Развитие экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 80 80 страниц
  • 71 + 71 источник
  • Добавлена 13.02.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Развитие речи как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Общая характеристика речи 6
1.2. Развитие экспрессивной речи в онтогенезе 12
1.3. Особенности речевого развития детей с ОНР 22
Глава 2. Изучение состояния экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента 27
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 34
Глава 3. Содержание коррекционной работы по развитию экспрессивной речи дошкольников с ОНР
3.1. Цели и задачи коррекционной работы 55
3.2. Основные направления развития экспрессивной речи у дошкольников с ОНР 57
Заключение
Список использованной литературы 70
Приложение 1 77
Приложение 2 79





Фрагмент для ознакомления

3.2. Основные направления развития экспрессивной речи у дошкольников с ОНРРеализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования включает следующие направления: - овладение детьми речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;- исправление нарушений звукопроизношения,- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематических процессов; - знакомство детской литературой, понимание на слух текстов различных литературных жанров; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Этапами развития связной устной речи (по М. Коченгиной) является докоммуникативный и коммуникативный:1) докоммуникативный этап включает речевую ситуацию, которая вызывает неосознанную потребность высказаться;- мотивация - осознание цели высказывания;- речевая интенция (подготовительные действия): выбор адресата речи; предварительное продумывание стилевого оформления высказывания;- внутренний план высказывания, определяющий его содержание - ребенок должен четко представлять, о чем он хочет рассказать и каким способом он будет преподавать свои мысли;- cемантико-грамматическое структурирование высказывания (подбор слов, определение порядка слов в высказывании; грамматическое согласование слов).2) коммуникативный этап:- материализация высказывания, то есть кодовый переход на акустический (устная речь) или графический (письменная речь) код;- восприятие высказывания собеседником;- обратная связь.Исходя из этих признаков, рассматриваем комплекс соответствующих речевых умений для обучения связной речи:- умение информационно-содержательного характера (подбирать информационный и фактический материал для будущего высказывания, определить и раскрыть тему и главную мысль текста и т.д.);- структурно-композиционные умения (различать части текста, составлять план, связно и последовательно излагать содержание текста);- умение использовать различные языковые средства (свободно и правильно пользоваться лексическими, грамматическими и стилистическими средствами),- умение совершенствовать текст (находить ошибки и недостатки и устранять их).В методике развития связной речи [11] применяют такие методы как: имитационный, конструктивный, творческий, коммуникативный.Имитационный метод (метод обучения по образцам) предусматривает анализ текстов-образцов, построение собственных высказываний и текстов по аналогии, поисковую деятельность (выбор языковых единиц), построение моделей текстов-образцов, конструирование собственных текстов по этим моделям, близкие к тексту устные и письменные переводы с творческим дополнением или без, инсценировки, драматизации, литературное творчество.К приемам имитационного метода относятся: подбор заголовков к частям текста, составление предложений или компонентов текста.Конструктивный метод (конструирование или переконструирование текста). К приемам конструктивного метода относятся логические приемы и упражнения (построение размышлений, доказательств, исправления логических ошибок и ошибок в последовательности изложения мыслей и т.п.); приемы и упражнения, в основу которых положена теория текста (составление текстов различных видов, изменения собственных текстов и т.д.).Кроме этого необходимо обратить внимание на приемы и упражнения, которые выполняют подготовительную функцию в процессе обучения связной речи (словарная работа, работа со словосочетанием, работа с предложением).Упражнения должны постепенно усложняться и быть направленными на развитие связной речи. К ним можно отнести: развернутые ответы на вопросы, словарная работа, работа над предложением, текстом, составление рассказов.При этом следует обратить внимание на обогащение речи выразительными средствами, совершенствование диалогической и монологической речи.Работа над выразительными средствами языка предполагает два направления:1) обогащение словаря учащихся сравнениями, метафорами, эпитетами (без употребления терминов);2) формирование умений применять выразительные средства в собственной речи.Знакомство с выразительными средствами языка следует начинать с наблюдений за ними в художественных текстах. Во время проработки стихов, загадок, прозаических текстов необходимо учить детей находить яркие, образные слова, объяснять их значение, обращать внимание на то, какую роль они играют в тексте. С целью лучшего усвоения проанализированных и понятных слов и выражений надо побуждать учащихся к употреблению их в собственных предложениях и текстах.