Государственное регулирование страховой деятельности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Банковское дело
  • 69 69 страниц
  • 67 + 67 источников
  • Добавлена 28.03.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Правовые основы государственного регулирования страховой деятельности 6
1.1 Понятие и особенности страховой деятельности 6
1.2 Становление и нормативно-правовое регулирование страховой деятельности в России 20
1.3 Международный опыт регулирования страховой деятельности 34
Глава 2. Практические аспекты реализации направлений государственного регулирования страховой деятельности 42
2.1 Требования к субъектам страховой деятельности 42
2.2 Контроль и надзор за страховой деятельностью 53
2.3 Проблемы гражданско-правового регулирования страхового дела в современной России 59
Заключение 64
Список использованных источников 69

Фрагмент для ознакомления

Разрешение на осуществление деятельности в качестве субъекта страхового дела представляет собой лицензию, которая выдается органом страхового надзора – Банком России. Лицензирование в рассматриваемой сфере направлено на защиту страхователейот недобросовестных страховщиков, а также на исключение возможности появления фирм-однодневок на рынке страхования.Содержание полученной страховой компанией лицензии должно быть доступнострахователям, которые перед заключением договора могут проверить наличие или отсутствие у страховщика лицензии, а также сведения о приостановлении или отзыве лицензии в вестнике Банка России.Закон об организации страхового дела включает основные понятия в области лицензирования; основания и порядок выдачи лицензий;права и обязанности как субъектов страхового дела, так и страхового надзора; порядок и основания приостановления и ограничения действия, отзыва лицензии.С 2013 года единственным органомстрахового надзора в России является банк России, который наделен правом приостановления, ограничения действиелицензии, а также правом отзыва лицензии. Для получения лицензии субъекты страхового дела обязательно должны предоставить доказательства соответствия требованиям законодательства. То есть, Банк России выдает лицензии страховым организациям на такие виды страхования, как добровольное, обязательное страхование и перестрахование. Для перестраховочных организаций предусмотрено получение лицензий на перестрахование, общества взаимного страхования – на взаимное страхование в добровольной или обязательной форме, а страховые брокеры – на осуществление посреднической деятельности в страховании.Законодательство устанавливает следующие требования к субъектам страхования:- минимальныйразмер уставного капиталадля страховой организации в зависимости от вида страхования, но не менее ста двадцати миллионов рублей (шестидесяти миллионов – для осуществления только медицинского страхования);- не более 49% доли иностранных инвесторов в уставном капитале (данный размер может быть больше в зависимости от вида деятельности);- соответствиеквалификационным требованиямруководящих лиц, здесь уделяется внимание образованию, профессиональным качествам, опыту работы (требования относятся к руководителю, главному бухгалтеру, внутреннему аудитору). Также устанавливаются требования к квалификации актуария, который должен соответствовать требования ФЗ «Об актуарной деятельности в РФ».Кроме того, Банком России осуществляется контроль засоблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства. При несоблюдении требований Банк России наделен правом приостановить или отозвать лицензию в случае серьезного нарушения страхового законодательства. При обнаружении нарушения Банком России выносится предписание, содержащее требование об устранении допущенного нарушения. В случае не устранения нарушений или не предоставления документов, которые бы свидетельствовали о его устранении, Банк России вправе приостановить или ограничить действие лицензии.Ограничениедействия лицензии предполагает невозможность заключения определенных видов договоров со страхователями. В случае приостановления действия лицензии страховщик теряет право заключения договоров по всем видам страхования, которые указаны в лицензии.Кроме того, органов страхового надзора лицензия может быть отозвана в том случае, если выявленные нарушения не устранены в период приостановления или ограничения действия лицензии. Лицензия может быть отозвана и в случае неоднократного нарушения норм законодательствав течение года.Таким образом, лицензирование страховой деятельности представляет собой обязательный этап работылюбого субъекта страховой деятельности. При этом субъекты в их деятельности ограничиваютсянабором услуг, перечисленных в лицензиях. В лицензировании деятельности нуждаются субъекты, которые формируют специальные денежные фонды для осуществления в будущем страховых выплат.Лицензирование не позволяет действовать многочисленному количеству субъектов страховой деятельности. Так, в переченьсубъектов страхового дела, обязанности по контролюи надзору за соблюдением которыми требований страховогозаконодательства российской федерации возлагаютсяна департамент страхового рынка включены только 144 организации.В уменьшении количества субъектов страховой деятельности есть как плюсы, так и минусы. Положительной стороной этого явления является самоустранение ненадежные участников страхового рынка. Негативные последствия заключаются в уменьшенииконкуренции среди участников страхового рынка, что создает угрозу монополизма в этой сфере. Представляется ,что в лицензировании страховой деятельности больше положительных моментов, поскольку установление строгих требований законодательства, связанных с лицензированием страховой деятельности, приводит к действию эффективные инструментывоздействия на субъектов страхового рынка.В целях контроля страхового рынка Банк России ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела, в котором содержатся сведения о наименованиях субъектов, их реквизитах, руководстве, местонахождении, номере и даты выдачи лицензии, сведения об ее приостановлении или отзыве, сведения о видах деятельности, которые могут осуществляться конкретным субъектом в соответствии с полученной лицензией.