особенности безопасного поведения в быту умственно отсталых младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 13.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования навыков безопасного поведения в быту умственно отсталых младших школьников 6
1.1. Формирование навыков безопасного поведения в быту умственно отсталых младших школьников как объект научного исследования 6
1.2. Особенности формирования навыков безопасного поведения в быту умственно отсталых детей младшего школьного возраста 11
1.3. Роль образовательной организации в формировании навыков безопасного поведения в быту у младших школьников с умственной отсталостью 16
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальный анализ особенностей формирования навыков безопасного поведения у умственно отсталых младших школьников 20
2.1. Программа и методы экспериментального исследования 20
2.2. Анализ экспериментальных данных 22
2.3. Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения у умственно отсталых младших школьников 26
Выводы по второй главе 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Г. Зак).Для изучения сформированности социально-бытовых навыков у детей старшего младшего школьного возраста с умственной отсталостью используется метод наблюдения за повседневной жизнью.Любая деятельность осуществляется на базе умений и навыков, поэтому в основу нашего исследования положена методика обследования социально-бытовых навыков, которые являются доступными для усвоения детьми старшего младшего школьного возраста с умственной отсталостьюи имеют простейший характер.2.2. Анализ экспериментальных данныхРезультаты диагностики представлены в таблицах 1, 2 и 3. Таблица 1 – Результаты изучения знаний детей о себе и о предметах окружающего мира».№Ф.И. Оценка результатовУровень знаний детей о себе и о предметах окружающего мира»1.А. Артём49Умеренный2.Б. Степан25Низкий3.Б. Зарина38Умеренный4.Б. Соня39Умеренный5.Б. София50Высокий6.К.Иван26Низкий7.К. Дарья37Умеренный8.К. Илья33Умеренный9.К. Сергей45Высокий10.Куз. Сергей40Умеренный11.Н. Сережа 49Высокий12.Д. Света25Низкий13.Г. Петя18Низкий14.З. Галя49Высокий15.П. Дима40УмеренныйПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1 – Анализ показателей изучения знаний детей о себе и о предметах окружающего мира».Таким образом, полученные результаты анализа развития социально-бытовых навыков детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели умеренного уровня знаний о себе и о предметах окружающего мира». Это свидетельствует о том, что большинство испытуемых не могут ориентироваться в окружающих предметах.Таблица 2 – Результаты изучения развития двигательной сферы (мелкой моторики).№Ф.И. Оценка результатовУровень развития двигательной сферы (мелкой моторики).1.А. Артём49Умеренный2.Б. Степан25Низкий3.Б. Зарина38Умеренный4.Б. Соня39Умеренный5.Б. София50Высокий6.К.Иван26Низкий7.К. Дарья37Умеренный8.К. Илья33Умеренный9.К. Сергей45Высокий10.Куз. Сергей40Умеренный11.Н. Сережа 49Высокий12.Д. Света25Низкий13.Г. Петя18Низкий14.З. Галя49Высокий15.П. Дима40УмеренныйПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2 – Анализ показателей изучения развития двигательной сферы (мелкой моторики).Таким образом, полученные результаты анализа развития социально-бытовых навыков детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели умеренного уровня развития мелкой моторики. Это свидетельствует о том, что у большинства испытуемых двигательные навыки слабо сформированы, ребенок выполняет действия только с помощью взрослого.Таблица 3 – Результаты изучения сформированности социально-бытовых навыков.№Ф.И. Оценка результатовУровень сформированности социально-бытовых навыков1.А. Артём49Умеренный2.Б. Степан25Низкий3.Б. Зарина38Умеренный4.Б. Соня39Умеренный5.Б. София50Высокий6.К.Иван26Низкий7.К. Дарья37Умеренный8.К. Илья33Умеренный9.К. Сергей45Высокий10.Куз. Сергей40Умеренный11.Н. Сережа 49Высокий12.Д. Света25Низкий13.Г. Петя18Низкий14.З. Галя49Высокий15.П. Дима40УмеренныйПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 3 – Анализ показателей изучения сформированности социально-бытовых навыков.Таким образом, полученные результаты анализа развития социально-бытовых навыков детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели умеренного уровня сформированности социально-бытовых навыков. Это свидетельствует о том, что большинство испытуемых сотрудничают со взрослым, реализация навыка проходит в партнерстве со взрослым, осуществляется «рука в руку» с ребенком, сопровождается пошаговой инструкцией или комментарием к действию.2.3. Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения у умственно отсталых младших школьниковВ целях формирования навыков безопасного поведения у умственно отсталых младших школьниковрекомендуется использовать программу с применением методов и приемов сенсорной интеграции, основывающаяся на подходе пошагового обучения Е.В. Моржиной.