Солнце как символ возрождения в творчестве К.Д.Бальмонта

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Поэтика
  • 34 34 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 09.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 2
Глава 1. Становление поэтического дара К.Д. Бальмонта 5
1. Этапы творческого пути 5
2. К.Д. Бальмонт – символист 18
Глава 2. Мотив солнца в поэзии Серебряного века 23
1. Образ солнца в сборнике «Будем как солнце» 23
2. «Солнечный человек» в творчестве К.Д. Бальмонта 27
Заключение 31
Библиография 33

Фрагмент для ознакомления

[4, с. 200]В организации концептосферы художественных произведений (особенно поэтических) важную роль играют вербальные знаки с символическим значением. Их исследование позволяет не только установить особенности индивидуально-авторской картины мира писателя, но и постичь некоторые механизмы текстообразования. Остановимся на текстообразующей роли символа «солнце», состоящей в организации текста как единого целого. В лирике К. Бальмонта она реализуется во многих произведениях. В качестве примера рассмотрим стихотворение «Будем как солнце! Забудем о том…»: Будем как Солнце! Забудем о том,Кто нас ведет по пути золотому,Будем лишь помнить, что вечно к иному,К новому, к сильному, к доброму, к злому,Ярко стремимся мы в сне золотом.Будем молиться всегда неземному,В нашем хотеньи земном!Будем, как Солнце всегда молодое,Нежно ласкать огневые цветы,Воздух прозрачный и все золотое.Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,Будь воплощеньем внезапной мечты!Только не медлить в недвижном покое,Дальше, еще, до заветной черты,Дальше, нас манит число роковоеВ Вечность, где новые вспыхнут цветы.Будем как Солнце, оно — молодое.В этом завет красоты! [1, с. 302]Все стихотворение представляет собой семантическое развертывание поэтического призыва К. Бальмонта: Будем как солнце! Связность текста обеспечивается за счет вариативного синтаксического повтора ключевой фразы (I строфа – Будем как солнце!; II строфа – Будем, как солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы; Будем, как солнце, оно – молодое), за счет избранной цветовой символики (по пути золотому, в сне золотом, огневые цветы, воздух прозрачный и все золотое). [9, с. 98]На грамматическом уровне связующую роль выполняют многочисленные показатели побудительности – синтаксические структуры, включающие формы глаголов со значением совместного действия, словоформы повелительного наклонения, инфинитив с побудительным значением.В индивидуально-авторской картине мира К. Бальмонта анализируемый концепт получает множество конкретных воплощений. Солнце для поэта – центр макрокосмоса, источник разнообразных жизненных и творческих проявлений, предмет преклонения и обожествления. [6, с. 118]Перечислим наиболее показательные образные реализации данного концепта. В лирических произведениях К. Бальмонта Солнце предстает как квинтэссенция и венец жизни, конечная цель бытия. Это заявлено уже в программном произведении поэта «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…», открывающем сборник «Будем как солнце».Солнце для лирического героя К. Бальмонта – верховное божество, источник мироздания, первооснова всего сущего: Жизни податель, / Бог и Создатель, / Страшный сжигающий Свет! / Дай мне на пире / Звуком быть в лире, – / Лучшего в мире / Счастия нет! (Гимн Солнцу). [3, с. 28] Светило воспринимается поэтом как предмет любви и поклонения всего человечества, и в наибольшей мере – лирического героя. Необходимо подчеркнуть, что в лирике К. Бальмонта получает воплощение и такая функция символа «солнце», как интегрирующая, или мегатекстовая (объединение ряда произведений данного автора в тематический блок). Символ «солнце» обнаруживает в поэзии К. Бальмонта исключительную способность к семантическому варьированию, богатство и многогранность выражаемых значений. Занимая центральное место в концептуальной сфере сборника «Будем как солнце» и соотносительных с ним произведений, концепт «солнце» свидетельствует о космизме мировосприятия поэта, об осознании им исключительности своей творческой миссии на Земле. [9, с. 99]Языковая картина мира К. Бальмонта имеет ярко выраженный космогонический характер. В центре ее находится Солнце – верховное божество, первооснова всего сущего, источник творческого вдохновения. §2. «Солнечный человек» в творчестве К.