Важное место на занятияхпо развитию речи имеет работа над формированием диалогической речи. Диалогическая речь, как речь с собеседником, предполагает умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным и сдержанным. Оно всегда поддерживается репликами или вопросами собеседника, а также всей ситуацией.Использование коммуникативного подхода при обучении диалогической речи позволяет формировать функции общения в процессе диалога. Особенностью диалогической речи является тот факт, что оно теснее, чем монологическая, связанное с ситуацией.Именно это и обуславливает специфику лингвистической строения диалога: часто встречаются свернутые (редуцированные) формы, сокращены предложения и тому подобное. Вне речевой ситуации они не всегда понятны.Диалогическая речь является более употребительной, чем монологическая, и основывается на двух системах связей – на связи с ситуацией и на логической связи с предыдущей фразой. Оно также отличается сравнительно высокой модальностью. Такое общение включает в себя не только содержание высказывания, но и определенные оценочные характеристики того, о чем идет речь. Каждый из участников диалога выражает свое отношение к предмету разговора, до позиции второго участника. Диалогическая речь насыщенна экспрессивными средствами общения (мимика, интонация, сила голоса, жесты и т.д.), с помощью которых говорящий высказывает предположение, возмущение, сострадание и тому подобное. Обучение детей диалогической речи осуществляется поэтапно: от воспроизведения образца до самостоятельного построения диалога. С этой целью целесообразно использовать задания на воспроизведение, разыгрывание диалогов из прочитанных сказок, рассказов; в дополнение незавершенного диалога; построение диалога по образцу; составление диалога с временем на вспомогательные материалы; построение диалога с ситуативным рисунком. Данные виды работы целесообразно проводить в процессе игровой деятельности.Монолог является длительным, последовательным изложением системы мыслей, знаний одним лицом, не рассчитан на соответствующую речевую реакцию слушателей, но обращен непосредственно к ним. Монологическое высказывание является сложной формой речи, поскольку оно свидетельствует об уровне речевой культуры ребенка: о богатстве его словарного запаса, усвоение определенных правил (норм), навыков использования выразительных средств, умения логично, последовательно, понятно и убедительно излагать свои мысли. Монолог в подавляющем большинстве случаев требует подготовки, выражающейся в его продумывании, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.И. Кондратенко отмечает, что структуру значения слова можно представить ввиде динамической смысловой системы, которая представляет единство аффективных интеллектуальных процессов [24].Словарная работа, чтение, беседы, составление предложений - все это является подготовкой к самостоятельному связному рассказу, то есть монолога. Развивая монологическую речь, педагог формирует у дошкольников умение слушать устные рассказы, понимать их, давать оценку услышанному. Упражнения, способствующие развитию монологической речи, следующие: работа над словом, словосочетанием, предложением;конструирование текста, его редактирования, рассказ по картине, по серии рисунков, моделирование рассказа,рассказ из личного опытаребенка.Итак, нами рассмотрены основные подходы к развитию связной речи дошкольников на занятиях по развитию речи.Практический инструментарий по формированию экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речиИ.Ю. Кондратенко указывает, что эмоциональную лексику следует рассматривать как средство коммуникации между дошкольниками, личностного, субъективного отношения к тому или иному предмету, к той или иной ситуации, средство выражения личных чувств и эмоциональных переживаний ребенка [24].Предлагаем виды заданий по формированию экспрессивной речи1. Прочитайте стихотворение «Кто сказал»Кто это, кто это, кто сказал,что в лужу Боря упал?- Воробьи, то вы сказали?- Мы в соседний двор летали!- Котик Мурчик, ты сказал?- По крышам я путешествовал!- Собачка, может, ты сказал?- Я завтрак доедал!Котик маме не сказал,собачка маме не сказал,не сказали воробьи,все рассказали ... штанишки!А как?2. Выразительно передайте слова воробья, котика, собачки и автора.- Какими вы представляете воробьев? (Суетливыми, ловкими, звонкоголосыми.)- А котика? (Почтенным, задумчивым, степенным)- А собачку? (Энергичным, быстрым, активным)Охарактеризовав каждого героя,ребенок пробует воспроизводить его роль соответствующим темпом и тембром голоса.3. Театрализация сюжета стихотворенияНачинается с распределения ролей. (Во время инсценировки стихотворения обращается внимание на мимику и жесты участников инсценировки.)Кроме воспроизведенияготовых диалогов, ведется работа над составлением диалога по серии сюжетных картинок. Вначале проводится подготовительная работа, которая включает рассмотрение картинок, определение психологического состояния персонажей (доброжелательные, сердитые, растерянные, удивленные, приветливые и т.