Осуществление Банком России контроля за деятельностью субъектов страхового рынка исполняется посредством деятельности кураторов из числа сотрудников Банка России. При этом основной целью назначения кураторов выступает обеспечение осуществления контроля и надзора за деятельностью страховых организаций Банком России. Деятельность куратора направлена на лучшее понимание и оценку финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта страховой деятельности, корпоративное управление, а также прозрачность структуры собственности.К числу основных задач куратора относится своевременная, точная и полная оценка финансового положения страховой организации, закреплённой за ним, выявление недостатков в деятельности данной организации, на ранних стадиях, с целью защиты прав страхователей и застрахованных лиц, а также выгодоприобретателей.В качестве куратора субъекта страхования назначается работник Департамента страхового рынка Банка России, у которого личные и профессиональные качества позволяют обеспечить эффективное решение указанной выше задачи.Таким образом, при анализе законодательства об осуществлении контроля банком России за субъектами страховой деятельности обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на то, что в п. 2 ч. 4 ст. 30 Закона об организации страхового дела речь идет о контроле, который Банк России осуществляет за субъектами страхового дела, более детальная регламентация установлена только для страховых организаций, что следует из названия и текста соответствующего Положения.В Положении о кураторах страховых организаций содержаться нормы только об осуществлении деятельности кураторами из числа сотрудников Банка России именно за деятельностью страховых организаций. В данном Положении или иных нормативных актах не регламентируется контрольная и надзорная деятельность Банка России в отношении иных субъектов - обществ взаимного страхования, страховых брокеров. В то же время, представляется целесообразным закрепить на уровне подзаконного нормативного акта порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности за деятельностью страховых брокеров и обществ взаимного страхования.2.3 Проблемы гражданско-правового регулирования страхового дела в современной РоссииНа сегодняшний день одной из основных проблем государственного регулирования страховой деятельности многие исследователи считают проблемуподдержки со стороны государства страхового сектора. Проблема проявляется в отсутствие целевого финансирования каких-либо проектов развития сферы, организации инфраструктуры, нормативного закрепления правового положения участников страхового рынка.Кроме того, выделяются проблемы, связанные с деятельностью страховщиков, причиной которых часто является некомпетентность сотрудников, отсутствие специальных юридических и экономических знаний, что становится причиной несоблюдения внутреннего контроля, а также нарушений страховогозаконодательства. Наличие указанных проблем ведет к отсутствию финансовой устойчивости рынка страхования и отдельных страховщиков, что, в первую очередь, связано с отсутствие доверия страхователей.Названные проблемы, которые заключаются в некомпетентности и нарушениях Банк России старается решить путем введения института кураторов на страховом рынке. Для этого было разработано и введено в действие соответствующее Положение, упомянутое ранее. Решение проблемы при использовании института кураторов ожидалось путем выявления недостатков в деятельности страховщиков, а также в оперативном реагировании на допускаемые нарушения, и как результат – финансовая устойчивость страхового рынка. Следует согласиться с тем, что существующий несколько лет,в банковской сфереинститут кураторов не показал себя в качестве эффективного средства достижения финансовой стабильности. Об этом говорит регулярный отзыв у банков лицензий в порядке надзора.Представляется, что мера по введению института кураторов за деятельностью страховых организации все таки оправдана, но полномочия и функции кураторов должны быть проработаны более детально. Также более детальной проработки требует сфера ответственности кураторов, критерии оценки кураторами деятельности страховщиков. Данные меры позволят снизить риски субъективного подхода в осуществлении контроля деятельности страховщика.Кроме того, не следует оставлять без внимания ранее упомянутую проблему отсутствия четкого регулирования контроля за деятельностью других субъектов страхового дела.Также актуальной проблемой страховой деятельности является проблема конкуренции, поскольку в развитых странах эффективное функционирование рынка страхования основано на конкуренции между страховщиками. В России практика страховой деятельности показывает, что страховыми организациями нарушаются нормы антимонопольного законодательства (ФЗ «О защите конкуренции»).Например, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по результатам обращений граждан СПАО «РЕСО-Гарантия», СПАО «Ингосстрах», АО «СОГАЗ» вынесены предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Нарушение выразилось в том, что названными страховыми компаниями было заключено антиконкурентное соглашение, в результате реализации которого физическим лицам навязывалось заключение договоров добровольного страхования при изъявлении ими желания заключить договор ОСАГО.Арбитражными судами первой и вышестоящих инстанций решение антимонопольного органа было признано законным, со ссылкой на позицию Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30. Суды указали, что соглашение между страховымиорганизациями было заключено для получения необоснованной коммерческой выгоды. Согласованные действия названных страховых компаний поставили их клиентов в такую ситуацию, в которой условием заключение договора ОСАГО стало обязательное заключение договора добровольного страхования. Тем самым граждане были лишены права принятия самостоятельного решения относительно наличия необходимостизаключать договор иного добровольного страхования.