Древняя Греция - родина античной цивилизации и демократии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Зарубежная
  • 19 19 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 07.12.2018
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 5
1.1. Критско-Микенский период 5
1.2. Ранняя Греция и расцвет греческих полисов 7
1.3. Эллинизм 10
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, СТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В ПОЛИСАХ 12
2.1. Афинское государство до 600 г. до н.э. 12
2.2. Реформы Солона 13
2.3. Афинская демократия в Золотом веке Перикла 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Фрагмент для ознакомления

- Ареопаг оставался высшим органом государства.- создал Совет 400: цель – подготовка вопросов для рассмотрения на народном собрании.- Народное собрание преобразовано в судебный орган – Гелиея.Несмотря на половинчатый характер реформ, независимо от позиции Солона, его реформы были направлены на ломку существовавших общественных отношений.2.3. Афинская демократия в Золотом веке ПериклаДемократическая конституция Афин сложилась в своей классической форме при Перикле (ок. 494 – 429 гг. до н.э.). Н. Хаммонд дает следующую оценку демократии эпохи Перикла: «Демократическая система превосходно годилась для выполнения своего предназначения – обеспечить верховенство народа в государстве и верховенство Афин над подчиненными государствами».Реформы Солона и Клисфена положили начало этому длительному процессу государственных преобразований. Так, например, цензовый порядок Солона продолжал сохраняться, но фактически любой гражданин теперь мог занять выборную должность. За исключением должности эллинотамиев – казначеев, которые отвечали своим имуществом.Свидетельством демократических изменений в государстве явился порядок избрания граждан на государственные должности не голосованием, а по жребию. За исключением должностей, на которых требовались специальные знания. Фактически любой гражданин мог занять государственную должность, вопрос был в том – выпадет ли ему в этом году жребий. В добавок к этому, жеребьевка исключала возможность воздействия на избирателей. Чтобы дать возможность любому гражданину занимать государственную должность было установлено вознаграждение. «Следует, однако, помнить, что афинская демократия была демократией социально ограниченной. Те средства, которые демократическое правительство щедрой рукой раздавало афинскому демосу, добывались ценой жестокой эксплуатации рабов и беспощадного угнетения населения городов, попавших в зависимость от Афин».В годы пребывание Перикла у власти существовало следующее государственное устройство Афин. Верховным органом власти была Экклесия – народное собрание. При Перикле – это постоянно действующий высший государственный орган. Активными правами в Экклесии пользовались все афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста, без каких-либо цензов. Изменение положения Экклесии отразилось на функциях Совета пятисот. Он был высшим правительственным органам и ведал следующими вопросами:- афинскими финансами,- надзором за арсеналом, - флотом,- контролем торговли,- контроль над должностными лицами,- предварительное рассмотрение, поступавших в Народное собрание.Коллегия архонтов практически утратила свое значение. Избирались они по жребию. За исключением стратегов, избравшихся открытым голосованием. Гелиея – суд присяжных, оставался высшим судебным органом и органом государственного контроля. Состояла из 6 тысяч человек. Судебные решения выносились присяжными путем голосования. После греко-персидских войн сильно возросло значение Коллегии десяти стратегов:- командование войсками и флотом,- все внешнеполитические дела, - финансовые вопросы.Эти и другие направления деятельности входили в их компетенцию.Все граждане Афин пользовались полной свободой слова и свободой гражданской инициативы. Каждый гражданин имел право вынести законопроект или предложение в Народное собрание.Н. Хаммонд резюмируя итоги демократического процесса в эпоху Перикла обращает внимание на следующее обстоятельство: «В этой демократической системе имелась лишь одна очевидная аномалия: на практике самые ответственные должности доставались влиятельным и высокородным людям, так как военачальники назначались прямыми выборами, а финансовые должности были доступны лишь представителям богатейшего класса; более того, не было никаких ограничений на переизбрание. Эта аномалия способствовала возвышению отдельных политиков как лидеров народа».Стабильности афинской политической жизни способствовало признанное лидерство Перикла. Его влияние было на столько сильным, что во времена кризисов он становился правителем государства. С его временем связан расцвет афинской демократии, закрепление ее основополагающих принципов.ЗАКЛЮЧЕНИЕСложно переоценить значение Античной цивилизации для последующей мировой истории. Несомненно, в ее основе находится древнегреческая история, политика, экономика и культура. Свои знания и миропонимание эллины распространили на все известные им государства. Римская империя стала наследником греческих полисов и Римской республики. Достижения Античной цивилизации лежат в основе Западноевропейской, Восточноевропейской, Византийской культур. Через них она повлияла и на культуру России.Демократия, зародившаяся в греческих полисах, заложена в политические системы многих стран мира. Эти принципы отразились в концепциях прав и свобод человека в современном мире. Это была первая цивилизация с хорошо продуманной системой законов, политического и социального устройства.Античный мир показал выгоды и развил торговые внешнеэкономические связи. Сформировались необходимые рыночные отношения для возвышения греческих полисов, и в первую очередь Афин.Античность дала человечеству величайшие шедевры скульптуры, архитектуры, литературы, философии. На протяжении последующих столетий и до наших дней их считают образцами классического искусства. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГрант М. Классическая Греция / Пер. с англ. В. Федяниной. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. – 336 с.Дройзен И. Г. История эллинизма. История Александра Великого. Т. 1. / Пер. с нем. – М.: Академический проспект; Киров: Константа, - 2011. – 623 с.Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. – М.: Наука, 1979. – 264 с.Политическая психология. Словарь-справочник / Электронный ресурс / Режим доступа http://politike.ru/termin/demokratija.htmlРанович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. – М. – Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. – 383 с.Сергеев В. С. История Древней Греции / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. – СПб.: Издательство «Полигон», 2002 – 704 с.: 96 л. ил.Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. / Электронный ресурс / Режим доступа https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1354/ЦИВИЛИЗАЦИЯХаммонд Н. История Древней Греции / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 703 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. В. Федяниной. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. – 336 с.
2. Дройзен И. Г. История эллинизма. История Александра Великого. Т. 1. / Пер. с нем. – М.: Академический проспект; Киров: Константа, - 2011. – 623 с.
3. Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. – М.: Наука, 1979. – 264 с.
4. Политическая психология. Словарь-справочник / Электронный ресурс / Режим доступа http://politike.ru/termin/demokratija.html
5. Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. – М. – Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. – 383 с.
6. Сергеев В. С. История Древней Греции / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. – СПб.: Издательство «Полигон», 2002 – 704 с.: 96 л. ил.
7. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. / Электронный ресурс / Режим доступа https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1354/ЦИВИЛИЗАЦИЯ
8. Хаммонд Н. История Древней Греции / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 703 с.