История ремесленного образования в России, культурный аспект

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 40 40 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 20.09.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. О понятии «ремесло». Ремесленники в эпоху Средневековья
Глава 2. История развития различных видов ремёсел в России. Крупнейшие ремесленные центры
Глава 3. Ремесленное производство в России в XIX веке. Ремесленники-предприниматели и государство. Традиции ремесленного образования в России
Глава 4. Ремесленное образование на Урале
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В первой половине 90-х годов XIX столетия профессиональное ремесленное образование в России стало носить более систематический характер развития. Правительство различными указами поддерживало развитие технического и профессионального образования. Стали появляться ремесленные школы упрощённого типа, доступные даже самым беднейшим слоям населения России. Кроме того, в разных губерниях возникли профессиональные учебные заведения различной категории. Наконец, ремесленное обучение было введено в начальных общеобразовательных школах.
Также необходимо заметить, что роль проводника ремесленного образования в данный период активно выполняла и частная инициатива. Частные благотворительные общества устраивали приюты и школы для бедных, в которых давалось профессиональное ремесленное образование, ведь только ремесло в конечном итоге могло прокормить детей из малообеспеченных семей.
С конца 19 века число ремесленных учебных заведений начало стремительно расти. Кроме того, встал вопрос о приближении ремесленных школ к сельскому населению. Согласно закону от 8 ноября 1907 года ремесленные отделения стали открываться при низших общеобразовательных учебных учреждениях. Право открывать ремесленные отделения было предоставлено общественным учреждениям и частным лицам и обществам. Ремесленные отделения открывались не только с целью обучения, но и с целью улучшения местных промыслов, сохранения их традиций.
Таким образом, в дореволюционной России сложилась следующая система профессионального ремесленного образования. В конце 19 — начале 20 вв. существовало несколько типов ремесленных учебных заведений: ремесленные училища, школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, сельские ремесленные учебные мастерские. В 1910 году действовало свыше 1,9 тыс. таких училищ и школ (90,3 тыс. учащихся), большая часть из них финансировалась за счёт пожертвований.



