«Управление программой профессионального развития педагогических работников а ДОУ»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление дошкольным образованием
  • 30 30 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 24.11.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие профессионального развития и его интерпретация в современной науке 5
2. Программа профессионального развития и ее место в процессе становления педагога 14
3. Характеристика базовых понятий управления программой профессионального развития и их особенности 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Фрагмент для ознакомления

С.Лазарев, М.М.Поташник, В.А.Сластёнин). Акцент в данном случае делается на получение нового качественного результата.2. Управление - это целенаправленное воздействие одной системы на другую, субъекта на объект, одного человека на другого или группу с целью изменения последнего (В.Г.Афанасьев, А.А.Орлов, Н.С.Сунцов). В этом определении эффективность рассматривается с позиции управляющего, который воздействует, а управляемые являются пассивными исполнителями.3. Управление - это взаимодействие субъектов (В.Г.Афанасьев,П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.). Это сложный многообразныйпроцесс, который предполагает взаимосвязанное ивзаимообусловленное изменение сторон, предполагающее изменениене только управляемой, но и управляющей стороны [30].Анализируя содержание данного понятия и его появление впедагогической среде, хочется обратить внимание на то, чтов нашей работетермин «управление» будетиспользоваться с позиции «взаимодействие». В данном случае - этовзаимодействие между многообразными субъектами образовательной средырайона и организациями-партнерами, которое нацелено на профессиональноеразвитие педагогов.Этимология понятия «профессиональное развитие» идет от лат. Prefere («объявляю своим делом»). Это процесс, характеризующий динамику необратимых изменений личности, ее основных мотивационных потребностей, когнитивных, эмоционально волевых компонентов в ходе профессионализации.Как уже было отмечено, термин «профессиональное развитие» учителя относится к междисциплинарным понятиям и в разных областях знаний рассматривается через призму особых акцентов.Если обратиться к педагогике, то профессиональное развитие здесь рассматривается как процесс решения профессионально значимых задач познавательных, коммуникативных, морально-нравственных. В ходе этого процесса учитель овладевает необходимым комплексом связанных с его профессией деловых и нравственных качеств. Ученые, которые занимаются проблемой профессионального развития, отмечают, что развитие профессионала происходит в результате систематическогоусовершенствования, расширения и подкрепления спектра знаний; развития личностных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний, навыков и умений (Е.Климов). Именно поэтому профессиональное развитие в педагогике связывают не с формальностью или обязанностью, аобразом мышления, полезной привычкой. В связи с этим, в последнее время говорится о необходимости профессионального развития в течение всей жизни.В менеджменте «профессиональное развитие» — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека, т.е. речь по большому счету идет об управлении человеческими ресурсами.Поскольку в менеджменте речь о профессиональном развитии идет как о процессе выполнения производственных функций, то именно в этой связи в бизнесе уделяется большое значение постоянному обучению персонала. Каждая фирма нацелена на то, чтобы быть конкурентоспособной и получить максимально возможную прибыль, Это возможно только в том случае, если все сотрудники будут готовы работать в новых условиях постоянно возникающих в современной экономической ситуации.В процессе развития управления как науки использовались разные понимания того, что является его основой. В нашем исследовании мы придерживаемся гуманистического подхода, который основой управления считает культурные смыслы и ценности и фиксируется на человеческой стороне организационной культуры. В рамках гуманистического подхода к управлению развитием педагогического персонала возникает понимание важности изменения ценностей, которые лежат в основе профессионально-педагогической деятельности[34].В профессии учителя не мене важно знать новые тенденции, т.к. это одна из профессий, которая нацелена на будущее: на свое будущее как профессионала; на будущее своих учеников, которым предстоит адаптироваться в жизни. Наверно не случайно важным требованием в профессиональном развитии учителя является его профессиональное саморазвитие. Учитель должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. По сути дела, профессиональное развитие учителя - это когда он осознает ответственность и свое участие за все, что происходит с ним и его учениками; когда он пытается активно способствовать или противостоять внешним обстоятельствам; когда он планирует и ставит цель своей профессиональной деятельности; когда он изменяет самого себя для достижения желаемого результата.М. М. Поташник отмечает, как бы учитель сам не заботился о своём профессиональном развитии, сколько бы ни думал о нем, как бы тщательно сам ни проектировал его, он не сможет не воспользоваться внешними источниками, которые ему предлагает школа. Таким образом, управление в ДОО, руководство педагогическим коллективом является необходимым фактором профессионального развития любого учителя.Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития является повышение квалификации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате чего учитель овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества.Таким образом, сочетание понятий «управление» и «профессиональное развитие» приобретут смысловую выражение «взаимодействие с целью преобразования внутренней детерминанты; развитие профессиональных знаний, умений, навыков; совершенствование способности учиться на протяжении всей профессиональной деятельности для решения новых задач, обусловленных вызовами времени».