Агрессивность в младшем школьном возрасте: диагностика и коррекция
Заказать уникальную курсовую работу- 49 49 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 30.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей личности детей младшего школьного возраста 5
1.1. Общая характеристика младшего школьного возраста 5
1.2. История изучения агрессии в отечественной и зарубежной психологии 14
Вывод по 1 главе 27
Глава 2. Изучение особенностей формирования агрессивного поведения детей и способов его коррекции 29
1.2 Понимание «агрессии» и ее особенности в младшем школьном возрасте 29
2.2. Методы и формы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 36
Выводы по второй главе 41
Заключение 43
Список литературы 45
Агрессивные действия являются вынужденными, они возникают в ответ на ограничение свободы человека и возможности выбора. Агрессия и насилие – это фактор психологической защиты человека, который выступает ответом организма на опыт, воспринятый как угроза. У человека есть необходимость принятия себя, своих качеств и стремление к счастью и хорошей жизни. Если индивид ориентируется на мнения других о себе, то он испытывает волнение, тревогу, напряжение и беспокойство по поводу оценок окружающих. Человек стремиться оправдатьожидания окружающих, поэтому он уже не свободен в выборе поступков и действий. Таким образом, возникает агрессия в ответ на ограничение свободы. Однако агрессия не всегда бывает разрушительной, она так же может проявляться в качестве защиты своей жизни, и быть направлена на сохранение себя. При защитных агрессивных реакциях объект может быть, как реальным, так и мнимым. Насилие выступает как компенсация искаженной жизни человека, в данном случае человек не умеет создавать и созидать новое, поэтому направляет свою энергию на разрушение. Верным способом по предотвращению агрессивных действий является развитие творческого потенциала личности. Именно выражение своих сил в творческой деятельности способствует эмоциональной разрядке, а, следовательно, и снижению разрушительных действий. Агрессивное поведение может быть вызвано по разнообразным причинам. Достаточно редко оно бывает следствием особенностей нервной системы или типа темперамента. Намного чаще такое поведение является последствием неправильного воспитания ребенка или его внутреннего дискомфорта, из-за того, что ребенка не научили правильно и сдержанно реагировать на какие-либо события, которые с ним могут происходить. Довольно часто подобные дети могут ощущать себя отверженными среди окружающих или имеют уверенность, в отсутствии любви к ним со стороны их родителей. Такие дети с помощью агрессивного поведения могут стараться привлечь внимание людей, которые их окружают. Еще одной из причин возникновения агрессии у ребенка может являться верность. Некоторое количество детей ревнуют не только к кому-либо в частности, а практически ко всему миру вообще. Таким детям кажется, что их родителя любят кого или что угодно, но только не своего ребенка. Чаще всего ревность может возникнуть из-за наличия брата или 26 сестры, особенно младших, которые отнимают очень большое количество времени родительского внимания. Если обращать недостаточное количество внимания ребенку, которые часто ведет себя агрессивно, то в определенное время он может начать думать, что подобное поведение считается совершенно нормальным и позволенным. Таким образом, редкие всплески гнева могут перерасти в привычку полностью подавлять личность окружающих и с этой привычкой будет практически невозможно что-то сделать или как-то исправить.2.2. Методы и формы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возрастаКак говорилось ранее, период младшего школьного возраста – это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов ребенка. Агрессивные тенденции в поведении детей проявляются активнее во время поступления ребенка из семьи в учебное заведение, поэтому особенно важно изучать агрессивное поведение именно в младшем школьном возрасте, так как в это время намного легче проводить коррекцию проявляемой агрессии. Психологи в своей работе используют всевозможные методы, помогающие исправлять эмоциональные расстройства младших школьников.Различные подходы в коррекционной работе с детьми, проявляющими агрессию, разрабатываются как зарубежными, так и отечественными учёными, предлагающими разноплановые средства и методы коррекции агрессивного поведения детей 6 – 10 лет (О.А. Карабанова, Г.В. Бурменская и др.). Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. Психокоррекция предполагает прямое воздействие практического психолога на детей, учителей, родителей с целью изменения их поведения и психологии таким образом, чтобы лучше развивать детей, эффективно реализовывать учебно-воспитательные цели. Коррекция поведения у младших школьников является организованной системой психологических воздействий. Она направлена на уменьшение дискомфорта, повышение самостоятельности ребенка и его активности, предотвращение агрессивности, возбудимости, тревожности. Л.С. Выготский в своих работах по данной теме утверждал, что в качестве основой содержания коррекционной работы является зона ближайшего развития личности и деятельности ребенка. В связи с этим психолого-педагогическая работа по коррекции агрессии осуществляется как целенаправленное формирование психологических новообразований, которые составляют содержательную оценку возраста. Систематическая работа делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае является второстепенным и следует за развитием.