служба участкового уполномоченного
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 26.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Правовое положение и роль участкового уполномоченного полиции 5
1.1. Общая характеристика правового статуса участкового уполномоченного полиции 5
1.2. Права и обязанности участкового уполномоченного полиции 11
2. Организация и проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции 17
2.1. Организация деятельности участковых уполномоченных полиции 17
2.2. Проблемы нормативно-правового регулирования деятельности участкового уполномоченного полиции 25
Заключение 30
Список литературы 32
В соответствии с ФЗ «О полиции», участковый уполномоченный полиции в процессе повседневной правоприменительной деятельности на территории административного участка взаимодействует с другими правоохранительными органами России (прокуратурой, СК, ФМС, ГПС МЧС, ФСКН, ФСИН и т.д.), должностными лицами различных органов исполнительной власти (субъекта Российской Федерации, города, района, муниципального образования и т.д.), а также с общественными объединениями, организациями и гражданами. Особое внимание в деятельности участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России уделяется достижениям науки и техники, информационным системам, сетям связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуре. Кроме этого, участковый уполномоченный полиции использует технические средства, включая средства аудио-, фото и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в т.ч. в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности (например, при производстве личного досмотра физических лицИсходя из выше сказанного, под участковым уполномоченным полиции понимается должностное лицо общественной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории. 2.2. Проблемы нормативно-правового регулирования деятельности участкового уполномоченного полицииПоследовательные этапы реформирования МВД России требуют постоянного внутриведомственного мониторинга наиболее проблемных вопросов реализации возложенных на сотрудников полиции обязанностей. Анализ работы в этом направлении позволяет к наиболее проблемным вопросам служебной деятельности участковых уполномоченных полиции отнести следующие. 1. Обязанности в сфере проверки заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях (п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции»). Проблема реализации этой обязанности связана с ростом поступающих в территориальные органы МВД России для проверки участковым уполномоченным полиции обращений (заявлений и сообщений) граждан. Согласно статистическим данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», ежегодно их количество увеличивается в среднем на 10% (2012 г. – +17,5%, 2013 г. – +11,3%, 2014 г. – +6,4%, 2015 г. – +11,5%, 2016 г. – +5,9%) и составляет в 2017 г. 18 обращений (заявлений и сообщений) в месяц на одного участкового уполномоченного полиции. Кроме этого, на увеличение рассматриваемых обращений влияет закрепление за начальниками территориальных органов МВД России на районном уровне права по привлечению участковых уполномоченных полиции к выполнению обязанностей при невозможности их выполнения иными сотрудниками полиции (п. 2.2 приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»), т.е. проведение проверок по заявлениям и сообщениям о происшествиях, которые могут привести к наступлению страхового случая, фактах совершения дорожно-транспортных происшествий, а также содержащих признаки преступлений в сфере экономики и экологических преступлений. Таким образом, фактически ставится под сомнение выполнение участковым уполномоченным полиции, особенно в крупных городах, иных обязанностей, кроме рассмотрения обращений граждан. 2. Обязанности по проведению индивидуально-профилактической работы (п. 63.2 и 63.3 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (далее – Наставление УУП). На участкового уполномоченного полиции возложены обязанности по проведению индивидуально-профилактической работы с несколькими категориями, при этом необходимо обратить внимание на следующие: больные алкоголизмом или наркоманией, состоящие на учете в медицинской организации и представляющие опасность для окружающих; совершившие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющие опасность для окружающих. В нормативных правовых актах не дано разъяснение понятия «опасность для окружающих» и не определены критерии лиц, подпадающих под категорию граждан, совершивших правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Вследствие этого руководители медицинских учреждений, руководствуясь ведомственной нормативной правовой базой и медицинскими показаниями, не имеют возможности выделить из состоящих на учете алкоголиков и наркоманов лиц, представляющих опасность для окружающих.Кроме этого, согласно п. 