Налог на доходы физических лиц.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 45 45 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 10.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1.Сущность и значение НДФЛ в формировании бюджета государства России и зарубежных стран 5
1.1.Сущность и значение НДФЛ в государственном бюджете 5
1.2. Роль налоговых вычетов при обложении НДФЛ 16
2.Европейская практика взимания налога на доходы физических лиц 20
2.1. Роль НДФЛ в бюджете европейских государств 20
2.2. Особенности взимания НДФЛ в зарубежных странах 22
3.Совершенствование взимания НДФЛ в России 28
3.1.Направления совершенствования взимания НДФЛ 28
3.2.Оценка внедрения прогрессивной системы налогообложения 34
Заключение 43
Список литературы 45



Фрагмент для ознакомления

Это далеко не первая попытка изменить действующее законодательство и ввести прогрессивную шкалу по налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ) вместо существующей на данный момент системы плоских ставок, которые разнятся в зависимости не от величины полученного дохода, а от источника его происхождения и статуса физического лица: налогового резидента или не имеющего статуса налогового резидента, но получающего доход от источников на территории России.
Не прошло и двух лет с августа 2016 года, когда обсуждалось введение прогрессивной шкалы НДФЛ, при которой граждане с высокими доходами платили бы в бюджет больше 13 процентов. В качестве одного из вариантов предлагалась шкала в 20 процентов. Сегодня же речь идет о ставке 18 процентов.
Разработчики документа утверждали, что предлагаемые ими меры помогут государству заработать на состоятельных гражданах дополнительные 2 триллиона рублей. В 2016 году авторы предлагали следующую схему: если у физического лица годовой доход до 180 тысяч рублей, то этот доход полностью освобождается от налогообложения. При доходе от 180 тысяч до 2,4 миллиона рублей применяется действующая налоговая ставка 13 процентов. Доход, превышающий 2,4 миллиона и до 100 миллионов рублей, предусматривал фиксированную ставку 288,6 тысячи рублей и 30 процентов превышения 2,4 миллиона рублей. Согласно данной инициативе основная нагрузка ложилась на тех физических лиц, кто зарабатывает более 100 миллионов рублей в год – почти 30 миллионов рублей и 70 процентов от доходов, превышающих 100 миллионов. В пояснительной записке авторы законопроекта 2016 года отмечали: «Сегодня десять процентов наиболее обеспеченных граждан России в 16 раз богаче десяти процентов наименее обеспеченных.
Такой разрыв превышает максимально допустимые значения, рекомендованные ООН»1 . Предлагаемая система налогообложения с одной стороны могла увеличить налоговые сборы в бюджет, а с другой стороны сгладить социальное расслоение и напряженность, тем самым, укрепив экономическую безопасность страны и социальную стабильность, что необходимо для обеспечения благополучной обстановки в обществе и для развития государства.
Исходя из пояснительной записки к актуальному законопроекту2 предлагается ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам, превышающим в год на одного человека 24 миллиона рублей. Законопроект предусматривает введение двухступенчатой системы обложения доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ в порядке, указанном в пункте 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации: • по доходам до 24 миллионов рублей включительно оставить действующую налоговую ставку – 13 процентов; • по доходам свыше 24 миллионов рублей ввести повышенную ставку – 18 процентов.
Концепция закона по применению системы повышенных ставок к большим доходам соответствует опыту большинства развитых стран мира. Так во Франции доходы, превышающие 1 млн евро в год, облагаются налогом по ставке 75 процентов. В Германии доходы, превышающие 250 тыс. евро в год, облагаются по ставке 45 процентов. В Великобритании доходы, превышающие 150 тыс. фунтов стерлингов в год, облагаются по ставке 45 процентов.
