Влияние социальных установок на социальное поведение подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 30 30 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 08.12.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность социальных установок в социальной психологии 6
1.1. Особенности социальных установок 6
1.2. Формирование и изменение социальных установок 10
Глава 2. Теоретические аспекты изучения влияния социальных установок на социальное поведение подростков 12
2.1. Социальное поведение и факторы его формирования 12
2.2. Взаимосвязь социальных установок и социального поведения личности 21
2.3. Влияние социальных установок на социальное поведение подростков 24
Заключение 27
Список литературы 28


Фрагмент для ознакомления

В 1931 году Р. Парк отметил еще два качества установки: недоступность для наблюдения, то есть латентность, а также зависимость, происхождение из прошлого опыта индивида.Во время Второго этапа (1940-1950) интерес переключился с установок на групповые процессы, в частности, в их динамическом аспекте; вместе с тем, произошел спад относительно исследований социальной установки; М. Смит отыскал в установке три компонента - аффективный, поведенческий и когнитивный.Третий этап (1950-1960-е гг.) отмечен расцветом в исследованиях установки. Была усовершенствована техника шкалирования, открыты функциональные теории, установку впервые стали измерять с помощью психофизиологических методов.Четвертый этап (1970-е гг.) принес застой, противоречивость фактов.На пятом этапе (1980-1990-е гг.) произошло возрождение интереса к проблеме, расцвет в исследованиях.С помощью Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого была разработана типология личностей в зависимости от того, насколько хорошо они адаптируются к социальной жизни: мещанский тип имеет склонность к традиционным установкам; богемский тип характеризуется несвязностью, нестойкостью установок, однако вместе с тем высокой степенью приспособляемости; творческий тип отличается гибкостью и креативностью установок, поэтому такие люди способны творить.Уильям Томас и Флориан Знанецкий считали, что установка - это индивидуальный двойник ценности для социума; причем деятельность в любой форме есть не что иное, как связь между ними. Установка является процессом сознания индивида. Она определяет действительную или потенциальную деятельность индивида в обществе. Вследствие своей связи с индивидуальным сознанием и деятельностью, ценность отлична от естественной вещи. А вследствие своей связи с деятельностью, а значит, и с социальным миром, установка не тождественна физическому состоянию.[13]Г. Олфорт отмечает в установки такие признаки, как особенное душевное и нервное состояние; готовность к ответной реакции; структурированность; важная роль прошлого опыта; оказывает направляющее, а иногда динамическое влияние на поведение.Определяют ли установки поведение человека? Поведение – извне наблюдаемая активность индивида, включающая элементы пассивности, и являющаяся связующим звеном между ним и социальной средой.По мнению социальных психологов, наши установки предопределяют поступки в следующих ситуациях:когда наше поведение не подвержено влиянию других факторов или их количество снижено до минимума. – Один исследователь насчитал 40 различных факторов, нарушающих прямую связь установки и поведения (мы не вступаем в спор, если болит голова, если собеседник не интересен и т.д.);воздействие установки на поведение более очевидно, когда мы рассматриваем поведение в целом, а не отдельные поступки (человек учитывает ситуацию, с которой столкнулся, поэтому некоторые поступки могут не совпадать с обычной линией поведения);установка лучше предсказывает поведение, если является сильной – исследования показали, что установки жестче контролируют поведение, когда люди их осознают и если установка является результатом неоднократного повторения (опыта). Осознание установок происходит при осознании человеком самого себя, либо при частом повторении установки извне.[8]Таким образом, социальные установки определяют поведение личности в обществе. Вследствие своей связи с индивидуальным сознанием и деятельностью.2.3. Влияние социальных установок на социальное поведение подростковПодростковый или как его еще называют, пубертатный возраст – является трудным переходным периодом от детства к юношеству, примерно с двенадцати до семнадцати лет.По мнению Степанов П., в подростковом периоде ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к окружающему и самому себе, формируется та жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. Вступление во взрослую жизнь - не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические и социальные стороны которого имеют свои силы, свой ритм и темпы развития. В связи с высокими, но не синхронными темпами физического и психического развития подростков у них возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в условиях еще не достаточной социальной зрелости не всегда возможно. Поэтому депривация потребностей в подростковом возрасте наблюдается чаще и выражена значительно сильнее, чем в более младшем возрасте, и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно.[20]Райс Ф.,Долджин К. полагают, чтоосновным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости, т.е. состояние, когда основная масса потребностей подростка ничем не отличается от таковых у взрослых. Однако при объективно наступающем взрослении социальная ситуация для него, как правило, не меняется - он остается учащимся и находится на иждивении родителей, лишен ряда гражданских прав. Поэтому многие притязания приводят к неразрешимым трудностям, входят в конфликт с реальной действительностью. В этом и кроется основная психосоциальная причина кризиса подросткового возраста. [11]Психология подросткового возраста говорит о том, что в этом возрасте возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Подросток ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он рьяно отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет. Старшие подростки делают контакты с семьей более слабыми, обособляют свое «Я». Впервые появляются серьезные мысли о будущей профессии. Фантомная взрослость как бы наделяет юных ребят полномочиями к запрещенным и нежелательным действиям: курению, употреблению алкоголя, половым связям.Реан А.А. отмечает, что одним из самых заметных и важных проявлений психологической перестройки подростка является резкое изменение отношения с взрослыми, в частности с родителями. Происходит смена значимых лиц, и подростки во многих жизненных областях ориентируются исключительно на мнение сверстников, почти полностью игнорируя мнение родителей и окружающих взрослых. Как ни велико влияние родителей на формирование личности детей, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни ребенка. В период подросткового возраста претерпевают существенные изменения семейные отношения.[17]Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который тесно связан с кризисом смысла жизни. В подростковом периоде происходит личностное самоопределение. Перед юным человеком стоит непростая задача, являющаяся этапом взросления: ему необходимо понять свою роль как члена общества и собственные уникальные особенности, интересы. [3]Таким образом, в подростковом возрасте меняется когнитивная сфера, что откладывает отпечаток на поведение. Психология подростков говорит о возникновении фантомного чувства взрослости, самостоятельности. Подросток обретает социальный статус, проходит адаптацию во взрослом окружении, приобретает новый способ мышления. В этом возрасте в формировании поведения особую роль играют социальные установки, которые также определяют дальнейшее развитие личности подростка и его действия.ЗаключениеВ результате анализа литературы мы заключили следующее.Социальные установки характеризуют личность подроастка с социально-психологической стороны. Это отношение подростка к людям, социальным группам, событийному ряду, происходящему в обществе. Исследования показывают, что установка лучше определяет поведение, когда она является сильной.Установки указывают на сущность и степень значимости для субъекта того или иного социального объекта. Они выступают в качестве ориентиров жизнедеятельности личности в мире. Любая установка выражает избирательное отношение подростка к чему-то для него в данный момент важному и фиксирует его готовность к определенной деятельности. В конечном итоге, всякая установка ориентирована на определенную линию поведения. Установки не только влияют на поведение, но и сами в некоторых ситуациях возникают в результате определенных действий.Список литературыАндреева, Г. М. Социальная психология [текст]/ Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 340с.Асмолов, А.Г. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии [текст]/ А.Г. Асмолов, М.А. Ковальчук // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М.: 1977. — С. 30−45.Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы [текст]. — М.: Дом интеллектуальной книги (ДИК), 2003. — 448с.Белинская, Е. Социальная психология личности [текст]/ Е. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Академия, 2009. — 304с.Бодалев, А.А. Личность в общении [текст]/ А.А. Бодалев. — М.: Педагогика, 1983.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст]/ Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1969. — 234с.Дэвис, Дж. Социальная установка [текст]/ Дж. Дэвис // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. — М.: 1972. — С.14−24Девяткина, А.А. Явление социальной установки в психологии XX века [текст]: монография / А.А. Девяткина. — Калининград.: 1999. — 309с.Крысько, В.Г. Основной вопрос социальной психологии [текст]/ В.Г. Крысько // Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. — Государственный университет управления. — 2000. — № 1 (2) — С. 163.Леонтьев, А.А. Психология общения [текст]3-е изд. / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — С.240−244.Надираишвили, Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии [Текст]/ Л.А. Надирашвили. — Тбилиси.: 1974. — 284с.Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории [текст]/ Б.Д. Парыгин. — М.: Мысль, 1971.Почебут, Л.Г. Социальная психология [Текст]/ Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. — СПб.: Питер, 2010. — 672с.Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом [текст]/ В.П. Пугачев. — М.: Владос, 2003. — c.156−157.Райгорогдский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [текст]: Учебное пособие / ред. — сост. Д.Я. Райгородский. — Самара.: БАХРАХ-М, 2007. — 668с.Райс Ф.,Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб. : Питер, 2010. 816 с.Реан А.А. Семья, социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 1. С. 29-40.Рубинштейн, С. Л Основы общей психологии [текст]/ С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 376с.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [текст].Л.: Наука, 1979. — 344 с.Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум [текст]/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. — Ростов н/д.: Феникс, 1999. — 576с.Степанов П. Подростки // Народное образование. 2006. № 8. С. 212-219.Узнадзе, Д.И. Экспериментальные основы исследования установки [текст]/ Д.И. Узнадзе / Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. -229с.Фанталова, Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов [текст]/ Е.Б. Фанталова // Психологический журнал. — 1992. — Т.13. — № 1. — С.107−117.Фельдштейн Д.И. Трудный подросток: некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2012. 208 с.Шихирев, П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования [текст]/ П.Н. Шихирев // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 1976. — 272 с.


