МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВО ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ МУЗЫКИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психофизиология
  • 19 19 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 25.11.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение2
1. Состояние исследовательской деятельности в изучении влияния музыки на когнитивную деятельность на настоящий момент 5
2. Электроэнцефалография как метод исследования влияния музыки 7
3. “Музыка мозга” как развитие традиционных методов исследования 10
4. Клинический метод изучения влияния музыки на мозговую активность 13
5. Эмпирическое исследование 16
6. Анализ исследования 18
Заключение 22
Литература:
Фрагмент для ознакомления

Сопровождающее творческую деятельность увеличение мощностей в медленных и средних диапазонах вероятнее всего отражает особое функциональное состояние мозга, на фоне которого происходит собственно творческая работа [14]. Несмотря на то, что наличие слабоволновой активности в стандартных условиях связывают с проявлениями патологического режима работы мозговых систем, в работах таких исследователей, как S. Donovan, M. Murphy доказано, что изменения в дельта- и тета-ритме происходят в состоянии повышенной кон- центрации и собранности при выполнении особых задач в состоянии так называемого «потока», что имеет большое сходство с неглубоким медитативным состоянием [15].
Соответственно, ключевое значение играет не «характер» мелодии, а сам процесс творчества. Кроме того, активная работа лобной коры, особенно в высокочастотных диапазонах, объясняется тем, что эта область связана с поиском нужных ассоциаций, их проверкой, извлечением смысловой информации из памяти, удержанием внимания. Именно с этими областями принято соотносить умение формулировать концепцию, а значит, именно на ней лежит функция оценки оригинальности созданных музыкальных ходов при создании оригинальной идеи с точки зрения обследуемого в эксперименте.[16]


А в исследованиях М. Чиксцентмихалая указывается на особое «flow-состояние», которое может сопровождать выполнение различного рода деятельности. В исследованиях О. М. Базановой это состояние обнаруживается при исполнении музыки [17].

Это является основанием полагать, что создание музыкальной импровизации вводит человека в похожее состояние. Постопрос обследуемых позволил подтвердить данные об особом состоянии «полета» во время создания импровизации, которое сопровождается испытыванием положительных эмоций независимо от «характера» стимульной мелодии.

Активация затылочных областей, замеченная в ряде диапазонов, отражает процесс извлечения из памяти образной информации, нужной для построения идеи импровизации. Наблюдаемое усиление альфа-ритма значит, что головной мозг отключается от стандартных внешних раздражителей, идущих извне и от собственного тела, и сосредоточивается на эндогенных процессах.


Рис 6. Влияние музыки не только на головной мозг музыканта, но и на функционирование других систем организма.

В то же время, понижение мощности альфа-волн в височных областях головного мозга может отражать получения доступа к памяти слуховых образов, нужных для создания импровизации [18]. Изменения мощности высокочастотных ритмов бета1 и бета2 свидетельствуют об использовании дополнительных когнитивно-перцептивных ресурсов для полноценной реализации процесса создания импровизации. [19]


Заключение
Данный анализ вариативных компонентов процесса создания импровизации, помог нам сделать несколько заключений
В результате проведенного эмпирического исследования выявлена специфика частотно-пространственной организации биоэлектрической активности коры головного мозга у музыкантов в процессе создания импровизации на мелодии, имеющие агрессивный и миролюбивый «характеры».
Как специфику психофизиологических коррелятов музыкального творческого процесса на примере импровизации можно констатировать билатеральное изменение спектральной мощности в высокочастотных и низкочастотных диапазонах.
При этом существенные изменения значений мощности отмечаются во фронтальных и окципитальных областях коры, которые задействованы в реализации интегрирующих функций организации процессов внимания, эмоциональной регуляции, формирования особого функционального состояния и конструирования идеи музыкальной импровизации. А снижение мощности альфа-ритма в темпоральных зонах расценивается как поиск музыкальных энграмм для построения собственной оригинальной «ткани мелодии».
Что же касается особенностей импровизации на мелодии разным «характером», то следует отметить, что процессы, протекающие в головном мозге во время творческой деятельности, индуцированной мелодией с агрессивным и миролюбивым «характерами», имеют больше сходств, чем различий. Это объясняется тем, что ведущую роль в формировании эмоционального состояния во время творчества играет не «характер» исходного стимула, а поглощение самим процессом импровизации и формирование особого функционального состояния «потока», переживаемого испытуемыми как состояние, положительно эмоционально окрашенное.[20]