Выделим главные направления деятельности:1. Работа с родителями, включающая: создание заинтересованности у родителей: беседы о том, отчего уделяется много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение поведенческих изменений, самовосприятииучащегося в ходе обучения; сопоставление и оценка умений учащегося на начальной стадии, как в середине обучения, так и в конце (с использованием видеоматериалов); обсуждение содержательной стороны термина навыков самообслуживания», насущности специальной работы в данном направлении, ознакомление родителей с программой; заполнение родителями анкет либо опросных листов, которые выявляют степень сформированности всех навыков; выявление совместно с родителями следующей ступени в формировании навыка и инструктирование по отработке в домашних условиях этого шага; применение хоум видео занятий для консультирования родителей; практическое занятие в присутствии родителей по обучению учащегося этому навыку; обсуждение результатов работы вместе с родителями; обсуждение на родительских группах проблем и сложностей, которые возникают при формировании навыков. Оценка эффективного продвижения по программе на примере определенного учащегося. Нахождение индивидуального пути формирования навыка у всех детей посредством побуждения творческой активности родителей (к примеру, рассказ об удачно найденном способе обучения ребенка с умственной отсталостью).2. Работа с учащимся, включающая следующие уровни помощи учителя при работе с умственно отсталыми детьми: совместное действие, реализуемое «рука в руку» с учащимся, которое сопровождается пошаговым инструктажем либо комментированием действий; частичная помощь действием (последнее действие учащийся выполняет самостоятельно); учитель должен помочь начать действие, а продолжать и заканчивать должен уже сам учащийся при контроле взрослого;учащийся выполняет действие самостоятельно от начала до конца, при опоре на пошаговую речевую инструкцию учителя;учащийся выполняет действие самостоятельно, если программа действия выведена на предметный уровень (к примеру, при одевании на всех стульях лежит по одному предмету одежды в необходимом порядке);учащийся выполняет действие сам полностью.Выводы по второй главе1. Изучение литературы, посвященной особенностям особенности формирования безопасного поведения в быту умственно отсталых младших школьников, позволило нам подобрать следующие методики: методика изучения знаний детей о себе и о предметах окружающего мира «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (А.А. Рискова);методика изучения развития двигательной сферы (мелкой моторики) (А. В. Семенович);методика изучения сформированности социально-бытовых навыков (Г.Г. Зак).2. Далее нами было проведено диагностическое исследование формирования безопасного поведения в быту умственно отсталых младших школьников с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровень знаний детей о себе и о предметах окружающего мирапо методике «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (А.А. Рискова), мы сделали выводы, что большинство испытуемых не могут ориентироваться в окружающих предметах.4. Определив уровень развития двигательной сферыпо методике тест креативности А. В. Семенович, мы сделали выводы, что у большинства испытуемых двигательные навыки слабо сформированы, ребенок выполняет действия только с помощью взрослого.5. Определив уровень сформированности социально-бытовых навыков по методике Г.Г. Зак, мы сделали выводы, что у большинства испытуемых уровень развития запоминания соответствует норме.7. Результаты проведенного диагностического обследования продемонстрировали, что использование программы с применением методов и приемов сенсорной интеграции, основывающаяся на подходе пошагового обучения Е.В. Моржиной помогает эффективно формировать навыки безопасного поведения у умственно отсталых младших школьников.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование особенностейформирования безопасного поведения в быту умственно отсталых младших школьников. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Изучивособенности формирования навыков безопасного поведения в быту умственно отсталых младших школьников как объект научного исследования, можно сказать, чтобезопасное поведения является важной частью здоровья человека и всего общества. Такое поведение является вполне осознанным и направлено на то, чтобы снизить риск несчастных случаев и проблем со здоровьем.2. Проанализировавособенности формирования навыков безопасного поведения в быту умственно отсталых детей младшего школьного возраста, можно констатировать, чтосоциально - бытовые навыки понимаются в качестве совокупности особенных навыков, которые присваиваются социумом человеку в самых разных ситуациях в качестве обязательных, а также в качестве комплекса знаний и умений, непосредственным образом связанных с организацией своего поведения и общения с другими людьми в самых разных социально-бытовых ситуациях.