Также высоки предельные ставки и в других европейских странах. В Израиле – 57,0 процентов, в Швеции – 56,6 процента, в Бельгии – 53,7 процента, в Дании – 52,2 процента, в Нидерландах – 52,0 процента. Как утверждают инициаторы, законопроектом учтены опасения Министерства Финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой Службы, изложенные в отзывах на предыдущие варианты законопроектов о введении прогрессивной шкалы налогообложения в том, что при введении более сложного варианта НДФЛ будет усложнена возможность собираемости налогов.
Следует отметить, что под действие законопроекта попадает лишь небольшая группа налогоплательщиков, по данным 2015 года в количестве чуть более двадцати тысяч человек. Но сумма их доходов достаточно значительна, и превышает 4 триллиона рублей. Введение повышенной ставки для этой категории налогоплательщиков приведет к росту поступления налогов на 200 млрд рублей. Небольшое количество налогоплательщиков и крупные финансовые потоки, которые возможно отследить, позволят налоговым органам относительно безболезненно адаптироваться к новым условиям работы.
Цель же данного законопроекта определена как плавное сокращение чрезмерного разрыва доходов между наиболее богатыми и бедными слоями населения.
Сложившийся уровень социального расслоения в социальном аспекте приводит к социальной деградации значительной части населения из-за невозможности в полной мере пользоваться всеми возможностями в образовательной, медицинской и культурной сферах жизни, а в экономическом к низкому уровню покупательной способности значительной части населения, являющийся сдерживающим фактором развития экономики.
По мнению инициативной группы принятие данного законопроекта также будет способствовать увеличению собираемости налога на доходы физических лиц. Справедливости ради следует отметить, что одним из достоинств введения системы фиксированных ставок по НДФЛ признается рост поступлений от данного налога в бюджет Российской Федерации. Так после кризиса 1996 года, соотношение поступления налогов к средней зарплате составило 71,63 млн В 2000 году, последнем году перед введением плоской шкалы налогообложения, этот показатель составил 78,63 млн. Затем он стабильно рос до 2008 года, когда он составил 96,37. После этого следует стабильное падение и в 2015 году это соотношение составило 82,47.
Однако существенный рост поступлений связан не только с изменением ставки, но и с расширением числа налогоплательщиков данного налога за счет военнослужащих, работников прокуратуры и лиц некоторых других профессий, а также и со снижением налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, в связи с чем на предприятиях высвободились некоторые денежные средства, которые были направлены, в том числе, и на увеличение заработной платы сотрудникам. [1; 157]
По мнению авторов законопроекта, он будет способствовать совершенствованию налоговой политики, которая должна основываться на принципе социальной справедливости, совмещать принципы социальных гарантий населения и благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, стимулировать инвестиции в развитие экономики и создание рабочих мест. Не смотря на все положительные доводы, приведенные в пояснительной записке к законопроекту, необходимо отметить, что очередная предложенная двухступенчатая шкала по НДФЛ не учитывает интересы наименее защищенных групп граждан чей годовой доход меньше прожиточного минимума.
Сегодня по данным Федеральной службы государственной статистики в России уровень прожиточного минимума трудоспособного населения установлен в размере 11 160 руб. физических лиц создает лишь впечатление равного налогообложения. Например, получая 10 000 руб. в месяц, налогоплательщик, не имея льгот, заплатить 1 300 руб. налога, а с дохода 100 000 руб. – 13 000 руб. Однако налоговое бремя, которое ложится на физическое лицо не ограничивается лишь налогом на доходы физических лиц. Как конечные потребители мы все платим косвенные налоги, которые входят в стоимость потребляемых товаров, работ и услуг. Значит налоговая нагрузка на лиц с меньшим доходом существенней нежели на тех чей доход выше. Исходя из этого обстоятельства, следует подчеркнуть, что прогрессивная шкала в данном случае лишь один из способов сократить неравенство налоговой нагрузки.