1. Андреева, Г. М. Социальная психология [текст] / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 340с.
2. Асмолов, А.Г. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии [текст] / А.Г. Асмолов, М.А. Ковальчук // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М.: 1977. — С. 30−45.
3. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы [текст]. — М.: Дом интеллектуальной книги (ДИК), 2003. — 448с.
4. Белинская, Е. Социальная психология личности [текст] / Е. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Академия, 2009. — 304с.
5. Бодалев, А.А. Личность в общении [текст] / А.А. Бодалев. — М.: Педагогика, 1983.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1969. — 234с.
7. Дэвис, Дж. Социальная установка [текст] / Дж. Дэвис // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. — М.: 1972. — С.14−24
8. Девяткина, А.А. Явление социальной установки в психологии XX века [текст]: монография / А.А. Девяткина. — Калининград.: 1999. — 309с.
9. Крысько, В.Г. Основной вопрос социальной психологии [текст] / В.Г. Крысько // Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. — Государственный университет управления. — 2000. — № 1 (2) — С. 163.
10. Леонтьев, А.А. Психология общения [текст] 3-е изд. / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — С.240−244.
11. Надираишвили, Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии [Текст]/ Л.А. Надирашвили. — Тбилиси.: 1974. — 284с.
12. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории [текст] / Б.Д. Парыгин. — М.: Мысль, 1971.
13. Почебут, Л.Г. Социальная психология [Текст] / Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. — СПб.: Питер, 2010. — 672с.
14. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом [текст] / В.П. Пугачев. — М.: Владос, 2003. — c.156−157.
15. Райгорогдский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [текст]: Учебное пособие / ред. — сост. Д.Я. Райгородский. — Самара.: БАХРАХ-М, 2007. — 668с.
16. Райс Ф.,Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб. : Питер, 2010. 816 с.
17. Реан А.А. Семья, социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 1. С. 29-40.
18. Рубинштейн, С. Л Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 376с.
19. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [текст]. Л.: Наука, 1979. — 344 с.
20. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум [текст] / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. — Ростов н/д.: Феникс, 1999. — 576с.
21. Степанов П. Подростки // Народное образование. 2006. № 8. С. 212-219.
22. Узнадзе, Д.И. Экспериментальные основы исследования установки [текст] / Д.И. Узнадзе / Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. -229с.
23. Фанталова, Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов [текст] / Е.Б. Фанталова // Психологический журнал. — 1992. — Т.13. — № 1. — С.107−117.
24. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток: некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2012. 208 с.
25. Шихирев, П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования [текст] / П.Н. Шихирев // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 1976. — 272 с.