ЗаключениеТаким образом, изучение работ отечественных и зарубежных исследователей свидетельствует о том, что профессиональное развитие педагогов находится под пристальным вниманием педагогов и исследователей всего мира. Выявлено, что профессиональное развитие тесно связано с уровнем квалификации. Так, педагоги с низким уровнем квалификации демонстрируют относительно низкий уровень соучастия в учебной деятельности, чем учителя с высоким квалификационным уровнем. Этот факт доказывает, что, во-первых, учителя играют роль в учебной деятельности учащихся только в условиях качественного образования. Во-вторых, профессиональное развитие специфически соотносится с различными аспектами: учебным содержанием, ситуациями, личностями и тому подобное. В-третьих, процесс профессионального развития может быть обязательным или условным. Кроме того, профессиональное развитие оказывает существенное влияние на поведение учителя, его ожидания и учебную деятельность. Итак, профессиональное развитие учителей можно определить, как долговременный сложный процесс качественных изменений в преподавании, направленный на совершенствование профессиональной деятельности в образовательной среде и обеспечения успеваемости учащихся. Следует добавить, что эффективность профессионального развития учителей многокомпонентная и предполагает лидерство, знания, доступные ресурсы, высокий уровень сотрудничества, соответствующее оценивания работы и поддержку, регулярный контроль учебной деятельности учителя. Таким образом, проведенное исследование помогло определить сущность и содержание понятия «профессиональное развитие» педагога. Обращая внимание на многогранность понятия «профессиональное развитие» в данной работе, оно будет рассматривается как междисциплинарное для педагогики, психологии и менеджмента.Компетентному специалисту педагогу сейчас необходимо быть не только носителем знаний, ему нужно уметь определять цели, погружаться в деятельность, получать удовольствие от приобретенного опыта. Учитель, который сочетает непрерывное внутреннее (внутриличностные) и внешнее (связи и сотрудничество с другими) обучение, становится "носителем перемен". Программа профессионального развития может стать способом непрерывного роста педагога. Благоустроенная, документально оформлена, она помогает определять качество жизни, поскольку:- основывается на четкой концепции, понятной педагогу;- сосредотачивается на запросах конкретной личности, ее знаниях и опыте;- строится как система с учетом изменений, происходящих в образовании, определенном учебном заведении.Следовательно, сочетание понятий «управление» и «профессиональное развитие» в данной работе приобретают смысловое выражение «взаимодействие с целью преобразования внутренней детерминанты; развитие профессиональных знаний, умений, навыков; совершенствование способности обучаться в течение всей профессиональной деятельности для решения новых задач, обусловленных вызовами времени».Список использованной литературыАбакумова, И. В. Смыслоцентризм в педагогике. Новое понимание дидактических методов / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. — Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 2006. — 256 с.Айзенберг А.Я. Самообразование, история, теория, современные проблемы. Учебное пособие для вузов. М., 1986. Александрова Е. А. Квалификация педагогов : как повысить? // Директор школы. 2015. № 4 (197). С. 39-44.Анцыферова Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1981.-365 с.Арутюнян, В. Э. Мотивация повышения квалификации современного педагога / В. Э. Арутюнян, Т. Н. Щербакова // Известия Юж. федер. ун-та. Педагогические науки. — 2012. — № 3. — С. 132-138.Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой. Методическое пособие / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. - М. :ЛПКиПРО, 2004. - 87 с.Беловицкая С. И. Профессиональное развитие педагога путем совершенствования деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2681–2685. Галинская Е.В., Иващенко А.А., Новиков Д.А. Модели и механизмы управления развитием персонала / Е.В. Галинская и др. - М.: ИПУ РАН, 2005. - 68 с.Горина Л. В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования / Изв. Сараг ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 372-375.Громыко Ю. В. Сеть мыследеятельностной педагогики. М., 2011. 29с.Гуружапов В. А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения системы Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова. М., 2005. 76 с.Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология / А.А. Дер-кач, В.Г. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2003. - 256 с.Деркач А.А., Селезнева Е.В., Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен. М.: РАГС, 2008. Ежак Е.В. Профессиональное развитие педагога: психологические механизмы и детерминанты // Вестник ДГТУ. 2014. №4 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-pedagoga-psihologicheskie-mehanizmy-i-determinanty (дата обращения: 24.10.2018). Желнова О.Д. Профессиональное развитие личности: межпредметный подход / О.Д. Желнова // Сборник статей магистрантов МП «Управление образованием», НИУ ВШЭ, выпуск первый. - СПб. : НИУ ВШЭ, 2012.-84 с.Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2006. - 240 с.Игнатова В.В. Содействие как педагогическая стратегия / В.В.Игнатова, Л.Л.Барановская 'У Сибирский педагогический журнал: Научно-практическое издание. - Новосибирск : Немо пресс. - 2008. - № 14 -С. 44-52.Игнатьева Г. А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования. Н. Новгород, 2005. 344 с.Ильина, Н.Ф. Раскрытие инновационного потенциала педагога в ходе непрерывного образования [Текст]. /Инновации в образовании.− 2010. − №9.Исаев Е. И., Косарецкий С. Л. Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопр. психологии. 2000. № 3. С. 57-66.Котова, И. Б. Человек: жизненный и личностный ресурс / И. Б. Котова, В. А. Новгородская. — Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. — 240 с.Краснорядцева О.М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. – 2002. – № 16–17. – С. 42–44.Лазченко Е. К., Беловицкая С. И. Профессионально-личностное становление педагога как фактор развития образования XI столетия// Педагогика и жизнь. Выпуск 19 –Москва. Воронеж, 2012Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие / К.М. Левитан. - Саратов : Изд-во ун-та, 1991.- 168 с.Малкарова, Р. Х. Коммуникативный ресурс и акмеологическое профессиональное развитие педагога / Р. Х. Малкарова // Известия Юж. федер. ун-та. Педагогические науки. — 2013. — № 2. — С. 72-82.Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.Мирза Н.В., Ибрагимова Г.К. Профессиональное развитие педагога в процессе повышения квалификации // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 379-384;Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя/Л.М. Митина. Московский психоло-го-сочиальный институт, 1998. -200 с.Оганесян И.А. Управление персоналом организации / И.А. Оганесян. - Ми.: Лмалфея, 2000 - 256 с.Основы педагогики: [учебн. пособие] / [Под общ. ред. А.И. Жука]. - Мн.: Лверов, 2003. - 349 с.Скок Г.К. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2002.Слободчиков В И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000.Слободчиков В. И. Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие. М., 2013. 400 с.Хлебунова, С. Ф. Персонифицированная модель повышения квалификации: проблемы и перспективы / С. Ф. Хлебунова, Т. Н. Щербакова, Е. Е. Алимова. — Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. — 320 с.