Как заниматься с ребятами, которые проявляют различные формы агрессии? И.В. Дубровина в книге «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми» пишет: «Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах». Следует помнить, что если вы пытаетесь что-либо изменить в своём ребёнке, то сначала нужно оценить ситуацию. Необходимо помнить, что ребёнок еще развивается, и поэтому не следует спешить навешивать на него ярлыки «агрессивный», «злой». Необходимо формировать, а не беспокоиться о том, что ребёнок не отвечает определенным эталонам, показывать ребенку личный пример разумного правильного поведения, постоянно говорить ребёнку о своей любви к нему, показывать ему, как вы его цените, что вы понимаете его, при общении не забывать использовать ласку, объятия. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей важно использовать именно коллективные игры, так как именно они способствуют выработке у школьников терпимости и взаимовыручки. Нельзя в данной ситуации игнорировать обращение к психологу. Если психолог говорит о том, что агрессия ребенка не является устойчивой и нет никаких психических отклонений, то общий план работы необходимо направить на обучение ребенка умениям выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Необходимо научиться сдерживать агрессию ребенка по возможности прямо перед их проявлением. Если агрессию остановить не удалось, надо обязательно высказать свое неодобрение по данному факту, объяснить, что такое поведение совершенно недопустимо. Предупредить вербальную агрессию труднее, в связи с этим необходимо практически всегда уже после того, как агрессия произошла. Если ребенок начинает оскорблять взрослого, то лучше вообще их не принимать во внимание, а постараться предугадать, что чувствует и переживает ребенок, а также попробовать выяснить причину данной агрессии. Можно превратить оскорбления ребенка в комическую ситуацию, что позволит немного снять напряжение. Необходимо учить детей открыто и корректно для окружающих выражать свои чувства. Активным, склонным к агрессивному поведению младшим школьникам необходимо создать условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении, дать им больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию, например, в спортивных секциях, спортивных уголках дома и в школе, где можно лазить, прыгать, бросать мяч и т.д. Одно из направлений коррекции, которое получает широкое распространение в последние годы, – это организация деятельности детей на основе их интересов. Существует большое разнообразие коррекционных методов агрессивного поведения детей. Педагоги в своей деятельности, которая направлена на коррекцию агрессивного поведения, используют разнообразные виды, такие как: беседа с элементами внушения, музыкотерапия, игротерапия, библиотерапия, арттерапия, логотерапия и др. В своем комплексе методы коррекции должны давать толчок ребенку для борьбы с имеющимися у него негативными свойствами. У каждого метода имеется определенная функция. Методы коррекции зависят от уровня воспитанности ребенка, от работы школы и семьи, определенного поведения, его окружения и образа жизни. Методы коррекции связаны с воспитательными методами. Например, метод переубеждения представляет собой естественное продолжение метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в коррекции, и в воспитании. К методу разговорной психотерапии – логотерапии – относится разговор с ребенком, который направлен на умение подбирать слова к своим эмоциональным переживаниям. Логотерапия подразумевает взаимодействие внутреннего состояния ребенка и словесной аргументации, что и приводит к его самореализации, так как в это время ребенок личные переживания, мысли, чувства ставит во главу угла. Использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов относят к музыкотерапии. Простое слушание музыки, которое сопровождается заданием, предлагают для детей, проявляющих беспокойство, тревожность, страхи и напряжение. При прослушивании спокойной музыки школьнику предлагают подумать о том, что вызывает у него неприятные ощущения. Игротерапия служит самым лучшим путем формирования психической устойчивости ребенка. Во многих исследованиях игру признают существенным фактором в развитии личности. Игротерапию характеризуют три функции: диагностическая, терапевтическая и обучающая, связанных между собой. Одной из целей устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений также может выступать игротерапия. Система мероприятий, которая направлена на коррекцию нарушений поведения, содержит в своем составе психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, а также психофармакологию, психотерапию. Психогимнастика имеет в своей основе взаимодействие на двигательной экспрессии, мимике и пантомиме и направлена не только на уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников процесса, но и на формирование способности выражать чувства и желания. Выбор коррекционных методов агрессивного поведения детей зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка: медико-биологических особенностей ребенка, характера психической патологии, структуры и форм агрессивного поведения, уровня социальной адаптации, возраста, условий воспитания.