Д.БальмонтаУ каждого поэта есть свой основополагающий архетипический прасимвол: снежная стихия у А.Блока, земля у С.Есенина, ночь у Ф.Тютчева, дождь и гроза у Б.Пастернака. У Бальмонта с его заветом «Будем как солнце», называвшего себя «пламенником» («Сонеты солнца, меда и луны») и «солнечником» («Светослужение»), – это прежде всего образ солнца, солнечной силы, солнечного пути. Потому в бальмонтовской поэзии с ее чувством цельности мира, певучести и живописности каждой части в гармонии целого так важен образ солнечных нитей, солнечной пряжи – мировой ткани, что и порождает итоговые бальмонтовские «Сонеты солнца, меда и луны»: Склонившись, китаянка молодая Любовно ткет узорчатый ковер. На нем Земли и Неба разговор… [3, с. 401]Самым зримым воплощением этого разговора Земли и Неба в поэзии Бальмонта является образ цветка. Само солнце для Бальмонта может быть уподоблено огромному небесному цветку, который может быть и красным, и золотым, и голубым. И свою поэзию поэт уподоблял золотым и серебряным коврам. Солнечная сила порождает многоцветие бальмонтовской поэзии, воплощая в себе все ее главные яркие краски: огненное начало, золото и даже голубой. В «Голубом сне» поэта, сочетающем небо с землей, голубизна земных цветов – незабудок, васильков, цветущего льна, переливаясь в голубизну волны, течет в небесную лазурь, и по небу плывет голубое солнце. [9, с. 100]Солнечные нити, солнечная пряжа – это и есть пронизанность мира красотой и любовью. Радостное чувство бытия переполняет бальмонтовскую поэзию. И этот онтологизм роднит его с подобным ощущением сквозной ткани существования в поэзии Б.Пастернака (только ткущейся прежде всего дождевыми нитями), а «мед веков» – с еще более густой медвяностью поэзии Вяч. Иванова. [5, с. 134]Солнечная мудрость всеединства пронизывает поэзию Бальмонта. Лирический герой поэзии Бальмонта черпает свою солнечную силу не только в детстве человечества, но и в собственном детстве. Не случайно у Бальмонта так много стихов, обращенных к детям. Как и психология того времени, поэт соединяет онто- и филогенез. [5, с. 135]Солнечный человек – это изначальный человек с его цельностью и причастностью первозданным стихиям. Потому поэта так влекли страны солнцепоклонников – Египет, Мексика, Индия, Япония, которым он посвятил не только стихи, но и книги путевых очерков, а также культура майя. В книге «Край Озириса» (1914) он с любовью пересказывал египетские мифологические предания и переводил древнеегипетскую лирику, в «Змеиных цветах» (1910) – космогонию майя, священную книгу «Пополь Вух». В своем погружении в древность Бальмонт близок позиции П. Гогена, уехавшего жить и работать на Таити: «Запад прогнил в настоящее время, но все, что есть в нем мощного, может, как Антей, обрести новые силы, прикоснувшись к земле Востока». [2, с. 74]Недаром рубеж XIX – ХХ вв. – время рождения культурной антропологии, мощного интереса к древним культурам в их своеобразии. И к этому процессу в нашей литературоцентричной культуре причастны прежде всего поэты и художники Серебряного века: К. Бальмонт, М. Волошин, Н. Рерих. Новых сил в обращении к солнечной древности искал и Бальмонт. Современному человеку, «мелкому и суетному», Бальмонт противопоставляет человека первобытного, «себя ощущавшего в ритме Вселенной», стремившегося «коснуться вечного, коснуться божеского». Древние люди – «дети Солнца». [10, с. 121]Сохраняя эту древнюю солнечную силу, поэзия Бальмонта обретает так свойственную ей певучесть и музыкальность. В обращении к древнему солярному культу поэт постигал солнечную мудрость всеединства. В солярном культе земля и небо неразлучны. Недаром народы-солнцепоклонники строили пирамиды – это «огненная молитва, устремленная к Небу». И Бальмонт всю жизнь искал мост между землей и небом, известный древнему человеку. [7, с. 130]Солнце – творящее начало, строящее из хаоса гармонию. Солнце – «гений превращений». Как существо совершенное, солнечный бог – андрогин. Наряду с мужскими ликами у него есть и женские – заря и луна. Солнце умирает каждый день и каждый день воскресает, подтверждая египетскую мысль о бессмертии и веру в жизнь бесконечную. Солнечная творящая сила порождает бальмонтовский культ красоты и расширяющийся вселенский круг.