Глава 4. Ремесленное образование на Урале

На Урале ремесленная деятельность имеет давние традиции и связана в основном с металлом, камнем и деревом. По данным статистического отделения управы в Екатеринбургском уезде в 1887 г. действовало 226 кустарных гранильных мастерских. Причем, на 70% гранильный промысел сохранял форму домашнего семейного производства. Широкое распространение имели такие промыслы, как художественная ковка и обработка металла (повсеместно), чугунное литье (Екатеринбург), изготовление самоваров (Невьянск, Салда), производство валенок (Камышлов). Повсеместно существовали такие ремесла и промыслы, как сапожный, портняжный, лозоплетение, резьба и роспись по дереву, смолодегтярный и др. Народным ремеслом занимались, порой, целые деревни, все население поголовно, передавая от отца к сыну свой опыт и знания. Например, в селе Нижняя Таволга Невьянского района и сейчас более 70 человек владеют гончарным ремеслом, которое пошло еще 300 лет назад от старообрядцев. В XIX веке металлургия Урала, не выдержав мировой конкуренции, стала приходить в упадок. Но Екатеринбург, Нижний Тагил и многие другие города продолжили развитие, превратившись в центры ремесленничества и торговли. Повсеместно возникали различные мастерские, магазины, лавочки. По объему валового производства мелкой промышленности Пермская губерния, куда входил Екатеринбургский уезд, занимала второе место в России. Земство добилось учреждения на Урале кустарного банка. Даже в начальный советский период, в 1927 - 1928 гг., в Свердловске было 1616 кустарно - ремесленных предприятий, доля которых в валовой промышленной продукции города и численности занятых составляла свыше 7%. Изделия екатеринбургских мастеровых, особенно из поделочного камня, имеются во многих отечественных и зарубежных музеях. Только в Государственном Эрмитаже их более 200 единиц. Многие традиционные изделия мастеров - ремесленников Среднего Урала отличались разнообразием, богатством, искусностью и национальным колоритом.
В то время в XX веке многие ремесла и промыслы пережили глубокий кризис, не выдержав вначале капиталистической конкуренции, а затем развития крупной государственной промышленности и периода социалистической индустриализации страны. Ремесленничество как явление, несущее через свою продукцию материальную культуру народа, постепенно стало исчезать из быта советского человека. Ремесленный сектор прекратил существование и как сектор экономики народного хозяйства, а как форма трудовой деятельности продолжал существовать в основном полулегально. Полностью ремесленничество не исчезло, более того стало постепенно, стихийно возрождаться, но из-за длительного перерыва, в силу нарушения традиций многие изделия не достигают необходимого качественного уровня.
Важно отметить, что на Урале ремесленники пользовались особым уважением, к ним относились с почтением. Если главой семьи был ремесленник, то он передавал традицию ремесла. Так и сохранялись традиции ремесла из поколения в поколение, так как являлись семейным достоянием. Ремеслом занимались не только выходцы из ремесленных семей, но и представители бедного купечества и сельскохозяйственного населения.
Ремесленники на Урале являлись своего рода хранителями не только ремесленных, но и культурных традиций, ведь ремёсла выполняют одну из важнейших функций – художественно-эстетическую. Кроме того, ремесленные производства обеспечивали население продукцией высочайшего качества, именно по этой причине ремесленники-предприниматели были настолько востребованы.
Формируя связи между прошлым и современным, ремесленничество воспроизводит традиции и, как живая традиция, опирается на три главные основы:
- первая – историческая, социальная. Ремесленничество в каждой форме – это продукт социального исторического развития, оно связано с определенным слоем культурной традиции, и возрастающая значимость ремесленничества - это явление социального характера;
- вторая – бытовая. Ремесленничество связано с жизнью, а, следовательно, остается необходимым народу;
- третья – природное окружение. Оно дает творческий импульс, рождает чувство поэтичности. Чем ближе народный мастер к природе, тем ближе ему коллективный опыт традиции, тем сильнее и ярче выражен характер в творчестве. То есть, природа есть та среда, которая питает народное искусство.
Любой вид народного труда является творческим процессом, и его уровень зависит от потенциала мастера и его увлеченности профессиональной работой. Целый ряд ремесленных профессий требует художественных талантов и достигает критериев высокого искусства. У многих ремесленников такой труд служит подлинным самовыражением мастера.
Ремесленничество складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Но, «создавая новые изделия, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное значение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом».
Преемственность традиций, культурно – историческая память выношенных опытом народа ценностей объединяют людей в настоящем. В этом – живая, созидающая сила коллективного начала, заключенная в природе ремесленника, его творческой специфике. Деятельность ремесленника неукоснительно сохраняет свою направленность на родовые ценности, коренные начала. Благодаря этому традиции остаются живыми.
Деятельность ремесленника является целостной, менее подверженной отчуждению, спекулятивным экономическим тенденциям современной рыночной экономики. Как справедливо отмечает И.П. Чупина, «креативно – антропологический аспект такой деятельности состоит в развитии продуктивно – творческих сил человека, в их целостности мышления, продуктивного воображения, эстетического созерцания.
Целостная деятельность порождает и целостное общение, свободное от соображений односторонней экономической эффективности и утилитарности».
У ремесленника доминирует самодеятельность, моделирование новых вариантов, новых схем продуцирования. А не деятельность по заранее установленному внешнему масштабу, равнодушному к индивидуальному своеобразию личности. Именно самодеятельность сообщает конкретную креативность труду ремесленника. Целостная деятельность ремесленника порождает продукт полухудожественного характера, который служит основой для личностного общения «ремесленник – потребитель». Такое общение выходит за рамки узко экономических связей и складывается по поводу обмена, взаимодополнения и взаимообогащения продуктивно –творческими силами индивидов. Тем самым ремесленная деятельность расширяет область глубинного общения.
Ремесленничество посредством коллективного творчества воспроизводит собственную родовую сущность, «развиваясь в сферах – концептах своих школ традиций. Что касается современного ремесленника, то он может соединять в своей продуктивной деятельности основы науки и дизайна, национальные традиции, символику и инновации, используя разнообразные формы творческой самореализации».
Ремесленная деятельность является творческим и культурно ориентированным преобразованием окружающей действительности в условиях отсутствия отчуждения рабочей силы и средств производства от субъекта, осуществляющего деятельность, и ограничений, связанных с разделением труда.
На Урале, как и на всей территории Российской империи, на протяжении многих веков оставалась актуальной схема обучения ремесленников: «ученик - подмастерье – мастер». Путь к высшему мастерству был очень не лёгким. В эпоху Петра I ученики получали свидетельство об изучении ремесла, лишь пробыв у мастера в обучении 7 лет. Впоследствии ученики стали приниматься к мастеру по договору на срок 3 - 5 лет. Дети ремесленников могли начинать обучение какому-либо ремеслу с 13 лет. Получив свидетельство об обучении и проработав в качестве самостоятельного рабочего по найму не менее трех лет, ученик получал от мастера свидетельство на звание «подмастерье». Подмастерье, желавший получить звание мастера, должен был подвергнуться в ремесленной управе испытанию (сдать экзамен) и представить произведенное им изделие или показать пробную работу. Лица, получившие аттестаты на звание мастера в различных государственных технических и ремесленных заведениях, испытаниям в ремесленных управах не подвергались. Только мастер имел право самостоятельно производить работы, держать подмастерье и учеников, открывать ремесленные предприятия, выбирать должностных лиц ремесленной управы.


