Цензура в истории культуры России XX - XXI вв

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 38 38 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 18.12.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Табу, запрет и цензура как важные составляющие культуры 3
1.1 Табу и запрет как основа культуры в теории З. Фрейда 3
1.2. Формирование института цензуры в истории культуры 15
Глава 2. Цензура в контексте стабильных и переходных 24
периодов культуры России XX – XXI вв. 24
2.1. Цензура в контексте культуры советского периода 24
2.2. Цензура в контексте культуры России рубежа XIX – XX и XX – XXI вв. 26
Заключение 35



Фрагмент для ознакомления

Постоянная самоцензура приводит к тому, что писатель «исписывается», теряет оригинальность, стремясь не выделиться из общего числа. В противоположность этому явлению кадровая, издательская, гонорарная политика сформировали и другие поведенческие особенности творческой интеллигенции в ответ на «дамоклов меч» цензуры. Многие деятели культуры характеризуют воздействие цензуры на культуру и науку в СССР как однозначно негативное явление.Идеологическая цензура нанесла серьезный урон развитию гуманитарных наук и культуры в СССР. Любые научные изыскания, не соответствующие текущей политике даже в рамках общекоммунистическойидеологии подвергались репрессиям.На протяжении довольно долгого времени сама цензура и в общем ее характер оставался почти неизменным. В 1950-1960-е годы под влиянием научно-технического прогресса в книгоиздательском деле происходят большие изменения, так как научно-технический прогресс начал свое движение. Во второй половине 80-х годов была объявлена «перестройка», во время которой произошла полная реорганизация цензуры.2.2. Цензура в контексте культуры России рубежа XIX – XX и XX – XXI вв.Русская литература на всем протяжении XIX века находилась под длительным контролем цензуры. Является естественным то, что при постоянном влиянии цензуры, литераторы не могли не реагировать, в рукописной ли, или в печатной форме на само явление института ограничения свободы слова. Можно выделить две основные темы в поэтических произведениях о цензуре: образ цензора как проводника цензурных идей и цензурные действия, а также отношение к ним. Состав цензоров не был однороден по отношению к контролируемой ими литературе. В штатах цензурных комитетов состояли как цензоры-профессионалы, исполнявшие привычные для них чиновничьи функции, так и цензоры-литераторы, служившие в противоестественном, казалось бы, для писателя месте. Разницу в восприятии и выполнении должностных обязанностей профессионалов и литераторов, в оценке тех и других современниками мы и попытаемся показать.Для XIX столетия довольно характерен факт служения литераторов в цензурном ведомстве. «Современному русскому человеку ... трудно, почти не-возможно понять это совместительство свободного литературного творчества со службой, так или иначе направленной к ограничению свободного слова»,— так в 1906 г. размышлял автор статьи в «Русском вестнике» по поводу этого типичного для XIX столетия явления .Но до тех пор, пока цензура не была отменена официально, непосред-ственным вершителем и толкователем законов оставался цензор.... А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами? Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами,Не понимая нас, мараешь и дерешь, Ты черным белое по прихоти зовешь ... , —так обращался Пушкин к «угрюмому сторожу муз» в 1822 г. Спустя два года ему же адресуется «Второе послание цензору»: Обрадовался я ... заметя вдруг В тебе и правила, и мыслей образ новый! Ура! Ты заслужил венок себе лавровый И твердостью души, и смелостью ума91. Адресат послания — А.С. Бируков — служил в Санкт-Петербургском цензурном комитете с 1821 по 1826 г., цензуруя сочинения А.С. Пушкина, В. А. Жуковского. Его называют «знаменитым своим мракобесием цензором», но нельзя забывать и отзыва великого поэта: «Бируков человек просвещенный; кроме его я ни с кем дела иметь не хочу. Он и в грозное время был милостив и жалостлив»93. Правда, в другом письме пушкинской рукой написано: «Скучно писать про себя или справляясь в уме с таблицей умножения глупости Бирукова, разделенного на Красовского».А. И. Красовский (1780-1857), служивший цензором (1821-1828), затем председателем Комитета цензуры иностранной (1833-1857), был человеком легендарным, патологически рьяно служивший букве закона. История его придирок к стихотворению В.Н. Олина «Стансы кЭлизе» стала хрестоматийной иллюстрацией к цензурному абсурду той эпохи.