Литература
1. Иноземцева Е.С. Влияние ритмо-темповой структуры занятия по аэробике на показатели вариабельности сердечного ритма и электрофизиологические характеристики нервно-мышечной системы студенток / Е.С. Иноземцева, Ю.Г. Калинникова, Л.В. Капилевич, Т.С. Матросова // Психология и педагогика. – 2012. – № 5. – С. 153–155.
2. Кайдалин В.С. Физиологические эффекты нефармакологических средств воздействия на функциональное состояние организма в условиях напряженной мышечной деятельности: автореф. дис. … канд. биол. наук. – Астрахань, 2017. – 24 с.
3. Кулагин С.И. Использование музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе гиревиков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Малаховка, 2012. – 27 с.
4. Леер Е.И. Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14–16 лет / Е.И. Леер, С.В. Зверева // Молодой ученый. – 2013. – № 1. – С. 310–318.
5. Лунина Н.В. Внутригрупповые корреляционные связи у студентов с различным исходным вегетативным тонусом, обучающихся в режиме повышенной двигательной активности / Н.В. Лунина, И.Н. Калинина, Л.Г. Харитонова // Журнал Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. – 2017. – № 2 (22). – С. 3.
6. Любошенко Т.М. Роль пищевых и биологически активных добавок в системе подготовки спортсменов / Т.М. Любошенко, В.А. Ляпин. – Омск: СибГУФК, 2011. – 160 с.
7. Ляпин В.А. Гигиеническая оценка фактического потребления основных питательных веществ, витаминов и минералов студентами СибГУФК / В.А. Ляпин, Е.В. Коваленко // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 1. – С. 41–43.
8. Матохина А.А. Исследование влияния классической музыки на функциональное состояние людей различных профессий / А.А. Матохина // Электронный научно-познавательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2013. – № 2 (22). – С. 69–72.
9. Engwall M., Duppils G. S., Engwall M. (2014). Music as a nursing intervention for postoperative pain: a systematic review. Journal Perianesth Nurs., 24 (6), 370–383.
10. Nilsson U., Unosson M., Rawal N. (2015). Stress reduction and analgesia in patients exposed to calming music postoperatively: a randomized controlled trial. European Journal Anaesthesiology, 22 (2), 96–102.
11. Nilsson U., Lindell U., Eriksson A., Kellerth T. (2016). The effect of music intervention in relation to gender during coronary angiographic procedures: a randomized clinical trial European Journal Cardiovascular Nurs., 8(3), 177–180.
12. Нопин С.В. Разработка программного обеспечения для проведения исследований спортивных способностей (на примере компьютерной программы «Исследователь временных и пространственных свойств человека») / С.В. Нопин, Ю.В. Корягина // Омский научный вестник. – 2013. – № 4. – С. 196.
10. Самсонова Г.О. Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки: автореф. дис. ... канд. биол. наук. – Тула, 2012. – 24 с.
11. Сахаров Д.С. Пространственная организация электрической активности неокортекса человека при распознавании зашумлённых зрительных образов в сопровождении музыки: автореф. дис. ... канд. биол. наук. – М., 2016. – 27 с.
12. Сентябрев Н.Н. Физиологические аспекты направленной релаксации организма человека при напряженной мышечной деятельности: автореф. дис. … д-ра биол. наук. – М., 2014. – 26 с.
13.Скиртач И. А., Дикая Л. А. Частотно-пространственная организация активности коры мозга у музыкантов с различными стратегиями со- чинения музыки во время музыкальной импровизации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2014. – № 4. – c. 99–104.
14. Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С. 112–121.
15. Базанова О. М. Исполнение музыки во «flow-состоянии»: психофи- зиологические корреляты // Музыкальная психология и психотерапия: научно-методический журнал. – 2011. – № 4. – С. 32–40.
16. Бехтерева Н. П., Нагорнова Ж. В. Динамика когерентности ЭЭГ при выполнении заданий на невербальную (образную) креативность // Физиология человека. – 2007. – Т. 33. – № 5. – С. 5–13.
17. Денисова И. А. Психофизиологический взгляд на творчество. Мозговые корреляты музыкального творчества // Вестник Лениградского госу- дарственного университета имени А. С. Пушкина. Серия Психология. – 2010. – Т. 5. – № 4.– С. 99–107.
18. Денисова И. А. Частотно-пространственное распределение биоэлек- трической активности коры мозга при музыкальной творческой деятельности у музыкантов // Российский психологический журнал. – 2011. – Т. 8. – № 5. – С. 67–72.
19. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
20. Исаева И. С. Проблема агрессии и агрессивности в современной пси- хологии // Модернизация образования: прошлое, настоящее, будущее: материалы ХIХ Рязанских педагогических чтений (23 марта 2012 года) / Отв. ред. Л. А. Байкова, И. В. Бакова; Рязанский государственный уни- верситет им. С. А. Есенина. – Рязань, 2012. – С. 191.