Коррекция агрессивного поведения будет эффективной при условии, если она будет учитывать исключительность, неподражаемость и своеобразие ребенка; будет выбирать правильные способы и методы работы, которые соответствуют определенному случаю; выявлять сущность психологических трудностей каждого ребенка, которые лежат в основе проблем. Результативен любой способ коррекции: и индивидуальный, и групповой. Способность внимательно слушать, нежность в общении, приветливость, ласка, конечно, помогут расположить к себе ребенка. Но самым действенным способом по преодолению агрессивности младших школьников, на наш взгляд, является игротерапия. Выбор способов и методов коррекции нарушений зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, характера психических отклонений, индивидуальных условий воспитания, уровня социальной адаптации, структуры и формы агрессивного поведения, а также от соотношения биологических и социально-психологических факторов.Выводы по второй главеИзучив и проанализировав литературу, посвященную проблеме коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, можно прийти к следующим выводам. Причины проявления агрессивного поведения младших школьников определяются особенностями семейного воспитания (демонстрацией родителями агрессии к близким и окружающим, гиперопекой, насилием в семье), индивидуальными особенностями ребёнка (страхом, тревожностью, чуткостью), и стрессами, и потребностями ребёнка в общении со сверстниками, в движении, в желании быть самостоятельным, и различные заболевания и т.д. Степень детской агрессии может видоизменяться по отношению к ситуации, но в некоторых случаях агрессивность бывает достаточно устойчивой. Причин этому много: место ребенка в коллективе, признание его сверстниками, влияние учителя, сольватация с родителями. Устойчивая агрессия детей иногда проявляется и, в том, что они совершенно иначе, в отличие от других, осознают поведение других, трактуют его как недружелюбное. Проблему агрессивности детей в наш век можно уверенно отнести к актуальной, так как она носит в себе определенные психологические особенности, не только затрагивая окружающих ребенка людей – родителей, воспитателей, учителей, сверстников, но и самого ребенка в его непростых взаимоотношениях с окружающими. В психологии существует значительное разнообразие коррекционных методов агрессивного поведения детей. Педагоги в своей деятельности, которая направлена на коррекцию агрессивного поведения, используют разнообразные виды, такие как: беседа с элементами внушения, музыкотерапия, игротерапия, библиотерапия, арттерапия, логотерапия и др. Методы коррекции зависят от уровня воспитанности ребенка, характера егопедагогической запущенности, его поведения, образа жизни и окружения, воспитательных возможностей школы и семьи.ЗаключениеАгрессивное поведение является одним из наиболее «ярких» свидетельств дезадаптации и неблагополучия ребенка. Итоги не эффективной социализации выражаются через неконтролируемые эмоциональные всплески, применение физического и морального насилия для достижения цели, только прогрессируя со временем.Согласно точке зрения отечественных психологов, школьный возраст является наиболее важным в плане развития и становления социальнообусловленных личностных образований. Поэтому так важно, чтобы младший школьник владел арсеналом способов и средств социально приемлемого выражения эмоций, достижения поставленных целей, осуществления намеченной программы развития. В основном нарушения поведения у детей младшего школьного возраста возникают вследствие отсутствия внутренних регуляторов, таких как устойчивые моральные принципы, этические стандарты, нравственные ориентиры и т.д. Доминирующая модель агрессивного поведения в этом возрасте влияет наразвитие всех сфер формирующейся личности: мотивационной, эмоциональной, волевой и др., а также становится преобладающим способом взаимодействия с окружающим природным и социальным миром.Изучение причин агрессии и разработки методов ее коррекции в настоящее время необходимо, так как в последнее время увеличилось количество младших школьников с агрессией в поведении.Все вышесказанное обуславливает необходимость коррекционной деятельности с младшими школьниками, обнаруживающими признаки устойчивых агрессивных тенденций. К кризисным особенностям возраста можно отнести и кардинальную смену ведущей деятельности и близкого социального окружения, изменение требований, повышение ответственности, что не всегда сопровождается быстрой перестройкой системы отношений. Трудности при организации и поддержании социальных контактов могут быть связаны, в частности, с неспособностью ребенка понять эмоции и чувства партнера по общению и. сообразно этому, изменить свою тактику.Список литературыАлександров, А. А. Современная психотерапия [Текст]: Курс лекций / А.А. Александров. - СПб.: "Академический проект", 1997. - 335 с. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию [Текст] / Э. Аронсон. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с. Бандура, А. Подростковая агрессия [Текст]: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс / Пер. с англ., Брянцевой и Б. Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с. Бахадова, Е. В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей [Текст]/ Е.В. Бахадова// Вопросы психологии. – 2009. - № 1. – С. 37 – 50. Белоусова, З.И. Овсянникова, В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков [Текст]/ З.И. Белоусова// Учебное пособие. – М., 2008. – 77 с. Берковиц, Л. Агрессия Причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 512 с. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. – 464 с.Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с. Вайнер, М. Э., Вьюнкова, Ю. Н., Дементьева, И. Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]/ М.Э. Вайнер. – М.: академия, 2011. – 314 с. Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для педагога/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2016. – 56 с.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с. Грошева, И. А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации [Текст]/ И.А. Грошева// Социологические исследования. – 2018. - № 2. – С. 97 – 101. Ениколопов, С. Можно ли победить агрессию [Текст]/ С. Ениколопов// Школьный психолог. – 2015. - № 6. – С. 33 – 35. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. - № 1. – С. 60-71. Епифанова, И. Как оказать помощь «трудным» детям [Текст]/ И. Епифанова// Воспитание школьников. – 2015. - № 8. – С. 65 – 68. Журавлев, Д. Откуда берутся проблемные дети?[Текст] / Д. Журавлев// Народное образование. – 2011. – № 1. – С. 141 – 147. Каплан, Г. И. Клиническая психиатрия [Текст] / Г.И. Каплан, Б. Дж. Сэдок: В 2 т. / Пер. с англ. В.Б. Стрелец. - М.: Медицина, 1998. - Т. 2. - 528 с. Ковалев, П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения [Текст] / П.А. Ковалев /Автореф. канд. дисс. - СПб., 1996. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: социально- психологические и психиатрические аспекты [Текст] / В.Т. Кондрашенко. - Минск: Изд-во «Беларусь», 1988. – 207 с. Коррекция поведения детей. Практическое руководство. Стратегия и методы [Текст] / Брак У. Б., Лаут Г. В. – М.: Академия. 2015. – 38 с.Кумарина, Г. Состояния риска в развитии школьника и способы их предупреждения [Текст]/ Г. Кумарина// Народное образование. – 2007. - № 7. – С. 123 – 130. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С.118-126. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения [Текст] / М. Мид / Пер. с англ. и комм. Ю.А. Асеева; Сост. и послесловие И.С. Кон. – М.: Издательство «Наука», 1988. – 215 с. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 496с. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник[Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с. Осипова, И. Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков [Текст]/ И. Осипова// Воспитание школьников. – 2011. - № 2. – С. 40 – 45. Перегуда, В.В. Особенности эмпатии у детей детей младшего школьного возраста из неполных семей [Текст]/ В.В. Перегуда// Студенческие Дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция: сборник студенческихработ /отв. за вып. С.Х. Петерайтис. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. – С. 525-527. Перегуда, В.В. Социально-психологические особенности развития детей младшего школьного возраста[Текст]/ В.В. Перегуда// Научные исследования и современное образование: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 180-183. Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие[Текст]/ П.И. Пидкасистый. - М.: МПУ., 2011. – 269 с. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К. К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984. – 174 с. Подласый, И. П. Теория и технология воспитания[Текст]/ И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 463 с. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный возраст[Текст] / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 10 с.Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С. 3-18. Рожков, М. И., Ковальчук, М. А., Кузнецова, И. В. И др. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением[Текст]/ М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 239 с. Румянцева, Т. Г. Критический анализ концепций «человеческой агрессивности» [Текст] / Т.Г. Румянцева. - Минск, 1982. – 128 с. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст]/ Т.П. Смирнова. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. – 156 с.Тарасова, Л.Е., Фролкова, М.А. Опыт коррекции агрессивности младших школьников/ Л.Е. Тарасова// Проблемы cоциальной психологии личности. – 2016. - № 5. – С. 17 – 21. Фрейд, А. Детский психоанализ [Текст] / А. Фрейд. - СПб.: Питер, 2003. - 477 с. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - Москва: Аст, Хранитель, Мидгард, 2007. - 624 с. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения [Текст]: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с. Фурманов, И.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе [Текст]: Методическое. пособие / И.А. Фурманов. – Минск.: БНИИО, 2015. – 37 с. Холл, К. С. Теории личности [Текст] / К.С. Холл, Г. Линдсей / пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – М.: «КСП+», 1997. – 720 с. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
2. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию [Текст] / Э. Аронсон. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с.