Несмотря на описанные выше предполагаемые положительные аспекты, связанные с введением прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, следует отметить, что Государственная Дума законопроект не поддерживает.
С 1 января 1992 года по 31 декабря 2001 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного дохода, облегаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов.
Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действующего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Так же был упрощен порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а также его администрирования. В настоящее время наблюдается стабильность собираемости данного налога.
Так, по данным Федеральной налоговой службы, поступления налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составили в 2012 году – 2260,3 млрд рублей, в 2013 году – 2497,8 млрд рублей, в 2014 году – 2688,7 млрд рублей, в 2015 году – 2806,6 млрд рублей, в 2016 году – 3017,3 млрд рублей.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. Также в свое время, выступая 6 апреля 2009 года перед Государственной думой Российской Федерации, на тот момент Председатель Правительства Российской Федерации Путин В.В. среди множества вопросов, касающихся современного российского налогообложения, особое внимание уделил проблеме прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц. «...Теперь несколько слов об одном из вопросов – это о возможном переходе на дифференцированную ставку подоходного налога. Сегодня это у нас плоская шкала – 13 процентный налог с физических лиц… Конечно, на первый взгляд, это тоже не очень справедливо. Те, кто получают большую зарплату, платят 13 процентов, и те, у кого маленький доход, тоже 13 процентов. Где же социальная справедливость? Вроде бы, действительно, надо бы изменить. Но у нас уже была дифференцированная ставка. И что было? Все платили с минимальной заработной платы, а разницу получали в конвертах. Между тем, когда мы ввели плоскую шкалу, поступления по этому налогу за восемь лет возросли, прошу внимания, в 12 раз. В 12 раз! И сегодня эти доходы бюджета превышают сборы по НДС. Эффект абсолютно очевидный…». [1; 58]
Министр финансов Антон Силуанов выступил против изменения параметров налога на доходы физических лиц. Об этом он сообщил журналистам в кулуарах Российского инвестиционного форума в Сочи 15 февраля 2018 года. «Я противник, честно говоря, об изменения ставки НДФЛ.
Население привыкло к этому налогу, поэтому увеличение ставки, прогрессия будет приводить к тому, что начнут задумываться, как обойти», – сказал он. По его словам, плоская шкала со ставкой 13 процентов является конкурентоспособной: «На наш опыт целый ряд других стран ориентируется». «Зачем нам опять вводить изменения в налог, который нормально собирается, нормально работает и так далее. Я думаю, что если мы будем повышать налоги, делать прогрессию, это в первую очередь будет касаться крупного бизнеса, крупных предпринимателей, уж они-то, как никто другой, найдут тысячу уловок, как обойти это изменение», – подвел итог Силуанов.
Изучив различные позиции экономистов, как отечественных так и мировых, а также проанализировав европейский опыт применения прогрессивный шкалы налогообложения доходов физических лиц можно сделать следующие выводы: в случае если реформирование системы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации будет признано необходимым, по нашему мнению стоит ввести прогрессивную шкалу налогообложения для так называемых "сверхдоходов", то есть доходов, которые по своему размеру не могут быть сопоставлены с обычными трудовыми доходами, пусть даже и высокооплачиваемых специалистов. Представляется, что на сегодняшний момент такими сверхдоходами можно признать доход от 26 млн рублей в год. На рынке труда не найти вакансий с подобными предложениями по уровню заработной платы, соответственно можно предположить, что данные доходы не относятся, в полной мере, к трудовым доходам. В связи с чем предлагается в Налоговом Кодексе Российской Федерации закрепить ставки, указанные в таблице 3.3.