Заключение

В заключение хотелось порассуждать о том, нужны ли сегодня ремесленники-предприниматели, столь востребованные в рассматриваемый в данной работе период. Оказывается, что такие ремесленники на сегодняшний день очень необходимы.
Во-первых, ремесленники-предприниматели занимаются производством конкурентоспособной продукции, которая пользуется массовым спросом не только в России, но и за рубежом. Ремесленник-предприниматель тщательно следит за качеством производимой продукции, чтобы в конечном итоге удержаться на плаву.
Во-вторых, ремесленники-предприниматели заинтересованы в сохранении традиций народных промыслов и ремесленничества. Соответственно, вносят вклад в развитие профессионального ремесленного образования, тщательно сохраняют лучшие традиции прошлого. Тем самым такие ремесленники обогащают культурную жизнь общества, выполняют функцию охраны культурной ценности – народных промыслов и традиций ремесленничества.
Наконец, благодаря ремесленникам-предпринимателям сохраняется традиционная, проверенная веками схема ремесленного образования: «ученик – подмастерье – мастер». Эта схема способствует непосредственной передаче ремесленного знания от мастера к ученику, накоплению учениками эмпирических знаний и важнейших практических навыков.
На сегодняшний день разрабатываются различные концепции возрождения традиций ремесленничества и профессионального ремесленного образования, методы поощрения ремесленников-предпринимателей, играющих важную роль в общественной и экономической жизни. Примечательно то, что все эти концепции выстраиваются, исходя из опыта прошлых времён, когда ремесленничество повсеместно процветало.
Список литературы


Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. - М., 1982.
Гладилина Н. Дроняевские гончары и кожлянские свистульки./Н. Гладилина//Курская правда. № 762 (24603) от 11.12.2008.
История возникновения и развитие кузнечного ремесла./Электронный ресурс: Кузница «Старый мастер»// http://www.stariy-master.com/
Караманский С.А. Плетеные изделия.- М., 1999.
Кружевоплетение. Народные промыслы и ремёсла.// http://www.san-color.com/.
Малый бизнес от А до Я. Выпуск 18. Ремесленничество. - М., 2002.
Московские ремёсла./Торговая газета. № 65. 27.08.08.
Низшее ремесленное образование в Рязанской губернии.//Издание Рязанской губернской земской управы. Выпуск 1. – Рязань, 1913.
О концепции возрождения и развития ремёсел и народных промыслов в Свердловской области в 2000-2005 гг.//Постановление правительства от 24 июля 2000 г. № 611 – ПП.
Попова О.С. Русское народное искусство. – М., 1972.
Резьба по кости./Электронный ресурс: Ремесленничество в России. История// http://www.remeslennik.ru/.
Ремесло в XIX веке. Первая выставка ремесленников. Электронный ресурс: Ремесленничество в России. История// http://www.remeslennik.ru/.
Степанов Н.С. Резьбы очарованье. – Л., 1991.
Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла. – М., 1990.
Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. – М., 1987.
Фелькерзам А.Е. Российские мастера за 100 лет./А.Е. Фелькерзам//Ювелирные известия. Выпуск № 6, 2005 (#8).

Харитонович Д.Э. Ремесло. Цехи и миф./Д.Э. Харитонович// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999. С. 118-124.
Харитонович Д.Э. Эстетические аспекты ремесленной деятельности (на материале средневековых ремесленных трактатов) // Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 1981.
Харитонович Д.Э. Средневековый мастер и его представления о вещи // Художественный язык средневековья. - М., 1982.
Хворостов А.С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. – М., 1977.
Чупина И.П. Основы креативной экономики в аспекте ремесленных промыслов./И.П. Чупина// Материалы межрегион. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов «Россия xxi века: проблемы, противоречия и перспективы обновления». Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.

Попова О.С. Русское народное искусство. – М., 1972. С. 6-7.
Харитонович Д.Э. Ремесло. Цехи и миф./Д.Э. Харитонович// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999. С. 118.
Харитонович Д.Э. Ремесло. Цехи и миф./Д.Э. Харитонович// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999. С. 118.
Там же.
Там же. С. 119.
Харитонович Д.Э. Ремесло. Цехи и миф./Д.Э. Харитонович// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999. С. 119.

Харитонович Д.Э. Ремесло. Цехи и миф./Д.Э. Харитонович// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999. С. 120.

Харитонович Д.Э. Средневековый мастер и его представления о вещи // Художественный язык средневековья. - М., 1982.
Там же.
Харитонович Д.Э. Ремесло. Цехи и миф./Д.Э. Харитонович// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999. С. 122.
Харитонович Д.Э. Средневековый мастер и его представления о вещи // Художественный язык средневековья. - М., 1982.
Харитонович Д.Э. Ремесло. Цехи и миф./Д.Э. Харитонович// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999. С. 123.

История возникновения и развитие кузнечного ремесла./Электронный ресурс: Кузница «Старый мастер»// http://www.stariy-master.com/
Там же.
История возникновения и развитие кузнечного ремесла./Электронный ресурс: Кузница «Старый мастер»// http://www.stariy-master.com/
Там же.
История возникновения и развитие кузнечного ремесла./Электронный ресурс: Кузница «Старый мастер»// http://www.stariy-master.com/

История возникновения и развитие кузнечного ремесла./Электронный ресурс: Кузница «Старый мастер»// http://www.stariy-master.com/
Там же.
История возникновения и развитие кузнечного ремесла./Электронный ресурс: Кузница «Старый мастер»// http://www.stariy-master.com/
Там же.
Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла. – М., 1990. С. 56
Там же.
История возникновения и развитие кузнечного ремесла./Электронный ресурс: Кузница «Старый мастер»// http://www.stariy-master.com/

См.: Караманский С.А. Плетеные изделия.- М., 1999.
Там же.
Гладилина Н. Дроняевские гончары и кожлянские свистульки./Н. Гладилина//Курская правда. № 762 (24603) от 11.12.2008.