Вопрос-ответ:

Какие факторы влияют на формирование социальных установок у подростков?

Формированию социальных установок у подростков могут способствовать различные факторы, такие как воспитание семьи, общение в школе, влияние сверстников, массовая культура и СМИ. Все эти факторы влияют на формирование ценностей, убеждений и норм социального поведения у подростков.

Какие особенности свойственны социальным установкам подростков?

Социальные установки подростков обладают рядом особенностей. Во-первых, они могут быть менее стабильными и более изменчивыми, чем у взрослых людей. Во-вторых, они формируются под влиянием разных факторов, и поэтому могут отличаться у разных подростков. В-третьих, социальные установки подростков могут быть более подвержены влиянию сверстников и массовой культуры, чем влиянию взрослых.

Какие теоретические аспекты изучают взаимосвязь социальных установок и социального поведения личности?

Изучение взаимосвязи социальных установок и социального поведения личности включает в себя анализ роли ценностей, убеждений и норм в формировании и регулировании социального поведения подростков. Также изучается влияние социальных установок на принятие решений и выбор альтернативных поведенческих стратегий в различных ситуациях.

Как социальные установки влияют на социальное поведение подростков?

Социальные установки оказывают значительное влияние на социальное поведение подростков. Они определяют ожидания и нормы социального поведения, формируют привычки и стереотипы, ориентируют на выбор конкретных целей и путей их достижения. Социальные установки также могут влиять на принятие решений и выбор поведенческих альтернатив в определенных ситуациях.

Какие факторы могут изменять социальные установки подростков?

Социальные установки подростков могут изменяться под влиянием различных факторов. Например, изменение социальной среды, новые жизненные опыты, общение с новыми людьми или изучение новых источников информации могут способствовать изменению социальных установок. Также на формирование и изменение социальных установок могут влиять образовательные программы, массовая культура, политические и религиозные убеждения, а также различные события в обществе.

Какие особенности имеют социальные установки?

Социальные установки имеют следующие особенности: неявные, многогранность и многоуровневость, инделитбность, гибкость и изменчивость, ориентированность на актуальность и подвижность.

Как формируются и изменяются социальные установки?

Социальные установки формируются под влиянием множества факторов, таких как общение с окружающими, семейное воспитание, образование и медиа. Они могут быть изменены под влиянием новой информации, изменения ценностей и приобретения нового опыта.

Как социальные установки влияют на социальное поведение подростков?

Социальные установки оказывают значительное влияние на социальное поведение подростков. Они формируют стереотипы и представления о правильности и неправильности определенных действий, определяют нормы и ценности, в соответствии с которыми подростки ориентируются в своем поведении. Социальные установки также могут стимулировать конформное поведение, когда подростки подчиняются общепринятым нормам и ожиданиям окружающих.

Каким образом социальные установки связаны с социальным поведением личности?

Социальные установки оказывают прямое влияние на социальное поведение личности. Они формируются на основе социально-культурных норм и ценностей и определяют ожидания по поводу поведения в различных ситуациях. Личность в свою очередь взаимодействует с окружающим миром, учитывая имеющиеся социальные установки и приспосабливая свое поведение к ним.