Социально-педагогическая деятельность по формированию адекватной самооценки у подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 59 59 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 24.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования адекватной самооценки у подростков 6
1.1. Определение и сущность понятия самооценка 6
1.2. Особенности формирования самооценки у детей 12
1.3. Формирование адекватной самооценки у подростков в социально-педагогической практике 23
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки у подростков 30
2.1. Анализ проблемы формирования адекватной самооценки у подростков 30
2.2. Экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки у подростков 41
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 56

Фрагмент для ознакомления

Умение правильно оценить негативные чувства. Чтобы сформировать у себя  полноценную  Я-концепцию,  необходимо иметь возможность обсудить свои негативные, или «плохие» чувства по отношению к другим, травмирующие сознание. Возможность открыто побеседовать в группе об этих чувствах оказывает позитивное воздействие на существующий у ребенка образ Я. Во-первых, это дает ему возможность ослабить эти чувства, проговаривая их, а не проявляя их заведомо разрушительным способом. Во-вторых, когда ребенок видит, что не у него одного возникает иногда острая неприязнь к родителям или желание, чтобы не было его старшего брата, он убеждается в том, что это обычные реакции на похожие эмоциональные ситуации, в которых оказываются и его сверстники, и что он не какой-нибудь нравственный урод, а нормальный человек.Какие бы ни использовались упражнения для повышения самооценки и укрепления самоуважения у учащихся, самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они происходят. Учитель или консультант должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития самооценки у учащихся.Далее представим подробнее разработанную систему экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки подростков.Цель: создание условий для развития адекватной самооценки подростков, способствование максимальному использованию своего потенциала к жизни и учебной деятельности.Психолого-педагогическая программа направлена на решение следующих задач:Развить адекватное понимание подростками самих себя и осуществить коррекцию самооценки.Сформулировать личностно-значимые качества и умения подростков (рефлексия, сензитивность, ответственность, эмпатия и др.).Развить у подростков умение и потребность в познании других людей, гуманистического отношения к ним.Повысить уровень самосознания учащихся, прояснить и уяснить Я-концепцию.Способствовать определению членами группы своих жизненных планов.Сформировать у сотрудников ценность своей жизнедеятельности.Программа включает в себя пять этапов и проводится в течение пяти дней с интервалом 2-3 часа. Общая структура этапов обучения включает в себя следующие элементы: приветствие участниками друг друга, разминку, основное содержание занятий, рефлексию прошедшего дня. I Этап. «Психодиагностика уровня развития личности»Цель: ознакомление участников с правилами и принципами работы в группе; освоение приемов самораскрытия; создание атмосферы взаимного доверия и психологического комфорта; формирование единого психологического пространства в группе; создание позитивной установки на саморазвитие и актуализацию внутреннего потенциала членов группы.Время проведения: 2,5-3 часа.ПланВступление – ознакомление участников с целями и задачами развивающего занятия; раскрытие логики учебного плана.Самопрезентация – выбор членами группы игрового имени, оформление визиток; рассказ игроков о себе (элементы биографии, достоинства и слабости).Обсуждение правил работы в группе – например, персонификации обращения и высказывания, конфиденциальности, «здесь и теперь», «обратной связи» и др. Контрасты – разминочное упражнение. Игроки садятся в круг, а затем, по просьбе ведущего, сильно сжимают кулаки и расслабляют их, что позволяет почувствовать тепло и тяжесть в руках. Аналогично проводится упражнение с мышцами ног, лица, плеч и т.д.Свет мой, зеркальце, скажи… - цель упражнения- задать глубокую личностную установку на постоянный внутренний самоанализ. Для этого участников просят письменно ответить на вопрос: «Кто я?».Щит – упражнение направленное на прояснение участниками своей Я-концепции. Данное упражнение предлагается в качестве домашнего задания.