Бальмонт всю жизнь остается верен своей первой любви: «Моя первая любовь – деревня, усадьба, где я родился и вырос. Моя первая любовь – насыщенное Солнцем весеннее утро, и я сам, лет четырех, сидящий на родном балконе и любующийся душистыми кустами лиловой и белой сирени». В этом утре спрессовались века стабильной усадебной жизни. Потому, объехав весь мир, Бальмонт так страстно хотел бы вернуться на родину. С этой памятью о детском весеннем утре в творчество Бальмонта, казалось бы, язычника, ненавязчиво входит христианская тема. Таинство мировой евхаристии открывало Бальмонту мир просветленным и преображенным. Солнце – символ божественного света. Христианский космизм определяет творчество Бальмонта. Чувство софийности, храмовости мира определяет светлый строй поэзии Бальмонта. «Поэт – цветок» для Бальмонта, отражение солнечной силы. [5, с. 136]Столь любимые Бальмонтом образы ребенка и цветка вели его к евангельскому христианству, к размышлениям о котором он не однажды возвращался в путевых заметках и статьях. И он соглашается с мыслью Уайльда, что наибольшим приближением к Христу был Франциск Ассизский. И готов согласиться с Ницше, что «христианство умерло с Христом – на кресте». [2, с. 51]Не однажды Бальмонт критиковал свою «тусклую, раздробленную и некрасивую современность», уносясь вольной птицей в иные времена, в иные страны. Не однажды он критиковал европейскую мысль о «единичности жизни и несвязанности человеческой судьбы с Мировым Узором». [9, с. 100]Осмысляя наследие древних культур, прежде всего восхищаясь индийским умом, постигшим «связь бесконечно-малого с Бесконечно-Великим, Бальмонт верил в путь Солнца. Перед красотой и под лучом любви в человеке просыпается высшее, божественное начало. Эти высшие мгновения не раз переживал и Бальмонт в своем приобщении к мировому целому: «Я чувствовал слитность Неба и Земли, великую радость бытия». [5, с. 134] Перспектива человека уходит в бесконечность. В солнечном человеке Бальмонта осуществляется соловьевская идея Богочеловечества. Мировая воля, по мысли Бальмонта, дала нам «два взаимодополняющие образца высочайшей правды, предельного человеческого совершенства, достигающего Божественности»: Голгофу Христа и мирную кончину Будды, распятие и благовестие радости и гармонии с миром. Жизнь и творчество поэта-солнечника всегда были обращены к этим образцам. ЗаключениеТворческий путь Бальмонта начался в середине 1980-х годов и длился более 50 лет до конца 1930-х годов, то есть далеко вышел за рамки серебряного века. На его глазах в России произошло три революции, три войны (японская, первая мировая и гражданская). Бальмонт умер во Франции в разгар второй мировой войны, когда его родная страна на полях Сталинградской битвы начала наносить смертельные удары врагу. Все эти драматические и трагические события не могли пройти мимо поэта и определяли драматизм и трагизм его судьбы. Однако, несмотря на эти обстоятельства, поэт продолжал творить, писал стихи, всегда оставался рыцарем поэзии. [10, с. 149]После Бальмонта осталось большое литературное наследство: стихи, проза, критика, несметное количество переводов с многих языков мира. Но, разумеется, самое главное и ценное в его наследии - это поэзия. Бальмонт выпустил 29 поэтических книг (исключая сборники избранных стихотворений). Конечно, они неравноценны, в них нашел отражение его сложный и противоречивый творческий путь, взлеты, кризисы и