Московские ремёсла./Торговая газета. № 65. 27.08.08.

Московские ремёсла./Торговая газета. № 65. 27.08.08.
См.: Степанов Н.С. Резьбы очарованье. – Л., 1991; Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. – М., 1987; Хворостов А.С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. – М., 1977; Резьба по кости./Электронный ресурс: Ремесленничество в России. История// http://www.remeslennik.ru/
См.: Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. - М., 1982.
Кружевоплетение. Народные промыслы и ремёсла.// http://www.san-color.com/.
Фелькерзам А.Е. Российские мастера за 100 лет./А.Е. Фелькерзам//Ювелирные известия. Выпуск № 6, 2005 (#8). С. 10.
Фелькерзам А.Е. Российские мастера за 100 лет./А.Е. Фелькерзам//Ювелирные известия. Выпуск № 6, 2005 (#8). С. 10
О концепции возрождения и развития ремёсел и народных промыслов в Свердловской области в 2000-2005 гг.//Постановление правительства от 24 июля 2000 г. № 611 – ПП.

О концепции возрождения и развития ремёсел и народных промыслов в Свердловской области в 2000-2005 гг.//Постановление правительства от 24 июля 2000 г. № 611 – ПП.
Там же.
См.: Малый бизнес от А до Я. Выпуск 18. Ремесленничество. - М., 2002.

Ремесло в XIX веке. Первая выставка ремесленников. Электронный ресурс: Ремесленничество в России. История// http://www.remeslennik.ru/.
Там же.
Малый бизнес от А до Я. Выпуск 18. Ремесленничество. - М., 2002.
Низшее ремесленное образование в Рязанской губернии.//Издание Рязанской губернской земской управы. Выпуск 1. – Рязань, 1913. С. 3-4.

О концепции возрождения и развития ремёсел и народных промыслов в Свердловской области в 2000-2005 гг.//Постановление правительства от 24 июля 2000 г. № 611 – ПП.
О концепции возрождения и развития ремёсел и народных промыслов в Свердловской области в 2000-2005 гг.//Постановление правительства от 24 июля 2000 г. № 611 – ПП.
Чупина И.П. Основы креативной экономики в аспекте ремесленных промыслов./И.П. Чупина// Материалы межрегион. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов «Россия xxi века: проблемы, противоречия и перспективы обновления». Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. С. 3
Там же.
Чупина И.П. Основы креативной экономики в аспекте ремесленных промыслов./И.П. Чупина// Материалы межрегион. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов «Россия xxi века: проблемы, противоречия и перспективы обновления». Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. С. 4
Там же.
Там же.
Чупина И.П. Основы креативной экономики в аспекте ремесленных промыслов./И.П. Чупина// Материалы межрегион. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов «Россия xxi века: проблемы, противоречия и перспективы обновления». Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. С. 4
О концепции возрождения и развития ремёсел и народных промыслов в Свердловской области в 2000-2005 гг.//Постановление правительства от 24 июля 2000 г. № 611 – ПП.