Откровенно говоря… - данное анкетирование, проводимое с помощью специальной анкеты, именуемой «откровенно говоря…», является заключительной процедурой каждого игрового дня. Анкетирование позволяет членам группы оценить проведенное занятие и особенности своего самочувствия.Я тебя помню. Игрокам предлагается заполнить таблицу, вспомнив суть высказывания каждого участника о своих отличительных чертах и отметить собственные представления об их индивидуальности, которые сформировались во время занятий. После этого участники по очереди вслух зачитывают полученные результаты. Это упражнение дает членам группы реальную возможность услышать представления, сформировавшиеся в ходе первого дня группового занятия, способствует их лучшему ознакомлению друг с другом.Лестница личностного развития – участники, по субъективным представлениям определяют на какой ступени этой лестницы они находятся на данный момент собственного развития.Заключительное обсуждение – подводятся итоги прошедшего дня развивающего занятия, анализируются общие ошибки и успехи группы. II этап. «Развитие способности анализирования слабых сторон своей личности»Цель: закрепление навыков самоанализа и самовыражения; глубокое и всестороннее исследование подростками слабых сторон своей личности; формирование установки участников на доброжелательное и доверительное отношение к окружающим. Время проведения: 2,5 – 3 часа.1. Здравствуй! – члены группы перебрасывая мяч, приветствуют друг друга. Упражнение вводит игроков в атмосферу групповой работы, настраивает их на доброжелательное отношение друг к другу.2. Самопрезентация – участники разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.3. Рефлексия предыдущего занятия – игроки делятся своими чувствами и мыслями по поводу предшествующего занятия. 4. Щит – обсуждение домашнего задания.5. Моя любимая игрушка. Членам группы предлагается вспомнить и рассказать о своих любимых игрушках, которые у них были в детстве. Это упражнение формирует положительное эмоциональное состояние участников, настраивает их на доброжелательное отношение друг к другу.6. Привет всем, у кого… - выполняя данное разминочное упражнение ведущий произносит фразу: «Привет всем, у кого…» (варианты: «…у кого голубые глаза», «…кто в тапочках» и т.п.). Задача игроков обнаружить у себя общий признак, поменяться местами между собой.7. Без маски – эта игра дает участникам возможность укрепить свое доверие к группе, снять внутренние страхи, научиться быть откровенным.8. Мои слабые стороны. Цель упражнения – определение каждым членом группы своих слабых сторон, формирование «привычки» анализировать свои недостатки.9. Знаешь ли ты себя? - проведение данного тест-опросника настраивает членов группы на изучение самих себя, закрепляет навыки самоанализа, более глубокого самораскрытия.10. Свет мой, зеркальце, скажи.11. Ласковое имя – домашнее задание. Игрокам предлагается вспомнить какими ласковыми именами их называют близкие им люди. Делают ли они это? Что они при этом чувствуют?12. Лестница личностного развития.13. Заключительное обсуждение.14. Откровенно говоря…III этап. «Развитие уверенности в себе»Цель: закрепление навыков групповой работы; осознание своих сильных сторон; развитие уверенности в своих силах; формирование установки на значимость своей личности.Время проведения: 2,5-3 часа.Комплементы – упражнение проводится аналогично упражнению-приветствию предыдущего дня, но к основному занятию участникам предлагается сказать друг другу приятный комплимент.Рефлексия предыдущего занятия. Ласковое имя – проверка домашнего задания.Список претензий – участникам группы на листках бумаги предлагается записать свои претензии к остальным членам группы, к руководителю, к группе в целом. Затем ведущий зачитывает этот список вслух. Упражнение стимулирует развитие группового процесса, создает условия для внесения корректив в работу группы.Крокодил – это разминочное упражнение при выполнении которого участники одной из команд должны угадать фразу, предложенную им в невербальной форме другой командой.Преодоление сомнений в своей силе – упражнение направлено на развитие уверенности в себе, осознание игроками внутреннего потенциала своей личности.Сильные стороны – членам группы предлагается рассказать о своих сильных сторонах, о том, что они любят, ценят и принимают в себе, о том, что дает им чувство внутренней уверенности в различных ситуациях. Выполнение домашнего упражнения развивает умение участников мыслить о себе в положительном ключе.