В большей степени развитие социально-бытовых навыков у умственно отсталых младших школьников зависит от того, каким образом они сотрудничают с взрослыми, принимают и стремятся самостоятельным образом исполнить задание взрослых, проявляют заинтересованность в совместной с взрослыми деятельности.3. Рассмотревроль образовательной организации в формировании навыков безопасного поведения в быту у младших школьников с умственной отсталостью, можно сделать выводы, чтоособую ценность для формирования у учащихся специальных знаний, умений и навыков представляет взаимодействие педагогов, ведущих коррекционные занятия по формированию безопасного поведения в быту, с педагогами и радетелями. Именно педагог даже без специального исследования, опираясь только на свои наблюдения за действиями и поведением ученика в режимные моменты, может помочь разобраться в том, что у ученика получается, а с чем он еще не справляется.4. Результаты проведенного экспериментального анализа особенностей формирования навыков безопасного поведения у умственно отсталых младших школьников, демонстрируют, что у испытуемых недостаточный уровень сформированнсоти навыков безопасного поведения в быту.5. Разработанные методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения у умственно отсталых младших школьников, показывают, что использованиепрограммы с применением методов и приемов сенсорной интеграции, основывающаяся на подходе пошагового обучения Е.В. Моржиной помогает эффективноформировать навыки безопасного поведения у умственно отсталых младших школьников.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список использованнойлитературыАбульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. 375 с.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.Гигиена: учебник / под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 608 с.Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. - М.: Просвещение, 2015. 96 с.Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. М.: Дрофа; 2007г. 288 с.Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. Зак Г. Г., Нугаева О. Г., Шульженко Н.В. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. // Специальное образование. - №, 2014. – С. 52-59. Зинченко Ю.П. Психология безопасности как социально-системное явление. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 4-11.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология (11 издание) – СПб., 2004. – 1166 с. Кузьмина Л.А., Питерскова М.Н., Шибаева Р.В. Воспитание у детей навыков безопасного поведения [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru: [сайт]. [2013]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-u-detey-navykov-bezopasnogo-povedeniya (дата обращения: 2.08.2016).Лыкова-Унковская Е.С. Технология формирования социально-бытовой компетентности младших школьников с легкой умственной отсталостью в условиях взаимодействия семьи и школы: диссертация кандидата Педагогических наук. - Москва, 2016. – 219 с.Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М.: Теревинф, 2006. - 40 с.Основы реабилитации. // под ред. Епифанова В.А., Епифанова А.В.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 416 с. Основы специальной психологии. - М. : Академия, 2002. — 480 с. Рябова Н. В. Педагогические основы социально-бытовой ориентировки умственно отсталого школьника. - Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2007. – 239 с. Сечнов И.М. Психология поведения. М.: Юрайт, 2017. 328 с.Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. –Академия, 2005. – 464 с.Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет [Текст] / Л.Л. Тимофеева. Справочник старшего воспитателя. 2015. №7. С 3-15Фененко Ю.В. Безопасность личности как научная проблема. URL: http://viperson.ru/
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
3. Гигиена: учебник / под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 608 с.
4. Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. - М.: Просвещение, 2015. 96 с.
5. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. М.: Дрофа; 2007г. 288 с.
6. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010.
7. Зак Г. Г., Нугаева О. Г., Шульженко Н.В. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. // Специальное образование. - №, 2014. – С. 52-59.
8. Зинченко Ю.П. Психология безопасности как социально-системное явление. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 4-11.
9. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.
10. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология (11 издание) – СПб., 2004. – 1166 с.
11. Кузьмина Л.А., Питерскова М.Н., Шибаева Р.В. Воспитание у детей навыков безопасного поведения [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru: [сайт]. [2013]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-u-detey-navykov-bezopasnogo-povedeniya (дата обращения: 2.08.2016).
12. Лыкова-Унковская Е.С. Технология формирования социально-бытовой компетентности младших школьников с легкой умственной отсталостью в условиях взаимодействия семьи и школы: диссертация кандидата Педагогических наук. - Москва, 2016. – 219 с.
13. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М.: Теревинф, 2006. - 40 с.
14. Основы реабилитации. // под ред. Епифанова В.А., Епифанова А.В.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 416 с.
15. Основы специальной психологии. - М. : Академия, 2002. — 480 с.
16. Рябова Н. В. Педагогические основы социально-бытовой ориентировки умственно отсталого школьника. - Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2007. – 239 с.
17. Сечнов И.М. Психология поведения. М.: Юрайт, 2017. 328 с.
18. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. –Академия, 2005. – 464 с.
19. Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет [Текст] / Л.Л. Тимофеева. Справочник старшего воспитателя. 2015. №7. С 3-15
20. Фененко Ю.В. Безопасность личности как научная проблема. URL: http://viperson.ru/