Многочисленные нарушения при заключении договоров ОСАГО налицо по всей стране. В 2014-2016 годах сговор страховщиков повлек многочисленные необоснованные отказы от заключениядоговорабез приобретения дополнительных услуг. Также в сфере ОСАГО часто допускаются нарушения в неприменении правильного КБМ, снижения которого приходится добиваться в претензионном порядке. Что касается контролирующих и судебных органов, то их реакция была запоздалой, при этом достаточно длительное время занимает рассмотрение дел об оспаривании решений антимонопольного органа в суде. Также проблемами государственного регулированиястрахования является низкое качество предоставляемых страховых услуг, их необоснованно высокая стоимость (например, при заключении кредитного договора навязывается услуга личного страхования, стоимость которой составляет до 30% от размера получаемой в кредит суммы). Страховщиками не проявляется заинтересованность в защите интересов потребителей, ими часто не выполняются условия договоров страхования, что выражается в невыплате, несвоевременной выплате или заниженном размере суммы страхового возмещения, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика. Кроме изложенного, к проблемам страховой деятельности правового характера, добавляется отсутствие необходимых экономических условий для ведения эффективной деятельности страховых организаций с обеспечением исполнения их обязательств перед страхователями. Это связано с отсутствием соответствующего опыта проведения страхования, в том числе, в оценке страхового риска и ущерба, подлежащего возмещению, недостаточным развитием способов расчета по нестандартным страховым рискам.В стране наблюдается низкий уровень платежеспособностиграждан и юридических лиц, что сказывается на спросе на страховые услуги. Недостаточно развита сфера обязательного страхования, без которой затруднительно развитие добровольного страхования. Кроме несовершенства организационного и правового обеспечения страхового надзора, в страховании недостаточно развиты виды долгосрочного страхования жизни, пенсионного страхования, что является причиной сдерживания накопления собственных средств. В России достаточно ограничена конкуренция в сфере страхования. Также недостаточно оперативно совершенствуется система законодательства в сфере страхования.Таким образом, проблемы правового регулирования страхового дела связаны со слабой конкуренцией рынка и отсутствием эффективного контроля страхового дела со стороны государства. Решение проблемы заключается в стимулирование добровольного страхования и совершенствовании государственного регулирования деятельности субъектов страхования.Все изложенное говорит о наличии такой проблемы, как отсутствие разработанного государством эффективного правового механизма выявления и устранения недостатков и нарушений в сфере страхования. В настоящее время требуется усиление контроля за деятельностью участников страхового дела со стороны Банка России и Федеральной антимонопольной службы, а также закрепление такого механизма, который бы позволял оперативно воздействовать на страховой рынок.ЗаключениеИзложенное в работе позволяет сделать вывод о том, что страховая деятельность представляет собой деятельностьстраховщиков по страхованию, перестрахованию и взаимному страхованию, деятельность брокеров по оказанию услуг, непосредственно связанных со страхованием и перестрахованием. Данная деятельность направлена на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц, государства, муниципальных образований, обеспечение физических лиц, на случай наступлениястраховых случаев за счет денежных фондов, сформированных страховщикамииз внесенных страховых премий и других средств. Особенность страховой деятельности состоит в том, что это сфера, в которой взаимосвязана правовая и экономическая сущность. При этом интерес страхователя состоит не в получении прибыли, а в получении компенсации (или обеспечения) при наступлении определенных случаев, определенных договором страхования. Для страховщика деятельность по страхованию связана с инвестированием средств страховых фондов, направленная на получение прибыли.Изложенное говорит о том, что страхование является правовым и экономическим институтом, страхование – это особая сфера деятельности, которая связана с возмездной передачей ответственности по рискам для их минимизации специализированным организациям. Экономическая сущность страхования состоит в том, что страхование образует совокупность экономических отношений, систему, которая основана на принципе распределения имущественных потерь, которые могут быть вызваны экстраординарными обстоятельствами. Страховой фонд выступает материальной формой, которая применяется для покрытия непредвиденных убытков лиц, принимающих участие в создании данного фонда. С точки зрения экономики особенностью страховой деятельности являются: обязательное образование страховых фондов, основанных на денежных перераспределительных отношениях. Условием возникновения таких отношений является существование страхового риска, состоящего в возможности и вероятности наступления страхового случая, то есть случая, который способен причинить материальный ущерб. Также страховая деятельность направлена на перераспределение ущерба и его выравнивание во времени и по территории.Страховая деятельность предполагает взаимодействие групповых и индивидуальных интересов страхователей. Страховая деятельность характеризуется возвратностью страховых платежей, мобилизованных в страховой фонд, который представляет собой экономическую необходимость, обязательный элемент общественного воспроизводства, экономический способ восстановления имущества, которое пострадало при наступлении страхового случая, и компенсации причиненного вреда.Под страховой деятельностью экономическая наука понимает вид экономической деятельности, которая направлена на перераспределение рисков причинения ущерба интересам граждан и юридических лиц путем аккумулирования денежных средств, полученных от страхователей, и превращения этих средств в страховые резервы, используемые для компенсации потерь при наступлении страхового случая.Таким образом, юридическая наука дает определение страховой деятельности через правоотношения, направленные на возмещение ущерба, которые возникают между страховщиком и страхователем в результате предоставления финансовой услуги – страхования. Данная деятельность осуществляется посредством привлечения и размещения денежных средств.