Свободный микрофон. Целью упражнения является способствование наибольшему самораскрытию участников. Игра проводится аналогично способу выполнения упражнения «Горячий стул». Свет мой, зеркальце, скажи…Брачные объявления – домашнее задание. Игрокам предлагается составить брачное объявление, акцент в которых необходимо делать на собственных положительных качествах, что способствует фокусированию внимания членов группы на сильных сторонах своей личности. Лестница личностного развития. Заключительное обсуждение.Откровенно говоря…IV этап. «Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов»Цель: определение подростками занятий своих жизненных планов; построение ими картины жизненного пути; формирование готовности последовательно достигать намеченной цели. Время проведения: 2,5-3 часа.Комплементы.Рефлексия предыдущего занятия.Брачные объявления – проверка домашнего задания.Прокуроры и адвокаты – упражнение направлено на подведение итогов результатов предшествующих занятий путем обобщения сильных и слабых сторон личности каждого участника.Психогимнастика– игроки пытаются невербальным способом изобразить свое внутреннее «Я», свою особенность и индивидуальность.Определение последовательности достижения Вашей цели – упражнение проводится с целью осознания членами группы возможности достижения целей, определение оптимального количества действий и необходимых средств.Три года – участникам предлагается представить, что они узнали о своей внезапной приближающейся смерти и в соответствии с этим построить образ предстоящей жизни. Упражнение направлено на формирование способов построения своей жизнедеятельности; определение значимости человеческой жизни.Успех – игрокам предлагается представить, что они добились определенного успеха, что, в свою очередь может помочь им почувствовать в себе больше силы, больше динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства, что вносит вклад в чувство большей уверенности в себе.Свет мой, зеркальце, скажи…Я глазами группы. В качестве домашнего задания членам группы предлагается письменно ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа в целом и отдельные её участники?»Лестница личностного развития.Заключительное обсуждение.Откровенно говоря.V этап. «Прояснение ценностно-мотивационной сферы и её развитие»Цель: разработка групповых жизненных ценностей; формирование готовности к целенаправленной и устойчивой активности относительно иерархически выстроенной системы ценностей жизнедеятельности; подведение итогов работы группы.Время проведения: 2,5-3 часа.Приветствие – для проведения взаимного приветствия участники хаотично передвигаются по комнате и приветствуют друг друга, прикасаясь различными частями тела (например, рукой, ногой, носом и т.д.).Рефлексия предыдущего занятия.Я глазами группы – проверка домашнего задания.Субъличности – упражнение позволяет развивать у членов группы способность анализировать свои внутренние побуждения и понимать себя, свой центр, свое «Я».Узелки – разминочное упражнение.А что дальше? – игрокам предлагается обсудить свои перспективные цели и те конкретные шаги, которые они намерены предпринять для их осуществления. Упражнение направлено на принятие каждым участником ответственности за свое ближайшее будущее.Последняя встреча – подросктам предлагается представить, что они больше никогда не увидятся друг с другом и сказать все, что осталось невысказанным. Упражнение способствует формированию позитивной самооценки подростков и оказанию ими психологической поддержки друг друга.Общий рисунок. Цель упражнения – сплочение группы посредством выполнения совместной деятельности (общего рисунка), диагностика социальных установок членов группы.Письмо группе – подросткам предлагается написать письмо, адресованное всей группе и выражающее их отношение к проведенным занятиям. Упражнение подводит итог работы группы, позволяет членам группы определить степень личностной значимости пройденного курса занятий.Лестница личностного развития.Заключительное обсуждение.Откровенно говоря.2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки у подростковВ данном параграфе представим результаты после формирующего этапа работа.