2

Список литературы


1.Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. - М., 1982.
2.Гладилина Н. Дроняевские гончары и кожлянские свистульки./Н. Гладилина//Курская правда. № 762 (24603) от 11.12.2008.
3.История возникновения и развитие кузнечного ремесла./Электронный ресурс: Кузница «Старый мастер»// http://www.stariy-master.com/
4.Караманский С.А. Плетеные изделия.- М., 1999.
5.Кружевоплетение. Народные промыслы и ремёсла.// http://www.san-color.com/.
6.Малый бизнес от А до Я. Выпуск 18. Ремесленничество. - М., 2002.
7.Московские ремёсла./Торговая газета. № 65. 27.08.08.
8.Низшее ремесленное образование в Рязанской губернии.//Издание Рязанской губернской земской управы. Выпуск 1. – Рязань, 1913.
9.О концепции возрождения и развития ремёсел и народных промыслов в Свердловской области в 2000-2005 гг.//Постановление правительства от 24 июля 2000 г. № 611 – ПП.
10.Попова О.С. Русское народное искусство. – М., 1972.
11.Резьба по кости./Электронный ресурс: Ремесленничество в России. История// http://www.remeslennik.ru/.
12.Ремесло в XIX веке. Первая выставка ремесленников. Электронный ресурс: Ремесленничество в России. История// http://www.remeslennik.ru/.
13.Степанов Н.С. Резьбы очарованье. – Л., 1991.
14.Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла. – М., 1990.
15.Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. – М., 1987.
16.Фелькерзам А.Е. Российские мастера за 100 лет./А.Е. Фелькерзам//Ювелирные известия. Выпуск № 6, 2005 (#8).

17.Харитонович Д.Э. Ремесло. Цехи и миф./Д.Э. Харитонович// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999. С. 118-124.
18.Харитонович Д.Э. Эстетические аспекты ремесленной деятельности (на материале средневековых ремесленных трактатов) // Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 1981.
19.Харитонович Д.Э. Средневековый мастер и его представления о вещи // Художественный язык средневековья. - М., 1982.
20.Хворостов А.С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. – М., 1977.
21.Чупина И.П. Основы креативной экономики в аспекте ремесленных промыслов./И.П. Чупина// Материалы межрегион. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов «Россия XXI века: проблемы, противоречия и перспективы обновления». Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.

Вопрос-ответ:

Что такое ремесло?

Ремесло - это вид производства, основанный на ручной работе и мастерстве. Ремесленники вручную создают различные изделия, используя традиционные техники и инструменты.

Какую роль играли ремесленники в эпоху Средневековья?

В эпоху Средневековья ремесленники были ключевым звеном в экономике. Они производили разнообразные товары, необходимые для жизни и торговли. Ремесленники обладали определенными тайнами и знаниями, передаваемыми из поколения в поколение, что делало их очень ценными для общества.

Как развивались ремесла в России?

Ремесла в России развивались постепенно. В разные периоды были созданы крупные ремесленные центры, главными из которых были Москва, Новгород, Псков и другие. Ремесленники специализировались на производстве различных товаров - от одежды и обуви до оружия и украшений.

Какое место занимали ремесленники в XIX веке в России?

В XIX веке ремесленники в России стали предпринимателями. Они организовывали свои мастерские, нанимали рабочих и выпускали товары на рынок. Ремесленники также имели отношение к государству - они были частью экономической системы, контролированной государством.

Каким было ремесленное образование на Урале?

Ремесленное образование на Урале имело свои особенности. Обучение проводилось в специальных учебных заведениях, где студенты получали теоретические знания и практическое обучение в мастерских. Уральские ремесленники были известны своими высокими навыками и качеством продукции.

Что такое ремесло и как оно развивалось в России?

Ремесло - это профессиональная деятельность, основанная на мастерстве и умении создавать изделия вручную. В России ремесло развивалось с древнейших времен и имело свои особенности в каждую эпоху.

Какие были крупнейшие ремесленные центры в России?

В России существовали различные крупные ремесленные центры, такие как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тула и др. В каждом из них развивались свои виды ремесел и сформировались особые традиции.

Какое было ремесленное производство в России в XIX веке?

В XIX веке ремесленное производство в России переживало период изменений - появились новые технологии, механизация, индустриализация. Ремесленники сталкивались с конкуренцией крупнопромышленных предприятий, но сохраняли свои традиции и мастерство.

Как развивалось ремесленное образование на Урале?

Ремесленное образование на Урале имело свои особенности в связи с развитием промышленности и горнодобывающего дела. Здесь создавались специализированные учебные заведения, где обучали будущих рабочих и ремесленников.