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения об указанной категории граждан могут быть представлены органам дознания и следствия по их запросам только в связи с проведением расследования. Отсутствие возможности участковых уполномоченных полиции к получению сведений о лицах, больных наркоманией и алкоголизмом, состоящих на учете в медицинских учреждениях и представляющих опасность для окружающих, не позволяет своевременно выявить и организовать индивидуально-профилактическую работу с гражданами указанных категорий. 3. Обязанности при выявлении и пресечении административных правонарушений (п. 77.2 Наставления УУП). 3.1. Отсутствие процессуальных полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях у помощника участкового уполномоченного полиции. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. 3.2. Упрощенное производство по делам об административных правонарушениях. В условиях проводимой административной реформы настоятельно диктуется необходимость совершенствования административно-процессуальной деятельности. Это требует пересмотра роли, значения и эффективности форм реализации процессуальных полномочий участкового уполномоченного полиции, наиболее перспективной из которых предусматривается назначение участковым уполномоченным полиции административного наказания без составления протокола (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ). Так, по административным правонарушениям, совершенным физическим лицом, рассмотрение которых (например, по ст. 6.24, 19.15, 19.15.1 19.15.2 КоАП РФ) отнесено к компетенции участкового уполномоченного полиции (п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ), участковый уполномоченный полиции на месте совершения административного правонарушения может выносить постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, то участковый уполномоченный полиции составляет протокол об административном правонарушении. Представляется необходимым проработать вопрос об установлении упрощенного производства по делам об административных правонарушениях как одного из приоритетных направлений административно-юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных полиции, позволяющее существенно экономить время на процессуальное оформление документов. 4. Обязанности в сфере профилактики преступлений и иных правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений (п. 63.3 Наставления УУП). В настоящее время имеются определенные трудности в сфере оказания необходимого предупредительного воздействия к лицам, совершающим хулиганские действия в жилом помещении. Соответствующий состав не предусмотрен КоАП РФ, а факты хулиганства в быту и семье многочисленны. Кроме административного наказания, полагаем необходимым предусмотреть прохождение психологических коррекционных программ, позволяющих разобраться в проблемах между членами семьи и улучшить взаимоотношения без применения насилия. ЗаключениеНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.Под участковым уполномоченным полиции понимается должностное лицо общественной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории. Под правовым статусом участкового уполномоченного полиции предлагаем понимать установленную законодательством, а также иными правовыми актами совокупность взаимосвязанных прав, обязанностей, запретов и ограничений, а также правовых преимуществ, обеспечивающих выполнение участковым уполномоченным полиции возложенных на него функций.Основой административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции являются его обязанности и права. Только они определяют границы должного и возможного поведения и действий должностного лица. В настоящее время должны быть созданы все условия, обеспечивающие формирование и функционирование современной профессиональной полиции, которая соответствует требованиям современного гражданского общества. Представляется, что проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции могут быть решены путем: 1) совершенствования правовой базы и эффективной правоприменительной практики в области деятельности участковых уполномоченных полиции; 2) осуществления работы, направленной на повышение профессиональной квалификации сотрудников, искоренение системной коррупции; 3) повышения доступности полиции для граждан; 4) совершенствования критериев оценки деятельности участковых уполномоченных полиции и наведения порядка в процессе учета и регистрации преступлений; 5) проведения согласованной политики МВД России, направленной на формирование у граждан объективной оценки работы полиции и создание положительного образа ее сотрудников;6) внедрения в деятельность участковых уполномоченных полиции современных технологий для совершенствования предоставления населению государственных услуг. Комплексная реализация названных мер поможет обеспечить создание в России действенной и авторитетной полиции, дальнейшее поступательное развитие полиции, рост доверия граждан к ней, и т. д., чем, в конечном итоге, обеспечится успешное осуществление участковыми уполномоченными полиции основных направлений своей деятельности.