В результате экспериментально-психологического исследования с помощью методики Дембо-Рубинштейн на контрольном этапе были получены следующие результаты:а) у 53% испытуемых была диагностирована адекватная самооценка, у 24% - завышенная самооценка, у 23% - заниженная самооценка. Таким образом, большинство подростков исследуемой группы после эксперимента стали иметь адекватную самооценку, что характеризуется объективным представлением о себе и собственных возможностях (рисунок 5)Рисунок 5 - Диагностика самооценки у подростков (контрольный этап)б) после эксперимента у 66 % испытуемых был диагностирован реалистичный уровень притязаний, у 23% - оптимальный (выше среднего) уровень притязаний, у 6% - завышенный уровень притязаний, у 5 % - заниженный уровень притязаний. Таким образом, у большинства подростков исследуемой группы уровень притязаний стал более реалистичным, оценка их возможностей и способностей приобрела адекватное выражение (рисунок 6). Рисунок 6 - Диагностика уровня притязаний у подростков (констатирующий этап)В результате экспериментально-психологического исследования с помощью методики Розенберга на контрольном этапе были получены следующие результаты: а) у 11% испытуемых был диагностирован очень высокий уровень самоуважения, у 21% - достаточно высокий уровень самоуважения, у 53% - адекватный уровень самоуважения, у 15% - заниженный уровень самоуважения. Таким образом, большинство подростков после эксперимента стали в достаточной степени уверены в себе, принимают себя у них развито чувство собственного достоинства, но при этом не имеет тенденции к гипертрофированию (рисунок 7). Рисунок 7 - Диагностика уровня самоуважения у подростков (констатирующий этап)б) у 8% испытуемых был диагностирован очень высокий уровень самоунижения, у 15% - достаточно высокий уровень самоунижения, у 62% - адекватный уровень самоунижения, у 15% - низкий уровень самоунижения. Таким образом, большинство подростков после проделанной работы стали уверены в себе, довольны собой, одобряют свои поступки, при этом они стали подвергать их критическому анализу, а не полагаться на их безоговорочную правильность (рисунок 8).Рисунок 8 - Диагностика уровня самоунижения у подростков (констатирующий этап)Далее проведем сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.а) Сравнение самооценки подростков (рисунок 9). Рисунок 9. - Самооценка подростков до и после эксперимента.В данном случае мы видим различия в самооценке до реализованной программы и после. На контрольном этапе стала значительно выражена тенденция к адекватности самооценки у исследуемых подростков, а также снизилось количество детей, имеющих неадекватно заниженную самооценку.б) Сравнение уровня притязаний подростков (рисунок 10).Рисунок 10 - Уровень притязаний подростков до и после экспериментаВ данном случае мы видим различия в уровне притязанийна разных этапах эксперимента. Реалистичный уровень притязаний стал характерен для большинства исследуемых подростков.в) Сравнение уровня самоуважения подростков (рисунок 11).Рисунок 11 - Уровень самоуважения подростков до и после эксперимента. В данном случае мы видим явные различия в уровне самоуважения у подростков до и после целенаправленной формирующей работы. Подростки на контрольном этапе эксперимента в гораздо большей степени уважают и принимают себя, любят себя и доверяют себе.г) Сравнение уровня самоунижения подростков (рисунок 12).Рисунок 12 - Уровень самоунижения подростков до и после эксперимента. По результатам исследования уровня самоунижения, мы также видим заметную положительную динамику, что свидетельствует об эффективности реализованной программы.Выводы по 2 главеНа констатирующем этапе исследования,подростки, принявшие участие в исследовании, в большинстве своем, имели заниженную самооценку. Они былинеуверенны в себе, в своих силах, возможностях, характеризуются робостью и отсутствием дерзаний, считали, что не способны реализоваться в жизни, не имеют возможности реализовать свои задатки и способности. В то же время уровень притязаний у них был более адекватный и реалистичный, однако в совокупности с неадекватным уровнем самооценки эта тенденция нарушала гармоничное формирование личности. Большинство подростков на констатирующей этапене уважали и не принимали себя таким, какие они есть, не ощущали гордости за себя.По результатам констатирующего этапа эмпирического исследования нами была разработана программа по оптимизации уровня самооценки подростков, цель которой - создание условий для развития адекватной самооценки подростков, способствование максимальному использованию своего потенциала к жизни и учебной деятельности.После реализации программы был проведен контрольный этап для оценки динамики исследуемых показателей. Большинство подростков исследуемой группы после эксперимента стали иметь адекватную самооценку в совокупности с реалистичным уровнем притязаний, что характеризуется объективным представлением о себе и собственных возможностях.Также большинство подростков после эксперимента стали в достаточной степени уверены в себе, принимают себя у них развито чувство собственного достоинства, но при этом не имеет тенденции к гипертрофированию.