Наконец,отведено определенное место Тютчеву-цензору, его участию в защите печати от цензуры, взглядам его на печать отведено в статье В. А. Твардовской «Тютчев в общественной борьбе пореформенной России». Ссылаясь на М. Врискмана и К. В. Пигарева, она даже считает, что «служба Тютчева в Комитете иностранной цензуры достаточно изучена» . Однако знакомство с литературой о жизни, деятельности и творчестве Ф. И. Тютчева заставляет усомниться в этом выводе В. А. Твардовской.В жизни и деятельности Ф.И.Тютчев предстает как бы в грех ипостасях — как политик-дипломат и публицист, как поэт и как цензор. Сразу отметим, что в каждой из них он был талантлив, интересен и значителен, в каждой из них оставил заметный след. Для своих современников Ф.И.Тютчев в первую очередь — тонкий политик, занятный, остроумный собеседник и мыслитель. Хорошо об этом сказал И. С.Аксаков: «Выдающейся, преобладающей стихией в Тютчеве была мысль, а мысль, по самому существу своему, не то что вечно юна, но вечно зрела или, точнее сказать, не ведает возраста»181. «Но мыслью обнял все, что на пути заметил», - писал в стихотворении «Памяти Ф.И. Тютче-ва» А.Н. Апухтин .Вероятно, нет смысла противопоставлять ипостаси Тютчева. Если к ним приглядеться повнимательнее, то можно понять, что они не так уж отделены друг от друга. Тютчев — мыслитель и аналитик ощутим в каждой. Необходимо учитывать, что светские салоны в социальной жизни общества тех лет были, в переводе на современный журналистский язык, «тусовками» верхушки общества, чинов и чиновников, представителей света, политиков, дипломатов. Это были настоящие «лаборатории управления» социальной жизнью общества.Через них проходили апробацию многие идеи. Салон, где свободно об-ращались политические идеи, дополнял журналистику, зажатую в тиски цензурой и не имевшую возможность открыто обсуждать многие политические вопросы. Авторитет Ф.И.Тютчева в светских салонах был довольно высок. К его мнению прислушивались, с ним считались. Это отражалось и в его цензорской деятельности.К середине XIX в. цензурное дело иностранной литературы было поставлено на широкую ногу. Общий алфавитный список книг только на французском языке, запрещенных иностранной цензурой с 1815 по 1855 г. имел при издании 387 страниц. Цензуру осуществляли все высшие чины государства: царь и его министры, синод, наконец, специальный цензурный аппарат: комитеты, отделения, цензоры и др. Комитет цензуры иностранной (1828-1917) был составной, важной частью цензурного аппарата, осуществлявшего, по подсчетам академика и цензора этого периода А. В. Никитенко, 12 видов цензуры.Популярность творчества М.А. Булгакова, не уменьшающаяся с годами, показывает не только характер взаимодействия писателя с читающей публикой, но и тот факт, что нравится прежде всего то, что является запретным или находится на границе с ним. Больше всего эта мысль относится к роману «Мастер и Маргарита», который закономерно оказывается в центре первого раздела третьей главы.Конец 20-х годов был для Булгакова кризисным временем. Писатель обращается к роману о Боге и дьяволе, когда понимает, что театр больше не приносит радость. Авторская идея была передана через музыку чувств и через персонажей. Данная односторонность будет естественной для драматурга, но для романиста или прозаика будет гибельной. К тому же, стремительно развивалась первая самая болезненная и страшная катастрофа изгнания со сцены, которая обозначала для Булгакова смерть его театра. Булгаков возвращается к прозе, выбирает свободный и одновременно с тем предельно требовательный к автору жанр романа и непривычную находящуюся в абсолютном несоответствии со всеми литературными исканиями и лозунгами того времени тему о Боге и дьяволе. Булгаков нашёл, а точнее сказать придумал тему, которая возродила в творческой жизни его самого, а также театр, так как роман помог устоять пьесам. Идеи развивались, двигались, меняя форму перетекая из одного жанра в другой. И поэтому для Булгакова было очень важно приступить к работе над романом до начала стремительно приближающейся катастрофы театры в 1929 году. Происходит еще одно важное обстоятельство, которое похоже на закономерность: Булгаков в 1929 году знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, которая впоследствии стала незаменимой помощницей и его женой, настолько много значившей в судьбе творца его книги. В 30-е годы жизнь писателя не стала легче, но это время расцвета его таланта, пора трудной, часто