1. Абакумова, И. В. Смыслоцентризм в педагогике. Новое понимание дидактических методов / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. — Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 2006. — 256 с.
2. Айзенберг А.Я. Самообразование, история, теория, современные проблемы. Учебное пособие для вузов. М., 1986.
3. Александрова Е. А. Квалификация педагогов : как повысить? // Директор школы. 2015. № 4 (197). С. 39-44.
4. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцыферо¬ва. - М.: Наука, 1981.-365 с.
5. Арутюнян, В. Э. Мотивация повышения квалификации современного педагога / В. Э. Арутюнян, Т. Н. Щербакова // Известия Юж. федер. ун-та. Педагогические науки. — 2012. — № 3. — С. 132-138.
6. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Поддержка дея¬тельности образовательных учреждений муниципаль¬ной методической службой. Методическое пособие / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. - М. : ЛПКиПРО, 2004. - 87 с.
7. Беловицкая С. И. Профессиональное развитие педагога путем совершенствования деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2681–2685.
8. Галинская Е.В., Иващенко А.А., Новиков Д.А. Модели и механизмы управления развитием персона¬ла / Е.В. Галинская и др. - М.: ИПУ РАН, 2005. - 68 с.
9. Горина Л. В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества дошкольного образо¬вания / Изв. Сараг ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 372-375.
10. Громыко Ю. В. Сеть мыследеятельностной педагоги¬ки. М., 2011. 29с.
11. Гуружапов В. А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения системы Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова. М., 2005. 76 с.
12. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология / А.А. Дер-кач, В.Г. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2003. - 256 с.
13. Деркач А.А., Селезнева Е.В., Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен. М.: РАГС, 2008.
14. Ежак Е.В. Профессиональное развитие педагога: психологические механизмы и детерминанты // Вестник ДГТУ. 2014. №4 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-pedagoga-psihologicheskie-mehanizmy-i-determinanty (дата обращения: 24.10.2018).
15. Желнова О.Д. Профессиональное развитие личности: межпредметный подход / О.Д. Желнова // Сборник статей магистрантов МП «Управление обра¬зованием», НИУ ВШЭ, выпуск первый. - СПб. : НИУ ВШЭ, 2012.-84 с.
16. Зеер Э.Ф. Психология профессионального разви¬тия / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
17. Игнатова В.В. Содействие как педагогическая стратегия / В.В.Игнатова, Л.Л.Барановская 'У Сибирс¬кий педагогический журнал: Научно-практическое из¬дание. - Новосибирск : Немо пресс. - 2008. - № 14 -С. 44-52.
18. Игнатьева Г. А. Деятельностное содержание про-фессионального развития педагога в системе пост¬дипломного образования. Н. Новгород, 2005. 344 с.
19. Ильина, Н.Ф. Раскрытие инновационного потенциала педагога в ходе непрерывного образования [Текст]. /Инновации в образовании.− 2010. − №9.
20. Исаев Е. И., Косарецкий С. Л. Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопр. психологии. 2000. № 3. С. 57-66.
21. Котова, И. Б. Человек: жизненный и личностный ресурс / И. Б. Котова, В. А. Новгородская. — Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. — 240 с.
22. Краснорядцева О.М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. – 2002. – № 16–17. – С. 42–44.
23. Лазченко Е. К., Беловицкая С. И. Профессионально-личностное становление педагога как фактор развития образования XI столетия// Педагогика и жизнь. Выпуск 19 –Москва. Воронеж, 2012
24. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие / К.М. Левитан. - Саратов : Изд-во ун-та, 1991.- 168 с.
25. Малкарова, Р. Х. Коммуникативный ресурс и акмеологическое профессиональное развитие педагога / Р. Х. Малкарова // Известия Юж. федер. ун-та. Педагогические науки. — 2013. — № 2. — С. 72-82.
26. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
27. Мирза Н.В., Ибрагимова Г.К. Профессиональное развитие педагога в процессе повышения квалификации // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 379-384;
28. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя/Л.М. Митина. Московский психоло-го-сочиальный институт, 1998. -200 с.
29. Оганесян И.А. Управление персоналом органи¬зации / И.А. Оганесян. - Ми.: Лмалфея, 2000 - 256 с.
30. Основы педагогики: [учебн. пособие] / [Под общ. ред. А.И. Жука]. - Мн.: Лверов, 2003. - 349 с.
31. Скок Г.К. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2002.
32. Слободчиков В И. Основы психологической ан¬тропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слобод¬чиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000.
33. Слободчиков В. И. Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онто¬генезе : учеб. пособие. М., 2013. 400 с.
34. Хлебунова, С. Ф. Персонифицированная модель повышения квалификации: проблемы и перспективы / С. Ф. Хлебунова, Т. Н. Щербакова, Е. Е. Алимова. — Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. — 320 с.