Таким образом, гипотеза нашего экспериментального исследования полностью подтвердилась.ЗаключениеНа каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Это, в свою очередь, зависит от уровня адекватности формирования самооценки детей подросткового возраста.Проблема самооценки личности рассматривается отечественными психологами, как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания (Н.А.Менчинская, А.И.Липкиной, Л.И.Божович, М.И. Лисина, Л.В.Бороздиной, И.С.Кон, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин). Зарубежные психологи рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями (З.Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, У.Джемс, Т. Шибутани, Бернс Р., Х.Ремшмидт).Самооценка нами определяется как сложное динамическое личностное образование, которое является системообразующим ядром личности, определяется как отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка определяет жизненные позиции человека, взаимоотношения с окружающими, отношение к успехам и неудачам и определяет уровень притязаний человека. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки (уровень образа «Я»), проявляющийся как уровень достижений, на который человек считает себя способным, как степень трудностей целей, к которым человек стремится, и достижение которых представляется ему привлекательным.Основными психическими новообразованиями подросткового возраста является становление самосознания, теоретического рефлексивного мышления, Я-концепции. Ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно-личностное общение, под влиянием которого происходит изменения во всех психических процессах они становятся произвольными, осознанными. Подростковый возраст является возрастом личностного развития, которое опосредствует развитие всех остальных функций. Итак, мы провели наше исследование на базе МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № ___ г. Смоленска". В основном этапе эмпирического исследования приняли участие 26 учащихся подросткового возраста – учащиеся 8 «а» и 8 «б» классов. Мы установили, что на контрольном этапе для большего числа подростков быласвойственна заниженная самооценка. Они неуверенны в себе, в своих силах, возможностях, характеризуются робостью и отсутствием дерзаний, считают, что не способны реализоваться в жизни.По результатам констатирующего этапа эмпирического исследования нами была разработана программа по оптимизации уровня самооценки подростков, цель которой - создание условий для развития адекватной самооценки подростков, способствование максимальному использованию своего потенциала к жизни и учебной деятельности.После реализации программы был проведен контрольный этап для оценки динамики исследуемых показателей. Большинство подростков исследуемой группы после эксперимента стали иметь адекватную самооценку в совокупности с реалистичным уровнем притязаний, что характеризуется объективным представлением о себе и собственных возможностях. Также большинство подростков после эксперимента стали в достаточной степени уверены в себе, принимают себя у них развито чувство собственного достоинства, но при этом не имеет тенденции к гипертрофированию.Таким образом, гипотеза нашего экспериментального исследования полностью подтвердилась.Список литературы1. Авдулова, Т.П. Социальная психология детства : диагностический практикум / Т.П. Авдулова, Е.И. Изотова, Г.Р. Хузеева. – М.: МПГУ, 2018. - 100 с.2. Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии: учебное пособие / Г.В. Акопов. – СПб.: Питер, 2005. – 218 с.3. Арцишевская, И.Л. Учусь дружить! : тренинг коммуникативных навыков у дошкольников / И. Л. Арцишевская. – М.: Национальный книжный центр, 2016. - 41 с.4. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер ; [пер. Ю. Данко]. - Москва : Добросвет : КДУ, 2008. - 365 с.5. Белобыркина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников: учебное пособие /О.А. Белобыркина. - СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2004. – 512 с. 6. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний: учебное пособие / Л.В.Бороздина. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2008. – 184 с.7. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка : учебное пособие / Л.В. Бороздина. - СПб.: Питер, 2004. – 264 с. 8. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психическогоразвития формирования личности : монография / [Л.В. Андреева и др.]. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.9. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста : учебник (бакалавриат). - 4-е изд., перераб. и доп. - М: КноРус, 2016. - 266 с.10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: «Педагогика», 2008. – 493 с.11. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина. – М.: Ин-т психологии РАН, 2011. - 397 с.12. Галкина, Т.В. Самосознание и самооценка человека: теория, диагностика, коррекция : учебное пособие : в 3 ч. / Т. В. Галкина. – М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2011- 118 с.13. Гордеева, О.В. Представления о самосознании : учебное пособие / О.В. Гордеева. – М.: Педагогика, 2003. – 241 с. 14. Диагностика самосознания и самооценки у детей : методические указания. - Йошкар-Ола : ФГБОУ ВПО "Марийский гос. ун-т", 2013. - 31 с.15. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.16. Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 5 - 19.17. Кон, И.С. В поисках себя, личность и ее самосознание: учебное пособие / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2003. – 305 с. 18. Литвак, Б. 7 шагов к стабильной самооценке : [16+] / Б.Литвак. - М: АСТ : Времена, 2018. - 351 с.19. Лоренц, Т. Самооценка. Повышай свою уверенность! / Т.Лоренц, ШтефанОппитц ; [пер. с нем. М. И. Виноградовой]. - Москва : Э, 2016. - 109 с.20. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. – М.: Питер, 2013. - 793 с.21. Немов, P.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С.Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2009. – 549 с.22. Новиченкова, Е.Ю. Кризисы детского возраста: формируем здоровую самооценку / Е.Ю. Новиченкова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 170 с.23. Овсянникова, Е.А. Социальная психология. – М..: Флинта, 2015. - 160 с.24. Петровский, А.В. Психология : Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ; 3-е изд., стереотипное. - Асадема, 2002. - 512 с.25. Полетти, Р. Как развить уверенность в себе и повысить самооценку: [экспресс-тренинг] / Р. Полетти, Б. Доббс; [пер. с фр. И. Ю. Наумовой] ; ил. Жана Оганера. - М: Эксмо, 2014. - 63 с.26. Портнова, А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : (тексто-графические учебные материалы) / А. Г. Портнова, М. В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ, 2015. – 297 с.27. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология". - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.28. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие / Марийский гос. ун-т, Фак. психологии и безопасности жизнедеятельности ; [сост. Л. В. Андреева]. - Йошкар-Ола : МарГУ, 2010. - 119 с.29. Психология самосознания: учебное пособие для вузов / авт.-сост. Т.Г. Волкова. - М: Директ-Медиа, 2013. - 294 с.30. Романова, И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии: учебное пособие / И.А. Романова. – М.: МЕДпресс, 2006. – 128 с. 31. Cаматова, А.В. Родительские установки и социальная среда как важнейшие факторы формирования полноценной личности, адекватной самооценки и позитивной Я-концепции детей и подростков с глубокими нарушениями зрения : [в 2 ч.] / А.В. Саматова. - М: РГБС, 2016. - 203 с.32. Самооценка и уверенное поведение: учебное пособие для учащихся 9-11 классов образовательных учреждений, а также для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования / [А. М. Корягин, Н. Ю. Бариева, Ю. Б. Кошлакова, Д. А. Боровкова]. - 3-е изд., стер. - М: Академия, 2016. - 157 с.33. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения и самооценки личности / В. Ф. Сафин, И. Н. Нурлыгаянов. - Уфа : Вагант, 2008. - 187 с.34. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности: учебное пособие / Е.Т. Соколова. – М.: Форум, 2007. – 152 с.35. Социальная психология : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки "Психология", "Социология", "Социальная работа. – М.: Дашков и К° ; Наука-Спектр, 2016. - 239 с.36. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастная психология" / Т. М. Чурекова, Д. Ф. Ахмерова, Ю. Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.37. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Институт психологии РАН, 2013. - 463 с.38. Шильштейн, Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте: учебное пособие / Е.С. Шильштейн. – М.: Педагогика, 2003. – 245 с. 39. Эйестад, Г. Самооценка у детей и подростков: книга для родителей : [16+] / Г. Эйестад ; пер. с норвежского Наргис Шинкаренко. - М: Альпина паблишер, 2014. - 293 с.40. Юров, А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров. - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед. ин-т", 2011 – 112 с.Приложения