В то же время экономическая наука рассматривает страховую деятельность как экономическую деятельность, уделяя большее внимание понятию рисков, способам аккумулирования и инвестирования денежных средств, на основе принципа распределения имущественных потерь.В действующем законодательстве присутствует несогласованность определений страховщика и страховой организации, а также общества взаимного страхования. Устранение данной несогласованности необходимо, поскольку к субъектам страхового дела предъявляются требования о лицензировании и включении в единый реестр, что требует четко определенного круга субъектов.Для устранения указанных противоречий необходимо привести нормы Закона об организации страхового дела в соответствие с нормами ГК РФ, дав определения понятиям «страховщик», «страховая организация» и «общество взаимного страхования». Под страховщиком следует понимать сторону договора страхования. Страховыми организациями и обществами взаимного страхования следует считать организации, которые отвечают определенным требованиям законодательства, то есть организации, которыми соблюдены все условия для участия в договоре страхования в качестве страховщиков.Субъектами страхового дела являются страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры. Последними являются юридическиелица или индивидуальные предприниматели, которыми осуществляется представительская деятельность по страхованию. Страховые брокеры действуют от своего имени в интересах страхователя или страховщика, которые заключают с брокером брокерское соглашение в целях удовлетворения потребности в страховых услугах. Деятельность страховых брокеров подлежит обязательному лицензированию и подвержена государственному контролю.Недостатком страхового законодательства в настоящее время является отсутствие надлежащего регулирования деятельности страхового брокера, в частности, это касается отсутствия требований к его квалификации, стандарты обучения и профессионального соответствия. Введение требований об определенных профессиональных стандартах и квалификации страховых брокеров позволило бы повысить профессиональный уровень данных субъектов страхового дела, что привело бы к улучшению качества обслуживания их клиентов. Особенно важное значение данное предложение имеет для страхователей, которые не являются профессионалами в страховой деятельности.Лицензирование страховой деятельности представляет собой обязательный этап работылюбого субъекта страховой деятельности, а также образует этап контроля за деятельностью субъектов страхового дела. При этом субъекты в их деятельности ограничиваютсянабором услуг, перечисленных в лицензиях. В лицензировании деятельности нуждаются субъекты, которые формируют специальные денежные фонды для осуществления в будущем страховых выплат.Лицензирование не позволяет действовать многочисленному количеству субъектов страховой деятельности. Так, в переченьсубъектов страхового дела, обязанности по контролюи надзору за соблюдением которыми требований страховогозаконодательства российской федерации возлагаютсяна департамент страхового рынка включены только 144 организации. В уменьшении количества субъектов страховой деятельности есть как плюсы, так и минусы. Положительной стороной этого явления является самоустранение ненадежные участников страхового рынка. Негативные последствия заключаются в уменьшенииконкуренции среди участников страхового рынка, что создает угрозу монополизма в этой сфере. Представляется,что в лицензировании страховой деятельности больше положительных моментов, поскольку установление строгих требований законодательства, связанных с лицензированием страховой деятельности, приводит к действию эффективные инструментывоздействияна субъектов страхового рынка.Проблемы государственного регулирования страховой деятельности вызваны слабой конкуренцией рынка страхования и отсутствием эффективного контроля страхового дела со стороны государства. Решение проблемы заключается в стимулирование добровольного страхования и совершенствовании государственного регулирования деятельности субъектов страхования.Все изложенное говорит о наличии такой проблемы, как отсутствие разработанного государством эффективного правового механизма выявления и устранения недостатков и нарушений в сфере страхования. В настоящее время требуется усиление контроля за деятельностью участников страхового дела со стороны Банка России и Федеральной антимонопольной службы, а также закрепление такого механизма, который бы позволял оперативно воздействовать на страховой рынок.Список использованных источниковНормативные правовые акты Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов.- М.: Юридическая литература, 1995. С. 197 - 276.Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/GATS) [рус., англ.] // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2785 - 2817.Конвенция № 17 Международной организации труда «О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве» // Международное бюро труда, 1991. С. 101 - 104.Конвенция № 12 Международной организации труда «О возмещении при несчастных случаях на работе в сельском хозяйстве» // Международное бюро труда, 1991. С. 66 - 67.Конвенция № 121 Международной организации труда «О пособиях в случае производственного травматизма» // http://www.ilo.org. Дата обращения: 16.11.2018г.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) О защите конкуренции» // Российская газета, № 162, 27.07.2006.Федеральный закон от 02.11.2013 № 293-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 249, 06.11.2013.Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета, № 80, 07.05.2002.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.06.2018) «О защите прав потребителей» // Российская газета, № 8, 16.01.1996.Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.08.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, № 6, 12.01.1993.Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ (ред. от 29.07.2017) О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, № 163, 26.07.2013.