прерывавшейся работы над «Мастером и Маргаритой». Сам Булгаков писал в 1931 году Сталину: «После полутора лет моего молчания с неудержимой силой во мне загорелись новые творческие замыслы... замыслы эти широки и сильны». Это сказано и о работе над романом. Слова его, искренние и прочувствованные, быстро стали делом, обрели плоть. Созданы блистательные, всем ныне известные булгаковские произведения: биографическая книга для горьковской серии «ЖЗЛ» «Жизнь господина де Мольера», пьесы «Кабала святош», «Блаженство» и «Иван Васильевич», «Пушкин», «Адам и Ева», «Дон Кихот», остроумнейший памфлет «Театральный роман», оперные либретто, инсценировки и киносценарии. Произведения эти не печатались, запрещались, не принимались к постановке, укладывались автором в ящик письменного стола. Они долго шли к нам, дожидаясь своего часа. Автор безмерно страдал, был подавлен и оскорблен. Но вместе с тем нельзя не заметить, что в конфликт с цензурой Булгаков вступал сознательно.Роман «Мастер и Маргарита» мы рассматриваем как феномен преодоления социально-политической цензуры и как феномен преодоления цензуры духовной, о которой нет смысла забывать даже тогда, когда христианство (как в булгаковское время) переживает великое унижение. Булгаковский роман не имел шансов быть напечатанным на рубеже 30-х-40-х годов, и нет никакого сомнения в том, что сам автор запрограммировал такую судьбу своего главного произведения. В центре романа оказались герои, чьи жизни едва ли можно было ассоциировать с главной линией советского прогресса. Мастер и Маргарита - персонажи, лишенные не только политического чувства, но свободные от любого социального контекста, непригодные ни для одного из видов советского строительства, готовые покинуть Советскую Россию и в финале совершающие именно этот шаг. Начиная с самой первой сцены на Патриарших прудах, в сюжет романа входит осуждение официальных советских лиц, достойных не только осмеяния, но и уничтожения, что и происходит с Берлиозом. Главным объектом булгаковской сатиры становится советский человек, и это не частное отрицание тех или иных «неполадок» в системе, а неприятие советского человека как типа личности, загубившего свою душу в потоке личных глупостей и социального идиотизма. В «Мастере и Маргарите» на протяжении всего произведения не появляется ни один положительный герой, представляющий достоинства нового строя жизни. Читателю, который несомненно отчужден от Булгакова хорошо представляемой им цензурой, было бы не трудно сделать следующий вывод: Воланд приходит ни в Америку, ни в Париж, а именно в Москву, потому что в столице СССР можно наказывать всех без разбора, не опасаясь задеть невиновного. Сюжетная линия «Иешуа-Пилат», занимающая в романе центральное место, реабилитирует Мастера, написавшего крамольный роман, выставляет на всеобщее осуждение Латунского и компанию, повинную в травле невинного человека. Но самое главное заключается в другом: советский человек (если бы он прочитал роман в булгаковское время) вынужден наблюдать за тем, как исключенная системой Библия возвращается как полностью оправданная история, без которой невозможна нравственная оценка человека. В самом явлении Иешуа можно рассмотреть и протест против репрессий, и оправдание личности, осуждающее «царство Кесаря», независимо от его территориального расположения. Такого романа официальная цензура пропустить, конечно, не могла. В России в условиях переходного периода и установления рыночных отношений тесно переплелись как позитивные сдвиги, так и издержки и потери в сфере культуры и духовной жизни. Отсутствие партийного контроля и цензуры, которые подавляли личность, свобода в творчестве явились важными аспектами в духовном раскрепощении общества. На этой базе развилось в художественное творчество, появились его новые организационные формы такие как: культурно -творческие общества самодеятельности, объединение молодёжи, возникли новые театры, ассоциации ученых, ансамбли, что позволяло выявить потенциальные таланты. Прежде царившие зашоренность и единообразие в творчестве уступили место плюрализму и раскованности. Вернулись многие ценности культуры русского и других народов, которые были преданными несправедливому забвению. Книги М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонова, М. А. Булгакова, И. Э. Бабеля, Е.