Список литературы
1. Авдулова, Т.П. Социальная психология детства : диагностический практикум / Т.П. Авдулова, Е.И. Изотова, Г.Р. Хузеева. – М.: МПГУ, 2018. - 100 с.
2. Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии: учебное пособие / Г.В. Акопов. – СПб.: Питер, 2005. – 218 с.
3. Арцишевская, И.Л. Учусь дружить! : тренинг коммуникативных навыков у дошкольников / И. Л. Арцишевская. – М.: Национальный книжный центр, 2016. - 41 с.
4. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер ; [пер. Ю. Данко]. - Москва : Добросвет : КДУ, 2008. - 365 с.
5. Белобыркина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников: учебное пособие /О.А. Белобыркина. - СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2004. – 512 с.
6. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний: учебное пособие / Л.В.Бороздина. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2008. – 184 с.
7. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка : учебное пособие / Л.В. Бороздина. - СПб.: Питер, 2004. – 264 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психическогоразвития формирования личности : монография / [Л.В. Андреева и др.]. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
9. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста : учебник (бакалавриат). - 4-е изд., перераб. и доп. - М: КноРус, 2016. - 266 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: «Педагогика», 2008. – 493 с.
11. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина. – М.: Ин-т психологии РАН, 2011. - 397 с.
12. Галкина, Т.В. Самосознание и самооценка человека: теория, диагностика, коррекция : учебное пособие : в 3 ч. / Т. В. Галкина. – М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2011- 118 с.
13. Гордеева, О.В. Представления о самосознании : учебное пособие / О.В. Гордеева. – М.: Педагогика, 2003. – 241 с.
14. Диагностика самосознания и самооценки у детей : методические указания. - Йошкар-Ола : ФГБОУ ВПО "Марийский гос. ун-т", 2013. - 31 с.
15. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
16. Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 5 - 19.
17. Кон, И.С. В поисках себя, личность и ее самосознание: учебное пособие / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2003. – 305 с.
18. Литвак, Б. 7 шагов к стабильной самооценке : [16+] / Б.Литвак. - М: АСТ : Времена, 2018. - 351 с.
19. Лоренц, Т. Самооценка. Повышай свою уверенность! / Т.Лоренц, Штефан Оппитц ; [пер. с нем. М. И. Виноградовой]. - Москва : Э, 2016. - 109 с.
20. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. – М.: Питер, 2013. - 793 с.
21. Немов, P.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С.Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2009. – 549 с.
22. Новиченкова, Е.Ю. Кризисы детского возраста: формируем здоровую самооценку / Е.Ю. Новиченкова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 170 с.
23. Овсянникова, Е.А. Социальная психология. – М..: Флинта, 2015. - 160 с.
24. Петровский, А.В. Психология : Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ; 3-е изд., стереотипное. - Асадема, 2002. - 512 с.
25. Полетти, Р. Как развить уверенность в себе и повысить самооценку: [экспресс-тренинг] / Р. Полетти, Б. Доббс; [пер. с фр. И. Ю. Наумовой] ; ил. Жана Оганера. - М: Эксмо, 2014. - 63 с.
26. Портнова, А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : (тексто-графические учебные материалы) / А. Г. Портнова, М. В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ, 2015. – 297 с.
27. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология". - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
28. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие / Марийский гос. ун-т, Фак. психологии и безопасности жизнедеятельности ; [сост. Л. В. Андреева]. - Йошкар-Ола : МарГУ, 2010. - 119 с.
29. Психология самосознания: учебное пособие для вузов / авт.-сост. Т.Г. Волкова. - М: Директ-Медиа, 2013. - 294 с.
30. Романова, И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии: учебное пособие / И.А. Романова. – М.: МЕДпресс, 2006. – 128 с.
31. Cаматова, А.В. Родительские установки и социальная среда как важнейшие факторы формирования полноценной личности, адекватной самооценки и позитивной Я-концепции детей и подростков с глубокими нарушениями зрения : [в 2 ч.] / А.В. Саматова. - М: РГБС, 2016. - 203 с.
32. Самооценка и уверенное поведение: учебное пособие для учащихся 9-11 классов образовательных учреждений, а также для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования / [А. М. Корягин, Н. Ю. Бариева, Ю. Б. Кошлакова, Д. А. Боровкова]. - 3-е изд., стер. - М: Академия, 2016. - 157 с.
33. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения и самооценки личности / В. Ф. Сафин, И. Н. Нурлыгаянов. - Уфа : Вагант, 2008. - 187 с.
34. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности: учебное пособие / Е.Т. Соколова. – М.: Форум, 2007. – 152 с.
35. Социальная психология : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки "Психология", "Социология", "Социальная работа. – М.: Дашков и К° ; Наука-Спектр, 2016. - 239 с.
36. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастная психология" / Т. М. Чурекова, Д. Ф. Ахмерова, Ю. Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
37. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Институт психологии РАН, 2013. - 463 с.
38. Шильштейн, Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте: учебное пособие / Е.С. Шильштейн. – М.: Педагогика, 2003. – 245 с.
39. Эйестад, Г. Самооценка у детей и подростков: книга для родителей : [16+] / Г. Эйестад ; пер. с норвежского Наргис Шинкаренко. - М: Альпина паблишер, 2014. - 293 с.
40. Юров, А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров. - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед. ин-т", 2011 – 112 с.