3. Бандура, А. Подростковая агрессия [Текст]: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс / Пер. с англ., Брянцевой и Б. Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
4. Бахадова, Е. В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей [Текст]/ Е.В. Бахадова// Вопросы психологии. – 2009. - № 1. – С. 37 – 50.
5. Белоусова, З.И. Овсянникова, В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков [Текст]/ З.И. Белоусова// Учебное пособие. – М., 2008. – 77 с.
6. Берковиц, Л. Агрессия Причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 512 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
8. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
9. Вайнер, М. Э., Вьюнкова, Ю. Н., Дементьева, И. Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]/ М.Э. Вайнер. – М.: академия, 2011. – 314 с.
10. Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для педагога/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2016. – 56 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
12. Грошева, И. А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации [Текст]/ И.А. Грошева// Социологические исследования. – 2018. - № 2. – С. 97 – 101.
13. Ениколопов, С. Можно ли победить агрессию [Текст]/ С. Ениколопов// Школьный психолог. – 2015. - № 6. – С. 33 – 35.
14. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. - № 1. – С. 60-71.
15. Епифанова, И. Как оказать помощь «трудным» детям [Текст]/ И. Епифанова// Воспитание школьников. – 2015. - № 8. – С. 65 – 68.
16. Журавлев, Д. Откуда берутся проблемные дети?[Текст] / Д. Журавлев// Народное образование. – 2011. – № 1. – С. 141 – 147.
17. Каплан, Г. И. Клиническая психиатрия [Текст] / Г.И. Каплан, Б. Дж. Сэдок: В 2 т. / Пер. с англ. В.Б. Стрелец. - М.: Медицина, 1998. - Т. 2. - 528 с.
18. Ковалев, П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения [Текст] / П.А. Ковалев /Автореф. канд. дисс. - СПб., 1996.
19. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: социально- психологические и психиатрические аспекты [Текст] / В.Т. Кондрашенко. - Минск: Изд-во «Беларусь», 1988. – 207 с.
20. Коррекция поведения детей. Практическое руководство. Стратегия и методы [Текст] / Брак У. Б., Лаут Г. В. – М.: Академия. 2015. – 38 с.
21. Кумарина, Г. Состояния риска в развитии школьника и способы их предупреждения [Текст]/ Г. Кумарина// Народное образование. – 2007. - № 7. – С. 123 – 130.
22. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С.118-126.
23. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с.
24. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения [Текст] / М. Мид / Пер. с англ. и комм. Ю.А. Асеева; Сост. и послесловие И.С. Кон. – М.: Издательство «Наука», 1988. – 215 с.
25. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 496с.
26. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник[Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.
27. Осипова, И. Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков [Текст]/ И. Осипова// Воспитание школьников. – 2011. - № 2. – С. 40 – 45.
28. Перегуда, В.В. Особенности эмпатии у детей детей младшего школьного возраста из неполных семей [Текст]/ В.В. Перегуда// Студенческие Дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция: сборник студенческих работ /отв. за вып. С.Х. Петерайтис. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. – С. 525-527.
29. Перегуда, В.В. Социально-психологические особенности развития детей младшего школьного возраста[Текст]/ В.В. Перегуда// Научные исследования и современное образование: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 180-183.
30. Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие[Текст]/ П.И. Пидкасистый. - М.: МПУ., 2011. – 269 с.
31. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К. К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.
32. Подласый, И. П. Теория и технология воспитания[Текст]/ И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 463 с.
33. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный возраст[Текст] / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
34. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 10 с.
35. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С. 3-18.
36. Рожков, М. И., Ковальчук, М. А., Кузнецова, И. В. И др. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением[Текст]/ М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 239 с.