Федеральный закон от 29.07.2017 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций» // Российская газета, № 173, 07.08.2017.Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, № 163, 26.07.2013.Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.10.2018) О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, № 97, 06.05.2011.Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета, № 127, 13.07.2002.Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 18.06.2018) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» // Российская газета, № 67, 07.04.1998.Постановление Правительства РФ от 22.11.1996 № 1387 (ред. от 20.02.2002) «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации» // Российская газета, № 240, 17.12.1996.Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002 № 1361-р «О Концепции развития страхования в Российской Федерации» // Российская газета, № 186, 02.10.2002.Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 05.08.2013, № 31, ст. 4255.Правила смешанного страхования жизни (утв. Минфином СССР 29.05.1985 № 78) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Постановление Совмина СССР от 30.08.1984 № 932 (ред. от 14.03.1989) «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов» // Свод законов СССР, т. 5, с. 632, 1990 г.Указание Банка России от 30.09.2014 № 3400-У (ред. от 11.09.2017) «О порядке внесения сведений о субъектах страхового дела в единый государственный реестр субъектов страхового дела» // Вестник Банка России, № 110, 10.12.2014.Приказ Банка России от 19.10.2017 № ОД-3025 (ред. от 11.05.2018) «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства Российской Федерации субъектами страхового дела в Банке России и об отмене приказа Банка России от 08.08.2017 № ОД-2237» // Вестник Банка России, № 89, 24.10.2017.Положение о кураторах страховых организаций (утв. Банком России 22.12.2014 № 447-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 № 37236) // Вестник Банка России, № 44, 20.05.2015.Указание Банка России от 27.11.2013 № 3127-У «Об опубликовании в «Вестнике Банка России» информации по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела)» // Вестник Банка России, № 81, 30.12.2013.Указание Банка России от 21.12.2017 № 4656-У «О требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, и об их типовых формах» // Вестник Банка России, № 29, 11.04.2018.Декрет СНК РСФСР от 28.11.1918 «Об организации страхового дела в Российской Республике» (утратил силу) //СУ РСФСР, 1918, № 86, ст. 904.Положение о государственном страховании Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР, СНК СССР 18.09.1925) (утратил силу) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 247, 28.10.1925.Постановление СНК СССР от 03.02.1938 № 111 «О государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций» (утратил силу) // СП СССР, 1938, № 7, ст. 46.Постановление ВЦИК от 11.11.1922 «О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Гражданским кодексом Р.С.Ф.С.Р.») (утратил силу) // Известия ВЦИК, № 256, 12.11.1922.Закон СССР от 04.04.1940 «Об обязательном окладном страховании» // Ведомости ВС СССР, 1940, № 12.Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «О страховании» (в первоначальной редакции) // Российская газета, № 6, 12.01.1993.Материалы судебной практикиПостановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 3, март, 2018.Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» // Вестник ВАС РФ, № 8, август, 2008.Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2018 № 308-КГ18-13883 по делу № А53-12874/2017 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2015 № 18-КГ15-111 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2018 № 309-ЭС18-4777 по делу № А76-28705/2017 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Специальная литература Авакян А.М. Страхование жизни: зарубежный опыт и необходимость развития в России // Теория и практика общественного развития, № 15, 2014, С. 137-139. Аллабян К.Д. Регулирование и надзор на страховом рынке: системный аспект // Интернет-журнал Науковедение, № 6 (25), 2014, С. 55.Брагинский М.И. Договор страхования - М.: статут, 2000. - 172 с.Быкова Н.Н., Курилова А.А. Порядок лицензирования страховой деятельности в России // Карельский научный журнал, № 6, № 4 (21), 2017, С. 145-148. Вилкова Т.Б. Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг. – Москва: Финакадемия, 2008. –90 с.Горевой Е.Д., Сусликов В.Н. История развития российского страхового законодательства // Гражданское право. 2012. № 2. С. 14 - 17.Грачёв В.В. Страховое право: текст лекций / В. В. Грачёв; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. С. 10.Жегалова Е.В. Тенденции и перспективы развития страхования жизни в России // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал, № 2, 2014, С. 76-79. Красильников О.Ю., Красильникова Е.В. Теория и практика развития интернет-страхования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право, № 15, № 3, 2015, С. 243-248. Крохина Ю.А. Финансовое право России. Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М .: Норма: ИНФРА-М, 2011.Кузнецова Н.П., Меркурьева И.С. Международный опыт регулирования страховой деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика, № 1, 2006, С. 138-150. Митин С.С. История возникновения и развития страхования // Территория науки, № 1, 2014, С. 159-167.Мирошник С.В. Страховой рынок как объект финансового надзора // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, № 6, 2013, С. 160-163Насырова Г.А. Межстрановая интеграция как фактор гармонизации национальных систем регулирования страховой деятельности // Проблемы современной экономики, № 2 (46), 2013, С. 65-69. Насырова Г. А. Регулирование и саморегулирование страховой деятельности // Стратегические решения и риск-менеджмент, № 4, 2010, С. 56-63.Прокопьева Е.Л. Актуальные вопросы страхового регулирования в России и пути повышения его эффективности // Финансы и кредит, № 23, № 28 (748), 2017, С. 1690-1706.Скамай Л. Г. Страхование. Теория и практика: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014.Сембеков А.К. Первоочередные задачи развития Евразийского страхового рынка // Символ науки, № 8, 2015, С. 132-135.