Вопрос-ответ:

Что такое самооценка и как она формируется у детей?

Самооценка - это субъективная оценка собственной ценности и значимости человека. У детей она формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой, в том числе через отношение родителей, учителей и сверстников.

Какими особенностями обладает формирование самооценки у подростков?

Формирование самооценки у подростков сопряжено с рядом особенностей, такими как кризис переходного возраста, формирование личности, активизация социальной роли, влияние медиа и т.д.

Как социально-педагогическая практика помогает в формировании адекватной самооценки у подростков?

Социально-педагогическая практика включает в себя целый комплекс мероприятий, направленных на развитие позитивного отношения к себе, самоопределение, установление гармоничных отношений с окружающими людьми и другими методами и техниками, способствующими формированию адекватной самооценки у подростков.

Каковы результаты опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки у подростков?

Опытно-экспериментальная работа оказалась успешной и позволила достичь положительных результатов: улучшение самооценки подростков, повышение их самоуверенности и самодостаточности, а также улучшение взаимоотношений между подростками и их окружением.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: самооценка - это важный аспект личности, который формируется в детстве и подростковом возрасте; формирование адекватной самооценки у подростков требует комплексного подхода и социально-педагогической работы; эффективность формирования адекватной самооценки у подростков подтверждается опытно-экспериментальной работой.

Что такое самооценка?

Самооценка - это субъективное восприятие и оценка собственных качеств, способностей и достижений.

Какие особенности есть в формировании самооценки у детей?

Формирование самооценки у детей происходит на протяжении всего детского возраста и зависит от различных факторов, таких как семейное воспитание, образовательная среда, отношение родителей и сверстников.

Как формируется адекватная самооценка у подростков?

Формирование адекватной самооценки у подростков осуществляется через социально педагогическую практику, которая включает в себя различные методы и инструменты, направленные на развитие положительного самооценивания и повышение самоуважения.

Как проходит опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки у подростков?

Опытно-экспериментальная работа включает в себя проведение специально разработанных тренингов, индивидуальных и групповых занятий, психологической поддержки, а также работу с родителями и учителями, чтобы создать благоприятную среду для развития положительной самооценки у подростков.