социальная защита граждан в российском праве // Ямальский вестник. 2015. № 4 (5). С. 85-87.
16. Филина О. Дела семейные // Огонек 2015. № 27. С. 26.

Материалы судебной практики

17. Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2018 № 5-КГ18-196 // СПС Консультант плюс 2018
18. Определение Московского городского суда от 10 октября 2016 г. № 4г.- 106016 // СПС Гарант 2018

Электронные ресурсы

19. Бессчетнова О.В.Социальная политика и социальная защита в России: сущность и перспективы развития // [Электронный ресурс]: http://www.lib.csu.ru/vch/094/150.pdf
20. Информация о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Санкт-Петербурга за 2017 год // Правительство Санкт-Петербурга данные Комитета по социальной политике https://www.gov.spb.ru/gov/admin/
21. Детский дом, перезагрузка // [Электронный ресурс]: https://ria.ru/disabled_position/20160317/1391554490.html

Вопрос-ответ:

Каковы теоретико-правовые основы реорганизации детских домов и домов интернатов?

Теоретико-правовые основы реорганизации детских домов и домов интернатов основываются на международных стандартах права, Конституции Российской Федерации и законодательстве о защите прав детей. В основе этих основ лежат принципы приоритета интересов ребенка, его право на семейное воспитание и защиту от насилия и жестокого обращения.

Как реализуется социально-правовая защита детей, оставшихся без попечения родителей?

Социально-правовая защита детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется через создание условий для семейного воспитания, реабилитационных центров, приемных семей и других альтернативных форм ухода. Также проводятся мероприятия по предотвращению отчуждения ребенка от родителей и обеспечению его права на их регулярное общение. Важным элементом является система социального сопровождения данных детей.

Какие основные теоретические подходы к реорганизации детских домов и домов интернатов существуют?

Существуют различные подходы к реорганизации детских домов и домов интернатов. Некоторые сторонники предлагают полное ликвидирование таких учреждений и переход к семейному воспитанию или приемным семьям. Другие сторонники высказываются за сохранение детских домов и интернатов с улучшением их условий и организации работы. Еще одним подходом является комбинированная модель, которая предусматривает совмещение приемных семей и социальных учреждений.

Какова правовая основа реорганизации детских домов и домов интернатов на федеральном уровне?

На федеральном уровне правовая основа реорганизации детских домов и домов интернатов установлена федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Он определяет принципы и порядок работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, а также устанавливает права и обязанности органов государственной власти в реализации этих принципов.

Какие проблемы возникают при реорганизации детских домов и домов интернатов в Санкт-Петербурге?

При реорганизации детских домов и домов интернатов в Санкт-Петербурге возникают различные проблемы. Во-первых, это недостаток финансирования для проведения реорганизации и создания новых условий для детей. Во-вторых, проблема заключается в отсутствии квалифицированных специалистов, которые могут оказывать подходящую помощь детям, переживающим трудности. Кроме того, есть проблемы с местами в приемных семьях, что затрудняет перевод детей из детских домов в более благоприятные условия.

Какая социально-правовая защита предоставляется детям, оставшимся без попечения родителей?

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на социально-правовую защиту. Это включает в себя предоставление условий для полноценного развития и воспитания, обеспечение доступа к образованию и медицинскому обслуживанию, а также защиту от любых форм насилия или посягательств. Также дети без попечения родителей имеют право на поддержку социальных работников и помощь в поиске подходящих форм семейного устройства.

Какие теоретические подходы используются при реорганизации детских домов и домов интернатов?

При реорганизации детских домов и домов интернатов используются различные теоретические подходы. Один из них - это переход от институционального ухода к семейному устройству. Это означает, что дети больше не будут жить в бигудишных условиях детских домов, а будут переводиться в приемные семьи или под опеку опытных семейных парам. Еще один подход - это создание малых детских домов, где будет проживать небольшая группа детей со своими воспитателями, что позволит им получить более индивидуальную и качественную заботу.

Какие проблемы возникают при реорганизации детских домов и домов интернатов в Санкт-Петербурге?

Проблемы, возникающие при реорганизации детских домов и домов интернатов в Санкт-Петербурге могут быть разнообразными. Во-первых, одной из главных проблем является нехватка финансирования. Реорганизация требует больших затрат на строительство, ремонт и оборудование новых учреждений, а также на подготовку кадров. В связи с этим возникают сложности в привлечении средств и выделении бюджетных средств для реализации проектов. Также, реорганизация может привести к сокращению количества мест для детей, что может привести к ухудшению условий их проживания. Еще одной проблемой является неопределенность судьбы сотрудников закрываемых учреждений, которые могут остаться без работы.

Какими теоретико-правовыми основами руководствуются при реорганизации детских домов и домов интернатов?

При реорганизации детских домов и домов интернатов в Санкт-Петербурге используются различные теоретико-правовые основы. Одной из таких основ является международное право, которое закрепляет права и защиту детей. Также, основой для реорганизации являются законы и нормативные акты Российской Федерации, которые регулируют деятельность детских учреждений. Кроме того, учитывается опыт и практика других регионов и стран, которые уже прошли процесс реорганизации детских домов и домов интернатов.