Серебровский В. И. Избранные труды. М.: Статут. 1997 г. С. 328.Страховое право: теоретические основы и практика применения : монография / Ю. Б. Фогельсон. — М. : Норма : ИНФРА М, 2012. С. 23.Сухомлинова Н.В. Правовое регулирование страховой деятельности в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института, № 2, 2014, С. 88-95.Танага А.Н. Лицензирование деятельности страховых брокеров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 2. С. 91 - 94. Тогузова М.Б. Правовое поле деятельности страховых брокеров // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, № 1, 2010, С. 105-107.Файзрахманова Л.М. Финансово-правовые аспекты развития страхования в дореволюционной России // Финансовое право. 2017. № 4. С. 24 - 27.Шеина А.А. Сравнительный анализ правового статуса страхового агента и страхового брокера при осуществлении ими представительской деятельности // Общество и право, № 1 (23), 2009, С. 147-152. Шокин В.О. Глобальная экономика и образцы лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка // Российское предпринимательство, № 18, № 1, 2017, С. 89-109.Шубников Ю.Б. О периодизации истории становления законодательства торгового мореплавания России // Ленинградский юридический журнал, № 1 (51), 2018, С. 119-126.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов.- М.: Юридическая литература, 1995. С. 197 - 276.
3. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/GATS) [рус., англ.] // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2785 - 2817.
4. Конвенция № 17 Международной организации труда «О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве» // Международное бюро труда, 1991. С. 101 - 104.
5. Конвенция № 12 Международной организации труда «О возмещении при несчастных случаях на работе в сельском хозяйстве» // Международное бюро труда, 1991. С. 66 - 67.
6. Конвенция № 121 Международной организации труда «О пособиях в случае производственного травматизма» // http://www.ilo.org. Дата обращения: 16.11.2018г.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
9. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) О защите конкуренции» // Российская газета, № 162, 27.07.2006.
10. Федеральный закон от 02.11.2013 № 293-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 249, 06.11.2013.
11. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета, № 80, 07.05.2002.
12. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.06.2018) «О защите прав потребителей» // Российская газета, № 8, 16.01.1996.
13. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.08.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, № 6, 12.01.1993.
14. Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ (ред. от 29.07.2017) О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, № 163, 26.07.2013.
15. Федеральный закон от 29.07.2017 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций» // Российская газета, № 173, 07.08.2017.
16. Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, № 163, 26.07.2013.
17. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.10.2018) О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, № 97, 06.05.2011.
18. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета, № 127, 13.07.2002.
19. Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 18.06.2018) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» // Российская газета, № 67, 07.04.1998.
20. Постановление Правительства РФ от 22.11.1996 № 1387 (ред. от 20.02.2002) «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации» // Российская газета, № 240, 17.12.1996.
21. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002 № 1361-р «О Концепции развития страхования в Российской Федерации» // Российская газета, № 186, 02.10.2002.
22. Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 05.08.2013, № 31, ст. 4255.
23. Правила смешанного страхования жизни (утв. Минфином СССР 29.05.1985 № 78) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
24. Постановление Совмина СССР от 30.08.1984 № 932 (ред. от 14.03.1989) «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов» // Свод законов СССР, т. 5, с. 632, 1990 г.
25. Указание Банка России от 30.09.2014 № 3400-У (ред. от 11.09.2017) «О порядке внесения сведений о субъектах страхового дела в единый государственный реестр субъектов страхового дела» // Вестник Банка России, № 110, 10.12.2014.
26. Приказ Банка России от 19.10.2017 № ОД-3025 (ред. от 11.05.2018) «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства Российской Федерации субъектами страхового дела в Банке России и об отмене приказа Банка России от 08.08.2017 № ОД-2237» // Вестник Банка России, № 89, 24.10.2017.
27. Положение о кураторах страховых организаций (утв. Банком России 22.12.2014 № 447-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 № 37236) // Вестник Банка России, № 44, 20.05.2015.
28. Указание Банка России от 27.11.2013 № 3127-У «Об опубликовании в «Вестнике Банка России» информации по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела)» // Вестник Банка России, № 81, 30.12.2013.
29. Указание Банка России от 21.12.2017 № 4656-У «О требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, и об их типовых формах» // Вестник Банка России, № 29, 11.04.2018.
30. Декрет СНК РСФСР от 28.11.1918 «Об организации страхового дела в Российской Республике» (утратил силу) // СУ РСФСР, 1918, № 86, ст. 904.
31. Положение о государственном страховании Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР, СНК СССР 18.09.1925) (утратил силу) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 247, 28.10.1925.
32. Постановление СНК СССР от 03.02.1938 № 111 «О государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций» (утратил силу) // СП СССР, 1938, № 7, ст. 46.
33. Постановление ВЦИК от 11.11.1922 «О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Гражданским кодексом Р.С.Ф.С.Р.») (утратил силу) // Известия ВЦИК, № 256, 12.11.1922.
34. Закон СССР от 04.04.1940 «Об обязательном окладном страховании» // Ведомости ВС СССР, 1940, № 12.
35. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «О страховании» (в первоначальной редакции) // Российская газета, № 6, 12.01.1993.