д.), составление вопросов.После подготовительной работы переходят к инсценировки выбранной ситуацию. Каждое детское выступление обязательно анализируется, отмечаются положительные характеристики и корректно указываются ошибки и недостатки [29].Приемы формирования навыков ведения диалога:работа в парах направлена на обучение ведения диалога в форме синхронной речевой деятельности• Сюжетно-ролевая игра «Интервью».На доску вывешивается рисунок, который будет темой разговора. Все внимательно рассматривают его, после чего педагог задает вопросы по рисунку о предметах: «Сколько ...», «Где находится ...», «Какого цвета ...» и т.д.Сюжетно-ролевая игра «В продуктовом магазине».Перед проведением игры использую подготовительные упражнения на развитие коммуникативных умений. К примеру:1. Вы пришли в магазин купить хлеб. Как вы обратитесь к продавцу?2. Спросите у прохожего, где находится магазин, который вам нужен?3. Спросите у продавца, сколько стоит батон белого хлеба?Работа в парах по индивидуальным карточкам.Задание детям: «Вы пришли в продуктовый магазин. В ваших карточках указаны продукты, которые вы можете купить».Инсценировка сказок, в которых диалог можно повторить несколько раз.Ситуативные задачи.Ситуация 1Представь, что ты подошел к окну и увидел синицу, которая села на окно и смотрит на тебя. Как ты считаешь, о чем она поговорила бы с тобой.Одной из особых форм устной диалогической речи является телефонный разговор. Для установления связи: Возможный ответ:Алло! Да! Вы не ошиблись.Слушаю вас! Да! Это я.Нет! Вы ошиблись!Да! Вы ошиблись номером.Это квартира Михайловых? Вы неправильно набрали номер.Это магазин «Атлант»? Вы не точно набрали номер.Это Ольга Владимировна? Здесь таких нет.Коля, это ты? Да.Просьба пригласить к телефону: Возможный ответ:Пригласите, пожалуйста, к телефону Олега. Сейчас.Позовите, пожалуйста, к телефону Машу. Конечно, позову.Вы бы не могли пригласить к телефону Колю? Сейчас он подойдет.Позовите, пожалуйста, к телефону Вику. К сожалению, она вышла.Пригласит, пожалуйста, к телефону Саши. Жаль, его сейчас нет.Вы бы не могли позвонить позже• Игра «Телефонный разговор».Отрабатывая речевой этикет, сначала в диалоге участвует педагог и подготовленный ребенок. Избирается правильный вариант, а потом дети в парах ведут между собой диалог по образцу.Вывод Итак, для формирования экспрессивной речи детей с онр необходима целенаправленная комплексная работа, которая осложнена имеющимися речевыми нарушениями у данной категории детей. Работу начинают с развития диалогической речи, а затем монологической. Вся работа проводится в игровой деятельности, закрепление происходит в режимных моментах, в свободной деятельности детей, на прогулке.Педагог является образцом для подражания, поэтому эталон высказывания вначале дает педагог. Эффективность формирования экспрессивной речи зависит от правильно подобранной методики, использования педагогических технологий. Заключение На современном этапе развития общества существует необходимостьповышения уровня грамотности устной и письменной речи граждан РФ как государственногофактора повышения речевой и языковой компетенции детей. Начиная с дошкольного периода обучения реализуется осмысленное отношение ребенка к языковым нормам, ориентация в языковых структурах; в формировании научно-правильных представлений фонетики,лексики, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса). Все обучение направлено на организацию и совершенствование речевойдеятельности детей, на овладение средствами создания связных высказываний, речи в целом.Развитие и обучение детей с речевыми нарушениями имеет определенные особенности, связанные с характеристиками речевого развития детей данной категории.Исследование экспрессивной речи дошкольников с ОНР высветило основную проблему обучения, которая заключается в эффективном развитии речевой деятельности дошкольников с целью формирования коммуникативных способностей детей. Кроме того,экспрессивность рассматривается как способпередачи смысла с увеличенной интенсивностью. Таким образом, экспрессияявляется средством увеличения речевой силы высказывания.Анализ теоретических и практических знаний в области изучения речи детей способствовал определению цели и задач констатирующего исследования. Цель исследования – изучениеэкспрессивной речи детей с ОНР, задачи реализовались путем организации и проведения констатирующего эксперимента. В эксперименте приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста (6-7) лет с ОНР.Методика изучения состояния экспрессивной речи детей дошкольного возраста с ОНР содержала следующие виды заданий, реализация которых способствует проявлению экспрессива в речи детей:- ответы на вопросы по сказке «Облачко»,- пересказ сказки «Облачко»,- ответы на вопросы по сюжетным картинкам «Про Машу и куклу Наташу»,- рассказ по сюжетным картинкам «Про Машу и куклу Наташу».Оценивание проводилось по трем параметрам: логическая связность, грамматическая связность, смысловая связность высказываний детей.