Список литературыНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О полиции»// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ(ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 N 34570) // Российская газета, N 260, 14.11.2014Приказ МВД России от 12.09.2013 N 707 (ред. от 23.11.2015) «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30957) // Российская газета, N 9, 17.01.2014Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166(ред. от 08.09.2016)«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2013 N 27763)// Российская газета, N 65, 27.03.2013.Научная и учебная литератураАдминистративная деятельность полиции. / Под ред. Ю.Н. Демидова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014Административная деятельность полиции: учебное пособие. – М.: ДГСК МВД России, 2014.Бачурин А.Г. Организация деятельности участковых уполномоченных полиции: учеб.пособие. Барнаул: БЮИ МВД России, 2013. 74 с.Гайдуков А.А. Обязанности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке: лекция. Барнаул: БЮИ МВД России, 2015. 24 с.Грачев Т.С. Единство прав и обязанностей как принцип права: общетеоретический аспект :автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2010. С 24 .Гришаков А.Г. Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции: вопросы теории и практики // Алтайский юридический вестник. 2015. Вып. 4 (12).Дрозд А.О. Административно-юрисдикционная деятельность участковых уполномоченных полиции: некоторые теоретико-прикладные вопросы // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: мат-лы двенадцатой междунар. научно-практ. конф-ции: в 3 ч. Барнаул: БЮИ МВД России, 2014. Ч. 3.Настольная книга участкового уполномоченного полиции: метод.пособие / ФГКУ «ВНИИ МВД России», ГУОООП МВД России; под ред. С.И. Гирько, Ю.Н. Демидова. М.: Объединенная редакция МВД России, 2013. 400 сОрганизация деятельности участкового уполномоченного полиции. Практикум для высшего профессионального образования МВД России. 4- изд., доп. и перераб. / сост. С.Ю. Анохина, А.Г. Гришаков и др. Барнаул: БЮИ МВД России, 2015. 172 с.Сведения о профилактической работе органов внутренних дел // Форма статистической отчетности. Профилактика (578) за 2012-2017 гг. М.: ГИАЦ МВД России.Толоконников В. К. Основные положения Федерального Закона «О полиции» // Вестник Самарской гуманитарной академии. № 1 . 2012 г. С 11.Электронные ресурсыГИАЦ МВД России за 2017 г. [Электронный ресурс]// https://мвд.рф/
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О полиции»// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
4. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ(ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
6. Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 N 34570) // Российская газета, N 260, 14.11.2014
7. Приказ МВД России от 12.09.2013 N 707 (ред. от 23.11.2015) «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30957) // Российская газета, N 9, 17.01.2014
8. Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166(ред. от 08.09.2016)«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2013 N 27763)// Российская газета, N 65, 27.03.2013.
Научная и учебная литература
9. Административная деятельность полиции. / Под ред. Ю.Н. Демидова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014
10. Административная деятельность полиции: учебное пособие. – М.: ДГСК МВД России, 2014.
11. Бачурин А.Г. Организация деятельности участковых уполномоченных полиции: учеб.пособие. Барнаул: БЮИ МВД России, 2013. 74 с.
12. Гайдуков А.А. Обязанности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке: лекция. Барнаул: БЮИ МВД России, 2015. 24 с.
13. Грачев Т.С. Единство прав и обязанностей как принцип права: общетеоретический аспект :автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2010. С 24 .
14. Гришаков А.Г. Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции: вопросы теории и практики // Алтайский юридический вестник. 2015. Вып. 4 (12).
15. Дрозд А.О. Административно-юрисдикционная деятельность участковых уполномоченных полиции: некоторые теоретико-прикладные вопросы // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: мат-лы двенадцатой междунар. научно-практ. конф-ции: в 3 ч. Барнаул: БЮИ МВД России, 2014. Ч. 3.
16. Настольная книга участкового уполномоченного полиции: метод.пособие / ФГКУ «ВНИИ МВД России», ГУОООП МВД России; под ред. С.И. Гирько, Ю.Н. Демидова. М.: Объединенная редакция МВД России, 2013. 400 с
17. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции. Практикум для высшего профессионального образования МВД России. 4- изд., доп. и перераб. / сост. С.Ю. Анохина, А.Г. Гришаков и др. Барнаул: БЮИ МВД России, 2015. 172 с.
18. Сведения о профилактической работе органов внутренних дел // Форма статистической отчетности. Профилактика (578) за 2012-2017 гг. М.: ГИАЦ МВД России.
19. Толоконников В. К. Основные положения Федерального Закона «О полиции» // Вестник Самарской гуманитарной академии. № 1 . 2012 г. С 11.
Электронные ресурсы
20. ГИАЦ МВД России за 2017 г. [Электронный ресурс]// https://мвд.рф/