И. Замятина и многих других отечественных писателей пришли в наш дом. Расширяются и наши представления о мировой культуре; в значитель-ной мере исчезло чувство культурной изоляции страны. Расширились и представления общества о мировой культуре, исчезло в значительной степени ощущение культурной изоляции страны. Большим позитивным значением обладало восстановление в законных правах религия всех народов в России. Одновременно с тем, всё более очевидным становится кризис в сфере культуры. Он выступает как неотъемлемая часть социально-политической и экономической жизни российского общества. Произошла переориентация многих культурных учреждений и работников на массовое потребление. Творческие люди стали заложниками коммерциализации литературы и искусства, издание сборников анекдотов, порнографической«литературы», запись и исполнение по радио блатных песен, а также на телевидении становится обычным делом. Негативно сказалось на состоянии культуры социальное разделение общества: за короткий период появился слой богатых и сверхбогатых людей при одновременном обнищании большой части населения. Данный процесс явился страшной девальвацией в образовании, в культуре, в духовных ценностях в общем. При условиях рыночных отношений происходит повсеместное сокращение бюджетных поступлений для нужд культуры. Проходит сворачивание сетей культурных учреждений, смена их деятельности, применение имеющихся у них ресурсов в материальной базы в чисто коммерческих целях. Происходят трудные поиски новых форм для поддержки культурных учреждений. На развитие образования, науки негативным образом сказался уход в другие сферыдеятельности,в первую очередь, в коммерческих структуры, учёных высокой квалификации, а также их отъезд за границу. Трудности переживает и наука вузов. Резко сокращается спрос производства на научно-техническую продукцию. Происходит ухудшение обновление материальной базы образования и науки. Происходят перемены в системе средней общеобразовательной, а также высшей школы. Осуществляется отход от идеологизациии единообразия, появились и работают новые виды учебных заведений: лицеи, гимназии, университеты различного профиля, колледжи, в том числе с платным обучением.Сокращение масштабов поддержки государством образования и науки приводит к утрате завоеванных позиций. ЗаключениеПодводя итог проделанной работе можно сделать вывод, что цензура появилась еще в античный период человечества.История цензуры в Европе связана, прежде всего, с историей развития и упадка церкви как общественного института. Цензура берет свое начало в период существования древних цивилизаций. То, что мы сегодня понимаем под цензурой, возникло не с появлением письменности, а тогда, когда одна группа людей, обладающих властью и имуществом, стремясь удержать их в своих руках, стала навязывать свою волю остальным.В СССР 1930-е годы окончательно сложилась многоуровневая система цензуры: от самоцензуры до партийного контроля за цензорским аппаратом. Позже главной темой стал гуманизм, вставший над законами, идеологией советского государства. А тема гуманизма является актуальной и важной и в современном мире.Таким образом, государственная цензура в СССР продолжала действовать, но она значительно смягчилась, у работников искусства и культуры появилась возможность, в определенной степени, заниматься творчеством без жесткого партийного контроля. В России в условиях переходного периода и установления рыночных отношений тесно переплелись как позитивные сдвиги, так и издержки и потери в сфере культуры и духовной жизни. Отсутствие партийного контроля и цензуры, которые подавляли личность, свобода в творчестве явились важными аспектами в духовном раскрепощении общества. На этой базе развилось в художественное творчество, появились его новые организационные формы такие как: культурно -творческие общества самодеятельности, объединение молодёжи, возникли новые театры, ассоциации ученых, ансамбли, что позволяло выявить потенциальные таланты. Прежде царившие зашоренность и единообразие в творчестве уступили место плюрализму и раскованности. Вернулись многие ценности культуры русского и других народов, которые были преданными несправедливому забвению. Таким образом, цензуру как явление и часть государственной и общественной жизни нельзя оценивать односторонне: с одной стороны, неоспоримо отрицательным является проявление узурпированной формы власти, использующей цензуру в политических целях, с другой стороны, одновременно цензура в ее нормативном проявлении (охрана государственной, военной, экономической тайн, тайны личной жизни и пр.) является элементом управленческой структуры общества и естественной составляющей государства.

