требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 11.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Государственные ценные бумаги 4
2. Виды муниципальных ценных бумаг 13
3. Особенности правоотношений в области эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг 19
Заключение 24
Список литературы 25
В процессе эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг возникают определенные правовые отношения. Представляется, что данные правоотношения имеют свои особенности, обусловленные спецификой субъектного состава, целями выпуска и другими факторами.
Так, эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед их владельцами по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами. Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации или Министерство финансов Российской Федерации. Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации. Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.
Таким образом, особенность субъектного состава правоотношений по поводу эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг заключается в том, что государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации выпускаются от имени Российской Федерации и субъекта Российской Федерации соответственно; муниципальные ценные бумаги - от имени муниципального образования. Эмитентами указанных ценных бумаг выступают соответствующие исполнительные органы государственной власти и местные администрации.
Следует отметить, что одна из целей выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг - покрытие дефицита государственного бюджета. Подобный метод финансирования государственных расходов посредством выпуска облигаций был предложен Дж. Кейнсом. Суть дефицитного финансирования по Дж. Кейнсу заключается в том, что для покрытия государственных расходов в замаскированном виде изымается часть национального дохода, принадлежащего населению.
Рассмотрение эмиссии облигаций как одного из способов финансирования бюджетного дефицита не является единственно возможной целью выпуска государственных облигаций. Так, облигационное финансирование может быть использовано как один из эффективных инструментов регионального развития, так как ресурсы, привлекаемые при размещении облигаций, могут быть направлены на финансирование средне- и долгосрочных целевых программ или инвестиционных проектов, которые, пусть и со значительным лагом, дают положительный мультипликативный эффект экономике субъекта Российской Федерации и в конечном счете экономике страны в целом.
Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
Среди признаков эмиссионных ценных бумаг Закон называет:
- закрепление совокупности имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных формы и порядка;
- размещение выпусками;
- наличие равных объема и сроков осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
К эмиссионным ценным бумагам Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» относит акции, облигации, опционы эмитента. Указанный нормативный правовой акт также устанавливает основные положения об эмиссии ценных бумаг.
Основным нормативным правовым актом, осуществляющим правовое регулирование в области эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, выступает Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Указанный Закон устанавливает требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, порядок возникновения обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также особенности исполнения обязательств по ним.
Понятие ценной бумаги, виды ценных бумаг закреплены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете, имущественный взнос Российской Федерации в имущество государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» может осуществляться путем передачи облигаций федерального займа (п. 14 ст. 241 БК РФ). В таком случае предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости могут устанавливаться с превышением верхнего предела государственного долга Российской Федерации.
Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам установлены соответственно Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 214.6 НК РФ).
В связи с изложенным можно отметить, что правовое регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, носит комплексный межотраслевой характер.
Подобная популярность государственных ценных бумаг, а именно облигаций, свидетельствует, с одной стороны, о возрастании потребности государства в заемных средствах, с другой стороны, об использовании неэмиссионных методов финансирования федерального бюджета и, следовательно, об эффективном использовании различных инструментов денежно-кредитной политики.
Заключение
Таким образом, государственные целевые займы должны стать катализатором инвестиционной активности и рычагом промышленного подъема, а не только исполнять роль источника финансирования текущих непроизводительных расходов местных бюджетов.
В Российской Федерации имеются достаточные возможности и условия для дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг. Особая роль, которую играет эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг, обусловлена теми целями, которые реализуются посредством использования указанного института. Так, применение государственных и муниципальных ценных бумаг позволяет, например, привлекать инвестиции для различных проектов, направлять средства на финансирование дефицита бюджета, что в конечном итоге влияет на функционирование экономики государства в целом.
Список литературы
Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Пономарева Н.А. и др. Корпоративные ценные бумаги как инструмент инвестиционной привлекательности компаний: Учеб. пособие. СПб.: АНО «ИПЭВ», 2016. 288 с.
Анесянц, Г.В. Основы функционирования рынка ценных бумаг / Г.В. Анесянц. - М.: ЭБТ-Контур, 2018. - 368 c.
Бородина Е.А., Мячина А.А. Государственные ценные бумаги в современной России // Изв. ВолГТУ. 2015. N 15(179). С. 22.
Белов, В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В.А. Белов. - М.: Высшая школа, 2018. - 352 c.
Вавулин, Денис Александрович Комментарий к Федеральному закону "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (постатейный). Постатейный комментарий к Федеральному закону от 29.07.1998 №136-ФЗ / Вавулин Денис Александрович. - М.: Деловой двор, 2016. – 649 с.
Килячков, А. А. Рынок ценных бумаг / А.А. Килячков, Л.А. Чалдаева. - М.: Экономистъ, 2015. - 688 c.
Лозовский, Л.Ш. Биржа и ценные бумаги. Словарь / Л.Ш. Лозовский, А.А. Благодатин, Б.А. Райзберг. - М.: Экономика, 2018. - 328 c.
Никифорова, В. Д. Государственные и муниципальные ценные бумаги / В.Д. Никифорова, В.Ю. Островская. - М.: Питер, 2016. - 336 c.
