Одинцов В. В. Стилистика текста -М 2006
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 1 + 1 источник
- Добавлена 29.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 22
Список литературы 23
Текстовое пространство может быть представлено в виде семантических образований.«Смысловая парадигма» - не просто совокупность семем, объединенных одним общим признаком, а совокупность актуализированных в тексте смыслов соотносительных лексических единиц. Объединяя слова различных частей речи концептуально на ассоциативно-семантической основе, ассоциативно-смысловые поля соотносятся с элементами образного строя произведения, отражая их (в процессе порождения текста автором) и формируя (в процессе интерпретационной деятельности читателя). Поскольку общая целевая программа текста (его концепт) организована иерархически, включая в себя систему микроцелей, можно говорить об ассоциативно-смысловых полях разных рангов, дифференцирующихся по их значимости в отражении общего концепта произведения. В рамках ассоциативно-смысловых полей, объединяющих лексические элементы концептуально, общностью микроидеи, в соответствии с общей коммуникативной стратегией автора, могут выделяться текстовые парадигмы, отражающие разные аспекты данного микроконцепта или разные грани художественного образа.Также достаточно важным представляется вопрос о том, насколько возможной является адекватность понимания литературного текста. В целом, возможны различные варианты толкований одного и того же текста или художественного произведения. У А.Б. Есина и А.П. Скафтымова содержится мысль о том, что существует единственно правильная интерпретация смысла, адекватная и непротиворечивая, некий инвариант. Соответственно, другие интерпретации следует признать неудовлетворительными. Однако на сегодняшний день подобная идея подвергнута критике. Выдвинута совершенно противоположная точка зрения. Противоположное мнение состоит в признании безгранично широкого круга интерпретаций, в принципиальной равноправности всех (или большинства) толкований. Возможность существования вариантов понимания одного произведения исследователи объясняют следующими фактами.Л.А. Исаева считает, что художественный текст принципиально многозначен, поскольку в нем присутствуют художественные скрытые смыслы, интерпретация которых осуществляется с опорой на разные пресуппозиционные пласты разных воспринимающих субъектов. А.А. Залевская считает причиной многозначности текста бесконечную семантическую валентность языкового знака. Р. Амброзини говорит, что интерпретаций может быть по крайней мере две: та, которая оправдана для части произведения, взятой самой по себе, и та, которая вытекает из общей, определяющей идеи произведения. Таким образом, многозначность еще и результат столкновений различных авторских интенцийВ современной науке, несмотря на признание возможности многих интерпретаций, присутствуют точки зрения, узаконивающие некий инвариант постижения смысла, объективная основа которого заложена в самом тексте, выражена в материальной речевой форме и опирается на общность социальной и языковой сущности автора и адресата. Из этого следует, что возможны несколько вариантов понимания смысла одного и того же текста, однако это не означает, что из них не может быть выбран наиболее адекватный и не противоречащий текстовому материалу контекст.Н.С. Озеровой были обобщены и систематизированы основные подходы к проблеме анализа текста отечественных и зарубежных лингвистов и психолингвистов (Т.М Дридзе, Л.П. Доблаев, Н.И. Жинкина, A.A. Залевская. 3. И. Клычникова, А. Р. Лурия, Л.В. Сахарный, G. Lakoff, L. Talmy и др.).Структурно-семантический анализ предполагает изучение текста и его компонентов в единстве структуры и семантики. В рамках этого подхода текстовое целое рассматривается как сложная смысловая структура. Элементы этой структуры обозначают определенное содержание и реализуются в языковых единицах.Содержательная сторона текста представляет собой особым образом организованную трехуровневую структуру, соответствующую трем видам анализа: поверхностному, концептуальному и глубинному. Анализ содержания текста на каждом из этих уровней предполагает нахождение «смысловых опор» (Н.И. Жинкин), «смысловых вех» (А.Н. Соколов), «смысловых опорных пунктов» (А.А.Смирнов, 3. И. Клычникова) и установление системы внутритекстовых связей. С этой деятельностью связан механизм извлечения доминантного смысла текстового целого.Согласно психолингвистическим данным анализ структуры содержания текста опосредуется рядом текстовых умений. Под текстовыми умениями исследователи (Д.М. Дубовис, Т.А. Ладыженская, М.С Соловейчик и др.) понимают определенные действия, направленные на анализ содержательной информации текста. К числу текстовых умений, направленных на анализ содержательной информации текста, ученые относят умения: концептуального анализа текстового целого (Ю. Д. Апресян, JI. Г. Бабенко, Н.С. Болотнова, В.А. Пищальникова и др.), членения текста (Л.В. Сахарный), сжатия текстовой информации (Б. А. Абрамов, О. И. Москальская, JI. Н. Мурзин, Л.В. Сахарный), извлечения имплицитной информации (И.М. Кобозева, Д.С. Кондрашова, A.B. Прохоров, Е.А. Селиванова), преобразования текста (О.Д. Кузьменко-Наумова).Данные современных психолингвистических исследований позволяют говорить о том, что анализ текста обеспечивается функционированием широкого спектра когнитивных механизмов. Н.И. Жинкин исследовал линейный механизм кодирования и декодирования, грамматический механизм, механизм сочетания лексических значений, формирования смысловых рядов, взаимодействия значения и смысла, отбора слов. В трудах этого автора рассматривается механизм упреждения, механизм контекста, парадигматического связывания единиц, механизм номинации, предикации, синтаксирования, извлечения лексических единиц из лексикона и др. Н.Д. Арутюнова анализирует проблему изучения взаимодействия механизмов жизни и механизмов языка. В область научных интересов автора попадают механизмы получения производных смыслов, механизм выведения общей оценки, а также механизм выбора. В работах О.М. Бессоновой рассматривается действие механизма метафорообразования в обыденном языке.