Список использованной литературы

1. Аранович В.П. «Анализ цензурной практики России в 18-19 вв.», Москва, Посткриптум,1997, 356 с.
2. Блюм А.В. Советская цензура эпохи большого террора, СПб.: Академический проект, 2000. - 321 с.
3. Блюм А.В. За кулисами «Министерства правды». Тайная история советской цензуры, 1917-1929. - СПб.: Академический проект, 1994. -320с.
4. Горбачев И.Г., Печников В.Н. Институт цензуры в Российском законодательстве XХ-XI веков: историко-правовое исследование. - Казань: КГУ, 2004. - 228с.
5. Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. - Монография. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 400 с.
6. Данилов А. Главцензура // 2000 : еженедельник. - 2007. - № 39 (383)
7. Есин Б. И. Путешествие в прошлое. М., 1983.
8. Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981.
9. Жирков Г. В. Самодержавный цензор (персонажи дневника А. С. Пуш-кина)//Невский наблюдатель. 1999. № 1.
10. Жирков Г.В., «История цензуры в России XIX-XX вв.: Учебное пособие», М.: Аспект пресс, 2001 г.
11. Зайцева Е.К., «Значение цензуры в культурном движении народов России», М.: Поскриптум.1993 г.
12. Иконникова С.Н., Леонов И.В. Запрет и цензура в культуре: связь и различие
13. История советской политической цензуры. Документы и комментарии/составитель Т.М.Горяеза. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. - 672с.
14. Кашанская Н. Цензура в России во второй половине 19 века. М.: «Пробел-2000», 2011. - 282 с.
15. Корсаков А.П. «Исторические аспекты изучения цензуры в России» М., Посткриптум. 1996 г.
16. Конашев М.Б. «Цензура в России: история и современность», М. 2013, 280 с.
17. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
18. Лихачёв Д. С. Предисловие // Репрессированная наука: Сборник. - М.: Наука, 1991. - С. 5-6
19. Патрушева Н.Г., «Цензура в России в конце XIX-начале XX века. Сборник воспоминаний», С.-Пб.: издательство «Дмитрий Буланин», 2003 г.
20. Понько А. Д. Очерки истории Министерства культуры СССР. / А.Д. Понько. - М. 2016. - 198 с.
21. Рейфман П.С. Цензура в дореволюционной, советской и постсоветской России. Под ред. Г. Г. Суперфина. Пред. И. А. Пильщикова и В. С. Парсамова. М.: «Пробел-2000», 2015. - 232 с.
22. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. - Изд.4-е. - Брянск: Курсив, 2000.-539 С.
23. Суетнов А. Тур вокруг цензуры. Недальняя история // Журналистика и медиарынок: журнал. - 2006. - № 9.
24. Цензура в России в конце XIX - начале XX века. Сборник воспоминаний/составитель Н.Г. Патрушева, редактор М.А. Бенина - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – 365 с.
25. Юримский С.К. Развитие цензуры в России и ее влияние на культуру «серебряного века».Москва, Посткриптум, 1994, стр.46-47,52-56.