16

Иноземцева Е.С. Влияние ритмо-темповой структуры занятия по аэробике на показатели вариабельности сердечного ритма и электрофизиологические характеристики нервно-мышечной системы студенток / Е.С. Иноземцева, Ю.Г. Калинникова, Л.В. Капилевич, Т.С. Матросова // Психология и педагогика. – 2012. – № 5. – С. 153–155.
2. Кайдалин В.С. Физиологические эффекты нефармакологических средств воздействия на функциональное состояние организма в условиях напряженной мышечной деятельности: автореф. дис. … канд. биол. наук. – Астрахань, 2017. – 24 с.
3. Кулагин С.И. Использование музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе гиревиков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Малаховка, 2012. – 27 с.
4. Леер Е.И. Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14–16 лет / Е.И. Леер, С.В. Зверева // Молодой ученый. – 2013. – № 1. – С. 310–318.
5. Лунина Н.В. Внутригрупповые корреляционные связи у студентов с различным исходным вегетативным тонусом, обучающихся в режиме повышенной двигательной активности / Н.В. Лунина, И.Н. Калинина, Л.Г. Харитонова // Журнал Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. – 2017. – № 2 (22). – С. 3.
6. Любошенко Т.М. Роль пищевых и биологически активных добавок в системе подготовки спортсменов / Т.М. Любошенко, В.А. Ляпин. – Омск: СибГУФК, 2011. – 160 с.
7. Ляпин В.А. Гигиеническая оценка фактического потребления основных питательных веществ, витаминов и минералов студентами СибГУФК / В.А. Ляпин, Е.В. Коваленко // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 1. – С. 41–43.
8. Матохина А.А. Исследование влияния классической музыки на функциональное состояние людей различных профессий / А.А. Матохина // Электронный научно-познавательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2013. – № 2 (22). – С. 69–72.
9. Engwall M., Duppils G. S., Engwall M. (2014). Music as a nursing intervention for postoperative pain: a systematic review. Journal Perianesth Nurs., 24 (6), 370–383.
10. Nilsson U., Unosson M., Rawal N. (2015). Stress reduction and analgesia in patients exposed to calming music postoperatively: a randomized controlled trial. European Journal Anaesthesiology, 22 (2), 96–102.
11. Nilsson U., Lindell U., Eriksson A., Kellerth T. (2016). The effect of music intervention in relation to gender during coronary angiographic procedures: a randomized clinical trial European Journal Cardiovascular Nurs., 8(3), 177–180.
12. Нопин С.В. Разработка программного обеспечения для проведения исследований спортивных способностей (на примере компьютерной программы «Исследователь временных и пространственных свойств человека») / С.В. Нопин, Ю.В. Корягина // Омский научный вестник. – 2013. – № 4. – С. 196.
10. Самсонова Г.О. Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки: автореф. дис. ... канд. биол. наук. – Тула, 2012. – 24 с.
11. Сахаров Д.С. Пространственная организация электрической активности неокортекса человека при распознавании зашумлённых зрительных образов в сопровождении музыки: автореф. дис. ... канд. биол. наук. – М., 2016. – 27 с.
12. Сентябрев Н.Н. Физиологические аспекты направленной релаксации организма человека при напряженной мышечной деятельности: автореф. дис. … д-ра биол. наук. – М., 2014. – 26 с.
13.Скиртач И. А., Дикая Л. А. Частотно-пространственная организация активности коры мозга у музыкантов с различными стратегиями со- чинения музыки во время музыкальной импровизации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2014. – № 4. – c. 99–104.
14. Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С. 112–121.
15. Базанова О. М. Исполнение музыки во «flow-состоянии»: психофи- зиологические корреляты // Музыкальная психология и психотерапия: научно-методический журнал. – 2011. – № 4. – С. 32–40.
16. Бехтерева Н. П., Нагорнова Ж. В. Динамика когерентности ЭЭГ при выполнении заданий на невербальную (образную) креативность // Физиология человека. – 2007. – Т. 33. – № 5. – С. 5–13.
17. Денисова И. А. Психофизиологический взгляд на творчество. Мозговые корреляты музыкального творчества // Вестник Лениградского госу- дарственного университета имени А. С. Пушкина. Серия Психология. – 2010. – Т. 5. – № 4.– С. 99–107.
18. Денисова И. А. Частотно-пространственное распределение биоэлек- трической активности коры мозга при музыкальной творческой деятельности у музыкантов // Российский психологический журнал. – 2011. – Т. 8. – № 5. – С. 67–72.
19. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
20. Исаева И. С. Проблема агрессии и агрессивности в современной пси- хологии // Модернизация образования: прошлое, настоящее, будущее: материалы ХIХ Рязанских педагогических чтений (23 марта 2012 года) / Отв. ред. Л. А. Байкова, И. В. Бакова; Рязанский государственный уни- верситет им. С. А. Есенина. – Рязань, 2012. – С. 191.