В практическом отношении стилистика текста призвана, во-первых способствовать полному и глубокому пониманию речевого произведения (в особенности, литературно-художественного, публицистического и др.)» во-вторых, способствовать развитию и совершенствованию культурно-речевых навыков и умений, указывая пути и способы конструирования текстов (преимущественно нехудожественных). Для этого необходима разработка методологических основ и методических принципов анализа текста в единстве его формальных и содержательных элементов с учетом целевой установки и условий общения. Стилистический анализ текста должен вести к полному и глубокому пониманию основной мысли, главной идеи речевого произведения.Методологической основой анализа текста является положение о единстве формы и содержания как о двух неразрывно связанных и диалектически соотносящихся сторонах речевого произведения. Цели стилистического анализа допускают временное условное выделение одной из сторон, рассмотрение отдельных элементов формы или содержания, но и в этом случае необходимо не упустить из виду их соотношение, особенности взаимодействия в текстах разных типов.Из признания единства содержания и формы, факта содержательности формы и оформленности содержания с неизбежностью следует прежде всего то, что стилистический анализ должен выявить характер «оформленности содержания», т. е. выявить структуру текста. Последнее в свою очередь предопределяет и методику стилистического анализа: он должен направляться не только и даже не столько на языковые факты, сколько на способы их организации, их связи и соотнесенности. Выясняя стилистические особенности текста необходимо соотнести «план выражения» и «план содержания», определив, насколько удачно данное содержание передается данными средствами, данным построением. А это предполагает рассмотрение иных категорий, иных факторов.Текст представляет собой сложную структуру многообразно соотносящихся, отличающихся по своим качествам, свойствам элементов. Самыми общими, основными для структуры текста категориями являются, как уже отмечалось, категории содержания и формы. Первое в свою очередь включает два понятия: тема и собственно содержание. Содержание при этом определяется как данное конкретное решение темы; содержание — материал действительности, использованный для раскрытия темы, те факты, явления, которые подверглись обработке в речи. В нехудожественных текстах тема обычно формулируется и выступает в виде тезиса, подлежащего развертыванию. Одна и та же тема может быть раскрыта на разном материале. Второе (форма) также состоит из двух основных понятий — композиция и язык. Как первые два — «тема» и «содержание», понятия «композиция» и «язык» тесно взаимодействуют, активно соотносятся, В результате этой соотнесенности возникают новые существенные понятия в этом ряду, хотя и на другом уровне: результат соотнесенности понятий тема и содержание — идея; результат соотнесенности понятий содержания и композиция — сюжет; результат соотнесенности понятий композиция и язык — прием. Общий результат соотнесенности всех понятий дает структуру текста. Стилистический анализ текста направлен на эту структуру, т. е. не на какой-нибудь ее компонент — содержание или язык, но именно на соотнесенность их. ЗаключениеТекст необходимо представить в виде уровневой организации, благодаря чему есть возможность воссоздания суммарной информации в виде концептуального пространства, в качестве минимальной единицы которого выступает концепт. Поскольку у текста присутствует объективная форма воплощения, необходимо его адекватно интерпретировать. Однако тот факт, что интерпретирует текст какой-то субъект, неизбежно возникает вариативность понимания смысла текста. Существуют определенные методы понимания смысла и стилистического анализа текста, которые основаны на том, что в тексте выделяются ключевые концепты, полевые структуры различной мощности. В связи с этим совершенно понятны встающие на пути такого исследования трудности: необходимость учета соотнесенности отражающихся в тексте логических, психологических и лингвистических аспектов. Как ни важны языковые средства, ими нельзя ограничиться даже при изучении только формальной стороны текста. Ведь в конце концов текст создается не для того, чтобы употребить какие-то слова или синтаксические конструкции, а для выражения мыслей содержания.Список литературыОдинцов В. В. Стилистика текста. – М., 2006.
Одинцов В. В. Стилистика текста. – М., 2006.
Вопрос-ответ:
Как можно представить текстовое пространство семантическими образованиями?
Текстовое пространство может быть представлено в виде семантических образований, которые объединяют слова различных частей речи на ассоциативно-семантической основе.
Что такое смысловая парадигма и как она связана со смысловыми полями?
Смысловая парадигма представляет собой совокупность актуализированных в тексте смыслов и объединяет их через концептуальные ассоциации. Смысловые поля соотносятся с элементами образа и объединяют слова различных частей речи.
Какие слова могут быть объединены в ассоциативно-смысловые поля?
Ассоциативно-смысловые поля могут объединять слова различных частей речи, концептуально связанные друг с другом. Например, в поле "животные" могут быть объединены такие слова, как "кошка", "собака", "лев" и т.д.
Какие слова могут быть объединены в смысловое поле "растения"?
В смысловое поле "растения" могут быть объединены такие слова, как "дерево", "трава", "цветок" и другие, обозначающие различные виды растительного мира.
Чем отличается смысловая парадигма от семем?
Смысловая парадигма представляет собой совокупность актуализированных в тексте смыслов, объединенных через концептуальные ассоциации, в то время как семем является базовым признаком, объединяющим слова разных частей речи.
Что такое смысловая парадигма в тексте?
Смысловая парадигма в тексте представляет собой совокупность актуализированных в нем смыслов, которые объединяют слова различных частей речи на основе их ассоциативно-семантической связи.
Каким образом связаны ассоциативно-смысловые поля с элементами образа в тексте?
Ассоциативно-смысловые поля в тексте соотносятся с элементами образа на концептуально-ассоциативной основе. Они объединяют слова различных частей речи, которые являются семантическими единицами текста.
Как можно представить текстовое пространство?
Текстовое пространство может быть представлено в виде семантических образований, которые являются совокупностью семем, объединенных одним общим признаком.