Вопрос-ответ:

Какую роль играют табу и запрет в культуре России?

Табу и запрет являются важными составляющими культуры России. Согласно теории З. Фрейда, табу и запрет служат основой культуры, определяя нормы и правила поведения. Они помогают формировать ценности и идентичность общества.

Как формировался институт цензуры в истории культуры?

Институт цензуры в истории культуры формировался постепенно. Сначала в России существовала цензура церковная, затем она расширялась на литературу и другие сферы. Цензура использовалась для контроля и регулирования информации, которая могла быть считаться нежелательной или опасной для общества.

Какую роль играла цензура в советском периоде?

Цензура в советском периоде играла важную роль в поддержании идеологической единства и контроля над информацией. Она цензурировала идеологически неприемлемые материалы, которые не соответствовали официальной линии партии и государства. Это ограничивало свободу слова и выражения.

Какую роль играет цензура в современной культуре России?

Цензура в современной культуре России по-прежнему играет роль инструмента контроля и ограничения информации. Она может быть использована для подавления диссидентской мысли и критики власти. Однако с развитием интернета и социальных сетей, возникли новые способы обхода цензуры и распространения информации.

Как на самоцензуру и цензуру влияли стабильные и переходные периоды культуры в России?

Стабильные и переходные периоды культуры в России оказывали влияние на самоцензуру и цензуру. В периоды стабильности цензура часто усиливалась, в результате чего люди в большей степени цензурировали свои мысли и выражения. В переходные периоды цензура могла ослабевать, что приводило к большей свободе выражения.

Какой был институт цензуры в истории культуры России?

Институт цензуры в истории культуры России формировался постепенно и имел различные формы в разные периоды. В советском периоде была создана Главлит, которая контролировала и ограничивала публикации в прессе, литературе, кино и других средствах массовой информации. В другие периоды истории России также существовала цензура, контролирующая и ограничивающая свободу слова и выражения. Однако, после распада СССР и прихода к власти новых политических сил в начале 1990-х годов, цензура была ослаблена и культура получила большую свободу.

Какую роль играли табу и запрет в формировании культуры по теории З. Фрейда?

Согласно теории З. Фрейда, табу и запрет играют важную роль в формировании культуры. Запретенные темы, идеи и поведение становятся особенно привлекательными и вызывают интерес у людей. Они могут вызывать сильные эмоции и стимулировать творческий процесс. Таким образом, табу и запрет влияют на развитие и эволюцию культуры, создавая новые идеи и перспективы.

Как цензура влияла на культуру в советский период?

В советский период цензура играла огромную роль в контроле информацией и выражением свободы слова. Главлит, основанный в 1922 году, строго контролировал и ограничивал публикации в прессе, литературе, кино и других средствах массовой информации. Были разработаны определенные нормы и правила, которым должны были соответствовать все произведения и искусство. Многие писатели, художники и кинематографисты сталкивались с цензурой и ограничениями в своей творческой деятельности, что приводило к самоцензуре и подавлению некоторых идей и выражений. Это сильно ограничивало разнообразие и свободу культурного творчества.

Какова основная идея статьи о цензуре в истории культуры в России?

Основная идея статьи заключается в том, что цензура была и остается важной составляющей культуры в России в XX-XXI веках. Статья рассматривает табу, запрет и цензуру как основу культуры, влияние Фрейда на формирование института цензуры, а также анализирует роль цензуры в контексте стабильных и переходных периодов культуры России.