Материалы судебной практики
36. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 3, март, 2018.
37. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» // Вестник ВАС РФ, № 8, август, 2008.
38. Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2018 № 308-КГ18-13883 по делу № А53-12874/2017 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
39. Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2015 № 18-КГ15-111 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
40. Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2018 № 309-ЭС18-4777 по делу № А76-28705/2017 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.

Специальная литература
41. Авакян А.М. Страхование жизни: зарубежный опыт и необходимость развития в России // Теория и практика общественного развития, № 15, 2014, С. 137-139.
42. Аллабян К.Д. Регулирование и надзор на страховом рынке: системный аспект // Интернет-журнал Науковедение, № 6 (25), 2014, С. 55.
43. Брагинский М.И. Договор страхования - М.: статут, 2000. - 172 с.
44. Быкова Н.Н., Курилова А.А. Порядок лицензирования страховой деятельности в России // Карельский научный журнал, № 6, № 4 (21), 2017, С. 145-148.
45. Вилкова Т.Б. Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг. – Москва: Финакадемия, 2008. –90 с.
46. Горевой Е.Д., Сусликов В.Н. История развития российского страхового законодательства // Гражданское право. 2012. № 2. С. 14 - 17.
47. Грачёв В.В. Страховое право: текст лекций / В. В. Грачёв; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. С. 10.
48. Жегалова Е.В. Тенденции и перспективы развития страхования жизни в России // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал, № 2, 2014, С. 76-79.
49. Красильников О.Ю., Красильникова Е.В. Теория и практика развития интернет-страхования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право, № 15, № 3, 2015, С. 243-248.
50. Крохина Ю.А. Финансовое право России. Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М .: Норма: ИНФРА-М, 2011.
51. Кузнецова Н.П., Меркурьева И.С. Международный опыт регулирования страховой деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика, № 1, 2006, С. 138-150.
52. Митин С.С. История возникновения и развития страхования // Территория науки, № 1, 2014, С. 159-167.
53. Мирошник С.В. Страховой рынок как объект финансового надзора // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, № 6, 2013, С. 160-163
54. Насырова Г.А. Межстрановая интеграция как фактор гармонизации национальных систем регулирования страховой деятельности // Проблемы современной экономики, № 2 (46), 2013, С. 65-69.
55. Насырова Г. А. Регулирование и саморегулирование страховой деятельности // Стратегические решения и риск-менеджмент, № 4, 2010, С. 56-63.
56. Прокопьева Е.Л. Актуальные вопросы страхового регулирования в России и пути повышения его эффективности // Финансы и кредит, № 23, № 28 (748), 2017, С. 1690-1706.
57. Скамай Л. Г. Страхование. Теория и практика: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014.
58. Сембеков А.К. Первоочередные задачи развития Евразийского страхового рынка // Символ науки, № 8, 2015, С. 132-135.
59. Серебровский В. И. Избранные труды. М.: Статут. 1997 г. С. 328.
60. Страховое право: теоретические основы и практика применения : монография / Ю. Б. Фогельсон. — М. : Норма : ИНФРА М, 2012. С. 23.
61. Сухомлинова Н.В. Правовое регулирование страховой деятельности в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института, № 2, 2014, С. 88-95.
62. Танага А.Н. Лицензирование деятельности стра¬ховых брокеров // Законы России: опыт, анализ, практи¬ка. 2013. № 2. С. 91 - 94.
63. Тогузова М.Б. Правовое поле деятельности страховых брокеров // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, № 1, 2010, С. 105-107.
64. Файзрахманова Л.М. Финансово-правовые аспекты развития страхования в дореволюционной России // Финансовое право. 2017. № 4. С. 24 - 27.
65. Шеина А.А. Сравнительный анализ правового статуса страхового агента и страхового брокера при осуществлении ими представительской деятельности // Общество и право, № 1 (23), 2009, С. 147-152.
66. Шокин В.О. Глобальная экономика и образцы лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка // Российское предпринимательство, № 18, № 1, 2017, С. 89-109.
67. Шубников Ю.Б. О периодизации истории становления законодательства торгового мореплавания России // Ленинградский юридический журнал, № 1 (51), 2018, С. 119-126.