Вопрос-ответ:

Что такое профессиональное развитие педагогических работников?

Профессиональное развитие педагогических работников - это процесс совокупности деятельностей и мероприятий, направленных на повышение квалификации, актуализацию знаний и навыков, а также развитие профессиональных компетенций педагогов с целью улучшения качества образовательного процесса.

В чем заключается программа профессионального развития педагогических работников?

Программа профессионального развития педагогических работников представляет собой систему целенаправленных действий, определенных шагов и мероприятий, которые позволяют педагогам развивать свои профессиональные навыки, повышать свою квалификацию и совершенствовать свои компетенции. Она помогает педагогам в достижении нового качественного результата и улучшении образовательного процесса.

Что подразумевается под акцентом в управлении программой профессионального развития?

Под акцентом в управлении программой профессионального развития понимается особое внимание, которое уделяется достижению нового качественного результата. Акцент делается на актуализации знаний и навыков, повышении квалификации и развитии профессиональных компетенций педагогов, что в свою очередь способствует улучшению образовательного процесса.

Что такое профессиональное развитие и как его можно интерпретировать?

Профессиональное развитие - это процесс постоянного обучения и развития педагогических работников, в ходе которого они приобретают новые знания, навыки и компетенции, необходимые для успешной работы в современном образовательном контексте. Данное понятие может быть интерпретировано как постоянное стремление преподавателей к повышению своей профессиональной компетентности и росту как специалистов.

Какую роль играет программа профессионального развития в становлении педагога?

Программа профессионального развития является ключевым инструментом в становлении педагога. Она представляет собой систематическое планирование обучения и развития педагогического коллектива, а также индивидуальных педагогов. В рамках программы определяются цели, задачи и содержание обучения, а также методы и формы работы, способствующие развитию профессиональных компетенций педагогов.

Какие особенности имеют базовые понятия управления программой профессионального развития?

Базовые понятия управления программой профессионального развития включают в себя такие понятия, как цели, задачи, содержание обучения, методы и формы работы. Особенностью данных понятий является их направленность на развитие профессиональных компетенций педагогов и достижение поставленных целей. Также они должны быть гибкими и адаптивными, чтобы учитывать потребности и особенности каждого индивидуального педагога.

Какое значение уделяется получению нового качественного результата в управлении программой профессионального развития?

В управлении программой профессионального развития особое внимание уделяется получению нового качественного результата. Это означает, что программа должна способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов и приводить к конкретным положительным изменениям в их работе. Новый качественный результат может проявляться, например, в повышении уровня образовательных достижений детей или в усилении профессионального самосовершенствования педагогов.