Таблица 3.3 Ставки по налогу на доходы физических лиц

Анализируя указанные пороги применения прогрессивных ставок налогообложения, можно сделать вывод о том, что данные ставки затронут минимальное число лиц, порядка 20 процентов, но именно тех, на кого приходится большая часть доходов трудоспособного населения Российской Федерации, в то же время, учитывая размер облагаемых доходов по предлагаемым повышенным ставкам, можно предположить, что это скорее доходы от капитала нежели трудовые доходы.
С целью нивелирования опасений относительно того, что после ввода прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц начнется массовый уход от налогообложения, следует ввести не только систему контроля за соответствием расходов уровню полученных доходов, как это делается в большинстве развитых стран мира, а также практику налогообложения доходов семьи (хозяйствующего субъекта), путем ввода так называемой «налоговой отчетной единицы».

Заключение

Налог на доходы физических лиц имеет широкое распространение в Российской Федерации. Его уплачивают как налоговые резиденты, так и лица, не имеющие статуса налогового резидента, но получающие доход от источников в России. Поступления от данного налога в бюджетную систему страны регулярно увеличиваются. Так, по данным Федеральной налоговой службы, в 2015 году они составили 2806,6 млрд рублей, в то время как в 2016 уже 3017,3 млрд рублей.
В настоящее время наблюдается стабильность собираемости данного налога.
В Государственную Думу РФ уже много раз поступали законодательные предложения «О внесении корректив в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», которые предусматривают введение прогрессивной ставки налогообложения. Согласно законопроекту ставка налога будет зависеть от годового дохода плательщика НДФЛ[5]:
– до 5 млн. руб. в год ставка составит 13%;
– от 5 млн. руб. до 50 млн. руб. в год — 18%;
– от 50 млн. руб. до 500 млн. руб. в год — 23%;
– свыше 500 млн. руб. в год — 28%.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам выразил несогласие.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны плоской и прогрессивной шкал налогообложения. Плюсы единой шкалы: – Стимулирование экономического роста, т.к. люди могут сохранить большую часть своего дохода; – Стабильность налоговой системы; – Низкие административные и судебные издержки; – Привлекательность для зарубежных инвесторов, и это позволяет повысить долю иностранногокапитала в российской экономике[5].
Минусы единой ставки:
– Налоги идут в федеральный бюджет, минуя региональный;
– Огромный разрыв между доходами граждан. Положительные стороны введения прогрессивной шкалы:
– Сокращение бюджетного дефицита за счет увеличения налогов; – Увеличение дохода бюджетов субъектов РФ;
– Устранение неравенства в распределении доходов в обществе.
Отрицательные стороны:
– Затруднительность регулирования уплаты налогов (вследствие уклонения от налогов, возврат к серым зарплатам и увеличение теневого сектора);
– Обнищание отдаленных регионов страны, т.к. налогообложение осуществляется по месту трудоустройства, а не проживания;
– Спад общей инвестиционной привлекательности России;
– Потеря доверия к власти и отток капитала и высококвалифицированных специалистов[5].
Подводя итог по изложенной теме, можно констатировать, что система подоходного налогообложения граждан несовершенна. Рассмотренные предложения по совершенствованию направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.


Список литературы

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018).
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018).
Аксенова А. А. Налогообложение доходов физических лиц: индивидуальное или семейное? // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2013. – № 6 // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://naukovedenie.ru
Петрюк О.А. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в доходы бюджетной системы России в условиях турбулентности экономики // Журнал «Экономика и предпринимательство». - г.Москва. №5 ч.1 (82-1) 2017 г. – С. 272-276
Петрюк О.А. Направления совершенствования администрирования налога на доходы физических лиц // Вестник ИМСИТа. 2017 - С.4-38 4. Интернет источник: сайт PPT.RU - http://ppt.ru/nalogi/ndfl 5. Интернет источник: сайт Novainfo - https://novainfo.ru/article/1240
Савина О. Н. Семейное налогообложение как инструмент усиления социализации налоговой политики на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 19. – С. 52-57.
Чернов Ю.И., Биденко В.В. Уплата налога третьими лицами в 2017 году // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. – Уфа. – АЭТЕРНА. – 2017. – С. 116-120.


Тихомиров В.Е., Петрюк О.А. Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджетов субъектов РФ //В сборнике: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО: ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ сборник статей XII Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018. С. 137-139.
Драненко Л.П., Питиляк Д.А., Лысковец А.Е. Налог на доходы физических лиц: развитие и роль в налоговой системе РФ //Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 4. С. 82-88.
Босердт Н.Ю., Зайцева О.А. Виды налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и их анализ//В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ сборник статей XIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018. С. 98-101.

Черноусова К.С., Королева М.С., Афанасьев А.В. Налог на доходы физических лиц: европейская практика администрирования налога //Синергия Наук. 2018. № 22. С. 212-222.
Аксенова А.А. Быть ли прогрессивной шкале по налогу на доходы физических лиц в России в ближайшем будущем? //Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10. № 1. С. 1.









2


1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018).
4. Аксенова А. А. Налогообложение доходов физических лиц: индивидуальное или семейное? // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2013. – № 6 // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://naukovedenie.ru
5. Петрюк О.А. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в доходы бюджетной системы России в условиях турбулентности экономики // Журнал «Экономика и предпринимательство». - г.Москва. №5 ч.1 (82-1) 2017 г. – С. 272-276
6. Петрюк О.А. Направления совершенствования администрирования налога на доходы физических лиц // Вестник ИМСИТа. 2017 - С.4-38 4. Интернет источник: сайт PPT.RU - http://ppt.ru/nalogi/ndfl 5. Интернет источник: сайт Novainfo - https://novainfo.ru/article/1240
7. Савина О. Н. Семейное налогообложение как инструмент усиления социализации налоговой политики на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 19. – С. 52-57.
8. Чернов Ю.И., Биденко В.В. Уплата налога третьими лицами в 2017 году // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. – Уфа. – АЭТЕРНА. – 2017. – С. 116-120.

Вопрос-ответ:

Какой смысл и значение имеет НДФЛ в формировании бюджета России и других стран?