Анализируя грамматическую связность, следует отметить правильность грамматического оформления предложений, однако в речевой продукции детей имелись нарушения линейности, соблюдение порядка слов в предложении.Логическая связность высказываний проявилась в умении последовательно передать события, правильно определить начальное действие, следствие этого действия и результат описываемого действия. однако, ни у кого из детей с ОНР не выявлен высокий уровень ее развития. В связи с краткостью рассказа, сокращением сюжета, нарушена смысловой передачи содержания.Анализ результатов исследования выявил низкие показатели при работе с текстом «Облачко», которая предполагала ответы на вопросы и пересказ. Можно предположить, что низкие результаты связаны с множеством сменяющихся действий и абстрактностью происходящих событий, а также с отсутствуем наглядной картинки.Средние результаты показаны при выполнении второй серии заданий, которая предполагала ответы на вопросы и составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка Маша и кукла Наташа - 1», что на наш взгляд связанос невнимательностью детей и не умением их творчески мыслить.Более высокие показатели отмечены при выполнении третьей серии заданий, включающей ответы на вопросы и составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка Маша и кукла Наташа – 2». Интерес к выполнению задания был вызван близостью сюжета. Дети составляли рассказ с учетом личного опыта по отношению к описываемой ситуации. Выражали свое отношение к ситуации и ее героям. Полученные результаты исследования были рассмотрены также с точки зрения использования технических средств речи: наполняемость речевой продукции ребенка разными частями речи, использование разных по структуре синтаксических конструкций.Каждый вид заданий был проанализирован на наличие существительных, глаголов, прилагательных, местоимений и наречий. Использование технических средств речи выявил бедность наполняемости активного словаря и моделирования синтаксических конструкций.Активный словарь детей с ОНР ограничен в плане использования выразительных средств речи. Словарь детей представлен существительными и глаголами, дети редко используют в речи прилагательные и наречия. Для детей с ОНР необходим образец высказывания, что подтверждает анализ результатов выполнения первой серии заданий. Содержательность синтаксических конструкций при ответах на вопросы выражается в использовании однословных и двусловных фраз, что свидетельствует о ситуативности речи. При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картинок отмечено использование сложных распространенных конструкции: предложения с дополнениями без предлогов и с предлогами, предложения с однородными членами, сложноподчиненные предложения. Таким образом, анализ состояния экспрессивной речи детей дошкольного возраста с ОНР позволил выявить уровень развитости самостоятельного высказывания, способности детей использовать экспрессивные средства при воспроизведении воспринятого текста и при построении собственного высказывания. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили положительные эффект проводимой логопедической работы и необходимость продолжения специально организованной коррекционной помощи для развития речи детей с ОНР, а именно экспрессивной ее стороны с учетом данных исследования. Список использованной литературыАлексеева М.И. К вопросу об обработке и пересказе русских народных сказок для детей / Алексеева М.И. // Вестник Московского университета. - 2011. - № 2. - С. 79-90.Бех И. Д. Воспитание личности. В 2-х книгах. - М .: Просвещение, 2003Бобчук А. Знание о тексте как система ориентиров в построении высказываний различных типов \\ Начальная школа. 2002. - № 4.Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., 1981.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебн. пособие для студ. сред. пед. заведений/сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 1999.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский -. М.: Лабиринт, 2004. 52 с.Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке / Е. М. Галкина- Федорук // Сборник статей по языкознанию: профессору Московского университета акад. В. В. Виноградову. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1958. – С. 103–124.Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи[Текст]/Ю.Ф.Гаркуша, В.Ю.Секачев.— М.: ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. -128с.Глаголева, К.С. Л.С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка [Текст]/К.С.Глаголева// Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326.Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов / М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.Градова Г.Н. Интерактивная технология как средство обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.Н. Градова, Н.В. Терехова // Научные труды. - 2015. - № 2 (39). - С. 86- 91.Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст]/О.Е.Грибова// Дефектология. — 1995, —№ 6.— С.12-19.Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2001Ермаков И. Г., Пузиков Д. А. Жизненные компетенции личности. Практически ориентировано пособие. - Донецк: Каштан, 2007.