угасания таланта. Бальмонт - поэт чрезвычайно плодовитый, но неровный, по преимуществу поэт - лирик. В его творчестве рано начала складываться система символистско-импрессионистической поэтики, резко противостоящая художественным формам, доминировавшим в то время. Бальмонт предстал перед читателями как певучий, мелодичный, изысканный мастер поэтического слова. [10, с. 141]Книга символов «Будем как солнце» выявила новый этап эволюции поэта, единение его души с космосом, вечностью. Она привлекла к себе жизнеутверждающим пафосом, призывом жить радостно, светло, красиво. Образ солнца стал сквозным в творчестве поэта, в разные годы наполняясь различным философско-символическим содержанием. Лирика Бальмонта имеет свою особую ориентированность в художественном пространстве и времени, ее рефлексирующее начало проявляется» в различных по своим качественным характеристикам образах, символах и мотивах. Большую роль в поэтике Бальмонта играют образы-символы, семантически образующие отдельную специальную группу, обозначающую состояние света, огня, солнечности, темноты, тьмы, мрачности и их цветовых проявлений. Перенасыщение пространства светом, интенсивность светопередачи, слияние с Солнцем или другим световым источником — у Бальмонта все это характеризует внутреннее эмфатическое состояние лирического героя. [9, с. 100]Книга «Будем как Солнце» ознаменовала переход поэта от импрессионизма к «мифопоэтическому символизму», в котором «Я» и «космос» находятся в философско-эстетическом единстве. Бальмонт стремился утвердить «солнечную» роль поэзии, когда слово не просто отражает «лунный» отблеск явлений, но «реализует в себе жизнетворческую энергию, в символе заложена потенция мифа». [5, с. 137]Сборник «Будем как Солнце» являет собой закономерный этап как в развитии индивидуального бальмонтовского стиля, так и в эволюции жанров в русской поэзии. Организация этой новой поэтической формы сложна и многогранна; различные ключи подбирались к этой системе. Одной из базисных в космологии Бальмонта является идея единства во множестве, откуда проистекает положение о тотальной субстанциональной взаимосвязи явлений. В поэтической речи Бальмонта эти представления проецируются на семантику образов-метонимов, а в структурном аспекте претворяются в парадигматическом строении образа в первую очередь корневого образа Солнца. БиблиографияИсточникиБальмонт К. Избранное [Текст] / К. Бальмонт. – М.: Эксмо, 2003. – 656 с.«Мы встретимся в солнечном луче». Письма Константина Бальмонта к Дагмар Шаховской. 1920 – 1926 [Текст] / – М.: Русский путь, 2014. – 640 с.Бальмонт К. Стихотворения [Текст] / К. Бальмонт. – М.: Книга, 1989. – 560 с.ЛитератураМолчанова Н., Куприяновский П. Бальмонт [Текст] / Н. Молчанова, П. Куприяновский. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 384 с.Крохина Н.П. Архетип солнца в творчестве К.Д. Бальмонта [Текст] / Н.П. Крохина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. - №10 (54). – С. 134-137.Фенчук О.Н. «Аромат солнца» в стихотворениях И. Бунина и К. Бальмонта [Текст] / О.Н. Фенчук // Вестник Воронежского государственного университета. – 2012. - №1. – С. 115-117. Ревякина А.А. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»: жизненный и творческий путь К.Д. Бальмонта [Текст] / А.А. Ревякина // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – 1999. - №1. – С. 111-131.Чуксина Л.Н. Творчество Константина Дмитриевича Бальмонта в отголосках времени (к 150-летию со дня рождения поэта серебряного века) [Текст] / Л.Н. Чуксина // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2017. - №2 (64). – С. 165-169.Колокольцева Т.Н. Солярная символика и ее текстообразующие возможности в поэзии (на материале произведений К. Бальмонта и И. Северянина) [Текст] / Т.Н. Колокольцева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. - №4 (68). – С. 97-100. Марьева М.В. Книга К.Д. Бальмонта «Будем как солнце» (вопросы поэтики) [Текст]: Дисс. … канд. филолог. наук / М.В. Марьева. – Иваново, 2003. – 173 с.