НДФЛ (налог на доходы физических лиц) является одним из основных источников доходов для государственных бюджетов в России и многих других странах. Он облагает доходы граждан и резидентов, полученные из различных источников, таких как зарплата, проценты по банковским депозитам, аренда недвижимости и т.д. Собранные налоги направляются на финансирование различных государственных программ, включая образование, здравоохранение, социальную защиту и развитие инфраструктуры.

Какую роль играют налоговые вычеты при обложении НДФЛ?

Налоговые вычеты являются инструментом, позволяющим уменьшить налоговую базу и следовательно сумму налога, который должен быть уплачен. Они могут быть предоставлены на различные категории расходов, таких как образование, медицинские расходы, пожертвования, ипотечные проценты и т.д. Таким образом, налоговые вычеты способствуют стимулированию определенных видов деятельности и снижению налоговой нагрузки на граждан.

Как НДФЛ взимается в других европейских странах?

В европейских странах взимание НДФЛ может отличаться в зависимости от конкретного государства. Однако в целом, системы обложения НДФЛ в этих странах обычно основываются на принципе прогрессивного налогообложения, то есть ставка налога возрастает с увеличением доходов. Кроме того, в большинстве европейских стран также применяются различные налоговые льготы и вычеты, позволяющие снизить общую сумму налога.

Какое совершенствование взимания НДФЛ может быть реализовано в России?

В России можно рассмотреть несколько направлений для совершенствования взимания НДФЛ. Во-первых, можно упростить процедуру уплаты и подачи налоговой декларации для граждан, чтобы сделать ее более доступной и понятной. Во-вторых, можно провести более эффективную налоговую проверку, чтобы предотвратить уклонение от уплаты НДФЛ. Кроме того, можно рассмотреть введение дополнительных налоговых льгот и стимулов для граждан, чтобы поощрить определенные виды деятельности, такие как инвестирование, образование и благотворительность.

Какая роль НДФЛ в формировании бюджета России?

НДФЛ играет важную роль в формировании бюджета государства России. Этот налог является одним из основных источников доходов государственного бюджета. Собранные средства от НДФЛ используются для финансирования различных государственных программ, социальных проектов, а также для обеспечения функционирования государственных органов и инфраструктуры.

Какую роль играют налоговые вычеты при обложении НДФЛ?

Налоговые вычеты имеют важную роль при обложении НДФЛ. Они представляют собой сумму, которую налогоплательщик может вычесть из своего дохода перед расчетом налога. Такие вычеты могут быть связаны с определенными расходами, такими как расходы на образование, здравоохранение, ипотеку, детей и другие. Налоговые вычеты снижают налоговую нагрузку на граждан и способствуют стимулированию определенных сфер экономики и социального развития.

Какая роль НДФЛ в бюджетах европейских государств?

Роль НДФЛ в бюджетах европейских государств также очень важна. Он является одним из основных источников доходов бюджета. Собранные средства используются на финансирование различных социальных программ, образования, здравоохранения, пенсий и других государственных нужд. Большая часть европейских стран имеет развитую систему налоговых вычетов, которые позволяют снизить налоговую нагрузку на определенные категории граждан и стимулируют развитие определенных отраслей экономики.

Какие особенности взимания НДФЛ можно выделить в зарубежных странах?

В зарубежных странах существует ряд особенностей взимания НДФЛ. Во-первых, в некоторых странах этот налог может взиматься по прогрессивной шкале, то есть его ставки зависят от размера дохода граждан. Во-вторых, многие страны предоставляют налоговые льготы и вычеты, которые мотивируют граждан к определенным действиям, таким как инвестирование в определенные отрасли экономики, пожертвования на благотворительность и т.д. Некоторые страны также предоставляют возможность гражданам выбирать, какие социальные проекты и программы они хотят поддержать путем направления части своего налога на эти цели.

Что такое НДФЛ?

НДФЛ - это налог на доходы физических лиц, который обязаны платить граждане России и некоторые иностранные граждане, получающие доходы в России. Он является одним из основных источников дохода государственного бюджета.

Какую роль играет НДФЛ в формировании бюджета России и других стран?

НДФЛ играет значительную роль в формировании бюджета России и других стран. Этот налог является одним из основных источников дохода государства и направляется на финансирование различных общественных нужд, таких как социальные программы, здравоохранение, образование, армия и другие.