Ивкина Ю.М. Обучение пересказу старших дошкольников в процессе работы над формированием связной речи / Ивкина Ю.М. // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №4. С. 61- 64.Ивкина Ю.М. Пересказ литературных произведений как средство развития связной речи дошкольников / Ивкина Ю.М. В сборнике: Развитие науки и образования в современном мире. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. ООО «АР- Консалт». - 2015. - С. 93- 94.Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. [Текст]/ Е.П. Ильин.- М.:— СПб.: Питер, 2009.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.Катаева Р.М. Пересказ как средство автоматизации звуков в связной речи детей старшего дошкольного возраста / Катаева Р.М. - В сборнике: Наука и образование в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО «АР- Консалт». - 2015. - С. 21- 23.Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 сКондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология. - 2002. - № 6. - С. 51. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – с. 154.Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста - М., 2003. – с. 23.Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие / Сост. Н. В. Новоторцева. - 4 - е изд., перераб. и доп. - СПб.: КАРО, 2006. - 247 с.Кудина Г. Н., Новлянская С. Н. Литература как предмет эстетического цикла. - М., 1990.Компанець Н. М. Почитаем вместе. - М., 1997. 10.Хорошковська О. Н. Развитие речи младших школьников. - М .: Просвещение, 1995. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н.И. Серебрякова - М. - 1999. - 160 с.Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно- методическое пособие. / Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова СП., Журавлева Н.Н., Чернышева И.Н. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 80 с. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. - М.: Просвещение, 1991Логопедия / Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Подред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3- е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003.Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004Лурия А. Р.Язык и сознание / А. Р. Лурия. — М.: Изд-во Моск. Ун- та, 1998. - 187 с.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник нового века. - СПб.: Питер, 2002Малинович Ю. М. Экспрессия и смысл предложения. Проблемы эмоционально-экспрессивного синтаксиса / Ю. М. Малинович. – Иркутск : Изд-во Иркутского университета, 1989. – 216 с.Мартыненко Т.В. Особенности сформированности связной речи старших дошкольников / Т.В. Мартыненко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № - 18. - С. 106- 109.Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш.пед.заведений: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1997Нечаева О.В. Развитие речи детей дошкольного возраста / Нечаева О.В. // Филологическое образование в период детства. - 2015. - Т. 22. - С. 75- 78.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. / Н.В. Нищева - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005. - 528 с. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями/ Под ред. Т.Л. Лещинской. М..: НИО. 2005. 260 с. Онучин А.Н. Схемы причинности в межличностном познании старшеклассников как особой сферы и уровня социального познания // Мир психол. 1999. № 3. С. 90-98.Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов. 1999. 110 с. Павлова, О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст]/О.С. Павлова. — М.: Монография, 2007. — 97 с.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/под ред. Луковой А.В. - СПб: Союз, 1997Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.:Академия, 1999Психология и педагогика: Учебное пособие /Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. - М.: ИНФРА-М, 2001Самсонова С.Н. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессепересказа русских народных сказок / С.Н. Самсонова, Е.И. Юдина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. -№ 8- 3.- С. 45- 47.Свищиковой В.В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Свищиковой В.В. // Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. - 2013. № 1. - С. 96- 102.Серебрякова Н. В. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение и коррекция речевых расстройств / под.ред. Л. Г. Парамонова Л. 1986. - 284 с.Сергиенко Е.А. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1- 1. - С. 1538.Сиротина, В.Л. Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности. Методическое пособие. [Текст] /В.Л.Сиротина. – Челябинск, 2013. – 24с.Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие [Текст]/ Е.О. Смирнова. - М.: Академия,2012.Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями. [Текст]/Л.Г. Соловьева//Дефектология. — 2007.—№ 4.— С. 37—45.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Феникс, 1999Сухомлинский В.А. Комната сказки //Избранные произведения в 5-ти т. ─ К.,Школа, 1980. ─ Т.3.Талызина Н.Ф Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник. - М.: Академия, 2006Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. – М.: Институт языкознания РАН, 2011. – с. 252.