Библиография
Источники
1. Бальмонт К. Избранное [Текст] / К. Бальмонт. – М.: Эксмо, 2003. – 656 с.
2. «Мы встретимся в солнечном луче». Письма Константина Бальмонта к Дагмар Шаховской. 1920 – 1926 [Текст] / – М.: Русский путь, 2014. – 640 с.
3. Бальмонт К. Стихотворения [Текст] / К. Бальмонт. – М.: Книга, 1989. – 560 с.

Литература
4. Молчанова Н., Куприяновский П. Бальмонт [Текст] / Н. Молчанова, П. Куприяновский. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 384 с.
5. Крохина Н.П. Архетип солнца в творчестве К.Д. Бальмонта [Текст] / Н.П. Крохина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. - №10 (54). – С. 134-137.
6. Фенчук О.Н. «Аромат солнца» в стихотворениях И. Бунина и К. Бальмонта [Текст] / О.Н. Фенчук // Вестник Воронежского государственного университета. – 2012. - №1. – С. 115-117.
7. Ревякина А.А. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»: жизненный и творческий путь К.Д. Бальмонта [Текст] / А.А. Ревякина // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – 1999. - №1. – С. 111-131.
8. Чуксина Л.Н. Творчество Константина Дмитриевича Бальмонта в отголосках времени (к 150-летию со дня рождения поэта серебряного века) [Текст] / Л.Н. Чуксина // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2017. - №2 (64). – С. 165-169.
9. Колокольцева Т.Н. Солярная символика и ее текстообразующие возможности в поэзии (на материале произведений К. Бальмонта и И. Северянина) [Текст] / Т.Н. Колокольцева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. - №4 (68). – С. 97-100.
10. Марьева М.В. Книга К.Д. Бальмонта «Будем как солнце» (вопросы поэтики) [Текст]: Дисс. … канд. филолог. наук / М.В. Марьева. – Иваново, 2003. – 173 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль в творчестве К. Д. Бальмонта играет символ Солнца?

Символ Солнца играет важную роль в творчестве К. Д. Бальмонта. Он является символом возрождения и новой жизни. В поэзии Бальмонта Солнце часто ассоциируется с божественным принципом, и оно приобретает особую символическую значимость.

Каковы этапы творческого пути К. Д. Бальмонта?

Творческий путь К. Д. Бальмонта можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап - становление поэтического дара, второй этап - период символизма, и третий этап - развитие новых направлений в его творчестве. Каждый этап отличается особыми чертами и творческими интересами Бальмонта.

Каков образ солнца в сборнике "Будем как солнце"?

Образ солнца в сборнике "Будем как солнце" является одним из центральных мотивов. В поэзии Бальмонта солнце предстает как символ силы, энергии и жизни. Оно является источником вдохновения и возрождения, а также символизирует пробуждение новых идей и духовного просветления.

Каким образом солнечный человек отображается в творчестве К. Д. Бальмонта?

Солнечный человек является важным образом в творчестве К. Д. Бальмонта. Он символизирует высокие идеалы, духовное совершенство и гармонию. В поэзии Бальмонта солнечный человек предстает как образ великого творца, поэта-мудреца, чья сила и мудрость освещают и просветляют мир.

Какие вербальные знаки с символическим значением играют важную роль в организации концептосферы художественных произведений, особенно поэтических?

В организации концептосферы художественных произведений, особенно поэтических, важную роль играют вербальные знаки с символическим значением. Такие знаки могут быть метафорами, аллегориями, символами и другими литературными приемами, которые помогают передать глубокий смысл и эмоциональную суть произведения.

Какую роль играет солнце как символ возрождения в творчестве К Д Бальмонта?

Солнце в творчестве К Д Бальмонта является символом возрождения, олицетворяющим новую эпоху и возможности для обновления жизни и души.

Какие этапы прошел К Д Бальмонт на своем творческом пути?

В творчестве К Д Бальмонта можно выделить несколько этапов: становление поэтического дара, символизм, отказ от символизма и философское размышление.

Какой мотив используется в поэзии Серебряного века?

В поэзии Серебряного века часто используется мотив солнца, которое символизирует свет и надежду, воплощает идею красоты и гармонии.

Каков образ солнца в сборнике Будем как солнце К Д Бальмонта?

В сборнике Будем как солнце образ солнца представлен как символ силы, энергии и творчества, вдохновляющий и возрождающий душу человека.

Какое влияние оказывает солнце на творчество К Д Бальмонта?

Солнце играет важную роль в творчестве К Д Бальмонта, вдохновляя его на создание произведений, символизируя силу и яркость его поэзии, а также передавая смысловую глубину и эмоциональную наполненность его произведений.