Подвинская Е.С. Перспективы использования конкретных видов ценных бумаг целевого назначения (государственных и гарантированных государством) для финансирования бюджетных программ // Финансы и кредит. 2017. N 18(90). С. 12.
Павлов, И. Контроль подлинности документов, ценных бумаг и денежных знаков / И. Павлов, А. Потапов. - М.: Техносфера, 2017. - 472 c.
Щербаков А.А. Экономическая сущность и классификация субфедеральных облигаций // Финанс. аналитика: проблемы и решения. 2014. N 39. С. 56.
Покровская Н.Н., Куриленко М.В. Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития // Науковедение: интернет-журн. 2016. N 4. Т. 8. URL: http://naukovedenie.ru/
Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/stracture/duty/
http://rulaws.ru/bk/Chast-vtoraya/Razdel-IV/Glava-14/Statya-114/
Бородина Е.А., Мячина А.А. Государственные ценные бумаги в современной России // Изв. ВолГТУ. 2015. N 15(179). С. 22
Щербаков А.А. Экономическая сущность и классификация субфедеральных облигаций // Финанс. аналитика: проблемы и решения. 2014. N 39.
Анесянц, Г.В. Основы функционирования рынка ценных бумаг / Г.В. Анесянц. - М.: ЭБТ-Контур, 2018. - 368 c.
Белов, В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В.А. Белов. - М.: Высшая школа, 2018. - 125 c.
Щербаков А.А. Экономическая сущность и классификация субфедеральных облигаций // Финанс. аналитика: проблемы и решения. 2014. N 39.
Покровская Н.Н., Куриленко М.В. Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития // Науковедение: интернет-журн. 2016. N 4. Т. 8. URL: http://naukovedenie.ru
Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Пономарева Н.А. и др. Корпоративные ценные бумаги как инструмент инвестиционной привлекательности компаний: Учеб. пособие. СПб.: АНО "ИПЭВ", 2016. 99 с.
Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Пономарева Н.А. и др. Корпоративные ценные бумаги как инструмент инвестиционной привлекательности компаний: Учеб. пособие. СПб.: АНО "ИПЭВ", 2016. 108 с.
Щербаков А.А. Экономическая сущность и классификация субфедеральных облигаций // Финанс. аналитика: проблемы и решения. 2014. N 39.
Подвинская Е.С. Перспективы использования конкретных видов ценных бумаг целевого назначения (государственных и гарантированных государством) для финансирования бюджетных программ // Финансы и кредит. 2017. N 18(90). С. 12.
Покровская Н.Н., Куриленко М.В. Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития // Науковедение: интернет-журн. 2016. N 4. Т. 8. URL: http://naukovedenie.ru
26
1. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Пономарева Н.А. и др. Корпоративные ценные бумаги как инструмент инвестиционной привлекательности компаний: Учеб. пособие. СПб.: АНО «ИПЭВ», 2016. 288 с.
2. Анесянц, Г.В. Основы функционирования рынка ценных бумаг / Г.В. Анесянц. - М.: ЭБТ-Контур, 2018. - 368 c.
3. Бородина Е.А., Мячина А.А. Государственные ценные бумаги в современной России // Изв. ВолГТУ. 2015. N 15(179). С. 22.
4. Белов, В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В.А. Белов. - М.: Высшая школа, 2018. - 352 c.
5. Вавулин, Денис Александрович Комментарий к Федеральному закону "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (постатейный). Постатейный комментарий к Федеральному закону от 29.07.1998 №136-ФЗ / Вавулин Денис Александрович. - М.: Деловой двор, 2016. – 649 с.
6. Килячков, А. А. Рынок ценных бумаг / А.А. Килячков, Л.А. Чалдаева. - М.: Экономистъ, 2015. - 688 c.
7. Лозовский, Л.Ш. Биржа и ценные бумаги. Словарь / Л.Ш. Лозовский, А.А. Благодатин, Б.А. Райзберг. - М.: Экономика, 2018. - 328 c.
8. Никифорова, В. Д. Государственные и муниципальные ценные бумаги / В.Д. Никифорова, В.Ю. Островская. - М.: Питер, 2016. - 336 c.
9. Подвинская Е.С. Перспективы использования конкретных видов ценных бумаг целевого назначения (государственных и гарантированных государством) для финансирования бюджетных программ // Финансы и кредит. 2017. N 18(90). С. 12.
10. Павлов, И. Контроль подлинности документов, ценных бумаг и денежных знаков / И. Павлов, А. Потапов. - М.: Техносфера, 2017. - 472 c.
11. Щербаков А.А. Экономическая сущность и классификация субфедеральных облигаций // Финанс. аналитика: проблемы и решения. 2014. N 39. С. 56.
12. Покровская Н.Н., Куриленко М.В. Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития // Науковедение: интернет-журн. 2016. N 4. Т. 8. URL: http://naukovedenie.ru/
13. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/stracture/duty/
14. http://rulaws.ru/bk/Chast-vtoraya/Razdel-IV/Glava-14/Statya-114/