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.:ВЛАДОС, 2004Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Филичева Т.Б.// Специальное образование. 2012. - № 1. - С. 139- 150.Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. II. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993. - 87 с.Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова / В.К. Харченко // Русский язык в школе. – 1976. – № 3. – С. 66–71Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – с. 63-74.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - М., 1958. - 116 с.Якунина О.В. Особенности устных пересказов текстов разного вида старшими дошкольниками с разным уровнем речевого развития / Якунина О.В. / В сборнике: Коммуникация. Мышление. Личность. Материалы Международной научной конференции,посвященной памяти профессоров И.Н. Горелова и К.Ф. Седова. - 2012. - С. 634- 640.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: методическое руководство. - СПб.: Иматон, 1999Флотская Н. Ю. Особенности развития навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. [Электронный ресурс]. https://www.sworld.com.ua/konfer39/322.pdfПриложение 1Сказка «Облачко»Этим утром солнышко чуть не проспало свой восход. Зевнув, оно с любопытством выглянуло из-за горизонта и сладко потянулось всеми своими лучиками. Они скользнули по лицу выбежавшей из дома девочки и своим волшебным светом озарили весь мир. Стали просыпаться на лужайке цветы, звонко защебетали птицы. На небе покачивалось маленькое, одинокое облачко и внимательно наблюдало за девочкой на лужайке, которая бегала за красивой бабочкой, перелетающей с цветка на цветок. Мимо облачка пыхтя и ворочаясь, проплывала туча. В этот миг один озорной лучик коснулся маленького облачка. От неожиданности оно вздрогнуло, поёжилось, но вдруг рассмеялось и подгоняемое тёплым ветерком, предложило лучику поиграть с ним в прятки.  - Только, чур, я вожу, - крикнуло облачко, продолжая наблюдать за девочкой.  В это время большая серая туча заслонила солнышко и лучик спрятался. Облачко, подгоняемое ветром, стало летать по небу и искать лучик. Но его нигде не было. Ему снова стало грустно и одиноко, и облачко прижалось к серой туче. От его нежного прикосновения туча прослезилась, а девочка на лужайке, подняла руки ладошками вверх, и запела весёлую песенку:  - «Дождик лей, лей, лей! На меня и на людей. На меня по крошке…»  В этот миг ветер подхватил облачко и, покачивая, понёс его искать спрятавшийся лучик. А с лужайки уже неслась другая незатейливая песенка:  - «Солнышко, солнышко! Выгляни на брёвнышко – там твои детки кушают котлетки. Всем по одной, а тебе не одной!»  И солнышко, услышав эту дразнилку, удивлённо проглянуло сквозь тучу, которую разогнал резвый ветерок. Тёплые солнечные лучики вновь заполнили собой весь этот чудесный мир. Какая смышлённая девочка! Это она помогала мне найти лучик, догадалось облачко, когда снова увидело своего потеряшку.  - Всё, чур! Ты нашёлся, нашёлся!  Облачко ласково коснулось лучика и тут же засияло, и порозовело. Вот, что значит тепло друга. В этот миг они услышали удивлённый голос девочки.  - О, чудо! Какое красивое облачко! Оно похоже на зайчика – там ушки, вот лапки и хвостик. Она звонко засмеялась и, приплясывая, захлопала в ладоши.  - Солнечный зайка, крикнула девочка, ты похож на игрушечного, что подарила мне мама.  И розовое облачко, от переполнившего его чувства любви, и трепетной нежности к этой чудесной маленькой девочке, и огромной прекрасной земле начало таять, таять… и вместо него на солнечном небе появилась радуга.Приложение 2ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯФ.И. ребенка _________________________________________________ возраст ______ДОО: ______________________________________________________________________Дата обследования: __________________ТЕКСТ «Облачко»ВопросыОтвет ребёнка (дословно)Комментарии1. О чем эта история? 2. На что было похоже облачко? 3. Во что умело превращаться облачко? 4. Что делала девочка, когда ее увидело облачко? 5. Когда облачко исчезло? 6. Что появилось после того, как облачко исчезло?  7. Почему облачко загрустило?  8. Почему пошел дождь? 9. Зачем облачко исчезло? 10. Тебе понравилась эта сказка? Почему?                                            Пересказ ребенка (дословно):____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ф.И. ребенка _________________________________________________ возраст ______ДОО: ______________________________________________________________________Дата обследования: __________________ТЕКСТ-1 в картинкахТЕКСТ-2 в картинкахВопросы по тексту-1Вопросы по тексту-21. О чем эта история? Скажи кратко.1. О чем эта история? Скажи кратко.2. Как ты назовешь эту историю?2. Как ты назовешь эту историю?3. Когда происходит действие? В какое время года?3. Кого встретила Маша?4. Как ты догадался, что это зима?4. Что делала девочка?5. Почему у снеговика голова куклы?5. Зачем Маша отдала девочке куклу?6. Какие чувства испытывают ребята? 6. Почему Маша заплакала?