Вопрос-ответ:

Какие методы сейчас используются для изучения влияния музыки на когнитивную деятельность?

На данный момент существуют различные методы для изучения влияния музыки на когнитивную деятельность. Один из них – электроэнцефалография, которая позволяет изучать электрическую активность головного мозга во время создания музыки. Также используются методы музыкальной мозговой активности, клниническое изучение влияния музыки на мозговую активность, эмпирические исследования и другие.

Какой метод исследования широко используется для изучения влияния музыки на головной мозг?

Один из широко используемых методов для изучения влияния музыки на головной мозг – это электроэнцефалография. С помощью этого метода исследователи могут изучать электрическую активность головного мозга во время создания музыки. Электроэнцефалография позволяет получить информацию о частотах и амплитудах электрических сигналов в разных областях мозга и оценить, как музыка влияет на работу различных мозговых структур.

Какие еще методы используются в изучении влияния музыки на головной мозг?

Помимо электроэнцефалографии, в изучении влияния музыки на головной мозг используются также методы музыкальной мозговой активности, клинические методы изучения, эмпирические исследования и другие. Методы музыкальной мозговой активности позволяют изучать, как музыка влияет на различные показатели активности мозга, такие как амплитуда, частота и синхронизация электрических сигналов. Клинические методы изучения влияния музыки на мозговую активность используются для изучения влияния музыки на психическое состояние пациентов с нейрологическими или психическими расстройствами.

Какие методы используются для изучения функционального состояния головного мозга во время создания музыки?

Для изучения функционального состояния головного мозга во время создания музыки применяются такие методы, как электроэнцефалография, клинический метод и эмпирическое исследование.

Какие возможности предоставляет электроэнцефалография при изучении влияния музыки на головной мозг?

Электроэнцефалография позволяет изучать электрическую активность головного мозга во время создания и прослушивания музыки, выявлять изменения в мозговой активности и связывать их с определенными музыкальными параметрами.

Как музыка мозга является развитием традиционных методов исследования?

Музыка мозга является развитием традиционных методов исследования, так как она использует электроэнцефалографию и клинический метод, но учитывает специфические музыкальные параметры и их влияние на мозговую активность.

Какие преимущества имеет клинический метод при изучении влияния музыки на мозговую активность?

Клинический метод позволяет изучать влияние музыки на мозговую активность у пациентов с различными патологиями головного мозга. Это позволяет выявить специфические изменения в мозговой активности и использовать музыку в терапевтических целях.

Что такое эмпирическое исследование в контексте изучения влияния музыки на функциональное состояние головного мозга?

Эмпирическое исследование - это изучение влияния музыки на функциональное состояние головного мозга с помощью наблюдений и опыта, без применения строго установленных методов. Оно позволяет получить более широкую информацию об изменениях в мозговой активности, но может быть менее точным и объективным.

Какие методы используются для изучения функционального состояния головного мозга во время создания музыки?

Для изучения функционального состояния головного мозга во время создания музыки применяются различные методы, такие как электроэнцефалография, клинический метод и эмпирическое исследование.