Вопрос-ответ:

Что такое страховая деятельность?

Страховая деятельность - это вид экономической деятельности, связанный с оказанием страховых услуг, таких как заключение договоров страхования, выплата страховых возмещений и управление страховым портфелем.

Какое место занимает государственное регулирование в страховой деятельности?

Государственное регулирование является одним из основных элементов страховой деятельности. Оно направлено на обеспечение стабильности и надежности страхового рынка, защиту прав и интересов страхователей и соблюдение нормативных требований страховых компаний.

Какое нормативно-правовое регулирование существует в России в области страховой деятельности?

Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности в России осуществляется на базе Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации". В этом законе установлены основные принципы страхового дела, порядок получения лицензии на осуществление страховой деятельности, требования к финансовому состоянию страховых компаний и другие нормы, регулирующие эту сферу деятельности.

Какие требования предъявляются к субъектам страховой деятельности?

К субъектам страховой деятельности предъявляются определенные требования, включая наличие лицензии на осуществление страховой деятельности, достаточного финансового обеспечения для выплаты страховых возмещений, соблюдение принципов страхового дела и т.д. Кроме того, субъекты страховой деятельности должны ежегодно проходить аудит и предоставлять отчетность в соответствующие государственные органы.

Какой международный опыт регулирования страховой деятельности существует?

Международный опыт регулирования страховой деятельности включает различные подходы и модели, которые отличаются в каждой стране. Некоторые страны имеют более жесткое государственное регулирование, в то время как другие стремятся к более свободному рынку страховых услуг. В целом, международный опыт показывает, что государственное регулирование является неотъемлемой частью страховой деятельности, поскольку оно обеспечивает стабильность и защиту интересов страхователей.

Что такое страховая деятельность?

Страховая деятельность - это вид экономической деятельности, основная цель которой заключается в предоставлении страховой защиты от различных рисков и возмещении потерь, понесенных страхователем в случае наступления страхового события.

Какое законодательство регулирует страховую деятельность в России?

Страховая деятельность в России регулируется законодательством, включающим в себя федеральные законы, нормативные акты Центрального банка Российской Федерации и другие нормативные документы, устанавливающие правила и условия осуществления страховой деятельности.

Каковы требования к субъектам страховой деятельности?

Субъекты страховой деятельности должны соответствовать определенным требованиям, таким как наличие лицензии на осуществление страховой деятельности, соответствие финансовой устойчивости и платежеспособности, наличие квалифицированных специалистов и предоставление полной и достоверной информации о предлагаемых услугах.

Каков международный опыт регулирования страховой деятельности?

Международный опыт регулирования страховой деятельности включает различные подходы и модели, принятые в разных странах. Основными принципами международного регулирования страховой деятельности являются защита прав и интересов страхователя, обеспечение финансовой стабильности страховых компаний и установление прозрачных правил и условий страхования.