1. Алексеева М.И. К вопросу об обработке и пересказе русских народных сказок для детей / Алексеева М.И. // Вестник Московского университета. - 2011. - № 2. - С. 79-90.
2. Бех И. Д. Воспитание личности. В 2-х книгах. - М .: Просвещение, 2003
3. Бобчук А. Знание о тексте как система ориентиров в построении высказываний различных типов \\ Начальная школа. 2002. - № 4.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебн. пособие для студ. сред. пед. заведений/сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 1999.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский -. М.: Лабиринт, 2004. 52 с.
7. Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке / Е. М. Галкина- Федорук // Сборник статей по языкознанию: профессору Московского университета акад. В. В. Виноградову. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1958. – С. 103–124.
8. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи[Текст]/Ю.Ф.Гаркуша, В.Ю.Секачев.— М.: ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. -128с.
9. Глаголева, К.С. Л.С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка [Текст]/К.С.Глаголева// Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326.
10. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов / М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
11. Градова Г.Н. Интерактивная технология как средство обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.Н. Градова, Н.В. Терехова // Научные труды. - 2015. - № 2 (39). - С. 86- 91.
12. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст]/О.Е.Грибова// Дефектология. — 1995, —№ 6.— С.12-19.
13. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
14. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2001
15. Ермаков И. Г., Пузиков Д. А. Жизненные компетенции личности. Практически ориентировано пособие. - Донецк: Каштан, 2007.
16. Ивкина Ю.М. Обучение пересказу старших дошкольников в процессе работы над формированием связной речи / Ивкина Ю.М. // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №4. С. 61- 64.
17. Ивкина Ю.М. Пересказ литературных произведений как средство развития связной речи дошкольников / Ивкина Ю.М. В сборнике: Развитие науки и образования в современном мире. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. ООО «АР- Консалт». - 2015. - С. 93- 94.
18. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. [Текст]/ Е.П. Ильин.- М.:— СПб.: Питер, 2009.
19. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
20. Катаева Р.М. Пересказ как средство автоматизации звуков в связной речи детей старшего дошкольного возраста / Катаева Р.М. - В сборнике: Наука и образование в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО «АР- Консалт». - 2015. - С. 21- 23.
21. Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 с
22. Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология. - 2002. - № 6. - С. 51.
23. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – с. 154.
24. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста - М., 2003. – с. 23.
25. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие / Сост. Н. В. Новоторцева. - 4 - е изд., перераб. и доп. - СПб.: КАРО, 2006. - 247 с.
26. Кудина Г. Н., Новлянская С. Н. Литература как предмет эстетического цикла. - М., 1990.
27. Компанець Н. М. Почитаем вместе. - М., 1997. 10.Хорошковська О. Н. Развитие речи младших школьников. - М .: Просвещение, 1995.
28. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н.И. Серебрякова - М. - 1999. - 160 с.
29. Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно- методическое пособие. / Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова СП., Журавлева Н.Н., Чернышева И.Н. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 80 с.
30. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
31. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. - М.: Просвещение, 1991
32. Логопедия / Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Подред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3- е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003.
33. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004
34. Лурия А. Р.Язык и сознание / А. Р. Лурия. — М.: Изд-во Моск. Ун- та, 1998. - 187 с.
35. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник нового века. - СПб.: Питер, 2002
36. Малинович Ю. М. Экспрессия и смысл предложения. Проблемы эмоционально-экспрессивного синтаксиса / Ю. М. Малинович. – Иркутск : Изд-во Иркутского университета, 1989. – 216 с.
37. Мартыненко Т.В. Особенности сформированности связной речи старших дошкольников / Т.В. Мартыненко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № - 18. - С. 106- 109.
38. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999
39. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш.пед.заведений: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1997
40. Нечаева О.В. Развитие речи детей дошкольного возраста / Нечаева О.В. // Филологическое образование в период детства. - 2015. - Т. 22. - С. 75- 78.
41. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. / Н.В. Нищева - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005. - 528 с.
42. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями/ Под ред. Т.Л. Лещинской. М..: НИО. 2005. 260 с.
43. Онучин А.Н. Схемы причинности в межличностном познании старшеклассников как особой сферы и уровня социального познания // Мир психол. 1999. № 3. С. 90-98.
44. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов. 1999. 110 с.
45. Павлова, О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст]/О.С. Павлова. — М.: Монография, 2007. — 97 с.
46. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/под ред. Луковой А.В. - СПб: Союз, 1997
47. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.:Академия, 1999
48. Психология и педагогика: Учебное пособие /Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. - М.: ИНФРА-М, 2001
49. Самсонова С.Н. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессепересказа русских народных сказок / С.Н. Самсонова, Е.И. Юдина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. -№ 8- 3.- С. 45- 47.
50. Свищиковой В.В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Свищиковой В.В. // Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. - 2013. № 1. - С. 96- 102.
51. Серебрякова Н. В. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение и коррекция речевых расстройств / под.ред. Л. Г. Парамонова Л. 1986. - 284 с.
52. Сергиенко Е.А. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1- 1. - С. 1538.
53. Сиротина, В.Л. Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности. Методическое пособие. [Текст] /В.Л.Сиротина. – Челябинск, 2013. – 24с.
54. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие [Текст]/ Е.О. Смирнова. - М.: Академия,2012.
55. Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями. [Текст]/Л.Г. Соловьева//Дефектология. — 2007.—№ 4.— С. 37—45.
56. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Феникс, 1999
57. Сухомлинский В.А. Комната сказки //Избранные произведения в 5-ти т. ─ К.,Школа, 1980. ─ Т.3.
58. Талызина Н.Ф Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999
59. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник. - М.: Академия, 2006
60. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. – М.: Институт языкознания РАН, 2011. – с. 252.
61. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.:ВЛАДОС, 2004
62. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Филичева Т.Б.// Специальное образование. 2012. - № 1. - С. 139- 150.
63. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. II. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993. - 87 с.
64. Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова / В.К. Харченко // Русский язык в школе. – 1976. – № 3. – С. 66–71
65. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – с. 63-74.
66. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
67. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
68. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - М., 1958. - 116 с.
69. Якунина О.В. Особенности устных пересказов текстов разного вида старшими дошкольниками с разным уровнем речевого развития / Якунина О.В. / В сборнике: Коммуникация. Мышление. Личность. Материалы Международной научной конференции,посвященной памяти профессоров И.Н. Горелова и К.Ф. Седова. - 2012. - С. 634- 640.
70. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: методическое руководство. - СПб.: Иматон, 1999
71. Флотская Н. Ю. Особенности развития навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. [Электронный ресурс]. https://www.sworld.com.ua/konfer39/322.pdf