37. Румянцева, Т. Г. Критический анализ концепций «человеческой агрессивности» [Текст] / Т.Г. Румянцева. - Минск, 1982. – 128 с.
38. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст]/ Т.П. Смирнова. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. – 156 с.
39. Тарасова, Л.Е., Фролкова, М.А. Опыт коррекции агрессивности младших школьников/ Л.Е. Тарасова// Проблемы cоциальной психологии личности. – 2016. - № 5. – С. 17 – 21.
40. Фрейд, А. Детский психоанализ [Текст] / А. Фрейд. - СПб.: Питер, 2003. - 477 с.
41. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - Москва: Аст, Хранитель, Мидгард, 2007. - 624 с.
42. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения [Текст]: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с.
43. Фурманов, И.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе [Текст]: Методическое. пособие / И.А. Фурманов. – Минск.: БНИИО, 2015. – 37 с.
44. Холл, К. С. Теории личности [Текст] / К.С. Холл, Г. Линдсей / пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – М.: «КСП+», 1997. – 720 с.
45. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности личности проявляются у детей младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста характеризуются быстрым развитием когнитивных и эмоциональных функций. Они становятся более самостоятельными, активными и начинают проявлять интерес к окружающему миру. Однако, в этом возрасте могут также проявляться некоторые негативные черты личности, включая агрессивное поведение.
Когда начинают изучать агрессию в психологии?
Изучение агрессии в психологии началось ещё в XIX веке, однако особое внимание ей стали уделять в середине XX века. В отечественной и зарубежной психологии агрессия стала объектом активного исследования, что способствовало разработке различных теорий и подходов к её пониманию и коррекции.
Какие способы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста?
Существует несколько способов коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Это включает различные психологические методы, например, консультирование родителей и педагогов, тренинги по управлению агрессией, использование игротерапии и т.д. Также важно создать благоприятную образовательную среду, где дети могут развиваться и общаться без конфликтов и агрессии.
Какими теориями можно объяснить агрессивное поведение детей младшего школьного возраста?
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста может быть объяснено различными теориями. Например, теория социального научения утверждает, что агрессия осваивается в процессе наблюдения и подражания другим людям. Теория фрустрации-агрессии говорит о том, что агрессия возникает в результате недостатка в удовлетворении определенных потребностей. Есть и другие теории, которые также пытаются объяснить причины агрессивного поведения детей.
Какая особенность характерна для детей младшего школьного возраста, когда речь идет о агрессивности?
Одной из особенностей детей младшего школьного возраста, когда речь идет о агрессивности, является то, что дети в этом возрасте находятся в стадии формирования своей личности. Они только начинают учиться контролировать свои эмоции и реакции на окружающий мир, поэтому агрессивное поведение может быть для них способом выражения себя и установления своего места в социальной иерархии.
Какова история изучения агрессии в психологии? Какие достижения были сделаны на этом поприще?
История изучения агрессии в психологии берет свое начало еще с середины XX века. Одним из первых исследователей в этой области был Сигмунд Фрейд, который интересовался причинами агрессивного поведения людей. В дальнейшем, главными направлениями исследований были социальная психология и развитие детей. Были разработаны различные теории агрессии, которые помогли понять ее причины и способы коррекции. Сегодня в психологии достигнуты значительные успехи в изучении агрессивности, что позволяет проводить диагностику и коррекцию агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Какими способами можно корректировать агрессивное поведение детей младшего школьного возраста?
Существует несколько способов коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Один из них - применение методов позитивной психологии, которые помогают развивать у детей навыки эмоционального контроля, эмпатии и конфликтного решения. Другим способом является использование игровой терапии, которая позволяет ребенку выражать свои эмоции и находить конструктивные способы решения проблем. Также важной составляющей коррекции агрессивного поведения является работа с родителями и педагогами, которые должны быть готовы к обучению ребенка эффективным стратегиям управления агрессией.
Какие психологические особенности характерны для детей младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста находятся в периоде активного развития и формирования своей личности. В этом возрасте происходит активное ознакомление с окружающим миром, установление социальных связей, формирование мировоззрения и ценностных ориентаций. Они обладают высокой пластичностью мозга и быстрой обучаемостью. В то же время, дети младшего школьного возраста могут быть подвержены эмоциональным колебаниям, иметь проблемы с самоконтролем и адаптацией к новым условиям.