Вопрос-ответ:

Как развивается экспрессивная речь у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Экспрессивная речь у дошкольников с общим недоразвитием речи развивается через специальные психолого-педагогические методики и занятия, которые помогают развивать и улучшать у детей навыки выражения мыслей и эмоций с помощью слов и жестов. В процессе работы над развитием экспрессивной речи у детей с ОНР используются различные игры, упражнения и речевые задачи, которые способствуют развитию словарного запаса, навыков работы с речевым аппаратом и овладением основами грамматики.

Какие методики используются для развития экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Для развития экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи используются различные методики и подходы. Некоторые из них включают игровые формы работы с ребенком, использование картинок для расширения словарного запаса, развитие навыков артикуляции звуков речи с помощью упражнений на укрепление мышц губ и языка. Также используются игры, направленные на развитие навыков выражения эмоций и мыслей.

Какие особенности речевого развития наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи?

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются определенные особенности в речевом развитии. Часто у них отмечается недостаток слов, скудный словарный запас, трудности с артикуляцией звуков, нарушения в грамматике и синтаксисе речи. Также у этих детей часто наблюдаются проблемы с выражением мыслей и эмоций с помощью слов, что требует специальной коррекционной работы.

Как проводится изучение состояния экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Изучение состояния экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи проводится с помощью констатирующего эксперимента. В рамках эксперимента у детей анализируется словарный запас, навыки артикуляции звуков, способность выражать мысли и эмоции с помощью слов, уровень грамматической правильности и синтаксической структуры речи. Результаты эксперимента позволяют определить уровень развития экспрессивной речи и выделить основные направления коррекционной работы.

Какое значение имеет развитие речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Развитие речи имеет большое значение для дошкольников с общим недоразвитием речи, так как оно позволяет им общаться с окружающими, выражать свои мысли и эмоции, а также успешно учиться в школе. Кроме того, развитие речи способствует развитию коммуникативных навыков и социализации.

Как развивается экспрессивная речь у детей?

Экспрессивная речь у детей развивается постепенно. В начале дошкольного возраста дети учатся произносить отдельные слова, затем они начинают использовать простые фразы и предложения. Со временем дети улучшают свои навыки произношения, овладевают словарным запасом и учатся строить более сложные предложения. Развитие экспрессивной речи осуществляется через повседневные общение, игры, чтение и другие активности.

Какие особенности речевого развития наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи?

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются различные особенности речевого развития. Они могут испытывать трудности с произношением звуков, ограниченным словарным запасом, слабыми грамматическими навыками и нарушенной интонацией. Однако с помощью специальной коррекционной работы можно значительно улучшить их речевые навыки.

Какие задачи и методика констатирующего эксперимента используются для изучения состояния экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Задачи констатирующего эксперимента включают определение уровня развития экспрессивной речи, выявление особенностей произношения, грамматических навыков и лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи. Методика включает проведение наблюдений, анализ записей и производство специальных тестов и заданий для оценки речевых навыков детей.

Какие особенности речевого развития у детей с общим недоразвитием речи?

Дети с общим недоразвитием речи имеют свои особенности в речевом развитии. Эти дети могут испытывать трудности с произношением, словарным запасом, грамматикой и связностью речи. Также у них может быть ограниченный контроль над выразительностью и эмоциональностью речи. Все эти особенности нуждаются в коррекционной работе для развития экспрессивной речи.

Что такое экспрессивная речь у дошкольников?

Экспрессивная речь у дошкольников относится к типу речи, который позволяет выразить эмоции, чувства, мысли и желания. На этом этапе развития ребенок обогащает свой словарный запас, учится использовать различные грамматические структуры и правильно передавать информацию с помощью интонации, голосового тембра и жестов. Развитие экспрессивной речи важно для установления эмоциональной связи с окружающими и успешного общения.

Какими методами исследуется состояние экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Исследование состояния экспрессивной речи у детей с общим недоразвитием речи проводится с помощью констатирующего эксперимента. В рамках этого эксперимента применяются различные методики, например, анализ произношения, оценка объема словарного запаса, анализ грамматических ошибок и т. д. Результаты этих исследований позволяют определить уровень развития экспрессивной речи у детей и разработать коррекционные программы для их развития.

Какие задачи ставятся перед коррекционной работой по развитию экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Коррекционная работа по развитию экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет несколько задач. Во-первых, необходимо развить у детей навыки произношения звуков, формирование правильных грамматических структур и обогатить их словарный запас. Во-вторых, важно развить у детей умение выражать свои мысли и эмоции с помощью речи, использовать интонацию и выразительные средства. Кроме того, задачей коррекционной работы является развитие навыков коммуникации и успешного общения с окружающими.